Белова Любовь Ивановна, Чернышева Ирина Валерьевна, Черёмушникова Ирина Кабдрахимовна МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ САРЕПТЫ)
Статья изучает медицинскую культуру поволжских немцев-генргутеров, основавших общину в Сарепте. Показано, что она отличалась научным подходом к врачеванию; контролем над лицами, оказывавшими медицинскую помощь; доступностью медицины; пропагандой правил личной гигиены; развитием фармации и аптечного дела; умелым использованием опыта местных кочевых народов. Система обеспечения здоровья и пропаганды здорового образа жизни, созданная генргутерами, рассматривается как прообраз весьма совершенной социально ориентированной модели здравоохранения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/9.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 46-48. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
4. Лавров Л. И. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1978. 339 с.
5. Очерки истории балкарского народа [Электронный ресурс] / под ред. А. В. Фадеева. Нальчик, 1961. URL: http://www.balkaria.info/library/f/fadeev/oibn.htm (дата обращения: 10.11.2014).
6. Шаманов И. М. Животноводство // Карачаевцы. Балкарцы / отв. ред. М. Д. Каракетов, Х.-М. А. Сабанчиев. М.: Наука, 2014. С. 150-164.
7. Шаманов И. М. Земледелие // Карачаевцы. Балкарцы / отв. ред. М. Д. Каракетов, Х.-М. А. Сабанчиев. М.: Наука, 2014. С. 138-150.
8. Шаманов И. М. Хозяйство и материальная культура [Электронный ресурс] // Карачай с древнейших времен до 1917 года: историко-этнографические очерки / под общ. ред. Р. Т. Хатуева. Черкесск: ИКО «Аланский Эрмитаж», 2009. URL: http://karachai.ucoz.ru/news/dobavlena_kniga_karachaj_s_drevnejshikh_vremen_do_1917_goda_istoriko_ehtnograficheskie_ ocherki/2014-03-26-16 (дата обращения: 13.11.2014).
INTERLINKS OF THE CAUCASIAN PEOPLES' MATERIAL CULTURE
Begeulov Rustam Maratovich, Doctor in History, Professor Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliev in Karachaevsk r_begeul@mail. ru
Zel'nitskaya (Shlarba) Ritsa Shotovna
Russian Museum of Ethnography in St. Petersburg riza81@mail.ru
The article is devoted to analyzing the ethno-cultural contacts of the Karachai and Balkarians with other Caucasian peoples on the basis of the museum collections of the Russian Museum of Ethnography. The authors identify, first of all, the elements of Karachay-Balkar material culture, which manifest similarity with other neighbouring ethnic groups, allow somehow tracing its evolutionary development conditioned by the mutual influence and mixture of Turkic and local (Caucasian) traditions.
Key words and phrases: material culture; the Karachai; the Balkarians; cattle-breeding; agriculture; branding iron; bowl; rushlight holder.
УДК 39
Исторические науки и археология
Статья изучает медицинскую культуру поволжских немцев-генргутеров, основавших общину в Сарепте. Показано, что она отличалась научным подходом к врачеванию; контролем над лицами, оказывавшими медицинскую помощь; доступностью медицины; пропагандой правил личной гигиены; развитием фармации и аптечного дела; умелым использованием опыта местных кочевых народов. Система обеспечения здоровья и пропаганды здорового образа жизни, созданная генргутерами, рассматривается как прообраз весьма совершенной социально ориентированной модели здравоохранения.
Ключевые слова и фразы: медицинская культура; немцы Поволжья; гернгутеры; Сарепта; санитарные нормы; здоровый образ жизни.
Белова Любовь Ивановна, к.и.н. Чернышева Ирина Валерьевна, к. филос. н. Черёмушникова Ирина Кабдрахимовна, д. филос. н., доцент
Волгоградский государственный медицинский университет belovalubov@gmail.com; iravale@yandex.ru; inhabitus@mail.ru
МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ САРЕПТЫ)
Медицинская культура может быть рассмотрена как феномен, который рождается на пересечении всех сфер культуротворческой деятельности человека. Ядром медицинской культуры является совокупность норм, ценностей, идей, традиций, обычаев, вокруг которых формируется специфическая система человеческих отношений и культурных связей, направленных на сохранение здоровья человека как социобиологиче-ского индивида [8, с. 47]. Она включает в себя содержание медицинских знаний, приёмы врачебной деятельности, гигиенические и профилактические навыки, методы организации здравоохранения.
