Практика медиаобразования
Медиаобразовательные занятия с учащимися старших классов на
материале кинопрессы
Е.В.Мурюкина
Использование тренинга эмоционального раскрытия (15-17-минут) на занятиях по медиаобразованию, по нашему мнению, дает положительный эффект, который можно обнаружить в итоге работы, направленной на развитие творческой личности школьников. Такого рода тренинги помогли нам:
- наладить благоприятный психологический климат в аудитории;
- вывести отношения между старшеклассниками и преподавателем на качественно новый уровень, где не прослеживается четкая субординация, отчего обе стороны чувствовали себя в одинаковой степени свободно и в хорошем смысле раскрепощено;
- выйти на позицию позитивного восприятия как собственно себя, своего «эго», так и окружающих людей;
- постараться уйти от установки «избегание неудач» в сторону установки непосредственно на успех в отношении себя и своих ценностей и смыслов жизни через медиаобразовательные занятия на материале кинопрессы (в частности, посредством творчества в медиакультурной среде);
- наконец, просто создать хорошее настроение в коллективе, что, безусловно, отражалось на результате всего медиаобразовательного занятия.
Наша медиаобразовательная модель обрела методологическую основу в диалоговой концепции культур М.М.Бахтина - В.С.Библера. Именно диалогическая форма жизнедеятельности является ведущей, причем как при общении, непосредственно, с культурой, так и с окружающими, с самим собой. Ведь культура, по мнению В.С.Библера, -«двуликий Янус». При этом равноценное значение уделяется как познанию других культур, форм бытия, так и сосредоточении на своей личности с ее внутренними мирами. Причем, оптимальная диалогичность достигается при равнозначности для индивида данных двух миров. В свою очередь, тренинг эмоционального раскрытия позволяет приблизиться ее пользователям, в нашем случае - старшеклассникам, к указанной выше форме равновесия и перенести полученные позитивные чувства, эмоциональный настрой на большую часть занятия, посвященного медиаобразованию на материале кинопрессы. Также в своей работе мы опираемся на теорию и практику личностно-ориентированного
образования и полагаем, что занятия с использованием методики эмоционального раскрытия являются воспитательным элементом.
Анализируя роль воспитания в образовательном процессе, Е.В.Бондаревская подчеркивает, что оно «... помогает личности прожить свою историю, наполнить ее событиями, переживаниями, делами, творчеством ... Но жизненный путь личности - это не только события жизни, но и отношение к ним личности. В отношениях человек всегда имеет возможность проявить индивидуальность, свою личность. Воспитательный процесс - это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит. Индивидуально-личностная рефлексия - непременное свойство воспитательного процесса, которое проявляется в том, что человек время от времени ставит перед собою вопросы: Чем я был? Что я сделал? Чем я стал?» [Бондаревская, 2000, с.189]. Индивидуально-личностная рефлексия, как элемент воспитательного процесса находит свое отражение на медиаобразовательных занятиях со старшеклассниками. Поэтому можно говорить о том, что проведение 15-минутных тренингов является важной частью занятий, так как способствует самоопределению личности относительно коллектива, осознанию своей «самости». Также можно говорить о том, что данная часть медиаобразовательных занятий отвечает принципам личностно-ориентированного образования:
«природосообразности, культуросообразности, индивидуально-
личностного подхода, жизнетворчества и сотрудничества» [Бондаревская, 2000, с.190-191].
Таким образом, использование коротких тренингов эмоционального раскрытия позволили нам в дополнение к вышеперечисленным пунктам, проецировать настрой на диалогичность общения на медиаобразовательных занятиях. Кроме того, данные 15-минутки отражают и теоретическую основу нашего исследования, в качестве которой использовалось личностно-ориентированное образование. Мы опираемся на принципы данного образования (культуросообразность, природосообразность, индивидуально-личностный подход,
жизнетворчество, сотрудничество). И очевидно, тренинг не противоречит им, в частности, с его помощью на медиаобразовательных занятиях был отражен принцип культуросообразности (воспитание культурных смыслов жизни, приобщение к ценностям общенациональной культуры и т.д.). При условии, что под культурой понимается не только материальный мир произведений искусства, а все «человеческое бытие» (М.М.Бахтин).
Итак, опираясь на диалогическую концепцию культуры, культурологическое личностно-ориентированное образование, мы пришли к выводу о целесообразности и полезности использования элементов тренинга эмоционального раскрытия на медиаобразовательных занятиях со старшеклассниками на материале кинопрессы.
