ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Социально-экономическая политика
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ*
Константин Юрьевич ПРОКОФЬЕВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Псковский государственный университет,
Псков, Российская Федерация
История статьи:
Принята 16.05.2015 Принята в доработанном виде 26.06.2015 Одобрена 07.07.2015
УДК 332. 821
JEL: Ы21, К22, Я31, Я38
Ключевые слова: жилищная политика, механизм реализации, модель жилищной политики, закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости
Аннотация
Предмет. Статья посвящена реализации государственной жилищной политики на региональном уровне.
Цели. Разработать механизм реализации жилищной политики по обеспечению отдельных категорий граждан жильем за счет строительства (приобретения) доходных домов и жилья экономкласса с использованием коллективных инвестиций на региональном уровне. Методология. Использованы метод обобщения и системный метод исследования. Результаты. Разработан механизм реализации жилищной политики по обеспечению отдельных категорий граждан жильем за счет строительства (приобретения) доходных домов и жилья экономкласса с использованием региональных закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости.
Выводы. Сделан вывод о том, что формированию и реализации эффективной государственной жилищной политики будет способствовать механизм, который предполагает активное использование рыночного механизма и государственной поддержки различных категорий граждан в обеспечении жильем, а также значительный уровень безопасности вложенных средств. Результаты исследования могут быть полезны органам государственной власти при формировании и реализации государственной жилищной политики, в том числе на региональном уровне.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В современной экономической теории нет универсального определения понятия «жилищная политика». Краткий обзор подходов к этому определению представлен в табл. 1.
В связи с тем что единого понимания жилищной политики не существует, мы предлагаем рассматривать ее как деятельность органов власти, которая направлена на обеспечение реализации конституционного права всех граждан на жилище, отвечающее различным потребностям
и возможностям, а также законодательно установленным требованиям.
Таким образом, формирование и реализация государственной жилищной политики направлены на решение жилищной проблемы.
Вопросам изучения существующих
и предлагаемых новых механизмов реализации государственной жилищной политики
(в частности, финансовым механизмам)
посвящены труды многих ученых
и исследователей, в том числе Ю.С. Бердовой, Л.М. Пилипенко [1], В.В. Бузырева,
И.В. Дубровской [2], И.Ф. Гареева,
Н.М. Зариповой [3], С.А. Коростина [4],
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 15-32-01232 а(2).
А.Г. Куликова [5], С.Ю. Куценко [6],
Л.А. Манухиной [7], Д.В. Нестеровой [S], А.Н. Огурцовой [9], Е.Е. Торгаяна, О.И. Усаткиной [10], Kalpana Gopalan, Madalasa Venkataraman [11], Chuanchuan Zhang [12], Raphael Bostica, Ingrid Gould Ellenb [13], Leandro Medrano, Julia Spinelli [14], Ran Liua, , Tai-Chee Wong [15], Sergio Copiello [16], Cecilia Enström Öst [17], M. Berry [18], P.M. Ward [19], Jiankun Zhanga, Lei Zhoub [20]. Анализ работ данных авторов позволил выявить следующие существующие и предлагаемые механизмы реализации жилищной политики в Российской Федерации:
• адресную поддержку застройщиков;
• очередь на улучшение жилищных условий;
• адресное финансирование отдельных категорий граждан;
• предоставление отдельным категориям граждан государственного и муниципального жилищного фонда на льготных условиях;
• региональные и муниципальные программы;
• ипотечное кредитование;
• жилищные сберегательные программы;
• государственно-частное партнерство;
• жилищно-строительные и жилищно-накопительные кооперативы;
• использование механизмов коллективного инвестирования жилищного строительства;
• долевое строительство;
• использование инвестиционных ресурсов страховых компаний для финансирования инвестиционных проектов в жилищном строительстве;
• жилищный лизинг.
