ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАМБОДЖУ
ГНЕЛ РАТХА,
аспирант, Южный федеральный университет, email: [email protected]
В данной статье освещаются роли государственного регулирования, направленного на создание благоприятного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Камбоджу.
Ключевые слова: закон об инвестициях Королевства Камбоджа; структура Совета по Развитию Камбоджи (CDC); стимулы и гарантия защиты иностранных инвестиций.
The article are shined the role of state regulation directed on creation of a favorable climate for attraction of direct foreign investments (FDI) to Cambodia.
Keywords: law on the Investment of the Kingdom of Cambodia; the structure of the CDC; investment incentives and guarantees for foreign investments.
Коды классификаторы JEL: N15, N25.
Для стимулирования экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, интеграции в современное мировое хозяйство развивающиеся страны разных регионов мира стремятся привлечь прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку они способствуют ускорению развития предприятий, повышению качества человеческого капитала, созданию новых рабочих мест, привлечению передовых технологий и стимулированию их распространения в смежных отраслях. Для эффективной реализации поставленной цели развивающиеся государства активно используют специальную экономическую политику, направленную на создание благоприятных условий для иностранного капитала. Предпринимаемые действия на высшем политическом уровне оказывают влияние на региональные, международные и государственные организации, участвующие в экономических процессах, и призваны максимально содействовать потенциальным иностранным инвесторам при выборе ими места вложения капитала.
Целью данной статьи является исследование особенностей государственного регулирования процесса привлечения ПИИ в Королевстве Камбоджа.
Прежде всего, рассмотрим систему правого регулирования процесса инвестирования в Королевстве Камбоджа.
Главным источником инвестиционного права является Закон об инвестициях Королевства Камбоджа, который был принят и вступил в силу 5 августа 1994 г. (внесение поправок к нему 24 марта 2003 года).
Закон об инвестициях Королевства Камбоджа, как и законы об иностранных инвестициях большинства развивающихся стран, предоставляет иностранным инвесторам и камбоджийским предприятиям с иностранными инвестициями повышенные льготы при реализации инвестиционных проектов. Закон об инвестициях 2003 г. имеет двадцать семь статей и десять глав.
Одним из наиболее важных шагов на пути создания либерального и прозрачного инвестиционного климата является упрощение и сокращение процедуры одобрения ПИИ со стороны государственных органов. Для этого 26 июня 1995 г. был создан CDC (Совет по Развитию Камбоджи — «Council for the Development of Cambodia») при Министерстве финансов страны. Это организация, занимающаяся оказанием всестороннего содействия потенциальным инвесторам, заинтересованным во вложении средств в камбоджийскую экономику: она организует и проводит переговоры с потенциальными инвесторами; занимается рассмотрением и отбором инвестиционных предложений на первоначальных стадиях; вносит поправки в правила и процедуры, связанные с ПИИ; занимается идентификацией секторов, куда могут быть направ-
© Гнел Ратха, 2011
лены инвестиции с учетом национальных приоритетов; а также выявляет регионы, откуда могут прийти инвестиции, и вырабатывает специальные меры для их привлечения.
Значение CDC заключается в том, что эта организация является главным исполнительным органом в инвестиционной сфере Королевства Камбоджа, ответственным за регулирование и развитие инвестиционной активности в стране, за рассмотрение и принятие решений по вопросам, касающимся частных иностранных инвестиций. CDC уполномочен налагать обязанности и на другие оперативные органы в государственном управлении страны, отвечающие за конкретные отрасли, в которые направляются инвестиции.
В соответствии с Законом об инвестициях в CDC работают 4 комитета [1, ст. 4]:
Комитет реконструкции и развития Камбоджи был создан с целью налаживания взаимодействия между Правительством и другими государственными институтами Королевства Камбоджа и странами-донорами. В обязанности комитета входит оказание инвесторам технической поддержки при инвестировании в приоритетные сферы в соответствии с государственными программами и подготовка планов социально-экономического и секторального развития Камбоджи [2].
