Е.В.МИХАЛКИНА,
О.Я. СЕНЬКИВ
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКЕ ЮГА РОССИИ
Статья подготовлена в рамках внутреннего грани ЮФУ (внутренний грант ЮФУ № 213-01-24/2013-173 от 30.04.2013, тема «Периферийные регшны с многоукладной экономикой в сетях глобализации в условиях асимметричных практик рыночного регулирования: стратегии иркжи модернизации»)
В статье представлено обоснование проблемы формирования баланса трудовых ресурсов, который анализируется в контексте структурных и квали-фикационн о-професси оналън ых н есоот ветствий, сложившихся на рынке труда Юга России. Большое
внимание уделяется инструментам программноцелевого метода и элементам институциональноэкономического механизма обеспечения баланса трудовых ресурсов секторов региональной экономики (индустриального, услугового, аграрного).
Баланс трудовых ресурсов, институционально-экономический механизм обеспечения ключевых секторов экономики трудовыми ресурсами, программно-целевой метод, механизм регулирования.
Сложившийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда обусловлен рядом деформационных проявлений в экономике. Теоретически природу дефицита трудовых ресурсов можно выявить на основе соотношения темпов роста ВВП и темпов роста производительности труда.
1. Если темпы роста ВВП превышают темпы роста производительности труда, то возникает ситуация экстенсивного экономического роста и увеличения спроса на рабочую силу.
2. Если темпы роста ВВП и темпы роста производительности труда соответствуют, то спрос на рабочую силу не меняется.
3. Если темпы роста ВВП ниже темпов роста производительности труда, то спрос на рабочую силу будет сокращаться.
Структурный дисбаланс рынка труда объясняется, с одной стороны, несоответствием требований к подготовке специалистов, бакалавров и магистров со стороны сложившейся системы профессионального образования и тех требований, которые предъявляют к качеству человеческого капитала работодатели. Образовавшийся разрыв между уровнями образования, не отвечающими требованиям профессионального рынка труда, дополняется еще уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи, а также проблемой снижения численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст.
Согласно табл. 1, последовательное замещение возрастных групп молодежи будет приводить к снижению численности по крайней мере еще ближайшие 5 лет, так как снижение численности в возрасте 15-19 лет более существенное, чем в других
Численность молодежи в
возрастах. Данная динамика оказывает влияние на спрос на образовательные услуги, вызывая тем самым диспропорции на рынке образовательных услуг.
Структурное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и параметров ее предложения объясняется, прежде всего, экономическими факторами, а именно неравномерностью развития отдельных секторов экономики, динамикой предпринимательской активности, доступностью кредитных ресурсов и др. Данная тенденция ведет к структурной безработице и неэффективному использованию рабочей силы. Структурное неравновесие рынка труда возникает в случае, если территориальная, отраслевая, профессиональная, квалификационная, возрастная, образовательная и др. структуры текущего предложения рабочей силы не совпадают с аналогичными структурами текущего спроса на труд. Величину дисбалансов определяет разница между отношением численности безработных на каждом локальном рынке труда к численности безработных на общерос-сийском рынке и аналогичным показателем для вакансий. Сумма всех дисбалансов в конкретном аспекте и представляет собой оценку доли структурной компоненты безработицы в общей ее величине.
Структурный и профессионально-квалификационный дисбаланс спроса на рабочую силу и ее предложения в экономике побудит компании задуматься над сохранением и повышением своей эффектив-ности при меньшем количестве трудовых ресурсов. В этих условиях особую актуальность приобретает не просто оценка количественного потенциала трудовых ресурсов, а исследование уровня соответствия потребности реального сектора экономики в специалистах их качественным характеристикам.
Таблица 1
России, млн человек [1-4]
Лет 1970 1974 1979 1985 1990 1995 2001 2003 2006 2008 2009 2010 2011 2012
15-19 12,3 12,9 12,4 9,3 10,1 10,8 12,3 11,8 11,8 10,2 9,3 8,3 8,2 7,6
20-24 9,7 12,3 13,0 11,3 9,6 10,1 11,1 10,7 12,4 12,7 12,5 12,2 12,1 11,6
25-29 7,1 10,8 11,9 13,1 12,1 9,5 10,4 10,2 11,0 11,4 11,9 11,9 12,0 12,3
Всего 29,1 36,0 37,3 33,7 31,8 30,4 33,8 32,7 35,2 34,4 33,7 32,4 32,3 31,5
Развитие регионов Юга России в настоящее время сопровождается интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов. На территории Юга России созданы условия для образования ряда техниковнедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон в промышленности (топливно-энергетическая, машиностроение, металлообработка, новые материалы, военно-промышленный и аэрокосмический комплекс), в аграрной сфере (зерновые, зоны производства и переработки семян подсолнечника, животноводческие высокотехнологичные производства), в сфере услуг (курортно-рекреационные, информационно-коммуникационные и транспортные коммуникации). Одним из эффективных институциональных конструктов научно-технологического и инновационного развития являются технологические платформы. Так, в настоящий момент на Юге России действует не менее 18 технологических платформ («Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030», «Национальная программная платформа», «Национальная супер-
компьютерная технологическая платформа», «Авиационная мобильность и авиационные технологии», «Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах», «Управляемый термоядерный синтез», «Интеллектуальная энергетическая система России», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», «Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и желез -ных дорог», «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», «Материалы и технологии металлургии», «Технологии добычи и использования углеводородов», «Освоение океана», «Новые полимерные композиционные материалы и технологии», «Технологическая платформа твердых полезных ископаемых», «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение», «СВЧ технологии»).
