АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
А.Н. Алёхин
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
В специализированных словарях и справочниках психотерапия традиционно определяется как "система лечебного воздействия на психику, а через психику - на весь организм человека". Осуществляясь и разрабатываясь изначально как сфера практической врачебной деятельности, психотерапия всегда тяготела к возведению полученных в опыте представлений в статус научных. Созданы классификации психотерапевтических техник, направлений, подходов (патогенетическая, симптоматическая), моделей (медицинская, психологическая, социологическая, философская). Формулируются теоретические основания различных форм психотерапии: индивидуальной, групповой, семейной. В силу самой специфики психотерапевтической деятельности обозначились зоны взаимопроникновения психотерапевтических и культурологических, религиозных, исторических, философских представлений. Это движение к концептуальному оформлению получает свое выражение в призыве к теоретической интеграции психотерапии, созданию интегративной психотерапии.
В противоречии с описанной тенденцией к опредмечиванию и теоретической интеграции научных обоснований психотерапии выступает фактическое умножение ее форм и углубляющаяся дивергенция ее направлений, все более узкая специа-
лизация психотерапевтов по различным социальным и клиническим группам: детей, пожилых людей, здоровых и больных определенными психическими и соматическими заболеваниями, семьей, профессий, коллективов, субкультур.
Поскольку эти направления существуют и развиваются, есть основания полагать, что они востребованы обществом и, несмотря на различие концептуальных построений и техник реализации, помогают обращающимся людям. Вместе с тем отсутствие общей, разделяемой профессиональным сообществом теории психотерапии осложняет перспективы ее развития, обучения ей, оценки эффективности и порождает множество проблем морально-этического и юридического толка. Эти проблемы обострились с появлением массовой профессии - профессии психолога. Вся практическая психология фактически ориентирована на осуществление вмешательства, которое нередко без должных оснований определяют как психотерапию. Недостаточность научных оснований самой психотерапии как клинической практики в данном случае умножается на трудности психологии, научный статус которой всю историю ее развития подвергался сомнению. Однако методологические проблемы психологии, отсутствие институализированных форм профессиональной деятельности психологов и недостаточная разработанность теории психотерапии не становятся препятствием для реализации психотехнических практик, называемых психотерапией: психотерапией сейчас называют все вообще способы общения дипломированного психолога с человеком, который при таком общении объявляется клиентом (песочная терапия, сказ-котерапия, арт-терапия, иппотерапия, например).
Существующее положение, конечно, имеет свои преимущества - поле реализации творческих замыслов практикующих психологов ничем не ограничивается. Однако это приближает их деятельность к деятельности так называемых целителей, магов, колдунов, экстрасенсов и других "специалистов", которые, так же как и психологи, и практически на тех же основаниях оказывают платную помощь человеку в решении жизненных проблем.
Оформление и институализация профессиональной психологической помощи, проще говоря, наделение этой деятельности надлежащей ответственностью требует обращения к вопросу о научных основаниях любого профессионального психологического вмешательства. Без решения этого вопроса трудно представить себе подготовку и сертификацию специалистов, оценку эффективности вмешательства (непосредственных и отсроченных последствий для личности), легитимность подобной деятельности в целом.
Проблемой психотерапии как научной дисциплины является отсутствие научных определений психики, ее расстройств и методов коррекции, определений, аналогичных тем, которыми традиционно оперирует терапия: организм, болезнь, лечение. При неопределенности же основных понятий теряют свое значение и все производные, традиционно используемые в психологической практике: психодиагностика, проблема клиента, психологическое воздействие и т.п.
В психологии, в силу обстоятельств ее становления и развития, такие вопросы не ставились и не решались. Предметом психологии становились процессы, состояния и свойства психики в условиях нормальной жизнедеятельности. Основным методом психологии являлся и является поныне анализ различных аспектов психического (когнитивные процессы, характеристики эмоционально-волевой и мотивационной сфер). Такой метод, будучи адекватен в экспериментальных условиях, оказался малопродуктивным для описания и анализа процессов переживания человека в единстве его психических и соматических проявлений, то есть для ситуаций психологического вмешательства. Неслучайно поэтому все многообразие и теорий личности, и теорий формирования симптома, и обоснований техник вмешательства обязано своим появлением и развитием клинической практике.
Эта практика, собственно, и стала основанием для развития клинической - медицинской психологии. Тесная связь медицинской психологии с клинической практикой позволила ей в рамках естественнонаучной парадигмы сформулировать теоретические концепты, необходимые для целостного описания и анали-
за поведения человека в различных обстоятельствах его жизни: в здоровье и болезни. Поэтому медико-психологический подход только один и обеспечивает адекватные теоретические основания для интеграции концепций психотерапии. Существующие же в современной психологической психотерапии направления (когнитивно-поведенческое, психодинамическое, гуманистическое) могут рассматриваться как производные от базовых медико-психологических концепций, но сами по себе не восполняют научно-теоретического вакуума в обеспечении психологической практики.
Актуальной задачей разработки научных обоснований интегративной психотерапии является методологический анализ существующих концепций психотерапии, распредмечивание и редукция их к теоретическим концептам медицинской психологии, соответствующая научная верификация практикуемых психотехник. Основным концептом медицинской психологии, адекватным для такой методологический работы является концепт "поведение", который в российской естественно-научной школе психологии есть, собственно, "психика". В рамках этого концепта логично и непротиворечиво описываются все аспекты поведения как целостной системы функционирования психического, рассмотренные с разных исследовательских позиций, но не представляющие собой самостоятельных систем: поведение тела, когнитивное поведение, социальное поведение и т.п. Это позволит снять демаркацию предметных областей физиологии и психофизиологии, общей психологии и психологии личности, снять пресловутые дихотомии: "психическое-соматическое", "личность-среда", "биологическое-социальное" и т.п. Психологические теории научения, теория функциональной системы и теория первой и второй сигнальной систем стимулов в физиологии, тождественная психологической теории знака-значения-смысла в психологии становятся, таким образом, естественнонаучными основаниями интеграции разнообразных психотерапевтических школ и направлений в границах концепта поведения. Таким образом, проблемы, стоящие на пути интеграции психотерапевтической практики и превращения этой практики в нормативную дисциплину, носят методологический, т.е. мета-
научный характер. Но только решение этих проблем и позволило бы систематизировать психотерапевтический опыт, накопленный разными школами, и выработать научные критерии для оценки показаний, динамики состояния пациента/клиента и эффективности психологического вмешательства. А это и является необходимым условием для возведения практик психологической помощи в статус профессиональной деятельности.