УДК 316.774; 37; 070
Е. А. Марсавина
Челябинский государственный университет, Челябинск
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО СТУДЕНЧЕСКОГО РАДИО (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «ПЛАНЕТА РАДИО»)
Статья посвящена функционированию такого СМИ как «студенческое радио», которое представляет собой важный фактор социализации современной российской молодежи, оказывая существенное воздействие на формирование мировоззрений и ценностных ориентиров молодых людей. Отмечается, что «студенческие радиостанции» обладают большим медиао-бразовательным потенциалом, который в свою очередь расширяет возможности обучения и воспитания учащихся.
Ключевые слова: «студенческое радио», медиаобразовательный потенциал, медиаобразова-ние, образовательная функция, интернет-радио «Планета радио», социализация, профессиональное становление.
Массовые коммуникации занимают важное место в жизни общества. Учитывая популярность новых медиа и технологий, необходимо говорить о появлении информационного пространства, которое включает в себя СМИ, создателями которых являются как взрослое, так и молодое поколение, а именно учащиеся высших учебных учреждений. Последние участвуют в формировании профессиональных знаний и навыков молодёжи, занимаются их социализацией молодого поколения. Следует отметить, что подобные студенческие СМИ выполняют две важные функции [6; 7]:
1. «образовательная», опирающаяся на определённые научные сферы и их точные предметные постулаты;
2. «личностно-индивидуалистическая», которая раскрывает характер учащегося, его психологические особенности, а также даёт возможность показать свои индивидуальные возможности.
В данной исследовательской работе мы рассмотрели функционирование студенческой радиостанции Алтайского государственного университета «Планета радио», с точки зрения её медиа-образовательных возможностей, определив значимость образовательной составляющей в функционировании радиостанции. Изучение данного радийного сектора можно признать актуальным, так как в медиаобразовании он наименее изучен по сравнению с другими видами СМИ.
Перед тем как непосредственно перейти к анализу контента студенческого радио, необходимо обратиться к понятиям «медиаобразование» и «студенческое радио». В работе «Медиаобра-зование: теоретические основы и опыт реализации» И. А. Фатеева под «медиаобразованием» предлагает понимать «научно-образовательную область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком» [5. С. 25-27], а такой исследователь, как Н. Б. Кириллова, отмечает в своём труде «Медиасреда российской модернизации», что «медиаобразование представляет собой комплексный процесс воздействия, в котором участвует несколько наук, включая не только педагогику и психологию, но и культурологию, социологию, политологию, правоведение, теорию журналистики, экономику, искусствоведческие дисциплины» [4]. Исследователь И. В. Жилавская словно объединяет предшествующие определения и утверждает, что «медиао-бразование» - «совокупность системных образовательных действий, способствующих развитию и самоорганизации личности в информационной среде, которые проявляются в осознанном ме-диаповедении на основе гуманистических идеалов и ценностей» [2. С. 62-72].
Вузовские радийные СМИ отечественные и зарубежные исследователи называют по-разному: «студенческое радио», «университетское радио», «колледж радио» или «кампус радио». Преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета М. В. Быков соотносит данные
термины и определяет для них общую интерпретацию, определяя их как «станции, которые ориентированы на студенческую аудиторию, в подготовке их информационного продукта задействованы студенты, программная политика непосредственно связана с интересами молодого слушателя». В данной статье мы будем придерживаться понятия «студенческое радио», так как именно оно больше всех перечисленных сопряжено с университетом, его реалиями, где протекает весь учебный и медиаобразовательный процесс. Это соотносится с образовательной функцией студенческого радио, о которой мы будем говорить в данной работе.
Студенческое интернет-радио «Планета радио» Алтайского государственного университета - выдающийся пример учебно-образовательного СМИ. На сегодняшний день во многих высших учебных заведениях есть своё собственное радио. Многие исследователи в области радиожурналистики отмечают, что число студенческих радиостанций растёт с каждым годом [1; 3; 8]. Возможно, данное явление связано с тем, что «студенческое радио» способно компенсировать нехватку необходимых знаний, которые жизненно важны для социализации молодого поколения, а также для профессионального развития.
