Научная статья на тему 'Медиация как инновационный способ разрешения конфликтов в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Медиация как инновационный способ разрешения конфликтов в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалунов К. Е.

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство является одной из отраслей, где постоянно возникают конфликтные ситуации между. Так как большинство конфликтов связано с оплатой и качеством услуг для отрасли очень важно досудебное разрешение конфликтов, снижающее издержки. В работе рассматриваются причины и виды конфликтов в жилищно-коммунальном хозяйстве, преимущества и принципы медиации как инновационного способа разрешения конфликтов, особенности применения медиации в городе Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиация как инновационный способ разрешения конфликтов в жилищно-коммунальном хозяйстве»

Последствия политического кризиса, вызванного распадом СССР, и связанные с ним экономическая и структурная перестройка, а также глубокий экономический и социальный кризис, не могли не привести к резкому обострению проблем туристской сферы. Произошло снижение как числа туристских гостиниц и туристских баз, так и ещё более значительное сокращение числа обслуженных туристов.

Вместимость туристских учреждений в целом по России сократилась в 1,5 раза. При этом сохранилась и даже обострилась проблема неупорядоченности сети туристских объектов по территории страны, её крайне неравномерное распределение. Так, районы Сибири, Дальнего Востока и особенно Севера, которые имеют достаточно интересные и малоиспользуемые туристские ресурсы, и для населения которых характерна повышенная потребность в отдыхе, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили её за годы кризисного периода. Не используются уникальные местности и ресурсы непосредственно в регионах массового проживания населения. Достаточно сказать, что в России насчитывается более 350 малых и средних исторических городов, которые могли бы стать местными центрами туристского развития.

Однако не более десятка из их числа имеют туристскую инфраструктуру, необходимую для приема туристов.

Список литературы:

1. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

2. Олейник О.Н. Состояние внутреннего туризма в современной России // Ломоносовские чтения 2002 г. Аспиранты. Том № 2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ и М.В. Ломоносова.

3. Статистика выезда из России и въезда в Россию, 2002-2009 гг. туристический бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://ргой.1гауе1.

МЕДИАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ

РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

© Шалунов К.Е.*

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, г. Москва

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство является одной из отраслей, где постоянно возникают конфликтные ситуации между. Так как большинство конфликтов связано с оплатой и качеством

* Аспирант кафедры Коммерции.

услуг для отрасли очень важно досудебное разрешение конфликтов, снижающее издержки. В работе рассматриваются причины и виды конфликтов в жилищно-коммунальном хозяйстве, преимущества и принципы медиации как инновационного способа разрешения конфликтов, особенности применения медиации в городе Москве.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из проблемных отраслей экономики России. В данной отрасли постоянно возникает множество конфликтов, в первую очередь между жителями и их объединениями с различными организациями в жилищно-коммунальном комплексе. С учетом перегруженности российских судов очень актуальным средством разрешения конфликтных ситуаций является медиация. Известно, что около 40 % дел в судах различных инстанций касается ЖКХ [3]. В настоящее время медиация применяется в более 30 странах мира.

Медиация (от лат. mediare - посредничать) - альтернативная процедура решения споров или урегулирования конфликтов с участием профессионального специалиста (медиатора), без обращения в суд [5].

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» был принят 27 июля 2010 года и действует с 1 января 2011 года [1].

В основе медиации в ЖКХ лежит метод диалога и сотрудничества органов местного самоуправления, населения, управляющих организаций и иных участников спора. Главная задача медиатора - помощь конфликтующим сторонам в выработке взаимного соглашения при полном контроле за процессом обеих сторон [2].

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Медиатор действует беспристрастно по отношению к каждой стороне конфликта, обеспечивает комфортность и безопасность переговорного пространства, добиваясь от сторон восстановления способности услышать другую сторону и договариваться в обстановке уважения друг к другу и равенства сторон. С целью создания условий для развития и более широкого применения медиации в современном российском обществе необходимо более полно использовать потенциал появляющихся в нашей стране объединений профессионалов - саморегулируемых организаций медиаторов [1].

Можно выделить следующие преимущества медиации:

- экономия времени, денег и эмоциональных сил участников спора;

- возможность индивидуального определения обстановки, организации, регламента и содержания процесса;

- нацеленность на конструктивный поиск решений;

- возможность адаптации под потребности участников и учет эмоциональных и личных аспектов спора;

- конфиденциальность;

- возможность прогнозирования дальнейшей ситуации;

- большая долговечность достигнутых договоренностей.

В жилищно-коммунальном хозяйстве чаще всего возникают следующие конфликтные ситуации:

- между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и государственными бюджетными учреждениями инженерные службы (ГКУ ИС) районов и округов, дирекциями единого заказчика (ДЕЗами), управами районов и префектурами административных округов, с другой стороны;

- между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и управляющими компаниями, ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями, с другой стороны;

- между жителями домов (дома), входящих в объединения (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с данными объединениями (внутридомовые конфликты) [3, с. 55].

