СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
нагрузок) и автоматических выключателей. Исключается необходимая потребность в большинстве изделий, используемых для кабельных систем.
К преимуществам так же можно отнести удобство монтажа и эксплуатации. Секции шинопроводов соединяются болтовым соединением, что удобнее соединения кабелей муфтами. Соединение таким способом позволяют уменьшить сроки и стоимость монтажа. Срок службы шинопроводов составляет 25-30 лет, конструкция не требует специального технического обслуживания.
Шинопроводную трассу можно расширять в дальнейшем, переносить и изменять. Использование коробок отбора мощности позволяет безопасно и легко производить отбор электроэнергии практически в любой точке трассы. При этом с линии не обязательно снимать напряжение, что не приводит к простою оборудования.
Список использованной литературы:
1. Правила устройства электроустановок и связанные с ними документы. Новости энергетики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pue7.ru/pue7/6.2.php, свободный. - (дата обращения 01.03.19).
2. Электросам. Шинопроводы. Виды и устройство. Применение и особенности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://electrosam.ru/glavnaja/jelektroobustrojstvo/ielektroprovodka/shinoprovody, свободный. - (дата обращения 01.03.19).
© Адонин А.А., 2019
УДК 629.7.015.3
Амплитов П. А.
канд. тех. наук «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» г.Комсомольск-на-Амуре, РФ E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА ЭКРАНОПЛАНА Аннотация
Рассмотрен способ повышения несущей способности крыла экраноплана, за счёт выдвигающегося закрылка. Данное решение направлено на повышение взлётно-посадочных характеристик экраноплана.
Ключевые слова Экраноплан, крыло, механизация, закрылок
В настоящее время абсолютное количество проектов экранопланов в мире - это экранопланы водного базирования или амфибии. Это влечёт за собой такое негативное явления, как переразмеривание силовой установки, так как для взлёта с воды необходимо в три раза большая мощность, чем для обеспечения крейсерского полёта. При этом механизация крыла используется на взлёте для увеличения эффективности поддува: для уменьшения количества проходящего воздуха через заднюю кромку крыла [1]. Рассмотрим возможности применения механизации крыла экраноплана, улучшающие несущие свойства крыла.
Близость подстилающей поверхности (земли или воды) даёт три положительных эффекта: увеличение подъёмной силы за счёт повышения давления под нижней поверхностью крыла; увеличение подъёмной силы за счёт роста эффективного удлинения крыла; снижение индуктивного сопротивления за счёт роста эффективного удлинения крыла.
Последние два положительных эффекта приводят к существенному недостатку - значительному снижению критического угла атаки (меньше 10 градусов). Это также необходимо учитывать при разработке системы механизации крыла.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Рассмотрим вариант механизации крыла, основанный на увеличении хорды крыла. Пример такой механизации приведён на рисунке 1.
Рисунок 1 - Вариант механизации крыла
Для определения эффективности такой механизации, рассмотрим отдельно исходный профиль крыла
и модифицированный профиль крыла. Параметры исходного профиля: С0 = 0,11, /0 = 0,055,
Х/о = 0,30, 95% нижней дужки профиля плоская и совпадает с хордой. Общий вид профилей
представлен на рисунке 1: а) - исходного, б) - модифицированного. Пусть при выдвижении закрылка хорда крыла увеличивается на 30%, т.е. к = Ь\/¿0 = 1,3, тогда параметры модифицированного профиля
составят: С = С0 / к = 0,085, / = /0 / к = 0,042, Ху 1 = Ху0 / к = 0,23 , 96% нижней дужки
профиля плоская и совпадает с хордой.
На основе [2] определим характеристики профилей в неограниченном потоке, принимая Ие0 = 6 • 106 ; = 7,8 • 106 (для крыла у земли Ие = 68700 V Ь). Результаты приведены в таблице 1.
Определим изменение характеристик профилей с учетом влияния близости земли. Определять характеристики будем по формулам, предложенным в [3] и [4]:
АСу = 1 +
h
(
ъта
h
Л
h + sin а
--1
ACm = 0,5AC
y
Таблица 1
Характеристики профилей в неограниченном потоке
Характеристика Выражение Исх. (инд. «0») Мод. (инд. «1»)
ао, град. - 90 f -4,95 -3,8
Cy max (l,83 • 10-12Re - 2,644 • 10-5 Re + 16,97)x x (c +10-8 Re - 0,21) + 2 •Ю-8 Re +1,46 1,46 1,44
Cx0 100,9 • (lg Re)-4,398(c +17 f2 - 0,17)- 0,002 • lgRe 0,0092 0,0080
Cm0 - 1,6f -0,088 -0,068
Для оценки эффективности применения механизации необходимо рассматривать равенство не относительных высот над экраном, а абсолютных значений Н = И = Н^Ь0 . При этом точка замера высоты
- (b1 - b0)sin;)/b1 = h0/к - (1 - к 1)sina.
