ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020
УДК 336.58
Артемов Владимир Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
e-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ1
Аннотация: данная статья направлена на выявление основных направлений и точек роста развития механизмов финансирования социальной сферы в цифровой экономике. В статье представлен анализ сформированных в настоящее время тенденций финансирования социальной сферы в Российской Федерации, рассмотрены основные цели формирования экосистемы цифровой экономики, раскрыто содержание основных категорий развития экосистемы цифровой экономики в контексте формирования механизмов финансирования социальной сферы, проанализированы результаты реализации приоритетных программ в социальной сфере с позиции их результативности и финансового обеспечения, выявлены ключевые точки роста указанных механизмов, обоснованы направления дальнейшего исследования представленной предметной области.
Ключевые слова: финансирование, социальная сфера, цифровая экономика, механизм, экосистема
Artemov Vladimir Alexandrovitch, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and Credit of «Kursk State University»,
e-mail: [email protected]
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Грант № 17-32-01189-ОГН «Методология влияния финансирования инвестиционных процессов на результаты развития социальной сферы»
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020
SOCIAL FUNDING MECHANISM IN THE DIGITAL ECONOMY
Annotation: This article is aimed at identifying the main directions and points of growth of social financing mechanisms in the digital economy. The article presents an analysis of the current trends in social financing in the Russian Federation, New goals of formation of the digital economy ecosystem are considered, the main categories of development of the digital economy ecosystem in the framework of formation of mechanisms of financing of the social sphere are disclosed, The results of the implementation of priority programmes in the social sphere were analysed from the point of view of their effectiveness and financial support, Key growth points of these mechanisms are identified, directions of further follow-up of the presented subject area are justified.
Keywords: financing, social sphere, digital economy, mechanism, ecosystem
Эволюционное развитие инструментов и механизмов финансирования социальной сферы требует учета ключевых тенденций всех современных экономических концепций. В настоящее время всё больше стран вошли в активную фазу перехода к цифровой экономике, стратегической целью которой является развитие в стране общества знаний, где доминирующую роль играет развитие человеческого капитала и социальной сферы в целом путём её полной интеграции в цифровое пространство.
В сложившейся ситуации целесообразно более детально проанализировать существующие подходы и обозначить возможные направления поиска и разработки новых методов финансирования социальной сферы в условиях цифровой экономики. При формировании экосистемы цифровой экономики особое внимание необходимо уделять развитию цифровой инфраструктуры социальной сферы и механизмов ее финансирования с учетом вызовов современных тенденций с целью интеграции их в цифровую экосистему.
В широком смысле под экосистемой цифровой экономики понимают «те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 (информационных) технологий». Более узкая трактовка данной категории заключается в том, что «экосистема цифровой отрасли - это среда, обеспечивающая условия для инновационного развития и распространения цифровых сервисов, цифровых продуктов, приложений и устройств в конкретном секторе цифровой экономики» [2, 6].
Целью формирования экосистемы является предоставление населению цифровых сервисов, которые формируются в течение небольшого промежутка времени, в режиме реального времени, с учетом соблюдения всех установленных норм и стандартов, а также в условиях максимальной транспарентности. Такие сервисы позволят потребителям получать социальные услуги и продукты, не задумываясь о том, как устроена работа цифровой отрасти в целом и как работают обеспечивающие ее информационные системы.
Кроме того, экосистема создает основу для развития государственно-частного партнерства при цифровизации различных отраслей экономики, предоставляя возможность разработки новых цифровых технологий и механизмов финансирования социальной сферы. Транспарентность, государственное регулирование и развитая конкурентная среда формируют условия для увеличения количества цифровых сервисов и повышения их качественных характеристик. Минимизировать государственные затраты на разработку и внедрение прикладных цифровых сервисов можно, создавая доступное пространство для участия малого и среднего бизнеса, поддержки российских разработчиков сервисов и оборудования [4, 7, 8].
Анализируя возможные варианты развития экосистемы цифровой экономики, следует учитывать, что одна технология не может одновременно решить все проблемы цифровизации экономики и социальной сферы, что создает предпосылку разговора не о разрозненных системах и сервисах, а о платформе, обеспечивающей возможность совместной работы разрозненных систем и организаций, как с технической, так и с коммерческой точек зрения.
