Научная статья на тему 'Медицинские аспекты дорожно-транспортного травматизма в республике Саха (Якутия)'

Медицинские аспекты дорожно-транспортного травматизма в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
274
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ТРАВМАТИЗМ / СМЕРТНОСТЬ / ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ROAD TRAFFIC ACCIDENT / TRAUMATISM / MORTALITY / EMERGENCY MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова А. А., Потапов А. Ф., Тимофеев Л. Ф.

Представлен анализ дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Саха (Якутия) за период с 2000 по 2010 г. и вклад транспортной летальности в статистику преждевременной смертности населения. Дана оценка ситуации по дорожно-транспортным происшествиям в республике в динамике, рассмотрены основные причины происшествий и вопросы качества оказываемой медицинской помощи пострадавшим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEDICAL ASPECTS OF ROAD TRAFFIC TRAUMATISM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article presents the analysis of road traffic accidents on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) during 2000-2010. The input of traffic lethality to statistics of premature death of population is considered. The assessment of the situation concerning the dynamics of road traffic accidents in the Republic is given. The main causes of accidents and issues of quality of provided medical care to victims are discussed.

Текст научной работы на тему «Медицинские аспекты дорожно-транспортного травматизма в республике Саха (Якутия)»

в том числе временного шинирования и остеогингиво-пластики, уменьшилась подвижность зубов, что улучшило оценку качества жизни в 2,7 раза (с 3,5 до 1,3). Выявлено уменьшение затруднений при приеме пищи с 3,3 ± 0,09 ф < 0,05) до 2,0 ± 0,1 ф < 0,05) (см. таблицу).

Редукция пародонтальных индексов коррелировала с качеством жизни пациентов по исследуемым параметрам. Коэффициент корреляции составил от 0,6 до 0,8 в зависимости от вида лечения.

У пациентов подгрупп В обеих групп опрошенных отмечалось значительное улучшение качества жизни по всем изученным позициям, результаты комплексного лечения сохранялись длительное время, что подтверждает наступление стойкой ремиссии у пациентов данных групп.

Таким образом, качество жизни, проявляющееся в физическом, эмоциональном, социальном, психологическом благополучии, у пациентов с ХП тяжелой степени и АП зависит от интенсивности воспалительно-деструктивных изменений пародонта и полноценности зубного ряда. Комплексное пародонтологическое лечение и поддерживающая терапия улучшают субъективную оценку качества жизни у пациентов как с ХП тяжелой степени, так и с АП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ларионов В. С. // Психология зрелости и старения. — 2006. — № 2. — С. 62—67.

2. Леонтьев В. К. // Институт стоматол. — 2006. — № 4. — С. 10—12.

3. Плужникова М. М. // Пародонтология. — 2001. — № 1. — С. 62—63.

4. Смирнягина В. В. Возможность использования критерия качества жизни для оценки эффективности лечения хронического генерализованного пародонтита средней степени: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2007.

5. Веденева Е. В. Роль стоматологического лечения в улучшении качества жизни пациентов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2010.

6. Грудянов А. И. Заболевания пародонта. — М., МИА Медицинское информационное агентство, 2009. — 331 с.

7. Гуревич К. Г., Фабрикант Е. Г. Здоровье. Качество жизни в стоматологии. Зубной протез и здоровье. Сборник науч. работ по материалам науч.-практ. конф. — М., 2004. — С. 20.

8. AwadM., LockerD., Korner-Bitensky N., Feine J. // J. Dent. Res. — 2000. — Vol. 79. — P. 1659—1663.

9. Kressin N., Spiro A. 3rd, Bosse R. et al. // Med. Care. — 1996. — Vol. 34. — P. 416—427.

10. LockerD., Slade G. D. // J. Can. Dent. Assoc. — 1993. — Vol. 59. — P. 830—844.

11. Locker D., Miller Y. // J. Publ. Hlth Dent. — 1994. — Vol. 9. — P. 109—124.

12. Slade G., Spenser J. // Comm. Dent. Hlth. — 1994. — Vol. 11. — P. 3—5.

Поступила 29.05.11

© Коллектив авторов, 2012

УДК 617-001-02:614.8:629.113(571.56)

