Научная статья на тему 'Медико-социальные проблемы пригородных районов Красноярского края'

Медико-социальные проблемы пригородных районов Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
433
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГОРОДНЫЕ РАЙОНЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новиков О. М., Капитонов В. Ф., Доминов И. С., Галичев Г. А.

С целью оптимизации медицинской помощи населению Красноярского края, нами были изучены пригородные районы, как нетипичные по медико-демографическим, так и социально-экономическим характеристикам. Нами установлено, что общим для них является большой уровень временной миграции населения в города и перераспределение потоков пациентов для получения медицинской помощи, что оказывает значительное влияние на развитие лечебно-профилактической сети районов. Мы считаем, что, учитывая общие особенности санитарно-гигиенических и медико-социальных характеристик, несмотря на отличия в развитии лечебно-профилактической сети пригородных районов, приоритетным направлением системы здравоохранения в них должно быть: оказание первичной медико-санитарной помощи с позиции экстренности и экспресс диагностики, скорейшего оказания врачебной и специализированной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новиков О. М., Капитонов В. Ф., Доминов И. С., Галичев Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные проблемы пригородных районов Красноярского края»

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

©НОВИКОВ О.М., КАПИТОНОВ В.Ф., ДОМИНОВ И.С., ГАЛИЧЕВ Г.А.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИГОРОДНЫХ РАЙОНОВ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О.М. Новиков, В.Ф. Капитонов, И.С. Доминов, Г.А. Галичев Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; академическая научно-исследовательская лаборатория «Здоровье семьи», руковод. - д.м.н., проф. О.М. Новиков

Резюме. С целью оптимизации медицинской помощи населению Красноярского края, нами были изучены пригородные районы, как нетипичные по медикодемографическим, так и социально-экономическим характеристикам.

Нами установлено, что общим для них является большой уровень временной миграции населения в города и перераспределение потоков пациентов для получения медицинской помощи, что оказывает значительное влияние на развитие лечебно-профилактической сети районов.

Мы считаем, что, учитывая общие особенности санитарногигиенических и медико-социальных характеристик, несмотря на отличия в развитии лечебно-профилактической сети пригородных районов, приоритетным направлением системы здравоохранения в них должно быть: оказание первичной медико-санитарной помощи с позиции экстренности и экспресс - диагностики, скорейшего оказания врачебной и специализированной помощи.

Ключевые слова: пригородные районы, реформирование здравоохранения, медицинская помощь.

Особенности оказания медицинской помощи населению пригородных районов, в литературе освещены недостаточно и касаются в основном районов

примыкающих к областному (краевому) центру (2, 3, 4, 5). Исследований, посвященных проблемам пригородных районов прилегающих к городам краевого (областного) подчинения, в медицинских изданиях не нашли должного отражения, в то же время организация медицинской помощи между такими группами пригородных районов имеет существенные отличия.

С целью оптимизации системы управления охраной здоровья населения Красноярского края, коллективом авторов (1) был проведен кластерный анализ уровня урбанизации отдельных территориальных образований (ТО), который позволил условно поделить край на 3 группы.

Перовая группа (11 ТО) - города федерального, краевого подчинения и сельские районы, административный центр которого находится в городе краевого подчинения (доля городского населения более 70%). К этой группе районов отнесены гг. Красноярск, Норильск, Дивногорск, Сосновоборск, Лесосибирск, Игарка, а также районы Ачинский, Канский, Минусинский, Назаровский и Шарыповский районы.

Вторая группа (20 ТО) - сельские районы с долей городского населения от 20 до 70%, к которой отнесены Абанский, Балахтинский, Березовский, Бирилюсский, Боготольский, Богучанский, Большемуртинский, Емельяновский, Енисейский, Иланский, Кежемский, Козульский, Курагинский, Мотыгинский, Нижнеингашский, Рыбинский, Ужурский, Уярский, Шушенские районы.

Третья группа (17 ТО) - сельские районы с долей городского населения до 20%, к которой отнесены Большеулуйский, Дзержинский, Ермаковский, Идринский, Ирбейский, Казачинский, Каратузский, Краснотуранский, Манский, Новоселовский, Партизанский, Пировский, Саянский, Сухобузимский, Тасеевский, Туруханский, Тюхтенский.

Разделение сельских районов по уровню урбанизации вполне целесообразно и создает условия для наиболее оптимального развития сети лечебно-профилактических учреждений.

Проведенный нами анализ показал, что пригородные районы неоднородны по своей структуре и делятся на две подгруппы.

Первая подгруппа - сельские районы, примыкающие к краевому центру (г. Красноярск), административный центр которых расположен в сельских поселениях. Несмотря на близость к краевому центру, доля городского населения в этих районах меньше 70% (Березовский, Емельяновский районы).

Вторая подгруппа - сельские районы, административный центр которых находится в городах краевого подчинения. Эти районы (Ачинский, Канский, Минусинский и др.), по уровню урбанизации относятся к 1-й группе. Их образование обусловлено результатом реформ местного самоуправления осуществляемых в последнее десятилетие. Получилось разделение органов здравоохранения районов на 2 самостоятельные составляющие: 1. органы здравоохранения обслуживающие городское население, которые подчиняются Администрации города и 2 - сельское население и подведомственные администрации района.

Общей особенностью всех пригородных районов, независимо от их образования, является то, что:

1) их территория вплотную окружает город;

2) находится с ним в тесной экономической, санитарно-гигиенической и медико-социальной взаимосвязи и взаимозависимости за счет развитой транспортной инфраструктуры;

3) для них характерно не только транзитное расположение автомобильных дорог, но и радиальное, направленное от центра района к периферии.

Экономическая взаимосвязь реализуется через: взаимный поток товаров и ресурсов, пассажиропоток и маятниковую миграцию населения, связанную с работой, учебой.

Санитарно-гигиеническая и медико-социальная взаимосвязь обусловлена тем, что пригородная зона выполняет оздоровительные функции для городского населения. В пригородных районах сосредоточены места отдыха для горожан, приусадебные участки, дачные и садовые поселки, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивно-оздоровительные и детские лагеря,

лесонасаждения. В весенне-летний период, численность населения находящегося на территории пригородного района существенно увеличивается, что оказывает влияние на своевременность оказания медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями района.

Углубленный анализ пространственного размещения населения пригородных районов обеих подгрупп выявил его неоднородность, выражающуюся в разной численности, его плотности, возрастном составе, в естественном и миграционном приросте.

Центральная часть районов, значительно населена, на их территории находятся городские агломерации с присущими им городскими установками и стилем жизни. Экономическая привлекательность города, способствует притоку мигрантов из села, что снижает средний возраст жителей города и отчасти способствует улучшению демографической ситуации.

Периферические сельские населенные пункты районов, населены жителями, более старшего возраста, характеризуются большими темпами сокращения населения, как в результате значительной естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. В целом периферийную зону районов можно отнести к депрессивным территориям с невысоким трудовым потенциалом.

Причины социально-экономического характера, связанные с отсутствием работы и низким уровнем заработной платы труда по месту постоянного проживания, приводят к формированию устойчивой маятниковой миграции населения пригородных районов.

Проведенный нами анализ показал, что маятниковые мигранты в большей степени (58,4%) получают стационарное лечение вне района проживания. Вместе с тем, несмотря на занятость мигрантов вне района проживания, значительная их часть (41,6%) пользуется услугами лечебно-профилактических учреждений по месту жительства.

Активные преобразования в области здравоохранения в последние десятилетия прошлого столетия, направленные на развитие

специализированных центров в городах, снизили обеспеченность сельского

населения, в первую очередь пригородных районов, ресурсами здравоохранения. Такая ситуация сложилась во многом из-за объективных предпосылок и объясняются близостью территорий ряда сельских районов к крупному городу, в связи с чем достаточно большой объем медицинской помощи сельскому населению пригородных районов оказывают в прилежащих городах, что негативно отражается на различных сторонах деятельности лечебно-профилактических учреждений пригородных районов. Значительный отток жителей для оказания помощи вне медицинских учреждений пригородных районов (так называемые «внешние услуги») приводит к потере финансовых ресурсов пригородного здравоохранения, заставляя все более сокращать его ресурсную базу.

Так, например, в 2005 году только 51,1% всего населения Березовского района Красноярского края, который является пригородным районом краевого центра, получили стационарную медицинскую помощь в системе муниципального здравоохранения, а остальные 48,9% - в краевых и городских лечебно-профилактических учреждениях. При этом район получил от страховых компаний лишь 29,8% (10 513 105,83 руб.) финансовых средств от проведенного лечения населению района. Тогда как остальные 70,2% (24 726 060,41 руб.) финансовых средств, остались за пределами бюджета здравоохранения района.

Кроме финансовых потерь района за оказание лечебно-профилактической помощи вне системы муниципального здравоохранения, значительная часть финансовых средств теряется в виде налогов, так как налоговые отчисления мигрантов остаются в городе, а не в сельском районе по месту их проживания. Эти финансовые потери, создают определенную проблему, оказывая большое влияние на развитие сети медицинских учреждений района и оказание медицинской помощи населению.

