УДК 070.1 ББК 76.03
DOI: 10.31862/1819-463X-2024-1-48-58
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (на примере проектов Радио Пульс МПГУ)
Е. С. Зубаркина, Ю. А. Мискевич
Аннотация. Статья посвящена исследованию медиаобразовательных инструментов развития эстетических ценностей у молодого поколения посредством продуктов аудиокультуры. В эпоху цифровизации стремительно трансформируется структура медиапотребления подростков и молодежи. Вопрос формирования и поддержания высокого культурного уровня пользователей на сегодняшний день стоит особенно остро. Позитивная альтернатива циркулирующему в медиасреде деструктивному контенту может быть создана не только усилиями журналистских редакций, но и в рамках современных медиаобразовательных практик. Эмпирической базой статьи послужили радиопроекты, созданные независимыми редакциями - в частности, студенческой радиостанцией Московского педагогического государственного университета «Радио Пульс МПГУ». Особое внимание уделяется рассмотрению технологии создания художественно-драматургических аудиоциклов, а также их эстетической и социальной значимости.
Ключевые слова: радио, современные медиа, медиаобразование, радиоспектакль, эстетика, ценности, радиотеатр.
Для цитирования: Зубаркина Е. С., Мискевич Ю. А. Медиаобразовательные стратегии
эстетического развития личности (на примере проектов Радио Пульс МПГУ) // Наука
и школа. 2024. № 1. С. 48-58. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-1-48-58.
© Зубаркина Е. С., Мискевич Ю. А., 2024
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
MEDIA EDUCATIONAL STRATEGIES
FOR A PERSONALITY AESTHETIC DEVELOPMENT
(using the example of the Radio Pulse of Moscow Pedagogical
State University Projects)
E. S. Zubarkina, Y. A. Miskevich
Abstract. The article is devoted to the study of media educational tools for the development of aesthetic values among the younger generation through products of audio culture. In the era of digitalization, the structure of media consumption of adolescents and young people is rapidly transforming. The issue of forming and maintaining a high cultural level of users is particularly acute today. A positive alternative to destructive content circulating in the media environment can be created not only through the efforts of journalistic editors, but also within the framework of modern media educational practices. The empirical basis of the article was radio projects created by independent editorial offices - in particular, the student radio station of Moscow Pedagogical State University Radio Pulse MPGU. Particular attention is paid to the consideration of the technology for creating artistic and dramatic audio cycles, as well as their aesthetic and social significance.
Keywords: radio, modern media, media education, radio performance, aesthetics, values, radio theater.
Cite as: Zubarkina E. S., Miskevich Yu. A. Media educational strategies for a personality aesthetic development (using the example of the Radio Pulse of Moscow Pedagogical State University projects). Nauka i shkola. 2024, No. 1, pp. 48-58. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-1-48-58.
В условиях цифровизации, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий произошли серьезные преобразования в сфере медиа-потребления. Наиболее показательными эти изменения стали для самых активных пользователей - подростков. На фоне растущего спроса на интернет-контент в среде несовершеннолетних остро встал вопрос о степени его воздействия на аудиторию и его роли в формировании эстетических ценностей.
Само понятие «эстетика» трактуется как «теория чувственного восприятия» [1]. Немецкий философ А. Г. Баумгартен еще в 1735 г. в работе «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» утвердился в мысли, что поэтика, говорящая об общих принципах чувственного познания мира, есть не что иное, как эстетика [2]. Для Баумгартена эстетика - одновременно и психология, наука, искусство, философия вкуса, и сфера чувственного мышления [3]. Помимо этого, философ ввел в научный оборот не только понятие «эстетика», но и представление об «эстетическом». Автор выделяет «эстетическое» как самостоятельную категорию, охватывающую эстетический субъективизм личности к миру в целом [4]. В свою очередь, швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896) выявил отличия между объективной и субъективной стороной ценности - между сущностью эстетической ценности и ее проявлением [5]. Определяя специфику ценностей в искусстве, Баумгартен установил примат чувствительного над разумным. Позже к этому пониманию пришел
И. Кант. Он описывает восприятие эстетической ценности как явление безмездное, то есть безотносительно от интереса к ценности эстетики, так как осмысление обусловлено гедонистическим опытом [6].
