Научная статья на тему 'Медицинское страхование иностранных студентов: предоставление услуг и информации во время COVID-19 '

Медицинское страхование иностранных студентов: предоставление услуг и информации во время COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права иностранных студентов / здравоохранение / медицинское страхование / COVID-19 / иностранные студенты / foreign students rights / health care / medical insurances / COVID-19 / international students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ирина Игоревна Крузе

Современные тенденции обучения за рубежом предоставляют молодым людям множество возможностей для продолжения образования. Однако эпидемиологическая ситуация 2019 — 2020 гг., вызванная COVID-19, сильно изменила образовательную среду. Студенты, обучающиеся внутри страны или за рубежом, подвергаются риску заражения. Целью исследования является изучение предоставления медицинской помощи при наличии медицинской страховки студентам, обучающимся за рубежом, во время COVID-19 в Австрии, Германии и России. Выбор стран обусловлен возможностями доступа к соответствующим данным. Методология состояла из обзора академических работ, официальных документов и онлайн-ресурсов, опрос мнения студентов о качестве медицинской помощи, которую они получили во время пандемии. Собранные данные были подвергнуты соответствующей статистической обработке. Инструменты исследования включали компьютерный анализ содержания академических статей и документов, а также кластерный анализ ответов студентов на анкету на основе SPSS. В ходе данного исследовании были проанализированы полученные ответы по действующей национальной практике в отношении медицинского страхования иностранных студентов, конкретных национальных методов поддержки и защиты иностранных студентов во время COVID-1 9, а также мнения студентов о статусе медицинского страхования и медицинских услугах в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health insurance of international students: service provision and information provision during COVID-19

Modern trends of studying abroad provide young people with many opportunities to continue their education. However, the epidemiological situation of 2019/2020 caused by COVID-19 has changed the educational environment greatly. Students studying domestically or abroad were at risk to be infected. The research goal is to study the provision of medical care and health rights for students studying abroad during the COVID-19 in Austria, Germany, and Russia. The choice of the population is due to the authors' affiliation and their capacity to the relevant data access. The methodology consisted of a desk review of academic papers, formal documents and online resources, and the survey of the students' opinions on the quality of the medical care they received during the pandemic were put through relevant statistical data processing. The research tools incorporated the computer-based content analysis of the academic papers and documents, and SPSS-based cluster analysis of the students' reply to the questionnaire. The study provided the replies to the research questions on the general national practices in force regarding medical insurance of international students, particular national practices to support and protect international student during COVID-19, and exposed students' opinions on medical insurance status and health care services in the pandemic.

Текст научной работы на тему «Медицинское страхование иностранных студентов: предоставление услуг и информации во время COVID-19 »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 224-232. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):224-232.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 37 NIION: 2007-0062-2/22-121

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-224-232 MOSURED: 77/27-004-2022-02-321

Медицинское страхование иностранных студентов: предоставление услуг и информации во время COVID-19

Ирина Игоревна Крузе

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Современные тенденции обучения за рубежом предоставляют молодым людям множество возможностей для продолжения образования. Однако эпидемиологическая ситуация 2019 — 2020 гг., вызванная COVID-19, сильно изменила образовательную среду. Студенты, обучающиеся внутри страны или за рубежом, подвергаются риску заражения. Целью исследования является изучение предоставления медицинской помощи при наличии медицинской страховки студентам, обучающимся за рубежом, во время COVID-19 в Австрии, Германии и России. Выбор стран обусловлен возможностями доступа к соответствующим данным. Методология состояла из обзора академических работ, официальных документов и онлайн-ресурсов, опрос мнения студентов о качестве медицинской помощи, которую они получили во время пандемии. Собранные данные были подвергнуты соответствующей статистической обработке. Инструменты исследования включали компьютерный анализ содержания академических статей и документов, а также кластерный анализ ответов студентов на анкету на основе SPSS. В ходе данного исследовании были проанализированы полученные ответы по действующей национальной практике в отношении медицинского страхования иностранных студентов, конкретных национальных методов поддержки и защиты иностранных студентов во время COVID-1 9, а также мнения студентов о статусе медицинского страхования и медицинских услугах в условиях пандемии.

