относятся затраты на формирование информации, необходимой определенным группам объектов, которые включают стоимость организации запросов, трудоемкость их удовлетворения, расходы по коммуникациям; затраты на рационализацию форм отражения необходимой информации, прежде всего по рационализации состава и форм документов; затраты на организацию банков данных в конкретных объектах или межобъект-ных банков данных (отрасль, регион и др.).
Первая группа затрат всегда относится к совершенствованию информационного обеспечения достаточно большой группы объектов и к оценке эффективности рационализации информационного обеспечения стратегического управления на конкретном промышленном объекте учитывается в некоторой доле.
Вторая группа затрат может носить характер непосредственно объектный, групповой или общий. В последнее время сделан существенный шаг в сторону стандартизации документов, что превратило затраты по совершенствованию документов в одноразовые применительно к целым отраслям.
Затраты на организацию банков данных, как правило, связаны с отдельными объектами и зависят от цели, задачи, круга принимаемых решений и структуры объекта. Однако и в этом направлении в последние годы появилась тенденция к унификации, разработке стандартов поведения, типовых информационных блоков под типичные управленческие и стратегические решения. Это создает реальную основу для индустриального метода проектирования информационного обеспечения стратегического управления - компоновки его из типовых блоков. Таким образом, анализ информационного обеспечения системы стратегического управления оказывает непосредственное влияние на подготовку предложений по рационализации управленческих процессов, распределению состава работ по уровням и подразделениям аппарата управления, а в ряде случаев - по совершенствованию организационных структур управления. В то же время анализ информационного обеспечения связан с изучением состава и методов обоснования управленческих решений в области стратегического управления.
УДК 338:070:004
1А0А1Ед! ТААЙТАхАГЁВ £Т ГЁООАГОТЙТ ТN Т А Г ТЙОЕ Е I ОАО I АО-Й1 Е
Важным сегментом рынка средств массовой информации (СМИ) является рынок медиапредприятий, функционирующих в глобальной сети Интернет. Динамичное развитие интернет-СМИ, общественное значение которых в настоящее время стремительно растет, тесно связано с вопросом их конкурентоспособности.
По нашему мнению, необходимо выделить три типа товара, производимого интернет-СМИ. Первый тип - это информационные услуги, где онлайн-СМИ выступают как носитель информации. Информационный продукт должен отличаться такими свойствами, как актуальность, высокая информативность, интерактивность, мультимедийность, возможность быстрого производства и распространения. Фактически под товаром здесь следует понимать информацию, которая интересна и необходима аудитории в данный момент времени.
Второй тип товара интернет-СМИ - это рекламные услуги; в этом случае интернет-издание выступает в качестве рекламоносителя. Предметом сделки здесь является размещение информации о компаниях, их продукции и услугах, товарных знаках, а также баннерная реклама. Доминирующее значение в данном случае имеет не конкретная площадь, реализуемая СМИ тому или иному рекламодателю, а доступ к конкретной аудитории. Безусловно, каждое СМИ, функционирующее в глобальной сети, обладает различной по емкости и специфике аудиторией.
Третий тип товара интернет-СМИ - это РР-услуги на «рынках влияния». Как и во многих других странах, современные СМИ в России позволяют не только отслеживать происходящие события, но и добиваться оптимизации поведения тех или иных социальных слоев, групп в соответствии с целями и задачами коммуникатора. Стремительное развитие информационных технологий ведет к тому что СМИ становятся в современном мире основным источником и средством распространения массовой информации, которая, будучи частью социальной информации, представляет собой важный инструмент социального управления.
Можно утверждать, что, обеспечив конкурентоспособность информационного продукта на медиарынке, мы тем самым обеспечим и конкурентоспособность соответствующего медиапредприятия. Под конкурен-
I .А. Ааёиё,
апУёдаГо ёаоаади уёТТТ/ ёёё ё ТдааТёда-оёё УдТёдаТапоаа, бёиуТТапёёё аТпоаад-поааТТиё оТёаадпё-оао, ЁГпоёооо уёТ-ТТ1ёёё ё аёдТапа
ААЙОГЕЁ. 2008. № 5(24)
тоспособностью интернет-СМИ мы понимаем свойство ресурса, которое отражает степень соответствия контентных креативных, технологических, экономических и других характеристик информационного продукта требованиям потребителей и определяет долю информационного рынка, принадлежащую данному изданию.
