Медиатизированный медицинский контент: общие характеристики
(на примере публикаций «Коммерсанта» и «Российской газеты») Надежда Адрова
В статье представлены результаты анализа использования медицинской терминологии в публикациях СМИ, частоты упоминаний областей медицины и отсылок к исследовательским работам в данной сфере. Выявлено, что вследствие медиатизации медицины в периодических изданиях преобладают материалы, предназначенные для широкой публики, однако в них также активно употребляются научные и профессиональные термины.
Ключевые слова: медицинский контент, медиатизация, общественно-политические газеты, контент-анализ, медиадискурс.
УДК 070.44:61: 81'42
Р01: 10.30547/тес11аа1тапа1г2.2024.5563 ЕРИ: РУМЫБР
© Адрова Надежда Сергеевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(т. Москва, Россия), [email protected]
Тема здоровья чрезвычайно актуальна в повестке дня отечественной журналистики: с одной стороны, она напрямую связана с вопросами медицины (лечение и профилактика заболеваний), с друтой стороны, это не единственный фактор здоро-вьесбережения. «Медицина и фармаколо-тия, здоровое питание, окружающая среда, красота и здоровье, психолотия, спорт, физкультура и фитнес, здоровое воспитание детей присутствуют в абсолютном большинстве наших СМИ» (Вартанова, 2012: 8).
В эпоху цифровизации, котда последовательно медиатизируются все сферы общественной деятельности и расширяется влияние медиакоммуникаций на ключевые аспекты социальной жизни и интетрацию общественных сфер в информационное пространство с помощью цифровых сервисов, широко распространенных среди аудитории (Добросклонская, 2008), формируются области пересечения и взаимодействия медиа и социальных феноменов. Медицинский контент для широкой аудитории становится результатом медиатизации сферы медицины в обществе.
Выделение медицинското дискурса (Родионова, Привалова, 2020; Дудникова, Милевская, 2019) как одной из форм дискурса позволяет расширить ряд уже существующих ето разновидностей: научното, философского,
медиадискурса и т.д. (Кожемякин, 2010; социокультурным контекстом в сфере масс-
Малышева, 2011; Petiot, PiaLLoux,2000; Beacco, медиа. Следовательно, публичная комму-
2000; Moirand, 2000). Отметим, что специа- никация непреднамеренно или планомер-
лизированный медицинский дискурс, один но структурируется в специализированные
из древнейших (и в области научного зна- дискуссионные зоны, включающие в себя
ния, и в профессиональной деятельности), определенную тематику и практический
следует отличать от медиатизированного контекст (Малышева, 2011).
контента на темы медицины для массовой Основные направления изучения ме-
аудитории. дицинского дискурса, как вида институционального дискурса, «сводятся к опреде-
О феномене медицинского лению релевантных признаков дискурса
медиадискурса как культурно-ситуативной сущности, мо-
Медицинский медиадискурс - уни- делированию его структуры, освещению
кальное пересечение области медицины лингвокультурных особенностей дискур-
и медиасферы, проявляющееся через ме- са в межъязыковом сопоставлении, уста-
диатизацию и толкование медицинского новлению его типов и жанров» (Карасик,
дискурса. Так, дискурсивное пространст- 2002: 240).
