В Пакте о гражданских и политических правах, где в числе всех имеющихся прав человека и гражданина регламентируются и гражданско-процессуальные права, закреплены принципы:
1) равенство всех перед судом и законом;
2) право на справедливое рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона;
3) гласность и публичность процесса.
Перечисленные принципы являются лишь базовыми и развиваются государствами в национальном законодательстве самостоятельно. В данном случае особенно остро стоит вопрос о соблюдении международных стандартов.
Стоит отметить следующий факт: сегодня в центре научных споров находятся вовсе не международные стандарты, а практика их применения. Для понимания сущности и значения стандартов необходимо уяснить формы и способы деятельности международных судебных и иных гарантирующих и консультативных органов.
Надо сказать, что данная проблема приобрела особое значение в последнее время. Если раньше основное внимание при разработке международных актов обращалось на содержание материальных норм и формирование новых стандартов, то последние годы упор делается на повышение эффективности существующих и вновь создаваемых стандартов.
Создаются новые органы контроля, изменяются функции действующих. Один из последних примеров такого рода - это Европейский суд по правам человека.
Характеризуя систему имплементации (механизма международного контроля) в целом, отметим, что можно выделить две группы соответствующих органов:
1) под эгидой ООН (Международный суд ООН, МОТ, ВОЗ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, Верховный комиссар ООН по правам человека, Комитет по правам человека и т. д.);
2) иные имплементационные органы (например, Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека).
Соответствующие органы обладают различной компетенцией, хотя иногда она пересекается. Нередко для начала их деятельности требуется соблюдение заинтересованными лицами определенных условий (такие условия есть у Европейского суда). В других случаях никаких условий не требуется, работа по выявлению и предупреждению нарушений осуществляется автоматически (так действует Комитет по правам ребенка).
Для понимания того, как работает механизм международного контроля гражданских прав, надо рассмотреть статус основных органов в этой области.
В целом можно сказать, что деятельность разнообразных комитетов достаточно однообразна. Повторяются не только общие положения о порядке избрания экспертов, но также одинаковы многие функции и процедуры. Их различие обусловлено исключительно сферой деятельности конкретных комитетов.
Говоря о механизме имплементации, как в рамках ООН, так и вне ее, можно выделить некоторые общие черты, которые характерны для данного процесса.
Первый этап (он дан применительно к уровню ООН, но подобная схема сохраняет свое действие и на всех других уровнях: например, на уровне Европейского Союза):
- обсуждение на Генеральной Ассамблее ООН любых вопросов по правам человека с принятием рекомендаций членам ООН и Совету Безопасности;
- предоставление государствами докладов Генеральному секретарю ООН (либо ЭКОСОС, специализированным учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими законах в области прав человека и приведения национального законодательства в соответствие с международными соглашениями, участниками которых они являются;
- рассмотрение докладов или их частей в ЭКОСОС (либо специализированных учреждениях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций.
Второй этап:
- урегулирование в соответствующих комитетах (самостоятельно или с помощью различных согласительных комиссий и процедур) споров между государствами относительно применения или толкования конвенций;
- рассмотрение споров в области прав человека Международным судом ООН, Европейским судом;
- рассмотрение комитетами по подведомственности нарушений гражданских или политических прав и иных нарушений конвенций.
Пост Верховного комиссара учрежден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 от 20 декабря 1993 г. Такое решение было принято на основании Венской Декларации и Программы действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 14-25 июня 1993 г.).
Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН на 4 года и утверждается Генеральной Ассамблеей. В дальнейшем возможно продление срока еще на 4 года.
К лицу, назначаемому на должность Верховного комиссара, предъявляются высокие требования: он должен обладать высокими моральными устоями и честностью, иметь достаточный опыт (в том числе в сфере прав человека). Немаловажно, чтобы Верховный комиссар также обладал общими знаниями и пониманием различных культур. Это необходимо для нормального, объективного, эффективного, неизбирательного и беспристрастного выполнения им своих обязанностей.
Статус Верховного комиссара ООН по правам человека определяется следующими позициями: Верховный комиссар по должности соответствует уровню заместителя Генерального секретаря ООН, его офис расположен в Женеве и имеет отделение связи в Нью-Йорке. Под руководством и эгидой Генерального Секретаря он несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.
Основными нормативными актами, регулирующими деятельность Верховного Комиссара, являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и иные международные документы в области прав человека и международного права.
Он обязан уважать суверенитет, территориальную целостность и национальную юрисдикцию государств. При этом важно помнить, что декларируется всемерное поощрение и защита всех прав человека, причем этот вопрос не является внутренним делом конкретного государства, а волнует все мировое сообщество.
Следует отметить, что такая идеология привела к возрождению принципа «гуманитарной интервенции».
Верховный комиссар руководствуется тем, что все права человека являются неделимыми, универсальными, взаимосвязанными и взаимозависимыми.
При всей необходимости учитывать значимость региональных особенностей и различного исторического, культурного и религиозного опыта государств независимо от их политических, экономических и культурных систем, эти государства обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы.
Полномочия Верховного комиссара не выходят за рамки общей компетенции Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и Комиссии ООН по правам человека, а соответствующие правомочия выражаются, в частности, в решениях указанных органов.
