Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика
RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism
2019 Vol. 24 No. 2 303-311
http://journals.rudn.ru/literary-criticism
DOI 10.22363/2312-9220-2019-24-2-303-311 УДК 070.15
Медиатизация грузино-индийских отношений на современном этапе
В статье рассматривается частный случай медиатизации современной социокультурной реальности посредством информационно-коммуникационных технологий на примере современных грузино-индийских отношений. Проведен контент-анализ двух ведущих изданий Индии и Грузии — англоязычной газеты The Times of India и русскоязычного информационного агентства «Sputnik Грузия», в ходе которого изучены 30 материалов индийского средства массовой информации и 43 материала грузинского информационного агентства за период с января 2013 по февраль 2019 года включительно. Сделан вывод, что медиатизация политических и экономических процессов в двусторонних отношениях требует тесного взаимодействия органов власти и СМИ, так как недостаток информации приводит к искаженному восприятию медиасообщений.
Ключевые слова: Грузия; Индия; двусторонние отношения; медиатизация; медийное картографирование; The Times of India; информационное агентство «Sputnik Грузия»
Дипломатические отношения между Грузией и Индией были установлены 28 сентября 1992 года, однако до сих пор находятся на стадии своего развития. В январе 2019 года министерство экономики и устойчивого развития Грузии объявило, что на протяжении двух лет страны проводили обширное экономическое исследование и теперь готовы начать переговоры о свободной торговле [1].
В 2017 году торговый оборот между Грузией и Индией составлял 34,1 млн долл., а в 2018 году увеличился более чем на 10 млн, превысив 45 млн долл. [2]. Индия и Грузия реализуют несколько крупных совместных проектов, среди которых производство индийских художественных фильмов на территории Грузии по льготной системе «Снимай в Грузии», передача фермерских хозяйств в аренду индийским предпринимателям и программа «Открытое небо», осуществляющая прямое авиасообщение Тбилиси и Батуми с крупными индийскими городами — Дели, Мум-баи, Бангалором, Ченнаи и штатом Гоа.
Помимо этого, крупнейший производитель стали в Индии JSW Group с 2007 года занимается развитием производственного сектора в Грузии под брендом Geosteel (именно эта компания предоставила строительные материалы для строительства здания Парламента Грузии в Кутаиси и отеля «Хилтон» в Батуми). Дру-
В.В. Матвиенко, Д.Б. Курманова
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Введение
гая индийская компания Tata Power совместно с норвежским предприятием Clean Energy Invest при поддержке Всемирного банка основала фирму «Аджарисцкали Грузия». Данная компания занимается строительством каскадной ГЭС в Аджарской автономной республике. Стоимость проекта составила 420 млн долл. [3].
Тезисы исследования экономических отношений между Грузией и Индией были опубликованы на сайте Министерства экономики и устойчивого развития Грузии и, разумеется, вызвали внимание ряда международных СМИ, прежде всего ведущих изданий Грузии и Индии. Актуальной эта новость стала и для России, которую связывают торговые взаимоотношения с обеими странами.
Таким образом, происходит медиатизация грузино-индийских отношений в СМИ, а следовательно, данный процесс становится интересным с научной точки зрения, поскольку его можно анализировать разноаспектно. Основные аспекты медиатизации грузино-индийских отношений рассмотрены ниже.
Медиатизация в условиях цифровой среды
Современная социокультурная реальность создается с помощью информационно-коммуникационных технологий. Ее также называют медиареальностью. То есть сегодня сообщение в современных массмедиа — это уже не просто способ трансляции информации, а инструмент формирования восприятия данной новости аудиторией. Реакция аудитории на событие зависит от того, как ей это событие преподнесли. Новость о возможности свободной торговли между Грузией и Индией как раз является одним из инструментов построения медиареальности.
