Таким образом, создание в Астраханской области 20 Инновационных региональных модулей (ИРМ) I уровня или уровня оказания базовой помощи ориентировано на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации и является весомым вкладом в исполнение Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [5].
Список литературы
1. Володин, Н. Н. Руководство по организации и деятельности перинатального центра / Н. Н. Володин, В. И. Кулаков, Р. А. Хальфин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 472 с.
2. Нураденова, Г. Р. Городские и сельские учреждения перинатальной помощи первого или базового уровня / Г. Р. Нураденова, Р. И. Нургалиев, А. Г. Сердюков, И. И. Мороз // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - Т. 6, № 3. - С. 159-160.
3. Об основах охраны здоровья граждан в РФ : Федеральный Закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3. - Режим доступа : http://www.consultant.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 08.05.2012.
4. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351. - Режим доступа : http://www.consultant.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 08.05.2012.
5. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598. - Режим доступа : http://pravo.gov.ru, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 08.05.2012.
6. Профилактика, диагностика и лечение невынашивания беременности : Письмо Министерства здравоохранения РФ от 11.04.2003 № 2510/3796-03-32. - Режим доступа : http://rudoctor.net/medicine2009, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 03.08.2011.
Нураденова Гульнара Ризековна, кандидат медицинских наук, докторант кафедры неонатологии с курсом общего ухода за детьми, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрав-соцразвития России, Россия, 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 119, тел.: (8512) 71-28-78, е-шаЛ: [email protected].
Нургалиев Ризек Исентемрович, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой неонатологии с курсом общего ухода за детьми, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрав-соцразвития России, Россия, 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 119, тел. (8512) 71-79-59, е-mail: [email protected].
Мороз Ирина Ивановна, старший лаборант кафедры неонатологии с курсом общего ухода за детьми, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 119, тел.: (8512) 50-26-37, е-mail: [email protected].
УДК 614.2:616-058(470.46)
© Л.Ю. Рудык, Н.А. Оганесян, А.Г. Сердюков, Н.Г. Космачева, 2012
Л.Ю. Рудык1, Н.А. Оганесян1, А.Г. Сердюков2, Н.Г. Космачева1
МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. Н.Н. СИЛИЩЕВОЙ»
:ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой», г. Астрахань; 2ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
Проведен анализ 2 966 анонимных анкет за период с 2006 по 2011 гг., основной задачей которого явилось определение общественного мнения о деятельности лечебно-профилактического учреждения, формулирование предложений по развитию ЛПУ и внедрению новых медицинских технологий, а также определение оценки удов-
летворенности пациентов от полученных медицинских услуг, условий пребывания, уровня культуры медицинских работников, качества оказания медицинской помощи в условиях ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой».
Ключевые слова: качество оказания медицинской помощи, оценка удовлетворенности, общественное мнение.
L.Yu. Rudyik, N.A. Oganesyan, A.G. Serdyukov, N.G. Kosmacheva
MEDICO-SOCIOLOGICAL INVESTIGATION OF QUALITY IN RENDERING MEDICAL
HELP IN CONDITIONS OF STATE BUDGET ESTABLISHMENT OF HEALTH PROTECTION IN THE ASTRAKHANIAN REGION «REGIONAL CHILDREN CLINICAL HOSPITAL NAMED AFTER N.N. SILISHTSEVA»
The analysis of 2 966 anonymous lists of 2006-2011 period was done, the main task was to define the social opinion about activity of curative-prophylactic establishment, to sum up proposals in development of help and introduction of new medical technologies and to determine the value of satisfaction of patients concerning medical service, conditions of stationary existence, cultural level of medical personnel, quality of medical aid in the hospital.
Key words: quality in rendering medical helps, value of satisfaction, public opinion.
Изучение общественного мнения о различных аспектах организации лечебно-диагностического процесса имеет важное значение [5]. При этом многими исследованиями доказано, что субъективные оценки не только достаточно четко коррелируют с объективными показателями, характеризующими деятельность медицинского работника, отделения, ЛПУ в целом, но и позволяют выявить нюансы, которые методами определить затруднительно или невозможно [5].