На современном этапе ученые продолжают исследовать различные категории ценностей. Так, например, Б. С. Ерасов выделяет ценности красоты (или, напротив, эстетику безобразного), эстетический идеал, гармонию, стиль, следование традициям или новизну, эклектику, культурную самобытность [7].
Безусловно, большую роль в формировании эстетических ценностей у подростковой аудитории сегодня играет медиаконтент. Результаты исследований медиапотре-бления среди несовершеннолетних россиян говорят о том, что почти четверть (23%) из них проводят в Интернете более семи часов каждый день, при этом 80% - более трех часов ежедневно1. Чуть менее половины их них, а именно 43%, чаще всего посещают сайты категории «аудио и видео»2.
Многие современные исследователи сходятся во мнении, что несовершеннолетние пользователи не защищены от циркулирующего в медиаполе деструктивного контента и обращают внимание на то, что подросткам необходим навык критического анализа продуктов медиакультуры [8]. М. Друкер заключает, что несоблюдение норм этики, нарушение ряда законов, пропаганда антиценностей влекут за собой необратимые последствия для подрастающего поколения [9]. При этом специалисты называют наиболее действенным способом нейтрализации негативного влияния цифровой среды - создание положительной альтернативы, например, мультимедийных проектов, формирующих ценностные ориентиры подростков.
Сложно отрицать тот факт, что практическая деятельность некоторых современных СМИ и независимых журналистов направлена на эстетическое развитие личности. Созданные ими проекты ориентированы на восполнение культурного дефицита в обществе, формирование общечеловеческих идеалов и ориентиров, ценностных установок и эстетической культуры. Все это в совокупности нужно для того, чтобы аудитория смогла творчески самореализовываться, транслировать гуманистический принцип в коммуникации, бережно относиться к культурному наследию и вносить свой вклад в его сохранение.
В то же время такого рода контент сегодня производится внутри образовательных институтов (например, в рамках медиаобразовательных проектов). Ряд исследователей, среди них И. В. Челышева и И. А. Козаченко-Габрава, считают, что именно за счет выявления наиболее перспективных медиаобразовательных стратегий возможно совершенствовать творческий потенциал подрастающего поколения [8, с. 262]. А конечной целью медиаобразования ученые склонны называть формирование медиакультуры личности (способность осмысленно усваивать медийное содержание, декодировать медиатексты с целью оценки транслируемых ими культурных ценностей, использовать в социальной практике знаний и умений, полученных в процессе анализа или создания медиапродукта). Еще одна цель применения медиаобразовательных стратегий - развивать уровень оценки и эстетического восприятия медиатекстов.
Этап создания собственного медиапродукта интегрирован практически в любую реализуемую сегодня медиаобразовательную модель. Среди наиболее популярных видов производимых медиатекстов - видеорепортажи, новостные тексты в соци-
1 Исследование: большинство подростков в России пользуются интернетом, чтобы подтянуть учебу // РИА Новости. 2022. URL: https://goo.su/P3mlyw (дата обращения: 01.06.2023).
2 Дети в интернете - 2022 // Kaspersiy Daily. 2022. URL: https://goo.su/YUXFP8 (дата обращения: 01.06.2023).
альных сетях, подкасты. В нашей статье мы фокусируем внимание на материалах, представленных в жанре аудиоспектакля, который относится к литературно-драматическому направлению радиовещания и процесс создания которого может послужить основой медиаобразовательной практики.
Радиодраматургия в контексте эстетического воспитания
В целом продукты аудиокультуры, ориентированные на детей и подростков, сегодня занимают отдельную нишу в медиаполе. К ним относятся в том числе радиопрограммы и набирающие популярность подкасты журналистских редакций: к примеру, «Радио ВЕРА» создает образовательный проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем»3 в жанре радиотеатра, радио «Маяк» выпускает подкаст «#взрослыедети»4 и т. д.