Кроме того, было проведено исследование методологических аспектов формирования жилищной политики на региональном уровне, в результате которого были систематизированы и типологизированы следующие проблемы формирования и реализации жилищной политики на региональном уровне:
• экономические (низкий платежеспособный спрос, высокая себестоимость строительства, высокие цены на жилье, высокая цена подключения коммуникаций и т.д.);
• технические (огромная доля неблагоустроенного жилищного фонда, большая доля ветхого и аварийного жилья и т.д.);
• управленческие (низкая эффективность управления жилищным фондом);
• ресурсные (недостаток земельных участков для многоэтажного жилищного строительства и т.д.);
• законодательно-административные (отсутствие единой системы в жилищном законодательстве; сложности, связанные с нормативно-правовыми аспектами и бюрократическими проволочками; низкий уровень нормативно-правового регулирования управления земельными ресурсами; произвол и коррумпированность чиновников и т.д.);
• отраслевые (наличие слабой конкуренции в отрасли, несоответствие возможностей стройиндустрии потребностям жилищного строительства и т.д.);
• финансовые (отсутствие достаточных финансовых возможностей у региональных органов власти для полноценной поддержки предприятий, осуществляющих жилищное строительство; платежеспособного спроса населения путем адресных жилищных субсидий;
строительства социального жилья, что является причиной наличия многолетних очередей на его получение, и т.д.);
• инфраструктурные (отсутствие инженерной (коммунальной и дорожной), социальной инфраструктуры в развивающихся и новых микрорайонах и т.д.).
С одной стороны, имеется комплекс проблем в формировании и реализации жилищной политики, основными из которых являются финансовые, ресурсные и т.д. С другой стороны, существуют потребности в формировании как жилищного фонда экономкласса1, так и арендного жилищного фонда2. Решение данных проблем и удовлетворение потребностей требуют разработки модели жилищной политики на региональном уровне в Российской Федерации и механизма ее реализации. Такая модель жилищной политики должна предусматривать активное использование как рыночного механизма, так и инструментов государственной поддержки различных категорий граждан в обеспечении жильем. Модель государственной жилищной политики по обеспечению отдельных категорий граждан жильем за счет строительства (приобретения) доходных домов и жилья экономкласса с использованием коллективных инвестиций (закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости) представлена на рис. 1. Данная модель была разработана автором и представлена на международной конференции3.
Предложенная модель предполагает привлечение не только различных форм государственной поддержки, но и коллективных инвестиций посредством механизма закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости.
Для реализации предложенной модели жилищной политики по обеспечению отдельных категорий граждан жильем за счет строительства (приобретения) доходных домов и жилья экономкласса с использованием коллективных
1 О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи: постановление Правительства РФ
от 05.05.2014 № 404.
2 Об утверждении перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода: распоряжение Правительства РФ от 29.08.2012 № 1556-р.
3 Модель жилищной политики на региональном уровне в Российской Федерации // Международная научная конференция «Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях». Псков: ПсковГУ, 2015. С. 313-318.
инвестиций на региональном уровне предлагаем механизм, основанный на следующих принципах:
• на принципе сбалансированности использования рыночных механизмов и различных инструментов государственной поддержки;
• на принципе контролируемости, подразумевающем наличие государственного контроля и контроля со стороны различных независимых экспертных организаций, инвесторов;
• на принципе региональной самодостаточности;
• на принципе соответствия потребностей и экономических ресурсов;
• на принципе региональной социально-экономической эффективности и т.д.
Процесс реализации указанного механизма можно разбить на несколько этапов.
Первый этап предполагает учреждение на федеральном уровне (постановлением Правительства Российской Федерации) управляющей компании — открытого акционерного общества «Агентство по созданию доступного жилищного фонда». Учредителем данного акционерного общества будет являться Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Создание управляющей компании — открытого акционерного общества «Агентство по созданию доступного жилищного фонда» (далее — УК) осуществляется в два этапа:
• государственная регистрация УК в форме ОАО;
• получение лицензии.