Именно с этих позиций мы предлагаем посмотреть на уникальный опыт медицинской культуры немцев-гернгутеров, т.к. в ней сублимированы все материальные и духовные достижения этноса, вырванного из привычной социально-культурной среды и помещенного в инонациональное, инорелигиозное и инокуль-турное пространство.
История активного освоения Поволжья начинается после падения Астраханского и Казанского ханств. В XVIII в. в процессе колонизации принимали участие многие народы, в том числе иностранные колонисты.
ISSN 1997-292X
№ 6 (68) 2016, часть 1
47
В июле 1765 года первые немецкие поселенцы прибыли в Царицын выбрать место для будущей колонии. Это были гернгутеры - протестантская религиозная община лютеранского толка, отличающаяся строгой аскетической жизнью. Их хорошая репутация и хозяйственные достижения позволили получить высочайшее приглашение Екатерины II. Они основали поселение недалеко от речки Сарпы, что дало поселению название - в честь Сарепты Сидонской, библейского города, где был дан приют гонимому пророку Илии.
Обустраивались переселенцы всерьез и надолго, поэтому, прежде всего, позаботились о создании водопровода протяженностью 2,5 километра. Еще в 1765 году они наткнулись на водный источник, названный Шенбру-ннским [1]. Первый трубопровод был деревянным и изготавливался из дуба. С выходом из строя деревянного трубопровода некоторые участки менялись на глиняные и железные, хотя это требовало больших денежных затрат. Позже поселенцы наладили свое производство глиняных труб [2, с. 85]. Чистейшая родниковая вода из Шенбруннских источников использовалась не только для хозяйственно-бытовых нужд, но и поступала в бассейн посреди площади, которая была разбита в центре поселения. Были разработаны строгие правила пользования общественным водопроводом. Таблички у водоразборных колонок гласили: «Не мыть ведра. Не черпать руками». Во многом благодаря совершенной системе водоснабжения эпидемии обходили Сарепту стороной.
Среди переселенцев были представители самых разных профессий. Особо почетное место занимали аптекарь и врач. Первым врачом колонии был доктор Иоганн Якимович Вир, получивший образование в Берлине. Он открыл аптеку и несколько лет содержал ее за свой счет. Вир занимался сбором и изучением целебных свойств местных лекарственных растений: полыни, крушинника, тысячелистника, боярышника и др. Лекарственными средствами он обеспечивал не только Сарепту, но и Царицын, Саратов. Сарептская аптека была весьма прогрессивной для своего времени. При ней имелся аптекарский огород лекарственных и пряных трав. По сведениям И. Болтина, «в Сарепте аптека небольшая, но порядочно устроена, а при ней изрядная же лаборатория». [5, с. 35]. Немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник ХУШ-Х1Х вв. П. С. Паллас упоминает, что «трудолюбивый и благоразумный доктор Вир» получал в лаборатории аптеки «глауберову соль», которая применялась не только в медицинских целях для очищения кишечника и организма в целом, но и была составляющей стекольного производства.
Врачебное искусство доктора Вира сыграло важную роль в контактах общины с калмыками. Вир вылечил руку местному хану Тахмуту, и в благодарность за это хан охранял Сарепту от набегов сородичей и чужаков [3, с. 74]. Считается, что именно Тахмут в 1769 г. показал Иоганну Виру «святой целительный колодезь» -источник целебной минеральной воды, давно почитаемый и используемый кочевниками. Изучив химический состав, Вир в своих записях назвал эту воду «лучшей в свете по содержанию солей и железа». В 1775 году Вир открыл один из первых российских курортов с грязелечебницей - «Екатерининские воды». К источнику приезжали люди с болезнями почек, легких, желудочно-кишечного тракта, даже душевнобольные [Там же, с. 80]. Есть свидетельства о том, что среди пациентов доктора И. Вира были графы И. Г. и В. Г. Орловы, К. Г. Разумовский, семьи графа Апраксина и князя Голицына, граф И. Л. Воронцов, князь С. А. Меншиков, брат известного историка и писателя В. М. Карамзин, А. Я. Сумароков, армянский архиепископ Иозеф и другие. Доктор Вир сам разрабатывал для больных режим и диету. Воду из источника вывозили и продавали за пределами Сарепты - в Москве и Петербурге, куда отправлялось по 20 тысяч бутылок в год.