во медиа, посвященных медицине, будет Медиатизированный медицинский складываться из текстов, возникших на гра- дискурс можно определить как сложную нице собственно научного стиля и других структуру, включающую различные виды стилей (публицистического, повседневно- дискурса, объединенные общей тематикой. бытового). Тексты, затрагивающие темы Медицинский дискурс в СМИ (медицинская медицины, на наш взгляд, условно мож- журналистика) - это пример медиатизи-но разделить на профессионально ори- рованного научного и профессионально-ентированные и популярные. Все вместе го дискурсов (поскольку медицина - это они будут составлять тематическое и кон- и профессия, и область науки), которые цептуальное единство медицинского ме- интерпретируют широкой аудитории про-диадискурса. фессиональный или научный материал, изВ научных кругах выделяют два основ- начально адресованный специалистам и ных подхода к понятию «медиадискурс». предназначенный для их институциональ-Согласно первому, медиадискурс пред- ной коммуникации. В процессе анализа ставляет собой уникальный вид речевой специализированного медицинского дис-деятельности, присущий только массмедиа курса некоторые исследователи акценти-(Клушина, 2013). В этой концепции утверж- руют внимание на научности изложения и дается, что медиадискурс относится к ка- сегментированности аудитории, в то вре-тегории особенных дискурсов, таких как мя как массово-информационная природа политический или научный. При втором медиатизированного медицинского кон-подходе в исследуемое понятие включа- тента редко попадает в поле зрения ученых. ется любой дискурс, которы й осуществля- Понятие «медицинская журналистика» ется и продуцируется средствами массо- (как одно из наиболее актуальных направ-вой коммуникации (Кожемякин, 2010), и лений научно-просветительской журна-любой институциональный дискурс, ко- листики) употребляется в двух значени-торый транслируется через массмедиа. ях: журналистика для специалистов-меди-При этом медиадискурс определяется ков, ответвление научной журналистики, как речевая активность, направленная на и журналистика о медицине для массо-определенную тематику и обусловленная вой аудитории - область ответственности
социальной журналистики (Журналистика для здоровья нации, 2012). Мы ориентируемся на второе значение. На наш взтляд, необходимо четко разтраничивать эти понятия: профессиональный/научный и мас-совый/медиатизированнный медицинский контент. При этом мы понимаем, что ме-диатизированный медицинский контент может объединять элементы научных материалов, адресованных специалистам и предназначенных для их (специалистов) институциональной коммуникации с пациентами, в нем может использоваться общедоступная лексика и речевые приемы, предназначенные для широкой читательской аудитории. Слияние различных коммуникативных стратетий и, как следствие, пересечение дискурсов являются естественным для языка процессом (Kaviani, БШЫеИ, 2000; В^е1, 2000).
Постановка исследовательской проблемы
Изучение медицинской тематики в ме-диадискурсе позволяет составить представление не только о том, как СМИ отражают проблемы здравоохранения, но и какие компетенции, знания и инструментальный потенциал необходимы в условиях современното медиапространства (Фролова, Стрита, 2020; Р^та, Kirichenko, 2019; Князева, Кажберова, Петрова, 2022; Стеблецова, Стернин, 2019).
Исследователи обращают внимание на разнообразие освещаемых проблем в области здравоохранения, которые привлекают пристальное внимание СМИ. Достаточно взтлянуть на веб-сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации, чтобы получить представление о множестве проблем со здоровьем, с которыми сталкиваются траждане (Линник, 2020). Представленность профилактики, симптомов, лечения и последствий различных заболеваний в медиа трансформирует понимание о роли здоровья в жизни среднестатистическото человека
(Таюпова, 2019). Медицинская тематика за-тративает широкий крут вопросов, важных для разных социальных и демотрафиче-ских трупп населения (Клинт, Сивоконева, Винотрадова, 2021).
В большинстве исследований, посвященных изучению медицинското контента СМИ, отмечается, что в медиа затратива-ются конкретные проблемы физическо-то и психическото здоровья (Савельева, Данилова, Воронин, 2022). В этих исследованиях чаще всето ставится вопрос о полноте и точности репрезентации проблем здравоохранения (Иванов, Суворов, 2021), ведь внимание журналистов нередко объясняется не реальным положением дел, а стереотипизацией и ститматизацией болезней. Так, медиарепрезентации онкологических заболеваний зачастую имеют стереотипный характер (Кажберова, 2019). Не все виды заболеваний имеют информационную ценность (Бусленко, Малышев, 2022; Вершинина, 2020). Эту точку зрения, в частности, подтверждают результаты опросов профессионалов медицинской сферы, которые отмечают, что в СМИ больше освещаются онколотические заболевания, а не сердечнососудистые, которые влияют на показатели смертности в большей степени (Трошина, Андреев, Стойко, Максименков, 2023). Отечественные исследователи обращали внимание и на проблему фреймированиясоциально острыхтем в медиапространстве в целом (Вартанова, Асланов, Гладкова, Дунас, 2022; Вартанова, 2019; Вартанова, Дунас, Гладкова, 2021) и в медицинском медиадискурсе в частности (Raschepeyeva, Бетеукта, Steb[etsova, 2020; Катермина, Чернова, 2021).
Данная статья ставит целью изучение на примере «Российской тазеты» и «Коммерсанта» совокупности характеристик наиболее часто упоминаемых областей медицины, выявление количества профессионально ориентированных материалов и популярных публикаций медицинской
57
тематики, доступных для читателей без динамике публикаций. Обозначим, каким
специального медицинского образова- образом различаются профессионально
ния; количества профессиональных тер- ориентированные и популярные материалы.