Ключевые слова: права иностранных студентов, здравоохранение, медицинское страхование, COVID-19, иностранные студенты

Для цитирования: Крузе И. И. Медицинское страхование иностранных студентов: предоставление услуг и информации во время COVID-19 // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 224—232. doi: 10.24412/ 2073-3305-2022-2-224-232.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Health insurance of international students: service provision and information provision during COVID-19

Irina I. Kruse

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Modern trends of studying abroad provide young people with many opportunities to continue their education. However, the epidemiological situation of 2019/2020 caused by COVID-19 has changed the educational environment greatly. Students studying domestically or abroad were at risk to be infected. The research goal is to study the provision of medical care and health rights for students studying abroad during the COVID-19 in Austria, Germany, and Russia. The choice of the population is due to the authors' affiliation and their capacity to the relevant data access. The methodology consisted of a desk review of academic papers, formal documents and online resources, and the survey of the students' opinions on the quality of the medical care they received during the pandemic were put through relevant statistical data processing. The research tools incorporated the computer-based content analysis of the academic papers and documents, and SPSS-based cluster analysis of the students' reply to the questionnaire. The study provided the replies to the research questions on the general national practices in force regarding medical insurance of international students, particular national practices to support and protect international student during COVID-19, and exposed students' opinions on medical insurance status and health care services in the pandemic.

Key words: foreign students rights, health care, medical insurances, COVID-19, international students

For citation: Kruse I.I. Health insurance of international students: service provision and information provision during COVID-19 // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):224 — 232. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-224-232.

© Крузе И.И., 2022

Введение

Международная мобильность студентов считается одной из движущих сил глобального развития [1]. Традиционно каждый учебный год молодые люди во всем мире могут продолжить свое образование по программам бакалавриата, магистратуры или аспирантуры в рамках программ двойного дипломирования в других странах, пройти стажировку или проводить исследования в различных образовательных центрах, научных компаниях и высших учебных заведениях.

Согласно сайту Евросоюза «Евростат», в европейских университетах на сегодняшний день обучается 3 070 235 иностранных студентов, из них 50 642 обучающихся из России [2]. Число российских студентов за рубежом постоянно растет. За последние 20 лет оно увеличилось в четыре раза. Основная страна академической мобильности по программам высшего и послевузовского образования для россиян — Германия. Германская служба академических обменов [3] заявляет, что количество иностранных студентов в Германии за последние 10 лет увеличилось на 37%, а за 20 лет количество русских студентов в Германии выросло в 2,7 раза. В Германию ежегодно приезжают 11 500 российских студентов [3]. Для сравнения: более 4000 россиян учатся в Великобритании, 3600 — во Франции, 2800 — в Финляндии и 1944 студента — в Австрии. Россияне занимают третье место среди иностранных студентов в Германии [3].

В то же время молодые люди из-за рубежа приезжают в Россию для получения образования в высших учебных заведениях. 25% всех иностранных студентов обучаются в Москве. Кроме того, среди российских вузов Российский университет дружбы народов (РУДН) занимает лидирующие позиции в рейтинге количества иностранных студентов. В РУДН обучаются 5 139 человек из 157 стран [4]. Для сравнения: число иностранных студентов в МГУ в разы меньше и составляет 1637 человек, это шестое место в общем рейтинге популярности среди иностранных студентов [5].

2019/20 учебный год стал началом совершенно новой картины организации учебного процесса, который все еще продолжается и в 2022 г. Распространение пандемии СОУГО-19 изменило «академические» пути по всему миру и затронуло всех участников глобальной системы высшего образования.

В этот период вопросы поддержки иностранных студентов с точки зрения безопасности их здоровья, психологической стабильности и беспрепятственного обучения привлекли внимание

политиков и специалистов в области образования и медицины на всех континентах [6—8].

Право на качественное медицинское обслуживание — одно из основных прав человека, соответственно и молодого поколения [9]. В этом контексте тема медицинского страхования иностранных студентов является неотъемлемой частью системы социальной защиты иностранных студентов во всем мире.

В рамках традиционных схем мобильности иностранных студентов для обучения за границей любой иностранный заявитель должен подготовить пакет документов, который включает и обязательную медицинскую страховку. В России иностранные студенты обычно приобретают добровольное медицинское страхование (ДМС) по прибытии в страну. ДМС гарантирует минимум медицинских услуг, предоставляемых российским законодательством (включая амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, госпитализацию и транспортировку), и принимается как в клиниках, так и в больницах [10]. ДМС покрывает вышеперечисленные стандартные медицинские услуги.

2019/20 учебный год был особенным: пандемия СОУГО-19 прервала обычный курс обучения. Когда число инфицированных заболеванием стало угрожающим, многие иностранные обучающиеся вернулись на родину, однако значительное количество иностранных студентов не смогли уехать, так как национальные границы были уже к тому моменту закрыты, а авиаперелеты были отменены [11]. Так, более 11 тыс. российских студентов остались в Евросоюзе во время изоляции. Эпидемиологическая ситуация вызвала обеспокоенность прежде всего родителей студентов, оказавшихся за границей, относительно эффективности медицинской помощи их детям и поставила перед университетами конкретные задачи относительно прав иностранных студентов на бесплатное медицинское обслуживание в соответствии с условиями их медицинской страховки во время пандемии.

