Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты ожогового травматизма у детей'

Медико-социальные аспекты ожогового травматизма у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты ожогового травматизма у детей»

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОЖОГОВОГО ТРАВМАТИЗМА У ДЕТЕЙ

Занина И. А., Раздорская И.М., Чембарцева И. В.

Воронежская государственная медицинская академия,

кафедра организации фармацевтического дела и технологии лекарств, г. Воронеж Курский государственный медицинский университет, кафедра управления и экономики фармации, г. Курск

Одними из наиболее важных и сложных проблем теоретической и клинической медицины, практического здравоохранения и органов социальной защиты являются профилактика и лечение термических ожогов у детей. По данным ВОЗ, удельный вес ожогов среди всех видов травм ежегодно составляет 12-20%, из которых в среднем 8% приходятся на долю детских бытовых травм. Учитывая столь высокий уровень ожогового травматизма на фоне общей тенденции к снижению детского населения в стране, в последние годы все большее внимание уделяют вопросам совершенствования противоожоговой безопасности и оптимизации терапии ожоговой болезни у детей. Высокая частота ожоговых травм у детей является следствием их быстро увеличивающейся физической активности и особенностями психофизиологического развития. Дети получают ожоги в основном в домашних условиях. Обстоятельства, сопутствующие возникновению травмы, связаны с возрастом ребенка, так как именно возраст определяет особенности поведения и меру ответственности за свои поступки. Как показывают данные литературы, при ожоговой травме у детей отмечается некоторая закономерность - каждой возрастной группе свойственны определенные причины термического повреждения.

Оценить частоту различных этиологических факторов, охарактеризовать преимущественную локализацию и глубину ожогов, а также установить причинно-следственные связи ожогового травматизма в педиатрии позволяет клинико-статистический анализ, результаты которого помогают предположить методы совершенствования профилактики термических повреждений у детей.

Целью настоящего исследования был комплексный клинико-статистический анализ детского ожогового травматизма в Воронежской области.

Основу исследования составил ретроспективный анализ 317 историй болезни детей с ожоговой травмой, пролеченных на базе ожогового отделения ОДКБ № 2 г. Воронежа за 2006-2007 гг.

Анализ эпидемиологии ожоговой травмы у детей показал, что наиболее часто термические поражения встречаются в возрасте от 1 до 3 лет (рис. 1), что обусловлено быстро увеличивающейся физической активностью и особенностями психофизиологического развития детей, причем во всех возрастных группах доминируют мальчики.

Рис. 1. Распределение частоты термической травмы у детей в зависимости от их пола и возраста (за 100% принят весь объем исследования п=317)

Соотношение между пострадавшими мужского и женского пола увеличивается с 1.2: 1.0 в возрасте 3-7 лет до 6.8 : 1.0 в возрасте 7-12 лет, достигая среднего значения 2.1 : 1.0 в возрастной группе 1-3 года.

Результаты этиологического исследования термических травм показали, что у детей среди причин ожога на первое место приходится ошпаривание горячими жидкостями, второе место у девочек занимают контактные термические ожоги о раскаленные предметы (утюг, духовой шкаф, обогреватель и др.), тогда как у мальчиков - воспламенение огнеопасных жидкостей и пламя от костра (рис. 2).

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

жидкость пламя контакт

□ девочки □ мальчики

Рис. 2. Соотношение этиологических факторов термических ожогов у детей (за 100% принято общее количество девочек или мальчиков соответственно)

По нашим данным, большинство детей (79%) становятся жертвами собственного поступка (неосторожность действий).

Большое влияние на течение и исход ожоговой болезни оказывает локализация повреждения. В процессе исследования нами было установлено, что у детей преимущественно наблюдаются множественные поражения различных участков тела (40.4%). При изолированных повреждениях чаще поражаются нижние конечности (18.9%), второе место по частоте поражений занимают верхние конечности (18.3%).

Таким образом, существенная роль в профилактике термических ожогов у детей принадлежит анализу причин повреждений. Полученные данные позволили предположить методы совершенствования противоожоговой безопасности и пути оптимизации лекарственного обеспечения детей с ожоговой травмой на этапе стационарного лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.