Методика проведения насколько проста, настолько и доступна: ребята садятся в круг, и преподаватель - вместе с ними. Выбор данной геометрической фигуры не является случайным - она создает благоприятную обстановку, а отсутствие в ней углов подсознательно положительно влияет на участников. Кроме того, между каждым, из находящихся в круге, легко устанавливается визуальный контакт, что очень важно для создания и поддержания атмосферы доверия и искренности внутри круга. После того как круг образован, ведущий предлагает просто улыбнуться соседу, используя цепную реакцию. Можно, конечно, сделать это одновременно, но мы выбрали «цепочный» вариант, потому что при нем участник не только концентрируется на себе и своем соседе, но и видит с какими чувствами, эмоциями это делают его «коллеги», то есть КПД выше, чем при выполнении этого задания по первому варианту. Затем, мы спросили: «Какие улыбки вы увидели, и какие чувства, эмоции они выражали?» и получили ответы такие как: веселые, смешные, красивые, искренние и т.п.
Данное задание помогло нам «разрядить» обстановку, ведь все новое вызывает некоторое замешательство, скованность. Также это помогло нам «включить» старшеклассников в диалог. Перечисленные ими эмоции имели положительную окраску - это привело нас к выводу, что обстановка в круге несет позитивный заряд для каждого из участников. Также отметим, что данная первая часть тренинга стала постоянной, задания изменялись лишь во второй и третьей частях.
Практические занятия, включающие эти тренинги, - неотъемлемая часть медиаобразовательного курса и отвечают ведущим принципам личностно-ориентированного образования. Так, ведущий специалист в данной области Е.В.Бондаревская [Бондаревская, 2000, с.69] пишет, что в воспитании, ориентированном на человека, разговор идет об «освобождении», то есть о восхождении к свободе. Но «освобождая» ребенка для полной самореализации, необходимо обеспечить «связь свободы и добра». Именно к выполнению данной установки мы стремились при проведении тренингов с использованием «Я-концепции».
Анализ первого занятия - сочинения. Нами были предложены на выбор три темы сочинения:
1) Мои фавориты медиакультуры;
2) Медиа в жизни моих сверстников. Наши предпочтения;
3) Медиа и человечество: их влияние друг на друга.
В итоге анализа сочинений нами было выявлено, что большинство юношей и девушек (20 человек) выбрали две последние темы. Мы объясняем это определенным уровнем медиаобразованности (это выявило еще первоначальное анкетирование), а также психологическими особенностями старшеклассников (развитие аналитического мышления, способность к обобщениям, мыслить об абстрактных вещах и т.д.).
Первая тема: «Мои фавориты медиакультуры». Этот выбор, сделанный 8 старшеклассниками, затрагивает личностные характеристики учащихся, их собственные предпочтения, интересы, увлечения в области медиа. Юноши и девушки полностью справились с заданием, не только обозначив своих фаворитов в медиасфере, но и обосновав свой выбор, аргументировав его. Предпочтения старшеклассников разнообразны, но в лидерах, конечно, телевидение, кинематограф, радио и как не странно -фотография. Но если с первые три фаворита предсказуемы, то четвертый стал для нас неожиданностью. Его успех - в ориентации на личность пользователя. Если для ТВ, кино, радио мы являемся объектами, то фотоаппарат дает возможность самому стать творцом, сконцентрировать внимание на себе и значимых для себя людях.
Главные преимущества фото:
- доступность в денежном эквиваленте (цена на широко распространенные фотоаппараты - «мыльницы» дает возможность купить их практически каждому);
- простота в использовании (технические характеристики фотоаппаратов позволяют пользоваться ими даже детям);
- «быстродостижимый» результат;
- превращение обладателя фототехники в субъекта творческой деятельности.
В свое время Ю.Н.Усов отмечал особенности портативных видеокамер: «легкость съемки и воспроизведения ее результатов позволяют говорить о возможном применении видеокамеры как средства визуальной письменности: без слов, зрительными образами человек может не только зафиксировать динамику реальной действительности, но и передать свое отношение к ней» [Усов, 1993, с.19]. Мы считаем, будет правомерно отнести его слова и к фотоаппарату, так как это «родственник» видеокамеры.
Конечно, речь не идет о высокохудожественных, профессиональных снимках, да и целью такой старшеклассники не задаются. Хотя из сочинения, например, Виктора Ш. мы поняли, что юноша проявляет серьезный интерес к фото/видеотехнике. Вот отрывок из его работы: «Любовь к фотографии привил мне папа, он занимался в фотокружке. Именно с его помощью я отказался от мыльниц и перешел на старенький «Зенит», уйдя от примитивных фоток к более художественным, выразительным, глубоким. Вычурность и позерство бытовых снимков моей семьи сменилось на жизненность, натуральность. Новые фотки я вкладывал в альбом со старыми, тогда при просмотре все явственнее был виден контраст, а также мои ошибки и победы. Но для меня это оказалось только началом пути. На 15 лет по моей просьбе мне подарили видеокамеру, да не простую, а цифровую!!! Я быстро ее освоил, и теперь папа ходил у меня в учениках. Сейчас я создаю видеолетопись нашей
семьи. А возможности монтажа, кадрирования и т.д. делают меня почти профи. Сейчас фото/видеоарт настолько увлек меня, что другие медиа отошли даже не на второй план, а еще дальше. Также я являюсь хронографом нашего класса и делаю своим одноклассникам подарок на выпускной в виде фильма. Думаю, им понравится ».
