МЕХАНИЗМ НИВЕЛИРОВАНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЕ
ГРЕШОНКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ФГБУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В настоящей статье обосновывается системный выбор, и определено содержание интеграционной модели, как теоретической основы разработки мер по актуализации стратегических приоритетов экономической безопасности России в продовольственной сфере. Данная теоретическая модель предполагает не только внешнюю интеграцию на основе новой интеграционной платформы ЕАЭС, но и внутреннюю интеграцию экономического пространства на основе развития АПК в рамках политики продовольственного импортозамещения и поиска рационального баланса между экспортом продовольствия и его импортозамещением в соответствии со стратегическими приоритетами экономической безопасности в продовольственной сфере (продовольственная независимость, экономическая и социальная доступность продовольствия и безопасность питания).
В рамках интеграционной модели в диссертационной работе обоснована необходимость дальнейшего совершенствования механизмов нивелирования угроз, формируемых в продовольственной сфере, которые разработаны на базе методологии обеспечения экономической безопасности, основанной на гипотезе о том, что в современных условиях открытости национальных экономик приоритеты экономической безопасности меняют свою актуальность в силу резких трансформаций внутренних и внешних угроз, вызванных синхронизацией циклических, структурных, и системных кризисов. В условиях глобальных процессов одной из наиболее уязвимых подсистем национальной экономики становится продовольственная сфера. Защита продовольственной сферы в условиях трансформации внутренних и внешних угроз, с одной стороны, и объективные законы развития системы экономической безопасности, с другой стороны, требуют применения принципа перманентности как методологической основы реализации стратегических приоритетов экономической безопасности в продовольственной сфере.
Ключевые слова: интеграционная модель, принцип перманентности, продовольственная сфера, экономическая безопасность.
Товарная структура импорта продовольственных товаров в Российской Федерации за период 2000-2012 гг. (указаны лишь те товары, которыми Россия способна обеспечить свое население самостоятельно) позволяет констатировать, что
Россия при всем своем природно-ресурсном потенциале и статусе аграрной державы, вынуждена прибегать к импорту отдельных видов продовольствия, то есть находится в состоянии продовольственной зависимости (табл. 1).
Таблица 1
Товарная структура импорта продовольственных товаров в Россию (2000-2012 гг.), тыс. т.
Мясо свежее или мороженое (без мяса птицы) Мясо птицы свежее или мороженое Рыба свежая или мороженая Злаки Сахар белый Яблоки Томаты Молоко и сливки
2000 517 694 327 4677 467 218 108 65
2005 1340 1329 787 1449 625 730 355 168
2010 1614 688 791 444 285 1206 717 190
2011 1429 493 710 747 247 1191 755 204
2012 1406 531 739 1142 68,3 1279 800 230
Источник: по данным Росстата
Продовольственная зависимость традиционно рассматривается в экспертном сообществе как основная угроза экономической безопасности в продовольственной сфере.
Однако, принцип перманентности, поставленный в основу данной исследовательской программы, предполагает, что обеспечение экономической безопасности должно быть направлено на нейтрализацию как уже существующих, так и вновь проявляющих себя угроз, которые могут претерпевать существенную трансформацию и корректировать приоритеты экономической безопасности.
В связи с этим очевидным является вывод, что каждое государство, которое желает нивелировать риски недоедания населения, стремиться обеспечить его всем необходимым продовольствием в течение времени, когда продовольственные рынки нестабильны. Обеспечение продовольственной безопасности, направленное на достижение гарантий достаточности продовольствия для всего населения в целом, должно сводиться к реализации следующих связанных между собой целей:
- повышение и расширение эффективности политики ценовой поддержки производства сельского хозяйства;
- поддержка экспорта агрокомплекса страны;
- достижение сохранности ресурсов для производства сельского хозяйства;
стимулирование сельскохозяйственного кредита;
- поддержка исследовательской деятельности агрокомплекса;
- продовольственная поддержка лиц, имеющих невысокие доходы;
- достижение необходимого уровня снабжения продовольствием и источниками натуральных волокон по низким ценам.
К ключевым угрозам продовольственной безопасности следует относить:
превышение допустимых пороговых значений насыщения внутреннего рынка импортируемой продовольственной продукцией;
незначительный уровень платежеспособного спроса населения на продовольствие;
- существенные ценовые искажения на продовольственном рынке;
- неразвитость рыночной инфраструктуры;
- нехватка квалифицированных кадров; слабое развитие системы прогнозирования
и мониторинга сельскохозяйственного рынка.
Сегодня Россия находится в большой зависимости от импорта продуктов питания, на долю которого в целом по стране приходится 46 %, а в крупных городах - до 70 %. На ввоз импортного
продовольствия правительство Российской Федерации ежегодно тратит около 22-26 млрд долл. А ведь это, по сути дела, инвестиции, вкладываемые в развитие зарубежной сельскохозяйственной отрасли.
