Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»
55
кислорода в связи с бронхообструктивным синдромом, определили углублённое обследование пациента, что позволило своевременно выявить врождённый порок развития органов дыхания — СВК и обеспечило дальнейшее квалифицированное наблюдение за пациентом.
* * *
МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ГИПЕРРЕАКТИВНОСТИ БРОНХИАЛЬНОГО ДЕРЕВА У ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ
Молокова А.В.
Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: гиперреактивность бронхиального дерева, медико-генетические маркеры, аллергические заболевания
Актуальность. Состояние гиперреактивности бронхиального дерева можно считать предиктором формирования респираторной атопии.
Цель: выявить клинико-генетические маркеры вовлечения в процесс респираторного тракта у детей с атопическим дерматитом (АД).
Материалы и методы. Обследован 241 больной АД в возрасте 5-15 лет. Определение чувствительности рецеп-торного аппарата бронхиального дерева проводилось посредством ингаляционно-провокационного теста с гистами-ном и метахолином дозовым методом. Дерматоглифический анализ проводили стандартным методом после окраски кожи типографической краской. Изучались следующие показатели: частота пальцевых узоров; частота фенотипов L, W, LW, LWA, LA» в процентах; гребневая ценность петель и завитков в фенотипах L, W, LWA; общий гребневой счёт. Типи-рование НЬА-антигенов I класса проводили с помощью ми-кролимфоцитотоксического теста. Референтную группу составили 100 человек (50 мужчин и 50 женщин), не имеющих хронических заболеваний.
Результаты. Среди наблюдаемых детей синдром гиперреактивности рецепторного аппарата бронхов к гистамину и/ или метахолину был выявлен у 135 пациентов (из них — 22 с АД, 113 — с сочетанием АД и бронхиальной астмы), неизменённая реактивность бронхов — у 106 пациентов (84 ребёнка с АД, 22 — с сочетанием кожной и респираторной атопии). Установлено, что у мальчиков с неспецифической бронхокон-стрикторной реакцией отмечалось снижение общего гребневого счета на 17,5%, (в группе наблюдения общий гребневой счёт — 150,2 ± 41,6, в группе контроля — 173,1 ± 45,8), чаще отмечалось наличие LA фенотипа (р < 0,05). У девочек с гиперреактивностью бронхов чаще отмечался фенотип LWA, реже — LW, р < 0,05. При анализе распределения антигенов системы НЬА у больных с гиперчувствительностью бронхов отмечалось значимое увеличение частоты антигена А3, В7, гаплотипа А2В18, реже встречались антигены А19, В5, В12, р < 0,05 по сравнению с контролем.
Заключение. В группу риска по развитию бронхиальной астмы у детей с АД следует включать больных с высокими показателями чувствительности бронхов к метахолину и ги-стамину, с наследственной предрасположенностью к заболеванию (преобладание в дерматоглифическом рисунке фенотипа LA у мальчиков, LWA — у девочек, повышение частоты встречаемости антигена А3, В7, гаплотипа А2В18.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПО ПОЛУ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Моргачёв О.В.1, Храмцов П.И.2
1Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия; Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: школьная медицина, физическая культура, младшие школьники
Актуальность. Состояние здоровья обучающихся детей в последние годы остаётся неблагоприятным, в том числе в связи с интенсификацией образовательного процесса и малоподвижным образом жизни детей, поэтому поиск новых путей повышения профилактической эффективности средств, технологий и организации физического воспитания (ФВ) является актуальной задачей школьной медицины.
Цель: определить профилактическую значимость дифференцированной по полу организации ФВ.
Материалы и методы. Обследовано 169 обучающихся детей в возрасте 7-10 лет, отнесённых к 1 и 2 группам здоровья и к основной и подготовительной медицинским группам для занятий физической культурой. От родителей детей получены письменные информированные согласия. В динамике учебного года изучено влияние дифференцированной по полу организации ФВ (группа ДО) на физическое развитие, функциональные возможности дыхательной системы, мышечно-свя-зочного аппарата и психоэмоциональное состояние младших школьников разного пола в сравнении с традиционной организацией ФВ (группа ТО). В группе ДО занятия проводились раздельно для мальчиков и девочек в течение всей продолжительности уроков ФК, с учётом особенностей функциональных возможностей организма и физической подготовленности мальчиков и девочек.
Результаты. Оценка физического развития младших школьников в динамике учебного года позволила выявить в группе ДО тенденцию к снижению доли мальчиков с избытком массы тела с 25,0 ± 5,8% до 16,1 ± 4,9% ф > 0,05) в отличие от группы ТО, в которой отмечается противоположная тенденция — увеличение с 33,3% до 42,9% (/> > 0,05). У мальчиков из группы ДО улучшилось функциональное состояние дыхательной системы. Отмечено увеличение значений жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) на 24,8% (£> < 0,001) и времени задержки дыхания на вдохе на 33,6% (£> < 0,001). Функциональное состояние дыхательной системы у девочек улучшилось в обеих группах, в большей степени при ДО: ЖЕЛ возросла на 17,3% (# < 0,01) и 21,1% (# < 0,001) в группах ТО и ДО соответственно; время задержки дыхания на вдохе возросло на 26,7% ф < 0,05) и 32,9% < 0,001) в группах ТО и ДО соответственно. В группе ДО произошло увеличение доли мальчиков и девочек, в полном объёме выполнивших функциональные тесты по оценке мышечно-связочного аппарата. Динамика показателей состояния мышц и связок плечевого пояса у мальчиков из групп ТО и ДО составила -9,5% и +10,7%; мышц и связок туловища--19,0% и +10,7% соответственно. Динамика показателей состояния мышц и связок плечевого пояса у девочек из групп ТО и ДО составили -10,4% и + 9,6%; мышц и связок туловища--20,7% и + 14,3% соответственно. В группе ТО доля мальчиков с комфортным психоэмоциональным состоянием уменьшилась в 4 раза (/> < 0,05),