Управленческий анализ
УДК 614.2+330.341
МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Юрий Генрихович Герцик,
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой фундаментальных основ медико-технических технологий Института современных образовательных технологий, доцент кафедры промышленной логистики,
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация [email protected]
Предмет/тема. Предметом исследования являются процессы управленческой деятельности при взаимодействии предприятий медицинской промышленности и лечебно-профилактических учреждений в среде интегрированной структуры медико-технического кластера.
Цели/задачи. Цель исследования - анализ основных положений методологии управления организационно-экономической устойчивостью и конкурентоспособностью предприятий медицинской промышленности и лечебно-профилактических учреждений с учетом концепций инженерной логистики и институциональной теории по обеспечению синергетического эффекта в интегрированной структуре медико-технического кластера. Задачей являлось исследование возможности увеличения конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности в составе интегрированной структуры медико-технического кластера, применения институциональной теории к решению задач управления организационно-экономической устойчивостью и конкурентоспособностью предприятий медицинской промышленности и лечебно-профилактических учреждений.
Методология. В работе использовались информационно-аналитические обзоры печатных научно-исследовательских и научно-практических работ, материалов конференций, сайтов Интернет, публикаций СМИ по данному направлению. Применен анализ и синтез прогнозируемых результатов внедрения кластерных структур в здравоохранение и медицинскую промышленность для получения си-нергетического эффекта в сфере интегрированной деятельности предприятий медицинской промышленности и лечебно-профилактических учреждений по решению общей задачи.
Результаты. В результате исследования показана зависимость эффективности развития здравоохранения и медицинской промышленности от применяемых социально-экономических форм хозяйствования. На основе положений инженерной логистики и институциональной теории разработаны классификация экономических и социальных показателей эффективности деятельности интегрированных хозяйствующих структур в сфере здравоохранения и медицинской промышленности.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что эффективность развития здравоохранения
определяется как уровнем государственного финансирования, так и экономическими системами, определяющими ее функционирование, в том числе основанными на принципах институциональной теории и инженерной логистики. Полученные результаты исследования целесообразно использовать в хозяйствующих интегрированных структурах, научных и учебно-методических центрах, в том числе проводящих обучение студентов и повышение квалификации специалистов по новым и существующим направлениям развития медицины и медицинской техники.
Ключевые слова: конкурентоспособность, организационно-экономическая устойчивость, предприятие медицинской промышленности, инженерная логистика, институциональная теория, кластер, синергетический эффект, обращение медицинских изделий
Основной функцией системы здравоохранения любой страны, в том числе и России, является создание условий отдельным гражданам и в целом обществу для сохранения, укрепления и восстановления здоровья в случае воздействия факторов, его нарушающих. Эффективная реализация этой функции является не только условием существования отдельного гражданина, но и условием успешного социально-экономического развития государства1. Необходимо отметить, что система здравоохранения любого государства является одним из элементов социально-экономических структур, обеспечивающих национальную безопасность страны [5]. В силу указанных факторов здравоохранение, как правило, финансировалось и регулировалось государством путем контроля как вопросов ценообразования, так и вопросов управления, что и стало причиной отставания внедрения экономических конкурентных методов регулирования не только в организационно-экономические технологии управления лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) системы здравоохранения, но и во взаимосвязанные с ними технологии управления предприятиями медицинской промышленности (ПМП). Проанализировав данные по развитию системы здравоохранения во второй половине ХХ в., можно отметить, что уровень развития здравоохранения как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивался по показателям смертности, срокам выздоровления, срокам ремиссии, наличию
1 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
-22 (421)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика
разработки новых, более совершенных методов лечения и медицинской техники. Эти показатели являлись и являются важнейшими в определении эффективности функционирования органов здравоохранения и взаимозависимых с ними предприятий медицинской промышленности. Вместе с тем исследования показали, что увеличение государственных расходов на здравоохранение достигло значительных размеров:
- 845 долл. США на душу населения в Испании;
- 13,5% ВВП, или свыше 3 465 долл. на душу населения в США;
- 9,4% ВВП, или 1 650 долл. на душу населения во Франции;
- 10,3% ВВП, или 2 064 долл. на душу населения в Канаде.
Однако даже такие государственные расходы не привели к уменьшению показателей смертности, увеличению сроков ремиссии и к положительной динамике других основных медико-социальных показателей, которые изменялись или незначительно, или не изменялись вообще [2]. В указанный временной период исследования анализ экономических показателей результативности функционирования как ЛПУ, так и ПМП большей частью практически не проводился. Соответственно, ЛПУ не стремились сокращать расходы на оказываемые пациентам медицинские услуги, регулировать ценообразование, а ПМП - разрабатывать и внедрять инновационные технологии и технику, позволяющие сделать производство менее ресурсоемким и более прибыльным, а само предприятие - конкурентным. Следовательно, не оценивались показатели конкурентоспособности как ЛПУ, так и ПМП. Исходя из интерпретации и экстраполяции полученных результатов анализа эффективности использования бюджетного финансирования для повышения результативности функционирования системы здравоохранения, правительства многих развитых стран стали разрабатывать и внедрять программы, направленные на сокращение государственных затрат на здравоохранение, перенос части расходов на системы страхования (как обязательного, так и добровольного), на благотворительные учреждения, на доходы и благотворительность частных лиц.
