Научная статья на тему 'Механизм гуманизации труда через призму рисков репродуктивного труда при переходе к постэкономическому обществу'

Механизм гуманизации труда через призму рисков репродуктивного труда при переходе к постэкономическому обществу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РИСКИ РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврентьева Ирина Викторовна, Внуковская Татьяна Николаевна

В статье гуманизация труда изучается как сложный социально-экономический процесс воспроизводства человеческих ресурсов, испытывающий негативные, дисфункциональные и травматические последствия и увеличивающий риски как в продуктивном, так и репродуктивном секторах экономики. Раскрыт механизм гуманизации труда в сфере социально-трудовых отношений с учетом рисков репродуктивного труда. Обосновано, что невключение учета рисков репродуктивного труда в национальную экономику ведет к дегуманизации труда, снижению количества человеческих ресурсов и невозможности инновационного скачка страны к шестому укладу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF THE HUMANIZATION OF LABOR THROUGH THE PRISM OF RISKS OF REPRODUCTIVE LABOR UPON TRANSITION TO POST-ECONOMIC SOCIETY

In the article the humanization of labor is studied as difficult social and economic process of reproduction of the human resources, testing negative, dysfunctional and traumatic consequences and increasing risks as in productive, and reproductive economy sectors. The mechanism of a humanization of labor in the sphere of the social and labor relations taking into account risks of reproductive labor is opened. It is proved, what not inclusion of the accounting of risks of reproductive labor in national economy conducts to a labor dehumanization, decrease in quantity of human resources and impossibility of innovative jump of the country to the sixth way.

Текст научной работы на тему «Механизм гуманизации труда через призму рисков репродуктивного труда при переходе к постэкономическому обществу»

УДК 331

И.В. Лаврентьева МЕХАНИЗМ ГУМАНИЗАЦИИ ТРУДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ Т.Н. Внуковская РИСКОВ РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА ПРИ ПЕРЕХОДЕ

К ПОСТЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Аннотация. В статье гуманизация труда изучается как сложный социально-экономический процесс воспроизводства человеческих ресурсов, испытывающий негативные, дисфункциональные и травматические последствия и увеличивающий риски как в продуктивном, так и репродуктивном секторах экономики. Раскрыт механизм гуманизации труда в сфере социально-трудовых отношений с учетом рисков репродуктивного труда. Обосновано, что невключение учета рисков репродуктивного труда в национальную экономику ведет к дегуманизации труда, снижению количества человеческих ресурсов и невозможности инновационного скачка страны к шестому укладу.

Ключевые слова: гуманизация труда, социально-трудовые отношения, человеческие ресурсы, риски репродуктивного труда.

Irina Lavrentieva THE MECHANISM OF THE HUMANIZATION Tatyana Vnukovskaya OF LABOR THROUGH THE PRISM OF RISKS

OF REPRODUCTIVE LABOR UPON TRANSITION TO POST-ECONOMIC SOCIETY

Abstract. In the article the humanization of labor is studied as difficult social and economic process of reproduction of the human resources, testing negative, dysfunctional and traumatic consequences and increasing risks as in productive, and reproductive economy sectors. The mechanism of a hu-manization of labor in the sphere of the social and labor relations taking into account risks of reproductive labor is opened. It is proved, what not inclusion of the accounting of risks of reproductive labor in national economy conducts to a labor dehumanization, decrease in quantity of human resources and impossibility of innovative jump of the country to the sixth way.

Keywords: labor humanization, social and labor relations, human resources, risks of reproductive labor.

К 60-м г. XX в. сложилась индустриальная общественно-экономическая система и стали очевидны черты смены парадигмы эпохи - зарождение информационного периода. Качественным параметром общества нового типа становятся знания, доминирование информации, ускорение технического прогресса, развитие сектора услуг, повышение качества жизни. Появляются концепции постиндустриального общества. А. Тоффлер обосновывает «первую», «вторую» и «третью» волны; П. Дра-кер - капиталистическое и посткапиталистическое общество; С. Лэш и С. Крук - предмодернистский, модернисткий и постмодернистский этапы социального развития. В границах обозначенных концепций не технологии, а социальные отношения являются основой модернизации. Более того, в концепциях предшественников А. Турена, Д. Гэлбрейта, Г. Кана, З. Бжезинского постиндустриальное общество рассматривается как экономика для человека, центрированная не на производственно-техническом прогрессе, а на человеке и «качестве жизни потребителя».