на профилях должна совпадать, поэтому на модифицированном профиле она будет располагаться также на расстоянии bo от носка, тогда относительная высота хвостика модифицированного профиля составит
hi-
Так как модифицированный профиль представляет собой исходный профиль с выпущенной механизацией, то определим изменение аэродинамических характеристик относительно исходного профиля. Фактически необходимо привести значения аэродинамических коэффициентов модифицированного профиля к геометрическим параметрам (хорде) исходного профиля. Для этого необходимо увеличить значения аэродинамических коэффициентов, полученные для модифицированного профиля, в к раз. При этом будем использовать следующие допущения: Cxi = 0;
с; = In(1/рад.) = 0,11 (1/град.); Cy = C(а - СС))+ACy; Cm = Cmo - 0,25Cy - ACm.
-2
С механизацией
-Без
механизации
h = 0,1 h = 0,2 h = 0,5
Неограниченный поток
и 2 4 Ь 8 а и
Рисунок 2 - Зависимости коэф. подъёмной силы профиля от угла атаки
-0,2
-0,4
-0,6
-0,8
Неограниченный поток
8 а, 0 10
h = 0,2 h = 0,5
Без
механизации
С механизацией
Рисунок 3 - Зависимости коэф. продольного момента профиля от угла атаки
-( 9 )-
3
2
0
2
4
6
0
1
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Построим графики зависимостей основных характеристик исходного профиля без и с выпущенной механизацией от угла атаки для разных относительных высот. Результаты приведены на рисунках 2-4.
Необходимо обратить внимание, что режим, при котором отсутствует (близко к нулю) индуктивное
сопротивление крыла (Cxi = 0) и, как следствие, C y = (1/рад.) = 0,11 (1/град.) достаточно легко
реализуется при взлетных режимах экраноплана (малая высота крыла над экраном, шайбы, касающиеся поверхности экрана). При этом критические углы атаки находятся в пределах 8-10°, что соответствует нормальным взлетным углам экраноплана.
0,0105
0,01
С механизацией
X
0,0095
Без механизации
0,009 -
п °
-2 0 2 4 6 8 а, 10
Рисунок 4 - Зависимости коэф. сопротивления профиля от угла атаки
Для увеличения критических углов атаки предлагается использовать отклоняемый щиток, устанавливаемый на верхней поверхности крыла [5]. Щиток отклоняется на 45° (см. рис. 5). Основным недостатком применения щитка является рост сопротивления и изменение характера зависимости коэффициента продольного момента.
Рассмотрим результаты применения механизации для крыла. В качестве примера рассмотрим прямое крыло с хордой Ь = 1 м, удлинением X = 2, без шайб. Для перехода от профиля к крылу конечного размаха используем следующие формулы [3]
АС, кр = клАСу,
су = 0,11
кЛ = -100,125(су ) + 23,72Cy - 0,398, Л
K(h*)=
4h
Vi + 16(h*)2
(0,5p /1)Л + 2,5 - (Л)
с (H ш) - 0,5875
-0,5
K(h*)+1 (h*)3
2,1785 -10-3 + (h*)3
C (Нш ) = 1,5875 -1,52 f кшНш ] -11,2 f кш Нш
l
I
h* = (h - шзп{нш; h})/1,
где р - периметр крыла, м; I - размах крыла, м; к - высота над экраном конца хорды, м; Иш - высота рассматриваемой шайбы, м; кш - коэффициент эквивалентной шайбы (без шайб кш = 0). Для рассматриваемого крыла I = 2 м, Иш = 0 м. С убранной механизацией ^о = 2, ро = 6 м, с выпущенной механизацией
11 = 1/ 1,3 = 1,54, р\ = 6,6 м.
Щиток
Рисунок 5 - Вариант механизации крыла экраноплана
Коэффициент сопротивления крыла считается по методике, описанной в [6] с учётом того, что Cxi(h) = K(h*) Cxi. Результаты расчётов для крыла (без учёта щитка) приведены на рис. 6-8. Оценочные поляры крыла с выпущенным щитком приведены на рис. 9.
