Научная статья на тему 'Механизм интеграции образовательных и профессиональных стандартов при формировании человеческого капитала'

Механизм интеграции образовательных и профессиональных стандартов при формировании человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / PROFESSIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL STANDARDS / INTEGRATION MECHANISM / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширинкина Елена Викторовна

В статье автором изучается такой феномен в экономике, как процесс реформирования системы квалификации профессий в России. Автор выделяет проблемы, связанные со становлением системы профессиональных стандартов, которые еще никем не описаны. Описываются проблемы учреждений высших учебных заведений в парадигме реформирования системы квалификации профессий и внедрения системы профессиональных стандартов. Впервые в рамках реформирования двух систем системы образования и системы квалификаций профессий представлен алгоритм механизма интеграции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с профессиональными стандартами. Все это позволит сформировать единое пространство методологии управления человеческим капиталом в триаде всех участников социально-экономических отношений: государство, система высшего образования и работодатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширинкина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of integration of educational and professional standards during human capital formation

The author studies such a phenomenon in the economy as the process of reforming the professional qualification system in Russia. The author marks the problems associated with the formation of a professional standards system that have not yet been described by anyone. The paper describes the problems of higher educational institutions in the paradigm of reforming the professional qualification system and the introduction of a professional standards system. For the first time within the reform of the two systems, such as, the education system and the professional qualifications system, we show the algorithm of the mechanism for the integration of federal state educational standards of higher education with professional standards. All of this will make it possible to form a common methodology space for managing human capital withing the triad of all participants in social and economic relations: the state, the higher education system and employers.

Текст научной работы на тему «Механизм интеграции образовательных и профессиональных стандартов при формировании человеческого капитала»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 5 • апрель 2017 ISSN 1994-6929

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Creative Economy

механизм интеграции образовательных

и профессиональных стандартов

при формировании человеческого капитала

Ширинкина Е.В. 1

В статье автором изучается такой феномен в экономике, как процесс реформирования системы квалификации профессий в России. Автор выделяет проблемы, связанные со становлением системы профессиональных стандартов, которые еще никем не описаны. Описываются проблемы учреждений высших учебных заведений в парадигме реформирования системы квалификации профессий и внедрения системы профессиональных стандартов. Впервые в рамках реформирования двух систем -системы образования и системы квалификаций профессий - представлен алгоритм механизма интеграции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с профессиональными стандартами. Все это позволит сформировать единое пространство методологии управления человеческим капиталом в триаде всех участников социально-экономических отношений: государство, система высшего образования и работодатели.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, механизм интеграции, человеческий капитал.

Mechanism of integration of educational

and professional standards during human capital formation

Shirinkina E.V. 1

1 Surgut State University

введение

Социально-экономическая трансформация, сопровождающая процессы становления постиндустриального общества в развитых странах, приводит к пересмотру моделей функционирования социальных институтов; важнейшие изменения в нарождающемся обществе знаний происходят в системах науки и образования как основных источниках поддержания экономического роста [1; 2; 4, с. 385; 25, с. 150] (Abakumova, Antonova, 2016; Baygulov, 2016; Kaufman, Shirinkina, 2016; Shirinkina E.V., 2016). Между тем современный период характеризуется процессами интеграции и кооперации в области

Сургутский государственный университет

АННОТАЦИЯ:

образования и международной конкуренцией при оказании образовательных услуг и проведении научных исследований [18, с. 17; 19, с. 69] (Chernenko, Kelchevskaya, 2016; Shirinkina , Kaufman, 2016). Конкурентоспособность вузов связана не только с исторически сформировавшимся имиджем, но и с достижением текущих показателей эффективности, способностью результативно планировать свою деятельность и управлять крупными образовательными и исследовательскими проектами.

Российские вузы как субъекты, реализующие локальные стратегии в области развития науки и образования, в связи с включением в процессы интернационализации стремятся выйти на международный уровень конкурентоспособности [3, с. 129; 10; 12] (Kaufman, Shirinkina, 2017; Naydenko, Zadorozhnyaya, Kuizheva, 2017; Romanova, 2017). Руководства вузов стремятся достичь понимания международных образовательных трендов и способов внедрения заложенных в них фундаментальных идей в практическую деятельность университетов, существенно лимитируемую особенностями российского социально-экономического развития.

