концепция; неразвитость восприятия социальной поддержки, эмпатии, афилиации, интернального локуса контроля; относительно высокая чувствительность к отвержению.
Результаты множественного анализа соответствий эмпирических характеристик представляют интерес с точки зрения раскрытия содержательной специфики феномена интеллектуального контроля. Этот анализ не только конкретизирует понимание качественной специфики интеллектуального контроля, но и демонстрирует его связь с эффективностью совладающих стратегий в условиях принятия решений.
Результаты проведенного анализа позволяют расширить и уточнить знание о специфике важного механизма при принятии управленческих решений — совладающего поведения, а также интеллектуального контроля ситуации как формы когнитивного опыта сотрудника. К содержательным характеристикам относятся взаимосвязанность и дифференцированность оценки проблемных ситуаций, соотнесенность различных форм опыта правоохранительной деятельности, субъективное чувство уверенности в преодолении эмоционально трудных ситуаций. Среди структурных характеристик совладающего поведения были выделены центрированность в оценке различных ситуаций, связанность структурных составляющих субъективного смыслового пространства. Копинг-поведение можно рассматривать как интегральную характеристику индивидуальных когнитивных ресурсов, обеспечивающую эффективность психологической регуляции поведения, а также устойчивость адаптационных возможностей личности сотрудника силовых структур в проблемных ситуациях при принятии решений.
Список литературы
1. Бодров, ВА. Информационный стресс. — М., 2000.
2. Виноградова, Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально трудных жизненных ситуаций / / Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 6.
3. Ликая, Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. — М., 1991.
4. Капица, М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / под ред. Ю.К. Стрелкова. — М., 2003.
5. 'Норманн, С., Эндлер,Л-Ф, Лжеймс, ЛА., Паркер, М.И. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
Literature
1. Bodrov, VA. Information stress. — Moscow, 2000.
2. Vinogradova, L. V. Intelligent control as a way of interpreting emotional life situations // Psychological journal. — 2004. — Vol. 25. — № 6.
3. Dicaya, L.G. Activity and functional status: the activation component of the / / Psychological problems of professional activity. — Moscow, 1991.
4. Kapitsa, M.S. Methods for subjective evaluation of the functional states of the human // Workshop on engineering psychology and ergonomics / Ed. J. K. Strelkov. — Moscow, 2003.
5. Norman, S., Endler, D.F, James, DA, Parker, M.I. Coping behavior in stressful situations // Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. — Moscow, 2002.
УДК 340.13 А.В. Липницкий*
Медиация юридических конфликтов: основания, особенности, технология
В статье рассматривается медиация юридических конфликтов. Автор выделил экзистенциальные, юридические, психологические и технологические основания медиации юридических конфликтов. Такой подход развивает теорию и практику возможного управления такого рода конфликтами на основе современных альтернативных и эффективных подходов.
Ключевые слова: юридический конфликт, медиация, альтернативное разрешение споров, основания медиации юридических конфликтов , экзистенциальные, юридические, психологические и технологические основания юридических конфликтов, психологические особенности юридических конфликтов.
* Липницкий Анатолий Владимирович, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД, кандидат психологических наук, профессор. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 921 657 76 18; e-mail: lip@AL2483.spb.edu alipnitskiy@mail.ru.
Lipnitskij, Anatoly Vladimirovich, professor of social psychology of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of psychological sciences, professor. 198206, Russia, St. Petersburg, ul. Pilot Pilyutov, 1. Tel.: 8 921 657 76 18; e-mail: lip@AL2483.spb.edu alipnitskiy@mail.ru.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
A.V. Lipnitskij*. Mediation of juridical conflicts: base, especially technology. In the article it is examined the mediation of juridical conflicts. The author isolated the existential, juridical, psychological and technological bases of the mediation of juridical conflicts. This approach develops theory and practice of possible control of this type of conflicts on the basis of contemporary alternative and effective approaches.
The keywords: juridical conflict, mediation, the alternative permission of disputes, base of the mediation of juridical conflicts, the existential, juridical, psychological and technological bases of juridical conflicts, the psychological special features of juridical conflicts.
