Научная статья на тему 'Медиация как механизм сокращения количества исполнительных производств'

Медиация как механизм сокращения количества исполнительных производств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕДИАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Сергей Владимирович

В статье анализируются проблемы медиации в исполнительном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиация как механизм сокращения количества исполнительных производств»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕДИАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОКРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ Гончаров С.В.

Гончаров Сергей Владимирович - магистрант, кафедра гражданского права, юридический факультет, Частное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский институт бизнеса, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируются проблемы медиации в исполнительном производстве.

Ключевые слова: анализ, медиация, исполнительное производство.

Исполнительное производство довольно сложный механизм реализации вступившего в законную силу решения суда. На Федеральную службу судебных приставов ложиться весьма обширный круг обязанностей по исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

По статистике, с каждым годом доля исполнительных документов, поступающих на исполнение в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, только увеличивается, на штатного сотрудника службы в целом приходится по тысячи, а в некоторых территориальных подразделениях и две тысячи исполнительных производств. Что приводит к затруднению и стагнации процесса исполнения судебных актов. Роль судебного пристава - исполнителя в современной системе правоотношений претерпела изменения.

По сути, судебный пристав - исполнитель, как сторона исполнительного производства, является посредником между взыскателем и должником, которые в свою очередь также являются участниками процесса принудительного исполнения исполнительного документа.

Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.10.2010 № 193-Ф3 [1] не урегулирован способ реализации процедуры медиации в исполнительном производстве, как механизма примирения сторон. Мнение многих специалистов о том, что в исполнительном производстве не может быть введен процесс медиации, поскольку разногласия, послужившие причиной обращения сторон в суд, разрешены вступившим в законную силу решения суда, по моему мнению, неверно.

Как уже говорилось ранее в статье, Федеральная служба судебных приставов исполняет не только судебные акты, к ведению судебных приставов - исполнителей относиться также исполнение актов иных органов (МИФНС, ПФР, МВД, ФСС и т. д.) и должностных лиц (нотариус, судебный пристав - исполнитель и т. д.).

Неизбежно у сторон исполнительного производства возникает спор относительно не только порядка и способа исполнения, вступившего в законную силу документа, но также и действий судебного пристава - исполнителя по ведению процесса исполнительного производства.

Механизм медиации в процессе исполнительного производства мог бы существенным образом сократить колоссальное обращение сторон исполнительного производства в судебные органы с заявлениями о разъяснении порядка и способа исполнения документов, выданных уполномоченными органами, с просьбами о реструктуризации задолженности, изменения способа исполнения, обжалования действий - бездействий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и многих других действий, вытекающих из принудительного исполнения.

| 21 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(17) 2017

Посредник (медиатор) необходим на стадии исполнительного производства, для разъяснения должнику и взыскателю основ законодательства об исполнительном производстве.

Взыскатель после получения исполнительного документа зачастую не знает, какие права и обязанности предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ [2] для защиты его права на своевременное и полное исполнение исполнительного документа, а должнику в соответствии с тем же законом регламентированы не только обязанности по исполнению, но и ряд гарантированных прав.

Процесс медиации не должен исключать из принудительного исполнения такой элемент как судебный пристав - исполнитель, так как действующим законодательством прямо указано на наличие властных полномочий государственного служащего в процессе ведения исполнительного производства. Однако предоставление сторонам исполнительного производства возможности для урегулирования разногласий, а также нахождению альтернативного способа достижения фактического исполнения решения суда, либо акта иного органа, по моему мнению, будет способствовать стабилизации сложившийся ситуации по принудительному исполнению исполнительных документов, а также резко сократит нагрузку судов.

Процесс медиации необходим в делах о взыскании алиментах платежей на несовершеннолетних детей, поскольку данная категория сторон исполнительных производств относится к социально значимому сегменту общества и является одной из самых распространенных и сложных категорий исполнительных производств, требующих от судебного пристава - исполнителя, наличия определенных навыков ведения данной категории исполнительных производств.

Посредник (медиатор) способен облегчить процесс взыскания, а также провести процедуру медиации с должником и взыскателем, для более глубокого понимания ответственности, а также разъяснения основных понятий и статей законодательства, регулирующих данные отношения. Медиация могла бы стать обязательным этапом в делах о взыскании алиментных платежей.

Однако хотелось бы отметить, что медиация как процедура, не должна заменять сам процесс принудительного взыскания и освобождать судебных приставов -исполнителей от своих непосредственных обязанностей.

Она должна являться альтернативой, ставить перед участниками процесса взыскания выбор, а само решение о применении или от отказа в процедуре, безусловно, остается за сторонами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О судебных приставах» // СПС «КонсультантПлюс».

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(17) 2017 | 22 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.