Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65). 2012. № 4. С. 261-267.
УДК[070.15 + 654.19]:329 (477.75)
МЕДИАСОБСТВЕННОСТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ КРЫМА
Голубев С.М.
В статье исследуется вопрос взаимосвязи СМИ и политики в Автономной Республике Крым, анализируется характер собственности крымских медиа, предлагается классификация региональных СМИ по уровню политического параллелизма и делаются прогнозы дальнейшего развития медийной сферы Крыма.
Ключевые слова: СМИ, медиа, медиасобственность, политический параллелизм.
Предмет исследования - структура собственности средств массовой информации в Автономной Республике Крым. Цель - выявление степени взаимосвязи масс-медиа с политическими силами АРК, определяемой в качестве уровня политического параллелизма СМИ.
В настоящее время интерес научного сообщества к исследованию средств массовой информации*, их влияния и функционирования в современном глобализирующемся мире неуклонно возрастает. Связано это с тем, что СМИ все активнее вовлекаются в различные социально-политические процессы, становясь все более значимым игроком как внутри отдельно взятого государства, так и за его пределами. В результате, особую актуальность приобретает вопрос о том, что движет сегодняшними масс-медиа, какова структура их собственности, кто стоит за конкретным изданием и кто или что в конечном итоге определяет политику того или иного средства массовой информации. Иными словами, актуализируется задача осмысления проблемы медиасобственности в международном, а также национальном и региональном масштабах. В данной работе в качестве региона, ограничивающего рамки исследования, выбрана Автономная Республика Крым.
Среди всего многообразия работ, в той или иной степени затрагивающих указанную проблематику, теоретической базой исследования послужили труды таких зарубежных авторов, как А. Александер [1], Р. Карвет [1], Д. Макквейл [2, с.190-214], К. Ньютон [3], Дж. Оуэрс [1], Р. Пикард [4], Дж. Тансталл [5] и др. Среди работ украинских и российских специалистов отметим исследования: И. Гаврады [6], Д. Дуцик [7], В. Кулика [8], Е. Вартановой [9], С. Гуревича [10], И. Засурского
* Здесь и далее термины «средства массовой информации» (СМИ), «медиа», «масс-медиа», несмотря на некоторые различия в трактовках в отечественной и зарубежной литературе, используются автором как синонимичные - С.Г.
[11] и др. Отдельно хотелось бы отметить работу американского и итальянского исследователей Д. Халлина и П. Манчини [12], которые внесли существенный вклад в изучение политической составляющей медиасобственности, введя в научный оборот понятие политического параллелизма СМИ, определяемого как «степень и природа связей масс-медиа и политических партий», или, говоря более широко, как «степень отражения медиасистемами основных тенденций политического разделения в обществе» в пределах рассматриваемых государств [там же, с. 26].
Исходя их вышеизложенного, задачей настоящего исследования служит выявление взаимосвязи масс-медиа с субъектами политики в АРК, позволяющее классифицировать СМИ по данному признаку.
Для начала необходимо отметить проблему отбора данных. Она связана с тем, что информация о собственниках и владельцах СМИ в АРК зачастую носит закрытый характер, а имеющиеся в открытом доступе данные, в свою очередь, также не отражают всей полноты картины либо являются явно устаревшими (см., напр., [13]). Решение проблемы дает интервьюирование крымских журналистов и чиновников в сфере СМИ на предмет фактических владельцев масс-медиа Крыма.
Отбор конкретных СМИ для анализа был осуществлен, прежде всего, на основании ареала распространения, то есть СМИ должно было иметь общекрымский ареал распространения (но не выходящий за пределы АРК, т.е. отбирались именно внутрикрымские СМИ), общественно-политическую направленность и, так или иначе, иметь ощутимую долю влияния в Крыму. Таким образом, были отобраны следующие средства массовой информации:
Печатные СМИ (11): газеты «Крымская правда», «Крымские известия», «События», «Первая крымская», «Крымский телеграфЪ», «Крымское время», «Авдет», «Крымский обозреватель», «Полуостров», «Голос Крыма», «Крымская газета».