В формировании эстетических ценностей особенно значима роль литературно-драматических проектов, в частности радиоспектаклей или аудиоспектаклей (эти понятия синонимичны). Это отмечают и многие исследователи в области теории медиа, подчеркивая широкие возможности радиодраматургии в формировании личности. Так, П. Претро и С. Самолетов полагают, что жанр радиоспектакля необходим для гармоничного воспитания детей и молодежи [10]. Не отвлекая внимание от других занятий, радиопостановка способна вовлечь в сюжет, сформировать важнейшие качества - умение слушать и слышать, а также развить воображение, поспособствовать улучшению памяти.
Исследователь П. Ковалева подчеркивает способность радиодраматургического произведения пробуждать слушательскую фантазию и рассуждения: «Одним из наиболее значимых условий восприятия радиоспектакля является камерность его прослушивания. Только при этом артефакт достигает своей конечной цели -"достучаться" до слушателя, подключить его фантазию, заставить задуматься о серьезных вопросах, подтолкнуть к поиску ответов» [11]. Об этом же говорила первый радиорежиссер Роза Иоффе в середине прошлого века, делая акцент на значимости радиоспектакля в творческом воспитании юной аудитории: «Отсутствие зримого образа развивает творческую фантазию и воображение ребенка в большей степени, чем телеэкран или театральная сцена с декорациями. Ребенок, как никто другой, умеет дорисовывать невидимые картины, когда слышит вой вьюги или бой барабанов» [12].
В России жанр радиоспектакля зародился около 100 лет назад. Датой появления отечественного радиотеатра исследователи считают 25 декабря 1925 г. -в столетие со дня восстания декабристов в эфир радиостанции имени Коминтерна вышел радиоспектакль «Вечер у Марии Волконской». Позже, в 1930-х гг., в качестве режиссеров детских радиоспектаклей дебютировали О. Н. Абдулов и упомянутая ранее Р. М. Иоффе. Роза Иоффе была реформатором в области радиорежиссуры. Она первой использовала инновационные по тем временам технологии записи голоса (физически ускоряя или замедляя магнитную ленту), работала с лучшими советскими актерами. Музыкальный редактор О. М. Трацевская вспоминала: «Одной из наших совместных работ с Розой Марковной был выпущенный в 1961 году радиоспектакль "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. После его премьеры редакция получила тысячи восторженных
3 Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем // Яндекс Музыка. 2023. URL: https://goo.su/U4N8 (дата обращения: 25.04.2023).
4 #взрослыедети // Яндекс Музыка. 2023. URL: https://goo.su/NePHzO (дата обращения: 26.04.2023).
откликов. Роза Марковна решила, что всю передачу будут исполнять два актера: М. Бабанова и А. Консовский. Мария Ивановна Бабанова играла две роли -Маленького принца и Розы, а Консовский - семь ролей. И каждый персонаж имел свою музыкальную характеристику»5. Сама Р. М. Иоффе отмечала: «Используя богатую технику записи, актер и режиссер могут создать целые спектакли со многими действующими лицами. Когда слушаешь такой спектакль - то получается полное впечатление, будто играют многие и разные актеры. И сыграть такой спектакль можно только на радио»6. Радиорежиссер была одним из первых советских авторов научных публикаций, посвященных радиодраматургии. Ее статья «Слушая - видеть» содержала рекомендации по созданию литературно-драматического произведения на радио, отражала этические и теоретические аспекты данного процесса [13].
В условиях современной российской медиареальности радиоспектакль стал непопулярным жанром. Исследователь Е. А. Болотова утверждает, что из-за коммерциализации рынка стало понятно, что радиотеатр - вещь нерентабельная, способов его монетизации придумать не удалось: «Поэтому полноценную запись проектов подобного рода могут позволить себе только государственные радиостанции»7. Однако анализ продуктов современного радиорынка показывает, что и государственные станции отказываются от работы в сфере создания радиоспектаклей. В целом примеры подобных проектов единичны как в коммерческом, так и государственном вещании. Так, в сегменте вещания для детей аудиоспек-такли создает команда «Детского Радио» (к примеру, цикл передач «Каникулы Лягушки-Путешественницы»8 или «Хрум, или Сказочный детектив»9); Радио КНИГА не производит собственных, но транслирует записи радиоспектаклей советского периода, как и Радио России - в его эфире звучат старые радиопостановки по К. Симонову, А. Островскому, У. Шекспиру и др.
