medical & pharmaceutical
JOURNAL "PULSE"
2022. Vol.24. №4
ф
RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences
УДК 614.2 (063)
Corresponding Author: Mushnikov Dmitry Lvovich - Ph.D., Ivanov State Medical Academy, Ivanovo, Russian Federation
E-mail: [email protected]
© Mushnikov D.L., Kozlov V.A., Oleynik A.V., Abrosimov E.A., Kolobova T.L.- 2022
Received: 1G.G3.2G22 | Accepted: 19.G4.2G22
Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-33-37
MEDICAL-ORGANIZATIONAL, DIGITAL AND SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES OF WORKING WITH PATIENTS: CLASSIFICATION, QUALITY
Mushnikov1 D.L., Kozlov2 V.A., Oleynik1 A.V., Abrosimov3 E.A., Kolobova3 T.L.
1 Institute of Current Research and Technology, Ivanovo, Russian Federation
2 Ivanovo regional oncology dispensary of the Department of Health, Ivanovo, Russian Federation
3 Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, Russian Federation
МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ЦИФРОВЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КАЧЕСТВО
Мушников1 Д.Л., Козлов2 В.А., Олейник1 А.В., Абросимов3 Е.А., Колобова3 Т.Л.
1 ООО «Институт актуальных исследований и технологий», г. Иваново, Российская Федерация
2 ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» Департамента здравоохранения Ивановской области, г. Иваново, Российская Федерация
3 ФГБОУВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново, Российская Федерация
Abstract. The introduction of the principles of the socio-cultural approach in the activities of medical organizations requires an emphasis on working with patients as full participants in the treatment and diagnostic process, taking into account their needs, values, psychological status, individual characteristics. The purpose of the study: to propose a classification of technologies for working with patients and to analyze the quality of the practice of their application in health care. The study was conducted on the basis of health care of the subjects of the Central Federal District of the Russian Federation (Ivanovo, Yaroslavl, Kostroma, Vladimir, Moscow regions). Time of the study 2020-2021 Research methods: bibliographic, expert assessments, analytical. The research program included an expert assessment of the quality of technologies for working with patients in 3 components (medical-organizational, digital and socio-cultural). The volume of the sample population formed by random selection amounted to 800 cases of medical care of oncological, pediatric and surgical profile. Under the technologies of working with patients in health care institutions, we understand - the established typical approaches, algorithms for interaction with patients, taking into account the socio-cultural characteristics ofpatients and with the aim of involving them in the treatment and diagnostic process as full participants, the formation of health-centric behavior and high medical activity. It is proposed to classify the technologies of working with patients into 3 groups: medical and organizational (by phasing, by purpose, by profile, by completeness, by ensuring the rights and interests of the patient, by the interaction of specialists, by timeliness, by technicality), digital (by scientific and technical level of technology, by the level of reflection on the organization's website, by the development of means of digitalization of documentation of technologies, by the development of teleconsultations and monitoring of the patient's condition) and socio-cultural (by value orientation, by the patient's motivation, by taking into account the cultural characteristics of the patient, by comfort, by the implementation of ethical and deontological patterns of interaction). The results of the study showed that the medical and organizational component of patient management technologies was violated most often - in every 10 cases of assistance, the socio-cultural component of patient
