Механизм нормативного финансирования высшей школы.
Regulatory mechanism for funding higher school
Макарчева О.А.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы» Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Makarcheva O.A.
PhD, assistant professor of the "Finance" Saratov Social and Economic Institute (branch) of VPO "Russian Economic
University named after G.V. Plekhanov "
Аннотация: В представленной статье автором рассматриваются нормативы финансирования высшего образования с учетом проводимой реформы в сфере образования. Показаны недостатки действующего механизма финансирования. Представлены требования к дифференциации нормативов финансирования высших образовательных учреждений и их расчету. Обращено внимание на необходимость поиска учреждениями высшего образования дополнительных средств из внебюджетных источников для покрытия расходов, не финансируемых из бюджета.
Ключевые слова. Механизм финансирования, объем финансирования, норматив, дифференцирование нормативов
Abstract: In this article the author discusses the standards of higher education financing in view of the ongoing reform in the education sector. The drawbacks of the current funding mechanism. Provides requirements for differentiation of norms for funding higher education institutions and their calculation. Attention is drawn to the need to seek higher education institutions additional extra-budgetary resources to cover costs not funded from the budget.
Keywords. Funding mechanism, the amount of funding standard, differentiation standards
Анализ нормативной базы, регламентирующей действующий механизм нормативного финансирования высших учебных заведений в Российской Федерации, свидетельствует о том, что, с одной стороны, Бюджетный кодекс Российской Федерации предполагает выделение бюджетных средств учреждению высшего профессионального образования на основе заданий на предоставление государственных услуг и нормативов финансовых затрат на единицу этих услуг. С другой стороны, в нормативных актах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг в сфере высшего профессионального образования, не установлены и, соответственно, на практике не используются [5].
В этой связи следует отметить, что действующий в настоящее время механизм финансирования вузов имеет следующие недостатки:
- отсутствие законодательно установленных нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг не позволяет планировать расходы бюджетов на основе научно обоснованной потребности в средствах для предоставления качественных, отвечающих современным требованиям образовательных услуг и обеспечить достаточный объем финансирования для высших учебных заведений;
- отсутствие финансово-хозяйственной самостоятельности у вузов, что снижает их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
В связи с отсутствием научно-обоснованных нормативов финансовых затрат бюджетные ассигнования планируются не на основе потребности вузов в средствах, а с учетом возможностей федерального бюджета по выделению средств. Подобная практика закрепляет отставание финансирования вузов от минимально необходимых объемов: в настоящее время из федерального бюджета покрываются в среднем 30-35% расходов этих учреждений на предоставление
услуг в сфере высшего профессионального образования. Это предопределяет необходимость поиска учреждениями высшего образования дополнительных средств из внебюджетных источников для покрытия расходов, не финансируемых из бюджета, увеличения средств на оплату труда сотрудников до размера, адекватного прожиточному минимуму, осуществления расходов по развитию. Однако ограничение финансово-хозяйственной самостоятельности вузов в условиях казначейской системы исполнения федерального бюджета не создает для этих учреждений стимулов к расширению источников финансового обеспечения деятельности и препятствует формированию эффективного рынка образовательных услуг в Российской Федерации.
Нормативы финансирования учреждений высшего профессионального образования должны рассматриваться как нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг в сфере высшего профессионального образования.
В этой связи в проекте Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке разработки нормативов финансирования учреждений высшего профессионального образования»:
1) Определены органы, ответственные за разработку и утверждение норматива финансирования учреждений высшего профессионального образования.
2) Уточнены полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета по подразделу «Высшее образование» функциональной классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по планированию и финансированию расходов бюджета на предоставление государственных услуг в сфере высшего профессионального образования на основе нормативов подушевого финансирования.
3) Описан порядок разработки и утверждения финансирования учреждений высшего профессионального образования.
Органом, ответственным за разработку нормативов финансирования учреждений высшего профессионального образования, в соответствии с разграничением полномочий между министерствами, агентствами, службами в
составе Правительства Российской Федерации является Министерство образования и науки Российской Федерации, которое должно разрабатывать нормативы финансирования учреждений высшего профессионального образования по ступеням и направлениям (специальностям) подготовки.
Нормативы финансирования учреждений высшего профессионального образования целесообразно рассчитывать исходя из стоимости получения высшего образования одним обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период не менее трех лет с конкретизацией значений нормативов финансовых затрат по годам.