Аудиоспектакли Радио Пульс МПГУ как медиаобразовательный кейс
Обратим внимание, что большая часть современных аудиоспектаклей производится именно самостоятельными редакциями, не интегрированными в радиовещательные компании и холдинги. В частности, на регулярной основе такие проекты реализуются коллективом студенческой радиостанции Московского педагогического государственного университета «Радио Пульс МПГУ» (площадка работает на базе Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования (ИЖКМ)). За последние три года редакция выпустила шесть тематических радиоспектаклей для детей, подростков и молодежи. Все они направленны на сохранение отечественных традиций художественного вещания и объединены идеей продвижения традиционных культурных ценностей.
Одна из главных задач аудиоконтента - сохранение исторической памяти. Авторы радиоспектаклей «Радио Пульс МПГУ» решают ее комплексно.
5 Трацевская О. Воспоминания о Розе Иоффе (Виктория Иванова, Якушенко, Маленький Принц, ч. 2) // Старое Радио. 2023. URL: https://goo.su/96C2p (дата обращения: 06.05.2023).
6 Ольга Трацевская. О творчестве Розы Иоффе // YouTube. 2022. URL: https://goo.su/IlSEYu (дата обращения: 06.05.2023).
7 Радиотеатр вчера, сегодня, завтра. 2018. URL: https://goo.su/nUZs (дата обращения: 07.05.2023).
8 Каникулы Лягушки-Путешественницы // Яндекс Музыка. 2023. URL: https://goo.su/UwUU9wr (дата обращения: 28.04.2023).
9 Хрум, или Сказочный детектив // Яндекс Музыка. 2023. URL: https://goo.su/JPMWY (дата обращения: 28.04.2023).
Прежде всего, выход всех литературно-драматических проектов приурочен к памятным датам: к 200-летию со дня рождения поэта А. А. Фета (цикл программ «Ждите отФета» (2020))10, к 200-летию писателей Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского («200 х 200: Некрасов и Достоевский» (2021))11, к 150-летию прозаика К. Г. Паустовского («Доктор Пауст. Радиоповесть о жизни» (2022))12. Тем самым редакция дает понять своей аудитории, что эти и другие личности внесли серьезный вклад в отечественную культуру.
Отметим, что сценарии построены на исторических фактах, реальных эпизодах биографии героев. С этой целью при создании проектов использовались подлинные документы и аудиоархивы (к примеру, эпизод с объявлением Первой мировой войны в радиоспектакле «Сергей Рахманинов: Я думаю о России» основан на архивных свидетельствах (2023, серия 9))13. К другим источникам информации относятся биографические труды, воспоминания, письма, а также сведения, полученные в процессе интервью с экспертами (например, информацию от сотрудников ЦДЛ о концерте Марлен Дитрих в московском Центральном Доме литераторов 1964 года, который посетил Константин Паустовский).
Кроме того, все герои постановок - реальные персонажи. Среди них - А. Г. Достоевская (Сниткина), В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, А. К. Рожновский и другие. Стремление авторов сценариев к отражению достоверной информации, изложению хода событий, в подлинности которых у экспертов нет сомнений, продиктовано мотивом дать проверенные исторические знания, которые впоследствии каждый слушатель может уверенно применять и транслировать.
Помимо этого, радиоспектакли являются способом адаптации объемного исторического материала, который отражен в произведении, с динамичным повествованием, различными сюжетными поворотами. Авторы дают трактовку сложных исторических и политических процессов посредством переживаний героев, их рефлексии; геополитические и социальные проблемы раскрываются через личную драму персонажей.
