ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
А. С. Бижанова
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ
Национальный научный медицинский центр (Астана)
Проблема инвалидности многопрофильна и включает в себя медицинский, социальный, гигиенический, юридический и политический аспекты, поэтому большое количество различных государственных структур причастны к обеспечению социальной защиты инвалидов: органы здравоохранения, научно-исследовательские институты, Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, образования, академия медицинских наук, предприятия народного хозяйства, общественные организации.
По сравнению с врачебно-трудовой экспертизой в теории медико-социальной экспертизы (МСЭ) меняется главное - предмет исследования. Вместо узконаправленного изучения преимущественно трудоспособности больного человека исследуется жизнедеятельность в широком диапазоне основных своих проявлений и степень ее ограничений, обусловленных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. При подобном подходе оцениваются социальные последствия болезни с анализом основных последовательно взаимосвязанных состояний, формирующих инвалидность: болезнь, стойкое нарушение функции, ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность (инвалидность). В связи с этим расширяется и спектр медико-биологических, социальных, социологических, психологических, экономических, юридических и др. отраслей науки, элементы которых кумулирует медико-социальная экспертиза.
Усложняется и методология медико-социальной экспертизы, которая отражает взаимоотношения с науками, на базе которых и в тесном взаимодействии с которыми она развивается. Методология МСЭ основывается на ведущих положениях клинической медицины, социальной гигиены, физиологии и психологии труда, социологии, медицинской и социальной психиатрии и др.
Задачей организации офтальмологической помощи и инвалидности является оказание своевременной и высококвалифицированной офтальмологической помощи прединвалидам и инвалидам, страдающим тяжелой глазной патологией. Применение новых методов лечения, полноценная социальная и профессиональная адаптация, а также реабилитация (общее и специальное образование, рациональное трудоустройство) помогают снизить число инвалидов на 30%, а в 20% случаев уменьшить степень тяжести инвалидности.
Для совершенствования социальной защиты инвалидов необходимы разработка современ-
ной концепции инвалидности и на ее основе нового закона, реорганизация медико-социальной экспертизы, обеспечение этой службы новыми стандартами и протоколами, а также установление дифференцированного статуса лиц с ограничением жизнедеятельности: действительных инвалидов (то есть беспомощных) и лиц, временно нуждающихся в социальной помощи (например, в связи с потерей профессии в результате болезни, травмы и т. п.) на период социальной адаптации.
Основные положения медицинского раздела концепции должны быть основаны на результатах анализа инвалидности в плане предотвратимой (частичной или полной) и не предотвратимой.
Причиной инвалидности большого количества случаев слепоты и слабовидения у детей являются врожденные пороки развития и заболевания (в основном наследственные). Современные методы диагностики, предупреждения и коррекции генетической патологии, медико-генетическое консультирование в сочетании с доступностью слепых методов репродуктивной медицины, повышение культуры и ответственности носителей тяжелой наследственной патологии глаз могут значительно снизить долю врожденной патологии в структуре инвалидности вследствие офтальмопатологии у детей.
Учитывая, что 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор, состояние его функций приобретает первостепенное значение среди других сенсорных систем для осуществления всего комплекса интегрированной деятельности человека. Определение наличия и степени ограничения различных категорий этой деятельности у лиц с патологией органа зрения требует детальной клинической и социальной экспертно-реабилитационной диагностики. В числе клинико-функциональных характеристик, которые необходимо учитывать при медико-социальной экспертизе лиц со зрительными расстройствами, основными являются клиническая (нозологическая) форма заболевания, ее этиология, патогенез; характер и выраженность изменений структур глазного яблока; вид и степень функциональных расстройств; стадия патологического процесса, течение заболевания; клинический прогноз; синдромальность и сочетан-ность нарушений органа зрения с патологией других систем организма, срок манифестации процесса и время наступления зрительного дефекта; степень адаптации к зрительному дефекту и возможность активизации иных анализаторных систем, участвующих в компенсации зрительного дефекта (в основном слухового и кожного анализаторов).