Анализ общественного мнения позволяет осуществлять оперативную обратную связь с населением и другими участниками системы ОМС, принимать конкретные управленческие решения и оценивать их эффективность [5, 4].
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, приказом Министерства здравоохранения России и ФОМС № 363/77 от 24.10.1996 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ», приказом Минздрава РФ № 20, ФФОМС № 13 от 21.01.1997 «О внесении изменений в приказ Министерства Здравоохранения России и Федерального Фонда ОМС от 24.10.1996 № 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ"» с последующими дополнениями в Законе РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» № 326-ФЗ от 28.11.2010 [8], а также изданием Приказа Федерального Фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» [7] в целях улучшения работы персонала и качества предоставляемых медицинских услуг, приказом главного врача ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой» от 03.02.2006 № 60/1 была утверждена Анкета социологического опроса по удовлетворенности качества медицинской помощи населения, разработанная клинико-экспертным отделом этой больницы. Анкетирование является анонимным, проводится врачами кли-нико-экспертного отдела ежеквартально, с последующими ежегодными отчетами. Исследование осуществляется во всех профильных отделениях лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Основной задачей данного исследования явилось определение общественного мнения о деятельности ЛПУ, формулирование предложений по его развитию и внедрению новых медицинских технологий.
За период времени с 2006 по 2011 гг. было проанализировано 2 966 анкет (в 2006 г. - 270 анкет, в 2007 г. - 730 анкет, в 2008 г. - 325 анкет, в 2009 г. - 415 анкет, в 2010 г. - 415 анкет, в 2011 г. -568 анкет). Благодаря анкетированию появилась возможность оценить удовлетворенность пациентов от полученных медицинских услуг, условий пребывания, уровня культуры медицинских работников, качества оказания медицинской помощи.
На основании исследования в среднем за 6 лет (период с 2006 по 2011 гг.) плановая госпитализация в ЛПУ составила 65,3 %, экстренная - 34,7 % от общего количества случаев (в 2006 г. - 62 и 38 %, в 2007 г. - 58 и 42 %, в 2008 г. - 67 и 33 %, в 2009 и 2010 гг. показатель оказался равным и составил 71 и 29 %, в 2011 г. - 63 и 37 %, соответственно).
Ни для кого не секрет, что госпитализация в ЛПУ сама по себе является стрессом для ребенка и его родителей. Дети и подростки очень чувствительны к внешним факторам, эмоционально лабильны, находятся на этапах становления и созревания личности, нуждаются в особой заботе, теплом отношении, любви. Врач должен стать для пациентов и их родственников, прежде всего, «союзником»,
а именно - уметь найти общий язык с больным и его родными, вызвать оптимистический настрой, тактично, доходчиво и доброжелательно информировать пациента и его близких о своих выводах, о его состоянии и заболевании, возможных осложнениях, плане обследования и лечения, данных объективной диагностики, сути проблем и путях их решения и преодоления. Законность и медицинская деонтология - основы врачебной этики [3]. Один из приоритетных принципов интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.
В современном мире нередко можно встретить медицинское учреждение, в котором сотрудники неуважительно относятся к пациентам, что провоцирует, в свою очередь, появление жалоб в адрес медработников. Многие авторы высказывают мнение о том, чтобы при аттестации и сертификации дополнительно оценивать такие качества врача, как навыки общения, способность к состраданию, великодушие, поведенческие способности, межличностные отношения, этические факторы [6].
После проведения анализа анкеты был оценен уровень культуры медицинского персонала, а также наличия и возникновения конфликтных ситуаций. По данным 2006-2011 гг., среднестатистические показатели составили: уровень культуры медицинского персонала - 4,5 балла (по 5-балльной шкале), уровень конфликтных ситуаций - 25 % от общего количества изученных анкет.