Актуальность проблемы управления юридическими конфликтами очевидна. В первую очередь это обусловлено потребностями управления множеством различных конфликтов в процессе правоприменительной практики в различных ее сферах: от правоохранительной деятельности в ОВД до рассмотрения конфликтов в судах различной юрисдикции, от урегулирования коммерческих споров в различных формах, до юридических консультаций по проблемным вопросам. Юридические конфликты отличаются множеством параметров: содержанием, представленностью конфликтующих сторон, характером и типом конфликтов, их собственной динамикой, динамикой и принципиальной возможностью управления ими. Рассмотрение юридических конфликтов, как правило, сопровождается деятельностью профессиональных юристов: сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, судей, работников прокуратуры, консультантов. Но это лишь один из ряда принципиально существующих подходов к управлению конфликтами. Так, наряду с использованием силы закона (нормативных актов), управлять конфликтами возможно на основе власти и учета интересов конфликтующих сторон. Эти возможности по управлению конфликтом в полной мере относятся и к юридическим конфликтам, разумеется, с учетом их особенностей.
Поэтому, кроме сложной дифференциации юридических подходов к урегулированию юридических конфликтов в юридической конфликтологической практике, существует множественность различий в теории и методологии, технологиях и практике управления конфликтами. Прежде всего это касается различных терминологических трактовок: понимания сущности конфликтов, таких терминов как «управление», «менеджмент», «разрешение, урегулирование конфликтов». Не останавливаясь на причинах этого и специфических характеристиках названных понятий, отметим, что в них есть как общие, так и особенные стороны, которые так или иначе отражают проблемы и возможность преобразования и изменения конфликтов в сторону их урегулирования.
Сложным представляется и экзистенциальный характер юридических конфликтов. Так, само существование сторон юридического конфликта часто предопределяется конфликтностью их социального взаимодействия. Например, отношения сотрудник — правонарушитель. Здесь имеется в виду их взаимозависимость и противостояние, прежде всего по функциональному признаку деятельности. Другой пример: в процессе судебных разбирательств заложена функциональная конфликтность между сторонами обвинения и защиты, что, по замыслу, должно способствовать большей объективности исследования обстоятельств дела и вины.
Такой сложный характер юридических конфликтов создает проблемы в их урегулировании, заставляет осуществлять поиск эффективных технологий. В рамках современной конфликтологии разработаны достаточно эффективные методы урегулирования конфликтов. Одним из глобальных подходов к управлению конфликтами, является привлечение третьей стороны как посредника при разрешении споров — медиация.
Кроме того, процесс управления конфликтом может быть рассмотрен на основе некоторых, принципиально возможных стратегий:
1) предотвращение или профилактика конфликтов;
2) управление конфликтами и конфликтными отношениями на стадии их возникновения;
3) использование результатов отдельных актов конфликтной борьбы, а также результатов разрешения конфликта (как конструктивных, так и деструктивных);
4) проектирование и конструирование конфликтов и их последствий.
Профилактика юридических конфликтов основана в первую очередь на предвосхищении и блокировании источников конфликтов, важное место среди которых занимает правовая культура личности или уровень юридического обеспечения деятельности субъекта конфликтного взаимодействия (организации, группы управленцев и др.). Обычно люди уже в предконфликтной ситуации в состоянии понять, что появились проблемы, которые могут вызвать осложнение их взаимоотношений. Во многих случаях эти проблемы возможно решить, не ожидая, чтобы дело дошло до конфликта.
Для реального управления конфликтом важно знать, на какой стадии находится конфликт (какова его история), а также существо проблемы, лежащей в основе конфликта. При этом следует иметь в виду, что сама проблема в конфликтной ситуации тонет в массе самых различных, порой противоречивых оценок, а степень рациональности выдвигаемых претензий весьма ограничена и зачастую условна.
Вольно или невольно, но столкнувшимся сторонам приходится самим заниматься конфликтом и предпринимать попытки как-то по-своему управлять им. Если конфликт регулируют сами его участники, то они, хорошо зная все связанные с ним обстоятельства, могут при желании найти способы введения его в определенные рамки — например, договориться не переносить спор вокруг одного вопроса на взаимодействие по другим вопросам. Вместе с тем управлению конфликтом в этом случае препятствует
целый ряд обстоятельств. К ним относятся повышенный эмоциональный накал, иррациональный характер мотивации, односторонний характер интересов конфликтующих сторон и др. Попытки урегулирования конфликтных отношений при этом часто сводятся на нет из-за стремления добиться какого-то преимущества для себя за счет постановки своего оппонента в невыгодное для него положение.
