ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА
© КУДАШОВ В.И.
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ
В.И. Кудашов
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра философии и социально-гуманитарных наук, зав. - д.ф.н., проф. В.И.
Кудашов.
Резюме. В статье обосновывается необходимость когнитивной оптимизации для повышения умственной работоспособности и предлагаются некоторые социально-гуманитарные и медико-гигиенические стратегии по организации интеллектуального труда.
Ключевые слова: повышение интеллектуальной работоспособности,
когнитивная оптимизация, ноотропные препараты, гигиена и медицина интеллектуального труда.
Кудашов Вячеслав Иванович - д.ф.н., проф., зав. каф. философии, этики, эстетики и медицинской деонтологии с курсом политической социологии КрасГМУ; e-mail: [email protected], тел. 8(391)2217174.
Когнитивные (познавательные) способности человека во многом предопределяют степень его обучаемости, объем и структуру памяти. Значения коэффициента интеллекта (IQ - Intelligence Quotient) во многом определяются генами, которых, по разным оценкам, более 100 [7]. Существует «ошеломляющая очевидность значительного генетического влияния на различия между когнитивными особенностями разных, особенно взрослых, индивидов» [8].
Положительная взаимосвязь между уровнем интеллекта и скоростью обработки информации обусловлена одним или несколькими генами, приблизительное положение которых в хромосомах в целом уже установлено. Природа, для повышения надежности, продублировала у человека все гены, кроме множества мужских генов, ответственных за интеллект. Мутации в этих генах реализуются довольно быстро. В своих опытах исследователи в области генетики поведения направленно скрещивают животных, проводя искусственный отбор на повышение различных когнитивных способностей, и через 10-20 поколений получают линии с резкой выраженностью этих характеристик [7]. По несложным расчетам, смена 10-20 человеческих поколений занимает период примерно в 250500 лет (со скоростью примерно четыре поколения в столетие). А наличие продолжающегося эволюционного отбора в человеческой популяции может привести и к совершенствованию интеллектуальных функций человека разумного.
Из информационно-интеллектуальных навыков, используемых в современном профессиональном взаимодействии, следует отметить прежде всего появившееся 550 лет назад книгопечатание, около 150 лет назад - взаимодействие после перемещения на расстояния с помощью новых транспортных средств, 130 лет назад - связь телефонную, 110 лет - радиосвязь, 80 лет - начало
телекоммуникаций, 50 лет - компьютеризацию, 40 лет - Интернет, около 30 лет -сотовой связи. За последние годы значимость интеллектуальной работы возросла и разнообразилась с появлением таких непременных атрибутов информационноинтеллектуальной деятельности, как радио, телевизор, телефон, компьютер, Интернет, сотовая связь. Новые навыки взаимодействия за короткий, по эволюционным меркам, период были освоены людьми и к началу XXI века охватили большую часть популяции.
На основании анализа этих данных можно сделать вывод, что к настоящему времени вид Homo Sapiens через накопление информации и взаимодействие формирует феномен информационной среды обитания. Эта среда апробирует те или иные варианты и, через эволюционные механизмы, закрепляет результаты
генетически, влияет на вектор эволюции. Это подтверждается и развиваемым в отечественной философской и научной литературе учением о ноогенезе (гр. поо -разум) - процессе развития интеллектуальных систем во времени и пространстве (интеллектуальной эволюции) [1], с помощью которого можно объяснить феномен совершенствования физиологических характеристик интеллекта. Определенный вектор эволюции в антропогенезе - совершенствование функций интеллектуального взаимодействия - может быть важен для разработки современных стратегий в совершенствовании профессиональной деятельности и повышении интеллекта.
При сопоставлении количественных значений параметров можно заключить, что интеллектуальная система человека, в сравнении с окружающей информационной средой, формируемой ноосферой, более компактна по размерам, но менее быстрая по быстродействию компонентов и скорости коммуникаций, в настоящее время оперирует меньшими объемами производимой и запоминаемой информации. А это может свидетельствовать о том, что в настоящее время у человека, по отношению к вызовам современной окружающей информационной среды, возможно появление недостаточности тех функций, которые характеризуют интеллект: уровень познавательной деятельности,
активность в отражении объективной реальности, адаптационные возможности к различным условиям жизни, запоминание и приобретение знаний.
Российская гигиеническая наука не стояла в стороне от развивающихся тенденций - для санитарно-эпидемиологического надзора утверждались гигиенические нормативы напряженности работ и в настоящее время действует «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» с рекомендациями по оценке сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Также был предложен термин «информационная гигиена» - раздел знаний, изучающий закономерности влияния информации на состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающий мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды [2]. Между тем, при
развивающейся гигиенической оценке нагрузок и общих рекомендациях по «научной организации труда», продолжает ощущаться недостаток в философско-методологических и медико-гигиенических обоснованиях по повышению интеллектуальной работоспособности и эффективности интеллектуальной деятельности, системной организации по когнитивной оптимизации интеллектуального труда.