А. А. Иванова, А. Ф. Потапов, Л. Ф. Тимофеев

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Институт последипломного обучения врачей, НИИ здоровья Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Якутск

Представлен анализ дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Саха (Якутия) за период с 2000 по 2010 г. и вклад транспортной летальности в статистику преждевременной смертности населения. Дана оценка ситуации по дорожно-транспортным происшествиям в республике в динамике, рассмотрены основные причины происшествий и вопросы качества оказываемой медицинской помощи пострадавшим.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, травматизм, смертность, экстренная медицинская помощь

THE MEDICAL ASPECTS OF ROAD TRAFFIC TRAUMATISM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

A.A. Ivanova, A.F. Potapov, L.F. Timofeyev

The institute of post-graduate training of physicians, Yakutsk

The M.K. Ammosov research institute of health of the North Eastern federal university, Yakutsk

The article presents the analysis of road traffic accidents on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) during 2000-2010. The input of traffic lethality to statistics of premature death of population is considered. The assessment of the situation concerning the dynamics of road traffic accidents in the Republic is given. The main causes of accidents and issues of quality of provided medical care to victims are discussed. Key words: road traffic accident, traumatism, mortality, emergency medical care

Дорожно-транспортный травматизм в Российской Федерации

Анализ источников литературы свидетельствует, что дорожно-транспортный травматизм имеет серьезные демографические, социальные и экономические последствия. В связи с этим в большинстве стран мира он рассматривается в числе приоритетных социальных проблем. При этом зарубежные авторы полагают, что дорожно-транспортный травматизм следует рассматри-

А. А. Иванов — канд. мед. наук, доц. каф. (iaa_60mail.ru); А. Ф. Потапов — д-р мед. наук, зав. каф. ([email protected]); Л. Ф. Тимофеев — д-р мед. наук, проф., зам. директора ([email protected]).

вать как проблему, которая хорошо поддается воздействию целенаправленных мероприятий.

По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), в России ежегодно происходит порядка 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибает в среднем 27 тыс. человек и получают ранения 250 тыс. Ежегодно, начиная с 1990 г., в ДТП погибает от 30 до 40 тыс. человек (в 2,5 раза больше, чем за всю войну в Афганистане), показатели смертности по этой причине гораздо выше, чем в странах, где уровень автомобилизации намного больше (по сравнению с США — в 1,6 раза, Францией — в 2,9 раза, Японией — в 3,0 раза раза, Швецией — в 3,8 раза,

Великобританией — в 4,6 раза). Это связано как с политикой государства, так и с культурой вождения, а также с доступностью и своевременностью оказания квалифицированной медицинской помощи [1]. Кроме того, массовая санитарно-просветительная работа с населением ведется малоэффективно, поэтому люди недостаточно информированы о принципах оказания первой доврачебной помощи.

Среди причин ДТП в России Управление ГИБДД отмечает (2010)1:

♦ нарушения Правил дорожного движения водителями — 85%;

♦ несоблюдение скоростного режима водителями на дорогах — 25%;

♦ неудовлетворительное состояние дорог — 21%;

♦ нарушения Правил дорожного движения пешеходами — 16%;

♦ нарушения Правил проезда перекрестка — 15%;

♦ выезд на встречную полосу движения — 10%;

♦ эксплуатация технически неисправных транспортных средств — 0,6%.

По данным официального сайта ГИБДД [2], в числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля происшествий по вине водителей — владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 г. она составляла 52,1%, в 2000 г. — 59,1%, в 2005 г. — 67,2%, в 2009 г. — 73,8%. Основной причиной большинства аварий и ДТП является несоблюдение водителями Правил дорожного движения, при этом превышение скорости занимает первое место в рейтинге нарушений, приведших к тяжким последствиям.