Решающим фактором в целостной системе общественного воспроизводства, особенно в его постиндустриальном развитии, становится сам человек, его социокультурный личностный потенциал, который определяет ценность человеческих ресурсов. В.В. Путин в своем выступлении на экономическом форуме 2009 г. в Давосе особо подчеркнул: «Считаю, что экономика ХХ1 в. - это экономика людей, а не заводов <...> История дает России уникальный шанс. Развитие событий настоятельно требует от нас переустроить собственную экономику и модернизировать социальную сферу. И этот шанс упускать мы не намерены» [4].

© Лаврентьева И.В., Внуковская Т.Н., 2014

Главное в социальном потенциале человеческого ресурса - это уже не физические усилия, не индустрия «заводских труб», а производство интеллектуальной и наукоемкой продукции, наращивание и воплощение в хозяйстве духовно-нравственных сил. По своей созидательной сути и в сравнении с другими ресурсами (сырье, энергия, материальные и вещественные факторы) они безграничны. А в своем использовании только возрастают по мере их формирования и проявления через культурно-образовательный, интеллектуально-научный и созидательно-инновационный потенциал личностного развития. Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры», «золотых рук» и «чистой совести» с гимном и хвалой честному созидательному труду. Так писал русский православный мыслитель И.А. Ильин в далеком 1935 г. задолго до наших современных мыслителей, идеологов и государственных деятелей. Следовательно, необходимо не только изменение характера производства, но и трансформация самого общества и человека. По П. Дракеру, «постэкономическое общество» способствует формированию новой системы ценностей современного человека. Материальное благополучие утрачивает свою значимость. На первый план выходят такие вопросы, как «необходимость сочетать безопасность и свободу, справедливость и ответственность» [3]. Данные принципы заложены в основу гуманизации труда.

Гуманизация трудовых отношений основывается на положениях, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека [1], которая предполагает, что каждый человек имеет право на свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации, создание профессиональных союзов и вхождение в профессиональные союзы для защиты своих интересов; отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск; личную неприкосновенность, признание своей правосубъектности, свободу мысли, совести и религии, свободное участие в культурной жизни общества, наслаждение искусством, участие в научном прогрессе и использование его благ, равенство в своем достоинстве и правах, так как люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства; обладание равными правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Однако определение гуманизации труда в ее «классическом» понимании относится исключительно к продуктивной сфере экономике - к труду, реализуемому в материальной и нематериальных сферах производства и включенному в систему национального счетоводства. Гуманизация - это понятие, происходящее, собственно, от наименования человека на латыни - «human». Таким образом, определение можно перевести буквально как «очеловечивание» (от лат. humanus — человечный).

В рамках научного исследования впервые рассматривается проблема гуманизации труда с учетом репродуктивных рисков. Авторское понимание гуманизации труда состоит в выделении двух важных характеристик: рассмотрение гуманизации труда как сложного социально-экономического процесса воспроизводства человеческих ресурсов, испытывающего негативные, дисфункциональные и травматические последствия и увеличивающего риски как в продуктивном, так и репродуктивном секторах экономики - с одной стороны, и как экономического феномена, широко распространившегося с момента перехода в рыночные условия хозяйствования, с другой стороны. Международная организация труда (МОТ) признает проблему гуманизации труда как доминирующую в части развития социально-трудовых отношений. Как известно, в экономике труда при рассмотрении проблемы гуманизации труда представлены четыре принципа: безопасности, справедливости, развития личности, демократизации.