В частности, в радиоспектакле «200 х 200: Некрасов и Достоевский» философские рассуждения писателей о времени и политике происходят во время рыбалки литераторов. В проекте «Доктор Пауст. Радиоповесть о жизни» образ Паустовского создается вне хрестоматийного подхода: писатель предстает не только как автор «Телеграммы», «Колхиды», но и как «однокашник» Михаила Булгакова, санитар тылового военно-санитарного поезда, человек, спасший жизнь женщины. В работе «Сергей Рахманинов: Я думаю о России» композитор «балагурит» с Федором Шаляпиным и Александром Скрябиным, а название проекта «Ждите отФета. Интересные факты из жизни поэта за гранью хрестоматии» само по себе отражает замысел «открыть» для аудитории незнакомого Фета. Поэтому, с одной стороны, образ поэта - личность выдающаяся, поэтический гений (что традиционно подчеркивается в школьной программе по литературе), с другой - неидеализированный персонаж с несовершенным характером, неоднозначными поступками.
Реализуя задачу по сохранению исторической памяти, авторы создают образы прошлого с помощью лексики, характерной для времени повествования («По селам
10 Ждите отФета // ВКонтакте. 2020. URL: https://goo.su/78JtxNG (дата обращения: 28.04.2023).
11 200x200: Некрасов и Достоевский // ВКонтакте. 2021. URL: https://goo.su/df2aMaz (дата обращения: 28.04.2023).
12 Доктор Пауст. Радиоповесть о жизни // ВКонтакте. 2022. URL: https://goo.su/nh8c (дата обращения: 28.04.2023).
13 Сергей Рахманинов: Я думаю о России. Серия 9 // ВКонтакте. 2023. URL: https://goo.su/9mpgB (дата обращения: 28.04.2023).
звонили колокола, над полями вдоль большака повисли облака пыли. Сплошной лавой катились обозы с запасными на призывные пункты. На стоверстном пути до города Рахманинов обгонял их непрестанно. Вслед неслись пьяный гогот, свист, улюлюкание, визг гармоники, летели шапки и забористая ругань // Высочайше повелено привести армию и флот на военное положение и для сего призвать чинов запаса и поставить лошадей согласно мобилизационному расписанию14 // Особенно любили мы затопленную Слободку с ее трактирами и чайными на сваях15»).
Хронотоп радиопроизведения и органичность исторических персонажей достигается с помощью многообразия литературных тропов, а также других средств художественной выразительности. В частности, в цикле программ «Ждите отФета» (2020) сценаристы переработали произведения эпистолярного жанра (переписки с Я. П. Полонским, В. П. Боткиным), воспоминания и создали на их основе авторский сценарий без потери языкового колорита XIX в. В то же время ориентированность на молодую аудиторию проявляется как в ироничном подходе к названию серий спектаклей («Грибы и Гоголи»16, «Котлетный курьез»17, «Диез! Диез! Диез!»18), так и в экспериментах с формой. Например, в радиоспектакле к юбилею А. Островского «На всех кофеманов довольно историй» (2023)19 в действие привнесены элементы фэнтезийного: события разворачиваются в «литературном кафе на краю обозримой Вселенной», где собираются писатели, чтобы выпить кофе и «предаться воспоминаниям». Однако персонажи - А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. А. Бурдин, Л. П. Косицкая -прописаны в соответствии с их реальными биографиями.
Одно из направлений эстетического воспитания подрастающего поколения -его приобщение к музыкальному искусству, которое позволяет личности постигать собственный внутренний мир, учиться «достраивать» реальность за счет развития фантазии и воображения. Особая эстетическая ценность литературно-драматургического радиопроизведения заключается в его музыкально-шумовом сопровождении. Несмотря на существующую сегодня объемную библиотеку шумов, авторы проектов «Радио Пульс МПГУ» зачастую отдавали предпочтение самостоятельно созданным звуковым элементам для каждого спектакля (к примеру, звуки бьющихся колб в проекте «Доктор Пауст. Радиоповесть о жизни» были записаны в химической лаборатории, а стук каблуков по асфальту девушки-журналиста в радиосериале о польском педагоге Януше Корчаке20 воссоздавался в естественных условиях городской улицы, благодаря чему звуковая палитра эпизода получилась довольно широкой и более точно соответствовала предложенным слушателю обстоятельствам времени и действия).