Камбоджийский инвестиционный комитет был создан для поощрения распространения инвестиционных проектов в частном секторе. Он анализирует и наблюдает за допущенными и фактически реализуемыми инвестиционными проектами в частном секторе.
Комитет по особым экономическим зонам (ОЭЗ) был создан с целью сокращения времени между одобрением инвестиционного проекта и его практической реализацией в ОЭЗ. Он действует по принципу «одного окна», предоставляет инвесторам информацию об инвестиционных проектах в особых экономических зонах и рассматривает возможности предоставления гарантий и стимулов инвесторам в ОЭЗ.
Генеральный секретариат. Одной из главных его функций является урегулирование споров между инвесторами.
В целях привлечения прямых иностранных инвестиций CDC выступает как посредник между иностранным инвестором и государственными органами страны. Таким образом, CDC фактически выступает национальным агентством по привлечению ПИИ в экономику Камбоджи. Наряду с привлечением инвестиций CDC занимается стимулированием экспорта. Эта особенность является доминантной, так как существует сильная взаимосвязь между инвестиционной и экспортной деятельностью, особенно для Камбоджи, которая имеет сравнительно небольшой внутренний рынок.
При анализе работы CDC возникает вопрос о степени независимости данного агентства. Поскольку оно является главным исполнительным органом в сфере инвестиций, не исключается значительное влияние на его деятельность государственных структур. Что касается его дееспособности, то здесь необходимо отметить, что возможности CDC пока ограничиваются недостаточным бюджетным финансированием, сопровождающимся непрозрачной организацией и, как следствие, частыми коррупционными злоупотреблениями в работе CDC.
Средством повышения инвестиционной привлекательности Камбоджи является предоставление иностранным инвесторам помощи и после их прихода в страну. Для этого правительство предоставляет дополнительные гарантии и льготы иностранным инвесторам.
Гарантией защиты иностранных инвестиций являются следующие возможности, предоставляемые иностранным инвесторам[3]:
♦ равноправие между иностранными и местными инвесторами;
♦ запрет на экспроприации, национализации, конфискации и отчуждения иностранных инвестиций, которые могли бы причинить ущерб собственности инвесторов в Королевстве Камбоджа;
♦ оплата ввозимых товаров;
♦ гарантия выплаты основной суммы и процентов по внешним займам;
♦ выплата «роялти» и комиссионных за управление;
♦ перевод прибылей;
♦ репатриация инвестиционного капитала.
Еще одна особенность механизма инвестиционного регулирования в Камбодже возникает в связи с предоставлением ряда стимулов, способствующих созданию более благоприятного инвестиционного климата. В основном они связаны со снижением налогов или освобождением от налога на доход от процентов и дивидендов:
♦ 100%-е освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов применяется к тем проектам, которые направлены на производство продукции, минимум 80% которой предназначено для экспорта, и которые расположены в специальных зонах развития, но с учетом установленного договором срока;
♦ 100%-е освобождение от экспортных таможенных пошлин имеют товары, произведенные специально с целью экспортировать;
♦ автоматические налоговые каникулы в течение 3 лет в зависимости от сферы деятельности и сектора бизнеса. Налоговые каникулы начинают действовать в первый год получения прибыли, но не позже, чем на 4-ый год операций;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
154
ГНЕЛ РАТХА
• установление льготных ставок налогообложения для иностранных инвесторов (налог на прибыль для иностранных и совместных предприятий, действующих в Камбодже, составляет только 9%, в то время как в других странах Азии он колеблется в пределах 20-30%. Срок освобождения от выплаты налогов составляет до 8 лет в зависимости от проекта). Льготная налоговая ставка установлена во всех отраслях, кроме сферы разработки природных ресурсов, лесоматериалов, нефти, руды, золота и драгоценных камней, которые регулируются отдельными законами [1, ст. 14].
Создание и реализация специальных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов имеет целью повышение конкурентоспособности Камбоджи в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций.
