Научная статья на тему 'Механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений: понятие и структура'

Механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений: понятие и структура Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
712
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛЬ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СРЕДСТВА / THE MECHANISM OF LEGAL / REGULATIONS / ELECTORAL RELATIONS / ELIGIBILITY / LAW / STATE / COUNTRY / LEGAL IMPACT / PURPOSE / OBJECTIVE / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахназарян Татьяна Григорьевна

В статье освещается понятие механизма правового регулирования как особой теоретико-правовой категории, понятие и структура механизма правового регулирования в сфере электоральных отношений, анализируется феномен электоральной политики как важнейшего средства совершенствования механизма правового регулирования в сфере электоральных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of legal regulation in the sphere of electoral relations: concept and structure

The article highlights the concept of the mechanism of legal regulation as a special theoretical and legal categories, discusses the concept and structure of the mechanism of legal regulation in the sphere of electoral relations, analysis of the phenomenon of electoral politics as the most important means of improving the mechanism of legal regulation in the sphere of electoral relations.

Текст научной работы на тему «Механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений: понятие и структура»

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕН СТРУКТУРА

УДК 342.25

В статье освещается понятие механизма правового регулирования как особой теоретико-правовой категории, понятие и структура механизма правового регулирования в сфере электоральных отношений, анализируется феномен электоральной политики как важнейшего средства совершенствования механизма правового регулирования в сфере электоральных отношений. Ключевые слова: механизм; правовое регулирование; электоральные отношения; право;, государство; правовое воздействие; средства; цель; воздействие.

I

Современное избирательное законодательство устанавливает понятие, цели правового регулирования в сфере электоральных отношений, позволяет выделить элементы структуры данного процесса. В теории государства и права активно используется категория "механизм. Известны, например, "механизм государства [1, 8], "механизм управления" [2, 185], "механизм правоприменения" [3] и т. п.

Из приведённого ряда понятий в интересах нашего исследования можно выделить две базовые, ключевые категории - "правовое регулирование" и "правовое воздействие".

В настоящее время в понятие "правовое регулирование" вкладывается различное содержание и поэтому оно по-разному определяется и характеризуется. Направление деятельности субъектов общественных отношений - одно из главных социальных свойств государственной власти. Оно осуществляется в особой нормативно-правовой форме, организующей взаимоотношения властвующих и подвластных, обеспечивающей необходимый порядок в различных социальных связях. Одной из разновидностей государственного властного воздействия в широком смысле этого слова является правовое регулирование общественных отношений, оно составляет важнейшую часть деятельности государства и, в частности, его правотворческих и правоприменительных органов.

Категория "правовое регулирование" выражает динамическую сущность всей юридической надстройки, она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительности [4]. К правовому регулированию нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане).

В целом в современном российском правоведении под правовым регулированием принято понимать целенаправленное и эффективное воздействие на общественные отношения и поведение людей посредством использования правовых (юридических) средств [5,305]. Категория правового регулирования даёт возможность показать особенности процесса правовой регламентации социальных отношений. В интересах исследования механизма правового регулирования в сфере электоральных отношений имеет смысл обозначить специфические качества правового регулирования, отличающие его от других форм упорядочения социальных связей.

1. Правовое регулирование характеризуется наличием особого предмета-группы общественных отношений, урегулированных нормами права. Право регулирует только наиболее значимые государственно-властные и иные социальные отношения, отвечающие первоочередным общественным интересам.

ШАХНАЗАРЯН Татьяна Григорьевна, старший преподаватель, кафедра Гражданского и уголовного права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск [email protected]

© Шахназарян Т.Г., 2015 LO

гН

О си

ь-

Q-<

2. Правовое регулирование - это деятельность особых субъектов, в качестве которых выступают, прежде всего, органы государства и должностные лица. В отдельных ситуациях (например, в случаях санкционированного нормотворчества или применения норм права) правовое регулирование осуществляют субъекты, не обладающие государственно-властными полномочиями.

3. Правовое регулирование предназначено для достижения конкретных целей и решения определённых задач, в качестве которых в самом общем виде выступают: 1) закрепление в общественной жизни и упорядочение отношений, в наибольшей степени соответствующих общим социальным потребностям и интересам; 2) стимулирование возникновения и развития новых социально ценных отношений; 3) устранение из жизни общества общественно вредных и опасных отношений.

4. Правовое регулирование осуществляется в особой, нормативно определённой форме - в форме отношений, урегулированных правом (правоотношений), для которых характерна нормативно-правовая форма связи субъектов при наличии чёткого разделения их на управомоченных и обязанных.

5. Правовое регулирование реализуется с помощью особенных (правовых) средств и методов воздействия на социальные отношения. Таковыми являются, прежде всего, законодательно установленные институты и процедуры (субъективные права и юридические обязанности, запреты, санкции, стимулы, поощрения и т. п.) [6,308].