В конфликтологии рассматриваются разные способы завершения конфликта (см. Кармин А.С., с. 282). Так, конфликтующие стороны могут попытаться выйти из состояния конфликта тремя способами: первый — насилие, второй — разъединение и третий — примирение. Это достигается либо самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения третьей стороны.
Но если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, то взаимодействие конфликтующих сторон может быть перенесено на другой уровень.
Эти способы зависят от позиции, которую будет занимать третий участник. Он может выступать в двух ролях: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон; 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.
В первом случае завершение конфликта достигается опять-таки с помощью насилия, а также путем социального давления. Во втором — когда третья сторона занимает нейтральную, беспристрастную по отношению к конфликтующим сторонам позицию — возникают следующие формы разрешения конфликта: суд, арбитраж и медиация (Кармин А.С., с. 287).
При этом медиация рассматривается как альтернатива силе власти, права и закона в суде, а также возможному выходу, навязанному арбитром. При медиации решение принадлежит самим сторонам и достигается на основе переговоров с участием посредника (медиатора).
Вообще посредничество как форма урегулирования конфликтов имеет объективную основу в самой логике споров и столкновений. Это в полной мере относится к юридическим конфликтам. В посредничестве, прежде всего, в его такой продвинутой форме, как медиация, возможно выделить ряд оснований. Мы в первую очередь обращаем внимание на четыре основания медиации юридических конфликтов: экзистенциальные, собственно юридические, психологические и технологические.
Экзистенциальные основания медиации юридических конфликтов
В юридическом конфликте сторона (стороны), движимые нарушенными интересами, как правило, осуществляют поиск в решении проблемы разными способами. Например, это случаи с возвращением (возмещением) долга. Принципиально существует две альтернативные возможности при урегулировании данного спора. Проблема может быть решена либо силой, либо путем выработки взаимоприемлемого соглашения на основе договоренности сторон. При этом под силой мы понимаем в первую очередь силу закона и существующую в стране правоприменительную практику, хотя в жизни, в зависимости от ситуации и национальных особенностей правовой культуры, клиенты могут использовать различные вариации неофициальных, негосударственных способов силового влияния.
Известно, что любое принудительное решение приводит к выигрышу-проигрышу, и в большинстве случаев к недовольству проигравшего. Другая трудность состоит в том, что сами спорящие первоначально не видят всей полноты собственных интересов и чаще прибегают к более известным подходам урегулирования, например, обращаются в суд. Вместе с тем практика социального взаимодействия при решении проблем богаче и не ограничивается лишь применением силового влияния (например, судебного решения, исполнение которого также является очередной проблемой). Преимущества медиации в сравнении с судебным разбирательством видны из приводимой таблицы.
Таблица 1
Единство и дифференциация между судебным разбирательством и медиацией
Судебное разбирательство Медиация
Настрой сторон Стороны изначально настроены на состязательность, что удаляет от решения их проблемы Стороны настроены на достижение договоренности, сотрудничество, поиск взаимоприемлемого компромисса
Характеристика процедуры Суд обязан следовать юридическим нормам и процедуре (объективная формальность) Медиация лишена формальности, основана на добровольности и активности сторон
Решение Решение принимает суд (правовая субъективность) Сами стороны принимают такое решение, которое они желают и могут исполнять (учет концепции частного процессуального права)
На основании сравнительной характеристики медиации и судебных процедур можно сделать вывод: именно такие результаты, такое решение сторон, которые по своему содержанию и процедуре достижения удовлетворяют интересам всех участников юридического спора, достигаются с помощью современной технологии урегулирования конфликтов — медиации.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
На медиации стороны принципиально могут договариваться и по содержанию, и по другим аспектам спора. Всесторонне и глубоко проработанные в медиации проблемы юридического спора удовлетворяют гораздо больший спектр интересов спорщиков. Результат — учет и решение более широкого круга проблем, возможность продолжить взаимодействие, сохранить партнерские отношения, развить деловой переговорный опыт.
