Научная статья на тему 'Механические свойства и транспортабельность столовых сортов винограда в Дагестане'

Механические свойства и транспортабельность столовых сортов винограда в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
238
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНОГРАД / СТОЛОВЫЕ СОРТА / МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ / АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Магомедов Магомедмирза Гамзаевич, Ибрагимов Эдильбек Бадирович, Рамазанов Шамиль Рустамович, Рамазанов Омар Магомедович, Магомедова Жавгарат Гаджиевна

Работа посвящена изучению механических свойств и транспортабельности более 80 столовых сортов винограда и влияния агроэкологических и климатических условий места и сезона выращивания на эти свойства винограда. Сгруппированы сорта винограда по транспортабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Магомедов Магомедмирза Гамзаевич, Ибрагимов Эдильбек Бадирович, Рамазанов Шамиль Рустамович, Рамазанов Омар Магомедович, Магомедова Жавгарат Гаджиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механические свойства и транспортабельность столовых сортов винограда в Дагестане»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 634.8:631.243.5

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ СТОЛОВЫХ СОРТОВ ВИНОГРАДА В ДАГЕСТАНЕ

©2°11 Магомедов М.Г., Ибрагимов Э.Б., Рамазанов Ш.Р.,

Рамазанов О.М., Магомедова Ж.Г.

Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия

Работа посвящена изучению механических свойств и транспортабельности более 80 столовых сортов винограда и влияния агроэкологических и климатических условий места и сезона выращивания на эти свойства винограда. Сгруппированы сорта винограда по транспортабельности.

The article deals with the study of mechanical properties and transportability of more than 80 table grape sorts and the influence of the agroecological and climatic conditions of the place and the season of cultivation upon these grape properties. The grape sorts are grouped according to their transportability.

Ключевые слова: виноград, столовые сорта, механические свойства,

транспортабельность, агроэкологические условия.

Keywords: grape, table sorts, mechanical properties, transportability, agroecological conditions.

Как известно, механические свойства винограда характеризуются

сопротивляемостью грозди и ягоды различным механическим воздействиям (отрывание, сжатие, тряска и др.)- Они сказываются на устойчивости сортов против всякого рода повреждений (болезни, вредители, метеорологические факторы и т.п.), на способности к лежке и особенно к транспортировке.

Механические свойства ягод, то есть прочность на раздавливание,

прокалывание и отрыв от плодоножки дают достаточно реальные

представления фактической

транспортабельности винограда. К

транспортабельным сортам относят такие, у которых на раздавливание ягод прилагается усилие, превышающее 1500 г, а на отрыв от плодоножки - более 300 г. Удобным для практического использования является показатель транспортабельности винограда в условных прочностных коэффициентах, то есть коэффициент

транспортабельности, который

определяют по различным формулам в зависимости от того, с помощью какого прибора определены механические свойства ягод.

Установлено, что если коэффициент транспортабельности равен или

превышает 95 - транспортабельность винограда высокая. Его можно перевозить на любое расстояние всеми видами транспорта. Если коэффициент находится в пределах от 75 до 94 -транспортабельность винограда средняя. Такой виноград можно перевозить на расстоянии до 1000 км, в основном по железной дороге или самолетом. Виноград, имеющий коэффициент транспортабельности ниже 75, для дальних перевозок не пригоден, он должен быть реализован на местном рынке [8. С. 257].

Многолетними исследованиями

(1983-1993 гг.) по изучению товарнотехнологических свойств более 80 местных и интродуцированных столовых и некоторых универсальных сортов винограда установлено, что они значительно отличаются между собой по механическим свойствам и

транспортабельности [4].

12.

Как известно, для оценки прочности ягод винограда на раздавливание и на отрыв от плодоножки полученные данные сопоставляют с установленными ориентировочными показателями

механических свойств, характеризующих прочность на раздавливание при нагрузке 700 г как непрочные, 700-1000 г -средней прочности, 1000-1500 г -

прочные и свыше 1500 г - очень прочные, а прочность прикрепления ягод к плодоножке при нагрузке менее 100 г -слабое, 100-200 - среднее, 200-300 г -крепкое и свыше 300 г - очень крепкое

[7].

Установлено, что среди всех 83 сортов винограда по прочности на раздавливание ягоды только у 3-х сортов (3,6%) непрочные, у 10 сортов (12,1%) средней прочности, у 24 сортов (28,9%) прочные, а у 46 сортов (55,4%) очень прочные (рис. 1А).