Существенные противоречия возникают при попытке соблюсти баланс между традициями и инновациями в области высшего профессионального образования, между сложившейся в течение многих лет моделью научной и образовательной деятельности и необходимостью внутренней ее трансформации под влиянием глобальных изменений в образовании. Одна из основных проблем в настоящее время в высших учебных заведениях в парадигме реформирования системы квалификации

ABSTRACT:_

The author studies such a phenomenon in the economy as the process of reforming the professional qualification system in Russia. The author marks the problems associated with the formation of a professional standards system that have not yet been described by anyone. The paper describes the problems of higher educational institutions in the paradigm of reforming the professional qualification system and the introduction of a professional standards system. For the first time within the reform of the two systems, such as, the education system and the professional qualifications system, we show the algorithm of the mechanism for the integration of federal state educational standards of higher education with professional standards. All of this will make it possible to form a common methodology space for managing human capital withing the triad of all participants in social and economic relations: the state, the higher education system and employers.

KEYWORDS: professional standards, educational standards, integration mechanism, human capital.

Received: 21.04.2017 / published: 31.05.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shirinkina E.V. (shirinkina860yandex.ru)

CITATION:_

Shirinkina E.V. (2017) Mekhanizm integratsii obrazovatelnyh i professionalnyh standartov pri formirovanii chelovecheskogo kapitala [Mechanism of integration of educational and professional standards during human capital formation ]. Kreativnaya ekonomika. 11. (5). - 583-596. doi: 10.18334/ce.11.5.37856

профессий и внедрения системы профессиональных стандартов их интеграции [5, с. 22; 6, с. 40] (Kelchevskaya, Shirinkina, 2016; Kelchevskaya, Shirinkina, 2017). Системообразующее становление профессиональных стандартов проходит в рамках процесса реформирования системы квалификации профессий и направлено на достижение главной цели в государственной кадровой политике, состоящей в повышении уровня трудовых ресурсов в сфере образовательной и профессионально-квалификационной их компоненты [9; 24, с. 255; 15; 16; 17] (Melnikov, Gorelov, Sinov, 2011; Shirinkina, 2017b).

Цель данного исследования - создание механизма интеграции образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования высшего образования и системы квалификации профессий в России.

Необходимо отметить, что вопрос применения профессиональных стандартов в системе профессионального образования требует взаимодействия представителей систем труда и образования. Для организации взаимодействия необходима единая нормативно-методическая база, терминология и т.д. Немаловажная роль в этом принадлежит предприятиям, которые должны выработать новые подходы в методологии формирования человеческого капитала.

Становление системы профессиональных стандартов проходит в рамках процесса реформирования системы квалификации профессий и направлено на достижение главной цели государственной кадровой политики - повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов.

Для координации и интеграционной деятельности данного процесса реформирования системы квалификации профессий в России создано Национальное агентство развития профессиональный квалификаций, перед которым поставлены следующие задачи [8; 14]:

• актуализация и создание нормативно-правовой базы в сфере нового вектора развития профессиональных квалификаций;

• применение системы профстандартов в механизме управления персоналом, а также социально-экономических отношений во всех сферах экономики разной отраслевой принадлежности;

ОБ АВТОРЕ:_

Ширинкина Елена Викторовна, доцент кафедры управления персоналом, кандидат экономических наук, доцент (shirinkina860yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ширинкина Е.В. Механизм интеграции образовательных и профессиональных стандартов при формировании человеческого капитала // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 5. - С. 583-596. doi: 10.18334/се.11.5.37856

• приведение в соответствие такой структуры профквалификаций, которая бы обеспечила признание ее в международной квалификационной системе [13].

30 июня 2016 года профессиональные стандарты были утверждены Министерством труда и социального развития. Однако сам процесс реформирования системы квалификации профессий проходил в короткие сроки, и национальный совет по профессиональным стандартам при Президенте РФ доложил, что разработано более 600 профессиональных стандартов. Уже на октябрь 2016 г. Минтрудом России утверждено 838 профессиональных стандартов, по данным научно-исследовательского института Высшей школы экономики, до конца 2016 г. планировалось увеличение до 1130.

Примерно 2/3 утверждённых профессиональных стандартов содержат обобщённые трудовые функции, выполнение которых требует наличия среднего профессионального или высшего образования. Профессиональные стандарты распределены по областям профессиональной деятельности [11], однако в настоящее время некоторые области профессиональной деятельности неравномерно закрыты профессиональными стандартами.