Кроме того, с учетом деятельности в рыночной среде значимыми становятся конкурентные условия функционирования как ЛПУ, так и ПМП, макроэкономические тенденции, изменение психологии населения, повышенные требования к экологии,
- 2015-
ECONOMIC ANALYSIS: theory and practice
к состоянию не только личного, но и общественного здоровья, обусловливающие необходимость инвестирования в более интенсивное развитие инновационных технологий в различных сферах медицины и медицинской промышленности, в том числе в здоровьесберегающие технологии и технологии производства медицинских изделий (МИ) для их реализации [10]. Поэтому в России стало больше внимания уделяться работам по внедрению и пропаганде принципов здорового образа жизни, где медико-социальные вопросы здравоохранения решаются с непосредственным участием самого человека в процессах сохранения и укрепления здоровья. Этому, кстати, исходя из экономических принципов, уделялось внимание и на заводах Форда [12, 18]. Получила дальнейшее развитие и разработка инновационной медицинской техники для этого направления системы здравоохранения [16, 17]. Кроме того, стали активно внедряться федеральные и государственные программы развития в сфере медицины и медицинской техники, в основном софинансируемые исполнителями2.
В связи с возникшей проблемой преодоления последствий санкций, вводимых рядом зарубежных стран, следовательно, и фирмами - производителями импортных МИ, принимаются законодательные документы, стимулирующие развитие высокотехнологичных несырьевых производств, в том числе отечественной медицинской промышленности3. В этой связи одной из самых актуальных проблем эффективного развития здравоохранения и медицинской промышленности в России стала проблема поиска и внедрения таких форм экономического управления и функционирования, которые обеспечили бы наиболее продуктивное использование собственных ресурсов, инвестиций и инновационных разработок в сфере медицины и медицинской
2 Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы».
3 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 594 от 07.05.2012 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы». Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Постановление Правительства РФ от 06.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
техники и, как следствие, повысили бы конкурентоспособность ЛПУ и ПМП с учетом конкурентных взаимодействий внешней и внутренней среды в рыночных условиях.
Задачами работы были определены:
- выбор экономической системы, наиболее адекватной решению главной задачи как здравоохранения, так и медицинской промышленности -сохранения и укрепления здоровья человека;
- анализ основных возможных вариантов применения в системе управленческих решений в зависимости от функциональности участников и решаемых ими конкретных задач;
- определение способов повышения конкурентоспособности структур, обусловливающих эффективное развитие системы здравоохранения страны, в том числе - ПМП, функционирующих как в интегрированных структурах, так и в качестве самостоятельно хозяйствующих субъектов.
Автор считает, что исследование имеет научно-практический характер для экономики учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности РФ, учреждений образования в области медицины и медицинской техники.
Анализ работ, проведенных в МВТУ (в настоящее время - МГТУ) им. Н.Э. Баумана по развитию учебно-научного направления подготовки специалистов для медицинской промышленности, показал, что весьма эффективной является подготовка таких специалистов на базе технического учебного и медицинского учебного заведений для ознакомления технических специалистов с основами биологии и медицины непосредственно в медицинском вузе. Совместная работа над решением этой общей задачи подготовки высококвалифицированных специалистов для разработки, производства и эксплуатации медицинской техники была организована в МВТУ им. Н.Э. Баумана и в Первом Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова (в настоящее время - Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова Минздрава России). В 1978 г. впервые в Советском Союзе была создана кафедра «Биомедицинские технические системы и устройства», обучение на которой велось как на учебно-научной базе МВТУ, так и в 1-м ММИ [4]. Такое обучение стало конкурентным преимуществом как кафедры, так и ее выпускников. Эта работа, в основу которой были положены научные разработки в области медицинской техники, прово-
димые под руководством ректора МВТУ им. Н.Э. Баумана доктора технических наук, профессора Г.А. Николаева и доктора технических наук, профессора В.И. Лощилова (частично представленные в работе [11]), была использована в совместной как научной, так и в учебной деятельности, защищена двумя дипломами на открытия и более 200 авторскими свидетельствами СССР на изобретения и патентами, отмечена Государственной Премией СССР. В 1998 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана был создан первый в стране факультет «Биомедицинская техника», а направление работ в области биоинженерии было определено как одно из семи приоритетных направлений научной деятельности Национального научно-исследовательского университета МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Дальнейшие исследования по анализу наиболее эффективных экономических решений функционирования производственно-хозяйственных структур показали, что в рыночной среде для максимального создания условий для синергетического эффекта результативность деятельности предприятий/учреждений может быть увеличена при создании корпоративных структур, в том числе альянсов, ориентированных на достижение общей цели. Предполагается, что основным экономическим эффектом деятельности таких структур должен стать суммарный итог увеличения общей конкурентоспособности юридически самостоятельных предприятий при увеличении конкурентоспособности каждого из них путем увеличения конкурентоспособности их продукции и услуг.
Одними из эффективных форм экономической деятельности указанных альянсов являются интегрированные структуры, создаваемые и функционирующие с учетом инженерной логистики и положений институциональной теории [9, 14, 15]. В настоящее время к таким структурам, экономические и социальные взаимоотношения которых базируются на институциональной теории, относят кластеры. По определению американского экономиста М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [14]. Существуют и модификации этого определения, и уточнения, акцентирующие различные направления деятельности, в частности подчеркивается необходимость наличия кроме
общей социально значимой цели интегрированных показателей, обусловливающих возможность оценки эффективности такой сложной социально-экономической структуры с обозначением вкладов ее составляющих структур [3, 7, 13].