В международной практике считается, что любое государство утрачивает собственную продовольственную независимость в том случае, если импорт продовольственных товаров превышает пороговые значения, устанавливаемые в среднем на уровне 15-25 %. Последовательный и целенаправленный рост импорта продовольствия в настоящее время рассматривается некой альтернативой развитию собственного сельскохозяйственного производства страны, тем сам значительно подавляет его. Такое положение дел приводит к сокращению возможностей развития отраслей агропромышленного комплекса, а в перспективе и к спаду его производства, уменьшению благосостояния и распространению бедности населения.
В целях сокращения зависимости от импорта является необходимым увеличение финансовой поддержки отраслей сельского хозяйства. Однако в настоящее время в России в расчете на один рубль произведенной продукции она почти в 11 раз меньше, чем в Норвегии (хотя данная страна ближе всего к России по климатическим условиям), в 5 раз меньше, чем в странах ЕС, в 2,5 раза меньше, чем в США. Кроме того, в Западной Европе на поддержку агрокомплекса выделяется в среднем 300 долл. на га, в США - 324, в Канаде -188, в Японии - 473. В это же время в России на государственную поддержку сельского хозяйства выделяется не более 13 долл. в расчете на один га сельхозугодий.
Имеющая место в отечественном АПК ситуация приводит к углублению противоречия между необходимостью кардинальной структурной перестройкой АПК, который нуждается в притоке инвестиций, и невысокой инвестиционной активностью.
Инвестиционный голод, который постоянно испытывают сельскохозяйственные предприятия, обусловлен их низкой инвестиционной привлекательностью, как и всей отрасли в целом.
Лишь улучшение инвестиционного климата способно привести к активизации инвестиционной деятельности, рассматриваемой и как главное условие вывода агрокомплекса из кризиса, и как ключевой фактор его интенсивного развития. Присутствует необходимость в реформе технологического и социально-общественного укладов в сельской местности путем проведения институциональной модернизации. Это было особо актуально в стартовый период аграрных реформ. Сейчас,
А. М. ОКЕ8ЫОККОУ
кроме этого, является насущной необходимостью привлечение в сельскохозяйственную отрасль масштабных инвестиций. Формирование экономических механизмов для обеспечения крупномасштабного вливания инвестиционных ресурсов в агросектор необходимо считать необходимым элементом стратегии государственной аграрной инвестиционной политики в настоящее время.
Необходимость разрешения вопросов обеспечения безопасности природной среды породило возникновение трехуровневого подхода к достижению необходимого уровня продовольственной безопасности государства, который включает следующие уровни:
- обеспечение быстрого и прямого доступа к продовольственным товарам;
- рост продуктивности сельского хозяйства;
- повышение готовности к реагированию на стихийные бедствия [1].
Ключевым условием обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо рассматривать обеспечение как физической, так и экономической доступности для населения необходимого ассортимента и количества продуктов питания. Физическая доступность продовольствия связана с обеспечением бесперебойного его поступления в места потребления в тех количествах, которое отвечает в полной мере платежеспособному спросу населения. Экономическая доступность продовольствия находится в тесной зависимости с уровнем социального и экономического развития государства, который позволяет всем слоям населения покупать в необходимом для них количестве и ассортименте продовольственные товары, приобретая их по приемлемым ценам.
Сюда же целесообразно отнести и возможность населения производить его для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве или на садово-огородных и дачных участках.
Главным условием продовольственной безопасности страны является удовлетворение потребностей всего населения в необходимых ему продуктах питания за счет реализации собственного производства и стимулирования платежеспособного спроса населения. Собственное производство страны находится в тесной зависимости с уровнем развития аграрного комплекса, а также отраслей перерабатывающей промышленности.
Таким образом, сама категория «продовольственная безопасность» состоит из политического (защита внутреннего рынка и поддержание достаточного уровня независимости государства в разрешении проблем, связанных с обеспечением продовольственными товарами), экономического
(защита экономических интересов отечественного сельскохозяйственного производителя, а также потребителей его продукции) и социального аспектов (обеспечение безопасности и качества продуктов питания).
Продовольственная безопасность является фундаментальной социально-экономической и политической проблемой. Ее необходимо рассматривать как один из главных вопросов в центре аграрного курса нашей страны. Как правило, под проблемой продовольственной безопасности необходимо подразумевать обеспечение гарантированного доступа всего населения страны ко всем продовольственным товарам в том количестве, которое необходимо для активной и здоровой жизни. Сама структура продовольственной безопасности является многоуровневой иерархией, основу которой составляет субъект, который разрешает продовольственные проблемы, а также его функции. Иначе говоря, центральное место в проблеме продовольственной безопасности занимает человек с его потребностями в питании. Без удовлетворения данной базовой потребности осуществление продуктивной деятельности человека не является возможным.