Достижение подобного решения гораздо сложнее, но результат стоит того. Не случайно поэтому сегодня российским деловым сообществом ведется работа по внедрению медиации в различные стороны правоприменительной практики. Не вызывает сомнения, что разрешение юридических споров, корпоративных конфликтов, конфликтов между хозяйствующими субъектами на основе медиации является одним из наиболее эффективных и отвечающих самой их природе методов. В настоящее время существует успешная практика применения медиации в юридических конфликтах с уголовной ответственностью одной из сторон. При этом медиация применятся как в делах частного обвинения, так и случаях тяжелых уголовных преступлений. Вместе с тем услуга медиации в отечественной практике урегулирования споров и управления конфликтами, в т.ч. и юридических, недостаточно известна потребителю, а значит, и недостаточно запрашиваема.
В современной России медиация начинает жить благодаря встречному движению складывающегося в течение последних десятилетий профессионального сообщества медиаторов, предлагающего услуги медиации. В ряде городов России созданы центры разрешения конфликтов, объединяются усилия бизнес-сообществ в виде торгово-промышленных палат с профессиональными сообществами юристов, использующих технологии альтернативного разрешения споров (АРС), конфликтологов и психологов, все чаще владеющих технологией медиации. Сегодня проблема внедрения медиации в практику стала заботой видных отечественных ученых юристов и конфликтологов, психологов и политологов, социологов и философов, многих преподавателей вузов, которые ведут обязательные программы вузовской подготовки по конфликтологии и озабочены практическими техниками и технологиями работы с конфликтами.
Существенный вклад в развитие теоретических исследований, реализацию различных прикладных аспектов альтернативного разрешения юридических споров и медиации, в частности, вносят правоведы — ученые и практики: А.К. Большова, А.Ю. Бушев, С.К. Загайнова, А.Н. Кузбагаров, С.Н. Лебедев, В.В. Лисицын, Д.А. Любомудров, Э.М. Морозов, В.А. Мусин, Е.И. Носырева, В.Ф. Попондопуло, Г.В. Севастьянов, О.Ю. Скворцов, Ц.А. Шапликашвилли, В.В. Ярков; ученые и практики
— конфликтологи и психологи: О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Е.Н. Иванова, А.Д. Карпенко, А.В. Липницкий, М.В. Смирнов, А.И. Шипилов.
Регулярными становятся научные и научно-методические конференции по проблемам альтернативного разрешения споров, конференции и международные конгрессы по конфликтологии, где все чаще обсуждается медиация, ее проблемы, возможности и перспективы в международной и отечественной практике. В числе актуальных проблем, волнующих ученых, общественных деятелей, организаторов науки, профессиональных сообществ, — возможности и сложности взаимодействия специалистов, обслуживающих юридические конфликты (например: юристы, психологи, конфликтологи), особенности юридических споров, корпоративных и организационных конфликтов в условиях хаотичной реальности мира права и коммерции, мира права и правоприменительной практики, особенности их медиации.
Юридические основания и правовое обеспечение медиации юридических конфликтов
Современная мировая практика показывает, что при развитии самого института медиации существенное внимание следует уделять его правовому регулированию. Можно отметить, что правовая сторона медиации находится в поле зрения как международных организаций (например, ООН), так и национальных органов, регулирующих правовые отношения в различных сферах социального взаимодействия. Так, комиссией ООН по международному торговому праву разработан типовой закон о медиации, ряд инструкций и регламентов по его применению.
Законы о медиации приняты в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Канаде, Норвегии, США, Швеции, Швейцарии и других странах.
В нашей стране медиация хотя и делает первые шаги, однако становится все более заметной и востребованной, в т.ч. в правовом поле. Предпринимаются действия по развитию нормативной базы медиации. С 2008 г. в Государственной Думе находится на рассмотрении проект закона «О примирительной процедуре с участием медиатора-посредника». Этого закона с нетерпением ожидают деловая общественность, профессиональное сообщество и потребители конфликтологических услуг.
Вместе с тем уже сейчас в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ при подготовке дел к судебному разбирательству предусматривается право сторон обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора (ст. 135 АПК РФ). Фиксирована и обязанность судьи разъяснить это право сторонам. В ст. 138 АПК РФ «Примирение сторон» предусматривается, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, а сами стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие процедуры.
Психологические основания медиации юридических конфликтов
Медиация по сути своей основана на работе с интересами сторон, приведенными в результате конфликта в разбалансированное состояние. В ситуациях юридических конфликтов указанная разбалансированность усиливается предварительной оценкой юридических оснований своей правоты. Как известно, интересы — составляющая потребностно-мотивационной сферы личности. Ее содержание, в свою очередь, определяется концептуальным подходом и трактовкой категории «личность» и ее
феноменологического проявления, в зависимости от отнесенности к той или иной теории личности: психоаналитической, бихевиористской, когнитивистской и др. В практике медиации чаще используют теорию личности А. Маслоу и, следовательно, его иерархическую теорию потребностей.