Все факторы, обеспечивающие конкурентоспособность информационного продукта, предлагается разделить на три группы (рис. 1):
- факторы, обеспечивающие качество информационного продукта;
- ценовые условия доступа к информационному продукту;
- нетоварные факторы.
Результатом анализа внешней и внутренней среды медиапредприятия является выявление внешних и внутренних источников конкурентных преимуществ, на основе которых выделяются подходы к формированию конкурентных преимуществ. Критический анализ различных точек зрения на проблему формирования конкурентных преимуществ позволил определить, что в настоящее время сложилось два основных подхода -адаптивный и ресурсный. При адаптивном подходе в рамках школы позиционирования М. Портера суть стратегии усматривалась в оптимальной адаптации организации к ее специфической внешней среде, и концепция стратегий была, таким образом, реактивной [1]. Предпосылками ресурсного подхода можно считать
Рис. 1. Структура факторов конкурентоспособности информационного продукта интернет-СМИ
На рис. 2 представлен механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ, построенный на базе поиска, формирования и развития конкурентных преимуществ. Выявление источников конкурентных преимуществ осуществляется на основе анализа внешней и внутренней среды организации.
Основными элементами процесса анализа внешней среды являются:
- анализ экономической среды;
- анализ политической среды;
- анализ нормативно-правовой базы;
- анализ демографической ситуации;
- анализ технологической среды;
- анализ стратегий конкурентов;
- анализ целевых рынков.
По результатам исследований внутренней среды организации выявляются те внутренние переменные, которые могут рассматриваться в качестве ее сильных сторон; также в процессе анализа оценивается их важность, устанавливается, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.
концепцию уникальной ресурсной базы корпорации. Согласно разработкам ее авторов Г Хэмела и К. Пра-халада, устойчивые конкурентные преимущества обеспечиваются некопируемыми внутренними ресурсами, прежде всего компетенциями - способностями организации в координации и интегрировании ресурсов в товары и услуги [2]. Таким образом, в ресурсном подходе концепция стратегий становится проактивной: теперь от организации требуется опережающее создание, удержание и развитие специфических для нее ресурсов и компетенций.
Основным детерминантом конкурентного преимущества, по мнению М.Портера, является конкурентная стратегия [3]. Все конкурентные стратегии сводятся к достижению конкурентных преимуществ, а, в свою очередь, конкурентное преимущество - это то, на что направлены конкурентные стратегии в области бизнеса [4].
Специфика товара интернет-СМИ и особенности конкуренции на современном медиарынке обуславливают тот факт, что ни адаптивный, ни ресурсный подход не могут быть в чистом виде применены для формирования конкурентных преимуществ. Поэтому речь долж-
ЗЗ
на идти о некотором интегрированном подходе, сочетающем элементы адаптивной и ресурсной концепций. Интегрированный подход объединяет, с одной сторо -ны, выраженную ориентацию на потребности клиентов (адаптивная концепция), с другой стороны, эффектив -ное использование внутренних ресурсов организации (ресурсная концепция) для их удовлетворения.
В рамках представленного интегрированного подхода нами предлагается следующий комплекс стратегий формирования и развития конкурентных преимуществ интернет-СМИ:
- стратегия дифференциации;
- стратегия фокусирования;
- стратегия интеллектуального лидерства;
- стратегия продвижения.
Стратегия дифференциации основана на предложении информационного продукта, отличающегося
по своим характеристикам от продукта конкурентов. Так как потребности и вкусы читателей существенно различаются, дифференциация в медиаотрасли представляется уместной. Чрезвычайно перспективным инструментом реализации стратегии дифференциации является кастомизация, рассматриваемая как индивидуализация отношений с потребителем. Под кастомиза-
цией интернет-СМИ понимается возможность предоставления медиапредприятием информационного продукта с индивидуальными характеристиками по желанию потребителя. Необходимо заметить, что интернет-СМИ уже «по определению» обладают существенно большими возможностями для массовой кастомизации по сравнению с традиционными печатными средствами массовой информации, так как могут создаваться теоретически для каждого отдельного пользователя и распространяться по e-mail подписке.