Принимая во внимание данные факты, вопросы, связанные с охраной здоровья иностранных студентов во время СОУГО-19 с учетом медицинского страхования и ряда возникших коммуникативных и языковых проблем, представляются автору данного исследования актуальными [12].

Целью настоящего исследования является рассмотрение опыта тех иностранных студентов, которые остались в России во время СОУТО-19, и восприятия ситуации российскими студентами, оказавшимися в Германии и Австрии в тот же период.

Названная цель определяет ряд исследовательских проблем:

1) выявление характерных особенностей национальной практики медицинского страхования иностранных студентов;

2) наличие или отсутствие национальных методов поддержки и защиты иностранных студентов во время COVID-19;

3) анализ мнения студентов о статусе медицинского страхования и медицинских услугах во время COVID-19.

Ответы на сформулированные выше позиции исследования оцениваются автором исследования как своевременные, поскольку могут способствовать модернизации страхования и общего медицинского обслуживание иностранных студентов в разных странах.

Материалы и методы исследования

Текущее исследование включает теоретические и эмпирические исследования в соответствии с целью и сформулированными исследовательскими проблемами.

В соответствии с п. 1 и 2 анализ национальной практики в отношении медицинского страхования иностранных студентов в целом и национальных мероприятий по поддержке и защите здоровья иностранных студентов во время COVID-19 опирался на аналитическую обработку административно-правовых документов и академических источников.

Поиск административно-правовых источников осуществлялся через национальные сайты соответствующих агентств (а именно органов здравоохранения, образования, социальной защиты и поддержки молодежи). В соответствии с языковыми возможностями автора данного исследования анализировались сайты на русском, немецком и английском языках, информационные сообщения и документы российских, немецких и австрийских медицинских учреждений и высших учебных заведений. Было проанализировано 40 документов, касающихся ситуации с иностранными студентами в России и данных, актуальных для ситуации с положением российских студентов в Австрии и Германии.

Поиск академических источников проводился через базу данных Google Scholar. Документальные и академические источники были объединены в два отдельных корпуса и подвергнуты компьютерному анализу контента для выявления частей текста, которые относятся к национальной практике медицинского страхования иностранных студентов в целом и к конкретной национальной практике, которая направлена на

поддержку и защиту здоровья иностранных студентов во время COVID-19. Для получения данных по п. 3 исследования эмпирическому анализу и оценке был подвергнут опыт практического использования студентами медицинского страхования во время пандемии COVID-19. Для этого была составлена анкета, включавшая в себя следующие пять вопросов.

1. Медицинская страховка для иностранных студентов — это: (а) формальность; (б) доказательство уверенности в защите вашего здоровья; (в) другое (укажите).

2. Использовали ли вы когда-нибудь медицинскую страховку при обучении за границей: (а) да; (б) нет.

3. Если вы воспользовались медицинской страховкой, укажите причину: (а) болезнь; б) травма; (в) другое.

4. Отказывали ли вам когда-либо в медицинской помощи при наличии медицинской страховки: (а) да (укажите причины); (б) нет.

5. Если вы обращались за медицинской помощью при наличии медицинской страховки, были ли вы удовлетворены качеством медицинских услуг: (а) да; (б) нет.

Целью пилотного исследования было выявление проблем, связанных с вопросами интеграции как российских студентов в программу международной мобильности за рубежом, так и иностранных студентов на территории России и конкретно в РУДН. Общее количество участников эксперимента составило 64 респондента, обучающихся на уровне бакалавриата (от 17 до 22 лет), 46 респондентов, обучающихся на уровне магистра (от 22 до 26 лет), и 20 студентов, желающих получить степень доктора философии (от 24 до 30 лет). Число респондентов мужского и женского пола было пропорционально сбалансированным. Среди них 50% были российскими студентами РУДН, которые на момент объявления пандемии остались в немецких или австрийских вузах, а остальные 50% были иностранными обучающимися в РУДН.

Часть иностранных студентов, обучающихся в России (8%), были инфицированы во время пандемии и выздоровели после специального лечения, которое покрывалось условиями медицинской страховки. Первоначально иностранные студенты, обучающиеся в России, прибыли из стран Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Сирия), Азии (Китай, Вьетнам), Африки (Кот-д'Ивуар, Экваториальная Гвинея), а также из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Мнения студентов были систематизированы и обобщены с помощью инструмента SPSS.