Несмотря на кажущуюся ясность относительно интересов, для реальной работы с интересами конфликтующих сторон требуется не только знание содержания интересов, но также учет других их особенностей и свойств. В первую очередь следует учитывать тот факт, что интересы обладают свойством закрытости: во-первых, естественной закрытости для другой стороны и, во-вторых, даже для самого носителя этих интересов в силу наличия в них большой доли иррациональности и неосознанности отдельных сторон. Указанные свойства затрудняют работу с интересами в спорах, требуют специальной технологии в работе с интересами спорщиков и, следовательно, специальной профессиональной подготовки. Например, подготовки медиатора.
Хотя само поведение участников спора достаточно сильный его показатель, однако за фактами реального поведения в споре не всегда удается усмотреть реальные движущие силы — интересы его участников. Путаницу вносит и факты разночтения специалистами разного профиля базовых понятий спора. Например, «столкновение интересов» и «конфликт интересов» специалистами разного профиля трактуются и воспринимаются по-разному. Так, для юристов интересы — это нужда, то конкретное, к чему стремится человек и что находится или не находится в поле его правообладания. В психологии по близкому смыслу все это принято относить к потребностям. Психологи, и особенно конфликтологи, использующие такие прикладные технологии, как медиация, исходят из того, что интерес — это совокупность потребностей, мотивов и целей, образующие некоторый интегративный смысл активности, достижение которого возможно несколькими альтернативными путями. Отсутствие договоренности по базовым понятиям приводит к различным трактовкам конфликта, сужает представление о потенциале и возможностях технологии медиации и, как следствие, не дает возможности обеспечить клиентов должным уровнем услуг в проблемных для них ситуациях споров, особенно юридических.
Дело усложняется и тем, что важной психологической особенностью юридических конфликтов является стремление сторон к большой доле манипулятивности и применению давления. Основания для этого — прежде всего юридическое обоснование правоты, ее усиление деятельностью консультантов, в первую очередь адвокатов, которые в хаосе правового поля находят нужные для оправдания нормативные положения.
Технологические основания медиации юридических конфликтов
Сущность медиации, функции медиатора и некоторые особенности ихреализации в юридических конфликтах
Не вдаваясь в детальный анализ различных авторских подходов, отметим, что медиация — это способ урегулирования конфликтов между спорящими сторонами путем организации между ними переговоров для достижения соглашения с участием третьей стороны — подготовленного и признаваемого сторонами посредника, у которого нет власти принуждать к принятию решения.
Медиация может рассматриваться с двух сторон: процессуальной и функциональной.
Выделяя основные функции медиатора, следует отметить, что в ситуациях юридического спора они наполняются специфическим содержанием, характеризующим этот вид конфликтов.
Во-первых, медиатор прежде всего выступает аналитиком и оценщиком конфликта, где проводит как предварительную, так и текущую оценку различных сторон конфликта и его участников. Юридический конфликт — сложная ситуация социального взаимодействия субъектов различного уровня со множеством переплетений интересов, вытекающих из условий их взаимозависимости. Всю эту сложную палитру отношений следует учитывать медиатору.
Во-вторых, медиатор — беспристрастный организатор процесса урегулирования спора. Для того чтобы процесс медиации происходил успешно, его необходимо организовать с учетом некоторых функций: установление основных правил поведения на процессе (процедурные соглашения), поддержание корректных отношений между сторонами, удержание сторон в рамках процесса, соблюдение нейтральности и достижение психологической удовлетворенности сторон.
Особенностью юридических конфликтов является тот факт, что у сторон объективно существует различная правовая обеспеченность, различные правовые основания обращения в те или иные правоохранительные институты. Это приводит к амбициям вроде «закон на моей стороне», которые могут не дать возможности даже сесть за стол переговоров. Это может проявляться на разных этапах медиации, создавая угрозу возможности договориться, а также недоверие к медиатору, что требует от него значительных усилий и высокого профессионализма.