Интернет-СМИ (7): «Крымское информационное агентство» («КИА»), ИА «Е-Крым», Агентство «Крымские новости- QHA», ИА «Контекст-Крым», портал «Партинформ», ИА «ПолитАрхивы», «НовоРОСС.т^э».
Телеканалы (5): «Телерадиокомпания ИТВ», Черноморская телерадиокомпания «ЧТРК», ГТРК «Крым», ТРК «Неаполь», Телеканал «АТР».
Радиостанции (4): радиостанция «Ассоль», радио «Лидер», «Транс-М-радио», радио «Мейдан».
Отбор респондентов для интервьюирования, в свою очередь, осуществлялся по принципу их активной вовлеченности в информационную сферу, наличия профессиональных навыков, а также принадлежности к различным видам СМИ. В частности, были отобраны по два представителя от различных медиа: печатных, теле-, радио- и Интернет-СМИ, а также два представителя исполнительной власти автономии в сфере информации. Опрос респондентов проводился в ноябре-декабре 2010 года методом свободного интервью на условиях (в силу специфики исследуемого вопроса) анонимности его участников. Все это, в конечном итоге, позволило сделать определенные выводы относительно рассматриваемой проблемы, хотя, конечно же, представляемые ниже данные по понятным причинам не могут претендовать на стопроцентную объективность.
Итак, на основании результатов указанного опроса СМИ АРК по уровню политического параллелизма (в наиболее узкой трактовке данного термина, то есть
по степени связи СМИ с конкретными политическими силами и игроками, а также государством в целом) по состоянию на начало 2011 г. можно разделить на две следующие большие группы:
СМИ с эксплицитным (ярко выраженным) уровнем политического параллелизма. В эту группу относятся, во-первых, все государственные СМИ, а также СМИ, принадлежащие к активам Партии регионов (и ее представителей), партии «Союз», партии «Батькивщина» (представленные, в основном медиактивами А. Сенченко) и к активам Меджлиса крымскотатарского народа, который мы в данном случае принимаем, прежде всего, за особую политическую (а не этническую) силу.
Конкретизировать представленную группу можно следующим образом:
Государственные и коммунальные СМИ:
ГТРК «Крым»;
«Крымские известия» (газета Верховной Рады АРК);
«Крымская газета»*;
«Крымское информационное агентство» (учредитель - Республиканский комитет АРК по информации);
Активы Партии регионов:
Газета «Крымская правда» (медиаресурс семьи Бахаревых) ;
«Телерадиокомпания ИТВ» и газета «Крымский телеграфЪ» (медиаресурсы А. Мельника);
«Транс-М-радио» и ИА «Е-Крым» (медиаресурсы Р. Темиргалиева);
Портал «Партинформ» (связываемый с А. Лиевым);
Активы «Группы «Союз»:
ТРК «Неаполь», газета «Крымский обозреватель» и радио «Лидер» (медиаресурсы С. Куницына )
«Крымское время» (медиаресурс Л. Миримского) ;
Активы Меджлиса (в основном, связываемые с М. Джемилевым):
Газета «Авдет»;
«Агентство «Крымские новости- QHA»;
Телеканал «АТР»;
Радио «Мейдан»;
Активы «БЮТ-Батькивщины» (в основном связываемые с А. Сенченко):
Газета «События»;
Черноморская телерадиокомпания «ЧТРК»;
Радиостанция «Ассоль»;
* На момент проведения опроса учредителем являлся Ялтинский городской совет (см. ниже) - С.Г.
На момент проведения опроса главным редактором газеты являлся К. Бахарев, непосредственно являющийся активным членом Партии регионов - С. Г.
На момент проведения опроса решено было условно отнести С. Куницына, прошедшего в ходе местных выборов 2010 г. в Верховную Раду Крыма от партии «Союз», именно к данной политической силе - С.Г.
Согласно имеющимся данным (см. [14]), впоследствии газета была выкуплена А. Мельником, что свидетельствует о разрастании и укрупнении его как «медиамагната» в Крыму (см. ниже) - С. Г.
