Вестник «0p.iey»-kst
Р. С. Димухаметов,
доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
щ
S <
cs
<
с: ic С а. С
п
О. Т. Хамитова,
старший преподаватель ФАО «НЦПК « врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Не?'а?1 свздер: фасилитсщия, механизм, этнопедагогика, толеранттылъщ
Ключевые слова: фасилитсщия, механизм, этнопедагогика, толерантность
Keywords: facilitation ethno-pedagogy, tolerance
mechanism,
t?
о
s ©
МЕХАНИЗМ ФАСИЛИТАЦИИ В РАБОТАХ ПЕДАГОГОВ И ПОЭТОВ КАЗАХСТАНА
Ацдатпа
Макалада «фасилитация», «фасилита-ция механизмЬ), «казак этнопедагогикасы» угымдары карастырылады. Typxi жэне казак акындары мен философтарыньщ ецбектерш-де полиэтникальщ толеранттыльщты дамы-туда фасилитация мexaнизмдepiн колдану жайлы айталады.
Аннотация
В статье рассматриваются понятия: «фасилитация», «механизм фасилитации», «казахская этнопедагогика». Рассмотрено применение механизма фасилитации в развитии полиэтнической толерантности в трудах тюркских и казахских поэтов и философов.
Annotation
The concepts of "facilitation", "facilitating mechanism", "Kazakh ethno-pedagogy" are discussed in the article. The application of facilitation mechanism in the development of multi-ethnic tolerance in the works of Turkish and Kazakh poets and philosophers is considered.
В Казахстане последнее десятилетие проходит череда реформирования в системе образования, модернизация охватывает не только технологию обучения, методику проведения уроков, но и само восприятие образования, ее цели, содержание.
Изменяются подходы к образованию, осуществляется постепенный переход к демократизации, активизации обучения, взамен классическому преподаванию советской школы.
Проблемы демократизации, активизации обучения рассматривались в середине XX века К. Роджерсом, автором человекоцен-трированного подхода, идей гуманизма и человеколюбия в обучении и воспитании. Он считал, что успешность образовательного
Вестник «Opjiey»-kst
процесса зависит от фасилитации, поддержки воспитанников в обучении.
Термин фасилитация (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) чаще всего использовался в психологии для обозначения процесса облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы, затем стал использоваться в педагогике.
Исследователи утверждают, что фасилитация может быть случайной, неосознаваемой, если осуществляется педаго-гом-фасилитатором, или осознаваемой и целенаправленной.
Механизмом фасилитации, по мнению Димухаметова P.C., является сотрудничество, которое обеспечивается такими человеческими качествами как: терпимость, толерантность, искренность, эм-патийное понимание, признание ценности личности, принятие ее как данность, доверие к ней. Эти качества ценились человечеством, начиная с глубокой древности, подтверждение чему можно найти в трудах ученых, философов, поэтов, культурах разных этносов.
Казахская этнопедагогика исследует проблемы приобщения к этнокультурным ценностям подрастающего поколения, при этом этот процесс происходил в условиях фасилитации, истоки которой коренятся в философии, народной мудрости, фольклоре. Как исторически формировалась философия фасилитации в развитии полиэтнической толерантности в этнопедагогике Казахстана?
Прямого указания на понятие «фасилитация» в этнопедагогике нет. Но в то же время многие поэты, философы обращались к проблеме воспитания и обучения, высказывали свои идеи относительно того, каким должен быть процесс образования, отношение к ребенку, ответственности воспитателей за успешное сохранение этнокультуры и этнической самоидентификации подрастающего поколения, которая должна происходить
в условиях сотрудничества, уважения к личности ребенка.
Юсуф Баласагуни - тюркский поэт и мыслитель в начале XI века, написавший первое произведение на языке тюрков, в своей книге «Благодатное знание» советовал учить и воспитывать через сотрудничество, которое предполагало фасили-тацию, выразил свои мысли следующим образом:
«Учи детей приличью, знаньям, коих,
Им бы хватило для миров обоих» [1, с.292].