Приоритетные направления достижения продовольственной безопасности - стимулирование развития национального агропромышленного хозяйства и принятие в этих целях необходимых мер поддержки, в том числе ведение протекционистской политики.
В то же время, можно сказать, что в некоторой степени принятые Россией санкции против зарубежных государств вступают в противоречие с положениями Доктрины, касающимися экономической и физической доступности продовольственных товаров страны. Это связано с тем, что стимулирование отечественных производителей продовольствия и сельскохозяйственного сырья существенным образом изменилось со времен вступления России в ВТО. Россия этим признает себя игроком в глобальной экономике, принимая принципы ВТО, но ограничивает импорт продовольственных товаров из многих зарубежных стран. В условиях роста цен на продовольствие дать эффективный импульс для развития сельского хозяйства практически невозможно, и, кроме того, такое положение дел исключает ряд продовольственных товаров из потребления населения.
Указанные выше недостатки обосновывают необходимость дальнейшего совершенствования механизмов предотвращения угроз экономиче-
ской безопасности, формируемых в продовольственной сфере.
Фундаментальный анализ продовольственной сферы РФ позволяет констатировать, что в решении дилеммы «продовольственная независимость - экономическая доступность продовольствия» существуют альтернативные варианты, которые служат теоретической основой разработки модели экономической безопасности государства в продовольственной сфере.
Исходя из методологической установки о перманентности стратегических приоритетов экономической безопасности в продовольственной сфере системный выбор развития продовольственной сферы в России связан с интеграционной моделью обеспечения продовольственной безопасности, чьи стратегические направления отражают вектор геополитической и социально-экономической трансформации и соответствуют интересам российского общества и государства на современном этапе:
1. Достижение баланса между импортом продовольствия и его импортозамещением на основе взвешенного аграрного протекционизма.
2. Внедрение косвенных методов государственной поддержки российских производителей сельскохозяйственного сырья (организация и финансирование научных исследований, борьба с вредителями и болезнями, подготовка кадров, мелиорация, развитие социальной и производственной инфраструктуры сельских территорий и т. д.).
3. Интеграция перерабатывающей промышленности в единую систему государственной поддержки АПК.
4. Структурная перестройка финансового сектора экономики, направленная на обеспечение высокой нормы накопления и активизацию инвестиционной деятельности в отраслях продовольственного импортозамещения.
5. Развитие продовольственной сферы вширь, обеспечение пространственного единства страны на основе интеграционной функции АПК.
6. Разрешение дилеммы между продовольственной независимостью и экономической доступностью продовольствия посредством реализации преимуществ МРТ на более устойчивой к резким колебаниям мировой экономической и политической конъюнктуры интеграционной платформе.
В рамках интеграционной модели возникает необходимость дальнейшего совершенствования механизмов нивелирования угроз экономической безопасности, формируемых в продовольственной сфере. Концептуальная схема подобного механизма нивелирования угроз экономической безо-
пасности в продовольственной сфере представлена на рисунке 1.
Следует отметить, что основополагающим методологическим принципом разработки доктрины экономической безопасности в продовольственной сфере является перманентность ее обеспечения. Современная экономическая среда на международном уровне характеризуется исключительной нестабильностью. Рыночная конъюнктура является крайне неустойчивой, а частные угрозы трансформируются из структурных в системные, тем самым становясь опасными не только для отдельных регионов и государств, но также и для мирового сообщества в целом.
В подобных условиях продовольственная сфера, являясь важнейшей подсистемой национальной экономической безопасности, находится в особой опасности, так как она, по сути, выступает ее системообразующим звеном. В связи с данным положением, продовольственная сфера является одной из наименее защищенных областей хозяйствования, и угрозы, возникающие в ней, разрастаются и стремительно перемещаются в другие сферы. Нестабильность рыночной конъюнктуры, как и новые угрозы, порождаемые ею, предъявляют новые требования к обеспечению экономической безопасности государства. Неизбежным следствием их появления и распространения является ухудшение экономической безопасности и в продовольственной сфере как ядре системы национального хозяйства. Такое положение вещей требует постоянной корректировки политики обеспечения экономической безопасности с целью поддержания ее на неизменно высоком уровне.
На сегодняшний день механизмы продовольственного протекционизма в стране формируется в противоречивых институциональных условиях. Отметим, что механизмы протекционизма являются действенными способами защиты продовольственных рынков страны. Поэтому для наилучшей их адаптации и развития стимулирующих факторов для национального агропродовольственного комплекса считаем необходимым определять предпочтительные методы защиты для каждого вида продовольствия в отдельности, в соответствии с его характеристиками.