Практика показала, что, как правило, кластеры друг от друга отличаются составом участников, методами образования и управления. Государство, как один из участников кластера, может и должно создавать условия образования и функционирования такой интегрированной структуры, объединяющей территориально и функционально разделенные структуры, для реализации социально значимых общих целей и задач. В случае интеграции технической организации (ПМП) и медицинской (ЛПУ) такая комплексная структура имеет общую цель -сохранение и укрепление здоровья человека, достигаемую путем оказания медицинских услуг, оказываемых ЛПУ, в том числе с применением высокотехнологичных МИ, производимых ПМП.
По мнению автора, эта структура должна быть определена таким термином, как «медико-технический кластер» (МТК) и может формироваться из отдельных структур, имеющих свои миссии, цели, задачи (государство, ПМП, ЛПУ, конечный потребитель - пациент), но непременно имеющих общую социально значимую цель. Исследования показали, что значительная роль государства в эффективном функционировании учреждений системы здравоохранения (ЛПУ и ПМП) заключается в создании новых и усовершенствовании существующих законодательных нормативных актов на уровне федеральных законов в сфере обращения медицинских изделий, включающей разработку, производство, закупку, поставку, монтаж и наладку, техническое обслуживание, метрологическое обеспечение и утилизацию МИ. При этом федеральный закон должен быть направлен на повышение качества и эффективности обращения МИ как в России, так и определять законодательно экономико-правовые основы импорта и экспорта МИ.
За основу для определения показателей эффективности должен быть взят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Государство в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечило возможность применения одного из экономических методов маркетинговой деятельности - экспертных оценок при формировании федеральных законов, что является крайне
важным для последующей его эффективной экономической реализации. С проектом федерального закона «Об обращении МИ» пользователи имеют возможность ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения4. На сайте Министерства здравоохранения5 размещены предложения экспертов по итогам публичного обсуждения текста проекта этого нормативного правового акта. По мнению автора, этот федеральный закон должен также содержать и основные положения о нормативах в области создания и функционирования МТК, что может быть реализовано при наличии классификации экономических и социальных показателей эффективности деятельности интегрированных хозяйствующих структур в сфере здравоохранения и медицинской промышленности.
Для разработки классификации были выделены основные участники МТК:
- ПМП (производитель МИ);
- ЛПУ (потребитель продукции ПМП);
- пациент (конечный потребитель услуг ЛПУ и опосредованно МИ, производимые ПМП);
- государство в рыночной структуре (или как непосредственный участник МТК - частно-государственное партнерство, или как структура, непосредственно существующая за счет деятельности здоровых ее членов, в силу этого функционально ориентированная на создание условий для сохранения, восстановления и укрепления здоровья граждан государства).
В силу положений инженерной логистики и институциональной теории в качестве критериев эффективности деятельности МТК были определены как экономические, так и социальные показатели. Показатели были определены для каждого из участников МТК. Для ПМП и ЛПУ:
а) экономические:
- соответствие экономической и производственной деятельности нормативным документам в сфере обращения МИ;
- повышение конкурентоспособности;
- расширение производства инновационной продукции;
б) социальные:
4 URL: http://regulation.gov.ru/project/18612.html.
5 URL: http://www.rosminzdrav.ru/open/discuss/projects/18612.
- повышение организационно-экономической устойчивости (ОЭУ);
- улучшение бренда;
- повышение качества обслуживания пациентов.
Для пациента:
а) экономические:
- уменьшение финансовых трат на лечение и лекарства;
- экономия времени и сил на посещение ЛПУ;
б) социальные:
- увеличение времени ремиссии;
- продление трудоспособного возраста;
- продление периода активного образа жизни.
Для пациента:
а) экономические:
- формирование нормативных документов обращения МИ;
- экономия бюджетных средств ПМП и ЛПУ;
- экономия средств ФОМС;
б) социальные:
- улучшение демографии;
- обеспечение национальной безопасности;
- увеличение занятости квалифицированных специалистов.
Разработанная на основе инженерной логистики и институциональной теории классификация представлена в табл.1.
