Научная статья на тему 'Механизм формирования и оценивания общепрофессиональных, профессиональноспециализированных и профессиональных компетенций'

Механизм формирования и оценивания общепрофессиональных, профессиональноспециализированных и профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ДЕСКРИПТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протодьяконова Галина Юрьевна

Статья посвящена проблеме создания компетентностной модели основных образовательных программ. В данном исследовании рассмотрены подходы и проанализированы пути формирования общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций. Исследованы и выявлены особенности разработки оценочных средств, определены основные методологические подходы к проектированию структуры и содержания дидактических и оценочных средств для формирования и оценки общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций при разработке образовательных программ. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе формирования компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протодьяконова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mechanism of Formation and Evaluation of General, Vocational and Specialized Professional Competences

The article discusses the issue of creating a competence model of basic educational programs. This study examined the approaches and analyzed the ways of forming general, professional, specialized, and professional competencies. The development of evaluation tools were studied and identified, we also outlined the main methodological approaches to designing the structure and content of didactic and evaluation tools for the formation and evaluation of general, professional, specialized and professional competencies in the development of educational programs. The results of the research can be used in the process of competence formation.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования и оценивания общепрофессиональных, профессиональноспециализированных и профессиональных компетенций»

УДК 377.5

Г. Ю. Протодьяконова

Механизм формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме создания компетентностной модели основных образовательных программ. В данном исследовании рассмотрены подходы и проанализированы пути формирования общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций. Исследованы и выявлены особенности разработки оценочных средств, определены основные методологические подходы к проектированию структуры и содержания дидактических и оценочных средств для формирования и оценки общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций при разработке образовательных программ. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе формирования компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессионально-специализированные компетенции, оценочные средства профессиональных компетенций, компетенции от работодателей, механизм формирования и оценивания компетенций, основные показатели оценки результатов обучения, дескрипторы профессиональных компетенций.

G. Y. Protodjakonova

The Mechanism of Formation and Evaluation of General, Vocational and Specialized Professional Competences

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article discusses the issue of creating a competence model of basic educational programs. This study examined the approaches and analyzed the ways of forming general, professional, specialized, and professional competencies. The development of evaluation tools were studied and identified, we also outlined the main methodological approaches to designing the structure and content of didactic and evaluation tools for the formation and evaluation of general, professional, specialized and professional competencies in the development of educational programs. The results of the research can be used in the process of competence formation.

Keywords: professional competence, general professional competence, professional-specialized competence, evaluation tools of professional competence, competence from employers, mechanism of formation and evaluation of competencies, main indicators of evaluation of learning outcomes, descriptors of professional competence.

Введение

На современном этапе развития системы профессионального образования России одной из важных задач является формирование личности компетентного специалиста. Основное внимание уделяется формированию профессиональных компетенций у выпускников как интегральных качеств личности. Формирование общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций обучающихся и выпускников происходит при реализации компетентностных образовательных программ.

ПРОТОДЬЯКОНОВА Галина Юрьевна - к.п.н., зав.кафедрой эксплуатации и обслуживания информационных систем Колледжа инфраструктурных технологий, доцент кафедры общих дисциплин, Чукотский филиал, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

PROTODYAKONOVA Galina Yurevna - Ph.D., Head of the Department of operation and service of information systems of College of infrastructure technologies, associate professor of the general disciplines, Chu-kotka branch, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Реализация компетентностной основной образовательной программы кардинально меняет содержание и структуру дидактических, оценочных средств, также методы и технологии применения их в образовательном процессе. Как следствие этого, меняются виды и формы проведения занятий на различных этапах формирования компетенций.

При разработке оценочных средств преподаватели должны учесть, что данные средства являются одновременно и формирующими компетенции на различных этапах их формирования [1].

Компетентностный подход реализуется на различных этапах формирования компетенций в образовательном процессе: на этапах мотивации и актуализации основных дескрипторов компетенций: знаний, умений, практического опыта, на этапе прохождения нового материала, на этапах первичного и вторичного закрепления и т.д. Текущий контроль сформированности компетенций проводится на занятиях, при выполнении самостоятельных работ студента, при выполнении практических и лабораторных работ. На промежуточной и итоговой аттестации для выявления сформированности профессионально-прикладных и профессиональных компетенций используются оценочные средства из фонда оценочных средств, согласованного с работодателями. Все оценочные средства должны носить компетентностно-ориентированный характер. И как следствие, появляются новые виды и формы промежуточной и итоговой аттестации, как, например, демонстрационный экзамен [2].