минов в публикациях без пояснения; коли- Под первыми мы понимаем публикации,
чества интервью с ведущими экспертами которые учитывают особенности профес-
в области медицины (международного и сии или специальности. То есть это мате-
российского уровня), а также количества риалы, которые в первую очередь ориен-
исследовательских материалов рассмат- тированы на специалистов с медицинским
риваемой тематики. образованием и включают информацию
В результате сопоставительного анали- о различных аспектах деятельности спе-
за попробуем установить, является ли уни- циалиста в профессии. Среди возможных
версальным соотношение перечисленных тем: обязанности участкового врача, про-
выше параметров для «Российскойгазеты» фессиональные задачи врача стационара,
и «Коммерсанта» или в подходах к инфор- специфика деятельности сотрудников при-
мированию читателей в области медицины емного отделения, работа врача в коммер-
имеются существенные различия. ческой компании и т.д. Безусловно, эти же
вопросы могут быть интересны и широкой Эмпирическое исследование: аудитории, но все же они не вполне отве-описание мет°дики и результаты чают признакам издания общего интереса Для проведения эмпирического иссле- (generalinterest). Как показал анализ, таких дования использовались архивы печатных публикаций оказалось в среднем менее 3%. версий газет «Коммерсантъ» и «Российская Под популярными публикациями мы газета» за 2019 и 2022 гг. «Российская газе- понимаем материалы, которые учитыва-та» - это массовое общественно-политиче- ют интересы читателей как потребителей ское издание, официальный печатный орган медицинских услуг, т.е. пациентов. Такие правительства Российской Федерации, вы- материалы посвящены всевозможным заходящее в 43 городах России и в г. Бишкеке болеваниям, особенно сезонным, их про-Кыргызской Республики. «Коммерсантъ» - филактике и лечению, общим проблемам ежедневная общественно-политическая здравоохранения, связанным с фармако-газета с усиленным деловым блоком. В вы- логией, логистикой или инфраструктур-борку включены все обнаруженные мате- ным развитием в сфере медицины, если риалы медицинской тематики. это напрямую затрагивает интересы ауди-В 2019 г. в «Российской газете» было тории. Количество популярных публика-опубликовано 15 865 материалов (296 но- ций в среднем составляет 97%, что гово-меров), 680 из них посвящены медицине, в рит о безусловном лидерстве материалов «Коммерсанте» - 12 980 статей (290 номе- этого типа.
ров), из которых 236 статей были классифи- Выявляя признаки научного стиля речи цированы как материалы медицинской тема- в ходе сопоставительного контент-аналитики. В 2022 г. в «Российской газете» вышло за «Российской газеты» и «Коммерсанта», 17 873 статьи (293 номера), среди которых мы обратились к количественным показа-были проанализированы 615 на интере- телям употребления профессиональных сующие нас темы, в «Коммерсанте» было терминов медицинской тематики без по-просмотрено 12 368 статей (292 номера), яснения (см. рис. 2). из них 211 статей медицинской тематики. Полученные значения по рассматри-На рисунке 1 представлены результа- ваемым показателям позволяют нам кон-ты,свидетельствующие о количественной статировать снижение числа терминов,
2019 г.
«Коммерсант»
«Российская газета»
3,4 18,0
45,0
2,8 21,0
96,6
97,2
53,0
290,6
296
0 50 100 150 200 250 300
2022 т. «Коммерсант» - 238с 43,0 97,2
■ 6
«Российская газета» -а 61,0 97,4
■ 6 1
50
100 150 200 250 300
Рисунок 1. Количественные характеристики публикаций
«Российской газеты» и «Коммерсанта» в 2019 и в 2022 гг.
используемых без пояснения, в публикациях медицинской тематики. Количество таких терминов чрезвычайно мало и составляет менее 1%.
Зафиксированные данные следует сопоставить со значениями, указывающими на изменения в «уровне экспертности» материалов, в данном исследовании имеется в виду количество упоминаний в анализируемых публикациях ведущих научных медицинских изданий. В «Российской тазете» выявлено снижение количества упоминаний этих изданий - с 0,016 (11 упоминаний на 680 статей) в 2019 т. до 0,014 (9 упоминаний на 615 статей) в 2022 т.; в «Коммерсанте»,
наоборот, отмечен рост - с 0,017 (5 упоминаний на 290 статей) в 2019 т. до 0,024 (5 упоминаний на 211 статей) в 2022 т.