В соответствии с институциональной теорией в процессе совместной деятельности для реализации общей цели формируются устойчивые управленческие механизмы взаимодействия, при которых исходно финансово и функционально независимые участники кластерных структур регулируют свою деятельность путем согласования формальных и неформальных норм и правил. Особенностью функционирования таких структур, исходя из основных положений институциональной теории, является обязательность документирования исполнения управляющих решений, касающихся общих вопросов взаимодействия. Несколько нетривиальным является требование контроля за возможностью монополизации рынка и возникновением коррупции со стороны самого кластера и принятия превентивных упреждающих воздействий. Вместе с тем такая нормативно-правовая база обеспечивает интегрированной структуре возможность более результатив-
Таблица 1
Классификация экономических и социальных показателей эффективности деятельности интегрированных хозяйствующих структур в сфере здравоохранения и медицинской промышленности
Участник МТК Показатель
Экономический Социальный
Предприятие медицинской промышленности Соответствие экономической и производственной деятельности нормативным документам в сфере обращения МИ. Повышение конкурентоспособности ПМП и МИ. Расширение производства инновационной продукции ПМП Повышение ОЭУ ПМП. Улучшение бренда ПМП. Повышение эффективности маркетинговых исследований
Лечебно-профилактическое учреждение Соответствие экономической и лечебно-профилактической деятельности нормативным документам в сфере обращения медицинских изделий. Повышение конкурентоспособности ЛПУ и медицинских технологий. Разработка инновационных медицинских технологий Повышение ОЭУ ЛПУ Улучшение бренда ЛПУ Повышение качества обслуживания пациентов
Пациент Уменьшение финансовых трат на лечение и лекарства. Экономия времени посещения ЛПУ Экономия сил на посещении ЛПУ Увеличение ремиссии. Продление трудоспособного возраста. Продление периода активного образа жизни пациента
Государство Формирование нормативных документов обращения МИ. Экономия бюджетных средств ПМП и ЛПУ Экономия средств ФОМС Улучшение демографии. Обеспечение национальной безопасности. Увеличение занятости квалифицированных специалистов
ной деятельности в правовом конкурентном поле, учитывая как собственные интересы, так и интересы конкурентов, находя решение проблемных вопросов вне сферы деятельности коррупционных и монополизированных структур путем использования доступных нормативно-правовых потенциалов всех участников кластера, в том числе - государства, в случае его непосредственного участия в той или иной форме в деятельности кластера. Теория кластерных систем не является завершенной. В исследованиях [20, 21], проведенных на основе институциональной теории, показано, что единой теории кластеров не разработано
Вместе с тем важным является то, что в соответствии с институциональной теорией возможно применение различных методологий при разработке стратегической политики кластера, адекватных миссиям и главным стратегиям каждого из участников кластера, существующим и перспективным целям и задачам кластера как интегрированного субъекта хозяйственной деятельности. Это положение позволяет говорить о том, что наряду с возможностью обеспечения синергетического эффекта кластера, как интегрированной структуры, целесообразно и возможно выделение и анализ эффективности функционирования каждой из структур кластера
по основной задаче, определяющей экономическую основу кластера - повышение конкурентоспособности отдельно рассматриваемой структуры. Таким образом, можно говорить, что обеспечение синерге-тического эффекта повышения конкурентоспособности кластера в целом обусловливает и повышение конкурентоспособности как ЛПУ, так и ПМП, что является одной из главных задач исследования. С учетом проведенной автором работы в качестве эксперта по формированию проекта федерального закона «Об обращении медицинских изделий в РФ» необходимо подчеркнуть важность использования в деятельности любой организационно-экономической структуры единых нормативно-правовых документов, определяющих регламент деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и участников кластера, и кластера в целом. Использование этих документов позволяет выделить из общих задач по повышению конкурентоспособности интегрированной структуры и задачи повышения в этой структуре конкурентоспособности ПМП.
В разработанной на основе инженерной логистики и институциональной теории концепции формирования ОЭУ и конкурентоспособности ПМП [6], исходя из анализа работ [1, 8, 19, 22, 23], полагается, что конкурентоспособность ПМП
может быть значительно повышена посредством взаимодействия предприятий медицинской промышленности и ЛПУ, в которых проводится клиническая эксплуатация продукции этих предприятий, с учетом территориальной расположенности ПМП и ЛПУ, что соответствует основным принципам функционирования кластеров. Схема управления ПМП направлена в этом случае на решение двуединой задачи одновременного повышения организационно-экономической устойчивости и конкурентоспособности как ПМП, так и взаимодействующих с ними ЛПУ.
Исследования показали, что когда под взаимодействием ПМП и ЛПУ понимается только маркетинговая деятельность в сфере определения потребителей МИ, то функциональные характеристики МИ в лучшем случае остаются на уровне, согласованном в медико-технических требованиях, и не корректируются в процессе дальнейшей разработки и производства с учетом замечаний и предложений практикующих медиков, использующих данное МИ.
Исходя из теоретических положений институциональной теории, концепция предполагает наличие органа-регулятора, осуществляющего управляющие воздействия в структуре МТК как интегрированной производственно-хозяйственной системе. Предлагаемая концепция позволяет анализировать и принимать гармонизированные управляющие решения ПМП и ЛПУ для эффективной деятельности МТК путем повышения ОЭУ и конкурентоспособности с учетом влияния потенциальных рисков внешней и внутренней среды, использования резервов ПМП и ЛПУ при их взаимозависимой деятельности в составе такой экономической структуры, как МТК. Роль государства выражается в создании условий и стимулировании эффективной работы кластера. Пациенты, являющиеся участниками МТК, свое участие реализуют в форме сообщений о своих предложениях по улучшению работы ЛПУ или ПМП, качеству МИ как в форме выступлений на коллегиальных совещаниях членов органа-регулятора, так и в форме электронных сообщений.
Одной из проблем при формировании МТК является необходимость согласования стратегических планов ЛПУ и ПМП, отличающихся своими специфическими технологиями реализации (для ЛПУ -медицинских, для ПМП - технических). Эта проблема требует определения границ экономической и социальной ответственности каждого из участни-
ков МТК и области интеграции участников в такой структуре. Задачи, входящие в компетенцию МТК и требующие или коллегиального решения, или взаимосогласованного решения, отражены в методологии взаимодействия и принятия управляющих решений (табл. 2) и определяются экономическими и социальными задачами (см. табл. 1).