Еще один отрывок из сочинения Саши Г., который отражает как предпочтения учеников старших классов в сфере медиа, так и причины такой популярности: «Среди явных фаворитов в области медиа для меня стоит ТВ. И вот почему: оно в своем роде универсально, вы можете найти на различных каналах практически любую информацию (и прогноз погоды, и последние новости, а также сплетни - есть и такие программы, посмотреть кино или ТВ сериал - последние сейчас в большой моде у нашего населения). ТВ поможет вам поднять настроение, потанцевать, поразмышлять о каких-либо вещах (ток-шоу). Также ТВ становится все более интерактивным: появляется много передач, где вы можете проголосовать за что-либо или, подняв телефонную трубку поделиться со всей страной своей новостью и т.д. ТВ сходно с Интернетом, но последний намного слабее, потому что:
- имеет (пока) малый ареал распространения;
- поиск какой-либо информации представляет собой большую трудность, чем на ТВ (просто программка или произвольное переключение каналов. Интернет же подразумевает обладание минимумом знаний: 1) как пользоваться компьютером, 2) как пользоваться Интернетом;
- Интернет стоит денег, а ТВ требует единичного «денежного вливания» - при покупке телевизора.
Но все же касаясь роли ТВ, я хочу сказать, что рад, что слова Родиона-Рудольфа из фильма «Москва слезам не верит» о том, что через 20-30 лет ТВ заменит все: и театры, и кино и т.д., не сбылись. Я думаю этого не случилось благодаря простым людям - телезрителям, которые осознали роль ТВ в своей жизни и выделили ему определенное место, а не променяли все многообразие и полноту жизни на один лишь «голубой экран».
На наш взгляд, необходимо отметить, что учеников, выбравших первую тему сочинения, отличает «повышенная» увлеченность каким-либо из видов медиакультуры (см. примеры сочинений). Поэтому нельзя говорить о данной группе как об отстающей в плане медиаобразования, хотя возможно, некоторые аспекты (умение абстрагироваться, размышлять об отвлеченных понятиях) у них развиты немного меньше, чем у двух других.
Таким образом, анализ сочинений старшеклассников, выбравших первую тему, показал, что они обладают достаточно развитым самоанализом, могут мотивировать и аргументировать свой ответ. Также
благодаря данной группе мы смогли конкретнее определить предпочтения учеников старших классов в области медиа.
Вторая тема: «Медиа в жизни моих сверстников: наши предпочтения». Необходимо отметить, что группа учеников, выбравших эту тему, обладает способностью анализировать не только собственные «пристрастия» в сфере медиа, но также обобщить их, используя заданный нами в теме сочинения возрастной критерий. Умение выдать обобщенные данные, обосновав их, исходя не только из личного опыта, но из опыта сверстников (друзья, одноклассники и др.) отличает ответы этих старшеклассников.
Выбранные медиалидеры мало чем отличаются от фаворитов старшеклассников, работавших над первой темой сочинения. То есть работы учащихся, писавших о предпочтениях сверстников в области медиа, имеют реальную основу, что косвенно подтверждают тексты старшеклассников из первой группы. Например, сочинение Ольги Ц. (первая тема) о роли кинематографа в ее жизни находит отражение и у Андрея А. (вторая тема). Примеры:
Ольга Ц.: «Кино люблю за возможность попереживать. Но такую возможность дают преимущественно советские и российские фильмы (в большинстве - первые). В зарубежных все предельно ясно, и конец можно предугадать чуть ли не после прочтения названия. Есть, безусловно, достойные образцы, но их почему-то нам не показывают, а если и делают это, то очень редко или в неудобное время (обычно далеко за полночь)».
Андрей А.: «очень простые сюжеты зарубежных фильмов являются их минусом. Также у героев этих лент наблюдается дефицит морали. Такое впечатление, что для них убийство человека - норма жизни. Как ни странно, но я и мои друзья, одноклассники находим ответы на вопросы взаимоотношения людей, мужчины и женщины из старых отечественных фильмов. Может быть потому, что мы не дети 80-х - середины 90-х, «клюющие» на все заграничное без разбора. Мы вкусили все плоды, в том числе и запретные. Ведь, например, порнуху купить или взять на прокат может даже первоклашка. Но смотреть один и тот же порнофильм несколько раз будет только нездоровый человек, а, например, «Девчата» я могу смотреть неоднократно, но не подряд, конечно, и мои друзья меня психом не назовут, потому что сами такие же.
Заметьте еще: из наших фильмов много фраз «перекочевало» в реальность и живут в ней десятилетиями, а зарубежные какие-то безликие. Фразы сплошь шаблонные, как бы ситуативные (для каждой ситуации -стандарт). Возможно, мое сочинение и выраженные в нем мысли это новая форма патриотизма, но, поверьте, то о чем я пишу - не только мое мнение, но и большинства моих сверстников. Может быть, началом новой эры в осознании себя в изменившемся мире, а также новой эры в кинематографе стали фильмы Бодровых ...».