Норматив достаточности собственных средств УК с 01.09.2014 составляет 80 млн руб.
Руководителем УК может быть работник организации, которая осуществляет деятельность на финансовом рынке, назначенный на должность в установленном порядке в соответствии с учредительными документами организации и исполняющий функции ее единоличного исполнительного органа. Он должен иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту.
Управляющая компания обязана организовать внутренний контроль за соответствием законодательным требованиям, правилам
http://fin-izdat.
доверительного управления и деятельности, осуществляемой на основании лицензии. Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом или отдельным структурным подразделением УК.
Контролер — это работник организации, которая ведет деятельность на финансовом рынке, назначенный на должность в установленном порядке (в качестве основного места работы), в соответствии со своими должностными обязанностями отвечающий за внутренний контроль деятельности организации или ее филиалов. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) должен иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям (наличие квалификационного аттестата пятого типа с указанием квалификации, соответствующей контролеру).
Перечень документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий
и представляемых соискателями для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению закрытыми паевыми
инвестиционными фондами недвижимости, представлен в постановлении Правительства РФ от 06.10.2008 № 744 «Об утверждении перечней документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в Федеральных законах «Об инвестиционных фондах» и «О негосударственных пенсионных фондах».
После создания и получения лицензии управляющей компании необходимо
на конкурсной основе заключить договоры с инфраструктурными организациями, к которым относятся:
• специализированный депозитарий (хранитель активов фонда), в котором учитывается и хранится имущество, причем учет и хранение имущества может осуществляться только одним специализированным депозитарием;
• регистратор - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, или специализированный депозитарий закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости;
151
• независимая аудиторская организация. Заключение договоров с аудиторской организацией недопустимо:
— если УК, специализированный депозитарий или лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев инвестиционных паев, является по отношению к этой аудиторской организации основным или дочерним либо преобладающим или зависимым обществом;
— если аудиторская организация является владельцем инвестиционных паев ЗПИФН, с управляющей компанией которого заключается договор;
• агент по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости, которым может быть только специализированный депозитарий и профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление брокерской деятельности или деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
• оценщики - физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою деятельность. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом. Оценщиками закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости не могут быть аффилированные лица УК, специализированного депозитария и аудиторской организации фонда.
На региональном уровне (постановлением, законом органа исполнительной власти субъекта РФ, распоряжением губернатора и т.д.) создается в соответствии с законодательством региональный оператор управляющей компании — открытого акционерного общества «Агентство по созданию доступного жилищного фонда» (далее — региональный оператор УК), учредителем которого от имени соответствующего субъекта РФ выступит орган исполнительной власти региона, осуществляющий функции в области управления государственным имуществом.
Далее в целях привлечения коллективных инвестиций жителей и инвесторов каждого конкретного субъекта РФ, институциональных инвесторов и т.д. для строительства жилья экономкласса, доходных домов в каждом регионе
либо управляющая компания формирует крупные закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости для реализации проектов всероссийского масштаба, либо региональный оператор УК формирует один или несколько региональных закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости «Доступное жилье» для реализации проектов регионального или муниципального уровня.
В основе взаимодействия пайщика, закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости и управляющей компании лежит договор доверительного управления, который проходит государственную регистрацию.
Согласно договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Договор доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости регистрируется в виде типовых правил доверительного управления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.07.2002 № 564 «О Типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом».
Стоимость имущества, входящего в закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости, по достижении которой он является сформированным, не может быть менее 25 млн руб. Следует отметить, что законодательство устанавливает требования не только к составу активов, но и к структуре закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, которые изложены в приказе ФСФР России от 28.12.2010 № 10-79/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных
инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».
Привлеченные инвестиции региональных закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости «Доступное жилье» будут направлены:
• на строительство жилья экономкласса путем заключения на конкурсной основе договоров с застройщиками, которым также в рамках взаимодействия управляющей компании или ее региональных операторов с органами власти (ОАО «АФЖС», ОАО «РЖС», ОАО «АИЖК»)
будут предоставляться государственные гарантии Российской Федерации,
субсидирование процентных ставок,
компенсация части затрат при реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой и т.д.