С 2000 по 2010 г. количество ДТП увеличилось в 1,3 раза, или на 26,6% (со 157 495 до 199 431 случая), значительный подъем которых был отмечен в 2001 г. и продолжается в настоящее время, хотя в 2010 г. зарегистрировано на 2% меньше ДТП, чем в предыдущем 2009 г. (2009 г. — 203 603, 2010 г. — 199 431). Претерпело ощутимые колебания и число пострадавших при ДТП: число погибших, достигнув наиболее высоких значений в 2001—2007 гг., — от 32 до 35 тыс. в год, к концу 2010 г. снизилось на 10% (на 3027 человек), а число раненых увеличилось на 39,7% (на 71 234) (табл. 1). Несмотря на появившуюся тенденцию к снижению числа ДТП, смертность от транспортных травм остается высокой, в 2 раза превышая средний уровень по европейским странам.

Начавшееся с 2004 г. снижение числа смертельных исходов в ДТП (за исключением 2007 г.), а с 2007 г. и уменьшение числа раненых произошло, согласно мнению специалистов, благодаря Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.".

Целью данной программы являлось снижение смертности в ДТП на 50% к 2012 г., однако дорожно-транспортный травматизм продолжает оставаться одной из острых социально-экономических и демографических проблем. В частности, в 2010 г. детская смертность в ДТП выросла на 8,2%, а расходы государства вследствие смертности населения в ДТП составляют в среднем 127 млрд руб. в год. Ежегодный ущерб от ДТП в последние 3 года составляет 2,4—2,6% внутреннего валового продукта страны, темп прироста экономического ущерба 5—7% в год [3, 4].

Дорожно-транспортный травматизм на территории Республики Саха (Якутия)

Нами проведено исследование ситуации по дорожно-

Показатели ДТП и количество пострадавших в РФ за 2000—2010 гг. (абсолютные числа)

Год Количество ДТП Всего погибло Всего ранено

2000 157 495 29 594 179 401

2001 164 401 30 916 187 790

2002 184 360 33 243 215 678

2003 204 267 35 602 243 919

2004 208 558 34 506 251 386

2005 223 342 33 957 274 864

2006 229 140 32 724 285 362

2007 233 809 33 308 292 206

2008 218 322 29 936 270 883

2009 203 603 26 084 257 034

2010 199 431 26 567 250 635

Всего... 2 226 728 346 437 2 709 158

транспортному травматизму на территории Республики Саха (Якутия) за период с 2000 по 2010 г. С этой целью изучены журналы происшествий, годовые отчеты Управления ГИБДД Республики Саха (Якутия), данные станции скорой медицинской помощи (ССМП) по оказанию догоспитальной помощи при ДТП в Якутске за 2009—2010 гг.

При изучении динамики происшествий по годам видно, что их количество подвержено значительным ко -лебаниям. Так, если в 2002 г. зафиксировано 818 ДТП, то в 2007 г. отмечается наибольший пик происшествий, количество которых достигло 1137 случаев, т. е. разница составляет 313, или 28%.

В последние годы (2007—2010) наметилась тенденция к снижению числа ДТП, однако по сравнению с предыдущими годами эти показатели все еще остаются достаточно высокими. Количество пострадавших при ДТП прямо пропорционально зависит от частоты аварий на дорогах (рис. 1).

Всего за исследуемый период (2000—2010) официально зарегистрировано 10 079 ДТП, где пострадали 13 523 гражданина республики. Доля погибших при всех ДТП составила 12,7% (1711, в том числе 107 детей до 16 лет), остальные 87,3% (11 812, в том числе 1612 детей) участников ДТП получили травмы различной степени тяжести. Более 90% всех летальных исходов (1560) явились следствием нарушений водителями транспортных средств Правил дорожного движения, в 151 случае виновными в смерти стали сами пешеходы. Следует отметить, что до 2009 г. в официальную стати-

1600-, 1400120010008006004002000

1150

1287 1179 /

1091 . 1064.--' ---1102 1П6 / >.....♦

Т..1426 1395

827 8у1 818 815 822 854

*Ч 1212

903

у > > > > > > у > > у'

Годы

Количество ДТП —ф— Количество пострадавших

1Сумма долей больше 100%, так как в некоторых ДТП задействовано более одной причины.

Рис. 1. Количество ДТП и пострадавших за период 2000—2010 гг.