Аннотация. Внедрение принципов социокультурного подхода в деятельность медицинских организаций требует акцентирования усилий на работу с пациентами, как полноправными участниками лечебно-диагностического процесса, с учетом их потребностей, ценностей, психологического статуса, индивидуальных особенностей. Цель исследования: предложить классификацию технологий работы с пациентами и провести анализ качества практики их применения в здравоохранении. Исследование проведено на базе здравоохранения субъектов Центрального Федерального округа РФ (Ивановской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Московской областей). Время проведения исследования 2020-2021 гг. Методы исследования: библиографический, экспертных оценок, аналитический. Программа исследования включала проведение экспертной оценки качества технологий работы с пациентами по 3 компонентам (медико-организационному, цифровому и социокультурному). Объем выборочной совокупности, сформированной методом случайного отбора, составил 800 случаев оказания медицинской помощи онкологического, педиатрического и хирургического профиля. Под технологиями работы с пациентами в учреждениях здравоохранения мы понимаем, -сложившиеся типичные подходы, алгоритмы взаимодействия с пациентами с учетом социокультурных особенностей пациентов и с целью вовлечения их в лечебно -диагностический процесс как полноправных участников, формирования здоровьецентрисского поведения и высокой медицинской активности. Предложено классифицировать технологии работы с пациентами по 3 группам: медико-организационному (по этапности, по цели, по профилю, по полноте, по обеспечению прав и интересов пациента, по взаимодействию специалистов, по своевременности, по техничности), цифровому (по научно-техническому уровню технологии, по уровню отражения на сайте организации, по развитию средств цифровизации документирования технологий, по развитию средств телеконсультаций и мониторинга состояния пациентов) и социокультурному (по ценностной ориентации, по мотивированности пациента, по учета культурных
medical & pharmaceutical
JOURNAL "PULSE"
2022. Vol.24. №4
management technologies was violated in every 4 cases of assistance; digital - in every second case of assistance. It was noted that the frequency of violations was significantly more frequent in the provision of assistance of an oncological and surgical profile than a pediatric one. The basis for the digitalization of patient management technologies is the original automated platform developed by the authors, which consists in the formation of an automated database based on a survey of patients, registration of data on the material and technical and personnel readiness of a medical organization to provide assistance.
Key words: technologies of working with patients, quality of care, culture of health care.
особенностей пациента, по комфортности, по реализации этико-деонтологических образцов взаимодействия). Результаты исследования показали, что медико-организационный компонент технологий работы с пациентами нарушался наиболее часто - в каждом 10 случае оказания помощи, социокультурный компонент технологий работы с пациентами нарушался в каждом 4 случае оказания помощи; цифровой- в каждом втором случае оказания помощи. Отмечено, что частота нарушений была достоверно чаще при оказании помощи онкологического и хирургического профиля, чем педиатрического. Основой цифровизации технологий работы с пациентами является разработанная авторами оригинальная автоматизированная платформа, которая заключается в формировании автоматизированной базы данных на основе опроса пациентов, регистрации данных материально-технической и кадровой готовности медицинской организации к осуществлению помощи.
Ключевые слова: технологии работы с пациентами, качество помощи, культура здравоохранения.
Введение. Среди основных принципов всеобщего управления качеством, занимает тезис «потребители и их нужды формируют организацию и ее работу, но не наоборот». Многие авторы [1, 2, 3] указывают, что внедрение принципов социокультурного подхода в деятельность медицинских организаций требует акцентирования усилий на работу с пациентами, как полноправными участниками лечебно-диагностического процесса, с учетом их потребностей, ценностей, психологического статуса, характериологических особенностей, состояния здоровья. Имеются сведения о неудовлетворенности пациентов оказанными услугами в связи с нарушением принципа охраны здоровья «приоритет интересов пациентов при оказании медицинской помощи» [4]. В некоторых источниках по социокультурному менеджменту [5] обращается внимание на то, что технология работы с пациентами должна быть четко продумана и логически выстроена, что обеспечит предсказуемость результата. Технологии составляют основу успеха любого процесса составляют технологии. Необходимым условием развития технологий работы с пациентами является, по мнению авторов [6], внедрение в медицинских организациях медицинских информационных систем, цифровых технологий. Вместе с тем, научных работ, посвященных классификации технологий работы с пациентами, а также оценки их качественного состояния практически нет.