Помимо клинико-функциональных характеристик при медико-социальной экспертизе очень важное значение имеет оценка психологических особенностей индивида, анализ социально-бытовых, социально-средовых, профессионально-трудовых факторов. Клиническая форма заболе-
вания, степень и характер структурных и функциональных расстройств определяются на основании детального офтальмологического обследования с применением необходимых диагностических методов. Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения, определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является, как известно, состояние зрительных функций, основные среди которых - острота и поле зрения.
При нарушении остроты зрения прежде всего снижается различительная способность зрительного анализатора, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности больного.
Не менее важным, чем острота зрения, является состояние поля зрения. При различных формах офтальмопатологии отмечается большое разнообразие поражений как периферических границ, так и наличие скотом в пара- и центральной зонах поля зрения. Следует учитывать, что значительное сужение периферических границ поля зрения и наличие центральных скотом, наряду со снижением остроты зрения резко затрудняют мобильность, возможность самостоятельного передвижения больных, их самообслуживание, способность к обучению, выполнению трудовых операций, к общению, к ориентации, что формирует социальную недостаточность, обусловливает необходимость социальной помощи, обеспечения больных тифлосредствами, создание специальных условий быта, труда и других мер социальной помощи и защиты.
Для углубленного анализа характера и степени функциональных расстройств и их влияния на отдельные категории жизнедеятельности следует также оценивать иные характеристики функционального состояния зрительного анализатора, в том числе данные электрофизиологических исследований. Важное значение при медико-социальной экспертизе, особенно для лиц, имеющих профессии зрительного профиля, имеют оф-тальмоэргономические характеристики.
Обязательным элементом медико-социальной экспертизы является оценка реабилитационного прогноза, который определяется, исходя из реабилитационного потенциала больного и возможности его реализации в конкретных социальных условиях с учетом социальной микро- и макроструктуры. При оценке реабилитационного прогноза следует учитывать возможность и прогнозируемую эффективность реабилитационных мероприятий, как медицинских (все виды лечения, коррекции зрения), так и результативность использования вспомогательных средств, мероприятий, относящихся к профессионально-трудовой и социальной реабилитации. Только совокупность этих факторов может спо-
собствовать социальной интеграции инвалида. Следует подчеркнуть, что наличие неблагоприятного или сомнительного с тенденцией к неблагоприятному клинического и реабилитационного прогноза даже на фоне временно сохранных функций органа зрения и состояния жизнедеятельности (например, при онкологических заболеваниях) может служить основанием для определения группы инвалидности. Важное значение, особенно для слепого человека, имеют психологические особенности, в числе которых наиболее значимыми являются отношение к болезни, к зрительному дефекту, отношение к социальной среде (семье, обществу), личностное отношение к мерам реабилитации.
Степень социально-психологической адаптации незрячего в значительной мере зависит от наличия его уверенности в своих силах, в эффективности реабилитации, от отношения к нему в семье, окружении, производственной среде.
Комплексная оценка всех вышеперечисленных позиций позволяет определить социальные последствия нарушений органа зрения, наличие инвалидности и ее группу, причину инвалидности, сроки переосвидетельствования, а также степень нуждаемости инвалида в социальной защите. Основными среди форм социальной защиты для инвалида с патологией зрения служат различные виды медицинских и социальных услуг, главными из которых являются меры медико-социальной реабилитации, индивидуальная программа которых формируется в процессе медико-социальной экспертизы. При этом ведущее значение имеет первоначальный этап реабилитации - восстановительное лечение. Высокий уровень современной отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной офтальмологии, создает широкие возможности и обеспечивает большую эффективность медицинской реабилитации.
Столь же важное значение для уменьшения социальной недостаточности инвалида со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации, включающей в себя первичную (элементарную) реабилитацию, социаль-но-средовую и социально-бытовую адаптацию, профессиональную реабилитацию и рациональное трудовое устройство. Для реализации этих мер часто необходимо обеспечение инвалидов специальными средствами коррекции и вспомогательными тифлотехническими средствами.
