УДК 658.846.6/7:629.7
механизм получения сертификата соответствия на осуществление подготовки авиационных специалистов нового поколения для гражданской авиации
Л.Г. БОЛЬШЕДВОРСКАЯ
В статье представлен механизм получения сертификата соответствия на осуществление подготовки авиационных специалистов нового поколения.
Ключевые слова: подготовка авиационных специалистов, сертификат соответствия, новая технология.
Под понятием «новые авиационные специалисты» или «авиаспециалисты нового поколения» подразумеваются специалисты, отвечающие квалификационным требованиям, необходимым для безопасной, действенной и эффективной деятельности с учетом прогнозируемых изменений в авиационной транспортной системе [1]. Одним из таких изменений является увеличение объема перевозок на самолетах иностранного производства (рис. 1).
Рис. 1. Изменение объема перевозок на самолетах иностранного производства
Отличительной особенностью современных самолетов является, прежде всего, конструктивное обновление кабин экипажа, которые оборудованы многофункциональными дисплеями. Система управления полетом оснащена «электронным планом полета», состоящим из двух экранов, на которые выводятся параметры полета. Кроме этого, кабина современных самолетов оборудована прозрачными индикаторами, позволяющими пилоту одновременно отслеживать показания приборов и оценивать реальную ситуацию «за окном» (рис. 2).
Рис. 2. Обновленный внешний вид кабин современных самолетов
В связи с этим автоматизация систем управления современных воздушных судов требует стратегического пересмотра подготовки пилотов авиакомпаний, начиная с элементов начального обучения и периодической подготовки в эксплуатационных условиях.
Применение новых композитных материалов коренным образом меняет систему подготовки и переподготовки инженерно-технических специалистов и обслуживающего персонала (рис. 3).
Рис. 3. Применение композитных материалов в новом облике конструкции самолетов
В настоящее время половина массы планера Вот§-787 и около 70% планера самолетов А-580, А-350 приходится на композитные материалы на основе углепластика.
Наличие широкополосного канала радиосвязи и автоматической системы диагностики в режиме реального времени позволяют информировать о техническом состоянии воздушного судна. Достоверность и оперативность передаваемой информации способствует построению эффективной системы ремонта самолетов и сокращению простоев по техническим причинам.
Кроме этого, системный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры (Doc 9859), требует корректировки системы подготовки специалистов и руководителей гражданской авиации, обеспечивающих безопасность полетов (рис. 4).
Рис. 4. Принципы управления системой безопасностью полетов (СУБП)
Таким образом, построение системы обучения авиационных специалистов нового поколения является стратегической задачей. С одной стороны, решение этой задачи могут взять на себя существующие Авиационные учебные центры (АУЦ), переориентированные на новые формы обучения. С другой стороны, могут создаваться новые коммерческие структуры, соответствующие требованиям подготовки авиационных специалистов для гражданской авиации.
В табл. 1 представлена сравнительная оценка преимуществ и недостатков существующих центров подготовки и вновь создаваемых.
Преимуществами сертифицированных центров обучения по сравнению с вновь создаваемыми являются:
- наличие лицензии на оказание образовательных услуг;
- практическое применение новых технологий дистанционного обучения;
- наличие собственной или арендованной учебной базы, позволяющей расширить номенклатуру образовательных услуг.
Таблица 1
Сравнение возможностей АУЦ по переподготовке авиационного персонала новых _специальностей (курсивом выделены преимущества того или иного А УЦ)_
Этап\Располагаемые возможности
Новый АУЦ заказчика
Сертифицированный АУЦ -_партнер_
Лицензия на
образовательную
деятельность
Отсутствует
Имеется
Сертификация по ФАП-23
Отсутствует, сертификация первичная
Имеется, необходимо расширение номенклатуры деятельности
Документация по деятельности АУЦ в соответствии с ФАП-23
Отсутствует
В наличии под текущие задачи. Необходимо внести дополнения на расширение номенклатуры _работ_
Учебная база
Отсутствует, необходимо арендовать или выделять помещения
Свои или арендованные площади в наличии
Технические средства обучения (ТСО)
Отсутствуют. Заказ ТСО. Нет опыта ввода ТСО в эксплуатацию и их содержания
Отсутствуют для новых
специальностей АП. УКК и ТСО получает от
заказчика. Есть опыт ввода ТСО в _эксплуатацию_
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)
Освоение и внедрение по мере их появления
Дистанционные обучающие технологии освоены
Библиотека
Есть для нужд заказчика, может стать основой для библиотеки АУЦ_
Библиотека сформирована для слушателей других специальностей
Профессорско-
преподавательский
состав
Отсутствует
В наличии под текущие задачи. Возможен дополнительный набор персонала из резерва
Документация по новой специальности
В полном объеме для
осуществления практической работы
Отсутствует
Создание программ подготовки АП по новым специальностям
Программы подготовки создаются строго под свои нужды с учетом внутренних процедур
авиапредприятия. Оперативно вносятся изменения
Программы подготовки согласовываются с заказчиком,
утверждаются в ФАВТ. Используются на договорной основе. Внесение изменений в программы - длительное время и на договорной основе
Преимуществом вновь образованного коммерческого учебного центра является, прежде всего, возможность строить новую систему обучения под требования заказчика, ориентируясь на перспективные изменения в авиатранспортной отрасли.