Подбор музыкальных произведений для оформления радиоспектакля - один из самых сложных и затратных по времени процессов, требующих как минимум базового музыкального образования редакторов и звукорежиссеров. В ходе соз-
14 Сергей Рахманинов: Я думаю о России. Серия 9 // ВКонтакте. 2023. URL: https://goo.su/9mpgB (дата обращения: 28.04.2023).
15 Доктор Пауст. Радиоповесть о жизни. Серия 2 // ВКонтакте. 2022. URL: https://goo.su/nh8c (дата обращения: 28.04.2023).
16 200x200: Некрасов и Достоевский Серия 1 // ВКонтакте. 2021. URL: https://goo.su/df2aMaz (дата обращения: 28.04.2023).
17 Ждите отФета. Серия 6 // ВКонтакте. 2020. URL: https://goo.su/78JtxNG (дата обращения 28.04.2023).
18 Сергей Рахманинов: Я думаю о России. Серия 2 // ВКонтакте. 2023. URL: https://goo.su/9mpgB (дата обращения: 28.04.2023).
19 На всех кофеманов довольно историй // ВКонтакте. 2023. URL: https://goo.su/FDoQ (дата обращения: 28.04.2023).
20 Праздник, который пока с тобой // ВКонтакте. 2022. URL: https://goo.su/m9W6N (дата обращения: 28.04.2023).
дания проектов участники команды регулярно консультировались со специалистами в области теории и истории музыки, с целью найти наиболее подходящую партитуру. В совокупности во всех спектаклях редакция обращается как к отечественному, так и мировому культурному наследию. Например, на протяжении радиоспектакля «Сергей Рахманинов: Я думаю о России» звучат фрагменты пианистических и оркестровых произведений С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, а также вокальные номера - так, во второй серии используется фрагмент романса Франца Шуберта, который по сюжету исполняет гувернантка мадмуазель Дефер в доме пианиста. Для звукового оформления некоторых сцен с фортепианными уроками маленького Рахманинова авторами самостоятельно проигрывались и записывались необходимые произведения. По сюжету герой учит несколько тактов, допуская множество ошибок, поэтому интеграция заимствованных записей в эти эпизоды, даже с искусственно созданными паузами при монтаже, могла нарушить замысел.
Современные исследователи в области педагогики, как и их советские предшественники, подчеркивают, что классическая музыка способствует гармонизации эмоционального состояния подростков подростков [14]. Однако практику заимствования классических произведений в современных аудиоспектаклях можно назвать весьма скудной. Например, в проектах «Детского радио» («Французский для детей», «Утро с Веснушкой и Кипятошей») классические произведения не используются, а звуковое сопровождение создается звукорежиссерами в РДШ-программах (секвенсорах).
Как мы уже упоминали выше, радиоспектакли в современном медиапространстве служат способом борьбы с агрессивной информационной средой, с которой часто сталкиваются подростки и молодежь. Радиоспектакль - это пример отфильтрованного, «экологичного» просветительского контента. Текст априори направлен на формирование у слушателя высоких нравственных идеалов и патриотических настроений, способствует гармонизации личности. В сценариях не допускается обсценная лексика, а редактурой текстов занимаются преподаватели университета с филологическим образованием.
На примере радиоциклов, вошедших в эмпирическую базу, можно сделать вывод об образовательных и медиаобразовательных возможностях подобных проектов. Так, к записи спектаклей о Януше Корчаке, Паустовском, Рахманинове авторами привлекались учащиеся московских школ (младших и средних классов) и лицеев, студенты, а также преподаватели университета. Совместная деятельность учеников и педагогов, их сотрудничество становится уникальной возможностью обмена опытом, трансляции этических и моральных норм в свободной, внеучебной среде.
Кроме того, все аудиоспектакли «Радио Пульс МПГУ» стали эмпирическим материалом для мастер-классов, лекций и тренингов, организованных в московских и региональных школах России. В частности, на примере этих проектов авторы обучали учеников медиаклассов и участников программы «Медиавертикаль» создавать просветительские радиопроизведения (мастер-классы «Хлеб и зрелище в звуке: как создать интересный радиопроект»21, «Культурный код в подкастах»22, «Как создается радийная программа?»23).