Результаты исследования и обсуждение

Национальные практики медицинского страхования иностранных студентов подтверждают тот факт, что страхование здоровья всегда являлось неотъемлемой частью системы здравоохранения. Условия медицинского страхования могут быть разными для отдельных категорий населения. Наряду с государственными системами страхования частный сектор медицинского страхования составляет существенный потенциал во многих как развивающихся, так и передовых странах [13]. Особая категория пользователей медицинского страхования — это студенты высших учебных заведений. Большая часть национальных программ медицинского страхования предусматривают также особые условия для студентов с физическими и психическими отклонениями [14; 15]. В ходе анализа полученных данных были выявлены моменты недостаточного опыта использования иностранными обучающимися полисов медицинской страховки по причине недостаточной осведомленности о практической пользе данного документа и концепции его применения, что подтверждает необходимость проведения разъяснительной работы по вопросам расширения знаний о пользе наличия и использования медицинской страховки [17]. Были выявлены случаи неосведомленности среди иностранных студентов о спектре медицинских услуг, предоставляемых медицинской страховкой, и конкретные моменты, препятствующие использованию медицинского страхования [18; 19]. Страховые компании в России, Германии и Австрии предлагают различные страховые программы, при этом выбор вариантов и использования скидок при оплате зависит не только от желания и финансовых возможностей обучающихся, но и наличия оплаченных медицинских страховок у их родителей [20].

С конца XX в. в крупных университетах были организованы центры здоровья для студентов, интегрированные в программы медицинского страхования, обеспечивающие защиту и в период пандемии [21]. Стандартная медицинская страховка для иностранных студентов включает общее амбулаторное лечение, лечение на дому, профилактический осмотр, вызов скорой помощи, экстренную госпитализацию, репатриацию [22].

Все иностранные студенты, прибывающие в страну обучения, обязаны приобрести студенческую медицинскую страховку, которая гарантирует медицинское обслуживание в случае необходимости.

В России пакет услуг медицинского страхования рассчитан на год и одинаков для всех воз-

растных категорий иностранных студентов. Срок действия медицинской страховки продлевается на последующие годы обучения со скидкой 10%. Иностранный студент может выбрать любую из страховых компаний, сотрудничающих с университетом [22].

В Австрии иностранные студенты обращаются в единую государственную страховую компанию Osterreichische Gesundheitskasse, которая выдает страховую карту, дающую возможность получить определенный набор медицинских услуг [23]. Каждый иностранный студент имеет возможность выбрать стандартную медицинскую страховку или получить доступ к VIP-услугам (отдельная палата в больнице, личный уход на дому и т.д.). Очевидно, эти дополнительные услуги предоставляются за отдельную плату. Ежемесячная плата за медицинское страхование в Австрии составляет около 90 евро, такая страховка покрывает все медицинские расходы на все виды медицинских услуг и обследование у медицинских специалистов.

Представители немецких университетов рекомендуют иностранным студентам страховую компанию, но не настаивают на ее выборе. Рекомендация обусловлена тем, что университеты сотрудничают с определенными страховыми компаниями, и в случае возникновения проблем у представителей вуза есть возможность связаться со страховой компанией и отследить решение ситуации в пользу студента. Иностранные студенты немецких университетов не могут пользоваться государственным медицинским страхованием (например, таких страховых компаний, как AOK, TC, DAK, BKK, BEK, GEK или KKH) и недорогим медицинским страхованием для национальных студентов. Иностранным студентам от 30 лет и старше следует приобрести частную медицинскую страховку для иностранных студентов (от 28 евро в месяц, например, от Hanse Merkur Versicherungsgruppe) [24]. Эта частная медицинская страховка защищает иностранных студентов от высоких затрат на медицинское обслуживание в Германии и включает амбулаторное и стационарное лечение, а также стоматологическое обслуживание. Медицинская страховка студентов, оформленная до момента начала обучения в странах Евросоюза, принимается в Австрии и Германии [25].

Необходимо особо отметить роль средств массовой информации. Так, немецкие и австрийские СМИ регулярно информировали общественность о возможности тестирования иностранных студентов на COVID-19. Был доведен до сведения всех иностранных обучающихся тот факт,

что медицинская страховка покроет все лечение, связанное с заболеванием коронавирусом [25; 26], а также разъяснены инструкции по медицинскому страхованию для студентов из стран, не входящих в ЕС во время пандемии [27; 28].