Наше исследование показало, что, несмотря на общность социальноэкономической и медико-демографической ситуации в обеих подгруппах

пригородных районов, имеются и значительные различия в развитии сети лечебно-профилактических учреждений.

В первой подгруппе пригородных районов, медицинская сеть не имеет значительных отличий от типичных сельских районов и сохраняет этапность в оказании медицинской помощи населению.

Во-второй подгруппе пригородных районов, центр которых находится в городах краевого подчинения, до 90-х годов двадцатого столетия, периферическая сеть лечебно-профилактических учреждений развивалась как в типичном сельском районе, а функции центральной районной больницы и консультативной поликлиники выполняли городские медицинские учреждения. В результате административного разделения органов здравоохранения на городское (обслуживающее жителей города) и районное (соответственно сельское население района), лечебно-профилактическая сеть оказывающая медицинскую помощь сельскому населению, осталась без центральной районной больницы и консультативной поликлиники, что нарушило этапность оказания медицинской помощи населению, проживающему в сельской части района, оказав влияние на ее доступность и качество.

Учитывая естественное развитие органов здравоохранения в пригородных районах второй подгруппы за предыдущие годы, целесообразно объединение сельской части района с городом, что создает условия для более тесной интеграции службы здравоохранения района и города. Концентрация высококвалифицированной и специализированной помощи в городе, позволит районам в целом, более эффективно использовать финансовые и кадровые ресурсы здравоохранения и обеспечить более высокую и равномерную доступность и качество оказания медицинской помощи населению всего района.

Для обеих подгрупп пригородных районов, приоритетными направлениями реформирования отрасли в условиях рыночной экономики и функционирования ОМС является:

- реструктуризация медицинской помощи на базе муниципальной системы здравоохранения;

- расширение объемов амбулаторно-поликлинической помощи и переориентацией с более затратного стационарного уровня на догоспитальный;

- интенсификация использования ресурсной базы амбулаторнополиклинических учреждений и внедрение новых организационных технологий

- общей врачебной (семейной) практики.

Таким образом, развитие лечебно-профилактической помощи населению и реструктуризацию лечебно-профилактических учреждений пригородных районов, необходимо проводить с учетом близости и высокой транспортной доступности специализированных медицинских учреждений городов и краевого центра.

Конкретным направлением решений указанных проблем является формирование механизмов, обеспечивающих современное развитие системы здравоохранения путем реформирования деятельности сети лечебнопрофилактических учреждений с позиции экстренности оказания медицинской помощи и скрининг - диагностики.

MEDICAL AND SOCIAL PROBLEMS OF SUBURBAN AREA IN KRASNOYARSK TERRITORY

O.M. Novikov, V.F. Kapitonov, I.S. Dominov, G.A. Galichev Krasnoyarsk state medical academy

With the purpose of medical srvice optimization in Krasnoyarsk Territory, we studied suburban arears, both atypical under medicodemographic and socio-economic characteristics.

We revealed common peculiarities - the high level of temporal megration of population in a city and redistribution of patients for medical service getting. It influences on a development of medical and prophylactic system in arears.

Taking into account common peculiarities of sanitation and medicosocial characteristics, in spite of distinctions in medical and prophylactic system in suburban arears, priority tendency in health care system is primary medical care..

Литература

1.Мажаров В.Ф., Плотников Н.Ю., Бабенышев С.В. и др. Социальногигиеническая типизация территории Красноярского края по природным и антропогенным факторам среды обитания для целей оптимизации системы управления охраной здоровья населения // Информац.-аналитич. системы и технологии в здравоохранении и ОМС: тр. всерос. конф. - Красноярск: КМИАЦ, 2004. - Т. 1. - С. 215-227.

2.Суслин С.А. Оценка деятельности и перспективного развития лечебнопрофилактических учреждений пригородного района // Пробл. соц. гиг. и истории медицины. - 2005. - № 5. - С. 34-37.

3.Суслин С. А., Галкин Р. А. Медико-социальные аспекты маятниковой миграции населения пригородной зоны // Здравоохр. Рос. Фед. - 2005. - № 3. -С. 13-15.

4.Суслин С.А. Территориальные особенности медицинского обеспечения населения сельских районов Самарской области // Здравоохр. Росс. Фед. - 2005.

- № 5. - С. 43-45.

5.Суслин С.А. Медико-географические особенности размещения ресурсов здравоохранения сельских районов (на примере Самарской обл.) // Справоч. врача общ. практики. - 2005. - № 7. - С. 76-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.