Положения, изложенные выше, вовсе не означают, что право предназначено лишь для непосредственного регулирования общественных отношений (установления конкретных моделей поведения, закрепления прав, полномочий, обязанностей участников правоотношений и т. д.). Нормы права во многих жизненных ситуациях оказывают на общественные отношения информационно-психологическое, культурно-воспитательное и иное влияние [7, 9].

Юридические средства в различных комбинациях применительно к конкретным правоотношениям участвуют как в регулировании социальных связей, так и в оказании воздействия на них. Правовое регулирование (реагирование всей совокупности юридических средств на социальные отношения, имеющее целью их упорядочение) и правовое воздействие (весь единый и многообразный процесс влияния норм права на общественную жизнь,

сознание людей и их поведение) - несовпадающие понятия. Второе шире первого. В связи с этим механизм действия права определяется им как сложно организованная система социально-правовых средств, взятая в единстве и во взаимосвязи с деятельностью людей, их интересами и потребностями и связанная с обеспечением достижения запрограммированных целей этой деятельности в конкретных социальных условиях и конструктивными, то есть правовыми способами. Правовое регулирование, исходя из данного подхода, выступает как один из аспектов действия права, характеризующийся не информационным и ценностно-мотивационным, а именно специально-юридическим воздействием со стороны права на общественные отношения, как процесс ихупо-рядочения, юридического закрепления, охраны и развития, осуществляемый государством посредством права и соответствующих средств. Правовое воздействие реализует своё влияние потрём относительно обособленным направлениям:

1) правовое регулирование (сугубо юридическое воздействие);

2) информационно-психологическое воздействие, проявляющееся в том, что посредством правовых предписаний до субъектов доводится особого рода информация, оказывающая на участников общественных отношений психологическое воздействие; в результате такого воздействия у них формируются определённые мотивы поведения, а потенциальная активность либо стимулируется, либо ограничивается;

3) культурно-воспитательное воздействие, основанное на том, что правовые предписания имеют различные ценностные ориентиры (политические, культурные, духовные и иные); право направляет поведение субъектов на господствующие в обществе ценности, приобщает к ним, формирует нравственные идеалы и поведенческие установки и тем самым воспитывает участников общественных отношений.

Правовое регулирование, т. е. специальное юридическое воздействие норм права на социальные отношения реализуется с помощью особого механизма. В современной науке большинством учёных механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве система правовых средств, посредством которой осуществляется результативное воздействие на общественные отношения.

Механизм правового регулирования - одна из основных категорий современного право-

ведения. Это методологическая категория, обеспечивающая философски выверенное понимание правовой материи. Данное понятие даёт возможность объединить в единый механизм разные юридические явления, комплексно, во взаимосвязи и взаимодействии изучить их, осознать специфику их "работы", глубже понять их значение и роль.

Механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений - это воспринимаемая в единстве система всех последовательно организованных юридических средств, использование которых обеспечивает эффективное специально-юридическое воздействие на электоральные отношения, т. е. урегулированные правом отношения в сфере избирательного процесса.

Будучи сферой осознанной, разумной деятельности людей, правовое регулирование неразрывно сопряжено с целеполаганием. Вопросы, связанные с целесообразностью развития природы, общества и деятельности человека, обращали на себя внимание мыслителей уже на самых ранних этапах развития философской мысли. История философии не знает ни одной развитой мировоззренческой системы, которая могла бы обойтись без категории "цель" [8]. Главной проблемой, которая требует особого внимания, является эффективность электорального правоприменения и использования средств его осуществления, т. е. повышение значения избирательного законодательства как системы актов, обязательных для исполнения всеми участниками соответствующих отношений. Именно в сфере правоприменения воплощается в жизнь потенциал электорального законодательства, чётко обна-

руживается и правовая культура, и правовой нигилизм, юридическое и политическое бескультурье. Электоральное правоприменение - это область проявления профессионализма субъектов - государственных и муниципальных органов, избирательных комиссий, судей, сотрудников прокуратуры, МВД, всех уполномоченных органов и должностных лиц, применяющих соответствующие нормы права. В сфере правоприменения требуется особый профессионализм, имеющий в своей основе конкретное применение законодательства в реальных жизненных ситуациях.

Примечания:

1. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе / В. М. Горшенев. - М., 1972. - 8 с.

2. Малько A.B., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права: элементарный курс : учебное пособие / A.B. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. - М., 2009.- 185 с.

3. Малько A.B. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. -1998. - № 8; Малько A.B., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике / A.B. Малько, К.В. Шундиков. - Саратов, 2003.

4. Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. - 3-е изд., доп. и перераб. / А. В. Малько. - Saarbrucken. Deutshland, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & со KG, 2011.

5. Червонюк В.И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. - М., 2006. - 305 с.

6. Там же. - 308 с.

7. Алексеев С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. - М„ 1982. - Т. 2. 9 с.

8. Макаров М.Г. Категория "цель" в домарксистской философии / М.Г. Макаров. - Л., 1974; Его же. Категория "цель" в марксистской философии и критика телеологии. - Л., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.