При определении размеров нормативов подушевого финансирования должны учитываться требования Государственных образовательных стандартов по ступеням и направлениям подготовки (специальностям) кадров с высшим профессиональным образованием к содержанию высшего профессионального образования.
Нормативы финансирования учреждений высшего профессионального образования должны использоваться в процессе планирования и финансирования расходов федерального бюджета по подразделу «Высшее образование» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В этой связи главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств по подразделу «Высшее образование» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации распределяет предельные бюджеты, лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации нормативами финансирования учреждений высшего профессионального образования.
При составлении проекта федерального бюджета выделение средств главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств по подразделу «Высшее образование» функциональной классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, а также вузам осуществляется с учетом нормативов финансирования учреждений высшего профессионального образования и прогнозируемых объемов государственных заданий на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием.
В этой связи высшие учебные заведения составляют и представляют для утверждения главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств бюджетную заявку на очередной финансовый год на основе прогнозируемых объемов государственных заданий на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием и установленных нормативов финансирования учреждений высшего профессионального образования.
В соответствии со статьями 268, 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации контроль за использованием бюджетных средств осуществляют:
- главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств - при утверждении сметы доходов и расходов высших учебных заведений;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - в процессе финансового контроля за использованием средств федерального бюджета по подразделу «Высшее образование» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
К основным социально-экономическим и финансовым последствиям введения в действие разработанных методических рекомендаций и использование на практике нормативов финансирования учреждений высшего профессионального образования относятся:
повышение прозрачности и справедливости при планировании расходов по подразделу «Высшее образование» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и распределении средств между высшими учебными заведениями;
повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на высшее образование, создать для вузов финансовые стимулы улучшения качества высшего профессионального образования;
создать на всей территории страны равные финансовые условия для получения гражданами Российской Федерации высшее профессиональное образование по ступеням и направлениям подготовки (специальностям).
Одним из приоритетов государственной образовательной политики России является формирование эффективных экономических отношений в образовании. Это предполагает изменение принципов и системы финансирования данной сферы, в том числе путем разработки системы дифференцированных нормативов бюджетного финансирования вузов в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, обеспечения целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов, и т.д.
Формирование эффективных экономических отношений в сфере высшего профессионального образования, повышение результативности расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование предполагает разработку и использование в рамках механизма нормативно-подушевого финансирования российских вузов системы нормативов финансирования учреждений высшего профессионального образования, позволяющих обеспечить финансовую базу для реализации конституционных гарантий гражданам Российской Федерации [4].
Обсуждаются различные подходы к составу видов расходов, учитываемых в нормативе:
1) норматив не включает капитальные расходы вуза и социальные выплаты студентам;
2) норматив включает капитальные расходы, но не включает социальные выплаты студентам;
3) норматив включает все виды расходов.
Объем финансирования вуза рассчитывается по обобщенной формуле1:
у = £ (Г * N + ^), где:
V - объем финансирования вуза;
1 Предложена специалистами АНХ.
т - норматив подушевого финансирования студентов определенной
" 2 нормативной категории2;
N1 - приведенный контингент студентов соответствующей нормативной категории3;
Fj - объем финансирования вуза, не зависящий от приведенного контингента студентов.
Дифференцированный норматив задается в форме единого базового норматива и набора корректирующих коэффициентов = Т * к};
В качестве оснований дифференциации норматива применяются:
форма обучения (очная, заочная, очно-заочная, экстернат, дистанционная);
ресурсоемкость обучения (стандартные программы, фондоемкие программы);
объективные территориальные различия в уровне затрат на обучение студента по идентичным образовательным программам;
категория вуза (условно: национальный университет, региональный ведущий вуз, вуз).
Наряду с этим должны учитываться и различия в стоимости обучения по уровням ВПО (бакалавриат, специалитет и магистратура). На уровне магистратуры предполагается осуществлять финансирование образовательных программ.
Следует предусматривать также дифференциацию норматива в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ. Обсуждаются два подхода к такой дифференциации. В первом применяется «плоская» шкала дифференциации: поступить на бюджетное место может только студент, результаты сдачи ЕГЭ которого превышают установленную пороговую величину. При этом для всех студентов, преодолевших «порог», - второй подход - величина норматива финансирования одинакова (зависит от других факторов дифференциации).
2 Нормативная категория - сочетание значений атрибутивных характеристик, влияющих на величину норматива финансирования обучения студента (например, магистр, обучающийся по ресурсоемкой программе в очно-заочной форме, на определенной территории).