Индекс промышленного производства в I квартале 2013г. по сравнению с I кварталом 2012г. составил
100,0% [5]. Но из-за уменьшения обеспеченности трудовыми ресурсами вследствие демографической ямы, а также из-за дефицита высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и управленческими компетенциями, позволяющими, в свою очередь, развивать инновационную инфраструктуру региона, возникает проблема разработки инструментария регулирования баланса трудовых ресурсов на Юге России в рамках программно-целевого метода.
В индустриальном секторе экономики ЮФО наблюдается тенденция деградации и утраты кадрового потенциала промышленных предприятий, нарас -тание социальной напряженности в промышленных центрах. Для преодоления негативных последствий кадровой деиндустриализации и социальной напряженности на уровне субъектов Федерации реализуются региональные программы поддержки занятое -ти, программы самообеспеченности (табл. 2).
Обеспечение трудовыми ресурсами индустриального сектора экономики ЮФО основывается на оказании поддержки в области обучения, профессиональной подготовки и переподготовки работников.
Аграрное производство для Юга России является приоритетной отраслью. Доля ЮФО в общем объеме производства продукции всех сельхозпроизводителей России в I квартале 2013 г. составила 12,0% (в 2012 г.
- 15,6%), а индекс производства продукции сельского хозяйства - 94,9% (в 2012 г. - 92,4%) [12]. Отток квалифицированных кадров из АПК и утеря технологий и традиций сельскохозяйственного производства происходят по причине институциональной инерционности, слабой восприимчивости к инновациям и, главное, вследствие низкого уровня оплаты труда работников сельского хозяйства. Недостаток квалифицированных кадров, способных внедрять инновационные технологии и работать на современной технике, сдерживает темпы роста аграрного производства. Основные программы, направленные на преодоление дисбаланса трудовых ресурсов аграрного производства ЮФО, представлены в табл. 3.
Таблица 2
Программы обеспечения трудовыми ресурсами индустриального сектора экономики ЮФО [6-11]
Регион Программы
Ростовская область Концепция промышленной политики Ростовской области до 2020 года Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 - 2014 годы
Республика Калмыкия Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г. О содействии занятости населения Республики Калмыкия на 2011-2013гг.
Краснодарский край Стратегия развития промышленности Краснодарского края до 2020 г. Содействие занятости населения Краснодарского края Повышение квалификации специалистов по охране труда организаций агропромышленного комплекса края
Астраханская область Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 г.
Волгоградская область Концепции развития промышленности Волгоградской области до 2020 г.
Республика Адыгея Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г.
Таблица 3
Программы обеспечения трудовыми ресурсами аграрного сектора экономики ЮФО
Регион Программы
Ростовская область Концепция развития АПК Ростовской области до 2020 г. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2014 гг. Социальное развитие села в Ростовской области на 2010 - 2014 гг. Постановление правительства РО «О порядке предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат на профессиональную подготовку и переподготовку кадров» Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.
Республика Калмыкия Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 г. Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2014 - 2017 гг. и на период до 2020 г. Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 гг.
Краснодарский край Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае на 2012-2014 гг. Повышение квалификации специалистов по охране труда организаций АПК Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2013-2020 гг.
Астраханская область Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 г.
Волгоградская область Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг.
Республика Адыгея Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Реализация программ обеспечения трудовыми ресурсами аграрного сектора в регионах ЮФО позволит повысить уровень и качество жизни сельского населения, предотвратить масштабный отток трудовых ресурсов.