В начале XIX века «Екатерининские воды» утратили былую популярность и достаточно быстро пришли в упадок. Причиной упадка мог стать наплыв в Сарепту «массы сторонних людей, вносивших свои понятия, свои нравы и обычаи, которые никак не совпадали со стремлением братства к изолированию» [Там же, с. 85]. Возможно, религиозная строгость и замкнутость гернгутской общины с их отрицанием светских развлечений и нежеланием развивать инфраструктуру, напрямую не связанную с лечением, стала причиной потери популярности курорта.
После смерти в 1782 г. доктора И. Вира вторым врачом общины стал доктор К. Зайдель. Он также пользовался доверием у калмыков, т.к. в 1784 г. провел успешную операцию калмыку Габунгу, который страдал мочекаменной болезнью. Третьим врачом почти 40 лет был К. Ф. Ян, и «вся община ценила его из-за постоянного благоразумия, выдержки, отдачи, жертвенности, совестливости. В должности ему последовал его зять Иохан Экк. И этот был всеми любим из-за своей верности службе и благотворительности по отношению к бедным вблизи и вдали» [1]. С 1831 г. под руководством К. Ф. Яна приступил к работе в аптеке Ф. Х. Лангерфельд. Именно он начал производство известного на весь мир сарептского бальзама. Но его секрет, к сожалению, был утерян, известно только, что готовили его из 20 степных трав и настаивали на винном спирте. Бальзам этот пользовался необычайной популярностью у путешественников. Его целительные свойства оценили не только в России, но и за ее пределами. В 1867 году в Париже он получил золотую медаль Всемирной Выставки.
Всемирно известная сарептская горчица была не только продовольственной культурой, но и употреблялась как лекарство. Сарептские врачи практиковали лечение виноградным соком и виноградом (ампелолечение), арбузным пивом, изготовлявшимся из арбузного меда нардека. В 1864 г. в Сарепте основали кумысолечебницу.
Немцы-колонисты отличались чистоплотностью и бережным отношением к своему здоровью. Чистота царила в домах, школах, на улицах. Почти во всех домах были ванны. Собственная мыловарня обеспечивала сарептян мылом. Сама община проявляла заботу о здоровье ее членов и строго контролировала способы оказания медицинской помощи населению. 23 пункт Устава 1821 г. гласил, что медицинские, хирургические и повивальные действия «не должен исполнять никто, кроме названных общинной дирекцией для этого персон. Если же кто-либо в особых случаях посчитает необходимым получить иную помощь, то это должно быть сделано не тайно, а с разрешением воспитателя хора» [7, л. 8].
В 1856 г. построили первую Общинную больницу. Её персонал составляли врач и две акушерки. Имелся приёмный покой на четыре койки. В 1888 г. в Сарепте появилась земская больница с амбулаторией.
Одной из главных черт медицинской культуры Сарепты был чрезвычайно высокий для своего времени уровень общественных санитарных мероприятий. Он позволил Сарепте избежать эпидемий холеры в 1830 и 1840 гг. Циркулярное письмо рекомендовало братьям и сестрам «держать в комнатах чистый воздух; дымить в домах можжевельником, перед ними - смолой; быть осторожным в отношении простуды, умеренности в употреблении фруктов. Хотя тысячи пали справа от нас и десятки тысяч - слева, в Сарепте не погибла ни одна душа» [6, с. 11]. С 1806 по 1823 годы в Сарепте во время чумы был установлен карантин, поселок был закрыт и охрана, выставленная у ворот Сарепты, пропускала путешественников через населенный пункт только в том случае, если они могли предъявить аттестат о здоровье.