Цель исследования: предложить классификацию технологий работы с пациентами и провести анализ качества практики их применения в здравоохранении.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе здравоохранения субъектов Центрального Федерального округа РФ (Ивановской, Ярославской, Костромской, Владимирской,
Московской областей). Время проведения исследования 2020-2021 гг. Методы исследования: библиографический, экспертных оценок, аналитический. Программа исследования включала проведение экспертной оценки качества технологий работы с пациентами по 3 компонентам (медико-организационному, цифровому и
социокультурному). Объем выборочной
совокупности, сформированной методом случайного отбора, составил 800 случаев оказания медицинской помощи онкологического,
педиатрического и хирургического профиля. Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи программы Statistica версии 13.3. Для установления достоверности разности показателей в группах сравнения использовался критерий t - Стьюдента. Различия между группами считали достоверными при p <0,05.
Результаты и обсуждение. Под технологиями работы с пациентами в учреждениях здравоохранения мы понимаем, - сложившиеся типичные подходы, алгоритмы взаимодействия с пациентами с учетом социокультурных особенностей пациентов и с целью вовлечения их в лечебно-диагностический процесс как
полноправных участников, формирования здоровьецентрисского поведения и высокой медицинской активности.
Предложено классифицировать технологии работы с пациентами по 3 группам: медико-
этапности, по цели, по по обеспечению прав и по взаимодействию своевременности, по техничности), цифровому (по научно-техническому уровню технологии, по уровню отражения на сайте организации, по развитию средств цифровизации документирования технологий, по развитию средств
организационному (по профилю, по полноте, интересов пациента, специалистов, по
medical & pharmaceutical
JOURNAL "PULSE"
2022. Vol.24. №4
телеконсультации и мониторинга состояния пациентов) и социокультурному (по ценностной ориентации, по мотивированности пациента, по учета культурных особенностей пациента, по комфортности, по реализации этико-деонтологических образцов взаимодействия).
Оценка качества реализации медико-организационных технологий при оказании медицинской помощи проводилась по 8 параметрам. Установлено, что частота дефектов медико-организационных технологий работы с пациентами в целом по онкологическому профилю помощи составила 103, по педиатрическому 53 на 100 случаев, по хирургическому 101 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «нарушения соответствия этапу оказания помощи» составила по онкологическому профилю 10 дефектов на 100 случаев, по педиатрическому 7, по хирургическому 11 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «нарушение соответствия профилю оказания помощи» соответственно - 14, 9 и 17 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «нарушение соответствия целям оказания помощи» соответственно - 4, 5 и 7 на 100 случаев; по параметру «Нарушение полноты реализации технологии» соответственно - 15, 6 и 9 (р<0,05); по параметру «Не полное соблюдение прав и интересов пациента» соответственно - 25, 9 и 16 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Нарушение согласованности действий специалистов» соответственно - 10, 4 и 14 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Нарушение своевременности реализации технологии» соответственно - 8, 6 и 11 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Нарушение техничности» соответственно - 17, 7 и 16 на 100 случаев (р<0,05).
Оценка качества реализации социокультурных технологий при оказании медицинской помощи проводилась по 5 параметрам. Установлено, что частота дефектов социокультурных технологий работы с пациентами в целом по онкологическому профилю помощи составила 100, по педиатрическому 44 на 100 случаев, по хирургическому 62 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Отсутствие ценностной ориентации на сохранение здоровья при оказании помощи» составила по онкологическому профилю 25 дефектов на 100 случаев, по педиатрическому 8, по хирургическому 11 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Отсутствие формирования мотивации к повышению медицинской активности при оказании помощи» соответственно - 18, 8 и 10 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Нарушение учета культурных особенностей пациента»
соответственно - 15, 9 и 12 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Нарушение этико-деонтологических образцов взаимодействия при оказании помощи» соответственно - 25, 10 и 11 (р<0,05); по параметру
«Нарушение принципа комфортности при оказании помощи» соответственно - 17, 9 и 18 на 100 случаев (р<0,05).