2,5
С механизацией
'У '
2
Без
механизации
Неограниченный поток
-2 0 2 4 Ь 8 а, ° 10
Рисунок 6 - Зависимости коэф. подъёмной силы крыла от угла атаки
-2
0,2
0
-0,2
-0,4
-0,6
-0,8
-1
-1,2 с
8 а, 0 10
Неограниченный поток
Без
механизации
h = 0,1
С механизацией
Рисунок 7 - Зависимости коэф. продольного момента крыла от угла атаки
-(» )-
0
2
4
6
h = 0,2-h = 0,5 >
0,1
-х 0,08
0,07
0,06
0,05
0,04
0,03
0,02
0,01
-0
п °
-2 0 2 4 6 8 а, 10
Рисунок 8 - Зависимости коэф. сопротивления крыла от угла атаки
Без
механизации
С механизацией Неограниченный поток
Рисунок 9 - Поляра крыла со щитком
Предлагаемая механизация позволит увеличить подъёмную силу крыла на 20-25% на взлётном режиме экраноплана, но с потерей аэродинамического качества крыла до 3-5 единиц при использовании щитка, однако данный недостаток будет меньше сказываться для аппарата в целом. Без использования щитка изменение аэродинамического качества не превышает 10%, но возможны срывные явления на верхней поверхности крыла, которые могут вызвать падение подъёмной силы.
Применение предлагаемой механизации в проекте экраноплана, представленном в [7], позволит снизить скорость отрыва на 13 км/ч. Таким образом, при использовании закрылка на центроплане и консолях, взлётная скорость составит 75 км/ч.
Список использованной литературы: 1. Экранопланы - транспортные суда XXI века / А.И. Маскалик, Р.А. Нагапетян [и др.]. - СПб.: Судостроение, 2005. - 576 с.: ил.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
2. Кравец, А.С. Характеристики авиационных профилей / А.С.Кравец. - М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1939. - 86 с.
3. Амплитов, П.А. Влияние геометрических параметров экраноплана типа А на его весовые и экономические характеристики: дис. ... канд. тех. наук : 05.07.02 / Амплитов Павел Андреевич. -Комсомольск-на-Амуре., 2013 - 213 с.
4. Амплитов, П.А. Способ оценки подъёмной силы крыла произвольной формы в плане с учётом влияния близости земли // Международный научный журнал «Символ науки» №6, 2018, С. 14-20
5. Ерохин, П.В. Исследование влияния установки щитка на аэродинамические характеристики профиля с закрылком // 9-й Всероссийский межотраслевой молодёжный конкурс научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». Аннотации конкурсных работ - М.: Типография «Люксор», 2017 - 289 с., С. 51-52
6. Бадягин, А.А. Проектирование легких самолетов / А.А.Бадягин, Ф.А.Мухамедов - М.: Машиностроение, 1978. - 208 с.
7. Амплитов, П.А. Проект лёгкого экраноплана типа А с массой коммерческой нагрузки до 1300 кг // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2, 2016, С. 29-35
© Амплитов П.А., 2019
УДК 004.942
Л.Р. Вотякова
канд.пед.наук, доцент НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ»,
davletovalr @ mail.ru Л.А. Плотникова,
студент кафедры электротехники и энергообеспечения предприятий НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ»
plotnikova_1999_lada @ mail .ru г. Нижнекамск, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПАКЕТА MATLAB В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ РАСЧЕТАХ
Аннотация
В данной статье исследуются различные возможности использования пакета МЛТЬЛБ при подготовке студента к трудовой профессиональной деятельности. В статье рассматриваются характеристики пакета МЛТЬЛБ, его преимущества и особенности использования. Приведен подробный разбор примера решения электротехнической задачи с помощью матриц в МЛТЬЛБ с целью изучения данной среды и приобретения новых навыков работы с данным пакетом.
Ключевые слова:
математический пакет, МЛТЬЛБ, электротехническая задача, цепи постоянного тока по уравнениям, закон Кирхгофа.
Процесс внедрения программных и технических средств в преподавание различных дисциплин протекает интенсивно. Использование тех или иных программных продуктов в обучении студентов широко распространено. Математические пакеты применяются в большинстве российских вузов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.
С началом развития компьютерных технологий для технических расчетов, вычислительных операций и разработки алгоритмов создавались различные программные среды с математическими пакетами. Наряду со средой МаШСЛБ пользователи очень часто используют пакет прикладных программ МЛТЬЛБ.