Если говорить об уровне культуры обслуживания медицинского персонала, то этот показатель был стабильным на протяжении всего рассматриваемого периода. Что касается конфликтных ситуаций, то этот критерий менялся на всем его протяжении. Так, в 2006 г. 33 % респондентов отмечали возникновение конфликтных ситуаций с медицинским персоналом, в 5 % случаев имело место грубое обращение; 2007 г. - в 13 % случаев отмечались конфликты, 2 % респондентов отмечали грубое отношение к пациентам; в 2008 г. - 29 % опрошенных говорили о наличии конфликтов, 10 % респондентов сослались на грубое отношение к себе; в 2009 г. - 26 % пациентов выявили наличие конфликтов, а 6 % отметили грубое отношение; в 2010 г. эти показатели были аналогичными данным 2009 г.; в 2011 г. - 31 % респондентов сослались на возникновение конфликтов, а 6 % - на грубое отношение. Таким образом, в среднем за 6 лет (с 2006 по 2011 гг.) 26,3 % респондентов отметили возникновение конфликтных ситуаций, а в 5,8 % случаев имело место грубое обращение.
В основном конфликты возникали в отношениях со средним (310 случаев) и младшим (322 случая) медицинским персоналом. Необходимо учитывать, что некоторая часть анкет заполнялась подростками, имеющих замечания со стороны медицинского персонала по поводу нарушений режима дня, правил поведения в стационаре, в связи с чем возникшие ситуации расценивались как конфликтные. Кроме того, большое влияние на взаимоотношения медицинского персонала с пациентами оказывает рост общей культуры и образованности населения вообще и в области медицины в частности. Постоянный интерес к своему здоровью ведет к тому, что население охотно и много читает научно-популярную и медицинскую литературу, смотрит медицинские телепередачи, а также активно пользуется Интернетом. Зачастую пациенты, основываясь на фрагментарных знаниях, почерпнутых из современных СМИ, провоцируют конфликты, высказывая критические замечания по поводу выставленного диагноза или лечения. В подобных ситуациях от медицинских работников (особенно от врачей) требуется особый такт и умение найти общий язык с больными и их близкими, в надлежащей форме и необходимом объеме сообщить им необходимые сведения. Грубость со стороны медицинских работников в таких ситуациях категорически недопустима. Поэтому в ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой» регулярно осуществляется мероприятия по обучению медицинского персонала, проводятся семинары и лекции по вопросам этико-деонтологических проблем.
Кроме того, с помощью представленных анкет можно выявить, насколько пациенты и их родные удовлетворены полученной информацией о состоянии здоровья, диагнозе и методах лечения, а также есть ли необходимость указать врачам на выявленные недостатки. Следует уделять больше внимания пациентам и их родственникам, отвечать на задаваемые вопросы, в доступной форме давать информацию о состоянии здоровья, о методах обследования и лечения, о дальнейших рекомендациях. Таким образом, в 2006 г. 80 % из числа опрошенных были удовлетворены полученной информацией, 3 % - не удовлетворены, 16 % респондентов затруднились ответить; в 2007 г. - 79 % опрошенных получили полную информацию о состоянии здоровья, 17 % опрошенных высказались о том, что им было недостаточно объяснено о состоянии здоровья, 4 % пациентов затруднились ответить; в 2008 г. 81 % опрошенных был удовлетворен полученной информацией, 12 % респондентов не удовлетворены, 7 % пациентов затруднились ответить; в 2009 г. - 77 % респондентов оказались до-
вольными объемом полученной информации, 7 % больных высказали мнение о недостаточном ее объеме, 16 % пациентов затруднились ответить; в 2010 г. показатели были аналогичными данным
2009 г.; в 2011 г. - 77 % опрошенных высказали мнение о том, что довольны объемом полученной информации, 13 % респондентов выразили недовольство недостаточным разъяснением о состоянии здоровья и 9 % пациентов затруднились ответить.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что показатель удовлетворенности полученной информации о состоянии здоровья пациентов в среднем за 6 лет составил 79 %. Такое положение свидетельствует о том, что врачи, несмотря на свою «загруженность», стараются найти время для бесед с родными своих пациентов, подробно и доступно информируют их о состоянии здоровья, объясняют особенности течения тех или иных заболеваний, рассказывают о проводимых обследованиях и назначенном лечении. В современном мире, когда люди активно пользуются интернетом, следят за СМИ, интересуются последними достижениями и разработками в области медицины, нельзя не отметить, что к врачу предъявляются весьма высокие требования в отношении уровня специальных знаний и общей культуры, поэтому медицинским работникам необходимо стремиться к совершенствованию навыков, повышать свою образованность [1]. В ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой» регулярно проводят семинары, читают лекции по разным проблемам медицины, врачи регулярно повышают свою квалификацию на циклах, выезжают в другие регионы, принимают активное участие в различных конференциях и съездах.
