208 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения
контроля частоты сердечных сокращений. В качестве средства для восстановления синусового ритма 6% опрошенных предлагают использовать панангин, назначение которого не является обоснованным.
При выборе метода лечения не всегда учитывается длительность аритмии. При пароксизме фибрилляции предсердий длительностью более 2 суток 22% врачей назначают антиаритмический препарат (новокаинамид или кордарон) без антикоагу-лянтной терапии.
Распространенной ошибкой является отсутствие поддерживающей антиаритмической терапии после купирования пароксизма фибрилляции предсердий, что приводит к частым повторным «срывам» ритма и частой повторной обращаемости к врачу поликлиники или вызовам бригады скорой помощи.
К препаратам, использующимся для поддержания синусового ритма после кардиоверсии, 10% врачей ошибочно относят панангин. 36% врачей предлагают назначение — бета-блокаторов, 74% — кордарона, а о возможности применения соталола знают лишь 24% опрошенных.
Ошибочным и опасным является назначение анти-аритмических препаратов при пароксизмальных нарушениях ритма на фоне алкогольной интоксикации (что считают возможным 14% опрошенных). В данной ситуации лечение следует начинать с дезинтоксикационной терапии с использованием препаратов калия, магния, витаминов, при тахиси-столии возможно назначение бета-блокаторов.
Недооценивается необходимость назначения непрямых антикоагулянтов больным с фибрилляцией предсердий, имеющим высокий риск тромбоэмболических осложнений, а также при подготовке к плановой кардиоверсии (знают об этом не более половины врачей). 10% считают возможным назначение гепарина, 14% — аспирина и 28% — любого препарата из предложенных (варфарин, аспирин, гепарин).
Нарушения ритма, которые сложно трактовать однозначно, в отсутствие выраженных нарушений гемодинамики не требуют экстренного введения антиаритмических препаратов. В этой ситуации необходима госпитализация больного в специализированный стационар для верификации вида тахикардии (в том числе путем регистрации пищеводного отведения ЭКГ), в то время как 32% опрошенных назначают лечение (лидокаин, изоптин, дигоксин) без верификации вида аритмии.
МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОЙ СРЕДЫ
Мушников Д.Л.
ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»
В трудах зарубежных и отечественных ученых по менеджменту убедительно доказывается, что изменения внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность организаций, все больше приобретает турбулентный характер, что в условиях нашей страны проявляется в перманентных социально-экономических и политических реформах, изменении правового поля, бурном развитии медицинских и информационных технологий.
В этих условиях растет необходимость пересмотра подходов к управлению медицинскими учреждениями на основе учета и анализа состояния всех переменных внутренней среды организации (цели, задачи, персонал, технологии, культура), позволяющих обеспечить ее адаптацию к изменяющейся внешней среде. Одним из важных факторов влияющих на эффективность работы медицинских учреждений, является организационная культура, которая обеспечивает в условиях нестабильности внешней среды сохранение базовых норм и принципов медицинской деятельности, этики отношений. Выше сказанное стало теоретической основой для проведения исследования, целью которого явилось: оценить роль организационной культуры медицинских учреждений в обеспечении устойчивости их развития в условиях турбулентной внешней среды. Базой исследования явились многопрофильные объединенные больницы №3 и 4 г. Иванова.
Для оценки состояния организационной культуры медицинской организации, как части ее внутренней среды, использована авторская методика, которая предусматривает использование экспертного метода путем сочетания самооценки персоналом и оценки экспертами 251 характеристики, включенной в два блока вопросов тест-карты «Мнение персонала об организационной культуре ЛПУ и его оценка», а именно:
1. Оценка состояния организационной культуры учреждения, в котором работает опрошенный.
2. Оценка роли, места, перспектив развития взаимоотношения опрошенного с организационным коллективом с позиций развития организационной культуры данного ЛПУ.
Первый блок вопросов содержит 223 позиции, второй — 28. В соответствии с методикой оценивалось состояние 15 компонентов организационной культуры, а именно:
1. История организации.
2. Организационная идеология.
3. Историко-культурные традиции.
4. Организационные мифы и легенды.
5. Ритуалы и церемонии.
6. Организационная символика.
7. Язык организационного общения.
Т. 12, N° 3-4, 2007
Вестник Ивановской медицинской академии
209
8. Культура внешних коммуникаций.
9. Культура внутренних коммуникаций.
10. Статусная дифференциация и технология управления организацией.
11. Организационное единство.
12. Поведение и взаимодействие в рамках организационной культуры.
13. Эстетический уровень изделий медицинского назначения.
14. Эстетический уровень зданий.
15. Культура сервиса.
Нормативы оценки каждого компонента представлены в модели (приложение к диссертации). Технология сбора информации предусматривала проведение его по типу «срезового» одномоментного тестирования медицинских работников всех уровней (руководители, врачи, средние медицинские работники со средним сестринским образованием, средние медицинские работники с высшим сестринским образованием). Объем выборки составил 196 чел. Проведен сравнительный анализ состояния организационной культуры данных учреждений с учетом показателей результативности работы, которая оценивалась по уровню выполнения плановых показателей деятельности.
Установлено, что имеются достоверные различия в реализации элементов организационной культуры 3-й и 4-й городских больниц по следующим элементам: организационная идеология (корпоративная миссия, ценности, принципы, философия, цели, задачи, программы, критерии достижения
целей и оценки результатов) — 136,2 балла, против 198,6 (t = 5,2); ритуалы и церемонии — 12,3 балла против 16,2 (t = 2,2); организационная символика — 22,3 балла против 26,4 (t = 2,1); культура внешних коммуникаций медицинской организации — 36,4 балла против 45,4 (t = 3,5); культура внутренних коммуникаций медицинской организации — 75,7 балла против 91,1 (t = 3,8); статусная дифференциация и технологии управления организацией — 82,6 балла против 123,5 (t = 3,5); организационное единство, интеграция, включение новых членов в организацию — 20,2 балла против 33,4 (t = 3,7); поведение и взаимодействие в рамках организационной культуры — 120,1 балла против 187,1 (t = 3,5); эстетический уровень изделий медицинского назначения, используемых в организации, — 7,4 балла против 11,9 (t = 2,2); эстетический уровень зданий и помещений организации — 14,5 балла против 38,9 (t = 5,2); культура сервиса — 28,5 балла против 58,8 (t = 5,1); интегральная оценка — 611 баллов против 903,5 (t = 5,8). Установлено, что выполнение планового задания по 3-й городской больнице на 5,6% ниже, чем по 4-й городской больнице, что в купе с оценкой организационной культуры свидетельствует о худшем состоянии адаптации 3-й городской больницы к изменившимся условиям внешней среды, чем 4-й городской больницы. Полученные данные свидетельствуют о необходимости учета фактора организационной культуры при оценке готовности учреждения здравоохранения к работе в новых социально-экономических условиях.
ПЕРЕПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Мясоедова С.Е., Жук Е.А.
ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»
Одной из основных задач последипломного образования в современных условиях является переподготовка участковых врачей-терапевтов по основной специальности. Реорганизация системы современного здравоохранения и развитие первичной медицинской помощи на основе приоритетного национального проекта «Здоровье» требуют новых подходов к преподаванию терапии этим специалистам с учетом тех задач, которые в настоящее время стоят перед ними. Они отражены в основных документах, регламентирующих объем оказания амбулаторно-поликлинической помощи (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №487 от 29.07.2005 г. «Порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи»), дополнительный объем работы участкового врача-терапевта (Приказ № 816 от 30.12. 2005 г. «Об утверждении методических рекомендаций по оформлению в 2006 г. трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, меди-
цинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) и ее эффективность (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 282 от 19. 04. 2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»).
Подготовка врачей-терапевтов осуществлялась в соответствие с государственным стандартом
послевузовской профессиональной подготовки
специалистов с высшим медицинским образование по специальности № 040122 «Терапия» (Москва, 2001) на циклах переподготовки (общего усовершенствования) для врачей с базовыми специальностями высшего медицинского образования «Лечебное дело» и «Педиатрия», закончивших вуз до 2000 г. (3,5 мес.) и сертификационного (аттестационного) усовершенствования (2 мес.). Кроме