Третья тема: «Медиа и человечество: их влияние друг на друга».
Умение полностью абстрагироваться при ответе на вопрос, размышлять об отвлеченных вещах, материях, как бы безличностно относясь к теме разговора, отличает группу учеников, выбравших третий вариант для своего сочинения. Необходимо сразу ответить, что данная тема письменной работы специфична и довольно прочно зависит от возраста учеников, взятого нами за базовый для эксперимента. Так как на этой ступени развития личности становится возможной данная «отстраненность» от собственного «эго» в пользу размышлений об «абстрактных материях». Данная группа представила довольно интересные работы как по форме, так и по содержанию. Например, Гриша К. оформил свое сочинение в виде разговора «по душам» медиакультуры (на примере кинематографа) и человека. Но помимо привлекательной формы, мы нашли в данной работе не менее интересное содержание.
Приведу практически полный текст сочинения Иры Т., как представителя старшеклассников, выбравших третью тему сочинения. «Обсуждение данной темы, в принципе, относится к риторическим вопросам типа: «Что первичнее: яйцо или курица?» но с другой стороны -что не скажешь, все окажешься отчасти прав, ведь истину сложно найти даже посередине.
Мне кажется, что влияние медиа на человечество в общем сильнее, потому что оно сделано «профессиональнее». Но с другой стороны, медиа на 100% - порождение человека, создание полностью искусственное, поэтому в природе само появиться никак не могло... Итак, оказывается, что человечество делится на потребителей любой информации, получаемой по каналам медиа и криэйтеров, то есть создателей этих самых медиаканалов.
А можно эту схему расширить и построить по-другому. Ведь творцы СМИ также зависимы от . заказчиков. Например, предвыборная кампания или изготовление рекламы. Имеется заказчик, творец, средство (масс-медиа), потребитель. Прямо как в детективной истории. Только одно исключение: потребителю дается право выбора: верю - не верю. После такого сравнения напрашивается вопрос: «А кто же детективы?» По-моему это люди, которые могут оценить информацию и имеют собственное мнение, то есть «разгадать» информацию, ее смыслы, в том числе и скрытые. Чтобы распутывать преступления, необходима смекалка, интуиция и др., а также специальные знания. То же самое в общении с медиа, если вы не хотите быть всеядным потребителем, которого каждый старается «развести» (обмануть).
Итак, для реализации права выбора вам необходимы знания, критерии оценки информации, а, главное, умение всем этим пользоваться. Например, у нас в школе многие учителя используют средства медиа на уроках, да только преподносят они нам эту информацию как некую
истину. Они прочитали, увидели по ТВ, видео, Интернету, а мы должны только слушать, да еще, по возможности, запоминать почти дословно. Я не помню, чтобы кто-то из учителей анализировал с нами информацию. И теперь, наверно, понимаю почему: многие из них не умеют правильно с ней обращаться. А нам проще, потому что у нас еще не сформировались стереотипы, и в своем возрасте мы ко всему и всем относимся критически. Я считаю, что (касательно влияния медиа на человека) это конкретное дело каждого. Если я хочу быть «всеядной», то я буду «поглощать» всю приходящую ко мне информацию, какой бы искаженной и неправдоподобной она не была. А если человек не хочет быть подопытным, он найдет в себе силы, пути для изменения ситуации «в свою пользу». Лучшей дорогой, как мне кажется, является дорога знаний ...».
Необходимо отметить, что нами наблюдалась «низкая задействованность» популярной в других случаях медиакультуры как компьютер, Интернет. Среди 28 сочинений только 2 были посвящены данной сфере медиа. Мы объясняем это местом жительства большинства старшеклассников (нераспространенность компьютеров в сельской области, недостаточное материальное обеспечение людей и др.).
Выводы. На наш взгляд, выбор темы сочинения помогает раскрыть уровень медиаобразованности личности старшеклассника. Раскрытие первой темы предполагает преимущественно опору на собственные чувства, эмоции, мысли и т.д. ученика. Выбор второй темы предполагает анализ предпочтений возрастной категории - раннего юношества, при этом абстрактно-логическое, критическое мышление проделывает более сложную работу. Третья тема смогла привлечь только самых «продвинутых» в области медиа учащихся, способных не только использовать свои знания, но и творчески подойти к их осмыслению. Написание сочинения также помогает выявить данный уровень для каждого старшеклассника, что отвечает принципу личностно-ориентированного подхода в образовании.