В-третьих, медиатор — активный слушатель, что означает умение улавливать как содержательную, так и эмоциональную составляющую процесса, обеспечивать стороны адекватной обратной связью на основе известных специалистам техник.
В-четвертых, медиатор является испытателем реалистичности и выполнимости предложений и аргументов сторон. Здесь медиатор использует ряд приемов, в т.ч. таких сильных, как провокации, позиции «адвоката дьявола». Особенностью реализации этой функции в юридических конфликтах является то, что медиатор должен хорошо владеть не только обстоятельствами спора по существу, но и видеть разнообразие исходов при решении проблемы исключительно на основе правоприменительной практики и юридических норм.
В-пятых, медиатор выступает генератором альтернативных идей. На этой основе он может помочь спорщикам, которые зашли в тупик либо выдвигают нереалистичные предложения.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
В-шестых, медиатор расширяет ресурсы спорщиков. Он снабжает стороны необходимой информацией, создает условия для ее поиска. Здесь он должен соблюдать максимальную осторожность, не давать советов и не нарушать нейтральности. Для юридических споров, особенно с часто встречающимся односторонним перекосом, развитие медиации с учетом указанной функции — чрезвычайно важный потенциал. В случае отказа второй стороны или ее ограниченной активности нахождение ресурсных сторон спора предоставляет дополнительные возможности в его урегулировании с учетом интересов обоих сторон.
В-седьмых, медиатор реализует обучающую функцию, обучая спорщиков конструктивному ведению переговоров с установкой на сотрудничество, обращая внимание на то, что различного рода манипуляции не ведут к успеху.
В-восьмых, медиатор является помощником при выработке сторонами их окончательного решения. На этом этапе он обращает внимание на то, как спорщики понимают всю полноту условий принимаемого соглашения. Опыт показывает, что в ситуациях юридических споров к соглашению следует подходить расширительно и отражать в нем не только существо юридических отношений, но и другие аспекты спора, которые могут привести к столкновению интересов в будущем. Такой подход обеспечивает надежность и выполнимость соглашения, а, следовательно, и прочность постконфликтных отношений.
Характеристика процесса медиации. Процессуальные особенности медиации юридических конфликтов
Существуют разные классификации процесса посредничества. Одни авторы выделяют и классифицируют роли, функции, стили и тактики поведения посредников (Д.Холдис, Д.Пруит,), другие — определенные стадии и этапы посредничества (Дж. Келтнер и Кр. Моор). Так, Кр. Моор выделяет двенадцать этапов продвижения медиатора по процессу и обращает внимание на отдельные аспекты, которые следует держать под контролем.
Стадия 1. Первоначальные контакты со спорящими сторонами.
Стадия 2. Выбор стратегии управления медиацией.
Стадия 3. Сбор и анализ основополагающей информации.
Стадия 4. Создание детального плана медиации.
Стадия 5. Построение доверия и сотрудничества.
Стадия 6. Начало процесса посредничества.
Стадия 7. Определение вопросов и согласование повестки дня.
Стадия 8. Раскрытие скрытых интересов спорящих сторон.
Стадия 9. Выбор вариантов решения.
Стадия 10 Оценка вариантов решения.
Стадия 11. Финальная сделка.
Стадия 12. Достижение формального соглашения.
В ситуациях ряда юридических конфликтов бывает затруднительным контакт с одной из сторон, что создает угрозу для самой возможности медиации. Деятельность специалиста-посредника может начинаться с процедуры консилиации (прояснением спора в одностороннем порядке и исследованием возможности привлечения к медиации второй стороны). Особенностями юридических споров является тот факт, что сторонам могут показаться незначимыми вопросы, лежащие за пределами юридических результатов. Медиатору следует продолжить исследование на достаточность обсуждаемых проблем для урегулирования спора, осуществить проверку на реалистичность.
В юридических конфликтах следует проявлять особую осторожность при ознакомлении с интересами сторон. Как мы уже указывали, понятие «интерес» у юристов отличается от понятия «интерес» у конфликтологов, которые прежде всего через интерес как объективную сторону активности конфликтующих сторон стремятся найти альтернативы в споре и возможность договориться. Вообще следует учитывать то, что интересы не могут быть предметом прямого обсуждения на медиации. Это особенно очевидно и важно в ситуациях юридических споров.
Реальный процесс урегулирования конфликта следует согласовывать с содержанием работы на каждом из трех возможных этапов.
