Механизм инструментального воздействия на повышение эффективности использования регионального имущества
В.В. Ватолин
первый заместитель руководителя Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества города Москвы, доктор экономических наук
Владимир Валентинович Ватолин, [email protected]
Необходимость повышения эффективности использования регионального имущества, во-первых, обусловлена значительными масштабами территории России, и, во-вторых, обострившейся проблемой изыскания инвестиций в инфраструктурные и производственные объекты. Как подчеркивают исследователи [1], проводимая сегодня структурная перестройка региональной экономики недостаточно ориентирована на достижение конечных социальных целей, развитие регионального производства и социальной сферы не в полной мере увязаны между собой.
Основные цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области имущественных отношений изложены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее - Концепция управления государственным имуществом) [2], ряде федеральных законов, регулирующих приватизацию [3], концессии [4] и других документах. В этих нормативных
законодательных актах сформулированы такие цели управления собственностью на макроуровне, как:
• увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
• оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
• вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в хозяйственный оборот в процессе совершенствования управления.
В целом доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2007 году составили 13 250 миллиардов рублей. При этом за последние три года их доля к валовому внутреннему продукту (ВВП) увеличилась с 31,9 до 40,2 процента (см. табл. 1).
Таблица 1
Доходы консолидированного бюджета и поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации в 2000-2007 годах [5]
Виды дохода Год
2000 2002 2004 2005 2006 2007
Доходы консолидированного бюджета, млрд р. в процентах к ВВП 2 097 3 519 5 429 8 579 10 642 13 250
28,7 32,5 31,9 39,7 39,7 40,2
Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества, млрд р. в процентах к доходам консолидированного бюджета 41,2 23,1 88,8 87,2 90,7 109,4
1,96 0,65 1,63 1,01 0,85 0,82
В структуре доходов консолидированного бюджета, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2007 году доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили 525,0 миллиарда рублей, или 1,6 процента к ВВП, налоги на имущество - 411,2 миллиарда рублей, или 1,2 процента к ВВП [6]. Поступление средств от приватизации за последние восемь лет снизилось по отношению к ВВП с 1,96 до 0,82 процента.
Как показывает анализ, основные проблемы в использовании регионального имущества связаны с незавершенностью процессов разграничения государственной собственности на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, отставанием материально-технической базы содержания и эксплуатации объектов жилого и нежилого фондов, недостаточной эффективностью использования имущественных объектов и поступления средств от аренды и продажи имущества. Несомненно, отмеченные недостатки в использовании имущества обусловлены качеством инвестиционной политики. К сожалению, в Концепции управления государственным имуществом не нашли отражения вопросы землепользования, использования недр и природопользования, а также использования объектов интеллектуальной собственности [7].
Принципиальное значение в источниках поступления средств от использования имущества имеет соотношение средств от возобновляемых (аренда, концессия) и невозобновляемых (продажа) источников. Рассмотрим подобное соотношение поступ-
ления средств от использования имущества в городе Москве.
За последние восемь лет доходы от продажи и аренды нежилого фонда увеличились с 5,17 миллиарда рублей в 2000 году до 24,2 миллиарда рублей в 2008 году: рост 4,7 раза. При этом поступления от аренды увеличились в 5,8 раза, и их доля в структуре доходов от продажи и аренды достигла 79,8 процента (см. табл. 2). Наибольший абсолютный размер продажи объектов нежилого фонда приходится на 2003 год, когда законодатель установил переходный период на 2002-2004 годы для выкупа арендаторами арендуемых ими нежилых помещений [3]. В 2007 году увеличение объема продаж связано с реализацией отдельных точечных незавершенных строительных объектов.
Следует подчеркнуть, что арендные платежи, выручка от приватизации государственного и муниципального имущества являются важными составляющими неналоговых доходов бюджета. Среди целей и задач управления государственным и муниципальным имуществом выделяются задачи достижения и повышения экономической и социальной эффективности использования имущества, повышения обоснованности и качества принятия управленческих решений в этой области. Эти задачи нашли свое отражение в Законе города Москвы об основах управления собственностью города [9].
В этом Законе акцент делается на необходимость контроля за использованием и сохранностью объектов собственности города Москвы. Контроль за использованием и сохранностью объектов собственности города Москвы осуществляется в следующих формах:
Таблица 2
Удельный вес арендных поступлений в структуре бюджетных поступлений от продажи и аренды нежилых помещений в городе Москве в 2000-2008 годах [8]
Виды дохода Год
2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего поступлений, млрд р. в том числе: аренда, млрд р. продажа, млрд р. 5,17 16,4 12,16 14,38 16,75 27,31 24,2
3,33 8,8 10,43 12,38 13,44 16,83 19,3
1,84 7,6 1,73 2,0 3,31 10,48 4,9
Удельный вес арендных поступлений, % 64,4 53,7 85,8 86,1 80,2 61,6 79,8
1) ежегодные документальные проверки данных бухгалтерской и иной отчетности, проверки наличия и целевого использования объектов собственности города;
2) инвентаризация имущества;
3)экспертиза проектов договоров при совершении сделок с объектами собственности города на их соответствие федеральному законодательству и законодательству города Москвы;
4) ежегодные аудиторские проверки государственных унитарных предприятий, казенных предприятий в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
5) иные формы контроля, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Концептуально главные цели и задачи управления объектами нежилого фонда города Москвы можно сформулировать следующим образом:
• увеличение доходов городского бюджета от использования городской недвижимости;
• поддержание оптимального соотношения продаваемых и остающихся в собственности города нежилых помещений путем определения объемов продажи с учетом конъюнктуры рынка недвижимости в увязке с размерами арендной базы и прогнозом бюджета города на очередной год;
• обеспечение нежилыми помещениями государственных учреждений и организаций социальной направленности.