К 2002 году в России, по данным переписи населения, интеллектуальным трудом могли заниматься как минимум 15,2 млн человек трудоспособного возраста, имеющих высшее образование (10,7% от всего населения в 142,5 млн). Еще 3,8 млн старше трудоспособного возраста так же имели высшее образование (2,7% от всего населения), а послевузовское образование (закончили ординатуру, аспирантуру, докторантуру) имели 369 тыс. человек [3]. Сложно недооценивать актуальность поиска в философской эпистемологии, когнитивных науках и физиологии труда гигиенически обоснованной методологии совершенствования и когнитивной оптимизации интеллектуальной деятельности. Важно изучить, каковыми же могут быть пути и стратегии повышения интеллекта.
Медико-гигиеническую стратегию для разработки рекомендаций по оптимизации интеллектуального труда вкратце можно обозначить следующим образом. Оптимизация организации интеллектуального труда и рабочего места интеллектуала может быть основана на следующих параметрах интеллектуальной деятельности: а) активный поиск и увеличение количества обрабатываемой информации; б) увеличение скорости передачи информации, частоты ее производства; в) увеличение расстояния распространения информации.
Например, направления практических рекомендаций по организации рабочего места работника, занимающегося интеллектуальным трудом, могут лежать в сферах:
а) обеспечение всеми возможными и необходимыми средствами сбора, анализа, передачи, распространения информации (от выведения на многосотовый экран нескольких каналов телеинформации, персональных спутниковых
коммуникаторов, поисково-аналитических интернет-систем до мультимедийных презентаций и пр.);
б) увеличение скорости и быстродействия (компьютерная обработка данных; оптимально высокая частота профессиональных обменов мнений, совещаний, телеконференций; переход от медленной пересылки бумаг к факсимильной и электронной почте и пр.);
в) стремление к распространению информации на всевозможных носителях (печать, электронные, магнитные и оптические) от потребителей информации внутри организации ко все большему их количеству на все более дальние расстояния (потребители в городе, регионе, стране, международном сообществе) и пр.
Повышение интеллектуальной производительности может способствовать рациональной организации интеллектуальных систем различных институтов (производственный коллектив, учреждение, государство, транснациональная корпорация). Ускорение принятия решений, ускорение рефлексии, формирование целеустремленности - это как раз то, что зависит от интеллектуалов и формирует их.
Ноофармакология - достаточно новое, поэтому весьма спорное и перспективное направление, которое может оказаться одним из основных в когнитивной оптимизации при учете целого ряда обстоятельств. Первые ноотропные препараты появились уже в начале 70-х годов ХХ века. В настоящее время в России зарегистрировано около 15 ноотропов, а это значительно меньше, чем номенклатура на зарубежном рынке лекарственных средств, и часто не достаточно для удовлетворения как медицинской практики, так и потребителей, желающих откорректировать свои интеллектуальные возможности. Отставание на российском рынке идет по препаратам, влияющим на память, связанной с «количеством информации». Следует отметить, что общепринятой классификации ноотропов пока не существует, хотя имеется ряд различных попыток такой классификации нейрометаболических церебропротекторов,
психостимуляторов, стимуляторов памяти и умственной деятельности по их фармакологическим эффектам с учетом влияния на параметры интеллекта [5].
Необходимо отметить при этом, что если полноценные в интеллектуальном отношении люди будут улучшать свои умственные способности с помощью химических препаратов, возможно возникновение правовых, административных и этических вопросов (о чем мы уже писали в предыдущей статье). Между тем, потенциальный рынок данных препаратов просто огромен. Только в США у 76 млн человек старше 50 лет наблюдается забывчивость и более серьезные формы ухудшения памяти. В США ежегодно продается модафинила на сумму 200 млн долларов, а препаратов Гинкго на сумму 1 млрд долларов [6]. Ноотропные препараты применяются уже многими школьниками и студентами, а также многими здоровыми людьми, надеющимися увеличить умственную работоспособность - метилфенидат, донепезил и модафинил, в армии США, для повышения уровня боевой готовности солдат - модафинил; учащейся молодежью и бизнесменами - метилфенидат; пилотами ВВС США - декстроамфетамин и донепезил; апробацию на пилотах ВВС России прошел фенотропил [6].
Из профильных стратегий применения ноотропных препаратов для специфических видов интеллектуальной деятельности можно определить: для работников при повышении квалификации, образовании (в т.ч. студентов), изучении языка или новых технологий, занимающихся творческой аналитической работой - препараты, воздействующие на память, обучаемость, восприятие больших объемов информации; для специалистов при управлении сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, транспортными средствами (в т.ч. пилоты, водители), выполнением работ в экстремальных условиях - препараты, улучшающие активность мозга, усиливающие рефлексию, увеличивающие уровень бодрствования, стимулирующие ЦНС.