;90%

□ Непрочные 1.314 переднем прочнеет и 13,1% □ П|:-счнь т 2о.&% В Он ень п речные 55.4'А

А

Б В

Рис. 1. Соотношение исследуемых сортов винограда (%) по прочности ягод на раздавливание (А), отрыв от плодоножки (Б) и транспортабельность (В)

Транспортабельность винограда у 18 сортов (21,7%) высокая, у 25 сортов (30,1%) средняя, а у 40 сортов (48,20%) слабая (рис. 1 Б).

По прочности прикрепления ягоды к

не оказалось ни одного сорта, характеристика прикрепления ягоды к плодоножке которого слабая. У 3-х сортов (3,6%) прочность прикрепления ягод к плодоножке средняя, у 19 сортов

плодоножке среди исследуемых сортов

(22,9%) - крепкая, а у 61 сорта (73,5%) -очень крепкая (рис. 1 В).

Нашими многолетними

исследованиями установлено, что механические свойства и

транспортабельность винограда в значительной мере зависит от принадлежности сорта винограда к той или иной группе по срокам созревания. Как правило, у позднеспелых сортов прочность ягод на раздавливание, прокалывание и отрыв от плодоножки, а также коэффициент

транспортабельности более высокие, чем у раннеспелых сортов. Так, среди 45 сортов винограда, ягоды которых на раздавливание очень прочные, 25 сортов (55,56%) относятся к среднепоздним и поздним сортам, а среди 60 сортов, прочность прикрепления ягод к плодоножкам которых очень крепкая, 33 сорта (51,67%) также относят к среднепоздним и поздним сортам.

Среди сортов винограда, отнесенных в группу сверхранних и ранне-средних, нет ни одного

высокотранспортабельного сорта, а среди ранних сортов лишь один сорт обладает высокой

транспортабельностью, тогда как из числа 18 сортов винограда, отличающихся высокой

транспортабельностью, 16 (83,8%)

относятся к среднепоздним и поздним сортам.

Проведенные нами многолетние исследования показали, что на физикомеханические свойства и

транспортабельность винограда

различных сортов значительное влияние оказывает размер ягод. Как правило, сорта, отличающиеся более крупными ягодами, характеризуются высокой прочностью на раздавливание и на отрыв от плодоножки, а также высокой транспортабельностью. У 57 сортов (68,7%) винограда, отнесенных в группу крупноягодных, ягоды по прочности на раздавливание характеризуются как прочные или очень прочные, а у 61 сорта (73,5%), отнесенного в эту группу, прикрепление ягод к плодоножкам крепкое или очень крепкое. Среди 18 сортов винограда, отличающихся высокой транспортабельностью, 17

сортов (94,4%) относятся к группе

крупноягодных. Среди сортов

винограда, отнесенных в группу мелкоягодных, нет ни одного, обладающего высокой

транспортабельностью. В числе 16 сортов, имеющих ягоды средней величины, лишь 1 сорт (6,3%) обладает высокой транспортабельностью, 2 сорта (12,5%) - средней, а 13 сортов (81,2%) -низкой, тогда как из 61 сорта, отнесенного к группе крупноягодных, 21 сорт (34,4%) обладает низкой, 23 сорта (37,7%) - средней, а 17 сортов (27,9%) -высокой транспортабельностью.

Корреляционный и регрессионный анализы показали, что между прочностью ягод на раздавливание и на прокалывание имеется очень тесная корреляционная зависимость

(г=0,83±0,06). Математическим

ожиданием установленной связи является функция у=а+вх, где у -прочность ягод на прокалывание, г; х -прочность ягод на раздавливание, г; а -исходная точка регрессии; в -коэффициент регрессии с уравнением у=0,89х-69,99 и линией регрессии. Полученные уравнения и линия регрессии показывают, что каждому 100 г прочности на раздавливание ягод винограда, соответствуют 89 г прочности на их прокалывание и позволяют определить прочность ягод на прокалывание, исходя из их показателя прочности на раздавливание. Корреляционная связь межу прочностью ягод на раздавливание и отрывом их от плодоножки слабая (г=0,47±0,11).

Результаты корреляционных и регрессионных анализов показывают, что каждому 100 г прочности на раздавливание ягод винограда соответствует лишь 16 г прочности прикрепления их к плодоножке.

Корреляционная связь между прочностью ягод на прокалывание и отрывом от плодоножки слабая (г=0,44±0,12). Полученные уравнение и линия регрессии показывают, что каждому 100 г прочности ягод винограда на прокалывание соответствуют 8 г прочности отрыва их от плодоножки.

Корреляционная зависимость между коэффициентом транспортабельности и прочностью ягод на отрыв от плодоножки средняя (г=0,83±0,06). Уравнение и линия регрессии

показывают, что увеличение прочности ягод на отрыв от плодоножки на каждые 10 г способствует повышению коэффициента транспортабельности сорта винограда на 2,9 единиц.