Представленная методология взаимодействия и принятия управляющих решений в системе медико-технического кластера (см. табл. 2) включает формирование задач, определяемых общностью цели МТК и миссиями каждой из структур, входящих в МТК. Выделены три основные задачи, по мнению автора, наиболее значимые для эффективной деятельности всей интегрированной структуры и каждого из ее участников:
1) выполнение требований нормативных документов по обращению МИ;
2) повышение интегральной конкурентоспособности МТК;
3) повышение организационно-экономической устойчивости ПМП и ЛПУ.
Исходя из поставленных задач, разрабатываются управляющие решения для их исполнения, соответствующие характеру задач (см. табл. 2). Выбор управляющего решения определяет участника кластера (исполнителя управляющего решения) и объем выполняемой им работы для эффективного решения задачи. Для оценки результативности выполнения участниками поставленных задач разработаны критерии/показатели эффективности исполнения задач, включающие как оценку уровня поставленной задачи, так и определение качества исполнения задачи.
Анализ стоящих перед МТК задач показывает важность эффективности деятельности в нем ПМП. Вместе с тем эффективность деятельности самого ПМП в структуре МТК также повышается вследствие взаимодействия с ЛПУ, позволяющего оперативно получать информацию по вопросам улучшения эксплуатационных характеристик, повышения безопасности МИ, что увеличивает их конкурентоспособность, увеличивая тем самым конкурентоспособность ПМП. Как правило, упрощаются вопросы технического обслуживания МИ при совместной деятельности ПМП и ЛПУ в единых рамках МТК путем образования единых производственных площадей для технического обслуживания и ремонта МИ, создания единой логистической системы и упрощения документооборота
Управленческий анализ
ManageriaCßnaCysis
Таблица 2
Модель взаимодействия и принятия управляющих решений в медико-техническом кластере
Задача МТК как интегрированной структуры
Управленческое решение
Участники МТК (исполнители, объемы выполняемых работ по решению задач)
Критерий (показатель) эффективного исполнения задач
Выполнение требований нормативных документов по обращению МИ:
- участие в экспертной оценке разрабатываемых нормативных документов;
- анализ оптимальности соответствия деятельности МТК требованиям нормативных документов;
- составление технико-экономических регламентов, обеспечивающих выполнение требований нормативных документов
Контроль за наличием и обновлением соответствующих нормативных документов, их доступностью для ЛПУ, ПМП и пациентов.
Обеспечение условий для выполнения требований нормативных документов. Контроль за исполнением требований нормативных документов
Государство (Минздрав России) - в части обеспечения условий для модификации старых и принятия новых нормативных документов в сфере обращения медицинских изделий и контроля за их исполнением.
ПМП - в части обеспечения функциональных технических и эксплуатационных характеристик, требований безопасности применения МИ. ЛПУ - в части обеспечения клинической эффективности и безопасности методик применения МИ (при согласовании с ПМП и с учетом предложений пациента). Пациент - в части субъективной объективизации результатов лечебно-диагностического процесса и анализа адекватности требований нормативной документации применительно к возможностям и потребностям пациентов с формированием соответствующих предложений для обсуждения на заседаниях органа - регулятора МТК. Орган - регулятор МТК - в части анализа предложений нормативных документов по обращению медицинских изделий
Наличие на официальных государственных сайтах утвержденных нормативных документов и проектов новых нормативных документов для обеспечения возможности получения экспертных заключений от ЛПУ, ПМП, пациентов. Соответствие отчетной документации ПМП и ЛПУ требованиям нормативных документов по обращению. Отсутствие противоречий в требованиях нормативной документации. Отсутствие противоречий в требованиях нормативной документации и экономико-социальных требованиях ПМП, ЛПУ и пациента. Возможность оперативного внесения изменений в нормативную документацию новых требований, вызванных динамически изменяющимися факторами внутренней и внешней среды
Повышение интегральной конкурентоспособности МТК:
- анализ конкурентоспособности ПМП;
- анализ конкурентоспособности МИ, производимых ПМП;
- анализ конкурентоспособности ЛПУ;
- анализ конкурентоспособности медицинских услуг с применением МИ, производимых ПМП;
- анализ наличия инновационных решений в технологиях ПМП и в медицинских услугах ЛПУ с учетом их возможного взаимовлияния
Внедрение системы менеджмента качества.
Внедрение проектного финансирования.
Внедрение технологий контроллинга. Внедрение экономических критериев оценки инновационных технологий. Внедрение методик экспертных опросов.
Использование инвестиций в инновационные проекты ПМП и ЛПУ
Государство - в части обеспечения условий для инновационного развития МТК на условиях софинансирования проводит конкурсный отбор заявок на участие в тендерах по развитию высокотехнологичных МИ. ПМП - в части внедрения методов системы менеджмента качества, проектного финансирования и контроллинга, инновационных технологий, расширения сервисных услуг, логистического обеспечения, использования метода экспертных оценок для анализа конкурентоспособности выпускаемых МИ, повышения квалификации персонала. ЛПУ - в части внедрения методов системы менеджмента качества, инновационных медицинских технологий, повышения квалификации персонала, экспертных оценок, инновационных технологий и медицинских изделий. Пациент - в части формирования соответствующих предложений по качественному медицинскому обслуживанию,
Наличие документально подтвержденных, в том числе документами по охране интеллектуальной собственности, результатов эффективного внедрения инвестиций в развитие инновационных технологий.