За сентябрь 2016 года создано 26 советов по профессиональным квалификациям, однако на стадии формирования находятся советы по профессиональным квалификациям в области музейной деятельности; журналистики и средств массовой информации; производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования; авиастроения; агропромышленного комплекса. В настоящее время 140 профессиональных стандартов остаются временно закреплёнными за Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования, что существенно затрудняет сопровождение их применения, в том числе в системе профессионального образования.

Вместе с тем в реестре профессиональных стандартов не оказалось такой области профессиональной деятельности, как научная. Тогда, во-первых, о какой экономике знаний может идти речь, а во-вторых, если в бакалавриате нет научной сферы деятельности, то почему она появляется в магистратуре и аспирантуре как следующих уровнях новой системы образования? Необходимо закладывать научную сферу профессиональной деятельности на уровне бакалавриата, в противном случае о каком приращении знания может идти речь? Очевидно, что происходит слияние всех проблем на уровне вуза, и справляться с ними они должны самостоятельно [20, с. 92; 23, с. 139] (Shirinkina, Khadasevich, 2016; Shirinkina, 2016b). На лицо дилемма: с одной стороны, вузы получили свободу в формировании образовательных программ и компетенций, но с другой стороны, не знают, как с этой свободой поступить.

В качестве проблем, связанных со становлением системы профессиональных стандартов, можно также выделить такие, как факт того, что весьма затруднительно определить общее количество видов профессиональной деятельности на рынке труда и, соответственно, спрогнозировать возможное количество профессиональных стандартов.

Вместе с тем очевидно, что существуют виды деятельности, которые затруднительно описать с помощью профессиональных стандартов, например творческие профессии. Вместе с тем ни одна область профессиональной деятельности не обеспечена профессиональными стандартами в полной мере. В некоторых областях по отдельным направлениям профессиональные стандарты не могут быть созданы, например, в культуре, истории, философии. Это означает, что, наряду с профессиональными стандартами и при их отсутствии, необходимо использовать иные инструменты для определения профессиональных компетенций, например, проводить форсайтный анализ рынка труда, консультации с ведущими работодателями, перспективный анализ профессий и т.д.

В этой связи работа по формированию системы профессиональных стандартов должна быть расширена. Нами сформированы факторы, обусловленные заинтересованностью совета по профессиональным компетенциям в формировании и оценке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ. В их составе можно назвать следующие:

• обеспечить запросы работодателей при формировании федеральных государственных образовательных стандартов [21; 22, с. 83] (Shirinkina, 2016a; Shirinkina, 2017a);

• снизить затраты работодателей на процесс переобучения, дополнительного образования выпускников, поступающих на работу;

• обеспечить учёт по квалификационным уровням при формировании и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов [7, с. 10] (Kotlobovskiy, Karavaeva, Teleshova, 2012);

• обобщить опыт применения профессиональных стандартов процесса разработки и актуализации образовательных стандартов;

• выявить несоответствие профессиональных и образовательных стандартов в части описания требований к образованию и обучению;

• выявить потребности в процессе актуализации профессиональных стандартов.

Алгоритм интеграции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с профессиональными стандартами, а также определение области деятельности, цели вида профессиональной деятельности, уровня квалификации и требований к образованию и обучению, представлены на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, при сопряжении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с профессиональными стандартами возможно частичное сопряжение, которое может быть выполнено по следующим вариантам:

1 вариант: «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования не соотносится ни с одним профессиональным стандартом». В этом случае деятельность не может быть урегулирована посредством профессиональных стандартов. Ряд направлений подготовки направлены на подготовку специалистов

не под конкретные сегменты рынка труда, урегулированные профессиональными стандартами (например, творческие профессии - писатель, артист и т.д.).

2 вариант: «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования включает в себя элементы, которые позволят выполнять обобщенные трудовые функции после короткой программы ДПО». Для выполнения отдельных обобщенных трудовых функций непосредственно в профессиональных стандартах предусмотрено прохождение обучения на программах дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, прохождение квалификационного тестирования), что связано с узкой спецификой деятельности, частыми изменениями, которые нецелесообразно учитывать при обучении на основных образовательных программах высшего образования.

3 вариант: «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования включает в себя элементы, которые позволят выполнять обобщенные трудовые функции после короткой программы дополнительного профессионального образования при наличии опыта работы». Требование об опыте работы указано непосредственно в требованиях к образованию и обучению по конкретной обобщенной трудовой функции в профессиональном стандарте. Например, «Программист», обобщенная трудовая функция «Интеграция программных модулей и проверка работоспособности выпусков программного продукта»: уровень квалификации - 5; высшее образование, включая повышение квалификации, а также наличие опыта работы в области разработки программного обеспечения не менее 1 года.