Четкая структуризация побудительных мотивов и доведение их до сведения потенциальных инвесторов в ходе активных PR-кампаний, направленных на улучшение имиджа страны значительно облегчает привлечение финансовых средств. В то же время, соревнуясь за привлечение прямых иностранных инвестиций, Камбоджа идет на множество уступок финансового и нефинансового характера. Эта не вполне добросовестная и несистемная конкуренция носит непродуктивный характер, непосредственно отражается на состоянии доходной части государственного бюджета и ведет к искажению рыночного пространства страны и массовому уклонению хозяйствующих субъектов от уплаты налогов.
Наибольший эффект в привлечении прямых иностранных инвестиций в Камбоджу может принести «интегрированный пакет» побудительных механизмов, сопровождаемый определенными ограничениями (например: минимальный уровень занятости, установленный уровень экспорта, участие в обучении персонала, установленный процентный минимум использования местных компонентов и пр.). Правительство Камбоджи разработало данный пакет побудительных механизмов для привлечения инвесторов, ожидающих особых привилегированных условий, прежде чем начнут размещать крупные капиталы, необходимые для создания новых объектов инвестиций. «Интегрированный пакет» побудительных механизмов и ограничений должен быть понятен, законодательно подтвержден, стабилен и максимально доведен до сведения потенциальных инвесторов, в том числе иностранных.
В состав «интегрированного пакета» следует включить:
• фискальные побудительные механизмы. Ступенчатое построение налоговых льгот, последовательно ослабляющее их по мере окупаемости проекта;
• ускоренная амортизация в соответствии с международными стандартами;
• особый таможенный режим для импорта оборудования и запасных частей, необходимых для функционирования инвестиционного проекта;
• прямые платежи и помощь со стороны национальных, региональных и местных администраций (стран-доноров и реципиентов);
• помощь со стороны властей в выборе удобных мест для осуществления инвестиционных проектов (инженерные сети, транспортные коммуникации и т.д.);
• поддержка национального агентства развития, курирующего инвестиционные проекты со стоимостью, превышающей определенную сумму;
• поощрение иностранных компаний, ведущих за собой новых инвесторов;
• особые условия для прямых инвестиций в депрессивные районы региона.
Особое значение для повышения уровня прямых иностранных инвестиций в важнейшие сектора экономики Камбоджи имеют специфические отраслевые стимуляторы. Таким образом, в Камбодже был разработан пакет мер, направленных на увеличение производства риса для его продажи на мировом рынке. Например, недавно государство сократило время оформления документов для рисовых копаний. Более того, каждый год правительство тратит 200 млн долл. США на строительство оросительных систем [4].
Недостаточно создать выгодные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций, необходимо, чтобы информация об этом достигла потенциальных инвесторов и вызвала у них интерес. Поэтому важной задачей, стоящей сегодня перед камбоджийским правительством, является создание эффективной информационной системы, обеспечивающей распространение сведений и материалов об инвестиционных возможностях, предоставляемых различными территориями страны. В настоящее время одним из источников получения информации является Интернет. Поэтому, CDC предприняло меры по созданию Website (www. cdc_crdb.go.kh), однако количество информации, которое содержится на нем, слишком мало даже для общего представления об инвестиционном климате Камбоджи.
Проведенное исследование особенностей механизма привлечения ПИИ, применяемого в Камбодже, показывает, что несмотря на активное проведение государственными органами политики, направленной на создание для иностранных инвесторов благоприятных условий и помогающей им вести бизнес в Камбодже, объем привлеченных ПИИ еще недостаточно велик, поскольку уровень бюрократии и коррупции остаются еще очень высоким, а также пока неудовлетворительно информационное обеспечение инвестиционного процесса, что тормозит прибытие в страну необходимого капитала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон об инвестициях Королевства Камбоджа // http://www.gocambodia.com/laws/investment.asp.
2. Постановление № 149 ANK-BK, 2008 г. Интернет портал: Cambodian Rehabilitation and Development Board «CRDB» // http://www.cdc-crdb.gov.kh/.
3. Чхорн Пролынг Правовое регулирование иностранных инвестиций в Королевстве Камбоджа: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2000.
4. Cambodia Express News // http://www.cen.com.kh.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2