Оптимальные меры медицинской реабилитации, наличие достаточного ассортимента корригирующих и тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями формируют предпосылки для достижения инвалидами с патологией органа зрения равных (со зрячими) возможностей и равных прав для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, раскрытия творческих возможно-
Медицина и экология, 2008, 1
стей, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества, то есть их социальной интеграции.
Дальнейшее совершенствование теории и методологии офтальмологической медико-социальной экспертизы, успешная реализация ее позиций в практике работы лечебных учреждений, отделов МСЭ и служб реабилитации будут способствовать улучшению социальной защиты и достижению социальной интеграции многочисленного контингента инвалидов с патологией органа зрения.
Структура первичной инвалидности по заболеваниям глаз и его придатков выглядит следующим образом: миопия - 35,1%, глаукома
- 21,8%, болезни хрусталика и стекловидного тела - 10,5%, хориоретинит и другие болезни сосудистой оболочки - 9,6%, болезни склеры, роговицы, радужной оболочки и цилиарного тела
- 9,0%, атрофия зрительных нервов - 7,6%, отслойка и разрывы сетчатки - 6,4% [3]. Уровень и структура инвалидности в странах СНГ приблизительно одинаковы [1, 2, 4, 5, 6].
В нашей стране социальная поддержка и защита инвалидов, обеспечение им равных возможностей в реализации своих прав гарантированы Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»; «О социальной защищенности инвалидов»; «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; «О правах ребенка» и другими нормативными правовыми документами.
Согласно Закону Республики Казахстан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан», инвалиды с глазной патологией в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида бесплатно обеспечиваются тифлотехническими средствами в порядке, установленном уполномоченным органом в области социальной защиты населения.
Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» направлен на раннее выявление нарушений в развитии ребенка, оказание детям с ограниченными возможностями комплекса мер по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке, интеграцию их в общество.
В целях реализации этого закона в структуру органов социальной защиты населения введены должности специалистов по социальной работе, создаются отделения социальной помощи на дому со штатом социальных работников по уходу, консультантов по социальной работе. Их основной задачей является выявление и учет детей с ограниченными возможностями, нуждаю-
щихся в постороннем уходе, и предоставление им необходимых социальных услуг.
Законом Республики Казахстан «Об образовании» детям с ограниченными возможностями в развитии гарантируется обеспечение условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым, согласно заключению медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования при проведении конкурса на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательные гранты и кредиты, имеют преимущественное право на зачисление в случае одинаковых показателей. Детям-инвалидам создаются специальные условия обучения и воспитания.
В целях реабилитации инвалидов, предоставления им возможности для всесторонней интеграции в общество, создания условий для обеспечения независимого образа жизни, снижения уровня инвалидности постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена «Программа реабилитации инвалидов на 2002 -2005 годы», которая является основой при разработке региональных программ реабилитации инвалидов.
По решению местных исполнительных органов в местах расположения учреждений, ориентированных на обслуживание инвалидов, а также в наиболее людных местах должны устанавливаться специальные светофоры с синхронными звуковыми сигналами, дорожные знаки и указатели, пешеходные переходы, обустроенные звуковыми устройствами.
Основными направлениями профилактики заболеваемости и инвалидности, реабилитации больных и инвалидов являются:
1. Создание законодательной базы, регулирующей вопросы социальной защиты инвалидов, предоставления возможностей инвалидам для всесторонней интеграции в общество, обеспечение условий для независимого образа жизни.
2. Повышение эффективности профилактики заболеваемости и инвалидности. Раннее выявление детей группы риска в родовспомогательных и амбулаторно-поликлинических организациях и направление их в психолого-медико-педагогические консультации. Организация исследований по изучению причин возникновения инвалидности в целях ее профилактики.
3. Создание системы комплексной реабилитации инвалидов. Совершенствование медицинской, социальной, профессиональной реабилитации инвалидов и координация всех направлений реабилитации. Организация санаторно-курортного оздоровления. Совершенствование системы обеспечения техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, реабилитационными приспособлениями, облегчающи-
ми их жизнь. Развитие сети реабилитационных учреждений и укрепление их материально-технической базы. Сохранение и расширение сети специальных коррекционных учреждений образования для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. Обеспечение доступа инвалидов к социальной инфраструктуре.