Исследование проводилось с целью выявления педагогических условий формирования профессиональных, общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций у обучающихся и выпускников образовательных организаций среднего специального и высшего образования.

Механизм формирования и оценивания компетенций

Современная система образования требует постоянного обновления технологий, тем самым улучшается уровень подготовки высококвалифицированных практикоориентированных специалистов [3].

Отличительной особенностью актуализированных образовательных программ является разработка ООП на основе профессиональных стандартов, привлечение работодателей в разработке и реализации ООП. Работодателями дополнительно определяются новые виды деятельности, в рамках которых разрабатываются профессионально-специализированные и профессиональные компетенции, необходимые конкретному работодателю [4].

Рассмотрим особенности организации образовательного процесса с точки зрения формирования компетенций выпускника. В результате применения компетентностного подхода происходят кардинальные системные изменения в организации образовательного процесса в соответствии с этапами формирования компетенций. Меняются методы оценки компетенций, структура и содержание оценочных средств, основные показатели оценки результатов. Одной из эффективных форм выявления профессионально-специализированных и профессиональных компетенций является проведение чемпионатов WorldSkills Russia, Абилимпикс. Данные чемпионаты WorldSkills Russia, Абилимпикс: отборочные, региональные, национальные, также демонстрационные экзамены позволяют выявлять уровень сформированности профессиональных компетенций, также таких общих и общекультурных компетенций, которые формируют умения постановки целей, быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях в условиях проведения данных чемпионатов и демоэкзаменов. Сам процесс подготовки к этим чемпионатам формирует общепрофессиональные, профессионально-специализированные и профессиональные компетенции обучающихся и выпускников наряду с формированием общих и общекультурных компетенций. Самая главная отличительная черта таких чемпионатов и демоэкзаменов - это оценка компетенций студентов независимыми экспертами из сообщества работодателей.

Компетентностный подход к реализации образовательных программ порождает трансформацию, модернизацию различных составляющих российской системы образования: органи-

зационной, технологической, социально-культурной, организационной, квалиметрической, кадровой. Все это сопровождается системными преобразованиями в самой системе образования. Происходит процесс интеграции высшего образования со средним профессиональным образованием в содержательном и методологическом плане [5] .

Компетенция состоит из следующих составных частей: когнитивный, деятельностный, ценностный [6]. Когнитивная составляющая отвечает за формирование знаний и понятийного аппарата, деятельностная составляющая - за практическое применение знаний, формирование практического опыта, ценностная - за восприятие, формирование ценностных качеств личности. Нами выявлено, что акцентированные компетенции формируются при выполнении видов деятельности, указанных в ФГОС.

Дескрипторы компетенций необходимо оценить при выполнении практических заданий на промежуточной аттестации, на экзаменах квалификационных, демоэкзаменах. Преподаватель должен на этапе разработки оценочных средств определять, какие составные части компетенций будет формировать и оценивать, исходя из этого должен составлять комплексные практические задания, которые формируют одновременно несколько компетенций: общие (общекультурные), профессиональные, общепрофессиональные, профессионально-специализированные. Состав комплексных практических заданий полностью поменяет подходы к структуре занятия, следовательно, меняется форма занятия и т.д. Особенность разработки оценочных средств - пересмотр основных показателей оценки результатов, они должны быть составлены таким образом, чтоб конкретно оценить уровень сформированности компетенции.

В ходе исследования нами выявлено, что при формировании профессиональных компетенций необходимо у студентов прививать навыки и умения презентовать свои проекты, определять пути решения проблем, продвижения проектов. Основные виды деятельности студента позволят ему овладевать социальным опытом, чтобы в будущем адаптироваться в современной социальной среде [7]. При этом в образовательном процессе активно должен внедряться метод проектов.

Фонд оценочных средств (ФОС) дисциплин и модулей, практик входит в состав учебно-методического обеспечения по формированию и оцениванию компетенций: учебно-методическое обеспечение мониторинга сформированности компетенций студентов; учебно-методическое обеспечение формирования компетенций [8].

ФОС должен содержать формирующие и оценочные средства - дидактические материалы компетентностного характера; индикаторы уровня сформированности компетенций студентов - основные проказатели оценки результатов (ОПОР); шкалу оценивания - шкалу перевода по процентам выполнения основных показателей оценки результатов уровня сформированности компетенций в вербальную оценку; оценочную ведомость - сводную матрицу сформирован-ности уровня общих (общекультурных) компетенций и профессиональных компетенций [9].