• строительство или приобретение доходных домов, управление которыми возлагается на управляющие компании, чьи средства были использованы.
Для покупателей жилья экономкласса целесообразна организация взаимодействия с ОАО «АИЖК» или его региональным оператором и разработка специальных ипотечных программ.
Разработка правил реализации жилья экономкласса и предоставления площадей доходных домов возлагается на орган исполнительной власти региона, осуществляющий функции управления государственным
имуществом региона совместно с органом исполнительной власти региона, осуществляющим государственно-властные полномочия
исполнительно-распорядительного характера
в области строительства, развития рынка доступного жилья и жилищно-коммунального хозяйства.
В разработанном механизме реализованы следующие принципы:
• принцип сбалансированности использования рыночных механизмов и различных инструментов государственной поддержки. С одной стороны, привлекаются свободные денежные средства инвесторов для вложения в строительство жилья экономкласса и арендного жилищного фонда посредством механизма закрытых паевых инвестиционных фондов. С другой стороны, используются инструменты государственной поддержки,
предлагаемые не только региональными органами власти, но и такими государственными организациями, как ОАО «АИЖК», ОАО «АФЖС», Фонд «РЖС», что делает привлекательным участие застройщиков и различных инвесторов в данном процессе;
• принцип контролируемости. Государство контролирует деятельность управляющих компаний, занимающихся управлением закрытыми паевыми инвестиционными фондами недвижимости на основании лицензии;
• принцип региональной самодостаточности. Предложенный механизм делает возможным привлечение в целях реализации задач по строительству жилья экономкласса и развитию арендного жилищного фонда ресурсов как частных инвесторов, проживающих в регионе и за его пределами, так и институциональных инвесторов, осуществляющих деятельность в регионе и за его пределами;
• принцип соответствия потребностей и экономических ресурсов и принцип региональной социально-экономической эффективности. Управляющие компании будут добиваться положительного коммерческого эффекта с помощью эффективного вложения ограниченных экономических ресурсов, аккумулированных в региональных закрытых паевых инвестиционных фондах недвижимости, в востребованный именно на данном региональном рынке жилищный фонд (жилье экономкласса, арендный жилищный фонд). Это будет способствовать удовлетворению потребностей населения в жилье экономкласса и арендном жилищном фонде и созданию положительного социального эффекта.
Таким образом, предложенная модель и разработанный механизм предусматривают активное использование как рыночного механизма, достаточно широко контролируемого
государством, что обеспечивает значительный уровень безопасности вложенных средств, так и широкой государственной поддержки различных категорий граждан в обеспечении жильем.