Анализ сочинений (независимо от выбранной темы) подтверждает высокий уровень развития контактного показателя медиаграмотности, так как очевидно систематическое обращение к медиакультуре, умение ориентироваться в жанрах, темах и пр.; высокий уровень развития мотивационного показателя, определяющийся разносторонними мотивами контакта с медиа (нравственные, эстетические, эмоциональные, компенсаторные и т.д.). Но в процессе изучения письменных работ по первой теме, отмечается недостаточное знание терминологии и теории медиа. Учащиеся оперируют широко распространенными в обществе понятиями, но не используют термины, относящиеся, непосредственно, к медиакультуре. Поэтому оценка информации у них происходит сообразно своему уровню понимания (понятийный, оценочный, креативный
показатели). Примеры сочинений подтверждают, что анализ опирается на чувства, потребности старшеклассников. К сожалению, слабый уровень развития понятийного показателя не позволяет учащимся отойти от стереотипного мышления. Мы можем констатировать, что личностное отношение к медиакультуре в данной группе раскрыто хорошо, в то время как понимание самого феномена медиа представлено слабо. Очевидной становится причина - отсутствие теоретической базы, которую они смогли бы применить при написании сочинений.
Вторая тема сочинения предполагает не только анализ, но и обобщение. Здесь важно как определить свои предпочтения, так и вывести общие закономерности, на основе которых постараться выявить «ведущие» каналы медиа, приоритетные для возраста раннего юношества. Уровень развития понятийного показателя, на наш взгляд, имеет следующую особенность: несмотря на недостаток теоретической базы в области медиакультуры, данную группу старшеклассников отличает более «умелое» применение общих школьных знаний (возможно, у них хорошая успеваемость), проецируемых на медиапространство. Старшеклассники данной группы интересуются (по каналам медиа: ТВ, пресса и т.д.) технологиями создания медиатекстов, вопросами достоверности информации, различными трактовками одного и того же события в СМИ и пр. Таким образом, можно констатировать, что недостаток знаний теоретического плана старшеклассники пытаются компенсировать путем самообразования.
Очевидная взаимосвязь понятийного и оценочного показателей предполагает, что оперирование отдельными терминами медиа позволяет учащимся, проанализировав их, обобщить и вывести какое-либо суждение. Подтверждение этому мы находим в сочинениях по второй и третьей теме.
Старшеклассники, выбравшие третью тему сочинения, постарались объяснить способы взаимодействия медиа и людей, вывести закономерности и взаимосвязи, определить пути взаимовлияния. Безусловно, данная тема - самая сложная из представленных и требует творческого подхода (то есть активизации креативного показателя медиаграмотности).
Написание сочинений по выбору из трех тем дает нам представление о понимании аудиторией шести ключевых понятий медиаобразования. Анализ письменных работ показал, что ученики старших классов имеют фрагментарное представление об агентстве, аудитории, языке, технологии, репрезентации и категории медиа, но с неравной степенью «непознаности». Так, агентства, аудитория и категории понимаются учениками на более глубоком уровне, чем остальные. Это связано с «доступностью» информации о первых трех понятиях (часто сами медиа «раскрывают» сущность данных понятий), а также возможности применять общеобразовательные знания в их отношении. В тоже время,
например, технология медиа проявляет специфический характер и при расшифровке своей сути требует специализированных медийных знаний.
По нашему мнению, написание сочинений на указанные выше темы способствует:
- акцентированию внимания учащихся на медиакультуре. Как показало первоначальное анкетирование, учащиеся, повсеместно пользуясь информацией, получаемой по медиаканалам, часто не осознают данного факта. Написание сочинения помогает старшеклассникам более объективно определить место медиакультуры в своей жизни, выяснить, какой характер носят данные взаимоотношения, обозначить для себя цели общения с медиа и т.д., что в комплексе с другими медиаобразовательными занятиями приведет к качественным изменениям в мотивационной сфере (в сторону перехода к потребностям, стоящим на более высокой ступени развития по А.Маслоу [Маслоу, 1999, с.77-96]. Осознание роли медиа, его целей по отношению к «потребителю» помогает юношам и девушкам критически подходить к медиаинформации, задуматься о смысле, заложенном в ней;
- раскрытию креативных способностей старшеклассников в области медиакультуры. Занятие способствует отходу от «потребительских» отношений несовершеннолетней аудитории и медиакультуры в сторону творческих, предполагающих «ответную» реакцию, включающую эстетические, моральные установки на медиаинформацию. Включение данных качеств (эстетических, нравственных и пр.) ведет к их развитию как вообще, так и относительно медиа (эстетическое восприятие, вкус и т. д.). Таким образом, можно говорить о достижении цели эстетической теории медиаобразования.