Если говорить об организационных моментах, то в анкете представлен пункт о соблюдении времени назначенных процедур и диагностических исследований. Так за рассматриваемый период времени сложилась такая ситуация: в 2006 г. 84 % от числа опрошенных получили все необходимые процедуры строго в назначенное время, 11 % респондентов высказались о том, что назначенные процедуры проводились с некоторой задержкой, 4 % пациентов ответили, что назначенное время соблюдалось не всегда; в 2007 г. 91 % опрошенных ответил, что время соблюдалось строго, 9 % респондентов отметили, что в силу определенных причин назначенное время соблюдалось не всегда; в 2008 г. 86 % опрошенных отмечали строгое соблюдение времени назначенных процедур и диагностических исследований, 1,8 % респондентов ответили, что время не соблюдалось, в 12 % случаев не всегда соблюдалось; в 2009 г. 86 % опрошенных заявили, что время назначенных процедур соблюдалось строго, 13 % пациентов ответили, что не всегда соблюдалось, а 1,6 % респондентов - не соблюдалось; в
2010 г. также в 86 % случаев время назначенных процедур соблюдалось строго, в 13 % - не всегда соблюдалось, 1,6 % - вообще не соблюдалось; в 2011 г. - в 80 % строго соблюдалось, в 17 % - не всегда соблюдалось, в 3 % - не соблюдалось. В целом, можно сказать, что за истекшие 6 лет в 87 % случаев время назначенных процедур и диагностических исследований соблюдалось строго, в 4,2 % случаев время не соблюдалось, в 8,8 % эпизодов время соблюдалось не всегда, что связано с определенными объективными причинами: большое количество пациентов, нуждающихся в одних и тех же процедурах и манипуляциях, очередность, недостаточность кадрового обеспечения младшим медицинским персоналом, который непосредственно сопровождает пациентов на процедуры, технические трудности, связанные с ремонтом, установкой нового современного оборудования в рамках реализации программы модернизации здравоохранения. Однако во всех случаях дети получили необходимые процедуры, им проведены все назначенные диагностические исследования. Что же касается качества выполненных процедур, то оно оценивалось по 5-балльной шкале. Так, в 2006 г. - 4,9 балла, в 2007 г. - 4,4 балла, в 2008 г. - 4,5 балла, 2009 г. - 4,6 балла, в 2010 г. - 4,6 балла и в 2011 г. - 4,7 балла. В среднем за 6 лет оценка составила 4,6 балла. Говоря об оценке работы вспомогательных служб, то по 5-балльной шкале: в 2006 г. - 4,3 балла, в 2007 г. - 4,3 балла, в 2008 г. - 4,5 балла, в 2009 г. -4,4 балла, в 2010 г. - 4,4 балла, в 2011 г. - 4,5 балла. В среднем показатель составил 4,4 балла. Мы можем наблюдать рост данных показателей, что говорит о стремлении сотрудников ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой» повышать качество предоставляемых услуг, создавать необходимые условия и удобства при получении тех или иных процедур и диагностических исследований, вести большую работу по приобретению нового оборудования, физиотерапевтических аппаратов.