Другой важной составляющей развития трудовых ресурсов является инновационность. Развитие инновационного потенциала ЮФО и его эффективное использование создают благоприятные условия для роста конкурентоспособности предприятий, увеличения объемов выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости, повышения вклада инновационной продукции в ВРП. В секторе инноваций отмечаются неразвитость кооперационных связей между научными, образовательными, инновационными организациями и производственными предприятиями, кадровый дефицит. Стратегии социально-экономического развития до 2020 г. по субъектам ЮФО являются главными программами преодоления недостатка трудовых ресурсов в инновационном секторе экономики ЮФО. Механизм реализации программ
обеспечения трудовыми ресурсами инновационного сектора в регионах ЮФО основывается на развитии кадрового потенциала и формировании инновационного типа мышления. В ЮФО число используемых передовых производственных технологий в 2012 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 40% (табл. 4).
Услуговый сектор экономики выступает одновременно генератором и активным потребителем инноваций. Его развитие обеспечивается благодаря повышению квалификации специалистов. В условиях развития новых форматов обслуживания потребителей ценность представляют работники, обладающие знанием новых технологий организации процессов маркетинга и управления персоналом, информационных и коммуникационных технологий. Механизм реализации программ обеспечения трудовыми ресурсами ус лугового сектора в регионах ЮФО основывается в первую очередь на повышении качества оказываемых услуг, путем подготовки и переподготовки кадров для сферы обслуживания.
Таблица 4
Число используемых передовых производственных технологий по субъектам РФ (единиц) [13]
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Южный федеральный округ 4718 6385 7069 7748 8301 7743 7522 7848
Республика Адыгея - - 8 15 26 141
Республика Калмыкия 9 7 7 6 6 6 16 15
Краснодарский край 1098 2240 1974 2088 2070 2159 2128 2261
Астраханская область 118 167 202 282 490 551 591 554
Волгоградская область 1603 1921 2624 2941 3182 120 128 2055
Ростовская область 1890 2050 2254 2416 2527 2664 2670 2822
Таблица 5
Программы обеспечения трудовыми ресурсами сектора услуг ЮФО
Регион Программы
Ростовская область Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 г. Концепция развития связи в Ростовской области на период до 2020 г. Концепция развития потребительского рынка на период до 2020 г.
Республика Калмыкия Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Калмыкия на 2013 - 2017 гг. Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г.
Краснодарский край Стратегия социально-экономического развития транспортного комплекса и связи Краснодарского края на период до 2020 г. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 г. Развитие инфраструктуры кинопоказа в Краснодарском крае на 2011-2015 гг. Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2011 - 2017 гг.
Астраханская область Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 г.
Волгоградская область Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 г.
Республика Адыгея Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г.
Программно-целевой метод позволяет комплекс -но представить содержание проблемы и определить основные направления ее решения. Применение программно-целевого метода к обеспечению трудо-
выми ресурсами секторов экономики реализуется посредством разработки, утверждения, мониторинга и реализации целевых программ (рш. 1).
Программно-целевой метод государственного регулирования баланса трудовых ресурсов различных секторов экономики Юга России
Разработка
целевых
программ
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами различных секторов экономики
Утверждение целевых программ
Реализация целевых программ
Мониторинг
результативности
Выявление
приоритетов
государственного
регулирования
Определение цели, задач, источников финансирования, сроков реализации, индикаторов
Проведение
Осуществление мероприятий,
процедуры направленных на Наблюдение за
принятия достижение цели достижением
программного через решение целевых
документа на поставленных задач индикаторов и
разных уровнях за счет финансовых контроль их
государственного средств, динамики
управления предус мотренных программой
Рис. 1. Алгоритм использования программно-целевого метода регулирования баланса трудовых ресурсов
различных секторов экономики
Наиболее востребованными в практике администрирования инструментами программно-целевого метода решения проблемы дефицита и структурного дисбаланса трудовых ресурсов являются меры, направленные:
- на поддержку занятости населения (программы трудоустройства, переобучения, повышения квалификации, самозанятости и др.);
- осуществление мер инфраструктурного характера (информационное сопровождение, технологическая поддержка, коммуникации и связи с общественностью, транспортная логистика);
- модернизацию системы образования (образовательные стандарты, практика, стажировка, адаптация молодежи, летние школы, тренинги, программы трудоустройства и др.);
- повышение качества и уровня жизни населения (доходы, жилищные программы, программы поддержки малого предпринимательства и самозанятости и др.).
Политика государства на рынке труда на современном этапе осуществляется в двух направлениях: стимулирование спроса и формирование предложения труда. И то и другое реализуется государством в различных формах и способах воздействия на факторы, определяющие состояние спроса и предложения на рынке труда. Главными целями являются поддержание социальной стабильности и предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет снижения уровня безработицы, развитие эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей
- необходимой рабочей силой. Формирование
предложения рабочей силы - это мероприятия, направ ленные на сокращение безработицы. В то же время предложение должно соответствовать не только спросу на труд, но и интересам работников, желающих получить за свою работу достойный заработок, который соответствовал бы их квалификации. Этому способствуют усилия государства, направленные на формирование предложения труда. К ним относятся государственное законнодательство, дающее всем равные права на труд независимо от расы, пола и национальности; обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу из-за отсутствия квалификации; субсидирование образования, целью которого является снижение платы за обучение при подготовке специалистов для развивающихся отрас-лей. Также государство, взаимодействуя с институциональными субъектами рынка труда, способствует достижению баланса трудовых ресурсов.
