Научная статья на тему 'Механизм применения ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации судебными приставами-исполнителями'

Механизм применения ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации судебными приставами-исполнителями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ВЫЕЗД / ДОЛЖНИК / BAILIFFS / RESTRICTING OF THE RIGHT TO LEAVE THE COUNTRY / DEBTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хвалева Марина Анатольевна, Букаев Александр Яковлевич

В статье рассматривается порядок применения судебными приставами-исполнителями ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. Анализируется эффективность данной меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ENFOREEMENT OF RESTRICTION OF THE RIGHT TO LEAVE THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERASHION BY BAILIFFS

In the article the procedure for restricting the right to leave the territory of the Russian Federation by bailiffs is considered. The efficiency of this measure is analyzed.

Текст научной работы на тему «Механизм применения ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации судебными приставами-исполнителями»

Западной научной пенитенциарной мысли известны попытки проектирования пенитенциарного учреждения. В качестве подтверждения выступает работа Дж. Бентама.

1 Государство - это единая социально-политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию страны и её население посредством выработки общеобязательных правил поведения, располагающая специальным аппаратом управления и обладающая независимостью. См.: Ромашов Р.А., Индык А.Г., Егоршина О.П. Теория государства и права / под общ. ред. В. П. Сальникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2007. - С.4.

2 Модель (фр.«тос!е1е», лат. «modulus») - мера, аналог, образец, упразднённое представление реального устройства или протекающих в нём процессов и явлений. [Электронный ресурс] .URL: http://ru.wikipedia.org.

3 Пенитенциарный («poenitens» в пер. с лат,- раскаивающийся, покаянный) - юридический термин, относящийся к наказанию, преимущественно уголовному [Электронный ресурс].URL: http://dic.academic.ru/dic.ncf/lower/16969.

4 Утилитаризм - этическая работа Дж. Милля. Впервые опубликована в 1861 г. в журнале «Frazer’s Magazine», отдельным изданием - в 1863 году. В ней подытоживаются и в полемике с оппонентами аргуменитруются и уточняются основные положения этической доктрины утилитаризма как теории морали и системы морали, даётся расширенное понимание главного этического принципа утилитаризма - принципа пользы См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. -М.: Мысль, 2010.-Т.4.-С.151.

5 Милль Джон Стюарт (20. 05.1806. Лондон - 8.05.1873 Авиньон) - британский философ, экономист, общественный деятель. См.: Новая философская энциклопедия в 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т. 2. - С. 565.

6 Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т.4. - С. 151.

7 Другой важнейшей работой философ считал труд «Законы» - последнее большое сочинение, примыкающее к «Законам». «Послезаконие», возможно, не принадлежит Платону. В отличие от политического строя «Государства», который Платон считает идеальным, государство «Законов» представляет собой реально осуществимое приближение к идеалу. Платон подробно разрабатывает стабильные законы, которыми должны руководствоваться выбранные на определённый срок должностные лица. См. подроб.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т.2. - С. 39.

8 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С.704.

9 Вележев С. И. Нормирование поведения как основополагающая функция деятельности политически организованного социума // Сравнительно-правовой анализ практики применения Европейской конвенции по правам человека в системах исполнения наказаний России и зарубежных стран: мат-лы Междун.науч-практ. конф. (28 - 29 апреля 2011г.)/ под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011. - С. 53.

10 Фогт А. Социальные утопии / пер. с нем. И. Стороженко. - М.: КомКнига, 2007. - С. 25.

11 Справедливость - общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; она касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях. См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т. 3. - С. 623.

12 Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т. 1. - С. 547.

13 Бородай Т.Ю. Указ.соч.

14 Иеремия Бентам (15 февраля 1748 - 6 июня 1832) - английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии - утилитаризма. [Электронный ресурс].URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

15 Личность в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретённое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения // Психологический словарь / под ред. В.П. Зиченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. перераб., доп. - Астрель: ACT; Тразиткнига, 2004. - С. 192.

УДК 347

МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ВЫЕЗД ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

© 2012 М.А. Хвалева, А.Я. Букаев

Аннотация. В статье рассматривается порядок применения судебными приставами-исполнителями ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. Анализируется эффективность данной меры.

Ключевые слова: судебные приставы-исполнители, ограничение права на выезд, должник.

METHODS OF ENFOREEMENT OF RESTRICTION OF THE RIGHT TO LEAVE THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERASHION BY BAILIFFS

© 2012 M. Khvaleva, A. Bukaev

Summary. In the article the procedure for restricting the right to leave the territory of the Russian Federation by bailiffs is considered. The efficiency of this measure is analyzed.

Keywords: bailiffs, restricting of the right to leave the country, debtor.

Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц постоянно принимает меры по повышению эффективности фактического исполнения требований исполнительных документов. Этому способствует вступивший в силу с 1 февраля 2008 г. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон), содержащий ряд новелл, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов1.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; 2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; 4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; 5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; 6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; 7) постановления судебного пристава-исполнителя; 8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; 9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

Ст. 67 данного Закона предусматривает возможность ограничения права должника на выезд за пределы Российской Федерации.