Установлено, что корреляционная связь между коэффициентом

транспортабельности и прочностью ягод на раздавливание более тесная

(г=0,89±0,06), чем между

коэффициентом транспортабельности и прочностью ягод на прокалывание (г=0,83±0,05). Полученные уравнения и линии регрессии показывают, что увеличение прочности ягод на раздавливание на каждые 100 г

способствует повышению коэффициента транспортабельности сорта винограда на 4 единицы, а прочности ягод на прокалывание - на 6,7 единиц.

Результаты наших многолетних исследований свидетельствуют о том, что общепринятая методика оценки механических свойств и

транспортабельности столовых сортов винограда нуждается в

совершенствовании, так как при оценке по существующей методике наблюдается несоответствие прочностных

характеристик ягод на раздавливание и на отрыв от плодоножек с характеристикой транспортабельности. Например, среди исследуемых 83 сортов винограда по прочности на раздавливание ягоды у 70 сортов (84,3%) характеризуются как прочные или очень прочные, а по прочности прикрепления к плодоножке у 80 сортов (96,4%) - как крепкие или очень крепкие, тогда как только у 18 сортов (21,7%) транспортабельность высокая, у 25 сортов (30,1%) - средняя, а у 40 сортов (48,2%) - слабая.

Для более полной характеристики свойств сортов столового винограда

считаем целесообразным по

транспортабельности сорта винограда подразделять не на три (высоко-, средне, слаботранспортабельный), а на пять групп: нетранспортабельные,

слаботранспортабельные, среднетранспортабельные, транспортабельные и

высокотранспортабельны е.

Нетранспортабельные сорта

винограда, имеющие коэффициент транспортабельности менее 50, для перевозок малопригодны, и их следует реализовывать на местном рынке. Слаботранспортабельные сорта с коэффициентом транспортабельности 50...65 можно перевозить на расстояние до 500 км автотранспортом. Среднетранспортабельные сорта с коэффициентом транспортабельности 65.80 можно перевозить на расстояние до 1000 км авторефрижераторами или автомобилями с изотермическими

кузовами после предварительного

охлаждения до 5-6°С. Виноград всех вышеназванных групп сортов можно перевозить на любые расстояния самолетами. Транспортабельные сорта с коэффициентом транспортабельности 80.105 можно перевозить на

расстояния более 1000 км любым видом транспорта, а высокотранспортабельные сорта - на любые расстояния всеми видами транспорта.

Установлено, что к

нетранспортабельным относятся 11 сортов (13,2%) винограда,

слаботранспортабельным - 18 (21,7%), среднетранспортабельным - 14 (16,9%), транспортабельным - 23 (27,7%),

высокотранспортабельным - 17(20,5%) (рис. 2).

□ Нетранспортабельные 13,2%

□ Среднетранспортабельные 16,9%

□ Высокотранспортабельные 20,5%

□ Слаботранспортабельные 21,7% 1 Транспортабельные 27,7%

Рис. 2. Соотношение исследуемых сортов винограда (%) по транспортабельности

На основании наших многолетних транспортабельности сгруппировать, как

исследований считаем целесообразным показано на рисунке 3.

изученные сорта винограда по

Таблица 1

Влияние биологических особенностей сорта и условий зоны выращивания ______на механические свойства и транспортабельность винограда____

Нагрузка на ягоду, г, при Коэффициент

раздавливании прокалывании отрыве от плодоножки транспортабельности

с. Гимры Унцукульского района (2007-2009 гг.)

Хусайне 1400 800 400 60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тайфи розовый 1900 2280 400

Риш баба 2500 1200 800 108

Газил цибил 1300 890 290 56

Чол бери 2080 1035 502 81

Хама цибил 1500 1100 300 65

Нимранг 3000 1600 700 93

Мола Гусейн 1700 750 300 43

Будай шули 1030 770 210 45

Изабелла 1400 600 300 50

Шабаш 1450 1200 200 71

Агадаи 2800 1800 600 109

ЗАО им. Ш. Алиева (1998-2002 гг.)

Кишмиш лучистый 903 796 289 50

Хатми 865 762 256,2 46

Супер ран Болгар 1763 1482 435 87

Звездный 1469 1370 364 76

Таврия 1592 1133 350 70

Восторг 1443 1317 396 77

Кодрянка 1728 1560 302 81

ЗАО им. Ш. Алиева (1999-2001 и 2006-2008 гг.)