4 вариант: «После обучения выпускник сможет реализовывать обобщенные трудовые функции без дополнительной подготовки». Компетенции, формируемые в рамках обучения по основной образовательной программе, позволяют, в частности, осуществлять профессиональную деятельность по конкретным обобщенным трудовым функциям в нескольких сопряженных профессиональных стандартах. Требования к дополнительной практике.

5 вариант: «Смысл основной образовательной программы в рамках образовательного стандарта состоит в том, чтобы сформировать у выпускника определенную квалификацию в рамках практикоориентированных программ». В таком случае возможно сопряжение образовательного стандарта с несколькими профессиональными стандартами, а основная образовательная программа может соотносится с конкретными обобщенными трудовыми функциями.

После того, как был проведен выбор профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции, необходимо сформировать профессиональные компетенции на основе профессиональных стандартов (см. рис. 2).

Из рисунка 2 видно, что алгоритм формирования профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов должен осуществляться в следующей последовательности:

Рисунок 1. Алгоритм интеграции Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования с профессиональ ными стандартами. Источник: составлено автором

Рисунок 2. Алгоритм формирования профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов. Источник: составлено автором

1 этап. Выбор профессионального стандарта (одного или нескольких) - осуществляется из рекомендованного перечня или дополнительно из реестра профессиональных стандартов, утверждённых Минтрудом России на момент формирования основной примерной образовательной программы. При этом при выборе необходимо учитывать направленность, область профессиональной деятельности, установленные объекты и типы профессиональной деятельности выпускников, профессиональные задачи, соответствующие основной примерной образовательной программе.

2 этап. Выбор обобщенной трудовой функции (одной или нескольких) из перечня отобранных профессиональных стандартов. При этом необходимо учитывать связь между содержанием обобщенной трудовой функции и соответствующими задачами профессиональной деятельности выпускников; квалификационный уровень, соответствующий уровню образования; требования к образованию и обучению, закреплённые для обобщенной трудовой функции.

3 этап. Определение элементов обобщенной трудовой функции: трудовой функции и трудовой деятельности, к выполнению которых должен быть подготовлен выпускник основной примерной образовательной программы. При этом необходимо учитывать, что трудовые функции должны быть связаны с узкой спецификой профессиональной деятельности; трудовые функции и трудовая деятельность связаны с частыми изменениями (обновлениями) процессов и технологий; трудовые функции и трудовая деятельность связаны с повышенной ответственностью, сложными и потенциально опасными технологическими процессами; установление в обобщенных трудовых функциях требований к обязательной краткосрочной практике на предприятии, прохождении квалификационного испытания.

4 этап. Формирование профессиональных компетенций, при этом необходимо учитывать, что профессиональные компетенции должны формироваться на основе профессиональных стандартов (при наличии), т.е. выпускник основной образовательной программы должен быть готов к реализации выбранной обобщенной трудовой функции или её части; следует избегать прямого переноса трудовой функции и трудовой деятельности в качестве профессиональной компетенции.

Наряду с профессиональными стандартами, а также при их отсутствии, профессиональные компетенции формируются с на основе форсайтного анализа компетенций, предъявляемых к выпускникам данного направления подготовки на рынке труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций о перспективах развития системы квалификаций с ведущими работодателями отрасли, в которой востребованы выпускники основной образовательной программы.

заключение

Предлагаемый механизм интеграции образовательных и профессиональных стандартов позволит:

• обеспечить запросы работодателей при формировании федеральных государственных образовательных стандартов;

• обеспечить учёт по квалификационным уровням, требованиям к образованию и обучению, закреплённых для обобщённых трудовых функций разработчиками профессиональных стандартов;

• повысить качество принимаемых и актуализируемых профессиональных стандартов в соответствии с требованиями профессиональной квалификации работника.

Все это позволит сформировать единое пространство методологии управления человеческого капитала в триаде всех участников социально-экономических отношений: государство, система высшего образования и работодатели.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абакумова И.В., Антонова Е.К. Научные исследования в сфере социально-экономи-

ческих и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний. / Монография / Под редакцией Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева., 2016.