Так, при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.

Рассмотрим данную норму на соответствие Конституции РФ.

В определении Конституционного суда РФ от 24.02.2005 г. № 291-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлюстова Вячеслава Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 15 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”» сказано: В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются со-

гласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.ст. 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Ст. 27 (ч. 2) Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, которое, однако, в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Именно из названных конституционных положений исходил законодатель, закрепляя в ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основания ограничения права граждан на выезд из Российской Федерации. Такое ограничение не является абсолютным, поскольку действует только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в том же Федеральном законе; более того, разрешение на выезд из Российской Федерации может быть дано и независимо от истечения этих сроков.

Следовательно, предусмотренная п. 5 ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя2.

В соответствии с п.п. 3 - 5 ст. 28 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право на выезд из Российской Федерации может быть ограничено и в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства (в случаях уклонения от исполнения обязательств, наложенных на них судом).

Таким образом, данная мера принудительного исполнения может приметаться на практике по отношению ко всем должникам - физическим лицам, - независимо от гражданской принадлежности.

В целях установления единой практики применения территориальными органами ФССП России действующего законодательства разработаны методические рекомендации о порядке вынесения и направления судебными приставами-исполнителями постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указывает, что в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, в том числе временно ограничен выезд из Российской Федерации.

Основанием ограничения права на выезд из Российской Федерации является постановление, подписанное судебным приставом-исполнителем и утвержденное старшим судебным приставом.

В постановлении о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации судебный пристав-исполнитель указывает, что должник был надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства и применении мер принудительного исполнения, в том числе ограничении права выезда из Российской Федерации, а также, что основанием для снятия ограничения является постановление об отмене временного ограничения права выезда из Российской Федерации, поступившее в Пограничную службу ФСБ России.

В рамках исполнительных производств, имеющих особую значимость (крупные суммы взыскания денежных средств, социальная и общественная значимость исполни-

тельных документов), судебный пристав-исполнитель в кратчайшие сроки выносит постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации до получения из территориального отдела УФМС России информации о наличии (отсутствии) у должника загранпаспорта.

Критерии размера крупных сумм определяются с учетом экономического состояния региона и его географического расположения.

Судебный пристав-исполнитель после вынесения постановления о временном ограничении на выезд из Российской Федерации направляет его в соответствующий территориальный отдел УФМС России, должнику, а также в 2 экземплярах с сопроводительным письмом (поручением) в отдел организации исполнительного производства управления.

Незамедлительно после исполнения должником своих обязательств либо окончания, прекращения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации, а также подготавливает уведомление об отзыве постановления о временном ограничении за подписью руководителя управления.

Доведение информации о снятии временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации осуществляется в следующем порядке: еженедельно (по пятницам) центральный аппарат ФССП России обрабатывает и обобщает информацию, поступающую из всех территориальных органов ФССП России, и передает в Пограничную службу ФСБ России в электронном виде и на бумажном носителе.

В связи с введением нового порядка сроки фактического установления или снятия с должников временного ограничения на выезд из Российской Федерации значительно сократились. Так, если ранее период между вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд и фактическим установлением ПС ФСБ такого ограничения составлял в среднем один месяц, то теперь - около 2 недель. Снятие ограничения производится ПС ФСБ в день поступления информации из ФССП России.

На наш взгляд, с целью сближения момента исполнения обязательства должником и реализации его права на выезд за пределы Российской Федерации было бы целесообразней ежедневно обрабатывать информацию о снятии временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации.

В постановлении об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации судебный пристав-исполнитель указывает, что должник полностью оплатил задолженность либо не оплатил (с указанием причины). В постановлении также ставится отметка о снятии ограничения на выезд только после того, как данное постановление поступит в управление пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России.

Копии постановления об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации с приложением уведомления за подписью руководителя управления направляются должнику, в территориальный отдел УФМС России, в Управление пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России.

Необходимо обратить внимание на положение законодательства, регламентирующее уведомление должника о наличии у него задолженности, а также о применении в отношении него меры в виде установления временного ограничения на выезд из РФ. Это связано с тем, что в правоприменительной практике имеются прецеденты, когда суд отменял данную ограничительную меру из-за ненадлежащего уведомления должника о том, что у него имеется задолженность.

Так, житель Санкт-Петербурга А.Н. обратился в суд с жалобой на приставов, которые не пустили его на отдых в Японию. У данного гражданина имелась задолженность по выплате алиментов на сумму 20 тыс. р. Суд удовлетворил требования А.Н., так как приставы направили ему извещение о запрете на выезд по неправильному адресу, то есть данный гражданин официально не был уведомлен о наличии у него долга. В результате ФССП вынуждена была компенсировать А.Н. 90 тыс. р.

Получили общественный резонанс незаконные действия судебного пристава-исполнителя Управления ФССП России по Санкт-Петербургу по временному ограничению выезда гражданина А.В. Никонова из Российской Федерации.