Важно отметить, что в каждой стране медиареальность своя, отдельная. Информационное пространство репрезентируется через медиа, и везде этот процесс протекает индивидуально, ведь он зависит от различных факторов: политики государства, политики издания, субъективизма создателя контента, расстановки акцентов, использования приемов суггестии и т.п. Поэтому несмотря на то, что инфоповод дан один и тот же — развитие грузино-индийских отношений, восприниматься в двух странах он может совершенно по-разному. Однако для грузинской журналистики, где с момента распада СССР не проводились масштабные исследования в сфере коммуникаций, тема медиареальности остается новой. К тому же официальные органы Грузии почти не делятся статистической информацией, что затрудняет возможность анализа (к примеру, программы «Инвестируй в Грузию» и «Снимай в Грузии» не публиковали никаких отчетов с 2016 года). В связи с этим тема отражения грузино-индийских отношений в СМИ является малоизученной.
Для сравнительного анализа медиатизации грузино-индийских отношений авторами данной статьи были выбраны ведущие онлайн-издания Индии и Грузии — газета The Times of India и информационное агентство «Sputnik Грузия». Выбор данных изданий объясняется тремя факторами: каждое из СМИ является популярным в своей стране, публикует контент на международных языках (английский для Индии, русский для Грузии), а также представлено в онлайн-фор-мате, социальных сетях и мобильных приложениях, то есть доступно не только локальной, но и зарубежной аудитории. В рамках подготовки данной статьи был
проведен контент-анализ двух изданий, в ходе которого были изучены 30 материалов The Times of India и 43 материала ИА «Sputnik Грузия» за период с января 2013 по февраль 2019 года включительно.
Пространственные практики. Создание медиареальности невозможно без медийного картографирования. Новости описывают события, происходящие в конкретных местах с определенными географическими координатами. Французский социолог Анри Лефевр полагал, что одна из важнейших характеристик пространства — это репрезентация географических мест и наделение их образами (полагаем, что и с помощью медиа). Если информационный повод остается в повестке дня на протяжении долгого времени, значит, местность, в которой развиваются события, будет невольно ассоциироваться у аудитории с данной новостью. Так, Цхинвали является символом российско-грузинского конфликта 2008 года. Иногда местность ассоциируется с присущими только ей особенностями, о которых часто рассказывают СМИ, — к примеру, после ряда трэвел-статей символом Батуми в сознании читателя является море, а символом Кахетии — вино.
СМИ наделяют географические места значениями и смыслами, формируя картину мира для аудитории. Газета The Times of India в своих публикациях представляет практически полную карту Грузии. В статьях фигурируют и такие крупные города, как Тбилиси и Батуми, и горнолыжный курорт Гудаури, и регионы — Кахетия и Сванети. Каждая местность наделена рядом смыслов. Например, высокогорный регион Сванети ассоциируется с минусовой температурой, а Тбилиси — с храмами и Мостом мира. Кроме этого, дается представление о границах страны — в материалах указывается, что Грузия соседствует с Турцией, Россией и Азербайджаном [4].
Что касается медийного картографирования Индии в ИА «Sputnik Грузия», здесь ситуация обстоит несколько иначе. Агентство предпочитает рассказывать об Индии абстрактно, используя обтекаемые формулировки типа «власти Дели» или просто названия городов в новостях, не упоминая при этом штат, его границы, используемые языки, национальный состав, религию и т.п. Возможно, поэтому и символы издание выбирает в основном клишированные — самым распространенным является Тадж-Махал.
Медиатизация как инструмент коммуникативного воздействия и формирования установок
Исходя из возникновения устойчивых ассоциаций с определенным географическим местом, можно утверждать: медиареальности свойственно создание медийных образов, иногда стереотипных. The Times of India в своих публикациях о Грузии делает упор на туризм, кухню и религию: об этом упоминается в 14 статьях из 30 [5]. «Sputnik Грузия» тоже оперирует шаблонами, сформировавшимися в отношении Индии много лет назад, — обряды, танцы, о чем свидетельствуют фреймы: «Сокрушительные ритуалы: как жители Индии пытаются умилостивить бога войны» или «Танцы. Безумие: в Индии сняли своих "Пиратов Карибского моря"» [6]. Между тем издание рассказывает и о развитии экономики в стране — запуске ракет, производстве чая и киноиндустрии.