Таблица 1
Краткий обзор определений понятия «жилищная политика»
Автор Определение
Е.С. Хлестунова Часть социально-экономической политики страны, включающая комплекс взаимоувязанных целей, принципов, программ, механизмов и инструментов государственной, муниципальной и общественной деятельности, содействующих улучшению жилищных условий граждан и предпринимательству в жилищной сфере
Н.Ю. Зубарев Целенаправленная система воздействия на жилищную сферу со стороны государства
Общераспространенные определения Часть социальной политики государства, выполняющего основные государственные функции по обеспечению граждан жильем и решению жилищных проблем. Социальная деятельность, представляющая собой стратегию действий государства и муниципалитета в области строительства, эксплуатации и преобразования жилищ, которая определяется социальными задачами, стоящими перед обществом в настоящий момент, и социальными целями, поставленными перед собой данным обществом на более отдаленную перспективу
В.И. Жилина Составная часть социально-экономической политики государства и план действий, в котором отражены цели и средства достижения жилищной системой нового качества условий проживания населения
И.В. Пожилова Многоаспектная деятельность, система мер, мероприятий и отношений
И.В. Чеботарев Деятельность государственных органов, направленная на решение стратегических проблем развития жилищно-коммунальной сферы
В.Б. Усов Система мер федеральных и региональных органов власти в области управления жилищной сферой и регулирования социально-экономических отношений участников рынка жилья, направленных на обеспечение населения жильем с целью удовлетворения его важнейших потребностей
Источники: Зубарев Н.Ю. Основы формирования муниципальной жилищной политики // Вестник Самарского муниципального института управления. 2007. № 5. С. 144-49; ПожиловаИ.В. Стратегические направления и тенденции развития жилищной политики российских регионов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2014. № 1. С. 24-30
Рисунок 1
Модель жилищной политики по обеспечению отдельных категорий граждан жильем за счет строительства (приобретения) доходных домов и жилья экономкласса с использованием коллективных инвестиций на региональном уровне
Примечание. ОАО «АИЖК» - открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»; ОАО «АФЖС» - открытое акционерное общество «Агентство финансирования жилищного строительства»; Фонд «РЖС» -Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Бердова Ю.С., Пилипенко Л.М. Реализация государственной жилищной политики: региональный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1504.
2. Бузырев В.В., Дубровская И.В. Реализация жилищной политики в России: перспективы и риски // Проблемы современной экономики. 2014. № 3. С. 238-240.
3. Гареев И.Ф., Зарипова Н.М. Проблемы развития рынка арендного жилья в отечественной экономике // Российское предпринимательство. 2014. № 20. С. 81-91.
4. Коростин С.А. Анализ показателей развития региональных рынков жилой недвижимости и доступности жилья в российских регионах // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-1. С. 195-198.
5. Куликов А.Г. Концептуальные вопросы развития жилищной сферы и ипотеки в Российской Федерации // Деньги и кредит. 2014. № 8. С. 43-51.
6. Куценко С.Ю. К вопросу о необходимости совершенствования механизмов реализации государственной жилищной политики на муниципальном уровне // Арктика: экология и экономика. 2013. № 4. С. 40-49.
7. Манухина Л.А. Об инвестиционной жилищной политике, направленной на увеличение количественных и качественных параметров жилищной обеспеченности регионов // Недвижимость: экономика, управление. 2013. № 1. С. 58-60.
8. Нестерова Д.В. Предельные цены на строительство жилья как регулятивный институт реализации жилищной политики государства // Журнал экономической теории. 2013. № 4. С. 157-168.
9. Огурцова А.Н. Инструменты реализации федеральной жилищной политики на региональном уровне (на примере Ярославской области) // Интеграл. 2013. № 5-6. С. 84-86.
10. Торгаян Е.Е., Усаткина О.И. Факторы, влияющие на формирование государственной жилищной политики // Научное обозрение. 2015. № 13. С. 295-298.
11. Kalpana Gopalan, Madalasa Venkataraman. Affordable housing: Policy and practice in India // IIMB Management Review. 2015. Vol. 27. № 2. P. 129-140. doi: 10.1016/j.iimb.2015.03.003
12. Chuanchuan Zhang. Income inequality and access to housing: Evidence from China // China Economic Review. 2015. Vol. 36. P. 261-271. doi: 10.1016/j.chieco.2015.10.003
13. Raphael Bostica, Ingrid Gould Ellenb. Introduction: Special issue on housing policy in the United States // Journal of Housing Economics. 2014. Vol. 24. P. 1-3. doi: 10.1016/jjhe.2014.02.001
14. Medrano L., Spinelli J. Urban policies and projects for social housing in central areas. The case of the Habitasampa competition (Sao Paulo, Brazil) // Habitat International. 2014. Vol. 42. P. 39-47. doi: 10.1016/j .habitatint.2013.10.004
15. Ran Liua, Tai-Chee Wong. The allocation and misallocation of economic housing in Beijing: Target groups versus market forces // Habitat International. 2015. Vol. 49. P. 303-315. doi: 10.1016/j.habitatint.2015.06.002
16. Copiello S. Achieving affordable housing through energy efficiency strategy // Energy Policy. 2015. Vol. 85. P. 288-298. doi: 10.1016/j.enpol.2015.06.017
17. Cecilia Enstrom Ost. Economic incentives, housing allowance, and housing consumption: An unintended consequence of a shift in housing policy // Journal of Housing Economics. 2014. Vol. 23. P. 17-27. doi: 10.1016/j.jhe.2013.11.003
18. Berry M. Policy Instruments that Support Housing Supply Social Housing // International Encyclopedia of Housing and Home. 2012. P. 306-310. doi: 10.1016/B978-0-08-047163-1.00261-7
19. WardPM. Housing Policies in Developing Countries // International Encyclopedia of Housing and Home.
2012. P. 559-572. doi: 10.1016/B978-0-08-047163-1.00236-87
20. Jiankun Zhanga, Lei Zhoub. Incentive mechanism design of access management policy in affordable housing and analysis // Cities. 2011. Vol. 28. № 2. P. 186-192. doi: 10.1016/j.cities.2010.12.002
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC HOUSING POLICIES AT THE REGIONAL LEVEL
Konstantin Yu. PROKOF'EV
Pskov State University, Pskov, Russian Federation [email protected]
Socioeconomic Policy
Article history:
Received 16 May 2015 Received in revised form 26 June 2015 Accepted 7 July 2015
JEL classification: R10, R29, R41, R48
Keywords: housing policy, realization, mechanism, principles, closed mutual investment fund
Abstract
Importance The article deals with the issues of implementation of public housing policies at the regional level.
Objectives The paper aims to develop a mechanism for the implementation of housing policies for individual categories of citizens with housing through the construction (purchase) of tenements and economy class housing, using collective investment at the regional level. Methods I used a method of synthesis and systematic research method.
Results I present a developed mechanism to ensure the implementation of housing policies for individual categories of citizens with housing through the construction (purchase) of tenements and economy class housing, using regional private mutual funds of real estate.
Conclusions and Relevance I conclude that the mechanism, which involves an extensive use of the market mechanism and governmental support for different categories of citizens with housing, as well as a considerable level of investment security will contribute to the formulation and implementation of effective public housing policy. The results of the research may be useful to State authorities in forming and implementing public housing policies, including at the regional level.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-32-01232a(2).
References
1. Berdova Yu.S., Pilipenko L.M. Realizatsiya gosudarstvennoi zhilishchnoi politiki: regional'nyi aspekt [The implementation of State housing policy: a regional perspective]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1. Available at: www.science-education.ru/121-19309. (In Russ.)
2. Buzyrev V.V., Dubrovskaya I.V. Realizatsiya zhilishchnoi politiki v Rossii: perspektivy i riski [Implementation of the housing policy in Russia: perspectives and risks]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2014, no. 3, pp. 238-240.
3. Gareev I.F., Zaripova N.M. Problemy razvitiya rynka arendnogo zhil'ya v otechestvennoi ekonomike [Problems of development of the rental market in the domestic economy]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 20, pp. 81-91.
4. Korostin S.A. Analiz pokazatelei razvitiya regional'nykh rynkov zhiloi nedvizhimosti i dostupnosti zhil'ya v rossiiskikh regionakh [Analysis of indicators for regional market development in residential real estate and housing affordability in regions of Russia]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 5-1, pp. 195-198.
5. Kulikov A.G. Kontseptual'nye voprosy razvitiya zhilishchnoi sfery i ipoteki v Rossiiskoi Federatsii [Conceptual Questions of the Development of Housing and Mortgage in the Russian Federation]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 8, pp. 43-51.
6. Kutsenko S.Yu. K voprosu o neobkhodimosti sovershenstvovaniya mekhanizmov realizatsii gosudarstvennoi zhilishchnoi politiki na munitsipal'nom urovne [On the issue of the need to enhance the approaches to the implementation of State housing policy at the municipal level]. Arktika: ekologiya i ekonomika = The Arctic: Ecology and Economy, 2013, no. 4, pp. 40-49.