Принцип безопасности предполагает, что индивид на рабочем месте должен ощущать отсутствие угрозы для своего здоровья, уровня дохода, обеспеченности работой в будущем. Общеизвестны факты, когда работодатели демонстрируют отрицательный или негативный спрос на работников,

имеющих малолетних детей. В большей степени это относится к женщинам, семейный статус мужчины является фактором, влияющим на экономическую активность вне зависимости от уровня образования. Проявление эффекта «бремени репродуктивного труда» - ограничение экономической активности на рынке труда женщин, имеющих детей, и усиление интенсификации труда, выполняемого родителями за счет большей продолжительности рабочего времени, совмещения нескольких видов работ, естественно не прибавляют здоровья, а ведут к «выгоранию на рабочем месте» и формированию фрустрационных установок на будущее.

Принцип справедливости - доля каждого, выраженная в доходе, должна соответствовать доле его вклада в достижение целей фирмы (организации). Минимальная зарплата в России составляет 20 % от прожиточного уровня, 40 % работающих граждан имеют зарплату ниже прожиточного уровня. В России большой слой бедного населения, чуть больше 50 млн россиян находятся за границей прожиточного минимума. Зарплата низкооплачиваемых россиян в 30 раз меньше зарплаты высокооплачиваемых сограждан. Доходы россиян, занимающих в рейтинге первые десять разрядов, в 14 раз больше доходов россиян, занимающих в этом рейтинге последние десять разрядов. Низкий уровень заработной платы является фактором, препятствующим развитию гуманизации труда, и усиливает риски реализации репродуктивного труда. По данным Л. Овчаровой, зарплату ниже уровня прожиточного минимума получают 5,6 % работающих. «А это значит, что люди не способны обеспечить даже свои минимальные потребности, не говоря уже о членах семьи», - говорит эксперт. Самые бедные работают даже не за еду, а лишь за часть потребностей в еде. Где они берут остальное - неизвестно [2].

Принцип развитиия личности - труд должен быть организован таким образом, чтобы получали наиболее полное развитие неповторимые личностные качества каждого работника. Формирование творческого потенциала начинается на ранних стадиях в семье и продолжается на протяжении всей жизни. В современных условиях хозяйствования семья становится главным инвестором в образование членов семьи. Труд родителей по формированию и развитию детей, оцененный на федеральном, региональном и местных уровнях даст возможность создать условия, нужные для воспроизводства человеческих ресурсов. Становление будущего человеческих ресурсов происходит в большой сложной системе, где «семья» - это «ядро» данной системы, являющееся необходимым, но недостаточным условием развития личности. Каждый человек - это человек семьи, человек определенной социально-демографической группы, человек той или иной социально-классовой общности, человек определенной нации, эпохи, веры, культуры, страны.

Принцип демократии - отмена жесткой иерархии в построении административного аппарата, самоуправление автономных групп, выборность руководства, коллективное демократическое решение таких вопросов, как распределение прибылей, инвестиционная политика. Руководствуясь данным принципом, гуманизация труда призвана представлять комплекс организационно-технических и социально-экономических мероприятий по изменению условий труда и производственной среды, содержания труда, форм и методов управления в целях достижения оптимального соответствия человека и работы. Неотъемлемой составной частью гуманизации труда являются мероприятия по обогащению содержания труда, признанные мировым сообществом, в частности МОТ, ведущей тенденцией развития сферы труда.

Необходимы регулирующие конструкции с оценкой эффективности не только динамики показателей, но и финансирования, отслеживание причин появления негативных факторов и противодействие, а не только их последствиям (не только реабилитационное, но и профилактическое лечение). Требуется разработка механизма консолидации государства, бизнеса и общества вокруг цели роста благосостояния населения страны (или взращивания ценностных человеческих ресурсов), необходимой составляющей решения которой является концептуальное расширение гуманизации труда в

части влияния деятельности в области репродуктивного труда. Исключение (невключенность) репродуктивного труда в национальную экономику России увеличивает репродуктивные риски, которые, в свою очередь, влияют на качество продуктивного труда. Игнорирование влияния рисков репродуктивного труда деформирует принципы реализации гуманизации труда, дегуманизирует труд, снижает качество жизни и реализацию трудового потенциала работников, как следствие - снижая эффективность труда в продуктивном секторе экономики.