Обучать и воспитывать ребенка для свершения «благих деяний»:
«И разум дал, чтоб постигать нам знанья,
Чтобы благие совершать деянья» [1, с.262].
Совершать которые невозможно без терпимости, искренности, толерантности, то есть человеческих качеств обеспечивающих сотрудничество.
Такие же качества призывал воспитывать в человеке великий казахский мыслитель и поэт Абай Кунанбаев. Наиболее ярко идеи толерантного, миролюбивого отношения к другим народам, призыв изучать культуру соседних народов и брать у них все лучшее и прогрессивное, выражены в его книге «К^ара сездер»: «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным, и не будет жить позорно» [2, 50].
Абай выражал идею не только межличностного сотрудничества, но и сотрудничества между народами, признавал неотъемлемое право народов на мирное существование, на самобытность: «Мир -счастье для страны родной».
Проникаясь сочувствием к своему народу, Абай видел все его недостатки, невежество, царившее вокруг, пытался привить любовь к знаниям, своему краю, другим этносам, показывая их преимущества, сильные и положительные стороны.
Познание культуры этноса, его исто-
0?
С сз С
со <
с, из О 3
s
W
с; ю О о,
И
S
и w
У
С е=Г О
w 2 s
Щ
S ы
и ©
с и п
M
Вестник «Орлеун-kst
рического прошлого, достижений порождает уважение к народу, понимание особенностей его менталитета, образа жизни, мыслей. Многообразие этносов в полиэтническом обществе обогащает каждого человека, концентрируя все самое лучшее и трансформируя в общий, присущий только данному региону способ взаимоотношения, менталитет и даже язык.
Влияние образования и воспитания на развитие человеческих качеств (внешних чувств) составляющих основу сотрудничества, как механизма фасилитации рассматривает в своих трудах ученый, историк, этнограф Чокан Валиханов: «Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему, как ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиями» [3, с. 197]. При этом Чокан Валиханов сам имел демократические взгляды, опередившие свое время, толерантное отношение к представителям разных народов. Как необходимую, врожденную потребность человека, Чо-
■—
кан Валиханов определял стремление к познанию: «Учить - это значит познавать. Это является необходимой потребностью человека» [3, с.205].
Наибольшее значение обучению в сотрудничестве педагога с учеником придавал педагог-просветитель И. Алтынса-рин. В своих наставлениях учителям он говорил, что «учитель должен обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснять каждый предмет охотно и простым языком» [4, с. 172]. В то же время он выступал за осознанное обучение «чтобы любой труд детей бес-
г-^
Е-н
м
х
10 ^
г л ^
Г\
и о
2 о
плодно не растрачивался на бессмысленные зазубривания, а имел смысл и систему».
Принципы воспитания на основе сотрудничества, как механизма фасилитации, отношение к детям педагогов, представленные в работах писателей, поэтов, философов, актуальны и востребованы в системе современного образования. Воспитание качеств личности, способствующих развитию толерантной, коммуникативной, искренней личности лежат в основе модернизации, обновлении содержания образования. Активные методы обучения, принципы гуманного оценивания достижений ребенка так же декларировались сто лет назад, как и сегодня.
Важно при любом реформировании, не утратить все самое лучшее, что оставили в наследство наши предшественники, внедрять все новое не слепо копируя чужие успешные идеи, а рассматривая ее через призму имеющегося опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Золотая поэзия Востока [Текст]: сборник - Симферополь: «Реноме», Харьков: «Свитовид», 2001. - 368 с.
2. Кунанбаев, А. [Текст]: Избранное / А. Кунанбаев - Москва: «Русский раритет», 2006 . - 255 с.
3. Валиханов, Ч. [Текст]: Избранные произведения / под редакцией ААН Каз. ССР А.Х.Маргулана - Казахское гос. : Издательство Художественная литература Алма-Ата, 1958. - 642 с.
4. Алтынсарин, И. Собрание сочинений. [Текст]: в трех томах / И. Алтынсарин Алма-Ата, «Наука» КазССР, Том 2. 1976.-423 с.
1(15)72017