Интернет-радио «Планета радио» представляет собой образовательный медиапроект, функционирующий с 6 ноября 2012 года. Руководителем проекта является известный барнаульский ведущий Игорь Скрягин. Потенциальную аудиторию радиостанции составляют студенты и преподаватели высших учебных заведений. Радиостанция работает в максимально интерактивном режиме: студенты и преподаватели университета является не только слушателями радиопрограмм, но и сами принимают участие в создании некоторых из них. Вещание учебной радиостанции осуществляется в сети Интернет круглосуточно, а в течение дня передачи можно послушать в местном «Универ-кафе» и сети кофеен «АлтГУ». В команде «Планеты радио» работают не только студенты факультета журналистики, но и факультета социологии, искусств.
Анализ деятельности данной современной студенческой радиостанции показал, что на практике она преследует определённые целевые ориентиры. С одной стороны, это осведомление учащихся и преподавателей, развитие личностных качеств у студентов данного вуза, формирование активной гражданской позиции, а с другой стороны - это знакомство с корпоративной культурой университета, создание ощущения единства внутри студенческого общества.
Основываясь на собственных наблюдениях, мы можем отметить, что студенческая радиостанция «Планета радио» придаёт большое значение радиопрограммам, которые информируют как о жизни данного высшего учебного заведения, так и других вузов («Новости вузов», «Очень хорошие новости»), проблемах и явлениях, с которыми сталкивается молодое поколение («5 глобальных запросов», «О чём ещё говорят студенты»), профессиональных и творческих интересах студентов («Станция спортивна», «Сто лиц мира», «Другая жизнь»), а также о новых событиях в медиа-образовательной сфере («Культурная планета», «История создания», «Сетевое пространство»).
Безусловно, из всех радиопередач студенческого радио Алтайского государственного университета, лидирает информационно-образовательная программа «Новости вузов». В эфире данной передачи студенты рассказывают о событиях и мероприятиях, которые проходят или прошли в данном университете, а также о событиях в других высших учебных заведениях Алтайского края. Не может не удивить оперативность выпуска новостей, порой они могут выходить в эфир раз в 3-4 часа. Хронометраж данной программы составляет 5 минут, хотя остальные радиопередачи звучат в эфире не больше 3-х минут, что очень хорошо, так как слушатель не успевает отвлечься и устать от получаемой информации. Практически в каждом выпуске новостей присутствуют комментарии нескольких героев, которые могут быть или очевидцами, или участниками какого-либо мероприятия. В каждом выпуске программы «Новости вузов» соблюдается баланс, при котором официальной информации (выступления руководства университета) должно отводиться не более 10 процентов, остальное время занимают новости, которые напрямую касаются учащихся университета и студенческой жизни в целом.
В зависимости от цели радиопрограммы в основу информационного блока могут быть включены такие жанры как радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет.
Хотелось бы выделить несколько радиопередач, которые, несомненно, представляют интерес с точки зрения медиаобразования. Программа «Пресс-папье» - обзор студенческих СМИ, а именно газеты Алтайского государственного университета. Нас удивила авторская подача данного рода информации: ведущий критично, но без иронии и сарказма, анализирует публикации и ру-
брики издания, просит обратить внимание на определённые темы, поднимающиеся в публикациях издания, и одновременно анализирует речевую грамотность в текстах своих коллег. Другая программа «О чем еще говорят студенты» является интерактивной площадкой для обсуждения новых законопроектов, в особенности тех, которые влияют на жизнь российской молодёжи. В каждом выпуске присутствует опрос студентов и преподавателей, которые высказывают своё мнение по поводу законотворчества, например, запрет представителями власти того или иного кинофильма или спектакля. Одним из запоминающихся выпусков был посвящён запрету курения в общественных местах: интерес вызвала полемика между студентами, мнения которых разделились по поводу данного закона. Конечно, большую ценность представляют собой мнения экспертов, которые в свою очередь дают объективные данные по поводу определённого законодательного проекта. Без сомнения, данная передача имеет острую социальную направленность.
Нельзя не упомянуть о таких радиопрограммах как «Сетевое пространство» и «Сто лиц мира». Первая представляет большой интерес как для начинающих блогеров, так и для любого пользователя сети Интернет. Ведущий знакомит своих слушателей с профессией блогера, с основными навыками и знаниями, которые требуются блогеру, с известными русскими и зарубежными представителями данной профессии, рассказывает, где найти работу по данной специальности и как создать эффективный (читаемый) блог.