21 Студенты МПГУ делятся знаниями на межрегиональных медиаканикулах // МПГУ. 2023. URL: https:// goo.su/mGa84 (дата обращения: 01.07.2023).
22 В МПГУ стартовала вторая смена «Медиаканикул» // МПГУ. 2023. URL: https://goo.su/D6WXVx (дата обращения: 01.07.2023).
23 Как создается радийная программа? // МПГУ. 2023. URL: https://goo.su/bVXh (дата обращения: 01.07.2023).
Сегодня радиоспектакли команды ИЖКМ МПГУ публикуются в группе «Радио Пульс МПГУ» во «ВКонтакте» и на других площадках. В частности, проект «Сергей Рахманинов: Я думаю о России» опубликован на стриминговых сервисах Apple Pod-casts и Castbox, а цикл «На всех кофеманов довольно историй» - на платформе «Яндекс.Музыка». Кроме того, анонсы радиоспектаклей публикует Минпросвещения РФ на страницах своих соцсетей24. В среднем проекты набирают до 35 тыс. просмотров. Более того, именно радиоспектакли команды МПГУ занимали лидирующие места во Всероссийском конкурсе образовательной журналистики «ПРО Образование»25, конкурсе студенческих медиапроектов «Университи»26, конкуре социальной журналистики «Герои пера»27 и других.
Итак, форма организации современного медиарынка не позволяет радиоредакциям активно продолжать традиции советских вещателей и производить аудиоспектак-ли на регулярной основе с привлечением профессионального актерского состава, композиторов, оркестров. Тем не менее в этих условиях жанр существует за счет независимых редакций, подкастеров. Он трансформируется, приобретает новые черты, и, возможно, именно сегодня обращение к нему становится более значимым в контексте эстетического развития подростков и молодежи, в том числе в рамках медиаобразовательных практик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 128-129.
2. Baumgarten A. G. Meditations philosophies de nonnullis ad poema pertinentibus [Philosophical Meditations on Some Matters Pertaining to Poetry]. Halae Magdeburgicae: Litteris Ioannis Henrici Grunerti, acad. typogr., 1735. (In Latin)
3. Прозерский В. В. Обретение эстетики как философской науки в творчестве Александра Готтлиба Баумгартена // Terra Aestheticae. 2018. № 1. С. 36.
4. Баумгартен А. Г. Эстетика. История эстетики // Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. С. 452.
5. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил. Prolegomena к критике чистого опыта / пер. с нем.; под ред. М. М. Филиппова. 2-е изд., стере-от. М.: КомКнига 2007. 56 с.
6. Мавлянова Т. Б. Понятие эстетической ценности в литературоведении и философии // Социология. 2019. № 5. С. 73-76.
7. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для вузов: в 2 ч. М.: Аспект-Пресс, 1994. Ч. 1, 2.
8. Челышева И. В., Козаченко-Габрава И. А. Современные медиаобразовательные стратегии в России: развитие медиакомпетентности и медиабезопасность подрастающего поколения // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2013. № 22 (313). С. 260-266.
9. Друкер М. М. Создание положительного контента социальных медиа как инструмент формирования ценностных ориентиров современных подростков // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2020. Т. 2, № 2. С. 145-151.
24 Уникальный радиоспектакль к юбилею Сергея Рахманинова представили студенты и преподаватели Радио Пульс // ВКонтакте. 2022. URL: https://goo.su/qWFh (дата обращения: 01.07.2023).
25 Информация о лауреатах и победителях Конкурса 2022 года // ПРО Образование. 2022. URL: https:// goo.su/tHw3 (дата обращения: 01.07.2023).
26 Победители конкурса «Университи - 2023» // Университи. 2023. URL: https://goo.su/qRO3Q (дата обращения: 01.07.2023).
27 Победители конкурса «Герои пера» 2022 года // Героям быть. 2022. URL: https://goo.su/HLQPGb3 (дата обращения: 01.07.2023).