1. Подготовка переговоров:
— встреча с каждой стороной;
— предварительная оценка конфликта;
— разработка повестки дня переговоров;
— проверка готовности участников к переговорам.
2. Ведение переговоров:
— привлечение всех сторон, включенных в конфликтную ситуацию;
— обсуждение повестки дня переговоров;
— принятие соглашения по процедурным вопросам;
— поочередное слушание каждой стороны;
— вычленение интересов, проблем, предложений;
— раздельное слушание сторон (ко кусы);
— расчленение проблемы;
— подведение к первому предложению;
— выдвижение альтернатив:
— работа с эмоциональной стороной конфликта, «вентиляция» чувств;
— поиск подходов к соглашению, формулирование предложений;
— выработка уступок.
3. Завершение переговоров:
— выработка соглашения, его проверка на реальность, принятие и подписание;
— принятие мер по предотвращению «постконфликта».
На каждом из этапов при реализации указанных направлений используются свои приемы, методы и техники. При этом учитываются особенности контекста конфликта, в данном случае — юридического.
Выводы
1. Медиация юридических конфликтов является альтернативной технологией их урегулирования, она имеет ряд характерных оснований и особенностей, которые влияют на ее технологическую сторону.
2. Учет экзистенциальных, юридических, психологических и технологических оснований медиации юридических конфликтов позволяет достигать таких соглашений, которые более полно учитывают проблемы клиентов и всесторонние их запросы.
3. Знание и учет процессуальных особенностей медиации в юридических конфликтах делает медиацию ясной, доступной и эффективной процедурой оказания помощи конфликтующим сторонам.
Литература
1. Анцупов, А.Я., Шипилов, АМ. Словарь конфликтолога. — СПб.: Питер, 2006.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.М. Конфликтология. — М., 1999.
3. Гришина, Н.В. Давайте договоримся. — СПб., 1993
4. Мванова, Е.Н. Типология интересов как инструмент разрешения конфликтов // Конфликтология. — 2009. — № 3.
5. Карпенко, А.А. Есть ли у АРС будущее? // Третейский суд. — 2009. — № 3.
6. Конфликтология / под. ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999
7. Кузбагаров, А.Н. Примирение сторон по конфликтам частноправового характера: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — СПб., 2006.
8. Липницкий, А.В. Менеджмент и конфликты // Психология менеджмента. — СПб., 2004.
9. Липницкий, А.В. Переговоры в управлении организацией // Психология менеджмента. — СПб., 2004.
10. Липницкий, А.В. Медиация как технология управления конфликтом // Вестник СПбГУ. — 2000. - № 1.
11. Липницкий, А.В. Деятельностная модель переговоров с преступниками // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2000. — № 1.
12. Носырева, Е.Н. Формирование модели правового регулирования посредничества в Российской Федерации // Третейский суд. — 2009. — № 3.
13. Скворцов, О.Ю. Основные направления развития науки об альтернативных способах разрешения правовых споров // Третейский суд. 2009. — № 3.
14. Соснин, В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике Запада / / Психологический журнал. — 1994. — № 5.
15. Фишер, P., Юрии, У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — М., 1990.
16. Blakr, R. R., Mouton, J. Solving Costly Organizational Conflicts. — San Francisco: Jossey-Buss,
1985.
17. Holduc, D. S. Implications for Restorative Justice Moderate Styles and Mediator Behavior. — North Amer. Conf. on Peacemaking and Conflict Resolution (NCPCR). — 1989.
18. Burton, J.W. Conflict: Resolution and Prevention. — N. Y: St. Martin’s Press, 1990.
19. Keltner, J. W. Medialioii: Toward a Civilized System of Dispute Resolution // ERLC Clearinghouse on Reading and Communication Skills and Speech Communication Association, 1987