Для констатации факта соответствия существующего механизма финансирования вызовам цифровой экономики целесообразно проанализировать бо-
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 лее детально современное состояние и тенденции финансового обеспечения развития социальной сферы.
В таблице 1 показана структура расходов на финансирование социальной сферы в консолидированном бюджете РФ и государственных внебюджетных фондов. На протяжении последних пяти лет самую весомую часть расходов консолидированного бюджета РФ (с учетом внебюджетных фондов) составляют расходы на социальную политику, причем их доля менялась сильнее всего: с 31,9% в 2015 году до 37,1 % в 2018 году. Кроме этого заметной тенденцией является сокращение доли расходов на жилищно-коммунальное хозяйство с 4,2% в 2013 году до 3,7 % в 2018 году, на образование с 11,4 % в 2013 году до 10,1% в 2018 году и здравоохранение с 9,2 % до 8,7% соответственно. В целом, несмотря на незначительные колебания, наблюдается рост расходов на финансирование социальной сферы с 62,4% в 2014 году до 62,9% в 2018 году.
Таблица 1. Структура расходов консолидированного бюджета РФ на фи-
нансирование социальной сферы, %
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018
Расходы, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 4,2 3,6 3,3 3,2 3,7
Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,2 0,3 0,4
Образование 11,4 11,0 10,2 9,9 10,1
Культура, кинематография 1,5 1,5 1,3 1,3 1,5
Здравоохранение 9,2 9,2 9,6 10,0 8,7
Социальная политика 34,6 31,9 35,2 34,8 37,1
Физическая культура и спорт 0,9 0,9 0,9 0,8 1,0
Средства массовой информации 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4
Всего расходов на социальную сферу 62,4 58,8 61,2 60,7 62,9
Источник: таблица сформирована с использованием данных Федерального казначейства
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 Данные, представленные в таблице 2, позволяют сделать вывод, что с 2015 по 2018 годы финансирование социальной сферы ежегодно возрастало на 315%, причем темпы прироста расходов на социальную сферу из федерального бюджета в 2015 носили отрицательный характер, в 2016 году уровень прироста социальных расходов только консолидированных бюджетов субъектов РФ был ниже темпов прироста расходов бюджетной системы в целом. В 2017 году приток финансирования социальной сферы стал существенно менее интенсивным и был менее темпов прироста расходов консолидированного бюджета РФ в целом. Кроме того, необходимо отметить, что с 2015 по 2017 годы темпы прироста расходов социального характера были ниже уровня инфляции и лишь в 2018 году ситуация изменилась в лучшую сторону, когда прирост финансирования социальной сферы был выше и уровня инфляции, и темпов прироста расходов консолидированного бюджета РФ в целом.
Таблица 2. Темпы приростов расходов бюджетов различных уровней, % к
уровню предшествующего года
Показатель 2015 2016 2017 2018
Расходы консолидированного бюджета РФ, всего 9,2 7,7 5,3 3,4
Всего расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ 2,9 12,2 4,5 7,1
Всего расходов на социальную сферу федерального бюджета -7,6 15,8 3,8 7,9
Всего расходов на социальную сферу консолидированных бюджетов субъектов РФ 6,8 0,0 4,2 8,1
Уровень инфляции 7,8 15,5 7,1 3,7
Источник: таблица сформирована с использованием данных Федерального казначейства и Федеральной службы государственной статистики
Трансформация сложившейся структуры расходов, смена приоритетов весьма сложны из-за высокой степени инерционности системы: взятые публичные нормативные обязательства бюджетов впоследствии почти невозможно
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 отменить без политических рисков [9]. Ситуация в области финансирования социальной сферы характеризуется еще и тем, что назрела необходимость совершенствовать механизмы финансирования социальной сферы в условиях цифровой экономики на основе имеющегося потенциала.