«Сто лиц мира» представляет собой запоминающуюся и эмоциональную радиопередачу диалоговой формы. Все выпуски программы представляют слушателям студентов, которые ездили или собираются поехать работать за рубеж по специальной программе («Working holidays»,«Work and Travel» и др.). Практически каждый выпуск передачи «Сто лиц мира» представлен в жанре интервью или беседы, и данный выбор оправдывает себя, так как большинство героев делятся своими личными впечатлениями и переживаниями. Главное, что не только русские студенты делятся своим опытом, но и иностранные. Например, несколько выпусков этой передачи были посвящены студентам из Китая.
Передача «Другая жизнь» рассказывает о мероприятиях, которые проходят за пределами университета. Хотелось бы отметить, что в эфире данной программы анонсируются только уникальные события, например, выставки известных художников, уникальные спектакли и кинопоказы, которые рассчитаны не на массовую аудиторию, а на подготовленного слушателя. Радиопрограмма «Культурная планета» - программа о культурной жизни самого университета: культурные события и мероприятия, проходящие на базе университета. Обе передачи преследуют образовательно-просветительскую цель: они не только информируют студентов о том или ином событии, но и указывая на его культурную и историческую ценность.
Как можно отметить, познавательные и образовательные передачи в сетке вещания студенческого радио Алтайского государственного университета занимают важное место, даже превалируют над развлекательными программами. Вследствие этого, мы определили тип данной радиостанции как информационно-музыкальный: дневной эфир заполняется разговорными радиопрограммами, а вечерний и ночной эфиры музыкальным контентом. Музыкальный формат «Планеты радио» определить трудно, в связи с его универсальностью: в эфире может звучать как русская и западная рок-музыка, так и популярные мелодии с мягким вокалом. Это говорит о широком формате данной радиостанции: насладиться музыкальным контентом «Планеты радио» может не только студент, преподаватель, но и любой желающий.
Разнообразие тематических программ, решимость участников редакции к творческим экспериментам позволяет ведущим полностью выражать себя, раскрывая свой творческий потенциал. Нами было замечено, что функционирование радиостанции «Планета радио» происходит с учётом интересов и потребностей потенциальной аудитории, авторы радиопрограмм стараются использовать эффективные способы взаимодействия со слушателями. Вследствие того, что основная аудитория данного радио - молодёжь в возрасте от 18 до 23 лет, студенты Алтайского государственного университета, поэтому большое внимание уделяется распространению разного контента и другой информации через интернет- сайт «Планеты радио», а также обсуждению программ в социальных сетях. В качестве организации обратной связи с аудиторией используется социальная сеть Instagram, страница радиостанции в социальной сети «ВКонтакте», официальный сайт. Комментарии слушателей способствуют совершенствованию как информационного, так и музыкального контента радиопередач данной радиостанции.
Данное студенческое радио стало площадкой, объединяющей учащихся данного вуза, где каждый может высказать свою точку зрения, поделиться собственными взглядами, а также сформировать свою жизненную позицию. Всё перечисленное существует благодаря заинтересованности студентов в творческом процессе работы радиостанции и поддержанию диалога с аудиторией. Воспитанники радиостанции под контролем руководителя пытаются овладеть навыками медиа-грамотной личности [6; 7]. Во-первых, все без исключения ведущие серьёзно подходят к выбору темы и информационно-музыкальному наполнению выпуска. Во-вторых, все радиопередачи имеют чётко построенную композиционную структуру, а мысли ведущих практически всегда характеризуются логичностью и ясностью. В-третьих, цель каждой программы - не только развлечь своего слушателя, но и научить или познакомить с новыми явлениями, процессами, происходящими в мире, что способствует расширению интеллектуальных возможностей и укреплению морально-ценностных ориентиров.
Хотелось бы отметить, что радиостанция «Планета радио» нисколько не уступает профессиональным радиостанциям: передачи выходят регулярно, ведущие работают с полной отдачей и энтузиазмом, затрагивая актуальные и важные в данный момент темы. В эфире радиостанции широко представлена специальная «университетская» лексика как публицистического, так и разговорного стиля. Кроме того, студенты вовлечены в творческий процесс, о важности которого говорят многие исследователи сферы медиаобразования.
