МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
Семенова Е.А.
Поликлиника № 87, г. Москва
Гипертоническая болезнь в наши дни очень широко распространена, особенно в промышленно развитых странах. Повышенное артериальное давление часто возникает уже в подростковом возрасте, болезнь стремительно молодеет, как большинство заболеваний сердечно-сосудистой системы. Однако не все больные могут правильно использовать рекомендуемые им методы лечения в результате у них под действием неблагоприятных факторов могут возникать серьезные осложнения. Многочисленные исследования убедительно доказали, что путем профилактики, обучения, активной диагностики и регулярного лечения артериальной гипертонии (АГ) можно существенно снизить риск развития сердечно-сосудистых осложнений (Вишневский В.И., Чазова И.Е., Коломоец Н.М., Оганов Р.Г. и др.). В этой связи, созданием системы медико-психологического сопровождения пациентов с артериальной гипертензией можно сформировать у них ответственность за сохранение своего здоровья и более сознательного отношения к оздоровлению. Для этого в городской поликлинике № 87 г. Москвы (главный врач Медведев С.Н.), была создана «Школа здоровья». Нами были выделены три основных направления медикопсихологической помощи больным с артериальной гипертензией: диагностико-консультативная, лечебнооздоровительная, медико-психологическое просвещение. Методы работы зависят от задач и направлений работы. Основными методами являются диагностика, психологическое просвещение, психотерапия, психопрофилактика. Для пациентов была разработана дифференцированная программа, тематика занятий, тесты и вопросы для проверки усвоенных знаний и навыков. Групповые занятия проводились один раз в неделю. Индивидуальные два раза в месяц. На практических занятиях пациенты овладевали навыками правильного измерения артериального давления, составляли индивидуальный режим дня, суточное меню, план выполнения комплекса физических упражнений, строили индивидуальный план оздоровления. Все данные пациенты вносили в дневник. Основной целью ведения дневника пациентом было самостоятельное мониторирование артериального давления, в соответствии с чем, в дальнейшем на индивидуальных консультациях давались необходимые рекомендации, проводился подбор гипотензивной терапии. Свою оценку эффективности подобранной терапии больной также вносил в дневник. Кроме того, в дневнике пациенты отмечали калорийность пищи, интенсивность физической нагрузки, что помогало в коррекции индивидуального плана оздоровления. Об эффективности занятий судили по результатам оценки качества жизни по методике «КЖ» (Гладков А.Г., Зайцев В.П., Айвазян Д.М.). Анализ полученных данных показал, что у слушателей Школы после проведенных занятий значительно изменилось отношение к своему здоровью. Пациенты стали ежедневно контролировать уровень артериального давления, регулярно примерять препараты, следить за питанием. Они научились правильно вести себя при гипертонических кризах и других осложнениях течения заболевания, преодолевать отрицательные психоэмоциональные напряжения, применять средства доврачебной помощи, вести дневник. Использование современных технологий обучения позволили повысить доверие к врачам и заинтересованность пациентов в выполнении врачебных назначений. Таким образом, медико-психологическое сопровождение больных с артериальной гипертензией способствует повышению компетентности пациентов в вопросах гипертонической болезни, здорового образа жизни, правильного питания, а также своевременного лечения, оздоровления, выполнения рекомендаций и назначений врача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва