Научная статья на тему 'Медиация как метод разрешения конфликтов в образовательной организации'

Медиация как метод разрешения конфликтов в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONFLICT / MEDIATION / MEDIATOR / STAGES OF MEDIATION / FACTORS OF SUCCESSFUL MEDIATION / КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТОР / ЭТАПЫ МЕДИАЦИИ / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Н. Н., Болгар Н. Н., Кривых С. В.

В статье рассматриваются особенности конфликтов у учащихся подросткового возраста, возможности медиации как метода разрешения конфликтов, этапы медиации, факторы эффективности разрешения конфликтов. Авторы дают теоретический анализ сущности и причин подростковых конфликтов, а также конфликтов, возникающих в педагогической среде. Рассматриваются способы урегулирования конфликтов, особо подчеркивается эффективность метода медиации. Раскрываются каждый их нескольких этапов процесса медиации: вступительный, этап представления сторон, этап работы с эмоциями, этап выработки предложений; этап подготовки соглашения или осуществления мер; этап выхода из медиации; этап постконфликта Авторы останавливаются на особенностях медиатора как ведущего примирительной встречи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AS A METHOD OF CONFLICT RESOLUTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses features of conflicts in adolescent students, the possibility of mediation as a method of conflict resolution, mediation stages, factors of efficiency of conflict resolution. The authors give a theoretical analysis of the nature and causes of adolescent conflicts and conflicts arising in the educational environment. The study of methods of dealing with conflicts helps to find effectiveness of a method of mediation. The authors reveal each of several stages of the mediation process: an introduction, a stage of submission of the parties, a stage of work with emotions, a stage of making proposals; a stage of preparation of an agreement or implementation of measures; closing the stage of mediation; a post-conflict phase. The authors determine features of a mediator as a leading participant of a reconciliatory process.

Текст научной работы на тему «Медиация как метод разрешения конфликтов в образовательной организации»

4. Соответствия всех совокупных видов учебной нагрузки нормативным требованиям.

5. Соответствие состава и объёма профилирующих дисциплин спектру имеющихся способностей и интересов студентов. В этих принципах заложены основы гармонизации содержания образования в художественном творчестве.

Таким образом, объективный процесс воспитания профессиональной культуры будущего хореографа требует развития уникальных профессиональных способностей каждого студента и во многом зависит от социально-культурной обусловленности.

Если обучение - в основном процесс формирования конкретных знаний, то воспитание - как процесс тоже предполагает получение результатов, выявление эффективности, но всё это весьма неопределённо. Сегодня важно определить научно обоснованную стратегию поиска эффективных форм, создать средства и механизмы, позволяющие «задействовать» в социально-культурной среде вуза весь комплекс воспитательных установок, и ценностных ориентаций на всестороннюю подготовку высококвалифицированных профессионалов. Для этого необходимо постепенно скоординировано вводить в практику технологично разработанную программу развития социально-культурной среды вуза, направленную на профессиональное воспитание средствами художественного творчества и с учетом социально-культурной обусловленности. Это позволит раскрыть интеллектуальный и духовный потенциал студентов.

Библиографический список

Логика включения студентов в процесс формирования профессионального воспитания предполагает поиск и выявления системы средств художественного творчества, обеспечивающих развитие интеллектуальных, коммуникативных и художественных способностей. В процессе формирования профессионального воспитания на первом году обучения, мы старались выработать у студентов профессиональное отношение ко всему, что составляет процесс учебного труда. Превращение будущего педагога в творца, мастера, человека тонко чувствующего красоту - одна из задач профессионального воспитания студентов.

Анализ педагогического опыта показал, что наиболее оптимальной, воздействующей на все компоненты обучения и профессиональное воспитание студентов является система художественного творчества, включающая творческие задания, дискуссии, спектакли, творческие показы, мастер-классы. Данные средства были апробированы нами в экспериментальной работе. Студентами обсуждались проблемы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Преемственность на стыке начального профессионального и высшего профессионального образования должна быть реальной в работе с учащимися, которые входят в сферу профессионального и профессионально-педагогического мастерства посредством конкретных творческих презентаций. Важную роль при этом играет социально-культурная обусловленность образовательной среды вуза.

1. Социальная обусловленность. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 179 - 181.

3. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Психолого-педагогические особенности влияния социально-культурной среды на человека. Перспективы развития и инновации гуманитарного образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013: 82 - 89.

4. Штинберг Р.Дж. Воспитание интеллектом. Москва, 1997.

References

1. Social'naya obuslovlennost'. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Izuchenie vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na lichnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 179 - 181.

3. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na cheloveka. Perspektivy razviti-ya i innovacii gumanitarnogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013: 82 - 89.

4. Shtinberg R.Dzh. Vospitanie intellektom. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 373.3/5

Kuzina N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Andragogy, Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: nadezhdakuzina@yandex.ru

Bolgar N.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy of Education Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: bolgar_nn@mail.ru

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: krivih71@yandex.ru

MEDIATION AS A METHOD OF CONFLICT RESOLUTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article discusses features of conflicts in adolescent students, the possibility of mediation as a method of conflict resolution, mediation stages, factors of efficiency of conflict resolution. The authors give a theoretical analysis of the nature and causes of adolescent conflicts and conflicts arising in the educational environment. The study of methods of dealing with conflicts helps to find effectiveness of a method of mediation. The authors reveal each of several stages of the mediation process: an introduction, a stage of submission of the parties, a stage of work with emotions, a stage of making proposals; a stage of preparation of an agreement or implementation of measures; closing the stage of mediation; a post-conflict phase. The authors determine features of a mediator as a leading participant of a reconciliatory process. Key words: conflict, mediation, mediator, stages of mediation, factors of successful mediation.

Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогики, Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: nadezhdakuzina@yandex.ru

Н.Н. Болгар, канд. филос. наук, доц. каф. философского образования Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: bolgar_nn@mail.ru

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург, Е-mail: krivih71@yandex.ru

МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются особенности конфликтов у учащихся подросткового возраста, возможности медиации как метода разрешения конфликтов, этапы медиации, факторы эффективности разрешения конфликтов. Авторы дают теоретический анализ сущности и причин подростковых конфликтов, а также конфликтов, возникающих в педагогической среде. Рас-

сматриваются способы урегулирования конфликтов, особо подчеркивается эффективность метода медиации. Раскрываются каждый их нескольких этапов процесса медиации: вступительный, этап представления сторон, этап работы с эмоциями, этап выработки предложений; этап подготовки соглашения или осуществления мер; этап выхода из медиации; этап постконфликта Авторы останавливаются на особенностях медиатора как ведущего примирительной встречи.

Ключевые слова: конфликт, медиация, медиатор, этапы медиации, факторы эффективности медиации.

В условиях современного общества резко обостряются противоречия между прогрессивными и ставшими традиционными явлениями действительности, нормами, взглядами, поведением. Своё выражение многие противоречия находят в конфликтах, которые возникают в процессе борьбы противоположно направленных тенденций.

Конфликт рассматривается как сложное социальное явление, имеющее определённую структуру и динамику протекания. Конфликт определяется как противоречия, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающие их нормальное взаимодействие, имеющее определенные условия протекания и вызывающее со стороны участников конфликта конкретные действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

Сфера образования изначально очень противоречива. В ходе воспитательного и образовательного процессов, как учителя, так и учащиеся сталкиваются со многими трудностями, которые мешают эффективному взаимодействию. Вследствие этого возникают противоречия, которые могут перерасти в конфликт и нарушить межличностные отношения, что негативно влияет и на учебную деятельность. Чаще всего самым противоречивым в возрастном плане является подростковый возраст, который усугубляет имеющиеся в образовательной среде проблемы. Многие исследователи отмечают, что именно подростки склонны к проявлению деструктивных форм поведения при решении конфликтов, что ведёт к нарушению отношений с самим собой и окружающими людьми. Подростки не всегда готовы преодолевать трудности в общении и эффективно решать конфликты, сопровождающие их каждый день.

В психолого-педагогической литературе подростковому возрасту, как кризисному этапу в процессе становления личности, уделяется особое внимание. Сущности и причинам конфликтов подростков посвящены работы В.А. Аверина, В.М. Афонько-вой, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, И.М. Вереникиной, Т.В. Дра-гуновой, Л.И. Воробьевой, Э.М. Киршбаума, Е.В. Первышевой, Е.А. Тихомовец, Н.В. Гришиной и других.