Оценка качества реализации цифровых технологий при оказании медицинской помощи проводилась по 4 параметрам. Установлено, что частота дефектов социокультурных технологий работы с пациентами в целом по онкологическому профилю помощи составила 51, по педиатрическому 32 на 100 случаев, по хирургическому 58 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Низкий научно-технический уровень технологии» составила по онкологическому профилю 14 дефектов на 100 случаев, по педиатрическому 10, по хирургическому 9 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Отсутствие или нарушение функционирования сайта медицинской организации, раздела предназначенного для пациентов » соответственно - 12, 7 и 21 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Отсутствие или нарушение функционирования средств
телеконсультаций и мониторинга состояния пациентов» соответственно - 19, 10 и 18 на 100 случаев (р<0,05); по параметру «Отсутствие или нарушение функционирования цифровых средств документирования работы с пациентами» соответственно - 6, 5 и 10 на 100 случаев (р<0,05).
Обсуждение результатов. Сводные данные по оценке качества технологий работы с пациентами при оказании медицинской помощи разного профиля представлены в таблице 1.
Таким образом, медико-организационный компонент технологий работы с пациентами нарушался наиболее часто - в каждом 10 случае оказания помощи, социокультурный компонент технологий работы с пациентами нарушался в каждом 4 случае оказания помощи онкологического, цифровой- в каждом втором случае оказания помощи. Отмечено, что частота нарушений была достоверно чаще при оказании помощи онкологического профиля, чем педиатрического.
Таблица 1
Сводные данные по оценке качества технологий работы с пациентами при оказании медицинской помощи разного профиля (на 100 случаев)
Компонент Профиль помощи, частота дефектов
ы качества Онкологич Педиатрич Хирургич
технологий ескпй ескпй ескнй
Медико- l03 5l 1O1
организаци
онный
Социокульт lOO 44 62
урный
Цифровой 5l 32 58
Всего 254 12У 221
medical & pharmaceutical
JOURNAL "PULSE"
2022. Vol.24. №4
Table 1
Summary data on the assessment of the quality of technologies for working with patients in the provision of medical care of various profiles (Per 100 cases)
Technology Quality Components Assistance profile, frequency of defects
Oncological Pediatric Surgical
Medical-organizational 103 51 101
Sociocultural 100 44 62
Digital 51 32 58
Altogether 254 127 221
Основой цифровизации технологий работы с пациентами является разработанная авторами оригинальная автоматизированная платформа «Управление факторами результативности медицинской помощи» (Программа для ЭВМ// Патент России №2018612060. 2018. Бюл. №2.), которая основана на платформе 1-С - Бухгалтерия (т.е. доступна любой МО), заключается в формировании автоматизированной базы данных на основе опроса пациентов, регистрации данных материально-технической и кадровой готовности медицинской организации к осуществлению помощи, экспертной оценки технологии оказания помощи. Данная база является основой для построения прогностических графических моделей и выделения факторов, нуждающихся в коррекции. Она осуществляется медицинскими работниками с технической поддержкой специалистов.
Использование метода автоматизированного мониторинга обеспечивает непрерывность
управления; возможности построения
автоматизированных моделей факторной обусловленности возможных рисков по каждому пациенту позволяют реализовать не только популяционный, но и персонализированный подход.
Также создана и внедрена информационная система «База данных формирования регистра сведений о пациентах, получающих педиатрическую помощь отоларингологического профиля для применения её в амбулаторно-поликлинических организациях
негосударственного сектора здравоохранения», предназначенная для учёта пациентов, ведения и хранения истории болезни пациентов, выписки, хранения и печати рецептов и протоколов лечения, поиска по базе данных (БД) пациентов и протоколов лечения. Внедрение данных технологий позволило обеспечить повышение уровня удовлетворенности пациентов оказанной помощью в среднем на
12,5±3,5%.