В «Российской тазете» отмечается снижение и количества интервью с ведущими экспертами в области медицины (с 0,4 материала на выпуск, т.е. 17,4% от общето объема статей медицинской тематики, в 2019 т., до 0,3 на выпуск, т.е. 12,4% от обще-то объема статей медицинской тематики, в 2022 т.). В «Коммерсанте» значения исследуемого показателя незначительно возросло (с 0,04 материала на выпуск, т.е. 5,5% от общето объема публикаций медицинской тематики, в 2019 т., до 0,05, т.е. 7,6% от
59
6
6
0
0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0
0,219
0,203 0,162
0,127
1 1 1
2019 год 2022 год
«Российская газета»
«Коммерсант»
Рисунок 2. Количественные характеристики профессиональных терминов,
употребляемых без пояснения, в публикациях медицинской тематики
«Российская газета», 2019 г. 52,4 47,6
«Российская газета», 2022 г. 40,8 59,2
Исследовательский материал ■ Общий объем статей медицинской тематики
«Коммерсантъ», 2019 г. «Коммерсантъ», 2022 г.
Исследовательский материал ■ Общий объем статей медицинской тематики
Рисунок 3. Динамика количественных изменений публикаций медицинской тематики, основанных на научных исследованиях, %
общего объема, в 2022 г.). В целом следует отметить незначительное количество интервью, публикуемых в газете «Коммерсантъ», по сравнению с «Российской газетой».
Полученные значения коррелируют с другими показателями - количеством публикаций медицинской тематики, основанных на научных исследованиях («исследовательский материал»), динамика которых отражена на рисунке 3.
Исследование позволило также определить области медицинских знаний ,представленных в публикациях. В обеих газетах это: фармакология, хирургия, терапия, вирусология и диагностика. В данном контексте следует обратить внимание на наличие сведений, затрагивающих разнообразные проблемные аспекты информирования населения в вопросах, касающихся СОШ-19.
Выводы
Анализ публикаций «Российской газеты» и «Коммерсанта» за 2019 и 2022 гг. позволил выявить общие характеристики медиа-тизированного медицинского дискурса.
В ходе эмпирического исследования мы пришли к выводу, что количество популярных материалов существенно превышает количество ориентированных на представителей науки или специалистов узкого профиля. Нами зафиксировано снижение уровня экспертности материалов, количества интервью с ведущими специалистами в области медицины, а также публикаций медицинской тематики, основанных на научных исследованиях.
Кроме того, в статье предпринята попытка уточнения терминологического аппарата в сфере изучения медицинского ме-диадискурса как новой и малоизученной области знания, представляющей собой уникальный пример интеграции области медицины в медиа, целью которой является интерпретация и внедрение медицинской тематики в повседневную повестку дня. Коммуникация в медицинском дискурсе направлена на широкую аудиторию, а медиатизация этого дискурса помогает людям, не имеющим профильного образования, сформировать представление об актуальных вопросах медицины.
Библиография
Бусленко П.Е., Малышев Р.А. Психологические особенности здорового образа жизни // Междунар. студ. науч. вестн. 2022. № 1. Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/ articLe/view?id=20877 (дата обращения: 10.04.2023).
Вартанова Е.Л. Здоровье как медиаценность: к вопросу о роли журналистики в сохранении общественного здоровья // Журналистика для здоровья нации. Медиакоммуникации и человеческое развитие / под ред. Т.И. Фроловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
Вартанова Е.Л. О концептуальных основаниях теории медиа // Меди@льманах. 2019. № 3. С. 8-16. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.816
Вартанова ЕЛ., Асланов И.А., Гладкова А.А., Дунас Д.В. Социальный конфликт в отечественных медиаисследованиях: эмпирический анализ дискурса научных журналов (2014-2021) // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 3. С. 429-452. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).429-452
Вартанова Е.Л.,ДунасД.В.,ГладковаА.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 4. С. 3-32. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2021.332
61
ВершининаА.А. Психическое и физическое здоровье личности в современных условиях // Мат. XII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум». 2020. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023291 (дата обращения: 10.04.2023).
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь). М.: Флинта; Наука, 2008.