Таким образом, можно сделать вывод, что учебные радиостанции несомненно способствуют социальному и профессиональному становлению учащихся университетов, а также их нравственному, эстетическому и интеллектуальному развитию, позволяют понять свою значимость в окружающем мире, но вместе с этим прививают молодёжи чувства гражданской ответственности - все эти возможности студенческого радио позволяют реализовывать важнейшие задачи медиаобразования.
Список литературы
1. Быкова, М. В. Образовательные возможности современного университетского радио и проблемы их реализации [Текст] / М. В. Быкова // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - № 13 (156). - Вып. 18. - С. 171-180.
2. Жилавская, И. В. О современной концепции медиаобразования [Текст] / И. В. Жилавская // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 8. - С. 62-72.
3. Жилавская, И. В. Что ищет и находит молодое поколение в СМИ (по материалам исследования «Влияние СМИ на молодежь») [Текст] / И. В. Жилавская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2007. - № 3.
4. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н. Б. Кириллова. -М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.
5. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск, 2007. - 270 с.
6. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.
7. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний [Текст] / А. В. Федоров // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. - М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. - С. 329-339.
8. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: введение в медиаметрию: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И. Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 155 с.
MEDIA EDUCATION POTENTIAL OF THE NATIONAL STUDENT RADIO (ON THE EXAMPLE OF THE STUDENT RADIO STATION OF THE ALTAI STATE UNIVERSITY «PLANET RADIO»)
Marsavina E. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, liza.marsavina@yandex.ru
The article is devoted to the functioning of such media as «student radio», which is an important factor in the socialization of contemporary Russian youth, having a significant impact on the formation of the worldviews and values of young people. It is noted that "student radio stations" have a great media education potential, which in turn expands the possibilities of teaching and educating students.
Keywords: «Student radio», media education potential, media education, educational function, Internet radio «Planet radio», socialization, professional development.
References
1. Bykova, M. V. (2013), "Obrazovatel'nyye vozmozhnosti sovremennogo universitetskogo radio i problem ikh realizatsii" [=Educational Opportunities of Modern University Radio and Problems of Their Implementation], in: Nauchnyye vedomosti BelGU. Ser. Gumanitarnyye nauki [=Scientific Bulletins of BelGU. Ser. Humanities], no. 13 (156), Issue 18, pp. 171-180. (In Russ.).
2. Zhilavskaya, I. V. (2012), "O sovremennoy kontseptsii mediaobrazovania" [=On the modern concept of media education], in: Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya [=Social and humanitarian knowledge], no. 8, pp. 62-72. (In Russ.).
3. Zhilavskaya, I. V. (2007), "Chto iskat' i nakhodit molodoye pokoleniye v SMI (po materialam issledovaniya «Vliyaniye SMI na molodezh'»)" [=What the young generation is looking for and finding in the media (based on the research of «The influence of the media on young people»)], in: Vestn. Mosk. un-ta [=Vestn. Moscow. University. Ser.10. Journalism], no. 3, 54 p. (In Russ.).
4. Kirillova, N. B. (2006), Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu [=Media culture: from the modern to the postmodern], Moscow, Akademicheskiy Proyekt, 448 p. (In Russ.).
5. Fateyeva I. A. (2007), Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii: monografiya [=Media Education: Theoretical Foundations and Implementation Practices: Monograph], Chelyabinsk, 270 p. (In Russ.).
6. Fedorov, A. V. (2004), Mediaobrazovaniye i mediagramotnost' [=Media Education and Media Literacy], Taganrog, Kuchma Publishing House, 340 p. (In Russ.).
7. Fedorov, A. V. (2005), "Mediaobrazovaniye i mediagramotnost' v obshchestvakh znaniy" [=Media Education and Media Literacy in Knowledge Societies], in: YUNESKO mezhdu etapami Vsemirnogo sammitapo informatsionnomu obshchestvu [=UNESCO between the World Summit on the Information Society], Moscow, Izd-vo In-ta razvitiya informatsionnogo obshchestva, pp. 329-339. (In Russ.).
8. Fomicheva, I. D. (2014), Industriya reytingov: vvedeniye v mediametriyu: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov [=The industry of ratings: introduction to mediametry: study. manual for university students], Moscow, Aspekt Press, 155 p. (In Russ.).
Марсавина Елизавета Андреевна - магистрант факультета журналистики, лаборант учебно-научного центра медиаобразования, Челябинский государственный университет, Челябинск.
liza.marsavina@yandex.ru