4. Обеспечение получения образования, свободного выбора рода деятельности и профессии с учетом состояния здоровья. Обеспечение трудоустройства инвалидов. Создание дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Организация профессионального обучения инвалидов. Осуществление мероприятий, обеспечивающих занятость инвалидов.
5. Привлечение к активному образу жизни. Обеспечение участия инвалидов в спортивных соревнованиях, фестивалях, художественной самодеятельности и других видах творчества.
Таким образом, предпринимаемые государством меры по профилактике заболеваемости и инвалидности, реабилитации больных и инвалидов должны положительно сказаться на качестве жизни и здоровья граждан.
Дальнейшее совершенствование теории и методологии офтальмологической медико-социальной экспертизы, успешная реализация ее позиций в практике работы лечебных учреждений, бюро МСЭ и служб реабилитации будут способствовать улучшению социальной защиты и
достижению социальной интеграции многочисленного контингента инвалидов с патологией органа зрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедов Айдын Ахмед-оглы. Социально-гигиенические, клинико-офтальмологические проблемы травматизма и инвалидности вследствие повреждения органа зрения в Азербайджанской Республике и пути медико-социальной реабилитации: Автореф. дис. ...д-ра мед. наук. -Баку, 1998. - 28 с.
2. Гарус Ю. И. Медико-социальная характеристика детей-инвалидов вследствие патологии органа зрения //«Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов»: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. -Минск, 1996. - С. 90.
3. Джунусова А. Ш. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов //Офтальмол. журн. Казахстана. - 2003. - №3-4. - С. 22 - 26.
4. Егорова Т. С. Состояние рефракции при инвалидизирующих формах офтальмологии у детей //Вестн. офтальмологии. - 2003. - Т. 119, №2. - С. 22 - 26.
5. Кенжебаев Н. С. Место катаракты в структуре заболеваемости, слепоты и слабовидения у жителей Алматинской области //Офтальмол. журн. Казахстана. - 2003. - №1. - С. 23 - 27.
6. Мустафина Ж. Г. Слепота и слабовидение по данным населения Алматинской области /Ж. Г. Мустафина, Б. С. Бейсенбаева, Н. С. Кенжеба-ев //Современные проблемы офтальмологии. -Алматы, 2000. - С. 12 - 13.
А. S. Bizhanova
MEDICO-SOCIAL EXAMINATION AND REHABILITATION OF PATIENTS WITH DISEASES OF BODY OF SIGHT
In article main principles of medico-social examination of patients with a pathology of body of sight are consecrated. Ways of rehabilitation actions are determined.
А. С. Бижанова
К9РУ ОРГАНДАРЫНЫЦ ДЕРТ1НЕ ШАЛДЫККАН НАУКАСТАРДЫ МЕДИКО-6ЛЕУМЕТТ1К САРАПТАУ Ж8НЕ ОЦАЛТУ
Макалада керу органы патологиясы бар наукастарды медико-элеуметлк сараптаудыч непзп каридалары бершген. Очалту ic-шараларыныч жолдары белпленген.
С. Д. Нурсултанова
АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИНИТ: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ
По результатам многочисленных эпидемиологических исследований, более 25% населения страдает различными аллергическими заболеваниями, в структуре которых одно из ведущих мест занимает аллергический ринит (АР).
По определению экспертов ВОЗ, аллергический ринит является важной проблемой респираторной медицины вследствие распространен-
ности, влияния на качество жизни и связанного с ним экономического ущерба, а так же последующего риска развития бронхиальной астмы.
Распространенность АР в экономически развитых странах составляет от 20 до 40% [4]. В США, по разным данным, АР страдают от 20 до 40 млн человек. В России частота АР колеблется от 12 до 21% [2]. В Казахстане в зависимости от географического региона АР составляет от 13 до 18% [3]. Однако число зарегистрированных официальной статистикой больных в десятки раз меньше истинной заболеваемости [3]. Это связано не только с диагностикой заболевания, но и с
Медицина и экология, 2008, 1