СМИ с имплицитным (не ярко выраженным) уровнем политического параллелизма. В эту отдельную группу было решено включить все остальные СМИ, которые по результатам опроса нельзя в полной мере соотнести с какой-либо конкретной политической силой (в т.ч., и по причине отсутствия достаточного количества объективной информации). В свою очередь, это не означает и то, что данные медиаресурсы являются своего рода «нейтральными»: в большинстве своем, они имеют скорее некие идеологические или же этнополитические предпочтения и интересы, нежели «узкополитические» либо «партийные».
В эту группу входят следующие шесть средств массовой информации:
Газета «Первая Крымская»;
Газета «Голос Крыма ;
Газета «Полуостров» (см. ниже);
ИА "Контекст-Крым";
ИА «ПолитАрхивы»; «НовоРОСС.тйэ»;
В конечном итоге, наглядно представить вышеизложенную классификацию можно на следующей диаграмме (см. рис. 1.1):
■ СМИ с имплицитным уровнем "политического параллелизма"
■ Государственные и , коммунальные СМИ
■ Медиаресурсы Партии 4 ^^ЦН регионов
3 4 ■ Медиаресурсы "Группы "Союз" - (Миримский + Куницын)
Медиаресурсы Меджлиса
Медиаресурсы "БЮТ-Батькивщины"
Рис. 1.1. Структура собственности и «политический параллелизм» крымских СМИ (по сост. на 2011 г.).
Помимо вышеизложенного, необходимо отметить, что ситуация в медийной сфере АРК не отличается стабильностью, а, напротив, стремительно и динамично развивается. Так, за последнее время произошли достаточно существенные
*
Хотя данное средство массовой информации (приложение к газете Верховной Рады Украины «Голос Украины») официально и институционально является государственным, было принято решение вынести его в отдельную группу, так как именно по характеру политического параллелизма (по политике издания и его идеологии) оно коренным образом отличается от остальных государственных СМИ Крыма - С.Г.
изменения в структуре собственности крымских СМИ, часть из которых уже была обозначена выше. Остановимся более подробно на ключевых из них:
Согласно имеющейся информации (см. [14]), в мае 2011 г. активы газеты «Крымское время» были выкуплены крымским бизнесменом, представителем Партии регионов, А. Мельником. В то же время, на настоящий момент доподлинно неизвестно, сохранилось ли какое-либо влияние на данную газету ее бывшего владельца Л. Миримского.
С мая 2011 года в Крыму начато издание еженедельника «Республика», который многие аналитики также связывают с крымской командой Партии регионов (см. [15]).
В ноябре 2011 г. из состава учредителей «Крымской газеты» вышел Ялтинский городской совет (см. [16]). Позже новым главным редактором газеты был назначен бывший шеф-редактор «Газеты по-киевски» С. Тихий (см. [17]). Таким образом, на сегодняшний день требуется дальнейший анализ степени политического параллелизма данного издания, хотя примечательно, что в августе 2012 г. газета печаталась с обилием рекламных материалов в пользу кандидатов от партии власти (ПР) на предстоящих парламентских выборах (см. [18]).
По информации на начало 2012 года, газета «Полуостров» вошла в единый холдинг с «Транс-М-радио» и агентством «Е-Крым» - ООО «КрымМедиаХолдинг», который связывают с Р. Темиргалиевым, также являющимся представителем Партии регионов (см. [19]).
При анализе указанных изменений становится очевидным, что по состоянию на 2012 г. наблюдается тенденция прироста медиасобственности и, как следствие, роста медиавлияния в АРК сегодняшней партии власти, тогда как т.н. «оппозиционные СМИ», такие, к примеру, как «ЧТРК» и газета «События», согласно многочисленным оценкам (см. [20-21]), напротив, находятся в стадии кризиса (прежде всего, финансового). Исходя из этого, можно спрогнозировать будущий отток медиаресурсов от данной группы собственников. Таким образом, с учетом обозначенных изменений, представленная выше диаграмма приобретает следующий вид (см. рис. 1.2):
■ СМИ с имплицитным уровнем "политического параллелизма"
Государственные и коммунальные СМИ
М е д и а ресу рс ы Партии регионов
■ Медиаресурсы "Группы "Союз" (Миримский + Куницын)
Медиаресурсы "БЮТ-Батькивщины"
■ Медиаресурсы Меджлиса
Рис. 1.2. Структура собственности и «политический параллелизм» крымских СМИ (по сост. на 2012 г.): тенденции и прогнозы.