Не менее интересны и главные герои новостей. The Times of India в публикациях, посвященных грузино-индийским отношениям, обычно не оперирует именами — имя экс-президента Грузии Георгия Маргвелашвили фигурировало лишь в одной статье из 30, имя действующего президента Саломе Зурабишвили не упоминается нигде. Зато «Sputnik Грузия» уделяет большое внимание персонификации. 16 из 43 материалов рассказывают о гражданах Индии: 6 статей с упоминанием индийских знаменитостей и 6 — с упоминанием имен предпринимателей, инвестирующих в Грузию. Также «Sputnik Грузия» за период с 2016 по 2019 гг. в рамках проекта «Грузия глазами иностранца» опубликовал три интервью с обычными гражданами Индии, переехавшими в Грузию. Один материал рассказывает о гражданах Индии, столкнувшихся с визовыми проблемами при въезде в страну.
Несмотря на укрепление партнерских отношений между странами, отношение к гражданам Индии в Грузии все равно остается предвзятым, и это подтверждает анализ ключевых слов в публикациях. В одном из интервью для проекта «Грузия глазами иностранца» встречается слово «расизм» — так респондент называет практику некоторых местных отказывать индийцам в аренде квартиры из-за национальной принадлежности [7]. В материале от 14.07.2017 г. «Марш грузин» прошел в центре Тбилиси» употребляется слово «национализм» и рассказывается о марше под лозунгом «Защити Грузию», который состоялся на проспекте Агмашене-бели, известном своим изобилием турецких, арабских и индийских ресторанов [8]. А статья под названием «Визитеры с Ближнего Востока осваивают Грузию» рассказывает, что приезд индийских фермеров в Грузию был воспринят жителями деревень как «нашествие» и «угроза того, что индийцы скупят все земли» [9].
The Times of India тоже отмечает элементы национализма: об этом рассказывает статья под заголовком «Актриса Рича Чадха сталкивается с расизмом в Грузии» [10]. Другая болливудская актриса, посетившая Грузию, Асмита Суд рассказала газете о проявлениях национализма, заявив, что в Азербайджане к ней относились более дружелюбно [11].
Эти мнения подтверждают и публикации других, независимых изданий. Ряд международных СМИ опубликовал открытое письмо индийской туристки Куш-бу Каушал послу Грузии в Индии Арчилу Дзулиашвили, в котором она заявляет, что в Грузии формируется негативное отношение к индийцам [12]. Издание «Кавказский узел» сообщает об инциденте в селе Дици, где местные фермеры ворвались в хозяйство под управлением индийских арендаторов с требованием покинуть грузинские земли [13]. «Аль-Джазира», в свою очередь, пишет, что грузины изначально воспринимали приезд индийских инвесторов как «захватничество» [14].
Чем вызваны данные негативные установки? Скорее всего, они возникают из-за недостатка официальных данных. Национальное агентство статистики Грузии и Министерство устойчивого развития экономики не публикуют аналитических данных о вкладе индийских инвесторов в грузинскую экономику. Подобная информация встречается лишь обрывочно в СМИ. Единственные цифры относительно индийцев, которыми делятся официальные органы, это статистика МВД, посвященная депортации. Согласно данным отчета, Индия занимает второе место в списке стран, гражданам которых не позволяют въезжать на территорию Грузии чаще всего [15].
Однако важно отметить, что ситуация меняется, и во многом благодаря СМИ. После публикации письма Кушбу Каушал грузинские онлайн-издания предлагали читателям продемонстрировать настоящую грузинскую культуру и поддержать девушку в комментариях. «Sputnik Грузия» приглашает в проект «Грузия глазами иностранца» знаменитых индийцев, показывая на их примере, какую пользу они приносят для страны, и рассказывая о позитивных моментах их жизни в Грузии. The Times of India тоже объективно отражает ситуацию — так, вслед за публикацией о Риче Чадхе последовало продолжение, в котором актриса рассказала, как простые люди, которых она встречала в Тбилиси, изменили ее впечатление о Грузии к лучшему. Если анализировать баланс позитивной и негативной информации в изданиях, в ИА «Sputnik Грузия» 26 публикаций из 43 создают положительный имидж Индии, а The Times of India отзывается о Грузии позитивно и нейтрально в 12 и 10 публикациях из 30 соответственно.