2. Байгулов Р.М. Результаты социально-экономических и междисциплинарных научных исследований XXI века. / Монография/ Р.М. Байгулов, С.В. Беляева, Г.Ф. Голубева и др., 2016. - 346 с.

3. Кауфман Н.Ю., Ширинкина Е.В. Анализ процессов формирования человеческого

капитала в условиях развития рынка образовательных услуг // Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития: Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции Института экономики и управления. Сургут, 2017. - с. 129-133.

4. Кауфман Н.Ю., Ширинкина Е.В. Развитие бизнес-образования как детерминанта ин-

новационного обновления экономики // Фундаментальные исследования. - 2016.

- № 3 (часть 2). - с. 385-389.

5. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Оценка процесса реформирования высшего бра-

зования в России // Экономика, социология и право. - 2016. - № 10. - с. 20-24.

6. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Проблемы учреждений высшего образования в

рамках перехода на систему профессиональных стандартов // Экономика образования. - 2017. - № 2(99). - с. 39-47.

7. Котлобовский И.Б., Караваева Е.В., Телешова И.Г. Мониторинг эффективности вне-

дрения ФГОС: задачи и критерии // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9.

- с. 10.

8. Межведомственный регламент взаимодействия участников процесса актуали-

зации ФГОС профессионального образования с учётом принимаемых ПС (утв. 24.02.2016 г. Министром образования и науки Д.В. Ливановым и Председателем НСПК А.Н. Шохиным).

9. Мельников О.Н., Горелов Н.А., Синов В.В. Образовательные стандарты высше-

го профессионального образования третьего поколения - условие становления наукоемкой экономики // Креативная экономика. - 2011. - № 3(51). - url: http:// bgscience.ru/lib/4490/.

10. Найденко И.С., Задорожняя Е.К., Куижева С.К. Экономико-математические методы в индивидуализированной оценке человеческого капитала вуза // Креативная экономика. - 2017. - № 4. - doi: 10.18334/ce.11.4.37739.

11. Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 667н. Российский государственный аграрный университет - мсха имени к.а. тимирязева. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.timacad.ru/departments/umo/umo_agroingener/docs/docs_3/4.pdf/.

12. Романова А.И. Возможности интернационализации в интеграционном процессе сферы образовательных услуг // Креативная экономика. - 2017. - № 4. - doi: 10.18334/ce.11.4.37733.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 195.1). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/.

14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2013

16. Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249.

17. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/.

18. Черненко И.М., Кельчевская Н.Р. Стратегический анализ состояния человеческого капитала : насколько университет готов к изменениям? // Экономика образования. - 2016. - № 4(95). - c. 16-38.

19. Ширинкина Е.В., Кауфман Н.Ю. Роль человеческого капитала в инновационном развитии предприятий // Вестник Сургутского государственного университета. -2016. - № 4(14). - c. 69-72.

20. Ширинкина Е.В., Хадасевич Н.Р. Проблемы формирования человеческого капитала в условиях реформирования образования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10-1(52). - c. 92-95.

21. Ширинкина Е.В. Информационная экономико - фундаментальная основа реформирования высшего образования в России. / Монография; под редакцией Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева. - Самара: Общество с ограниченной ответственностью, 2016. - с. 322-333.

22. Ширинкина Е.В. Компетенции в образовательных стандартах как цель, ориентированная на запросы современного рынка труда // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 3. - c. 83-84.

23. Ширинкина Е.В. Оценка качества образования в формировании человеческого капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 3(36). - с. 138-143.

24. Ширинкина Е.В. Предпосылки становления системы профессиональных стандартов в России в управлении человеческим капиталом // Современное научное знание: теория, методология, практика: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2017. - с. 255-257.

25. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. - 2016. - № 3. - с. 148-154.

references:

Abakumova I.V., Antonova E.K. (2016). Nauchnye issledovaniya v sfere sotsialno-ekonomicheskikh i gumanitarnyh nauk: mezhdistsiplinarnyy podkhod i konvergentsiya znaniy [Scientific research in socio-economic and human sciences: interdisciplinary approach and convergence of knowledge] Samara. (in Russian).

