Научная статья на тему 'Медитативные практики как психологоакмеологическое условие саморазвития личности: к постановке проблемы'

Медитативные практики как психологоакмеологическое условие саморазвития личности: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медитативные практики как психологоакмеологическое условие саморазвития личности: к постановке проблемы»

УДК 159.9

Лемешевская М.Н. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

МЕДИТАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Lemeshevskaya M.N. (RANEPA, Moscow, Russia)

MEDITATION PRACTICES AS PSYCHOLOGICAL AND AKMEOLOGICAL CONDITION OF SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY: THE TREATMENT OF THE PROBLEM

В рамках проведенного теоретического исследования «Медитативные практики как психолого-акмеологическое условие саморазвития личности», нами был сделан вывод, что у большинства людей и сегодня медитативные практики ассоциируются с индийской культурой и практикой йоги. Проблема медитативных практик как феномена психолого-акмеологического на данный момент недостаточно широко освещена.

Мы рассматриваем медитативные практики как условие и средство саморазвития личности человека, через приобретение опыта работы с сознанием и приобретению, либо развитию различных качеств, способствующих адаптации в социуме, регулированию физического самочувствия и эмоционального состояния, а также достижению поставленных целей. В ходе работы были обозначены виды медитативных практик, а также выявлена их сущность, которая заключается в достижении различных целей, в том числе психолого-акме-ологическое развитие личности.

Выявлены критерии и показатели саморазвития личности в условиях медитативных практик, которые заключаются в том, что учась во время выполнения медитативных практик концентрировать свое внимание на реальном или визуализированном предмете или объекте, человек имеет возможность:

1. добиться успеха в спорте, благодаря приобретению способности к длительной концентрации на одном объекте, устранению ненужных мышечных зажимов и освобождению ума от негативных мыслей, что способствует скорейшей настройке на эффективное выполнение поставленной перед ними задачи и достижению необходимого результата благодаря концентрации внимания на самой цели, без отвлечения на посторонние мысли и окружающие предметы;

2. преодолеть боль благодаря медитативным практикам, призванным научить пациентов контролировать свою боль, которая сопутствует большому перечню болезней, включая онкологические заболевания, болезни сосудисто-сердечной системы, диабет, артрит, фибромиалгия, целиакия и различные аутоиммунные заболевания;

3. понять причину своих соматических заболеваний, поскольку медитативные практики помогают увидеть причины, их вызывающие, и сосредотачиваться на решении своих проблем;

4. улучшить свое самочувствие при помощи дыхательных медитативных практик, выполнение которых приводит к расслаблению, избавлению от усталости, постоянной сонливости, бессонницы, повышенной утомляемости, постоянных головных болей и возникающих при верхнем дыхании проблем, но также расслабиться и устранить мышечные спазмы;

5. избавиться от беспокойства, стресса, подавленности, а также бессонницы, не употребляя вспомогательные медицинские препараты;

6. развить свое воображение;

7. приобрести такое качество, как умение сосредоточиться, чтобы суметь отделить в сложной ситуации то, что не терпит отлагательств, от того, что еще вполне может подождать;

8. повысить собранность и самодисциплину;

9. укрепить нервную систему, благодаря чему можно избежать появления психосоматических заболеваний и конфликтов в межличностных отношениях;

10. избавиться от таких зависимостей, как табакокурение, алкоголизм и наркомания. Либо сократить прием средств, вызывающих данные зависимости;

11. ускорить процесс обрабатывания информации мозга;

12. повысить способность к обучению и запоминанию;

13. улучшить социальную адаптацию;

14. четко ставить жизненные цели, а затем достигать их.

Медитативные практики нельзя назвать одним из пережитков прошлого. Наоборот, на сегодняшний день они являются одним из психолого-акмеологического условия саморазвития личности, поскольку в своей повседневной жизни ее используют прогрессивные современные люди, желающие познать себя и изучить способности своего сознания. Являясь, первоначально, одной из древнейших практик, направленных на духовный рост, медитация превратилась в эффективную методику по повышению работоспособности и качественного улучшения жизни современного человека.

УДК 159.9

Линде Н.Д. (МосГУ, Москва, Росссия) [email protected]

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ДИАЛОГА С БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ

Linde N.D. (MosHU, Moscow, Russia)

EMOTIONALLY-SHAPED THERAPY AS A COMPREHENSIVE WAY TO DIALOGUE WITH THE UNCONSCIOUS

Психотерапия решает две взаимосвязанных задачи: помощь клиенту в самопознании и помощь ему в самоизменении. Самопознание предполагает, что клиент чего-то не знает о себе, или не осознает. Ему необходимо узнать внутреннюю психологическую причину, порождающую его проблему, а уже затем воздействовать на эту причину с помощью тех или иных методов. Поэтому мы называем ЭОТ аналитически-действенной и каузальной терапией.

Эмоционально-образная терапия претендует на то, что сумела открыть новые способы анализа эмоциональных состояний и их коррекции с помощью спонтанно создаваемых клиентом образов этих состояний. На уровне сознания клиент работает над образом, а реально воздействует на самого себя. Этот результат закрепляется и превращается в стабильное психологическое и психосоматическое состояние. Поэтому ЭОТ позволяет достигать быстрых и надежных результатов при избавлении клиентов от психогенных болей, аллергий, фобий, тревог, эмоциональной зависимости, горя, диссоциаций и других проблем.

В ЭОТ разработаны оригинальные техники анализа образов и приемы работы с эмоциональными состояниями: возвращение «инвестиций», парадоксальное разрешение, созерцание дождя, принятие внутреннего Ребенка, возвращение «подарка» и т.д. Также в ЭОТ разработана целая система новых имагинативных упражнений, позволяющих обнаруживать скрытые проблемы или получать ресурсы. Важнейшую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.