Что касается России, то в начале марта 2020 г. вся необходимая информация была предоставлена иностранным студентам уже на начальном этапе изоляции. Иностранные граждане, обучающиеся в России, были переведены на дистанционное обучение, а те обучающиеся, которые не могли выехать домой, должны были оставаться в студенческих общежитиях. С марта заработали «горячая линия» и ситуационные специалисты, разъясняющие конкретные ситуации и вопросы жизни студентов в условиях пандемии [29; 30].

98% россиян, обучающихся в Австрии и Германии, отметили, что с первых дней пандемии получили всю необходимую информацию. Связь с представителями страховой компании была доступна круглосуточно. На сайтах страховых компаний размещена информация о возможности получения прописанных лекарств в аптеках без бумажных рецептов. Кроме того, лицо, действующее в интересах больного, могло также беспрепятственно получить все назначенные медикаменты, указав необходимую информацию о медицинской страховке больного. Медицинские услуги, такие как транспортировка пациентов, медицинская помощь (при страховании здоровья до 1500 евро), рентгенологическое обследование предоставлялись всем иностранным студентам бесплатно.

В России университетские медицинские центры, среди них и медицинский центр в РУДН,

Таблица 1. Мнение иностранных студентов

медицинской

не прекращали оказание медицинской помощи во время пандемии. Ежедневно в студенческий городок приезжали врачи в целях осмотра студентов и проведения профилактических мероприятий. С первых же дней пандемии администрация РУДН предоставила инфицированным иностранным студентам один из корпусов студенческого общежития. Медицинское обслуживание предоставлялось бесплатно на основании медицинского страхования студентов, хотя, как показали результаты данного исследования, такое бесплатное медицинское обслуживание в экстренных случаях не предусмотрено в большинстве национальных медицинских страховых компаний. Более того, студентам, пострадавшим от СОУТО-19, бесплатно были предоставлены лекарства и питание.

Что касается темы преодоления языковых барьеров в процессе коммуникации иностранных студентов с представителями администрации медицинских и страховых компаний, то следует отметить тот факт, что крупные университеты по всему миру предоставили информацию о СОУТО-19 на нескольких языках [31], чтобы должным образом информировать иностранных студентов о мерах профилактики и реагирования на ситуацию с СОУТО-19. Соответствующие примеры можно найти на сайтах ряда российских университетов, включая РУДН [32], Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого [33], Уральский федеральный университет [34], Казанский федеральный университет [35].

по вопросу использования обязательной страховки

Формулировка вопроса Мнение студентов

1. Статус медицинской страховки для иностранных студентов 100% — инструмент охраны здоровья

2. Использование медицинской страховки при обучении за границей 97% — не пользовались; 3% — приходилось пользоваться

3. Причина обращения за медицинской помощью с использованием медицинской страховки 64% — травмы; 21% — респираторные заболевания; 15% — разовые консультации

4. Отказ в оказании медицинской помощи при наличии медицинской страховки 100% — отсутствие информации о таких случаях

5. Качественный показатель медицинского обслуживания 35% считают, что качество медицинского обслуживания безупречно; 20% опрошенных отметили ряд несущественных недостатков; 3% высказали недовольство объемом оказанных услуг; 42% поставили оценку «удовлетворительно»

Таблица 2. Мнение иностранных студентов РУДН (заболевших ковидом и избежавших заболевания) по вопросу использования обязательной медицинской страховки

Формулировка вопроса Не болевшие ковидом Перенесшие заболевание

1. Статус медицинской страховки для иностранных студентов 60% — инструмент охраны здоровья; 40% — официальный документ 100% — инструмент охраны здоровья

2. Использование медицинской страховки при обучении за границей 45% — не использовали; 55% — для разовых консультаций 100% — пришлось использовать

3. Аргументы подачи заявления на получение медицинской страховки 100% — стандартный годовой медицинский осмотр 100% — стандартный годовой медицинскийосмотр и обследование и лечение СОУГО-19

4. Отказ в оказании медицинской помощи при наличии медицинской страховки 100% — отсутствие информации о таких случаях 100% — отсутствие информации о таких случаях

5. Качество медицинского обслуживания 40% — хорошо; 50% — удовлетворительно; 10% — неудовлетворительно 75% — хорошо; 25% — удовлетворительно

Анализируя ответы иностранных студентов (см. табл. 2), перенесших заболевание, автор исследования приходит к выводу, что отношение студентов к использованию медицинской страховки после выздоровления значительно меняется в положительную сторону. Положительные ответы об использовании медицинской страховки объясняется и постановлением Правительства РФ, обязывающим всех студентов проходить ежегодный стандартный медицинский осмотр. В случае наличия у обучающихся медицинской страховки, им не может быть отказано в каких-либо медицинских услугах, доступных в университетском медицинском центре. Неудовлетворенность качеством медицинских услуг была вызвана очередью пациентов к врачу и не всегда удобным временем работы медицинского персонала. После выздоровления оценка студентами медицинского обслуживания повышается.