20. Moore, C. W. The mediation process. — San Francisco — London , 1989.
21. Pruitt, D. G. Negotiation Behavior. — N. Y: Academic Press, 1981.
22. Thomas K.W., Kilmenn, R.H. Thomas-Kilmen conflict mode instrument. — XICOM, inc., 1990.
23. Lewin, K. Resolving Social Conflict. — New York, 1948.
Literature
1. Antsupov, Л. Y, Shipilov, A.I. Dictionary of konfliktologist. — St. Petersburg, 2006.
2. Antsupov, A.Y., Shipilov, A.I. Konfliktology. — Moscow, 1999.
3. Grishina, N.V. Give let us agree. — St. Petersburg, 1993
4. Ivanova, E.N. Typology of interests as the tool of resolution of the conflicts // Konfliktology. — 2009. — № 3.
5. Karpenko, A.D. Is there in ARS future? // Arbitration law court. — 2009. — № 3.
6. Konfliktology / Ed. A.S. Carmin. — St. Petersburg, 1999.
7. Kuzbagarov, AN. Reconciliation of sides on the conflicts of private-right nature. — St. Petersburg, 2006.
8. Lipnitskiy, A.V. Management and conflicts // Psychology of management. — St.-Petersburg, 2004.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
9. Lipnitskiy, A.V. Negotiations in management of organization // Psychology of management. — St.-Petersburg, 2004.
10. Lipnitskiy, A.V. Mediation as the technology of control of conflict / / The herald of the St. Petersburg state university. — 2000. — № 1.
11. Lipnitskiy, A V. Activity model of negotiations with the criminals // The herald of the St. Petersburg university MIA. — 2000. — № 1.
12. Nosyreva, E.N. Formation of the model of the lawful regulation of mediation in the Russian Federation / / The arbitration law court. — 2009. — № 3.
13. Skvortsov, O.Y. Basic trends in development of the science about the alternative methods of resolution of lawful disputes // The arbitration law court. 2009. — № 3.
14. Sosnin, VA. Regulating and resolution of the conflicts: the problem of mediation in the applied research practice of the West / / Psychological journal. — 1994. — № 5.
15. Fischer, P., Yuri, U. Way to the agreement, or negotiations without default. — Moscow, 1990.
16. Holduc, D. S. Implications for Restorative Justice Moderate Styles and Mediator Behavior. — North Amer. Conf. on Peacemaking and Conflict Resolution (NCPCR). — 1989.
17. Burton, J.W. Conflict: Resolution and Prevention. — N. Y: St. Martin’s Press, 1990.
18. Keltner, J.W. Medialioii: Toward a Civilized System of Dispute Resolution // ERLC Clearinghouse on Reading and Communication Skills and Speech Communication Association, 1987.
19. Moore, C. W. The mediation process. — San Francisco — London , 1989.
20. Pruitt, D. G. Negotiation Behavior. — N. Y: Academic Press, 1981.
21. Thomas, K.W., Kilmenn, R.H. Thomas-Kilmen conflict mode instrument. — XICOM, inc., 1990.
22. Lewin, K. Resolving Social Conflict. — New York, 1948.
УДК: 37.015.3 O.B. Олегова*
Формирование мотивации профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза связи
В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования мотивации профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Представлены основные положения и результаты реализации программы формирования мотивации профессиональной деятельности у курсантов военных вузов связи.
Ключевые слова: мотивация профессиональной деятельности, формирование мотивации, курсанты, военные вузы.
O.V. Odegova*. Formation of motivation of professional work in educational process of military high school of communication.
In article questions of the theory and practice of formation of motivation of professional work at cadets of military high schools are considered. Substantive provisions and results of realization of the program of formation of motivation of professional work at cadets of military high schools of communication are presented.
Keywords: motivation of professional work, formation of motivation, cadets, military high schools.
Решение задач обеспечения обороноспособности страны, формирования нового, перспективного облика Вооруженных сил требует от системы военного образования подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров. Для того, чтобы офицеры могли успешно выполнять функциональные обязанности, необходимо в процессе обучения в военных вузах (ввузах) обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовленности.
Современные требования к офицерским кадрам определяют необходимость поиска и внедрения новых психолого-педагогических путей повышения качества профессиональной подготовки в военных вузах. Одним из важных условий успешного решения данной задачи является наличие у обучающихся
* Одегова, Ольга Владимировна, старший помощник начальника учебного отдела Военной академии связи им. С.М. Будённого, подполковник медицинской службы. 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 3. Тел. 8 911 0080702. E-mail: vesna07.77@mail.ru.
* Odegova, Olga Vladimirovna, senior assistant to the chief of an educational department of Military academy of communication by S.M. Budyonny, the lieutenant colonel of medical service. 194064, St.-Petersburg, the Tihorecki prospect, the house 3. Tel. 8 911 0080702. E-mail: vesna07.77@mail.ru.