Проведение данного занятия отвечает условиям, необходимым для реализации модели медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы:
а) создание благоприятного микроклимата, основанного на принципах взаимного уважения, гуманизации: данное занятие (как и остальные) включало 15-минутный тренинг на основе «Я» концепции, цели которого совпадают с формулировкой данного условия. Созданная в начале работы позитивная обстановка поддерживалась нами (преподавателем и учениками) в течение всего занятия;
б) развитие и учет общих компетенций обучающихся и готовности личности к медиаобразовательной деятельности. Соблюдение этого условия заключается в использовании первоначальных данных (анкетирование, рецензирование, беседы, написание сочинений и т.д.) об уровне развития данной аудитории в области медиакультуры, базированию на возрастных особенностях учащихся старших классов, выборе методики, стимулирующей креативную деятельность личности на базе медиа и др.;
в) интеграция сред (информационной, социализирующей, релаксационной, развивающей) также нашла свое отражение в результате проведения данного занятия. Информационное поле - предоставление старшеклассникам теоретических знаний, а также подбор практических занятий, способствующих получению информации путем выполнения поставленных целей; релаксационное поле - сама атмосфера летнего отдыха способствовала активизации данного условия, что в совокупности с другими средами дало положительный результат; социализирующая среда - использование групповых, коллективных, индивидуальных форм деятельности, тренинги на базе «Я» концепции, учет индивидуальных особенностей личности; развивающее поле - данные занятия способствуют развитию медиакультуры личности старшеклассника. Таким образом, интеграция указанных сред позволила сделать проведение данного занятия наиболее эффективным.
Анализ практического занятия создания киножурнала. К сожалению, по различным причинам (отсутствие компьютера, телевизора и видеомагнитофона для просмотра фильмов и др.) запланированное занятие по созданию киножурнала не представлялось возможным провести в летнем оздоровительном центре в первоначальном варианте. В тематическом плане для него отводился факультативный урок в школе, где есть все вышеперечисленные технические средства. Создание же журнала в «самописном» варианте, то есть без верстки на компьютере имело бы форму в лучшем случае стенгазеты, что не отвечало бы задачам, которые мы ставили, разрабатывая данное занятие. Поэтому, данное задание было предложено нами старшеклассникам в измененной форме. Итак, в новой трактовке ученики должны были из предложенных им киножурналов, газет создать свою версию - в такой форме и с таким содержанием, какое они хотели бы видеть. Задание предусматривало выбор названия, обозначение постоянных рубрик. Само содержание, то есть статьи, репортажи, интервью, новости и др. ученики должны были взять из предложенной нами прессы (к сожалению, нехватка времени и достаточного количества журналов и газет о кино, заставило нас прибегнуть к домашнему заданию). Старшеклассники обменивались розданной им кинопрессой друг с другом по мере ее изучения. Далее, статьи, отобранные для киножурнала, вырезались, наклеивались на листы бумаги (формата А4), которые позже скрепили между собой, создав новое издание.
Для рубрики «Рецензия на фильм» был взят фильм «Брат». Хотя год его выпуска 1997, но по результатам проведенного миниопроса, это кинопроизведение набрало достаточное количество голосов. Старшеклассники прочитали рецензии на этот фильм, опубликованные в различных киноизданиях. Изучив разные, в том числе, полярные мнения, они решили составить свою рецензию. Нами было предложено
использовать 6 ключевых понятий медиаобразования при написании данной рецензии. Из монографии А.В. Федорова [Федоров, 2001, с. 220] мы взяли таблицу с пояснительными вопросами и распечатали ее для удобства учеников. Таким образом, мы получили коллективную рецензию к кинофильму «Брат», где старшеклассники использовали как имеющиеся в их арсенале знания в области медиа, так и приобретенные знания, умения, навыки на медиаобразовательных занятиях с использованием кинопрессы.
На создание киножурнала у нас ушло два занятия плюс домашнее задание. Анализируя данное занятие, необходимо отметить, что нами планировалось коллективное обсуждение названия журнала, его постоянных рубрик. Но уже в процессе работы мы столкнулись с трудностью: суперактивность старшеклассников «породила» долгие дискуссии, что могло вывести планирование данного задания за все мыслимые временные рамки. Поэтому нам пришлось немного изменить план действий прямо во время «баталий». Мы «разбили» участников на группы (по 4-5 человек) и дали каждой из них индивидуальное задание из тех, выполнение которые планировалось в режиме коллективного обсуждения.
Созданные минигруппы отвечали за: название киножурнала; постоянные рубрики; редакторский состав, координировавший работу над журналом в целом; художники, дизайнеры; промоутеры. Данные группы в том же составе работали над оформлением, содержанием рубрик.