Для ПМП - наличие сертификата системы менеджмента качества (СМК), документированного взаимодействия с банковскими структурами для инвестирования проектов, наличие договоров на техническое обслуживание и метрологическое обеспечение МИ, находящихся в клинической эксплуатации, расширение функциональных возможностей сотрудников. Для ЛПУ - наличие сертификата СМК, наличие договоров на техническое обслуживание
Управленческий анализ ManageriaCßnaCysis - 35 -
Окончание табл. 2
Задача МТК как интегрированной структуры Управленческое решение Участники МТК (исполнители, объемы выполняемых работ по решению задач) Критерий (показатель) эффективного исполнения задач
эргономике и дизайну применяемых МИ. Орган - регулятор МТК - в части анализа результатов повышения конкурентоспособности МТК как интегрированной системы и метрологическое обеспечение МИ, расширение функциональных возможностей сотрудников. Увеличение и расширение контингента пациентов, отражение положительной динамики увеличения конкурентоспособности ПМП и ЛПУ в экспертных оценках
Повышение организационно-экономической устойчивости ПМП и ЛПУ: - анализ критериев оценки ОЭУ и факторов внешней и внутренней среды, влияющих на ОЭУ; - анализ ОЭУ ПМП; - анализ ОЭУ ЛПУ; - анализ взаимозависимости ОЭУ ПМП и ЛПУ; - анализ ОЭУ интегрированной структуры Оценка значимости общей цели для МТК. Установление соответствия заработной платы объемам выполненных работ. Оценка админист-ративно-психоло-гической совместимости членов блока - регулятора и руководства ПМП и ЛПУ Формирование соглашений между участниками МТК Государство - в части обеспечения условий для развития МТК определяет налоговую стратегию интегрированной структуры с учетом ее взаимосвязей. ПМП - в части внедрения методов системы оценки и факторов внешней и внутренней среды, влияющих на ОЭУ ПМП. ЛПУ - в части внедрения методов системы оценки и факторов внешней и внутренней среды, влияющих на ОЭУ ПМП. Пациент - в части формирования соответствующих предложений по совершенствованию работы ПМП, ЛПУ и регулирующего органа МТК. Орган - регулятор МТК - в части согласования задач, проблем и достигнутых совместных результатов по реализации общей цели, определяемой, в том числе, ОЭУ ПМП и ЛПУ Стабильность кадрового состава интегрального МТК и как структурных участников -ПМП и ЛПУ. Стабильность выдачи сотрудникам заработной платы. Стабильность ресурсного обеспечения МТК. Стабильность производственно-технологического процесса. Стабильность логистического обеспечения. Стабильность закупок продукции МТК. Соблюдение медико-биологических и экологических требований. Показатели ОЭУ интегрированной структуры (прибыль, рентабельность, наличие портфеля заказов)
по техническому обеспечению МИ в системе МТК. Единый орган - регулятор МТК - ускоряет принятие и контроль за управляющими решениями в сфере деятельности ПМП и ЛПУ, имеющей для них общую значимость (монтаж, наладка, техническое обслуживание, метрологическое обеспечение и утилизация МИ), что также повышает конкурентоспособность ПМП в интегрированной структуре МТК и позволяет сделать вывод о том, что МТК можно рассматривать как основу конкурентоспособности ПМП с учетом таких основных ее факторов, как эффективность конструкторско-технологического процесса, ресурсного и кадрового обеспечения, информатизации производственных и управленческих процессов.
В результате проведенных исследований установлено, что одной из наиболее эффективных экономических структур для решения общей задачи
системы здравоохранения и медицинской промышленности, для ПМП и ЛПУ любой формы собственности, в том числе совместных предприятий, осваивающих импортозамещающие технологии, является социально-экономическая структура, которую наиболее целесообразно определять термином «медико-технический кластер». Эта структура предназначена для получения синергетического общего эффекта, в том числе по повышению конкурентоспособности участников кластера - ПМП и ЛПУ. Работы по созданию кластеров в сфере здравоохранения являются актуальными. В МГТУ им. Н.Э. Баумана 09.12.2014 состоялось совещание по продвижению и реализации региональной программы развития медицинской, био- и химической промышленности Москвы на 2015-2021 гг., а также по формированию Регионального инновационного кластера города Москвы «Медицинская
промышленность, новая химия и биотех» на базе Межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» (МИЦ «НМКН»)6.
Представляется, что задачей дальнейших исследований является оценка теоретических и практических концепций формирования МТК, участия в них государства и непосредственных потребителей -пациентов.
Список литературы
1. Балашов А.И. Формирование инновационных фармацевтических кластеров // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. N° 13. С.25-35.
2. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение в России. Кризис и пути преодоления. М.: Медицина, 1999. 200 с.
3. ВольчикВ.В. Институциональная и эволюционная экономика: учеб. пособие. Ростов н/Д: ЮФУ, 2011. 228 с.
4. Герцик Г.Я., Квашнин С. Первые выпускники кафедры. URL: http://www.bmstu.ru/ps/~gerzikgya/ profile/publications.