Требуется очеловечивание (гуманизация труда) целеполагающих основ, способов, непосредственных условий и форм самой жизнедеятельности людей, прежде всего в сфере хозяйства, производства, труда, обмена, распределения, потребления. Осуществлять данный процесс необходимо с учетом рисков репродуктивного труда, так как репродуктивный труд в конечном итоге определяет эффективность труда в продуктивном секторе экономики. В содержательно-функциональном плане механизм гуманизации труда через призму репродуктивного труда включает в себя институты семьи, образования и воспитания, здравоохранения и социального обеспечения, социальную организацию производства и труда, быта и досуга людей. Таким образом, основными участниками репродукционного процесса являются сам человек, его родители, делегированный родительский труд, различные дошкольные учреждения образования и здравоохранения (роддома, репродуктивные центры, детдома, школы развития, детсады и т.д.), бизнес-сообщество, государство и общество в целом. Элементы, обеспечивающие сбалансированность управления гуманизацией труда в сфере продуктивного и репродуктивного труда на микро-, мезо- и макро-уровнях, представлены на рисунке.

Гуманизация социально-трудовых отношений создаст необходимые условия для инновационного скачка к шестому технологическому укладу, содействуя росту ценности человеческих ресурсов, внутренней гармонии общественных отношений, развитию демократических принципов государственного устройства, формированию социальной ответственности всех участников социально-трудовых отношений.

В духовно-нравственном аспекте должны быть поставлены и разрешены с позиций совести и справедливости вопросы регулирования социально-трудовых отношений. И, конечно, ключевой момент в них - способы и размеры оплаты труда, достойной заработной платы. Экономика, которая строится вне мира самого человека, вопреки его жизненным потребностям и интересам, приобретает деформированный характер. Невключение репродуктивного труда в экономику, а также игнорирование рисков репродуктивного труда ведет к дегуманизации, снижает качество жизни и реализацию трудового потенциала работников. Экономические, прагматические и рационалистические соображения, рентабельность, прибыльность и экономическая целесообразность в отрыве от интересов объектов репродуктивного труда без учета их социальной, духовно-нравственной составляющей могут оказаться весьма разрушительными для общества и человека.

Внедрение стратегии гуманизации трудовой деятельности, в основе которой заложен учет экзогенных и эндогенных факторов, обуславливающих реализацию репродуктивных установок в семейной жизни и реализацию трудового потенциала в продуктивном секторе экономики с учетом рисков репродуктивного труда на микро-, мезо- и макро- уровнях, а также комплексность охвата воспроизводственного цикла человеческих ресурсов, позволит повысить эффективность труда в производственном секторе экономики, достичь высокого уровня производительности труда, образования и воспитания нового типа работника-специалиста-профессионала-интеллектуала с прочным запасом духовности.

Стадии

Национальная экономика страны

Рч ^

а л к

и ц

о

(-ч

о н н

(U (Я

т

с

д

о

со

и

о р

С

с

о

и

и

д

а т с

(U

с

m

Делегированный репродуктивный труд

Социальная государственная политика

Самоактуализация личности Социально-ответственное родительство Социально-ответственное воспитание, образование, здравоохранение

Гуманизация труда

Социально отвественный бизнес

Социально отвественное общество (ценности, верования, тради-ции),культура и спорт

Отрасли народного хозяйства страны

Рис. Механизм гуманизации труда через регулирование рисков репродуктивного труда

Библиографический список

1. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотекой журнала «Социальная защита». - 1995. -№ 11. - С.10.

2. Овчарова Л.Н. Дети в России делают семьи бедными. Тревожные тенденции и выбор стратегических действий / Л.Н. Овчарова [и др.]. - М.: ЮНИСЭФ, 2005. - 79 с.

3. Hicks J. Wealth and Welfare. Oxford, 1981. P. 138-139.

4. Выступление Владимира Путина в Давосе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://vz.ru/ information/2009/1/29/251213 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.