В результате, на свет появился киножурнал «Планета «Кинематограф». Очень интересны, на наш взгляд, художественные находки при оформлении издания. Так, титульный лист представлял собой наполненное миллионами звезд небо: ученики добились этого следующим образом: лист был выкрашен в темно-синий цвет; далее на него наклеивались популярные среди девушек стразы; после этого он был обработан пудрой для тела с блестками. И в середине этой страницы, привлекая внимание особо крупными размерами, виднелась (но не полностью) еще одно ночное светило. Сама звезда крепилась на следующем листе, выглядывая на титульный лишь в месте отверстия, пробитого дыроколом. Отсутствие каких-либо надписей и манящая, не полностью открытая для просмотра звезда провоцировали читателя, пусть даже и случайного, взять в руки журнал и перевернуть как минимум одну страницу, для того, чтобы приоткрыть тайну увиденной Вселенной. Итак, перелистывая титульный лист, вы видите планету, размеры которой сопоставимы с земными (при съемке из космоса), серебристого цвета (вырезанную из сигаретной фольги, предварительно смятой - это создает видимость рельефа). Наверху название киножурнала, а внизу -«географическая карта» - он же рубрикатор. Здесь вы встретите: • звездные острова (интервью со звездами);
• океан новостей и подрубрики 1) новости территориальных вод (российские) и 2) «принесенное течением» (мировые новости);
• кинематографические горы (новинки киноиндустрии);
• форватер и айсберги кинематографа (рецензии, критические статьи и т.д.);
• туристические заметки (страница обратной связи с читателями: письма, рецензии, сценарии, детские комиксы и мн. др.);
• Арктика с Антарктикой (описываются важные вехи кинематографа, старые фильмы, угасшие звезды киноэкрана и т.д.);
• во саду ли, в огороде. (кроссворды, творческие задания);
• джунгли: путь к себе (программа телепередач).
Важным достижением и положительным моментом мы считаем то, что интервью, рецензии и др. брались старшеклассниками не из широко распространенных киножурналов, а из малотиражных, но более «серьезных» изданий, таких как «Культура», «СК-Новости», «Искусство кино», рассчитанных на более подготовленного, развитого, интеллектуально продвинутого читателя. Данные издания, как верно подметили ученики, не рассчитаны на коммерческий успех, а ставят своими целями развитие медиакультуры своих подписчиков. Но с другой стороны, для придания журналу более презентабельного вида, взятые из серьезных источников статьи «обросли» цветными фото, благодаря журналам «Кино/ТВ-парк», «7 дней», «Премьер» и т.д. Правда, количество их заметно сократилось на страницах «Планеты «КФ». Ученики объяснили, что большое количество фотографий будет мешать внимательно воспринимать текст в пользу обычного рассматривания «ярких картинок». Необходимо отметить это как важный факт понимания психологии аудитории.
Таким образом, изданный старшеклассниками киножурнал стал, по мнению самих создателей, тем источником кинопрессы, который им хотелось бы видеть и читать.
Следовательно, можно сказать, что занятие по созданию киножурнала прошло в целом со знаком плюс. Оно помогло старшеклассникам овладеть креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм. На разных этапах работы над киножурналом, мы использовали элементы:
- литературно-имитационных творческих заданий (например, создание рецензии к кинофильму «Брат»);
- театрально-ситуативных заданий (процесс подготовки и «верстки» киножурнала);
- изобразительно-имитационных заданий (создание и оформление названия журнала о кино, добавление в интервью, взятых из серьезных
медиаисточников) ярких, красочных фотографий для придания «товарного» вида создаваемому киножурналу.
Выводы. Моменты, на которых хотелось бы остановиться при анализе данного занятия идентичны разбору написания сочинений. Разница наблюдается только в первом пункте, где рассматриваются результаты итогового исследования в соответствии с показателями развития медиакультуры аудитории.
Занятие по созданию киножурнала как нельзя лучше иллюстрирует качественные изменения, наблюдаемые у данной аудитории относительно медиакультуры. Каждый из показателей развития аудитории в области медиакультуры нашел свое отражение в ходе выполнения данного задания:
- контактный - умение определить старшеклассниками периодичность киноиздания, его тематическую принадлежность и т.д.;
- мотивационный - прежде всего, выразился в определении типа создаваемой кинопрессы, в содержательном компоненте медиатекстов, помещенных в журнал;
- понятийный - проявил себя в полной мере в виде теоретических знаний, нашедших отражение в ходе создания киножурнала, а также в практических умениях, полученных в результате предыдущей деятельности;
- оценочный - понимание и оценка авторской позиции в выбранных для журнала медиатекстах, оптимальное соотношение эмоциональных и понятийных суждений при работе над изданием и т.д.;
- креативный - проявился как относительно высокоразвитый (оценка для группы в целом). Как основное задание - создание киножурнала, так и множество мелкой, но важной работы, потребовало от старшеклассников активного включения творческого мышления в деятельностный процесс.
Отметим, что при выполнении данного задания соблюдалась «возрастающая» расстановка показателей развития аудитории в области медиакультуры: контактный, мотивационный, понятийный, оценочный, креативный. От других занятий, которые также включали ознакомление с 6 ключевыми понятиями медиаобразования, создание киножурнала отличает «завершенность». То есть в отличие, например, от разработки концепции какой-либо передачи или написания сценарных схем, здесь наблюдается выполнение полного цикла работ (от определения названия до верстки). При этом ролевое распределение обязанностей «приближает» задание к реальной жизни.
Данное занятие, на наш взгляд, является важным завершающим звеном в цепи медиаобразовательных занятий на материале кинопрессы. Именно здесь соединяются все теоретические и практические знания как имеющиеся, так и приобретенные в результате деятельности на медийном материале. Работа по созданию киножурнала отражает знания,
относящиеся к ключевым понятиям медиаобразования, а активизация творческого мышления помогает преобразовать их в практическую работу.