Весьма перспективным, хотя требующим больших усилий от самих субъектов интеллектуальной деятельности, представляется все более широкое внедрение «мнемотехники» [гр. шпешошкоп ^есИпеша)] - совокупности приемов для облегчения запоминания возможно большего количества информации [4].
Некоторые методы мнемотехники основаны на ассоциации идей, представлений, схожи с «аналоговым преобразованием», при котором происходит зашифровка большого количества информации другим символом или новым кодом. Врожденные способности и школьное образование — это лишь стартовая площадка, дальше всё зависит от мотивации и использования самых совершенных методов усиления интеллекта. К самым разработанным и популярным через Интернет методам когнитивной оптимизации можно отнести карты сознания (программа FreeMind, универсальный расширитель мозга), система управления своими делами GTD (Getting Things Done) Дэвида Аллена, а также многочисленные навыки критического мышления, развиваемые в современной философии, которая учит логически и последовательно мыслить. Из отечественных разработок стоит упомянуть визуальный язык ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность) - формальный язык, который позволяет описывать с помощью визуальных схем любые процессы, причём итоговая схема гарантированно является наглядной.
При этом следует учитывать правила соблюдения информационной гигиены и закономерности информационной экологии - связей и взаимозависимостей структурных феноменов и функциональных явлений, касающихся информации и процессов формирования и функционирования интеллектуальных систем, взаимоотношений между ними и с окружающей средой. При выявлении закономерностей информационной экологии можно отметить качественные параметры, определяющие гигиеническую стратегию, при соблюдении которой сохраняется благополучие интеллектуальных систем: а) предельные пороговые уровни количества информации; б) качественный характер информации; в) свободы и ограничения производства, распространения, хранения информации.
Пределы количества. Чрезмерное количество любой информации должно ограничиваться, дозироваться, в том числе специальными структурами и механизмами. Недостаток информации или ограничение возможностей ее восприятия вредно.
Уровни качества. Чрезмерность любой верной, но «негативной» (отрицательной) информации вредна и должна компенсироваться «положительной». Организация заведомо качественно и количественно избыточной системы субъектов, воспринимающих, анализирующих, сохраняющих информацию, обеспечивает оптимальное адресное поступление, хранение, востребование и производство информации. Информация о возможном или реальном ограничении активности может способствовать возбуждению и сопротивлению.
Пределы свободы распространения. С целью безопасного функционирования системы или ее части, необходимо определение по количеству и качеству запрещенной к производству, распространению, хранению информации, которая способна привести к дестабилизации системы вплоть до разрушения. С целью оптимизации процессов возникновения новой информации, целесообразна организация системы субъектов с повторяющимся хранением и воспроизведением информации.
Стратегии по повышению умственной работоспособности, с разработкой рекомендаций по оптимизации интеллектуального труда могут, также основываться на изучении влияния физической работоспособности на умственную, связанным с повышением содержания белков, нуклеозид фосфатов, углеводов, магния, кальция, обеспечением оптимальной доставки с кровью кислорода, а также увеличением тонуса скелетных мышц. Поиск новых стратегий в совершенствовании медицины и физиологии интеллектуального труда должен быть продолжен, поскольку он может дать основу для разработки практических рекомендаций по информационной экологии в трудовых коллективах, а также для оптимизма в том, что интеллект человека справится с возникающими задачами в конкретных сферах деятельности и кризисных ситуациях.
MEDICAL AND SOCIAL STRATEGIES IN COGNITIVE FUNCTION
IMPROVEMENT V.I. Kudashov
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. Voino-Yasenetsky
Abstract. The paper gives grounds of necessity of cognitive optimization of intellectual work ability. Social, humanitarian, medical and hygienic strategies on intellectual activity organization are suggested.
Key words: increase of intellectual work ability, cognitive optimization, nootrophic drugs, hygiene and medicine, intellectual labor.
Литература
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. - 286 с.
2. Еремин А. Л. Информационная экология и здоровье человека в современных условиях // Гигиена и санитария. - 1998. - №1. - С.58-60.
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах. Т.3. Образование. - М.: Росстат, 2005. - 390 с.
4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М., 2002. - 396 с.
5. Лесновская Е.Е., Пастушенков Л.В., Марченко Н.В. и др. Фармакотерапия с основами фитотерапии. М.: Гэотар Медицина, 2003. - 592 с.
6. Холл С. Виагра для мозга // В мире науки. - 2003. - №12. - С. 15-19.
7. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984. - 418
с.
8. De Geus E.J., Wright M.J. et al. Genetics of brain function and cognition // Behav. Genet. - 2001. - № 31 (6). - P. 489.