Конечно же, необходимо учитывать, что обозначенная ситуация и текущая «расстановка сил» носит промежуточный характер, однако уже на данном этапе из проведенного исследования можно сформулировать определенные выводы:
Прежде всего, если говорить об анализе крымской медиасобственности, то здесь наблюдается картина (которая характерна, к слову, и для общеукраинских СМИ), когда большинство ведущих масс-медиа контролируется не просто успешными бизнесменами, но, скорее, крупными (в масштабах Крыма) олигархами, имеющими, помимо сугубо экономических, также и политические интересы. Иными словами, происходит процесс политизации и олигархизации СМИ АРК.
В отличие от экономических интересов, политические интересы собственников масс-медиа зачастую не являются незыблемыми и постоянными, и, следовательно, со сменой партийной принадлежности того или иного медиавладельца, возможна ситуация резкого изменения партийной и политической «принадлежности» и контролируемого им информационного ресурса.
Принципиальный момент, который необходимо отметить, заключается также в том, что в большинстве своем крымские СМИ, если и не имеют четко прослеживаемых институциональных связей с конкретными политическими игроками (в том случае если их учредителями не являются политически активные лица), зачастую имеют все же, помимо официального учредителя, и так называемого «политического покровителя», что, собственно, и обуславливает их непосредственный политический параллелизм.
Еще одним немаловажным выводом из проведенного исследования, является и то, что уровень политического параллелизма в его наиболее общем смысле (как связи масс-медиа с политической сферой в целом) в АРК, по сути, достаточно высок. Это проявляется в том, что мы четко (в т.ч., и по институциональным признакам) можем отделить «оппозиционные» СМИ, тогда как остальные будут если и не полностью «провластными», то, по крайней мере, весьма лояльными и некритичными по отношению к существующей власти. Таким образом, говорить о наличии каких-либо «нейтральных» в политическом плане средств массовой информации в Крыму практически не приходится.
За последний год наблюдается тенденция роста и усиления влияния в АРК «провластных» СМИ, тогда как активность т.н. «оппозиционных» масс-медиа, напротив, снижается. В то же время, ситуация в рассматриваемой сфере достаточно динамична, что требует дальнейших исследований в намеченном направлении.
Список литературы
1. Media economics [Electronic Resource] : theory and practice / [Alexander A., Owers J., Carveth R., et al.] ; edited by Alison Alexander [et al.]. - [3rd ed.]. - Mahwah, N.J. : Lawrence Erlbaum, 2004. -301 p. - Mode of access : http://rasaneh.org/Images/News/AtachFile/12-2-1391/FILE634714659375844297.pdf
2. Мак-Квейл Д. Теорш масово! комушкацй / Дешс Мак-Квейл [перекл. з англ. О. Возьна, Г. Сташюв]. - Львiв : Лгтопис, 2010. - 538 с.
3. Newton K. The mass media / K. Newton, J. W. van Deth // Foundations of Comparative Politics. -Cambridge University Press, 2010. - Chapter 11. - Pp. 224-244.
4. Picard R. Media Economics, Content, and Diversity [Electronic Resource] : Preliminary Results from a Finnish Study / R. Picard ; edited by Paivi Hovi-Wasastjerna // Media Culture. - Helsinki: Academy of Finland, 2003. - Pp. 107-209. - Mode of access : http://www.robertpicard.net/PDFFiles/MCDProjectResults.pdf
5. Tunstall, J. Media Moguls / J. Tunstall, M. Palmer. - London: Routledge, 1991. - 272 p.
6. Гаврада И. Державна полпика Украши щодо мас-медiа Kpi3b призму президентських виборчих кампанш [Електронний ресурс] / И. Гаврада. - Режим доступу: http://postua.info/Gavrada2005_2.htm
7. Дуцик Д. Структура медiа власностi в Украш: полiтичний аспект [Електронний ресурс] / Дiана Дуцик. - Режим доступу: http://www.mndfunk-institut.uni-koeln.de/institut/tagungen/2010-Cologne/Dutsyk_u.pdf
8. Кулик В. Дискурс украшських медш: щентичносп, вдеологи, владнi стосунки / Володимир Кулик. - К.: Критика, 2010. - 655 с.
9. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
10. Гуревич С. Экономика отечественных СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
11. Засурский И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 272 с.
12. Галлш Д., Манчш П. Сучасш медiасистеми: три моделi вдаосин ЗМ1 та полижи / Д.С. Галлш, П. Манчш [перекл. з англ. О. Насика]. - К.: Наука, 2008. - 320 с.
13. Информационное пространство Автономной Республики Крым [Электронный ресурс] / Республиканский комитет по информации АРК. - Режим доступа: http://www.kicenter.crimea.ua/info/informatsionnoe-prostranstvo-avtonomnoi-respubliki-krym
14. «Смотрящий Ахметова» формирует медиа-империю в Крыму. СМИ: скандальный депутат Мельник купил газету «Крымское время» [Электронный ресурс] // Новый Регион - Крым. -
2011. - 6 мая. - Режим доступа: http://www.nr2.ru/crimea/330714.html
15. Мэров и глав районов заставляют подписываться на газету Джарты [Электронный ресурс] // Комментарии: Крым. - 2011. - 27 октября. - Режим доступа: http://crimea.comments.ua/news/2011/10/27/153528.html
16. Ялтинский горсовет отказался от учредительства в «Крымской газете» [Электронный ресурс] //Сайт ялтинского городского совета. - Режим доступа: http://yalta-gs.gov.ua/news/2016-------l-r
17. Сергш Тихий став головредом «Крымской газеты» [Електронний ресурс] // Телекритика. -
2012. - 25 травня. - Режим доступу: http://www.telekritika.ua/news/2012-05-25/72161
18. «Крымская газета» вышла с 10 сменными полосами с «джинсой» кандидатов от власти в 10 округах [Электронный ресурс] // Центр журналистских расследований. - 2012. - 8 августа. -Режим доступа: http://investigator.org.ua/news/52428/
19. Гендиректор ГТРК "Крым" готовится на выход? Темиргалиев и Волченко проталкивают своего человека [Электронный ресурс] // События Крыма. - 2012. - 3 февраля. - Режим доступа: http://www.sobytiya.info/news/12/18195
20. Сенченко может продать телекомпанию «Черноморская» из-за колоссальных долгов [Электронный ресурс] // Новый Регион - Киев. - 2011. - 28 апреля. - Режим доступа: http://www.nr2.ru/crimea/329809.html
21. В Крыму всем составом уволилась редакция оппозиционной газеты «События» [Электронный ресурс] // BBC Укра1на. - 2012. - 5 апреля. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/ukrainian/rolling_news_russian/2012/04/120405_ru_n_crimea_newspaper.shtml
Голубев С.М. Структура власност та piBeHb поличного паралелiзму кримських ЗМ1 // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету ш. В. I. Вернадського. Серiя: Фшософш. Культуролопя. Полиологш. Соцюлопя. - 2012. - Т. 24 (65). - № 4. - С. 261-267. У статл розглядаеться питання взаемозв'язку ЗМ1 та полижи в Автономий Республщ Крим, аналiзуеться характер власносп кримських медiа, пропонуеться класифжащя регюнальних ЗМ1 за р1внем полиичного паралелiзму та прогнози майбутнього розвитку медшно! сфери Криму. Ключовi слова: ЗМ1, медiа, медiавласнiсть, полиичний паралелiзм.
Holubiev S. Media Ownership on Crimean Political Map // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2012. - Vol. 24 (65). - № 4. - P. 261-267.
The article examines relationship between media and politics in Crimea, exposes Crimean media ownership and provides classification of regional media based on level of political parallelism with forecast of further development in media sphere of Crimea. Keywords: media, ownership, political parallelism.
Статья поступила в редакцию 18.09.2012