5. Герцик Ю.Г. Разработка алгоритма оценки организационно-экономической устойчивости предприятий медицинской промышленности и принятия гармонизированных управленческих решений // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 6. С. 20-32.
6. Герцик Ю.Г. Концепция формирования механизмов устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 1. С.141-149.
7. Гринберг Р.С. и др. О социально-экономическом развитии России до 2015 г. Резюме научного доклада РАН. М.: ИЭ РАН, 2007. С. 131-135.
8. Жабенко Э.А., Французов А.Ю. Система показателей эффективности межкластерного информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов // Менеджмент и право. 2010. № 2.
9. Инженерная логистика: логистически ориентированное управление жизненным циклом продукции: учебник для вузов / под ред. Л.Б. Миротина, И.Н. Омельченко. М.: Горячая линия - Телеком, 2011. 644 с.
6 Новый Кластер «Медпром, новая химия и биотех» - стремительное развитие отраслей в объединении Бауманки, МГУ и Первого Меда. URL: http://www.emtc.ru/news/578/.
-22 (421)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика
10. Лощилов В.И. Введение в валеотехнологию. М.: Аллегро-пресс, 1997. 155 с.
11. Лощилов В.И., Герцик Г.Я. Использование ультразвуковой и других видов энергии в терапии // Медицинская техника. 2001. № 3. С. 45-48.
12. Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных возрождению комплекса ГТО. URL: http://www.gto-normy.ru.
13. Осипов В.С. Институциональное поле взаимодействующих хозяйствующих субъектов // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4. С. 405-409.
14. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 495 с.
15. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н. Аниси-мов, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др. / под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.
16. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека. Научные основы восстановительной медицины / под ред. академиков РАМН В.И. Покровского и А.Н. Разумова. М.: Медицина, 2007. 544 с.
17. Семикин Г.И., Мысина Г. А., Герцик Г.Я. Разработка, производство и техническое обслуживание медицинской техники: учеб. пособие. Ч. 1. Приборы, аппараты, оборудование и методики здоровьесбере-гающих технологий. М.: Рудомино, 2010. 60 с.
18. Синклер Э. Автомобильный король (Повесть о фордовской Америке). М.: Художественная литература, 1957. 195 с.
19. ФазлиахметовР.Г. Кластер - эффект альянса // Микроэкономика. 2010. № 1. С. 113-118.
20. Cluster Specialization Patterns and Innovation Styles. Den Haag, 1998.
21. tycan S. Institutions, Institutional Innovation and Institutional Change in Clasters. URL: // http:// www.druid.dk/uploads/tx_picturedb/dw2004-902. pdf.
22. ScottD.R. Veblen not an Institutional Economist // The American Economic Review. 1933. Vol. 23. № 2. P. 274-277.
23. Hamilton W.H. The Institutional Approach to Economic Theory // The American Economic Review, Supplement, Papers and Proceedings of the Thirty-First Annual Meeting of the American Economic Association, 1919. Vol. 9. № 1. Р. 309-318. URL: http://www.jstor. org/stable/1814009?seq=1#page_scan_tab_contents.
- 2015-
ECONOMIC ANALYSIS: theory and practice
Economic Analysis: Theory and Practice Managerial Analysis
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
MEDICAL-TECHNICAL CLUSTERS AS A BASIS FOR THE COMPETITIVENESS OF COMPANIES OF THE MEDICAL INDUSTRY
Yurii G. GERTSIK
Abstract
Subject The study deals with the processes of management activities in the interaction of medical industry enterprises (MIE) and health care facilities (HCF) in the environment of the integrated structure of a medical-technical cluster (MTC). Objectives The aim of the study is to analyze the main provisions of the management methodology of organizational and economic stability (OES) and competitiveness of MIE and HCF based on the concepts of engineering logistics and institutional theory to ensure synergetic effects in the MTC integrated structure. Methods I reviewed academic and research publications, conference proceedings, Internet sites, and media publications in this area. I applied the analysis and synthesis of the predicted results of implementing cluster structures in the healthcare and pharmaceutical industry to produce synergetic effects in the integrated activities of MIE and HCF to solve the general problem.
Results The research shows the dependence of the efficiency of the healthcare and pharmaceutical industry development on applied socio-economic business patterns. Based on the provisions of engineering logistics and institutional theory, I have developed a classification of economic and social performance indicators of integrated economic structures in the healthcare and pharmaceutical industry. Conclusions and Relevance The effectiveness of healthcare development depends on the level of both the public funding and economic systems that determine its operation, including those resting on the principles of institutional theory and engineering logistics. It is expedient to apply the results of the study in such integrated business structures, scientific and educational centers providing training and professional development of specialists in the new and existing areas of medicine and medical technology development.
Keywords: competitiveness, organizational, economic sustainability, medical industry, company, engineering
logistics, institutional theory, cluster, synergistic effect, medical device, medical products, circulation
References
1. Balashov A.I. Formirovanie innovatsionnykh farmatsevticheskikh klasterov [Formation of innovative pharmaceutical clusters]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 13, pp. 25-35.
2. Venediktov D.D. Zdravookhranenie v Rossii. Krizis i putipreodoleniya [Healthcare in Russia. Crisis and ways to overcome it]. Moscow, Meditsina Publ., 1999,200 p.