Результаты опроса показывают, что мнения российских студентов, обучающихся в Германии и Австрии, и иностранных студентов, получающих образование в России, в большинстве случаев совпадают.

Заключение

Полученные данные подтверждают, что в России, Австрии и Германии существует идентичная национальная практика в отношении медицинского страхования иностранных студентов. Такое положение дел согласуется с положениями, которые предоставляют данные о много-

язычной программе управления здоровьем населения [36].

Приобретение обязательных сертификатов медицинского страхования иностранными обучающимися соответствует международно признанной политике в области высшего образования, которая уделяет особое внимание безопасности и охране здоровья студентов [37; 38], необходимости поддержки иностранных студентов, их адаптации к местной среде [39].

Кроме того, данные, полученные в результате эмпирического исследования, подтверждают, что во время чрезвычайной ситуации в области здравоохранения университеты стремятся поддерживать иностранных студентов с точки зрения медицинских услуг, учитывая языковые проблемы и общение с не носителями языка, и предоставляли информацию на иностранных языках, помимо русского (в России) и немецкого (в Германии и Австрии). Такая тенденция является действительно многообещающей практикой по отношению к общему объему реализации гарантий медицинского страхования для иностранных студентов во время СОУГО-19.

Практика предоставления многоязычной информации о СОУГО-19 для иностранных студентов способствует повышению их грамотности в области медицинского страхования в условиях чрезвычайных ситуаций. Эту тенденцию можно рассматривать как многообещающий опыт общего повышения грамотности в области медицинского страхования среди иностранных студентов,

который специалисты считают одним из ключевых инструментов поддержки и развития здоровья молодежи [40; 41].

Данное исследование показало, что обязательное медицинское страхование иностранных студентов является надежным инструментом, гарантирующим защиту здоровья студентов. Данные из различных независимых источников подтвердили, что страховки для иностранных студентов, обучающихся в Австрии, Германии и России, действенны и работают в экстренных случаях, даже несмотря на то, что соответствующие ситуации не упоминаются в страховых полисах.

Формально ни одна страховая компания не заявляла о скидках, однако страховые компании в России бесплатно предоставляли студентам, страдающим COVID-19, дополнительные анализы крови, различные медицинские осмотры и лекарства. Более того, на примере университета РУДН было показано, что медицинский центр университета при поддержке администрации университета бесплатно обеспечивал инфицированных студентов питанием во время пребывания этих студентов на карантине в отделении университетского городка. Страховые компании Австрии и Германии продлили срок действия страховки иностранных студентов на 90 дней бесплатно в случаях, когда молодые люди не смогли вернуться в страну проживания из-за закрытия государственных границ и отмены авиаперелетов. В условиях пандемии COVID-19 на сайтах страховых компаний России, Австрии и Германии были добавлены дополнительные инструкции для иностранных держателей медицинского страхования.

Полученные данные позволяют порекомендовать соответствующим органам и организациям рассмотреть практический опыт, который может быть формализован и включен в политику реализации обязательного медицинского страхования иностранных студентов.

Список источников (References)

1. Li, X., Haupt, J., & Lee, J. Student mobility choices in transnational éducation: impact of macro-, meso-and micro-level factors. Journal of Higher Education Policy and Management, 2021, 1-15. https://doi.org/10.1080/1360080X.2021. 1905496

2. Eurostat. (2020). Covid-19 dedicated section. Retrieved from https://ec.europa.eu/eurostat

3. German Academic Exchange Service (DAAD). 2020. Retrieved from https://www.daad.ru/en

4. Atabekova, AA., Belousov, AAYastrebov, OA. (2016). International university freshmen's perceptions on culturally diverse community and internal

stakeholders' tactics. International Journal of Environmental and Science Education, 11(16), p. 9381—9389.

5. Zakharova I. (n.d.) How many foreigners study in Russian universities (Skol'ko inostrantsev uchatsya v rossiyskikh vuzakh). Retrieved from https://mel.fm./tsifry/9071653-foreign_students

6. Bilecen, B. Commentary: COVID19 pandemic and higher education: International mobility and students' social protection. International Migration, 2020, 58(4), 263-266. https://doi.org/ 10.1111/imig.12749

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zhai, Y, & Du, X. Mental health care for international Chinese students affected by the COVID-19 outbreak. The Lancet Psychiatry, 2020, 7(4), e22. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30089-4

8. Gallagher, H.L., Doherty, A.Z., & Obonyo, M. International student experiences in Queensland during COVID-19. International Social Work, 2020, 63(6), 815-819.