Выводы. Исследование показало, что в настоящее время качество технологий работы с пациентами страдает, что выражается в высоком уровне дефектов, особенно по медико-организационному и социокультурному компонентам, и
преимущественно по медицинской помощи онкологического и хирургического профиля, чем педиатрического. В условиях цифровизации здравоохранения необходимо переводить технологии работы с пациентами на компьютеризированную основу
REFERENCES
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1]. Aksenova E.I., Safonov K.B., Ananchenkova P.I. Organizacionnaya kul'tura kak faktor obespecheniya loyal'nosti personala medicinskih organizacij// Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2021. T. 29. № 4. S. 861-864.
[2]. Kasatkina S.A. Sovremennyj sociokul'turnyj menedzhment: izmenenie cennostnyh osnovanij// Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013. № 3 (53). S. 204-208.
[3]. Kamenec A.V. Sociokul'turnyj menedzhment v kontekste paradigmy social'nogo vzaimodejstviya// Aktual'nye voprosy ekonomiki, upravleniya i prava: sbornik nauchnyh trudov (ezhegodnik). 2012. № 3. S. 70-71.
[4]. Kolnoshenko V.I., Kolnoshenko O.V. Sociokul'turnyj menedzhment: sushchnost' i specifika// Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2014. № 3. S. 59-69.
[5]. Morozova O.F. Sociokul'turnyj menedzhment: vozniknovenie ili renessans//Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. 2014. № 6-4. S. 100-103.
[1]. Аксенова Е.И., Сафонов К.Б., Ананченкова П.И. Организационная культура как фактор обеспечения лояльности персонала медицинских организаций// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № 4. С. 861-864.
[2]. Касаткина С.А. Современный социокультурный менеджмент: изменение ценностных оснований// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 204-208.
[3]. Каменец А.В. Социокультурный менеджмент в контексте парадигмы социального взаимодействия// Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). 2012. № 3. С. 70-71.
[4]. Колношенко В.И., Колношенко О.В. Социокультурный менеджмент: сущность и специфика// Научные труды Московского гуманитарного университета. 2014. № 3. С. 59-69.
[5]. Морозова О.Ф. Социокультурный менеджмент: возникновение или ренессанс/Леоретические и
medical & pharmaceutical
JOURNAL "PULSE"
2022. Vol.24. №4
[6]. Nuzhnova N.M. Sociokul'turnyj menedzhment: teoriya i praktika// Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2O11. № У. S. 61-62.
прикладные аспекты современной науки. 2014. № 6-4. С. 100-103.
[6]. Нужнова Н.М. Социокультурный менеджмент: теория и практика// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 7. С. 61-62.
Author Contributions. Mushnikov D.L. - research concept and design; Oleynik A.V., Kozlov V.A - literature review, writing text; Abrosimov E.A.,
Kolobova T.L. - statistical data processing, collection and processing of material;
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Mushnikov D.L. - SPIN ID: 4328-4562; ORCID ID: 0000-0003-4175-7969
Kozlov V.A. - SPIN ID 7225-1926; ORCID ID: 0000-0003-3735-0728
Oleynik A.V. - SPIN ID: 4778-4262; ORCID ID: 0000-0002-1774-0916
Abrosimov E.A. - SPIN ID: 9988-1381; ORCID ID 0000-0002-8342-2574
Kolobova T.L. - SPIN ID: 5072-8762; ORCID ID 0000-0002-4903-8611
For citation: Mushnikov D.L., Kozlov V.A., Oleynik A.V., Abrosimov E.A., Kolobova T.L. MEDICAL-ORGANIZATIONAL, DIGITAL AND SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES OF WORKING WITH PATIENTS: CLASSIFICATION, QUALITY// Medical & pharmaceutical journal «Pulse». - 2022. - Vol.24. №4. - pp. 33-37. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-33-37.
Для цитирования: Мушников Д.Л., Козлов В.А., Олейник А.В., Абросимов Е.А., Колобова Т.Л. МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ЦИФРОВЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КАЧЕСТВО // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2022. - Т.24. №4. - С. 33-37. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-33-37.