7. Manukhina L.A. Ob investitsionnoi zhilishchnoi politike, napravlennoi na uvelichenie kolichestvennykh i kachestvennykh parametrov zhilishchnoi obespechennosti regionov [The investment housing policy to
increase the quantity and quality of public housing provision on construction and real estate management].
Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie = Real Estate: Economics, Management, 2013, no. 1, pp. 58-60.
8. Nesterova D.V. Predel'nye tseny na stroitel'stvo zhil'ya kak regulyativnyi institut realizatsii zhilishchnoi politiki gosudarstva [Marginal Prices for Residential Construction as a Regulative Institution for Government Housing Policy]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = The Journal of Economic Theory, 2013, no. 4, pp. 157-168.
9. Ogurtsova A.N. Instrumenty realizatsii federal'noi zhilishchnoi politiki na regional'nom urovne (na primere Yaroslavskoi oblasti) [Methods of implementation of the Federal housing policy at the regional level: Evidence from the Yaroslavl oblast]. Integral, 2013, no. 5-6, pp. 84-86.
10. Torgayan E.E., Usatkina O.I. Faktory, vliyayushchie na formirovanie gosudarstvennoi zhilishchnoi politiki [Factors influencing the formation of State housing policy]. Nauchnoe obozrenie = Science Review, 2015, no. 13, pp. 295-298.
11. Kalpana Gopalan, Madalasa Venkataraman. Affordable Housing: Policy and Practice in India. IIMB Management Review, 2015, vol. 27, no. 2, pp. 129-140. doi: 10.1016/j.iimb.2015.03.003
12. Chuanchuan Zhang. Income Inequality and Access to Housing: Evidence from China. China Economic Review, 2015, vol. 36, pp. 261-271. doi: 10.1016/j.chieco.2015.10.003
13. Raphael Bostica, Ingrid Gould Ellenb. Introduction: Special Issue on Housing Policy in the United States. Journal of Housing Economics, 2014, vol. 24, pp. 1-3. doi: 10.1016/jjhe.2014.02.001
14. Medrano L., Spinelli J. Urban Policies and Projects for Social Housing in Central Areas. The Case of the Habitasampa Competition (Sâo Paulo, Brazil). Habitat International, 2014, vol. 42, pp. 39-47. doi: 10.1016/j .habitatint.2013.10.004
15. Ran Liua, Tai-Chee Wong. The Allocation and Misallocation of Economic Housing in Beijing: Target Groups versus Market Forces. Habitat International, 2015, vol. 49, pp. 303-315. doi: 10.1016/j.habitatint.2015.06.002
16. Copiello S. Achieving Affordable Housing through Energy Efficiency Strategy. Energy Policy, 2015, vol. 85, pp. 288-298. doi: 10.1016/j.enpol.2015.06.017
17. Cecilia Enstrom Ost. Economic Incentives, Housing Allowance, and Housing Consumption: An Unintended Consequence of a Shift in Housing Policy. Journal of Housing Economics, 2014, vol. 23, pp. 17-27. doi: 10.1016/j.jhe.2013.11.003
18. Berry M. Policy Instruments that Support Housing Supply Social Housing. International Encyclopedia of Housing and Home, 2012, pp. 306-310. doi: 10.1016/B978-0-08-047163-1.00261-7
19. Ward P.M. Housing Policies in Developing Countries. International Encyclopedia of Housing and Home, 2012, pp. 559-572. doi: 10.1016/B978-0-08-047163-1.00236-87
20. Jiankun Zhanga, Lei Zhoub. Incentive Mechanism Design of Access Management Policy in Affordable Housing and Analysis. Cities, 2011, vol. 28, no. 2, pp. 186-192. doi: 10.1016/j.cities.2010.12.002