Достаточно явно в настоящее время процессы цифровизации социальной сферы и механизмов ее финансирования прослеживаются как на макроуровне (электронный бюджет, сервисы Федеральной налоговой службы, интернет -портал государственных услуг и т.д.), так и на микроуровне (дистанционное банковское обслуживание, автоматизация работы организаций, интернет - торговля на рынке ценных бумаг и т.д.). Примеры указанных технологий и сервисов вполне гармонично вписываются в экосистему цифровой экономики и тесно связаны с механизмами финансирования социальной сферы.
При формировании экосистемы в контексте цифровизации механизмов финансирования социальной сферы, необходимо учитывать приоритеты, обозначенные на государственном уровне. В распоряжении правительства РФ №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обозначены цели развития цифровой экономики, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Цели развития цифровой экономики РФ
Основными вызовами и угрозами развития цифровой экономики в РФ являются необходимость обеспечения прав человека в цифровом пространстве; угрозы, связанные с тенденциями к построению сложных иерархических ин-2414-0309 6
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 формационно-телекоммуникационных систем, широко использующих виртуализацию, удаленные (облачные) хранилища данных; наращивание возможностей внешнего информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру; рост масштабов компьютерной преступности; отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий; зависимость социально-экономического развития от экспортной политики иностранных государств; недостаточная эффективность научных исследований в области создания перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, а также недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности [3, 5].
Особое внимание при цифровизации социальной сферы должно уделяться разработке нормативной базы регулирования трудовых отношений с дистанционной занятостью, информационного взаимодействия при обработке персональных данных, данных пользователей в социальных сетях и других средствах социальной коммуникации и их безопасности.
Большую роль в определении направлений развития механизмов финансирования социальной сферы в условиях цифровой экономики играют указы президента РФ, в которых он в качестве одной из национальных целей подчеркивает необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в как в экономике, так и в социальной сфере. Кроме того, практически все приоритетные национальные проекты носят социальный характер (демография, здравоохранение, образование, жильё и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, культура), да и сам проект по цифровой экономике относится к числу приоритетных в РФ и предполагает преобразование социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений [1].
Потенциальные «точки роста» развития механизмов финансирования социальной сферы в условиях трансформации экосистемы цифровой экономики с учетом приоритетных национальных задач показаны на рисунке 3.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020
Социальная ^V^^H сфера
Рисунок 3. «Точки роста» развития механизмов финансирования социальной сферы в цифровой экономике
Необходимо отметить, что при исследовании механизмов финансирования социальной сферы в цифровой экономике до сих пор остаются дискуссионными вопросы взаимодействия бизнеса и гражданского сектора в интернет -пространстве, работы органов власти в цифровом пространстве, реализации и продвижения социальных проектов в онлайн, цифровой безопасности, разработки приложений для гражданского общества, разработки новых оболочек для традиционных направлений деятельности (например, кибер спорт), взаимодействия сетевых сообществ, продвижения благотворительности и добровольчества и т.д.
Таким образом, основными факторами, влияющими на развитие механизмов финансирования социальной сферы, являются приоритизация на государственном уровне направлений трансформации социальной сферы и наличие четко выраженных точек роста в цифровой экосистеме.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (31), 2020 Список литературы:
1. Указ президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. 2017. № 4 (42). С. 17-28.
3. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24.
4. Бабурин В.А., Векшинский А.А., Китова О.В. и др. Тенденции и закономерности формирования инновационной экономики в условиях модернизации: коллективная монография. СПб: СПбГУСЭ, 2013. 155 с.
5. Глобальные тренды и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации: краткие тезисы: докл. к ХУШ Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11-14 апр. 2017 г. / Л. М. Гохберг, А. В. Соколов, А. А. Чулок и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2017. 39 с.
6. Мирошниченко М. А., Трелевская К. И., Мамыкина Е. В. Исследование процессов «цифровизации» банковского сектора в рамках экосистемы цифровой экономики России // Научный журнал КубГАУ. 2017. №133(09).
7. Сагынбекова А.С. цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации». 2018. №4.
8. Семячков К. А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. - 2017. - №8 (80).
9. Стыров М.М. Проблемы и перспективы финансирования социальной сферы в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.- 2013. - №5 (29). С. 169-187.