Другим фактором здорового климата в Сарепте была система уборки мусора. В Братском соглашении 1784 г. говорилось: «Улицы мы будем держать чистыми, на улицу не следует сыпать золу, навоз, сор, стружку, или другие отбросы, не следует опоражнивать туда посуду, но отнести во двор, сад или поле» [4, с. 91]. Кладбища, скотобойня располагались на довольно большом расстоянии как от селения, так и от источников водоснабжения. Существовали безопасные и рациональные способы утилизации отходов: шелуху с горчичных заводов употребляли для топки паровых машин; отбросы и жидкости с кожевенного завода отвозили на большое расстояние от селения и от источников водоснабжения. Санитарная полиция из 6 лиц следила за чистотой дворов, торговых промышленных заведений.
Таким образом, Сарепта была одним из самых прогрессивных населенных пунктов Саратовской и Астраханской губерний с развитой медицинской культурой и вполне сложившейся моделью охраны общественного здоровья. За все время существования Сарепты в ней никогда не было повальных болезней, а показатели смертности были самыми низкими. Сарептские врачи, аптекари, внесли существенный вклад в становление медицины и здравоохранения в Нижнем Поволжье. Это выразилось в производстве и обеспечении лекарственными средствами местных народов, оказании медицинской помощи соседним народам, создании курорта с минеральными водами, передовой санитарной организации. Такой высокий уровень медицинской культуры жителей Сарепты был обеспечен следующими факторами: научным подходом к медицинской практике и высокой квалификацией врачей; контролем над лицами, оказывающими медицинскую помощь; доступностью медицинской помощи; пропагандой правил личной гигиены и санитарно-гигиенических норм; организацией противоэпидемических мероприятий; развитием фармации и аптечного дела; умелым использованием опыта местных народов.
Список литературы
1. Глич А. История братской общины Сарепта в Восточной России в течение её столетнего существования. Ниске, 1865 // Архив ГОК ИЭиА МЗСС. Ф. 6342. НК.
2. Гмелин С. Г. Путешествие через Россию для исследования трех царств естества. М.: Книга по требованию, 2011. 315 с.
3. Клаус А. А. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. СПб.: Типография В. В. Нусвальта, 1869. Вып. I. 516 с.
4. Попов П. П. Слово о «Старой Сарепте». Волгоград: Ком. по печати, 1994. 160 с.
5. Сарепта / сост., авт. предисл. И. Р. Плеве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та; Междунар. союз нем. культуры, 1995. 84 с.
6. Сукачева О. А. Санитарный кордон: страницы истории санитарно- противоэпидемической службы Царицына -Сталинграда - Волгограда. Волгоград, 2009. 206 с.
7. Устав Евангелической братской общины 1821 г. // Архив Гернгута. R 12а. № 422. Копия. Архивные фонды музея-заповедника «Старая Сарепта».
8. Чернышева И. В. Медицина в социокультурной динамике общества: дисс. ... к. филос. н. Волгоград, 2007. 129 c.
THE VOLGA GERMANS' MEDICAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF SAREPTA)
Belova Lyubov' Ivanovna, Ph. D. in History Chernysheva Irina Valer'evna, Ph. D. in Philosophy Cheremushnikova Irina Kabdrakhimovna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Volgograd State Medical University belovalubov@gmail.com; iravale@yandex.ru; inhabitus@mail.ru
The article examines the medical culture of the Volga Germans-Herrnhuters, who founded a community in Sarepta. It is shown that it was distinguished by the scientific approach to medical treatment, control over the persons providing medical care, the availability of medicine, the propaganda of personal hygiene rules, the development of pharmacy and chemist's business, the competent use of the aboriginal nomadic peoples' experience. The system to maintain health and propagate the healthy life style that was developed by the Herrnhuters is considered as a prototype of a quite perfect socially oriented health care model.
Key words and phrases: medical culture; the Volga Germans; the Herrnhuters; Sarepta; sanitary norms; healthy life style.