3. Vol'chik V.V. Institutsional'naya i evolyutsion-naya ekonomika [Institutional and evolutionary economics]. Rostov-on-Don, Southern Federal University Publ., 2011, 228 p.
4. Gertsik G.Ya., Kvashnin S. Pervye vypuskniki kafedry [First graduates of the chair]. Available at: http://www.bmstu.ru/ps/~gerzikgya/profile/publica-tions. (In Russ.)
5. Gertsik Yu.G. Razrabotka algoritma otsenki organizatsionno-ekonomicheskoi ustoichivosti pred-priyatii meditsinskoi promyshlennosti i prinyatiya garmonizirovannykh upravlencheskikh reshenii [Developing an algorithm to evaluate organizational and economic sustainability of companies operating in the medical industry and to make harmonized administrative decisions]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 6, pp. 20-32.
6. Gertsik Yu.G. Kontseptsiya formirovaniya me-khanizmov ustoichivogo razvitiya i konkurentosposob-nosti predpriyatii meditsinskoi promyshlennosti [The concept of formation mechanisms of sustainable development and competitiveness of companies in the medical industry]. VestnikInstituta ekonomiki RAN = Institute of Economics of RAS Bulletin, 2015, no. 1, pp. 141-149.
7. Grinberg R.S. et al. O sotsial'no-ekonom-icheskom razvitii Rossii do 2015 g. Rezyume nauch-
nogo doklada RAN [On socio-economic development of Russia up to 2015. Summary of scientific report of RAS]. Moscow, Institute of Economics RAS Publ., 2007, pp.131-135.
8. Zhabenko E.A., Frantsuzov A.Yu. Sistema poka-zatelei effektivnosti mezhklasternogo informatsionnogo vzaimodeistviya khozyaistvuyushchikh sub"ektov [The system of performance indicators of inter-cluster communication of economic entities]. Menedzhment i pravo = Management and Law, 2010, no. 2.
9. Inzhenernaya logistika: logisticheski orienti-rovannoe upravlenie zhiznennym tsiklom produktsii [Engineering logistics: logistically oriented product lifecycle management]. Moscow, Goryachaya liniya -Telekom Publ., 2011, 644 p.
10. Loshchilov V.I. Vvedenie v valeotekhnologiyu [Introduction to the valeo-technology]. Moscow, Allegro-press Publ., 1997, 155 p.
11. Loshchilov V.I., Gertsik G.Ya. Ispol'zovanie ul'trazvukovoi i drugikh vidov energii v terapii [Using ultrasound and other forms of energy in therapy]. Meditsinskaya tekhnika = Biomedical Engineering, 2001, no. 3, pp. 45-48.
12. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu meropriyatii, posvyashchennykh vozrozhdeniyu kom-pleksa GTO [A guide to run events dedicated to revival of the GTO complex]. Available at: http://www.gto-normy.ru. (In Russ.)
13. Osipov V.S. Institutsional'noe pole vzaimo-deistvuyushchikh khozyaistvuyushchikh sub"ektov [Institutional areas of interacting business entities]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and En-trepreneurship, 2013, no. 12-4, pp. 405-409.
14. Porter M. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 495 p.
15. Proektirovanie integrirovannykh proizvodst-venno-korporativnykh struktur: effektivnost ', organizat-siya, upravlenie [Designing the integrated production and corporate structures: efficiency, organization, management]. Moscow, Bauman Moscow State Technical University Publ., 2006, 728 p.
16. Razumov A.N. Zdorov 'e zdorovogo cheloveka. Nauchnye osnovy vosstanovitel'noi meditsiny [The health of a healthy man. Scientific bases of rehabilitation medicine]. Moscow, Meditsina Publ., 2007, 544 p.
17. Semikin G.I., Mysina G.A., Gertsik G.Ya. Razrabotka, proizvodstvo i tekhnicheskoe obsluzhiv-anie meditsinskoi tekhniki. Ch.1. Pribory, apparaty, oborudovanie i metodiki zdorov'esberegayushchikh tekhnologii [Design, manufacture and maintenance of medical equipment. Part 1. Instruments and apparatus, equipment and methods of health saving technologies]. Moscow, Rudomino Publ., 2010, 60 p.
18. Sinklair U. Avtomobil'nyi korol' (Povest' o Fordovskoi Amerike) [The Flivver King: A Story of Ford-America)]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1957, 195 p.
19. Fazliakhmetov R.G. Klaster - effekt al'yansa [Cluster as an effect of the alliance]. Mikroekonomika = Microeconomics, 2010, no. 1, pp. 113-118.
20. Cluster Specialization Patterns and Innovation Styles. Den Haag, 1998.
21. Özcan S. Institutions, Institutional Innovation and Institutional Change in Clusters. Available at: http://www.druid.dk/uploads/tx_picturedb/dw2004-902.pdf.
22. Scott D.R. Veblen not an Institutional Economist. The American Economic Review, 1933, vol. 23, no. 2, pp. 274-277.
23. Hamilton W.H. The Institutional Approach to Economic Theory. The American Economic Review, Supplement, Papers and Proceedings of the Thirty-First Annual Meeting of the American Economic Association, 1919, vol. 9, no. 1, pp. 309-318. Available at: http://www.jstor.org/stable/1814009?seq=1#page_ scan tab contents.
Yurii G. GERTSIK
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation [email protected]