Изменить установки помогает культура. Наиболее часто встречающимся ключевым словом на тему грузино-индийских отношений стало слово «фильм» — «Sputnik Грузия» употребляет его в 18,6 % публикаций, а The Times of India — в 20 %. Дело в том, что с 2016 года Министерство культуры Грузии запустило программу развития отечественной киноиндустрии «Снимай в Грузии». Данная программа поощряет съемки зарубежных фильмов на территории Грузии и возмещает кинопроизводителям до 25 % потраченной сумы по принципу cash-rebate. По состоянию на май 2018 года, в рамках программы было отснято 15 художественных фильмов, что обеспечило грузинской экономике доход в сумме 26 млн лари и создание 2000 временных рабочих мест, что немаловажно для страны, где 13,7 % мужчин и 10,4 % женщин являются безработными, а среди молодежи только 19 % работает на полной ставке и 7 % — на полставки. 10 из 15 фильмов, снятых по программе «Снимай в Грузии», — индийского производства [16].
Сотрудничество Индии и Грузии в сфере кинематографа могло бы стать темой отдельного исследования, однако здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой дефицита информации — сайт Грузинского национального центра кинематографии предоставляет отчеты лишь до 2009 года включительно, на сайте программы «Снимай в Грузии» тоже нет никаких аналитических данных. Отдельные цифры можно взять только из рубрики «Снимай в Грузии», которую с 2017 года запустило «Sputnik Грузия», но так как формат секции является развлекательным, основной акцент здесь делается на актерский состав, а не на отчетность, поэтому цифр приводится мало. The Times of India рассказывает о сотрудничестве индийского кинематографа с грузинским в аналогичном разделе «Развлечения» и цифрами не делится вообще. В связи с этим провести экономический анализ проекта «Снимай в Грузии» становится невозможным.
Заключение
Очевидно, что прозрачность ведомств, открытая публикация отчетов, информированность населения о деятельности международных индийских компаний в Грузии значительно помогли бы в формировании адекватных образов и смыслов, связанных с грузино-индийским сотрудничеством. Медиатизация политических
и экономических процессов требует тесного взаимодействия органов власти и СМИ, так как недостаток информации приводит к тому, что у населения создается искаженное впечатление о ситуации. Элементов проявления национализма, к примеру, можно было бы избежать, если бы власти Грузии разъясняли суть новых социальных программ посредством медиа, чтобы охватить большую часть аудитории страны. А полный анализ сотрудничества Индии и Грузии в сфере медиа помог бы выявить тенденции и перспективы развития грузинского медиа-рынка.
© Матвиенко В.В., Курманова Д.Б., 2019 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Список литературы
[1] Грузия и Индия начинают переговоры о свободной торговле // Sputnik Грузия. URL: https://sputnik-georgia.ru/economy/20190112/243859420/Gruziya-i-Indiya-nachnut-peregovory-o-svobodnoy-torgovle.html (дата обращения: 28.02.2019).
[2] Индийские бизнесмены присматриваются к инвестиционному потенциалу Грузии // Eurasia Daily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/09/26/indiyskie-biznesmeny-prismatrivaetsya-k-investicionnomu-potencialu-gruzii (дата обращения: 28.02.2019).
[3] Сайт программы «Инвестируй в Грузию». URL: http://www.investingeorgia.org/ru/keysectors/ success-stories (дата обращения: 15.02.2019).
[4] Terrifying moments at a ski resort in Georgia // The Times of India. URL: https://timesofindia. indiatimes.com/videos/news/On-cam-Terrifying-moments-at-a-ski-resort-in-Georgia/ videoshow/63342229.cms (дата обращения: 02.02.2019).
[5] News about Georgia // The Times of India. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/topic/ Georgia (дата обращения: 02.02.2019).
[6] Сокрушительные ритуалы: как жители Индии пытаются умилостивить бога войны // Sputnik Грузия. URL: https://sputnik-georgia.ru/video/20190124/244047727/Shokiruyuschie-ritualy-kak-zhiteli-Indii-pytayutsya-umilostivit-boga-voyny.html (дата обращения: 12.02.2019).