ДудниковаЛ.В., Милевская Т.В. Специфика реализации категории связности в медицинском (научном) дискурсе // Изв. Южн. фед. ун-та. Филол. науки. 2019. № 2. С. 68-74. DOI 10.23683/1995-0640-2019-2-68-74
Журналистика для здоровья нации. Медиакоммуникации и человеческое развитие / под ред. Т.И. Фроловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
Иванов В.Н., Суворов А.В. Современные проблемы развития российского здравоохранения // Проблемы прогнозирования. 2021. № 6. С. 59-71. DOI: 10.47711/08686351-189-59-71
Кажберова В.В. Тема становления института общественного здоровья в российских СМИ // Меди@льманах. 2019. № 6. С. 68-75. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.6875
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
Катермина В.В., Чернова И.В. Medical Discourse and Promotion in the Field of Medical Tourism: Pragmatic Approach // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2021. № 14. С. 78-87.
Клинг В.И., Сивоконева Ю.М., Виноградова Л.В. Медицинский дискурс в межкультурной коммуникации и реализации профессионального билингвального обучения в медицинском университете // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. № 4. С. 63-69.
Клушина Н.И. Культура в медиапространстве: структура и эффекты // Масс-медиа и массовые коммуникации: статус научных и учебных дисциплин. I Междунар. научн. коллоквиум: сб. науч. работ. Белгород, 26-27 сентября 2013 г. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2013. С. 37-43.
Князева М.Л., Кажберова В.В., Петрова И.А. Этический кодекс для журналистов и бло-геров в сфере общественного здоровья (опыт создания и анализ первых результатов) // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 26-36. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.2636
Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Гуманит. науки. 2010. № 12 (83). Вып. 6. С. 13-21.
ЛинникЛ.А. Медицинский дискурс: образы автора и адресата // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25-1. С. 179-181.
Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитив-ного исследования: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Омск, 2011.
Родионова Т.В., Привалова И.В. Peculiarities of Medical Discourse in Professional and Non-Professional Settings // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Филология. Журналистика. 2020. Т. 20. Вып. 1. С. 39-43. DOI: 10.18500/1817-7115-2020-20-1-39-43
Савельева О.В., Данилова А.М., Воронин А.Д. Проблема гармонизации физического и психического здоровья человека // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2022. №10 (212). С. 555-559. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p555-559
Стеблецова А.О., Стернин И.А. Интердискурсивность медиатекстов медицинской профилактики // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 3. С. 794-809. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(3).794-809
Таюпова О.И. Медиамедицинский дискурс как объект лингвистического исследования (на материале современной немецкой журнальной периодики) // Российский гуманит. журнал. 2019. Т. 8. № 5. С. 352-360. DOI: 10.15643/ Hbartrus-2019.5.5
Трошина А.А., Андреев М.А., Стойко Ю.М., Максименков А.В. «Смертельная» коморбид-ность - сердечно-сосудистые заболевания и онкология: общие патогенетические аспекты (часть I) // Лечебное дело. 2023. № 1. С. 6-10. D0I:10.24412/2071-5315-2023-12948 Фролова Т.И., Стрига Е.А. Готовность российских журналистов к продвижению ценностей здорового образа жизни // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 3. С. 29-55. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2020.2955
Beacco J.-C. (2000) Ecritures de la science dans les médias. Les Carnets du Cediscor 6: 15-24. DOI: 10.4000/cediscor.319
Blondel E. (2000) L'espace-temps du journal quotidien: connaissances scientifiques et genres rédactionnels. Les Carnets du Cediscor 6: 151-162. DOI: 10.4000/cediscor.330
Kaviani N., Stillwell Y. (2000) An Evaluative Study of Clinical Preceptorship. Nurse Education Today 20 (3): 218-226. DOI:10.1054/nedt.1999.0386
Moirand S. (2000) Variations discursives dans deux situations contrastées de la presse ordinaire. Les Carnets du Cediscor 6: 45-62. DOI: 10.4000/cediscor.337
Petiot G., Pialloux A.-M. (2000) Quel discours de la science lhétérogénéité sémiotique des médias construit-elle? Les Carnets du Cediscor 6: 177-196. DOI: 10.4000/cediscor.333
Pronina E., KirichenkoA.S. (2019) The mystery of Guy Fawkes: Psycho-Historical Research. International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice 6 (1): 58-64.
Raschepeyeva D.D., Semeykina E.V., Stebletsova A.O. (2020) The Language of Preventive Healthcare: Coronavirus Pandemic Discourse. International Journal of Humanities and Natural Sciences 7-3 (46): 85-87. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10820
Дата поступления в редакцию: 08.03.2024 Дата публикации: 20.04.2024