9. Atabekova, A. Language Representation of Youth Health Concept in InternationaI Institutional Discourse. Systematic Reviews in Pharmacy, 2020, 11 (12), 1417-1427. doi: 10.31838/srp.2020.12.211

10. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (2020). Healthcare in Russia. Retrieved from https://studyinrussia.ru/ en/life-in-russia/life-conditions/healthcare/

11. Mok, KH., Xiong, W., Ke, G., & Cheung, J. O.W. Impact of COVID-19 pandemic on international higher education and student mobility: Student perspectives from mainland China and Hong Kong. International Journal of Educational Research, 2021, 105, 101718. https://doi.org/10.1016/ j.ijer.2020.101718

12. Diamond, L.C., Jacobs, EA., & Karliner, L. (2020). Providing equitable care to patients with limited dominant language proficiency amid the COVID-19 pandemic. Patient education and counseling, 2020, 103(8), https://doi.org/1451. 10.1016/j.pec.2020.05.028

13. Preker, A.S., Zweifel, P., & Schellekens, O.P. Global marketplace for private health insurance: strength in numbers. Washington, D.C.: World Bank Group,2009. Retrieved from http://docu-ments.worldbank.org/curated/en/61075146 81514 77069/Global-marketplace-for-private-health-insurance-strength-in-numbers

14. Nunes, M., et al. A national survey of student extended health insurance programs in postsecondary institutions in Canada: Limited support for students with mental health problems. Canadian Psychology / Psychologie canadienne, 2014, 55(2), 101-109. https://doi.org/10.1037/ a0036476

15. Eisenberg, D., Hunt, J., Speer, N., & Zivin, K. Mental Health Service Utilization Among College Students in the United States. The Journal of Nervous and Mental Disease, 2011, 199 (5), 301-308. doi: https://doi.org/10.1097/NMD.0b013e3182 175123

16. Doorslaer van. E. Equity in the Delivery of Health Care in Europe and the US. Journal of Health Economics, 2000, 19(5), 553-583, https:// doi.org/10.1016/S0167-6296(00)00050-3

17. James, T.J., Sullivan, M.K., Dumeny, L., Lindsey, K, Cheong J.W. & Nicolette G. Health insurance literacy and health service utilization among college students, Journal of American College Health, 2020, 68(2), 200-206, DOI: 10.1080/07448481.2018.1538151

18. Mackert, M, Koh, H, Mabry-Flynn, A., Champlin, S, & Beal A. Domestic and International College Students:Health Insurance Information Seeking and Use. Journal of International Students, 2017, 7(3), 542-561. https://doi.org/10.5281/ zenodo.570016

19. Palmedo P.C., Murphy E.K., Mateo K, F. & Gallo J. What do urban college students really think about health insurance? A qualitative study, Journal of American College Health, 2020, 68(1), 68-78, https://doi.org/10.1080/07448481.2018.15 15756

20. Huhman, M, Quick B. L., & Payne L. Community College Students' Health Insurance Enrollment, Maintenance, and Talking with Parents Intentions: An Application of the Reasoned Action Approach, Journal of Health Communication,2016, 21(5), 487-495, https://doi.org/10.1080/ 10810730.2015.1103327

21. McManus, M, Brauer, M, Weader, R, & Newacheck, R. The Adequacy of College Health Insurance Coverage, Journal of American College Health, 1991, 39(4), 177-185, https://doi.org/ 10.1080/07448481.1991.9936231

22. Organization of Provision of Medical Assistance for Foreign Students of Russian Universities. Education in Russia for Foreigners. Ministry of Education and Science in the Russian Federation. Retrieved from http://en.russia.edu.ru

23. Coronavirus Informationen für ausländische Studenten in Deutschland. (2020) Retrieved from https:/ /www.studieren-in-deutschland.org/ coronavirus-informationen-fuer-auslaendische-studenten-in-deutschland/

24. Coronavirus-Ausbruch: Krankenversicherungsschutz fbr ausländische Studenten in Deutschland. (2020). Retrieved from https:// www.germany-visa.org/de/incoming-versicherung/ krankenversicherung-studenten-deutschland/ coronavirus-ausbruch/