Внешняя среда
Внутренняя среда
Источники конкурентных преимуществ
Внешние Внутренние
г
Подходы к формированию конкурентных преимуществ
Адаптивный Ресурсный
Конкурентная стратегия
Конкурентные преимущества
Факторы конкурентоспособности информационного продукта
Качество Ценовые условия Нетоварные факторы
I
Конкурентоспособность информационного продукта
' ' г
Конкурентоспособность рекламных услуг Конкурентоспособность PR-услуг
Конкурентоспособность интернет-СМИ
Рис. 2. Механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ
Стратегия фокусирования предполагает, что интернет-СМИ концентрируется на обслуживании отдельного сегмента рынка. М.Портер определяет этот выбор как «выбор области конкуренции». Сегментирование представляется целесообразным проводить на основе двух критериев:
- сегментирования информационного продукта;
- сегментирования читательской аудитории.
Стратегия интеллектуального лидерства основана на концепции уникальной ресурсной базы и предполагает создание устойчивых конкурентных преимуществ за счет некопируемых внутренних ресурсов, прежде всего компетенций. Под компетенциями интернет-издания нами понимаются способности, основанные на использовании знаний, умений, творческих возможностей, интеллекта специалистов и организации в целом, взаимосвязанные в процессе создания и распространения информационного продукта, представляющие ценность для потребителя и создающие эксклюзивную модель медиапредприятия.
Стратегия продвижения интернет-СМИ предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение посещаемости сайта издания. Эти мероприятия могут быть связаны с контентом информационного продукта, а могут реализовываться независимо от него. Очевидно, что стратегия продвижения не
является самостоятельной, а может применяться только в комплексе с рассмотренными выше стратегиями.
Наиболее эффективными мероприятиями по продвижению интернет-издания нам представляются следующие:
- использование бесплатных интернет-сервисов;
- поисковая оптимизация сайта;
- размещение баннерной и текстовой рекламы.
Конкурентные преимущества должны обеспечивать
доминирование на рынке по крайне мере по одной из групп факторов конкурентоспособности информационного продукта - качеству, ценовым условиям либо нетоварным факторам.
Конкурентоспособность информационного продукта наряду со сформированными конкурентными преимуществами других видов продукта интернет-СМИ позволяет обеспечить конкурентоспособность рекламных услуг и РР-услуг медиапредприятия.
1. Катькало В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // 11К1-:Ь|Нр:/Л«\«\л/.рег80па!-т1х.ги
2. Хэмел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. М.: Олимп-бизнес, 2002.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4. Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
УДК 338.45:69
I АЮААЁА I ЁВ Т ТАО0А I ЁВ УООАЁОЁА I ТЙ0Ё ЙЁШ! О ВААЁА I А I ОАОЁЁ ОТОААЁАГхАЙЁЁО ТвТОАЙЙТА ГА ТОААТОЁВОЁВО ЙОВТЁОАЁимЁ ТОБАЙЁЁ
А.А. А Т (аада (в Т,
аТеоТд уеТТТI ё+апеёб Таое, ТдТоапПТд еаоаа-ди уеТТТТёеё ё ПТоёТ-ёТаёё одоаа, АпадТп-пёёпеёё саТ+Тие оё-Та Тп ТаТ-уеТТТI ё+апеёё ёТпоёооо, а. ТаТса
Т.А. МаепТТТа,
аППёпоаТо еаоаади
ИТаа&ИТоа ё уеТТТ-1ё+апеёб оаТдёё, ТаТ-са (пеёё а ТПоаадПоаа Т-Тиё ТааааТаё+аПеёё о (ёаадпёоао
ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)
На сегодняшний день одним из основных направлений развития российской экономики является инвестиционно-строительная политика, особое внимание в которой уделяется увеличению объемов жилищного и промышленного строительства. С этой целью Правительством РФ, региональными органами исполнительной власти разрабатываются и реализуются целевые программы и национальные проекты в области строительства.
Эффективность управления строительными организациями и предприятиями в значительной степени обуславливается уровнем регламентации труда персонала. Проблематика повышения эффективности управленческих процессов определяется спецификой труда руководителей. Из анализа содержательного аспекта понятия «регламентация» следует, что данный процесс предполагает разработку количественных и качественных параметров управленческих процессов. Система регламентации труда управленческого персонала представлена на рисунке [1].
Основными составляющими системы регламентации управленческого труда являются: снижение трудоемкости управленческих процедур; совершенствование форм документационного оборота; улучшение качества управленческих работ; обеспечение эффективного использования информационных потоков; оптимизация условий труда управленческого персонала; создание благоприятного морально-психологического климата; обеспечение эффективного использования функций управления; интенсификация использования современных средств обработки статистических и экономических данных.
Существующие научные концепции регламентации труда управлен -ческого персонала ряда отечественных и зарубежных исследователей