Так, в целевых программах содействия трудоустройству населения, реализующихся во всех регионах ЮФО, основными показателями эффективности государственной политики являются:
- соответствие спроса на рабочую силу и ее предложения в региональном аспекте, т.е. обеспечение всех секторов экономики необходимым количеством трудовых ресурсов;
- снижение уровня безработицы в среднем за год и коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда (в среднем за год).
Механизм регулирования структурной и профес-сионально-квалификационной динамики трудовых ресурсов представлен на рис. 2.
Рис. 2. Механизм регулирования структурной и профессионально-квалификационной динамики трудовых ресурсов
Итак, можно сделать вывод, что необходимо комплексное согласование предложения рабочей силы определенного образовательного и квалификационного уровня и спроса на нее. Этого можно добиться, адаптируя систему образования к складывающейся производственной структуре. В рамках реализации государственной политики занятости необходимо предусмотреть меры по привлечению на рынок труда тех людей, которые вышли из состава экономически активного населения, потеряв надежду найти работу. Этого можно достичь путем совершенствования системы дополнительного профессионального образования. Потенциальная емкость дополнительного профессионального образования может быть расширена за счет развития программ дополнительной подготовки и переподготовки непосредственно на самих предприятиях, при создании корпоративной формы обучения (корпоративные университеты, образование стратегических альянсов) (рис. 3).
Для эффективного регулирования структурной и профессионально-квалификационной динамики трудовых ресурсов важно также усовершенствовать нормативно-правовые условия функционирования сферы занятости и рынка труда, обеспечение более благоприятных институциональных условий для взаимодействия экономических агентов. Прежде всего, необходимо совершенствование информационной инфраструктуры, в частности, в направлении создания единой государственной базы данных вакантных рабочих мест для Южного федерального округа с вовлечением в ее работу частных структур.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что противоречия на рынке труда Юга России носят структурный характер. Несоответствие между структурой спроса и предложения рабочей силы требует усиления регулирующего воздействия на систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров в целях повышения степени ее адаптации к запросам регионального рынка труда.
Регулирование структурной и профессионально-квалификационной динамики
трудовых ресурсов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Региональные с татис тичес кие обследования потребности предприятий и организаций в численности рабочих и специалистов по отраслям
Подготовка необходимого количества рабочих и специалистов по отраслям
Трудоустройство
I
Определение потребности в выпуске рабочих и специалистов профессиональными учебными заведениями по региональному перечню профессий
Учебные заведения профессионального образования
Организации, осуществляющие обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников
Корпоративная форма обучения - подготовка и переподготовка работников на самих предприятиях
Рис. 3. Инструменты регулирования структурной и профессионально-квалификационной
динамики трудовых ресурсов
ЛИТЕРАТУРА Переверзев М.П., Калинина З.Н. Экономические основы работы с молодежью: учеб. пособие/ под. ред. М.П Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2008. Россия в цифрах. 2010: Стат.сб./Росстат. М., 2010. Россия в цифрах. 2012: Стат.сб./Росстат. М., 2012. Россия в цифрах. 2013: Стат.сб./Росстат. М., 2013. О промышленном производстве в I кв. 2013 г. [Электронный ресурс ]. ШЬ: www.gks.ru/bgd/free/ b04_03/bIssWWW.exe/Stg/d01/73.htm Администрации Республики Адыгея [Электронный ресурс ]. ШЬ: http://www.adygheya.ru/ Администрация Астраханской области [Электронный ресурс ]. ШЬ: http://astrobl.ru/ Администрация Волгоградской области [Электронный ресурс ]. ШЬ: http://www.volganet.ru/ Администрация Краснодарского края [Электронный ресурс ]. ШЬ: http://admkrai.krasnodar.ru/
10. Администрация Республики Калмыкия [Электронный ресурс ]. URL: http://gov.kalmregion.ru/
11. Администрация Ростовской области [Электронный ресурс ]. URL: http://www.donland.ru/
12. Социально-экономическое положение ЮФО в 2012г [Электронный ресурс ]. URL: http://www.gks.ru/
13. Число исгользуемых передовых производственных технологий го субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis tics/science/#
14. Макроэкономическая оценка состояния сферы занятости и рынка труда в России 2010-2025 гг. / АГ. Коровкин и др. М.: МАКС-Пресс, 2011.
15. Прогнэз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ employment/employment/298