Конфликты подростков рассматриваются как результат возникающих в процессе жизнедеятельности внутренних и внешних противоречий. Так выделены противоречия между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения (В.А. Аверин), отношением подростка к себе как ко взрослому и отношением взрослых к нему как к ребенку (Т.В. Драгунова), между самооценкой и оценкой коллектива (Л.С. Божович) и другие. Конфликты не могут не задеть учебную деятельность, которая занимает большую часть времени подростка. Поэтому возникает проблема педагогических конфликтов и их эффективного разрешения [2]. Этой проблемой занимаются такие отечественные психологи и педагоги, как А.Я. Анцупов, С.И. Михайлова, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, Е.А. Соколова, А.Б. Белинская, Т.С. Сулимова, Е.А. Тихомовец, Т.А Чистякова, Е.А. Шумилин, И.Г. Шендрик, Н.Е. Щуркова и другие. Таким образом, специфика и проблема конфликтов и их разрешения в подростковом возрасте рассматривается довольно широко в психолого-педагогической литературе и очень актуальна в условиях образовательной организации.

Трудности, возникающие при разрешении противоречий, приводящие к конфликтам, исследователи объясняют неправильно сформированными отношениями с коллективом сверстников и взрослыми, недостатками воспитания и общения, накопленными к этому возрасту. Поэтому необходима психолого-педагогическая деятельность, которая будет направлена на преодоление и решение проблем, которые имеют место быть как в отношениях подростков между собой, так и с учителя, родителями.

В настоящее время среди способов урегулирования конфликта особой популярностью пользуется метод медиации. Медиация - это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) разрешают свой конфликт с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) [3]. Процедура медиации направлена на диалог и делает обе конфликтующие стороны активными участниками разрешения конфликта.

Особым преимуществом медиации является то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав [3; 5].

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда конфликтующие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу. Процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиатор - это ведущий примирительной встречи, который не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны, а только оказывает содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Основными функциями медиатора являются: информирование конфликтующих сторон о методе медиации; мотивирование их к участию в медиации; организация процесса переговоров (определение процедуры, регламента, заключение соглашения и контроль за его выполнением); сбор максимально возможной информации и побуждение конфликтующих сторон к анализу конфликтной ситуации; снятие эмоционального напряжения, возникающего в процессе переговоров; воздержание от оценочных суждений и эмоциональных реакций на происходящее, доброжелательное отношение к обеим сторонам; генерация идей относительно способов решения конфликта; стимулирование конфликтующих сторон к генерированию идей относительно решения конфликта, контроль степени их реалистичности; обучение конфликтующие стороны процессу ведения переговоров с установкой на сотрудничество [5].

В процессе медиации медиатор настраивает конфликтующие стороны на то, чтобы они:

1) проявляли готовность попытаться вместе разрешать спорные вопросы;

2) делились необходимой для разрешения конфликта информацией;

3) были гибкими, не застопоривались на начальных позициях;

4) уважительно относились к ценностям и интересам друг друга;

5) осознавали свои истинные интересы и отличали их от сиюминутных желаний и позиций;

6) понимали последствия и альтернативы в случае срыва переговоров;

7) были способны отделять эмоции, оценки, интерпретации от объективных фактов;

8) генерировали разнообразные и разноплановые предложения и анализировали последствия их осуществления;

9) стремились к реалистичному, выполнимому, долгосрочному соглашению, удовлетворяющему обе стороны [3].

Основными принципами медиации являются: добровольность участия для конфликтующих сторон и принятие решений по взаимному согласию, равноправие сторон; нейтральность медиатора или беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечение им равного права участия в переговорах; конфиденциальность, информированность сторон (предоставление сторонам всей необходимой информации о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях; ответственность сторон и медиатора; независимость служб медиации или самостоятельность в выборе форм деятельности и организации процесса медиации [3; 4; 5].

Ключевой фигурой процесса медиации является медиатор (нейтральный посредник), требования к уровню психологической квалификации которого являются достаточно высокими. Процесс медиации включает несколько этапов:

- вступительный этап, на котором медиатор объясняет, что такое медиация, её принципы; излагает правила поведения

участников при организации встреч; выясняет мнение присутствующих о том, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах; предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации;

- этап представления сторон (включает представление сторонами проблемы и конкретизацию ее медиатором);

- этап работы с эмоциями, на котором медиатор предоставляет право всем участникам дать свою оценку происшедшему и выразить те чувства, которые у них возникли, и четко сформулировать проблему, принимаемую сторонами; этап формирования «повестки переговоров» (предполагает четкую формулировку вопросов, которые требуют разрешения на медиации);

- этап выработки предложений;

- этап подготовки соглашения или осуществления мер, которые могут быть приняты каждой из сторон; этап выхода из медиации (получение медиатором через «обратную связь» информации о результатах работы);

- этап постконфликта или отслеживание дальнейшего развития ситуации [5].