При этом наиболее распространёнными предметами конфликтов являются:

- выбор (изменение) способа управления МКД;

- передача технической и иной документации на дом, заключение договоров с поставщиками воды, тепла, электричества и т.п., осуществление функций начисления и формирования платежей за ЖКУ и другие спорные вопросы при реализации выбранного способа управления МКД;

- заключение договоров управления МКД, договоров на получение бюджетных субсидий, договоров на эксплуатацию и содержание общего имущества;

- оформление, использование, отчуждение, возврат общего имущества собственников помещений в МКД;

- размер платежей за жилищно-коммунальные услуги и иные работы, за коммунальные ресурсы;

- тарифы, сметная документация;

- поставка ресурсов, оплата полученных ресурсов, приемка работ, ресурсов и многие другие [3, с. 55].

Данные виды конфликтов являются одними из главных причин возникновения задолженности и вызываются прежде всего несовершенством законодательства по вопросам управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг; неурегулированностью взаимоотношений и несбалансированностью интересов субъектов в данной сфере

22 августа 2011 в Москве прошла первая процедура медиации (альтернативного решения споров) в сфере ЖКХ. Независимый посредник - ме-

диатор - попытался решить конфликт, возникший при передаче многоквартирного дома в Южном Бутове из управления ДЕЗа в ведение товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Адмиральское». Конфликт, который был выбран для первой медиации, возник при передаче дома под управление ТСЖ «Адмиральское»: часть жителей заявили, что ничего не знали о создании ТСЖ. В результате управа района «Южное Бутово» приняла решение «заморозить» процесс [4].

На базе ГУП «МосгорЕИАЦ» создано ГБУ «Московский аналитический центр» (ГБУ «МАЦ»), являющееся подведомственным учреждением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Основной функцией ГБУ «МАЦ» является урегулирование конфликтных ситуаций в сфере ЖКХ путём проведения процедуры медиации.

В настоящее время в городе Москве процедура медиации является новым видом государственных услуг. В роли медиатора выступают профессионально подготовленные сотрудники ГБУ «МАЦ». Если стороной спора или конфликта является городская организация, то для жителей и их объединений эта услуга бесплатная.

С этой целью в помощь жителям и их объединениям (ТСЖ, ЖСК, советы МКД) на базе ГБУ «МАЦ» создан Центр медиации, имеющий территориальные подразделения в каждом административном округе. ГБУ «МАЦ» в своей работе опирается на главные принципы медиации:

- добровольность;

- взаимоуважение;

- конфиденциальность;

- прозрачность процедуры;

- нейтральность;

- равноправие сторон.

Активное применение данного способа урегулирования разногласий жилищно-правовой сфере позволит решать затяжные конфликты, снизить социальную напряженность, сократить количество обращений в суды, обеспечить выработку оптимальных решений, учитывающих интересы всех сторон конфликта.

При достижении договоренностей медиатор обязан оформить медиативное соглашение, которое подписывается сторонами конфликта и представляющее собой гражданско-правовую сделку.

В соответствии с основными положениями маркетинга, для успешного продвижения медиации как инновационной услуги необходимо предварительно провести правильно организованную рекламную компанию, то есть целенаправленное информирование населения.

Особое значение имеет данная процедура для муниципальных образований, так как они напрямую контактируют с участниками конфликтов. Поэтому с целью более широкого применения примирительных процедур с участием посредника (медиатора) при урегулировании конфликтов в сфере

жилищно-коммунального хозяйства необходимо информировать население о целесообразности обращения к профессиональным медиаторам при урегулировании конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также увеличить количество медиаторов, закрепив за каждым внутригородское муниципальное образование.

Медиаторов (помощников медиаторов) следует обязать посещать собрания собственников жилья, с целью выявления ситуаций, которые можно разрешить во внесудебном порядке. Практически на каждом собрании такие конфликты выносятся на повестку дня и очень часто не могут быть урегулированы без участия профессионалов.

Согласно Федерального закона № 193-ФЗ конфликтующие стороны имеют право обратиться к медиатору, даже если конфликт уже рассматривается в суде. Стороны должны в суде заявить о своих намерениях, и судебное разбирательство будет приостановлено на срок до 6 месяцев [1].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

2. Письмо Сов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 сентября 2012 года № 3.2.-12/1141. Рекомендации «круглого стола» на тему: «Некоторые проблемы применения процедуры медиации в сфере жилищно-правовых отношений».

3. Журавлева Л.В.Одинец М.Г Что такое медиация и новые возможности урегулирования конфликтов в ЖКХ // Председатель ТСЖ. - 2013. - № 1. -С. 54-55.

4. Пустарнакова А.А. Смолицкий Г.А. Конфликты в сфере ЖКХ будут решать медиаторы // Известия. - 22 августа 2011.

5. Официальный сайт ГБУ «Московский аналитический центр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gbumac.ru.

ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ И ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

© Шахова О.Ю.*

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

В статье уточняется содержание понятия «продуктовые инновации в сфере социально-культурных и туристских услуг»; выявляются факторы, инициирующие их появление; описывается технология разработки первичных (базисных и улучшающих) и вторичных продуктовых инноваций; определяется область применения полученных результатов.

* Доцент кафедры Социально-культурного сервиса и туризма, кандидат культурологии, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.