Премьер 760 580 302 43

Кардинал 1762 1440 310 77

Супер ран Болгар 1790 1300 314 75

Кодрянка 1780 1340 215 75

Звездный 1846 1780 282 87

Молдова 1970 1690 346 90

Мускат трансп-ный 1800 1610 462 84

Мускат дербентский 2110 2020 474 108

Агадаи 2220 2150 545 117

ГУП «Аксай» (2001-2003 гг.)

Агадаи 2050 1950 540 103

Декабрьский 1400 1276 180 62

Космонавт 1140 930 270 55,8

Кутузовский 1980 1890 347 51

Молдова 1850 1800 335 91

Муромец 1130 925 270 54

Мускат гамбургский 1098 856 193 47

Памяти Негруля 1790 1650 490 89

Смуглянка молдавская 1900 1750 480 92

Юбилей Журавля 1950 1830 520 97

Яловенский устойчивый 1177 1068 236 57

Жемчуг Зала 1750 1550 303 89

Страшенский 2120 2010 400 99

Кишмиш черный 1093 912 390 61

Ранний Магарача 1160 1050 368 64

Шасла розовая 1005 670 294 48

Памяти Вердеревского 2203 1765 325 93

ГУП «Манаскентское» (2001-2003 гг.)

Ранний Магарача 773 705,7 287,9 46

Кишмиш черный 877 780 327 51

Шасла розовая 627 571 304 41

Агадаи 1987 1787 479 101

Карабурну 2164 2012 503 110

Кардинал 1610 1547 406 86

Молдова 1598 1434 465 86

Кишмиш белый 759 562 228 38

Премьер 746 583 309 43

Шасла белая 643 695 311 46

Рис. 3 Группировка исследуемых сортов винограда по транспортабельности

Таблица 2

Влияние условий зоны и сезона выращивания на механические свойства и транспортабельность винограда сортов Агадаи и Молдова

Зона и сезон выращивания П рочность ягод, г, при Коэффициент транспортабел ьности

раздавливании прокалывании отрыве от плодоножки

1 2 1 2 1 2 1 2

ГУП «Аксай» 1994-1997 гг. 2314 1984 2044 1785 508 387 113 95

ГУП «Аксай» 2001-2003 гг. 2050 1826 1950 1662 540 432 102 93

ЗАО им. Ш. Алиева 1997-2001 гг. 2365 1996 2100 1862 517 392 115 98

ЗАО им. Ш. Алиева 2001-2003 гг. 2237 1721 1991 1498 520 395 111 84

ГУП «Манаскентское» 2001-2003 гг. 1987 1598 1787 1434 479 465 101 86

с. Гимры 2007-2009 гг. 2800 - 1800 - 600 - 109 -

Примечание: 1 - сорт Агадаи; 2 - сорт Молдова

Многочисленными исследованиями ученых ДГСХА им. М. М.

Джамбулатова [1-6] установлено, что на механические свойства и

транспортабельность винограда

значительное влияние оказывают не только биологические особенности сорта, но и агроэкологические условия зоны (места) и погодные условия сезона выращивания винограда, что

подтверждается нашими многолетними

Примечания

1. Алиева А. Н. Разработка путей, методов и способов повышения продуктивности виноградников, качества винограда, виноматериалов и сохранности столового винограда в условиях Дагестана: Автореф. дисс... д-ра с.-х. наук. М., 2004. 48 с. 2. Долгат М. А. Хранение винограда. Махачкала, 1978. 91 с. 3. Магомедов М. Г. Виноград и его длительное хранение. Махачкала, 1988. 96 с. 4. Магомедов М. Г. Научное обоснование и разработка системы круглогодового обеспечения населения столовым виноградом (на примере Дагестана): Автореф. дисс... д-ра с.-х. наук. Новочеркасск, 1997. 49 с. 5. Мукаилов М. Д. Интегрированная система обеспечения населения биологически ценными виноградом, плодами и продуктами их переработки в зимне-весенний период: Автореф. дисс... д-ра с.-х. наук. М., 2006. 48 с. 6. Салманов М. М. Производство и рациональное использование столовых сортов винограда в укрывной зоне Дагестана: Автореф. дисс... д-ра с.-х. наук. Краснодар, 2009. 48 с. 7. Смирнов С. В., Раджабов А. К., Морозова Г. С. Практикум по виноградарству. М. : Колос, 1995. 271 с. 8. Энциклопедия виноградарства. Т. 3. Кишинев, 1987. 552 с.

исследованиями, проведенными в 1994— 2009 гг. (табл. 1 и 2).

Как видно из данных, приведенных в таблицах 1 и 2, по механическим свойствам и коэффициенту

транспортабельности сорта винограда, независимо от условий зоны и сезона выращивания, сохраняют свою принадлежность к группе сортов по транспортабельности (рис. 3).

Статья поступила в редакцию 17.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.