Заключение

Исследованы и выявлены особенности разработки оценочных средств, определены основные методологические подходы к проектированию структуры и содержания дидактических и оценочных средств для формирования и оценки компетенций. Определен механизм формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций.

Соответствие образовательной программы профессиональным стандартам повысит качество образования и позволит решить проблемы трудоустройства выпускников, работодатели получат кадры с компетенциями, отвечающими современным потребностям рынка, все это в конечном итоге сократит им расходы по повышению квалификации, переподготовке кадров и т.д.

Полученные результаты исследования будут использованы при реализации данных программ в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.

Литература

1. Богословский В.А., Караваева Е.В., Кофтун E.H. и др. Mетодические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компе-тентностном подходе. - M.: Изд. MTX 2007. - 148 с.

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

3. Протодьяконова Г.Ю., Протодьяконова M.C Педагогические условия создания программа: по прикладному бакалавриату. - Челябинск: Вестник Челябинского университета, 2013. - 242 с.

4. Коваленко А.С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3. - С. 60-63.

5. Давыденко T.M., Пересыпкин А.П., Верзунова Л.В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2.

6. Ершова О.В., Mуллина Э.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. - 2015. -№ 9. - С. 133-136.

7. Атлягузова Е.И. Формирование базовых компетенций студентов технического профиля: aвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.И. Атлягузо-ва. - Тольятти, 2011. - 23 с.

8. Протодьяконова Г.Ю., Протодьяконова M.C Mеханизм оценивания сформированности профессионально-прикладных компетенций при реализации программы прикладного бакалавриата // Сборник научных трудов по материалам XXI Mеждународной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки». - M.: Перо. Таганрог, 2013. - С. 52-59.

9. Насейкина Л.И., Жарикова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза при обучении по стандартам третьего поколения и методика их оценки // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.

References

1. Bogoslovskiy V.A.. Karavayeva E.V.. Koftun E.N. i dr. Metodicheskiye rekomendatsii po proyektirovani-yu otsenochnykh srelstv dlya realizatsii mnogourovnevykh obrazovatelnykh programm VPO pri kompetent-nostnom podkhode. - M.: Izd. MGU. 2007. - 148 s.

2. Baydenko V.I. Vyyavleniye sostava kompetentsiy vypusknikov VUZov kak neobkhodimyy etap proyek-tirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya. - M.: Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsi-alistov. 2006. - 72 s.

3. Protodiakonova G.Yu.. Protodiakonova M.S. Pedagogicheskiye usloviya sozdaniya programmy po prikladnomu bakalavriatu. - Chelyabinsk: Vestnik Chelyabinskogo universiteta. 2013. - 242 s.

4. Kovalenko A. S. Formy uchastiya rabotodatelya v planirovanii. realizatsii i otsenke obrazovatelnykh programm PO // Pedagogika vysshey shkoly. - 2016. - № 3. - S. 60-63.

5. Davydenko T.M.. Peresypkin A.P.. Verzunova L.V. Rol rabotodateley v protsesse razvitiya professional-nykh kompetentsiy studentov pri realizatsii uchebnykh i proizvodstvennykh praktik. // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 2.

6.ErshovaO.V..MullinaE.R.Formirovaniyeprofessionalnykhkompetentsiystudentov.obespechivayushchikh konkurentosposobnost na rynke truda // Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. - 2015. - № 9. - S. 133-136. 7. Atlyaguzova E.I. Formirovaniye bazovykh kompetentsiy studentov tekhnicheskogo profilya: avtoreferat dis-sertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / E.I. Atlyaguzova. - Toliatti. 2011. - 23 s.

8. Protodiakonova G.Yu.. Protodiakonova M.S. Mekhanizm otsenivaniya sformirovannosti professionalno-prikladnykh kompetentsiy pri realizatsii programmy prikladnogo bakalavriata // Sbornik nauchnykh trudov po materialam XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktualnyye voprosy sovremennoy nauki». - M.: Pero. Taganrog. 2013. - S. 52-59.

9. Naseykina L.I.. Zharikova I.Yu. Formirovaniye professionalnykh kompetentsiy studentov vuza pri obu-chenii po standartam tretyego pokoleniya i metodika ikh otsenki // Innovatsii v nauke: sb. st. po mater. IX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk: SibAK. 2012.

во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.