По результатам исследования был определен уровень удовлетворенности пациентов от полученных медицинских услуг (по 5-балльной шкале): в 2006 г. - 4,5 балла, в 2007 г. - 4,4 балла, в 2008 г. - 4,5 балла, в 2009 г. - 4,4 балла, в 2010 г. - 4,4 балла, в 2011 г. - 4,6 балла. Показатель стабильный, позволяет сделать вывод о том, что пациенты довольны качеством предоставляемых им медицинских услуг, однако, несмотря на это, в ЛПУ постоянно ведется работа по повышению качества медицинских услуг, созданию благоприятных условий для получения медицинской помощи.
В отношении исходов заболеваний было проанализировано мнение респондентов о том, как на их взгляд изменилось состояние здоровья пациентов в процессе проводимого лечения (табл.).
Таблица
_Динамика оценки исходов заболеваний (%)_
Год Состояние Состояние Состояние Состояние Затрудняюсь
значительно улучшилось незначительно не изменилось ответить
улучшилось улучшилось
2011 14 51 4 4 27
2010 25 47 6 3 19
2009 25 47 6 3 19
2008 21 54 9 2 14
2007 25 48 8 3 16
2006 21 53 6 3 17
Таким образом, в среднем за 6 лет, по мнению респондентов, состояние значительно улучшилось в 22 %, улучшилось в 50 %, незначительно улучшилось в 6,5 %, не изменилось в 3 %, затруднились ответить в 18,5 % случае, соответственно.
В целом, за рассматриваемый период зафиксирован стабильный показатель, однако необходимо учитывать, что выводы делает сам пациент, либо его родитель, поэтому об объективности данного подхода судить сложно. Зачастую мнение врача при оценке исхода заболевания не всегда совпадает с субъективными представлениями о состоянии здоровья самими пациентами, либо их родными. Выявлено, что в 2011 г. обратились бы в ЛПУ по необходимости 95 % респондентов, в 2010 г. - 96 % опрошенных, в 2009 г. - 96 % пациентов, в 2008 г. - 97 % больных, в 2006 г. - 94 % респондентов.
В ходе исследования пациентам была предоставлена возможность высказать свои предложения по улучшению работы ЛПУ, его материально-технической базы, приобретению нового мягкого и твердого инвентаря, облагораживанию территории, организации досуга детям.
Обеспечение качества медицинской помощи - одна из наиболее важных и наиболее сложно решаемых проблем здравоохранения, актуальность которой резко возрастает. Здравоохранение эта та отрасль, которая нуждается в наиболее интенсивном финансировании для обеспечения необходимого уровня медицинской помощи современному населению [6]. Говоря о качестве медицинской помощи, следует иметь в виду, с одной стороны, уровень потребности населения в доступной, бесплатной, квалифицированной помощи, а с другой - реальные возможности здравоохранения, обусловленные определенным состоянием материально-технической базы, технологическим уровнем оказания помощи, кадровым потенциалом, степенью подготовки специалистов [6]. Проведенный анализ и изучение общественного мнения выявил не только положительные стороны, но и те важные проблемы, над которыми стоит задуматься, а именно - улучшение материально-технической базы, внедрение высокотехнологичной помощи, расширение спектра оказываемых медицинских услуг, обучение кадров, создание благоприятных условий пребывания, оснащение палат необходимым инвентарем, обеспечение достойного, разнообразного питания. Все эти проблемы напрямую зависят от уровня финансирования. С внедрением и развитием ОМС в России появилась возможность существенно совершенствовать медицинскую помощь, однако в последние годы наблюдается некий дисбаланс между стоимостью оказываемых услуг по ОМС с реально затраченными средствами ЛПУ, а также высокие штрафные санкции, накладываемые на ЛПУ при осуществлении вневедомственной экспертизы страховыми компаниями. По мнению многих авторов, возникла необходимость перехода от контроля качества медицинской помощи к его обеспечению, комплексному системному управлению процессом. Накопленный зарубежный опыт в этой области свидетельствует о важности и сложности данной проблемы, к тому же напрямую связанной и с проблемой финансирования [6]. Более высокий уровень качества может снизить расходы на здравоохранение. Для развития здравоохранения и обеспечения качества оказания медицинской помощи необходимо:
• усовершенствовать законодательную базу по вопросам обеспечения качества медицинской помощи;
• создать специальные национальные проекты по развитию и обеспечению качества медицинской помощи;
• поставить во главу угла задачи улучшения качества вместо функции инспектирования;
• создать рыночные механизмы для повышения уровня качества;
• пересмотреть тарифы ОМС на медицинские услуги в сторону повышения, особенно это касается хирургической, реанимационной, нейрохирургической, травматолого-ортопедической, неона-тологической и онкологической видов помощи, а также спектра тех заболеваний, при которых требуется длительное гормональное лечение [2, 4, 6].