Оценивая современное состояние мировой и национальной продовольственной сферы, ученое сообщество приходит к выводу, что мировой кризис в сфере продовольствия значительно сказывается на национальной продовольственной сфере. При этом данный кризис обусловлен четырьмя группами причин: системно-экономические; абсолютизация научно-технического прогресса, техники и техноло-
А. М. ОКЕ8ЫОККОУ
гии; конкретно-экономические; экологоклима- тические [2].
Угрозы экономической безопасности
Инструментарий нивелирования угроз экономической безопасности
Стратегические приоритеты безопасности
ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ
ДОКТРИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЕ
Рис. 1. Организационно-экономический механизм нейтрализации угроз экономической безопасности в продовольственной сфере
В рамках анализа формирования и трансформации угроз экономической безопасности национального хозяйства предложена систематизация угроз в продовольственной сфере [3]. Данная систематизация стала основой разработки направлений нивелирования угроз экономической безопасности в продовольственной сфере.
Таким образом, стратегия обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере предполагает реализацию следующих направлений нивелирования угроз экономической безопасности:
1) прогностическое (организация мониторинга экономической безопасности в продовольственной
сфере по основным стратегическим приоритетам -продовольственной независимости, экономической доступности и безопасности питания; формирование системы прогнозирования и перспективного планирования мер по обеспечению экономической безопасности в продовольственной сфере);
2) технологическое (неоиндустриализация АПК);
3) маркетинговое (формирование альтернативных каналов продвижения функционального питания на продовольственные рынки и справедливой цены для производителей продовольствия в рамках новых форм кооперации и интеграции);
4) социальное (развитие сельских территорий, доступного рынка функционального питания);
5) институциональное (совершенствование системы прямой и косвенной поддержки государством АПК в целях снижения инфляции издержек);
6) организационно-правовое (устранение правовых лакун регулирования продовольственной сферы и дефрагментация законодательства с точки зрения учета в доктрине экономической безопасности социально-экономической и природно-
климатической специфики российских территорий).
Литература
1. Дадалко В. А., Михалко Е. Р., Дадалко А. В. Продовольственная безопасность: национальные интересы, проблемы, тенденции, риски, перспективы. Мн.: ИВЦ Минфина, 2011.
2. Устиян И. Мировой продовольственный кризис: серьезный вызов начала XXI века // Экономист. 2008. № 10.
3. Грешонков А. М., Абрамова Л. М. Угрозы экономической безопасности страны в продовольственной сфере // Вестник ОрелГИЭТ. 2014. № 4.
References
1. Dadalko V. А., Mikhalko Ye. R., Dadalko А. V. Prodovol'stvennaya bezopasnost': natsional'nye interesy, problemy, tendentsii, riski, perspektivy. Mn.: IVTs Minfi-na, 2011.
2. Ustiyan I. Mirovoj prodovol'stvennyj krizis: ser'eznyj vyzov nachala XXI veka / I. Ustiyan // Ekonom-ist. 2008. № 10.
3. Greshonkov А. M., Аbramova L. M. Ugrozy eko-nomicheskoj bezopasnosti strany v prodovol'stvennoj sfere // Vestnik OrelGIET. 2014. № 4.
* * *
THE MECHANISM OF LEVELING OF THREATS OF ECONOMIC SAFETY
IN THE FOOD SPHERE
GRESHONKOV ALEKSEY MIKHAYLOVICH Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In this article the author justifies the system choice and defines the maintenance of integration model, as theoretical basis of development of measures for updating of strategic priorities of economic security of Russia in the food sphere. This theoretical model doesn't assume only external integration at a basis of a new integration platform of EEU, but also internal integration of economic space on the basis of development of agrarian and industrial complex within policy of food import substitution and search of rational balance between export of the food and its import substitution according to strategic priorities of economic security in the food sphere (food independence, economic and social availability of the food and safety of food).
In article within integration model the author justifies need of further improvement of mechanisms of leveling of the threats formed in the food sphere developed on the basis of methodology of providing the economic security based on a hypothesis that in modern conditions of openness of national economies priorities of economic security change the relevance owing to sharp transformations of the internal and external threats caused by synchronization of cyclic, structural, and system crises. In conditions of global processes of one of the most vulnerable subsystems of national economy there is a food sphere. Protection of the food sphere in conditions of transformation of internal and external threats, on the one hand, and objective laws of development of system of economic security, on the other hand, demand application of the principle of permanence as methodological basis of realization of strategic priorities of economic security in the food sphere.
Key words: integration model, principle of permanence, food sphere, economic security.
A. M. GRESHONKOV