А
Практика медиаобразования
Медиаобразование: «Журналистика для всех», «предметное» или
«профессионально-ориентированное»?
А.В. Онкович, доктор педагогических наук, професор, Институт высшего образования Национальной академии
педагогических наук Украины
Аннотация. Медиаобразование (media education) - деятельностный процесс развития и саморазвития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа). В одном случаем речь идет формировании информационной грамотности (ИГ), в другом - о медиаграмотности (МГ). Поскольку этот деятельностный процесс, как правило, проходит одновременно, в последнее время актуализировалось еще одно понятие - медийная и информационная грамотность (МИГ). Его некоторое исследователи рассматривают как зонтичный термин, объединяющий многие понятия, в состав которых входит лексема «грамотность». Термин «профессионально-ориентированное медиаобразование», который в образовательное пространство впервые ввели украинские исследователи, ныне обогащается новым содержанием. Это обусловлено тем, что медиаобразование внедряется в систему высшего образования при подготовке специалистов для разных отраслей.
Ключевые слова: медиаобразование, профессионально-ориентированное медиаобразование, журналистика для всех, предметное медиаобразование, информационная грамотность, медиаграмотность, медиаинформационная грамотность, медиакомпетентность, профессионально-ориентировання медиапсихология.
Media Education: "Journalism for all", subject oriented or profession oriented
mediaeducation?
Prof. Dr. Ganna Onkovуch, Higher education institute of the National pedagogical
sciences academy in Ukraine, head of the theory and methodology of humanitarian
education department
Abstract. Media education (media education) - active process of development and self-development with the help of material and means of mass communication (media). In one case it is the formation of information literacy (IL), the other - on media literacy (ML). Since this active process usually takes place at the same time, recently another concept has been actualized -media and information literacy (MIL). Some researchers consider it as an umbrella term, comprising many concepts, which include the lexem "literacy". The term "profession oriented media education", which first was introduced into scientific space by Ukrainian researchers, now is being enriched with new content. This is due to the fact that media is included in the system of higher education in the preparation of specialists for different industries.
Keywords: media education, profession oriented media education, journalism for all, subject media education, information literacy, media literacy, media information literacy, media competence, profession oriented media psychology.
На вопрос, вынесенный в название статьи, ответим сразу: медиаобразование - это и „журналистика для всех", и предметное, и професионально-ориентированное... Ибо речь идет о:
1) журналистике (или шире - медиа) для всех - когда наработки педагогов, готовящих специалистов для медиаотрасли, используются в другой обучающей среде (часто как хобби) - в кружках, студиях, учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах;
2) образовании будущих медиаработников, будущих профессионалов -журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др. (высший уровень медиаобразования);
3) научении (и приучении) будущих педагогов в учебном учреждении к использованию медиапродуктов в дальнейшей педагогической деятельности - на занятиях по преподаванию своей дисциплины (наверное, следует вводить новое понятие, возможно, им и будет «предметное медиаобразование»); медиаобразование в системе повышения квалификации преподавателей вузов и школ;
4) культуре использования медиапродуктов для достижения заранее определенной социально-ориентированной цели;
5) дистанционном медиаобразовании школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет;
6) самостоятельном/непрерывном медиаобразовании;
7) профессионально-ориентированном медиаобразовании будущих специалистов различных направлений подготовки, поскольку речь идет не просто о «журналистике/медиа для всех», а о том, как наиболее эффективно использовать профессионально-ориентированные медиатексты в подготовке будущих специалистов, чтобы в последующем они успешно применяли навыки работы с масс-медиа для повышения профессионального уровня, самообразования в течение всей жизни.
Отметим при этом, что термин «профессионально-ориентированное медиаобразование» в образовательное пространство впервые ввели украинские исследователи (и это случилось не так давно, понятие с умыслом было введено в заголовки отдельных публикаций) [Онкович, 2013 и др.], однако наши коллеги порой не считают нужным это заметить и обозначить [Аладьина, 2014]. Конечно, явление это появилось значительно раньше, чем его выделение и определение, тем не менее...
Именно профессионально-ориентированному образованию посвящены диссертационные работы, выполненные (и выполняемые) в Институте высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины (Р.Бужиков, Н.Духанина, И.Сахневич, О.Янишин; Е.Калицева, И.Макаренко, Ю.Горун, М.Кузько, Н.Литвин (Кривонос), М.Кудлай), в Черкассах (И.Гуриненко, И.Чемерис), в Луганске, Житомире [http://mic.org.ru/5-nomer-2013/184-mediadidaktika-vysshej-shkoly], а программы спецкурсов изданы отдельным сборником [Медиадидактика..., 4].
Современный специалист в любой отрясли обязан быть медиакомпетентным. По нашему мнению, медиакомпетентность специалиста - это интегральная характеристика личности, которая состоит из отдельных частных компетенций и является признаком медиакультуры. (В этом ключе в Украине сейчас уже ведут речь и профессионально-ориентированной медиапсихологии [Литвин, 2013]. ...
Новые жизненные обстоятельства требуют ориентации высшей школы на всестороннее развитие личности в процессе ее подготовки. Задача специалиста информационной эпохи - развивать критическое мышление, умение анализировать и отбирать личностно значащую информацию, структурировать, обобщать и осмысленно использовать медиапродукты, - на этом акцентируют внимание многие программные документы, принятые в последние годы. И именно благодаря медиаобразованию студенты получают стимул к самообразованию через медиа.