Динамика коэффициентов общей смертности и смертности от ДТП на 100 тыс. населения в Республике Саха (Якутия) за период 2000—2010 гг.

Год

Коэффициент общей смертности

Коэффициент смертности от ДТП

2000 2001 2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

971.4 1020,2 1021,0 1018,1 1020,4 1020,3 973,2

965.5 1007,7 984,9 981,2

16.7 18,2 18,9

17.4 17,1

18.8 18,7

13.5

13.6 14,3 12,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стику включали только умерших в течение 7 сут после аварии, лишь с 2009 г. срок наблюдения за пострадавшими в ДТП продлен до 30 сут (для сравнения, в США этот срок составляет 1 год после получения травмы).

Ситуация на дорогах — явление многофакторное. Современный этап развития республики характеризуется прогрессивным увеличением количества транспортных средств и ростом несоответствия пропускной способности дорог в городах. В частности, с 2001 по 2010 г. неудовлетворительное состояние дорог послужило причиной ДТП в 2173 случаях (в 370 — с летальным исходом); вклад Якутска в эту статистику составил 952 (43,8%) ДТП (107 погибших). Несомненно, негативную лепту вносят и распространение алкоголизма среди населения (например, в период с 2007 по 2010 г. по вине пьяных водителей погибли 487 человек) и низкая культура участников дорожного движения.

Более 70% всех ДТП происходит в населенных пунктах, более половины (61,0%) которых приходится на Якутск. Четверть всех погибших при ДТП уходят из жизни на дорогах столицы (24,7%). Из 1615 происшествий с участием детей, зарегистрированных на территории республики, 620 (38,4%) произошли в Якутске, при которых погибли 24 (22,4%) ребенка из 107.

Половина аварий, происшедших вне населенных пунктов, регистрируется на федеральной трассе М-56 (Б. Невер—Якутск, Якутск—Колыма), проходящей по территории республики (2008 г. — 53,6%, 2009 г. — 47,8%, 2010 г. — 50,3%), смертность при этом в 2—2,5 раза превышает аналогичный показатель в местах проживания людей. Это явление объясняется значительным превышением скорости транспортных средств вне населенных пунктов и в большинстве случаев удаленностью и труднодоступностью места происшествия на трассе.

Динамика коэффициентов ДТП в республике характеризуется также периодами роста и снижения: в 2000—2003 гг. показатель на 100 тыс. населения увели-

140 12010080 бон

40 20-I

119,8

101,8

107,4

85,9 85,9 85,8

89,9

95,1

г^ г°°г г^ г^ г^ г^ г^ г^ г^

Годы

—♦— Коэффициент на 100 тыс. населения

Рис. 2. Динамика коэффициентов ДТП на 100 тыс. населения за 2000—2010 гг.

чился с 92,7 до 101,8, т. е. на 9,8%, затем до конца 2006 г. следовало снижение показателя до 89,9 (на 11,7%), 2007 г. отличился резким увеличением (на 33,1%) до 119,8, в 2008—2010 гг. последовало очередное снижение — до 95,1 (рис. 2).

В период наибольших показателей общей смертности населения республики с 2001 по 2005 г. коэффициент смертности по причине ДТП был соответственно высоким и составлял от 17,1 до 18,9 на 100 тыс. населения, но в 2008 г. при коэффициенте общей смертности 1007,7 он составил всего 13,6. Напротив, в 2006 г. он был довольно высоким — 18,7 на фоне ощутимого снижения коэффициента общей смертности до 973,2 (табл. 2).

Среди административно-территориальных образований республики лидерство по частоте ДТП принадлежит Якутску, за которым второе место в течение всего исследуемого периода прочно занимает г. Нерюнгри. Последующие ранговые места занимают Алданский, Мирнинский, Ленский, Мегино-Кангаласский и Ханга-ласский районы (табл. 3).

В структуре смертности от всех внешних причин на долю погибших при ДТП приходится от 6,4 до 8,7%, от всех транспортных травм — 82,2—92,0% (табл. 4).

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о серьезной ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. Наряду с комплексом различных мероприятий по снижению ДТП одним из приоритетных направлений, позволяющих реально снизить потери на дорогах, является обспечение своевременной и квалифицированной медицинской помощи на месте происшествия.