Исходя из целевых установок и поставленных задач по управлению имуществом в городе Москве, важно вычленить механизм инструментального воздействия на эффективность использования объектов городского имущества. К основным инструментам (см. рис.), на наш взгляд, относятся:
Совершенствование нормативной законодательной базы
Совершенствование учета и информационной базы
Проведение сплошной инвентаризации объектов
■Оценка имущества
Создание электронной •базы объектов городской недвижимости
Формирование -городского реестра собственности
т
Совершенствование договорной стратегии использования имущества
т
—Аренда
—Приватизация, продажа объектов
_ Государственные унитарные предприятия
—Акционерные общества
Совершенствование —функционального (бюджетного) контроля использования имущества
Рис. Инструменты повышения эффективности использования регионального имущества
1) совершенствование нормативной законодательной базы регулирования имущественных отношений в городе Москве, одновременно являющемся столицей государства и субъектом Российской Федерации;
2) совершенствование учета и информационной базы по всем имущественным объектам города, организация постоянного мониторинга с обеспечением интересов города и пользователей;
3) совершенствование договорной стратегии использования имущества, обеспечивающей поступление финансовых потоков в доходную часть городского бюджета в соответствии с перспективным планом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
4) формирование долгосрочной стратегии инвестирования в инфраструктурные и имущественные объекты с выделением земельного блока и организацией частногосударственного партнерства.
Частногосударственное партнерство выступает важной составляющей инвестиционной политики [10]. В целях снижения возможного риска необходимо использовать форвардное финансирование, при котором комбинируется финансирование для завершения девелопмента с дальнейшим выкупом завершенного строительством объекта. Предстоит обеспечить прозрачность операций и ужесточить требования к качеству исполнения обязательств как государством, так и частными компаниями. Не менее важно обеспечить принцип доверия в системе имущественных отношений и инвестиционной политике.
В научной литературе, на наш взгляд, недостаточно исследована проблема взаимосвязи приватизации и экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации. С одной стороны, экономическая самостоятельность обусловлена необходимостью осуществлять самостоятельный, региональный подход к приватизации, развитию конкуренции, другим звеньям рыночных преобразований. С другой стороны, проведение приватизации, демонополизации инициирует региональную экономическую самостоятельность.
Следует согласиться, что развитие экономической самостоятельности - это процесс в основном объективный, эволюционный, практически не поддающийся одностороннему реформированию [11, с. 269], на который влияет различный уровень экономического и социального развития регионов. Соответственно, необходима разработка специальных методов регулирования, выравнивания этого уровня.
Создание инженерной и транспортной инфраструктур в городах России относится к важной социально-экономической задаче регионального развития. С системной точки зрения миссией крупных городов являются, во-первых, создание новых правил, продуктов и услуг в научно-технической сфере, их последующее производство и использование. Во-вторых, подготовка специалистов новых профессий и квалификаций, а также формирование системы стимулов [12].
Внутренние источники средств и резервы, а не внешние займы и ресурсы мировых рынков должны рассматриваться в качестве движущей силы перспективного развития. Процесс создания новой производственной базы страны и развертывания новых производственных сил в регионах требует решающей координационной роли государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авеков В. В. Проблемы управления собственностью: вопросы теории и практики: монография. М. : Современная экономика и право, 2004.
2. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024 : в редакции постановления от 29 ноября 2000 года № 903.
3. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ : в редакции от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ.
4. О концессионных соглашениях : Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ : с изменениями от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ.
5. Россия в цифрах. 2008 : Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2008.
6. Россия в цифрах. 2008 : Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2008.
7. Райзберг Б. А, Буряк В. Ю. Методологические подходы к оценке эффективности управления государственной собственностью // Управление собственностью. 2003. № 3.
8. Данные Департамента имущества города Москвы.
9. Об основах управления собственностью города Москвы : Закон города Москвы от 17 декабря 2007 года № 49.
10. Ватолин В. В. Проблемы эффективного управления хозяйственным оборотом государственных и муниципальных объектов нежилого фонда : монография. М. : Экономисту 2006.
11. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионове-дение (экономика и управление). М. : Тесса, 2000.
12. Плахова Л. В. Институциональные основы формирования приоритетов инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаем Вашему вниманию издание Фонда «Институт экономики города» -
учебное пособие под редакцией Г.Ю. ВЕТРОВА «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ»
Фонд «Институт экономики города», 2009. 258 с.
Цель учебного пособия - сформировать целостное представление о теоретических подходах к управлению муниципальным экономическим развитием и практической деятельности муниципальных образований, направленной на развитие их экономического потенциала. Экономическое развитие рассматривается как одна из наиболее сложных сфер в системе муниципального управления, где необходимы комплексная согласованная работа различных органов местного самоуправления, выстраивание конструктивных отношений между различными субъектами местного сообщества, согласование местных интересов с региональными и интересами страны в целом.
В книге особое внимание уделено планированию, инвестиционной политике, механизмам общественного участия, а также другим актуальным вопросам экономического развития российских муниципальных образований в контексте реформы местного самоуправления.
Пособие иллюстрируется практическими примерами, в том числе материалами проектов, реализованных сотрудниками Фонда «Институт экономики города» в различных муниципальных образованиях Российской Федерации в 1999-2007 годах.
Учебное пособие «Управление муниципальным экономическим развитием» предназначено для студентов и аспирантов, изучающих муниципальное управление, работников органов местного самоуправления, а также для широкого круга читателей, интересующихся муниципальной проблематикой.
Заказать и приобрести издание можно в библиотеке Фонда «Институт экономики города» по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института: www.urbaneconomics.ru в режиме онлайн или по электронной почте: books @ urbaneconomics.ru