10. Претро П. И., Самолётов С. А. Роль радиотеатра в современном воспитании на примере программ «Радио России» и «Детского радио» // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 8. С. 204-207.
11. Ковалева П. П. Специфика драматического текста в радиопьесе (на примере произведения А. Мишарина «Пять разговоров с сыном») // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2011. № 13. С. 103-107.
12. Новиков К. Ю. Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.
13. Шерель А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М., 2004.
14. Матвеева Л. В. Приобщение подростков к классической музыке в школьном образовательном процессе // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 84-90.
REFERENCES
1. Kant I. Kritika chistogo razuma. Kant I. Works. In 6 vols. Moscow, 1964. Vol. 3, pp. 128-129.
2. Baumgarten A. G. Meditations philosophies de nonnullis ad poema pertinentibus [Philosophical Meditations on Some Matters Pertaining to Poetry]. Halae Magdeburgicae: Litteris Ioannis Henrici Grunerti, acad. typogr., 1735. (In Latin)
3. Prozerskiy V. V. Obretenie estetiki kak filosofskoy nauki v tvorchestve Aleksandra Gottliba Baumgartena. Terra Aestheticae. 2018, No. 1, p. 36.
4. Baumgarten A. G. Estetika. Istoriya estetiki. In: Pamyatniki mirovoy esteticheskoy mysli. In 5 vols. Vol. 2. Moscow: Iskusstvo, 1964. P. 452. (In Russian)
5. Avenarius R. Filosofiya kak myshlenie o mire soglasno printsipu naimenshey mery sil. Prolegomena k kritike chistogo opyta. Transl. from German; ed. by M. M. Filippova. Moscow: KomKniga 2007. 56 p. (In Russian)
6. Mavlyanova T. B. Ponyatie esteticheskoy tsennosti v literaturovedenii i filosofii. Sotsiologiya. 2019, No. 5, pp. 73-76.
7. Erasov B. S. Sotsialnaya kulturologiya: posobie dlya vuzov. In 2 vols. Moscow: Aspekt-Press, 1994. Vol. 1, 2.
8. Chelysheva I. V., Kozachenko-Gabrava I. A. Sovremennye mediaobrazovatelnye strategii v Rossii: razvitie mediakompetentnosti i mediabezopasnost podrastayushchego pokoleniya. Vestn. Chelyabinskogo gos. un-ta. 2013, No. 22 (313), pp. 260-266.
9. Druker M. M. Sozdanie polozhitelnogo kontenta sotsialnykh media kak instrument formirovaniya tsennostnykh orientirov sovremennykh podrostkov. Vestn. Volzhskogo un-ta im. V. N. Tatishcheva. 2020, Vol. 2, No. 2, pp. 145-151.
10. Pretro P. I., Samoletov S. A. Rol radioteatra v sovremennom vospitanii na primere programm "Radio Rossii" i "Detskogo radio". Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2018, No. 8, pp. 204-207.
11. Kovaleva P. P. Spetsifika dramaticheskogo teksta v radiopyese (na primere proizvedeniya A. Misharina "Pyat razgovorov s synom"). Vestn. Yuzhno-Uralskogo gos. un-ta. Ser.: Lingvistika. 2011, No. 13, pp. 103-107.
12. Novikov K. Yu. Spetsifika obshcheniya i vospriyatiya v detsko-yunosheskom radiodiskurse. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Moscow, 2006.
13. Sherel A. A. Audiokultura XX veka. Istoriya, esteticheskie zakonomernosti, osobennosti vliyaniya na auditoriyu. Moscow, 2004.
14. Matveeva L. V. Priobshchenie podrostkov k klassicheskoy muzyke v shkolnom obrazovatelnom protsesse. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2019, No. 9, pp. 84-90.
Зубаркина Елена Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент, и.о. заведующего Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Zubarkina Elena S., PhD in Philology, Associate Professor, Acting Head, Journalism and Mediacommunications Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Мискевич Юлия Артуровна, студент 3-го курса Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Miskevich Yuliya A., Student, Year 3, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.09.2023 The article was received on 12.09.2023