Общей проблемой как существующих учебных центров, так и вновь организованных, будет необходимость получения сертификата соответствия на оказания новых образовательных услуг [2]. Поэтому в работе разработана новая технология получения сертификата соответствия (рис. 5).
Договор о образовател б оказании ьных услуг
> Г
Заявка на предоставление образовательных услуг
ПОДАЧА ЗАЯВКИ В РОСАВИАЦИЮ, РОСТРАНСНАДЗОР на сертификацию АУЦ
Директору АУЦ для ознакомления
Договор на оказание образовательных услуг
ШКАЛА ВРЕМЕНИ 2 НЕДЕЛИ 1 НЕДЕЛЯ 1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛИ 5 ДНЕЙ
ИТОГО: 45 дней после подачи заявки
Рис. 5. Технология получения сертификата соответствия на право осуществления подготовки
авиационных специалистов нового поколения
Особенность предлагаемой технологии обусловлена двумя аспектами. Во-первых, процедурой получения сертификата соответствия на проведение подготовки авиаспециалистов. Во-вторых, организацией процесса обучения авиационных специалистов нового поколения, состоящего из нескольких этапов.
На первом этапе необходимо разработать технико-экономическое обоснование организации подготовки авиационных специалистов нового поколения. Ключевым звеном которого является подготовка обращения в Минтранс о включении в перечень категории новых специалистов гражданской авиации для авиапредприятий (АП).
Получение положительной резолюции с указанием исполнителей позволит перейти ко второму этапу, посвященному внесению изменений в законодательство России, т.е. изменению
статей Федеральных авиационных правил № 147 (ФАП-147) в части перечня специалистов АП и требований к ним.
Третий этап - это выбор Авиационного учебного центра, который должен обладать сертификатом соответствия на право осуществления деятельности по подготовке авиаспециалистов нового поколения.
Четвертый и пятый этапы - подготовка АУЦ к сертификации и подготовка Росавиации и Ространснадзора для сертификации АУЦ на осуществление подготовки авиаспециалистов нового поколения должны проходить параллельно с проведением первого и второго этапа.
Заключительными этапами будут этапы проведения подготовки и осуществления допуска к самостоятельной работе [3].
Эффективность внедрения предлагаемой технологии получения сертификата соответствия на право осуществления подготовки авиационных специалистов нового поколения будет зависеть от разработки функциональных действий и ответственности участников процесса на каждом этапе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Doc 9995, AN/497. Руководство по подготовке персонала на основе анализа фактических данных. 1-е изд. Монреаль: ИКАО, 2013.
2. Doc 9401, AN/921. Руководство по созданию и работе авиационных учебных центров. 1-е изд. Монреаль: ИКАО, 1983.
3. Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации»: Приказ Минтранса России от 10.02.2014 г. № 32.
MECHANISM OF RECEIVING CERTIFICATE OF COMPLIANCE FOR THE NEW GEN AVIATION SPECIALISTS TRAINING FOR CIVIL AVIATION
Bolshedvorskaya L.G.
The article presents the mechanism of receiving the certificate of compliance for training aerona new gen aviation specialists.
Keywords: training of aeronautical specialists, certificate of compliance, new technology.
REFERENCES
1. Doc 9995, AN/497. Rukovodstvo po podgotovke personala na osnove analiza fakticheskih dannyh. 1-e izd. Monreal': IKAO. 2013. (In Russian).
2. Doc 9401, AN/921. Rukovodstvo po sozdaniju i rabote aviacionnyh uchebnyh centrov. 1-e izd. Monreal': IKAO. 1983. (In Russian).
3. Ob utverzhdenii federal'nyh aviacionnyh pravil «Trebovanija, pred#javljaemye k oformleniju i forme svidetel'stv aviacionnogopersonalagrazhdanskoj aviacii»: Prikaz Mintransa Rossii ot 10.02.2014 g. № 32. (In Russian).
Сведения об авторе
Большедворская Людмила Геннадьевна, окончила МГТУ ГА (1984), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на воздушном транспорте МГТУ ГА, автор более 38 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, повышение эффективности деятельности авиапредприятий, организация и управление персоналом.