С 2011 г. ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой» принимает участие в программе модернизации здравоохранения. Благодаря финансовой поддержке в рамках программы модернизации появилась явная возможность действительно повысить уровень развития ЛПУ: проведены ремонтные работы, улучшена материально-техническая база, приобретено дорогостоящее оборудование и практически все необходимые лекарственные препараты, отделения оснащены необходимым инвентарем, кроме того, заметно повысилась заработная плата медицинских работников, участвующих в программе. Намеченный позитивный курс в развитии здравоохранения очень важен для всех. Несомненно, проводимые реформы будут по достоинству оценены населением, критичные высказывания о методах работы и руководителях ЛПУ будут звучать реже, а общество начнет с уважением и почетом относиться к людям, несущим звание врача.
Список литературы
1. Баранов, А. А. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / А. А. Баранов; под ред. А. А. Баранова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 608 с.
2. Вялков, А. И. Стандартизация в здравоохранении : лекции. Архив журнала «Проблемы стандартизации в здравоохранении». 1999-2005 гг. / А. И. Вялков. - М. : Ньюдиамед, 2007. - 432 с.
3. Миняев, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение : учебн. для студентов / В. А. Ми-няев; под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. - М. : МЕДпресс-информ, 2003. - 528 с.
4. Стародубов, В. И. Проблемы территориального здравоохранения / В. И. Стародубов, Ю. В. Михайлова, Н. П. Соболев. - М. : РИО ГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2002. - 199 с.
5. Щепин, О. П. Современные подходы к управлению медицинской помощью на региональном уровне. Ставрополь. Министерство здравоохранения Ставропольского края / О. П. Щепин, О. В. Андреева, А. Р. Вайгант, С. Л. Вардосанидзе и др.; под ред. О. П. Щепина. - М., 2006. - 264 с.
6. Щепин, О. П. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / О. П. Щепин, В. И. Стародубов, А. Л. Линденбратен. - М. : Медицина, 2002. - 176 с.
7. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Приказ Федерального Фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» - зарегистрирован в Минюсте РФ 28.01.2011 Рег. номер 19614. - Режим доступа : http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/pravoinfo/prikazy, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 25.04.2012.
8. Научно-практический медицинский журнал - ОМС. Нормативные документы. «Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» № 326-ФЗ от 28.11.2010 - принят Государственной Думой 19.11.2010, одобрен Советом Федерации 24.11.2010». - Режим доступа : http://www.rosmedportal.com/index.php, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 25.04.2012.
Рудык Лиана Юрьевна, врач клинико-экспертного отдела ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой», Россия, 414011, г. Астрахань, ул. Медиков, д. 6, тел.: (8512) 61-87-84, e-mail: odkb_2005@ mail.ru.
Оганесян Наталия Александровна, начальник клинико-экспертного отдела ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой», Россия, 414011, г. Астрахань, ул. Медиков, д. 6 тел.: (8512) 61-8784, e-mail: odkb_2005@ mail.ru.
Сердюков Анатолий Гаврилович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-51-46, е-mail: [email protected].
Космачева Надежда Георгиевна, главный врач ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой», Россия, 414011 г. Астрахань, ул. Медиков, д. 6, тел.: (8512) 61-87-50, e-mail: odkb_2005@ mail.ru.