25. Krankenversicherungsleistungen fur Studienaufenthalte im Ausland: Barrieren fur beeint-rachtigte Studierende. (n.d.). https://www. studentenwerke.de/de/content/krankenver-siche-rungsleistungen-fur-studienaufenthalte-im-aus-land-barrieren-fur

26. Vor allem auslandische Studierende fbrch-ten die Schuldenfalle. Tagesspiegel (2020, May 6). Retrieved from https://www.tagesspiegel.de/ wissen/darlehensprogramm-fuer-studierende-abgelehnt-vor-allem-auslaendische-studierende-fuerchten-die-schuldenfalle/25805458.html

27. Studierende und Wissenschaftler aus Nicht -EU bzw. (2020). EWR-Staaten. Retrieved from https: / /www.potsdam-mittelmark.de/nc/de/ buergerservice/dienstleistungen-a-bis-z/?tx_

tlscotty_scotty% 5Buid% 5D=94 &tx_tlscotty_

scotty% 5Baction% 5D=showD etails&tx_tlsc otty_ scotty% 5Bcontroller% 5D=EJ7Interlock&cHas h=a744b8e2e6ca3d8efe583f579b3526a8

28. Willim von Ch, & Lindorfer, R. Ausla'ndische Studenten durfen ohne Corona-Test einreisen. Kurier, 08.05.2020. Retrieved from https:// kurier.at/chronik/oesterreich/auslaendische-studenten-duerfen-ohne-corona-test-einreisen/ 400836644

29. The Ministry of Education told about the support of foreign students and education in the context of a pandemic. V Minobrnauki rasskazali o podderzhke inostrannykh studentov i obrazovanii v usloviyakh pandemii. May, 7, 2020. Retrieved from https://stopcoronavirus.ru/news/20200507-1330.html

30. Lisitsyna M. (2020) Rospotrebnadzor announced a gap in the law on involuntary hospitalization/ Rospotrebnadzor zayavil o probele v zakone o prinuditel'noy gospitalizatsii. February, 5, 2020. Retrieved from https://www.rbc.ru/ society/05/02/2020/5e3ab3cd9a79472f7a7d86b0

31. Atabekova, A. University Discourse to Foster Youth's Sustainability in Society amidst COVID19: International and Russian Features. Sustainability, 2020, 12, 7336. https://doi.org/10.3390/su1 2187336

32. RUDN University (n/d), www.rudn.ru/en (accessed on 30 March 2021).

33. Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University(n/d/). Available online: https:// chinese.spbstu.ru/ (accessed on 30 March 2021).

34. Ural Federal University (n/d). Available online: https://urfu.ru/pt/ (accessed on 30 March 2021).

35. Kazan Federal university (n/d) Available online: https://kpfu.ru/fr (accessed on 30 March 2021).

36. Tsui, E.W., Wang, G., Zahler, A, Simoyan, OM., White, M.V., & Mckee, M. A multilingual population health management program. The Journal of ambulatory care management, 2013, 36(2), 140-146. doi: https://doi.org/10.1097/ JAC.0b013e31828596fa

37. Farbenblum, B., & Berg, L. We might not be citizens but we are still people: Australia's disregard for the human rights of international students during COVID-19. Australian Journal of Human Rights, 2021, 1-21. https://doi.org/ 10.1080/1323238X.2021.1901645

38. Davis, K.E., Meehan, P., Klehm, C., Kurnick, S., & Cameron, C. Recommendations for Safety Education and Training for Graduate Students Directing Field Projects. Advances in Archaeological Practice, 2021, 9(1), 74-80.

39. Mukhamejanova, D. International students in Kazakhstan: A narrative inquiry of human agency in the process of adaptation, International Journal of Comparative Education and Development, 2019, 21 (3),146-163. https://doi.org/ 10.1108/IJCED-07-2018-0024

40. Adegboyega, A., Nkwonta, CA., & Edward, J. (2020). Health Insurance Literacy Among International College Students: A Qualitative Analysis. Journal of International Students, 2020, 10(1), 50-68.

41. Humphreys, B.L., Lindberg, DA., Schoolman, H.M. and Barnett, G.O., 1998. The unified medical language system: an informatics research collaboration. Journal of the American Medical Informatics Association, 1998, 5(1), 1-11. https:// doi.org/10.1136/jamia.1998.0050001

Информация об авторе

И.И. Крузе — доцент кафедры иностранных языков Юридического института РУДН, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author I.I. Kruse — Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Law Institute of PFUR, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 1 5.03.2022; одобрена после рецензирования 1 5.04.2022; принята к публикации 16.05.2022.

The article was submitted 1 5.03.2022; approved after reviewing 14.04.2022; accepted for publication 1 6.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.