Характеристика травм и медицинская помощь при ДТП

Исход ДТП для пострадавших в огромной степени зависит от своевременности и качества оказания медицинской помощи. Ежегодно почти 60% от общего числа погибших в ДТП умирают из-за несвоевременно ока-

Таблица 3

Количество ДТП в отдельных районах Республики Саха (Якутия) (2000—2010)

Названия районов (городов)

2000

2001

2002

Количество ДТП по годам (абсолютные числа)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

г. Якутск г. Нерюнгри Алданский р-н Мирнинский р-н Ленский р-н

Мегино-Кангаласский р-н Хангаласский р-н

424 135 87 55 42 23 27

317 117 77 56 50 27 35

281 123 83 69 52 24 36

342 152 98 67 52 41 40

274 139 67 76 47 30 34

272 112

73

74 44 32 32

265 111 86 74 45 39 28

464 135 82 79 41 57 37

452 89 71 74 41 46 27

502 70 77 50 38 46 21

395 60 63 47 37 58 24

Удельный вес погибших в ДТП в структуре смертности от внешних причин (2000—2010)

Умершие от всех внеш-

д

них причин (абс.)

2000 2341 175 161 6,9 92,0

2004 2230 197 162 7,3 82,2

2005 2186 209 179 8,2 85,6

2006 2055 212 178 8,7 84,0

2007 1941 140 128 6,6 91,4

2008 1975 147 129 6,5 87,8

2009 1870 148 136 7,3 91,9

2010 1872 138 119 6,4 86,2

занной медицинской помощи. В 70% случаев пострадавшие в ДТП доставляются в стационар только через час—полтора после происшествия, при этом только 6% пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте [5].

По утверждению специалистов НИИ скорой помощи им. Склифосовского, причиной особо тяжелых, так называемых сочетанных повреждений, в 57% оказывались ДТП. При этом 60% людей, получивших тяжелые повреждения при дорожных авариях, погибают на месте и 8% — при перевозке их в лечебные учреждения. По словам врачей, отсутствие квалифицированной медицинской помощи в течение 1-го часа с момента получения травмы в ДТП увеличивает смертность на 30%, в течение 3 ч — на 60%, до 6 ч — на 90% [6].

Среди значительного числа факторов, определяющих тяжесть последствий ДТП в России, многими авторами особо выделяется несогласованность действий участников ликвидации последствий ДТП из-за отсутствия единых технологий и отсутствия алгоритмов оказания первой медицинской помощи. Особая роль принадлежит степени готовности оказывать само- и взаимопомощь самими участниками происшествий (водители, пассажиры). Однако данные статистики показывают, что в России первая помощь при ДТП оказывается крайне редко как сотрудниками ГИБДД, так и водителями автотранспорта [4].

Следует отметить, что в ежегодных отчетах Республиканского управления ГИБДД представлены только количественные показатели деятельности службы, а критерии качества отсутствуют. Например, в базе данных ГИБДД отсутствует информация о времени реагирования спецслужб на происшествие (время прибытия на место аварии бригады скорой медицинской помощи с указанием профиля, сотрудников МЧС и т. д.), степени готовности сотрудников различных ведомств к оказанию первой доврачебной помощи и частоте ее оказания. Следовательно, достаточно сложно делать выводы о своевременности оказания медицинской помощи, что является важнейшим фактором, определяющим исход лечения пострадавших в последующем. Для достоверного изучения ситуации по ДТП необходима специально разработанная программа, аналогичная широко используемым в других регионах. Вопрос своевременности начала оказания медицинской помощи, адекватность и объем ее должны быть предметом отдельного исследования. Количество погибших напрямую зависит от того, насколько оперативно и грамотно оказана пострадавшим первая медицинская помощь.

По мнению специалистов НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, в России своевременную и полноценную

медицинскую помощь при автомобильных авариях получают всего 15% пострадавших. Что касается сроков эвакуации раненых, то в первые полчаса, когда медицинская помощь наиболее эффективна, в больницах оказывается не более 35% пострадавших. Если бы помощь приходила вовремя и была адекватна тяжести повреждений, говорят эксперты, то от 50 до 70% погибших на дорогах можно было бы спасти [6].