3 Приведенный контингент студентов - средняя по учебному году численность студентов соответствующей нормативной категории.
Переход вуза из организационно-правовой формы бюджетного учреждения в форму автономного учреждения даст возможность передавать вузу бюджетные средства «одной строкой». В этом случае вуз сможет оперативно и гибко распоряжаться полученными бюджетными средствами в течение финансового года.
Принципиально, расчет нормативов финансирования может производиться:
исходя из планируемых на следующий финансовый год объемов бюджетного финансирования по соответствующей статье бюджета («норматив возможности»);
исходя из обоснованной нормативной потребности вуза в средствах, необходимых для обучения студентов («норматив потребности»).
Федеральными органами государственного управления образованием должна быть разработана и утверждена методика расчета нормативов. На основании проведенных расчетов Правительством РФ ежегодно должны утверждаться нормативы подушевого финансирования на планируемый финансовый год.
Как следует из приведенных формул нормативного подушевого финансирования, расчетный объем бюджетных ассигнований вуза непосредственно зависит от принятых в сфере высшего образования моделей управления численностью студентов [2].
Существующая в настоящее время модель управления численностью студентов в сфере ВПО реализована в целях реализации постановлений Правительства РФ от 24.09.2001г. №606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» и от 04.10.2002г. №479 «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием».
Формально она предполагает проведение открытых конкурсов среди аккредитованных вузов на размещение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием.
Технология сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания построена на основе информационно-аналитических процедур, используемых в системе государственной аккредитации высших учебных заведений (на базе информации Центрального банка о данных государственной аккредитации) и на основе методики, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.02.2001 №631 «О рейтинге высших учебных заведений».
В постановлении Правительства было определено, что при проведении конкурса оцениваются следующие стороны деятельности вузов: кадровое и материально-техническое обеспечение, квалификация педагогических работников, обеспеченность учебной, учебно-методической литературой, и иными информационными ресурсами, научный потенциал вуза и уровень проводимых им научных исследований, наличие опыта подготовки специалистов, возможности высшего учебного заведения содействовать студентам в заключении ими договоров с организациями о трудоустройстве, а также обеспеченность общежитиями, услугами общественного питания и медицинским обслуживанием [1].
С учетом результатов проведения конкурса производится распределение контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей между вузами. После определения контрольных цифр приема (по факту централизованного распределения «бюджетных» мест) появляется возможность рассчитать объемы бюджетного финансирования вуза на очередной финансовый год.
При планировании и финансировании расходов бюджета на высшее профессиональное образование на основе нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузе необходимо учитывать следующие требования:
1) ограниченность объема средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования:
2) наличие сети учреждений высшего профессионального образования со сложившейся потребностью в бюджетных ассигнованиях, которая определяется не только количеством учащихся, но и материальной базой для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием;
3) наличие государственных обязательств в сфере высшего профессионального образования [3].
В условиях ориентации в Российской Федерации бюджетного планирования и финансирования на результат приоритетными признаются: а) повышение эффективности расходов бюджета,
б) наилучшее удовлетворение интересов потребителей государственных услуг.
Список литературы:
1. Беляков С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Университетское управление. 2004. N 5.
2. Дегтярева Л.Р. Трансформация финансово-правовых институтов как основа модернизации российского образования // Юридический мир. 2013. N 11. С. 52 - 61.
3. Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 3. С. 265 - 268.
4. Хакиева Л. Ф. Экономические гарантии реализации конституционного права на образование// «Публично-правовые исследования»(электронный журнал) 2012, №4
5. Щербак Е.Н. Модернизация административного законодательства в области управления высшим образованием в условиях функционирования рынка высшего образования // Российский судья. 2011. N 12. С. 25 - 29.
References
1. Belyakov S.A. Assessment of the economic situation of educational institutions / / University Management. 2004. N 5.
2. Degtyareva L.R. Transformation of financial and legal institutions as a basis for the modernization of Russian education / / Legal world. 2013. N 11. Pp. 52 - 61.
3. Moshkova D.M. On the question of the financing of education in the Russian Federation / / Actual problems of Russian law. 2013. N 3. Pp. 265 - 268.
4. Khakiyev L.F. Economic guarantees the constitutional right to education / / "Public Law Research" (e-zine), 2012, № 4
5. Xherbak E.N. Modernization of administrative law in the field of higher education in the functioning of the higher education market / / Russian judge. 2011. N 12. Pp. 25 - 29.