В ходе внеплановой проверки Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу было установлено, что решением Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20.10.2008 г. признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя об установлении А.В. Никонову временного ограничения на выезд из Российской Федерации. В качестве основания признания постановления незаконным суд указал, что судебным приставом-исполнителем извещение об установлении в отношении должника временного ограничения на выезд было направлено по месту его фактического проживания, а не по месту его регистрации.

В связи с признанием незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Никонов А.В. обратился в суд с иском о взыскании с казны Российской Федерации убытков в размере 123 967 р., компенсации морального вреда в сумме 8 500 руб. и государственной пошлины в размере 2 926 руб. Исковые требования должника судом частично удовлетворены, с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 77 210 р.

По данному факту в отношении судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава - начальника отдела, заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу - заместителя главного судебного пристава Санкт-Петербурга, ответственного за данное направление, проведены служебные проверки.

Ненадлежащее извещение должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства и установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации становится причиной незаконного задержания граждан при пересечении ими границы Российской Федерации.

В целях исключения фактов незаконного ограничения конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения при организации работы по временному ограничению выезда должников из Российской Федерации судебные приставы обязаны обеспечивать надлежащее уведомление должников о возбуждении в отношении них исполнительных производств, а также о применении данной меры.

Копии постановления об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо направлять должникам как по месту их регистрации, так и по месту фактического проживания, а также по адресу, указанному в исполнительном документе.

При отсутствии сведений о местонахождении должника (данных о его постоянной (временной) регистрации) либо его имущества постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации следует выносить только в рамках заведенного розыскного дела в отношении должника либо его имущества.

В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», заведение розыскного дела является обязательным, в иных случаях - заведение розыскного дела возможно на основании заявления взыскателя3.

За 2011 г. вынесено около 400,9 тыс. постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации (за 2010 г. - 290,7 тыс.), в том числе по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей - около 117,4 тыс. (за 2010 г. - около 78,9 тыс.).

По исполнительным производствам, в рамках которых применялась эта мера, должниками исполнены требования более 30,3 тыс. исполнительных документов, в том числе более 3,6 тыс. - о взыскании алиментов (за 2010 г. - около 24,4 тыс., в том числе 2,1 тыс. -о взыскании алиментов). Погашена задолженность на сумму около 6,6 млрд. р., в том числе по алиментам - на сумму около 184,3 млн р. (за 2010 г. - около 3,6 млрд р., в том числе задолженность по алиментам - около 132,1 млн. р.).

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее.

1. Ежедневно центральный аппарат ФССП России должен обрабатывать и обобщать информацию о снятии временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации, поступающую из всех территориальных органов ФССП России, и передавать в пограничную службу.

2. В целях исключения фактов незаконного ограничения конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения при организации работы по временному ограничению выезда должников из Российской Федерации судебные приставы обязаны обеспечивать надлежащее уведомление должников о возбуждении в отношении них исполнительных производств, а также о применении данной меры.

3. Ограничение права должника на выезд за пределы Российской Федерации является наиболее эффективным способом воздействия на него.

1 Применение судебными приставами-исполнителями ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации Т.П. Суханова. // «СПС Гарант».

2 Определение Конституционного суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 291-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлюстова Вячеслава Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС Гарант.

3 Информационное письмо о надлежащем уведомлении должников об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации № 12/01-17258-СВС от 26.10.2009 // СПС «Гарант».

УДК 340

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ФОРМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

© 2012 Е. В. Ермакова

Аннотация. Статья посвящена способам закрепления норм права в форме правового обычая. Рассмотрены способы создания обычных норм в международном праве. Также автором сделана попытка показать преимущества и недостатки такой формы закрепления норм международного права.

Ключевые слова: правовой обычай, международное право, способы создания обычных норм.

LEGAL PRACTICE AS A FORM REGULARIZATION NORMS IN INTERNATIONAL LAW

© 2012 E. Ermakova

Summary. Theauthor describes the methods of creation ofcustomary norms ofinternational law. The author also makes attempts to show the advantages and disadvantages of this form ofconsolidation of international law.

Keywords: paper is devoted to ways of securing the rule of law in the form of legal custom.

Правовой обычай относится к неписаным формам закрепления правовых норм. Объективизация юридических предписаний осложняется тем, что правовой обычай, как правило, не имеет четко определенного текстуального выражения. С другой стороны, в отличие от нормативно-правового акта и нормативного договора, норма права и её внешняя «оболочка» в большинстве случаев совпадают, то есть каждый обычай содержит одну норму права. Поэтому при использовании правового обычая главная задача состоит не в установлении системных связей между структурными элементами нормы права, а в формулировании собственно самой нормы, то есть правила поведения, и придания ему общеобязательного характера.

Для уяснения способа создания обычных норм представляется целесообразным проанализировать их использование в международном праве, поскольку в современных национальных правовых системах правовой обычай как внешняя форма права встречается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.