Комитет по правам человека образован в рамках Пакта о гражданских и политических правах. Комитет состоит из 18 человек, избираемых на четыре года тайным голосованием из списка лиц, предоставляемого Генеральным секретарем ООН. В дальнейшем возможно переизбрание.
При выборах принимается во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем.
Комитет изучает доклады, которые направляются ему государствами, и отправляет их со своими предложениями и замечаниями в ЭКОСОС. Также он рассматривает вопросы и заявления, касающиеся нарушения прав и свобод человека.
Комитет по правам человека принимает и рассматривает сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения каким-либо государством определенных прав и свобод, изложенных в Пакте.
Комитет против пыток образован в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Комитет состоит из 10 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Эксперты выступают в личном качестве, т. е. не представляют определенные государства. Эксперты избираются государствами-участниками Конвенции с учетом справедливого географического распределения из числа лиц, имеющих юридический опыт. Срок деятельности в
должности эксперта - два года с правом переизбрания. Комитет против пыток, получив достоверную информацию о систематическом применении пыток на территории государства-участника Конвенции, признавшего компетенцию Комитета, вправе:
- предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации;
- назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования, включая посещение территории этого государства с его согласия, а по завершении расследования они должны срочно представить доклад с результатами Комитету и государству-участнику.
Очень важно, что работа Комитета носит конфиденциальный характер и проходит при сотрудничестве с соответствующим государством-участником, на территории которого и ведется расследование. Это позволяет государству участвовать в указанных процедурах без ущерба для своего международного престижа. Однако ежегодно Комитет представляет доклад государствам-участникам Конвенции и Генеральной Ассамблее ООН, и в этот доклад включается краткий отчет о проведенных расследованиях.
Нормативной основой работы Комитета по правам ребенка является ст. 43-45 Конвенции о правах ребенка. В Комитет входят 10 экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией. Эксперты выступают в личном качестве. Они избираются государствами-участниками Конвенции сроком на четыре года с правом переизбрания. Как обычно, при этом должны учитываться принципы справедливого географического распределения и представительства основных правовых систем. Комитет может запрашивать у государств-участников информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране. Он собирает и анализирует информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями. Комитет работает в тесном взаимодействии с различными специализированными учреждениями ООН (МОТ, ВОЗ, Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и некоторыми другими), а также с иными правительственными и неправительственными организациями.
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин образован в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Он состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью. Они выступают также в личном качестве. Эксперты избираются государствами-участниками Конвенции сроком на четыре года с учетом справедливого географического распределения, представительства различных форм цивилизации и основных правовых систем. Комитет рассматривает все формы дискриминации в отношении женщин. Также рассматриваются поступающие жалобы. При этом Комитет сотрудничает с государствами-участниками Конвенции в рассмотрении и разрешении данных жалоб. По результатам своей деятельности Комитет представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе. Туда же включаются предложения и рекомендации общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств.
Европейская гуманитарная юстиция. В настоящее время еще нет единого органа европейской гуманитарной юстиции. Пока что состояние дел в этой области таково. Существует Европейская комиссия по правам человека и отдельно Европейский суд по правам человека, которые действуют на основании европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Комиссия имеет обеспечивающее значение: она рассматривает заявления заинтересованных лиц и принимает предварительное решение - передавать их в Суд или нет. В целом же у нее четыре функции:
1) отфильтровывать жалобы (через Секретариат или путем принятия решения о неприемлемости);
2) по оставшимся делам она выступает посредником в споре и стремится достичь дружественного урегулирования;
3) если дружественное урегулирование невозможно, Комиссия расследует факты и представляет свои выводы;
4) Комиссия полномочна сама возбуждать и поддерживать иски в Суде.
Отдельные трудности возникают из-за того, что решения Суда не носят юридически обязательного характера для государств, признавших его юрисдикцию. Это и понятно: каждое государство является самостоятельным носителем своего суверенитета, и никто не может заставить его следовать предписаниям Суда. В результате Суд должен рассчитать, насколько принципиальна позиция государства, и не слишком сильно давить на него, иначе решение просто не будет выполнено. В этом аспекте Суд поневоле пренебрегает принципиальностью и вопросами права. Такая ситуация имеет место сейчас.
Говоря о деятельности суда, надо упомянуть, что именно он впервые на таком высоком уровне поднял некоторые вопросы, не получившие до этого справедливого разрешения в законодательстве. В качестве примера можно назвать сексуальные отношения с нетрадиционной ориентацией, юридический статус транссексуалов и детей, родившихся вне брака.
Европейский суд достаточно осторожно подходит к рассмотрению каждого дела. Он стремится руководствоваться в первую очередь принципами справедливости.
В целом можно сказать, что решения Суда медленно, но верно становятся частью национального права европейских государств. Деятельность Суда ведет к дальнейшей либерализации норм, регламентирующих права человека. Наконец, инкорпорация решений Суда в национальные правовые системы способствует унификации всего европейского права в самом широком смысле этого слова, а следовательно, и укреплению Европейского Союза.