К. Ш. Оспанова
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАВМАТИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
КГКП « Поликлиника №3 г. Балхаша»
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на дорогах мира ежегодно погибает около 350 тыс. человек и около 12 млн. человек получают травму. Из насчитывающихся сейчас в мире 300 млн. инвалидов значительную часть составляют жертвы дорожно-транспортных происшествий. Урбанизация общества и глобальная автомобилизация остро обозначили эту социальную проблему во всем мире. Ведущие международные организации (ООН, ВОЗ, Совет Европы и Европейский Союз), рассматривая вопросы о правах пациентов, большое значение придают проблеме оказания неотложной медицинской помощи, где помощь жертвам дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и медицинское обеспечение безопасности дорожного движения занимают ведущее место. В настоящее время ежегодно в мире от ДТП гибнет почти 1,2 млн. человек, а телесные повреждения получают до 50 млн., что равняется численности населения пяти крупнейших городов (Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, 2004).
Без дополнительных усилий со стороны общества, институтов власти число смертельных случаев и травм в результате ДТП к 2020 г. может увеличиться на 65%, а в странах с низким и среднем уровнем дохода смертность от них может вырасти до 80% [1].
Травматизм в целом является третьей по значимости причиной смертности населения (а в возрасте до 45 лет - доминирующей). В этой категории преобладают дорожно-транспортные травмы (M. Peden et а1., 2002), причем на долю дорожно-транспортного травматизма приходится 2,1% всех случаев смерти (11 место в структуре причин смертности), 23% смертельных случаев от травм [2]. Значимость травматизма как причины инвалидности и смертности населения в динамике возрастает. Согласно индексу DALY в 1990 г. дорожно-транспортный травматизм был на 9 месте среди причин глобального бремени болезней, а в 2020 г. будет на третьем (C.J. Murray, A.D. Lopez, 1996), составляя 16% потерь активных лет жизни (Э.Р. Салахов, Е.П. Какорина, 2004) [3].
Экономический ущерб от ДТП оценивается примерно в 1% валового национального продукта в странах с низким уровнем дохода, в 1,5% -в странах со средним доходом и в 2% - с высоким уровнем дохода (G. Jacobs et а1., 2000). В странах ЕС экономический ущерб вследствие аварий достигает 70 млрд. экю (К. А. Теодори-дис, 1998). В России этот показатель достиг 4-5% от валового национального продукта (Б. П. Куд-
рявцев и соавт., 2005). Россия теряет ежегодно вследствие ДТП до 170 млрд. руб. [4, 5, 6]. В Республике Казахстан за год в среднем регистрируется до 17 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает почти 5 тыс. человек и около 30 тыс. человек получают ранения. Из года в год эти показатели остаются на высоких цифрах с направленностью к увеличению в последние несколько лет. По средне и долгосрочным прогнозам и с учетом высоких темпов автомобилизации в Казахстане это тенденция сохранится.
По сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в Казахстане характеризуется: более высокой степенью риска гибели населения в ДТП; более опасными для человека транспортными средствами; более высокой тяжестью последствий, превышающей в 3-15 раз (аналогичный показатель в странах с развитой автомобилизацией).
Дорожно-транспортные травмы составляют 16,9% всех видов травм, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста [7] . Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в стране обостряется, начиная с 2001 г. отмечается рост основных показателей аварийности. В 2007 г. абсолютные значения количества ДТП и числа раненых в них людей достигли максимального уровня. Всего в 2003 г. зарегистрировано 24 610 ДТП, в которых погибли 4 934 и получили ранения 29 604 человек.
Положение осложнилось во всех областях Республики Казахстан. В Акмолинской, Алматин-ской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарских областях прирост количества ДТП составил более 140%. Количество дорожно-транспортных происшествий возросло в 77, число погибших - в 65 и раненых - в 78 регионах страны. Инвалидность в результате травм опорно-двигательной системы продолжает оставаться важной медико-социально проблемой. В 2007 г., по данным, в Казахстане показатели первичной инвалидности в результате травм возросли по сравнению с 1999 г. в 2,1 раза
Экономический ущерб от временной и стойкой утраты трудоспособности в результате травм огромен. В 1999 г. в Республике Казахстан временно утратили трудоспособность 350 тыс. работающих, при этом потеряно более 2 млн. рабочих дней. С 1991 по 1997 г. почти вдвое возросла инвалидность от травм. По данным К. А. Теодоридиса [5], высокий уровень инвалидности от травм является результатом: а) недостаточной эффективности мероприятий по профилактике травматизма; б) возрастающей тяжести повреждений при травмах; в) оказания в ряде случаев неадекватной травматолого-ортопедической помощи пострадавшим в условиях лечебных учреждений; г) слабой организации восстановитель-
ного лечения в условиях больниц и поликлиник; д) отсутствия преемственности в лечении пострадавших между стационаром и поликлиническим звеньями; е) недостаточно прочной связью лечебных учреждений с органами и учреждениями социальной защиты по вопросам экспертизы ограничений жизнедеятельности; ж) низкой активности предприятий и учреждений в вопросах участия в общественно полезном труде ограниченно трудоспособных лиц с учетом состояния их здоровья.