В "Концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года" указано, что ежегодно в ДТП погибают в среднем 150 жителей республики, около трети из них уходят из жизни от несвоевременного оказания медицинской помощи (неоказание первой медицинской помощи, немотивированное удлинение фазы изоляции) [7].

По данным Якутского республиканского медицинского информационно-аналитического центра Минздрава республики, в 2010 г. бригады СМП республики выезжали на места ДТП 1440 раз2, при этом своевременность прибытия в течение установленных 20 мин была обеспечена в 90% случаев, медицинская помощь оказана 1694 пострадавшим, в 30 (2,1%) эпизодах констатирована смерть до прибытия или в присутствии бригады.

В Якутске в 2009 г. в ДТП получили травмы различной степени тяжести 1043 гражданина (из них до прибытия бригады СМП погибли 6), в 2010 г. — 1036 (8), за 9 мес 2011 г. — 900 (9). В 65% случаев пострадавшим на дорогах столицы медицинская помощь оказывалась специализированными бригадами СМП (ССМП). На все вызовы с поводом "авария" в 97% случаев бригады выезжали в течение 4—5 мин и пребывали на место происшествия не позднее, чем через 15 мин.

После оказания первой помощи в лечебные учреждения было доставлено более 80% пострадавших: в 2009 г. — 847 (81,2%), 2010 г. — 834 (80,5%), за 10 мес 2011 г. — 745 (82,8%), уровень госпитализации по экстренным показаниям составил в среднем 27,0—28,5%.

Объем медицинской помощи, оказываемой бригадами ССМП, в основном заключается в проведении комплекса противошоковых мероприятий: адекватного обезболивания, поддержания дыхания и гемодинамики, остановки наружного кровотечения и транспортной иммобилизации.

Сегодня профессиональная подготовка и оснащение бригад ССМП позволяют провести адекватное обезболивание с использованием наркотических препаратов, выполнить интубацию трахеи и начать искусственную вентиляцию легких, а также обеспечить надежный сосудистый доступ для инфузионной терапии. В арсенале врача ССМП имеются современные коллоидные растворы на основе гидроксиэтилкрахмала с выраженным гемодинамическим эффектом (рефортан, волювен).

В настоящее время методологической основой организации помощи пострадавшим с сочетанной шоко-генной травмой является концепция травматической болезни, основанная на знании о детерминированной фазности патологических и адаптивных процессов, возникающих у пострадавших с тяжелыми механическими повреждениями. Для проведения эффективной упреждающей терапии возможных осложнений необходимо четкое представление о взаимозависимости глубины, длительности и исхода патологических проявлений от тяжести травмы, уровня компенсаторных возможностей организма пострадавшего и своевременности

2В Управлении ГИБДД за 2010 г. зарегистрировано 903 ДТП, разница в 537 объясняется, по-видимому, случаями выездов более

1 бригады на происшествие в зависимости от числа пострадавших.

Умершие от всех транспортных травм (абс.)

Умершие от ДТП

удельный удельный

абс. вес от вес от

внешних травм при

причин, % ДТП, %

и адекватности лечебных мероприятий. В этом смысле определяющим течение и исход травматической болезни является период острых проявлений. Отсутствие адекватной медицинской помощи в этом периоде быстро приводит к переходу адаптивных реакций в патологические, истощению резервных возможностей организма и их срыву. Это определяет значение своевременно начатой помощи, ее характер и объем, главным образом, как комплекс реанимационно-хирургических мероприятий, направленных на остановку наружного кровотечения, восстановление нарушенных жизненно важных функций организма, обезболивание, иммобилизацию [8].

Таким образом, на наш взгляд, должна быть принята региональная Программа снижения смертности при ДТП, включающая следующие основные мероприятия, направленные на улучшение качества медицинской помощи пострадавшим в ДТП на всех этапах ее оказания (на месте происшествия, при транспортировке пострадавших в стационары, в лечебных учреждениях различного уровня):

1. Оснащение современным медицинским оборудованием отделений хирургии, травматологии, операционных отделений, отделений реанимации и интенсивной терапии всех больниц, расположенных вблизи федеральной автотрассы М-56 и дорог регионального значения.