[7] Студент из Индии рассказал, что хорошо и плохо в Грузии // Sputnik Грузия. URL: https:// sputnik-georgia.ru/reviews/20170925/237373764/Student-iz-Indii-rasskazal-chto-horosho-i-ploho-v-Gruzii.html (дата обращения: 28.02.2019).
[8] Марш грузин прошел в центре Тбилиси // Sputnik Грузия. URL: https://sputnik-georgia. ru/world_politics/20170714/236637884/Marsh-gruzin-proshel-v-centre-Tbilisi.html (дата обращения: 28.02.2019).
[9] Визитеры с ближнего Востока осваивают Грузию // Sputnik Грузия. URL: https://sputnik-georgia.ru/analytics/20150927/228610667.html (дата обращения: 28.02.2019).
[10] Richa Chadha faces racism in Georgia // The Times of India. URL: https://timesofindia. indiatimes.com/entertainment/hindi/bollywood/news/richa-chadha-faces-racism-in-georgia/ articleshow/65893709.cms (дата обращения: 02.02.2019).
[11] Asmita Sood: I am a travel addict // The Times of India. URL: https://timesofindia.indiatimes. com/entertainment/hindi/bollywood/news/asmita-sood-im-a-travel-addict/ articleshow/65811205.cms (дата обращения: 02.02.2019).
[12] Открытое письмо Кушбу Каушал послу Грузии в Индии // Newsgeorgia.ge. URL: https:// www.newsgeorgia.ge/grazhdanka-indii-rasskazala-v-fejsbuke-kak-ee-ne-pustili-v-gruziyu/ (дата обращения: 15.02.2019).
[13] В Грузии крестьяне вступили в противостояние с иранскими и индийскими фермерами-арендаторами // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/222551/ (дата обращения: 15.02.2019).
[14] Georgia farms face Indian 'invasion' // AI Jazeera. URL: https://www.aljazeera.com/indepth/ features/2013/02/201322081918452141.html (дата обращения: 15.02.2019).
[15] Кому не суждено было попасть в Грузию // Sputnik Грузия. URL: https://sputnik-georgia. ru/tourism/20190131/244129188/Komu-ne-suzhdeno-bylo-popast-v-Gruziyu.html (дата обращения: 28.02.2019).
[16] Сайт программы «Снимай в Грузии». URL: filmingeorgia.ge (дата обращения: 28.02.2019). История статьи:
Дата поступления в редакцию: 05 марта 2019 Дата принятия к печати: 16 марта 2019
Для цитирования:
Матвиенко В.В., Курманова Д.Б. Медиатизация грузино-индийских отношений на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 2. С. 303-311. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-2-303-311
Сведения об авторах:
Матвиенко Валентин Викторович, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]
Курманова Данара Бауржановна, аспирантка 1-го года обучения кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]
Mediatization of Georgian-Indian relations at the current stage
Valentin V. Matvienko, Danara B. Kurmanova
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) 6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russian Federation
The article analyzes a particular case of the mediatization of modern socio-cultural reality through the informational and communication technologies, using the example of modern Georgian-Indian relations. The authors conducted a content analysis of two leading publications in India and Georgia: the English-language newspaper "The Times of India" and the Russian-language news agency "Sputnik Georgia", during which had studied 30 materials from the Indian media and 43 articles from the Georgian news agency published over the period January, 2013 — February, 2019. The authors concluded that the mediatization of political and economic processes in bilateral relations had required close interaction between government and the media, since a lack of information led to a distorted perception of media communications.
Keywords: Georgia; India; bilateral relations; mediatization; media mapping; The Times of India; news agency "Sputnik Georgia"
References
[1] Gruziya i Indiya nachinayut peregovory o svobodnoy torgovle. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia.ru/economy/20190112/243859420/Gruziya-i-Indiya-nachnut-peregovory-o-svobodnoy-torgovle.html (accessed: 28 February 2019).