Важным моментом выполнения данного занятия представляется тот факт, что оно позволяет старшеклассникам оценивать медиатексты как с точки зрения аудитории, так и агентства. Соотнесение задач издателей и тех, кому данный журнал адресован, - необходимое условие выпуска кинопрессы. Данное занятие подразумевает детальное ознакомление и работу с технологиями медиа. Таким образом, знания (теоретического и практического плана), полученные старшеклассниками в процессе предыдущей деятельности, находят свое применение при создании журнала. Понятия «категория» и «репрезентация» также находят отражение при выборе тематических предпочтений, жанров, концептуальной основы и пр., репрезентация - оформление обложки, выбор шрифта и т.д. К сожалению, по причинам, упоминавшимся выше, старшеклассниками было использовано малое количество собственных статей. Но с другой стороны, это дало нам возможность проследить видимые изменения в предпочтениях старшеклассников (от развлекательно-информационной прессы («7 Дней», «Антенна» и т.д.) к информационно-аналитическим, теоретическим изданиям «Искусство кино», «СК-Новости», «Киносценарии» и т.д.).
Наличие полезной информации (теоретические знания и практическая деятельность) относительно шести ключевых понятий медиаобразования позволяет говорить об очевидном изменении темпа развития несовершеннолетней аудитории в области медиакультуры, что подтверждают результаты итогового исследования.
Проведение данного занятия отвечало целям выбранной нами в качестве концептуальной основы синтеза эстетической, культурологической теорий медиаобразования и теории развития критического мышления:
- «помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра информации, развить эстетическое воспитание и вкус, способности к квалифицированному анализу медиатекстов» [Федоров, 2001, с.29]. Создание собственного киножурнала основано на законах, по которым развивается вся медиакультура. Творческая деятельность базируется на активной работе всех показателей развития медиаграмотности/медиакультуры аудитории. Таким образом, неоспоримым условием выполнения данного задания являются как мыслительные процессы (понятийный, оценочный показатели), так и развитость мотивационного показателя. При создании киножурнала было достигнуто одновременное развитие всех показателей медиаграмотности аудитории, что, на наш взгляд, отвечает целям культурологической и эстетической теорий медиаобразования;
- «защитить учащихся от манипулятивного влияния медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества» [Федоров, 2001, с.25]. Создание собственных медиатекстов помогает понять медийную технологию и репрезентацию, пополняя знания учащихся в данной области. Владение информацией, терминологией медиа старшеклассниками ведет к уменьшению манипулятивного влияния на них СМИ, так как идет понимание процесса «изнутри», то есть в непривычной для учеников роли участников «агентства медиа». Итак, данное задание помогает им определиться (критически осмысливая информацию) в своих предпочтениях среди киноизданий в соответствии с потребностями (о качественных изменениях которых упоминались выше). Таким образом, можно говорить, что создание киножурнала способствует развитию критического мышления.
Неожиданные моменты: плюсы и минусы проведенных занятий. Попытка избежать каких-либо ограничений в процессе медиаобразовательных занятий столкнула нас с проблемой нехватки времени. Этому способствовала очень высокая активность старшеклассников, каждый из которых проявлял инициативу и, непременно, хотел быть услышанным. Ограничивать их презентации творческих заданий мы не то что не могли, а просто не имели права. Ведь именно это было нашей целью: помощь в развитии активной позиции, а также стремление к творчеству в области медиа.
Но эта проблема оказалась решенной самими старшеклассниками. В принципе, наши занятия (в отличие от традиционного урока) не предусматривали строгого временного режима, но определенные лимиты времени мы, конечно, закладывали (в пределах 1,5 часов).
Поэтому, по истечению данного промежутка времени, мы сообщали участникам, что данное занятие подошло к концу и имеется два варианта дальнейших действий: 1) закончить занятие, а все незавершенное доделать при следующей встрече; 2) продолжить занятие. Отметим, что оба анализируемых занятия прошли по второму варианту, и нам не удалось соблюсти предполагавшиеся сначала временные рамки. Это, по-нашему мнению, является недостатком, но есть и «смягчающие обстоятельства»:
- данные занятия в своей основе имеют внеурочную форму. Они организованы по типу кружковой работы, где время не является главным показателем для завершения работы. В качестве такого критерия мы использовали интерес учащихся к теме занятия, их активность;
- продолжение работы сверх нормы было санкционировано самими участниками.
Также необходимо отметить, что из-за ограниченного количества времени, нам пришлось исключить из теоретической части медиаобразовательных занятий темы, связанные с историей медиакультуры. Данное «упущение» не позволит учащимся полноценно
анализировать и прогнозировать тенденции и пути развития медиа. Поэтому, медиаобразовательные занятия, имеющие большее количество времени должны, по нашему мнению, обязательно включать исторический аспект развития медиа.
Примечания
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов:
Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2000. - 352 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 91 с.