2. Обучение медицинского персонала лечебных учреждений современным принципам оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, проведение

© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:312.6-057.875

циклов тематического усовершенствования врачей по вопросам лечения тяжелых и сочетанных травм. Широкое и профессиональное обучение потенциальных участников дорожного движения методам само- и взаимопомощи.

3. Максимально эффективное ведение санитарно-просветительной работы для информирования населения о мерах безопасности на дорогах и последствиях ДТП.

4. Эффективное взаимодействие учреждений здравоохранения со службами МЧС и ГИБДД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комаров Ю. М. // Профилакт. забол. и укреп. здоровья. — 2007. — № 5. — С. 4—7.

2. www.gibdd.ru.

3. Лысенко К. И., Дежурный Л. И., Халмуратов А. М. // Мед. вестн. МВД. — 2009. — № 2. — С. 9—13.

4. Петров Г. М. // Материалы научно-практической конф. "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов" (Сочи, 24—25 мая 2000 г.). — М., 2000. — С. 41—47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. www.ria.ru.

6. Материалы Всероссийского форума "Пироговская хирургическая неделя". — СПб., 2009.

7. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2009 г. № 354 "О концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года" (http:// www.regionz.ru/index.php?ds=3508).

8. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях / Багненко С. Ф., Стожаров В. В., Мирошниченко А. Г. и др. — СПб., 2007.

Поступила 06.03.12

Н. И. Медведкова1, В. Д. Медведков1, С. В. Аширова2 ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

1Чайковский государственный институт физической культуры; 2Чайковская детская поликлиника

В связи с тем что огромный вклад в заболеваемость детей вносят невысокий уровень здоровья современной молодежи и неблагоприятная в экологическом отношении окружающая среда, важное значение имеют рационализация образа жизни и снижение заболеваемости родителей. В данной статье выявлены основные компоненты в структуре заболеваемости студентов и намечены пути ее снижения. Показано изменение в процессе учебы в институте здоровья студентов, состава специальной медицинской группы и освобожденных от занятий физическими упражнениями. Проанализированы динамика заболеваемости студентов за 20 лет и ее специфика в экологически относительно чистой среде и в промышленном мегаполисе.

Ключевые слова: студенты, заболеваемость, образ жизни, окружающая среда

THE MORBIDITY OF STUDENTS AND THE WAYS OF ITS DECREASING N.I. Medvedkova, V.D. Medvedkov, S.V. Ashirova

The Chaikovsk state institute of physical culture, Chaikovsk The children polyclobic,Chaikovsk

The lower level of health of youth and unfavorable ecological environment inputs drastically into children morbidity. Hence, the important value has rationalization of life style and decrease ofparents' morbidity. The article presents the main components of the total structure of students' morbidity and outlines the ways of its decreasing. The changes in the education process and health of students, special medical group and students, released of physical exercises are demonstrated. The dynamics of morbidity of students over 20 years in the ecologically relatively clean environment and in industrial megalopolis is analyzed. Key words: students, morbidity, life style, environment

Будущее России зависит от здоровья россиян, особенно молодежи. Известно, что при наличии 30% детей с генетическими, т. е. врожденными, заболеваниями начинается вырождение нации. Сейчас, по данным И. А. Ар-шавского, таких детей рождается около 15%. Основными причинами надвигающейся катастрофы, по нашему

Н. И. Медведкова — д-р мед. наук, проф. (8 922 64-60-697); В. Д. Медведков — канд. мед. наук, проф. (professormvd@yandex. ги); С. В. Аширова — канд. мед. наук.

мнению, являются нерациональный образ жизни сегодняшних и будущих родителей, загрязнение окружающей среды токсическими соединениями (ксенобиотиками), недостаточно высокий уровень физического воспитания молодежи и ее валеолого-экологической культуры.

Материалы и методы

Анализировались зарегистрированные в медпункте крупнейшего в Перми университета справки о времен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.