Изучение медико-социальных последствий заболеваний, травм и увечий, полученных в ходе ДТП, приобрело особую значимость ввиду увеличения контингента больных и инвалидов с указанными видами патологии, а также возросшей необходимости разработки адекватных мер по их реабилитации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Murray C.J., Lopez A.D., Serious complication following medical-grade silicone injeetion of the face: case report. Plast. Reconstr. Surg. 2003; 71: 251-259.
2. Peden M. et al., 2002 Fleid survey of damage caused by Bascous expiosions. Proc. Brit. Ceramic. Soc. 2005; 21: 221-229.
3. Салахов Э.Р., Какорина Е.П. Психотерапия неврозов военного времени [Рук. по психотерапии]. М.; 2009: 467-484.
4. Jacobs G. et а1. Textured o smooth implants for submuscular breast augmentation: a controlled study. Plast. Reconstr. Surg. 2006; 97 (1): 12001206.
5. Теодоридис К.А., Осложнение и исходы травматической болезни в клинике. Травматическая болезнь [Под ред. И. И. Дерябина, О.С. Насонкина]. Л.: Медицина; 2007: 273-288.
6. Study of the physical, psychological and material secondary damage inflicted on the victims and their families by road crashes. Geneva: Federation Europeenne des Victimes de la Route; 1993.
7. Шапиро К.И., Савельев Л.Н., Эпштейн Г.Г., Тетерин О.Г. Особенности течения заболевания терапевтического профиля //Воен. мед. журн. 2002; 4: 67-68.
Поступила 13.03.2012
K. Sh. Ospanova
MEDICAL-SOCIAL PROBLEMS OF INJURY IN KAZAKHSTAN
Studying of medical-social consequences of diseases, traumas and the mutilations received during road accident, has got the special importance in view of increase in a contingent of patients and invalids with the specified kinds of a pathology, and also the increased necessity of working out of adequate measures on their rehabilitation.
К. Ш. Оспанова
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАРЫ ЖАРАКАТТАНУДЬЩ МЕДИКО-6ЛЕУМЕТТ1К МЭСЕЛЕЛЕР1
Жол-келк апатынан болран сыркаттылык, жаракаттылык жэне закым болуды зертеудщ кажетттИ елiмiзде жылдан* жылра кеч етек алып отырран жол апаттары. Соныч салдарынан жыл сайын жол апатынан болран наукастар саны жэне мYгедектер саныныч улрайып отырранын байкап отырмыз. Сол себебт тез арада осы кYPделi мэселен шешуде адекватты шаралар колдану керек.
А. К. Бекмагамбетов
ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ СОВЕРШЕНИЯ САМОУБИЙСТВ
И ИХ ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Карагандинский филиал РГКП «Центр судебно-медицинской экспертизы»
Акт суицида - это уход от решения проблемы, побег от наказания, унижения, позора, разочарования, утраты, отчаяния, отвергнутое™ и потери самоуважения, в общем, от всего, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых лучших ее проявлениях. Анализ способов совершения самоубийств представляет не только судебно-медицинский, но и следственный интерес, помогая правильному установлению рода смерти.
Все способы самоубийств были разделены на 8 групп: самоповешение, самоотравление (уксусной кислотой, лекарственными средствами,
фосфорорганическими соединениями, другими веществами), падение с высоты, повреждение острыми предметами, огнестрельные повреждения, комбинированная травма, железнодорожная травма и др.
Выбор способа самоубийства зависит от различных медико-психологических и социальных факторов (возраст, пол, профессия, характер труда и быта), а также от доступности того или иного метода. С целью выявления наиболее распространенных способов совершения суицида среди мужчин и женщин, а также для изучения динамики показателей самоубийств в зависимости от способа суицида за период 2001 по 2009 г. изучены данные по распределению способов самоубийств по полу и интенсивные показатели способов совершения
Так, на первом месте из всех способов самоубийств находятся самоповешения - 71,4% у мужчин и 42,8% у женщин. Чаще всего повешение совершалось лицами в возрасте 30-49 лет; во всех возрастных группах преобладали мужчины.
Медицина и экология, 2012, 1
45