Baygulov R.M. (2016). Rezultaty sotsialno-ekonomicheskikh i mezhdistsiplinarnyh nauchnyh issledvaniy XXI veka [Results of socio-economic and interdisciplinary scientific research of the XXI century] Samara. (in Russian). Chernenko I.M., Kelchevskaya N.R. (2016). Strategicheskiy analiz sostoyaniya chelovecheskogo kapitala : naskolko universitet gotov k izmeneniyam? [Strategic analysis of human capital: is university willing to change?]. Ekonomika obrazovaniya. (4(95)). 16-38. (in Russian). Kaufman N.Yu., Shirinkina E.V. (2016). Razvitie biznes-obrazovaniya kak determinanta innovatsionnogo obnovleniya ekonomiki [The development of business education as a determinant of innovative economic renewal]. Fundamentalnye issledovaniya. (3(часть 2)). 385-389. (in Russian). Kaufman N.Yu., Shirinkina E.V. (2017). Analiz protsessov formirovaniya chelovecheskogo kapitala v usloviyakh razvitiya rynka obrazovatelnyh uslug [Analysis of the formation processes of human capital under the development conditions of the educational services market] Current problems, trends and prospects for socio-economic development. 129-133. (in Russian). Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V. (2016). Otsenka protsessa reformirovaniya vysshego brazovaniya v Rossii [Assessment of the process of reforming higher education in Russia]. Ekonomika, sotsiologiya i pravo. (10). 20-24. (in Russian). Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V. (2017). Problemy uchrezhdeniy vysshego obrazovaniya v ramkakh perekhoda na sistemu professionalnyh standartov [The problems of institutions of higher education during the transition to a system of professional standards]. Ekonomika obrazovaniya. (2(99)). 39-47. (in Russian).

Kotlobovskiy I.B., Karavaeva E.V., Teleshova I.G. (2012). Monitoring effektivnosti vnedreniya FGOS: zadachi i kriterii [Monitoring the efficiency of Federal State Educational Standard implementation: goals and criteria]. Vysshee obrazovanie v Rossii. (8-9). 10. (in Russian).

Melnikov O.N., Gorelov N.A., Sinov V.V. (2011). Obrazovatelnye standarty vysshego professionalnogo obrazovaniya tretego pokoleniya - uslovie stanovleniya naukoemkoy ekonomiki [Educational standards of higher professional education of third generation is a condition for formation of science intense economy]. Creative economy. (3(51)). (in Russian).

Naydenko I.S., Zadorozhnyaya E.K., Kuizheva S.K. (2017). Ekonomiko-matematicheskie metody v individualizirovannoy otsenke chelovecheskogo kapitala vuza [Economic and mathematical methods in the individualized assessment of the human capital of the university]. Creative economy. (4). (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.4.37739.

Romanova A.I. (2017). Vozmozhnosti internatsionalizatsii v integratsionnom protsesse sfery obrazovatelnyh uslug [The means of internationalization during the integration process of the educational services sphere]. Creative economy. 11 (4). (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.4.37733.

Shirinkina E.V. (2016). Otsenka kachestva obrazovaniya v formirovanii chelovecheskogo kapitala [Assessment of the quality of education during human capital formation]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. (3(36)). 138-143. (in Russian).

Shirinkina E.V. (2016). Tendentsii i problemy razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Trends and problems of development of higher education in Russia]. Sovremennaya nauchnaya mysl. (3). 148-154. (in Russian).

Shirinkina E.V. (2016). Informatsionnaya ekonomiko - fundamentalnaya osnova reformirovaniya vysshego obrazovaniya v Rossii [Information economical and fundamental basis for reforming higher education in Russia] Samara: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu \. (in Russian).

Shirinkina E.V. (2017). Kompetentsii v obrazovatelnyh standartakh kak tsel, orientirovannaya na zaprosy sovremennogo rynka truda [Competencies in educational standards as a goal oriented to the needs of modern labor market]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya. (3). 83-84. (in Russian).

Shirinkina E.V. (2017). Predposylki stanovleniya sistemy professionalnyh standartov v Rossii v upravlenii chelovecheskim kapitalom [Prerequisites for the formation of a system of professional standards in the management of human capital in Russia] Modern scientific knowledge: theory, methodology, practice. 255-257. (in Russian).

Shirinkina E.V., Kaufman N.Yu. (2016). Rol chelovecheskogo kapitala v innovatsionnom razvitii predpriyatiy [The role of human capital in innovative company development]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta. (4(14)). 69-72. (in Russian).

Shirinkina E.V., Khadasevich N.R. (2016). Problemy formirovaniya chelovecheskogo kapitala v usloviyakh reformirovaniya obrazovaniya [Problems of human capital formation in the education reform].Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. (10-1(52)). 92-95. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.