[2] Indiyskiye biznesmeny prismatrivayutsya k investitsionnomu potentsialu Gruzii. Eurasia Daily. Available at: https://eadaily.com/ru/news/2017/09/26/indiyskie-biznesmeny-prismatrivaetsya-k-investicionnomu-potencialu-gruzii (accessed: 28 February 2019).
[3] Sayt programmy "Investiruy v Gruziyu". Available at: http://www.investingeorgia.org/ru/ keysectors/success-stories (accessed: 15 February 2019).
[4] Terrifying moments at a ski resort in Georgia. The Times of India. Available at: https://timesofindia. indiatimes.com/videos/news/On-cam-Terrifying-moments-at-a-ski-resort-in-Georgia/ videoshow/63342229.cms (accessed: 02 February 2019).
[5] News about Georgia. The Times of India. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/topic/ Georgia (accessed: 02 February 2019).
[6] Sokrushitel'nyye ritualy: kak zhiteli Indii pytayutsya umilostivit' boga voyny. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia.ru/video/20190124/244047727/Shokiruyuschie-ritualy-kak-zhiteli-Indii-pytayutsya-umilostivit-boga-voyny.html (accessed: 12 February 2019).
[7] Student iz Indii rasskazal, chto khorosho i plokho v Gruzii. Sputnik Georgia. Available at: https:// sputnik-georgia.ru/reviews/20170925/237373764/Student-iz-Indii-rasskazal-chto-horosho-i-ploho-v-Gruzii.html (accessed: 28 February 2019).
[8] Marsh gruzin proshel v tsentre Tbilisi. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia.ru/ world_pohtics/20170714/236637884/Marsh-gruzin-proshel-v-centre-Tbilisi.html (accessed: 28 February 2019).
[9] Vizitery s blizhnego Vostoka osvaivayut Gruziyu. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia.ru/analytics/20150927/228610667.html (accessed: 28 February 2019).
[10] Richa Chadha faces racism in Georgia. The Times of India. Available at: https://timesofindia. indiatimes.com/entertainment/hindi/bollywood/news/richa-chadha-faces-racism-in-georgia/ articleshow/65893709.cms (accessed: 02 February 2019).
[11] Asmita Sood: I am a travel addict. The Times of India. Available at: https://timesofindia.indiatimes. com/entertainment/hindi/bollywood/news/asmita-sood-im-a-travel-addict/ articleshow/65811205.cms (accessed: 02 February 2019).
[12] Otkrytoye pis'mo Kushbu Kaushal poslu Gruzii v Indii. Newsgeorgia.ge. Available at: https:// www.newsgeorgia.ge/grazhdanka-indii-rasskazala-v-fejsbuke-kak-ee-ne-pustili-v-gruziyu/ (accessed: 15 February 2019).
[13] V Gruzii krest'yane vstupili v protivostoyaniye s iranskimi i indiyskimi fermerami-arendatorami. Kavkazskiy uzel. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/222551/ (accessed: 15 February 2019).
[14] Georgia farms face Indian 'invasion'. Al Jazeera. Available at: https://www.aljazeera.com/indepth/ features/2013/02/201322081918452141.html (accessed: 15 February 2019).
[15] Komu ne suzhdeno bylo popast' v Gruziyu. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia. ru/tourism/20190131/244129188/Komu-ne-suzhdeno-bylo-popast-v-Gruziyu.html (accessed: 28 February 2019).
[16] Sayt programmy "Snimay v Gruzii". Available at: filmingeorgia.ge (accessed: 28 February 2019).
Article history:
Received: 05 March 2019 Revised: 08 March 2019 Accepted: 16 March 2019
For citation:
Matvienko V.V., Kurmanova D.B. (2019). Mediatization of Georgian-Indian relations at the current stage. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 24(2), 303—311. http:// dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-2-303-311
Bio notes:
Valentin V. Matvienko, PhD in Philology, Department of Theory and History of Journalism, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contacts: e-mail: matvienko-vv@ rudn.ru
Danara B. Kurmanova, 1st year postgraduate student, Department of Theory and History of Journalism, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contacts: e-mail: www. [email protected]