Таким образом, медиация в практическом отношении представляет собой многоэтапную процедуру переговорного процесса, в ходе которого конфликтующие стороны при содействии медиатора должны прийти к соглашению относительно урегулирования конфликта.

Эффективность школьной медиации зависит от ряда факторов. В первую очередь, это особенности сложившихся между конфликтующими сторонами отношений; их способность к взаи-

Библиографический список

модействию; направленность конфликтующих сторон на урегулирование конфликта; доверие конфликтующих сторон к методу медиации, мотивация к участию в ней; личностные характеристики конфликтующих сторон, такие как общий уровень развития, эмоциональной возбудимости и др.; стратегии поведения конфликтующих сторон в процессе медиации.

Важным фактором, определяющим эффективность медиации, являются профессионализм медиатора (соблюдение им всех этических принципов данного вида деятельности, владение методом медиации); поведение медиатора, вызывающее доверие у конфликтующих сторон, его авторитетность; заинтересованность его в эффективности своей деятельности (мотивированность); наличие своеобразных профессионально важных качеств, к которым относятся характеристики коммуникации (способность вступать в контакт, нравиться, убеждать) и мышления (гибкость, быстрота, глубина, широта, критичность); наличие специальной подготовки и опыта успешного урегулирования конфликтов в прошлом; хорошее знание ситуации, обстановки, особенностей конкретного конфликта.

Высоко значимо влияние таких факторов, как характер конфликта (его типология); длительность конфликта; наличие принципиальных разногласий; отношение окружающих к методу медиации и решению конфликта; ментальные особенности всех участников процесса (культурный фактор) и т.п. Следовательно, в процессе своей работы медиатор должен учитывать достаточно большое количество факторов, от которых может зависеть эффективность процесса медиации в целом.

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. Санкт-Петербург, 2008.

2. Кузина Н.Н. Технология профилактики и преодоления педагогических конфликтов в образовательной среде. Коммуникативные технологии в образовательной среде. Санкт-Петербург: НОУ «Экспресс», 2008.

3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. Москва, 2012.

4. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. Москва, 2011.

5. Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2015.

References

1. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. 2-e izd. Sankt-Peterburg, 2008.

2. Kuzina N.N. Tehnologiya profilaktiki i preodoleniya pedagogicheskih konfliktov v obrazovatel'noj srede. Kommunikativnye tehnologii v obrazovatel'nojsrede. Sankt-Peterburg: NOU «'Ekspress», 2008.

3. Konovalov A.Yu. Shkol'naya sluzhba primireniya i vosstanovitel'naya kul'tura vzaimootnoshenij: prakticheskoe rukovodstvo. Moskva, 2012.

4. Maksudov R.R. Vosstanovitel'naya mediaciya. Prakticheskoe rukovodstvo dlya specialistov, realizuyuschih vosstanovitel'nyj podhod v rabote s konfliktami i ugolovno nakazuemymi deyaniyami s uchastiem nesovershennoletnih. Moskva, 2011.

5. Soldatova G.V. Sluzhba mediacii v obrazovatel'noj organizacii. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2015.

Статья поступила в редакцию 29.03.16

УДК 378.1

Logvinova O.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship

University of Russia (Moscow, Russia), Е-mail: olga-gg@yandex.ru

MULTICULTURAL EDUCATION IN A MODERN UNIVERSITY: SOCIO-PEDAGOGICAL APROACH. The article presents results of a comparative analysis of multicultural education theory and practical experience in a modern university. The problem of multicultural education is discussed in the context of a socio-pedagogical approach. A socio-pedagogical approach is considered as a methodological basis for multicultural education. Special attention is paid to such problems as the development of a university's educational potential, students' integration into socially important activity, interaction with social institutions within the process of multicultural education.

Key words: multicultural education, socio-pedagogical approach, society potential, university education.

О.К. Логвинова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики филологического факультета, Российский

университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, E-mail: olga-gg@yandex.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Работа выполнена при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного

В статье представлены результаты сравнительного анализа отечественной и зарубежной теории и практики поликультурного образования в современном вузе. Поликультурное образование в высшей школе рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновывается необходимость применения социально-педагогического подхода в качестве методологической основы поликультурного образования. Особое внимание уделено таким проблемам, как исполь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.