Убеждаемся в этом, когда знакомимся с монографией „Медiакомпетентнiсть фахiвця" («Медиакомпетентность специалиста»). В названной монографии авторы рассматривают особенности приобретения медиакомпетентности на примере редакторской специальности. Отмечаются характерные тенденции, обусловленные редакторской подготовкой медиапродукта, обращается внимание на педагогическую составляющую медаиобразования [Медiакомпетентнiсть...].
Основу монографического издания составляют исследования студентов кафедры «Издательское дело и редактирование» Издателсько-полиграфического института Национального технического университета Украины «КПИ», выполненные в русле нашего экспериментального
спецкурса «Медиаобразование». Именно практика преподавания этого спецкурса убедила в необходимости преобразования медиаобразования «вообще» в «профессионально-ориентированное медиаобразование». Особенно успешной была самостоятельная поисковая работа студентов, направленная на выполнение домашнего задания (например, задания: «Найдите (определенный медиапродукт), который обогатит вас профессиональными знаниями; представьте этот медиапродукт на занятии...». При этом обязательным было условие: найти такую профессионально-значимую информацию, чтобы ее предъявление удивило и одногруппников, и преподавателя. Наиболее интересные поисковые находки превращались в статьи и публиковались. Такая студентоцентричность - одна из определяюших характеристик европейского простора высшего образования, что выстраивается в ходе реализации Болонского процесса.
Для некоторых студентов научный поиск, направленный на обогащение профессиональными знаниями, продолжился при написании дипломной работы. Успешно защищенные исследования, выполненные как дипломные проекты, и стали основой коллективной монографии.
Отметим, что в программе спецкурса научные изыскания молодых исследователей, развитые в дипломных работах, были обозначены точечно. Тем не менее, авторы монографии Ю.Горун, В.Кравчук, Н. Литвин (Кривонос) сегодня успешно решают проблемы профессионально-ориентированного медиаобразования на аспирантском уровне. Многие аспекты их исследований можно обозначить словом "впервые", поскольку предложенные темы исследований являлись новыми, актуальными и недостаточно исследованными. Их работы - значительный вклад в развитие медиаобразования не только в украинском контексте. Тем более, что результаты студенческих наработок можно использовать в научно-педагогической деятельности, а также при разработке спецкурсов для профессиональной подготовки редакторов или непосредственно в издательстве. Разделы монографии содержат практический материал для специалистов, которые в своей работе могут его использовать в профессиональной деятельности.
Так, в разделе «Медиакомпетентность редактора», автор которого Юлия Горун [Медiакомпетентнiсть..., с. 15 - 83], обоснована эффективность технологии формирования медиаграмотности редактора как составляющей его профессиональной компетентности с использованием сайтов по медиаграмотности. Исследовательница предложила собственное определение понятия медиакомпетентность редактора, выделила составляющие медиакомпетентности, которые можно развивать с помощью сайтов в зависимости от специфики редакторской деятельности, сгруппировала сайты
по медиаграмотности, а также определила, с помощью каких средств через эти сайты формируется медиакомпетентность редактора. С этой целью молодая исследовательница проанализировала влияние Интернет-источников по медиаграмотности на развитие медиакомпетентности редактора.
Вера Кравчук в разделе "Периодические издания по искусствоведению как средство медиаобразования" [Медiакомпетентнiсть..., с. 84-132], впервые представила искусствоведческую периодику как отдельный пласт специализированной прессы, что может служить реализации задач медиаобразования. Исследовательница предложила модель использования журналов об искусстве как одного из видов учебного материала (при изучении истории и теории искусства, а также для овладения навыками эффективного использования медиа студентами творческих учебных заведений), рассмотрела возможность введения медиаобразовательных занятий с использованием искусствоведческой периодики для студентов нехудожественных вузов.
Анализ периодических изданий по искусствоведению побудил исследовательницу определить одной из ключевых протекционистскую теорию медиаобразования, поскольку в последнее время особенно усилилось негативное влияние медиа на людей: не умея их использовать и выбирать среди разнообразия качественные источники информации, ее потребители приходят к ошибочным мнениям и действиям. Поэтому при преподавании медиаобразования на материале искусствоведческих СМИ В.Кравчук предлагает делать акцент на подбор качественных (правдивых, объективных, разноплановых, полных и т.п.) медийных средств. Автор исследования справедливо считает, что всегда актуальной будет оставаться эстетическая и культурологическая функции такой периодики, поскольку осведомленность в искусстве - один из основных показателей образованности и культурного уровня личности, даже не связанной с искусством профессионально.
Редакторскому аспекту подготовки к изданию такой литературы, как комиксы (рисованные истории) посвящен раздел авторства Екатерины Нагорной [Медiакомпетентнiсть..., с. 222-281]. Впервые в отечественной гуманитаристике исследовательница рассматривает учебно-воспитательные возможности комиксов и условия их применения; определяет их использование как одну из медиаобразовательных технологий в процессе обучения в школе; обосновывает особенности редакционного процесса обработки комиксов и выделяет роль редактора в этом процессе.
Практическое значение исследования Екатерины Нагорной заключается в реальных возможностях использования ее наработок на практике - и в редакционной работе, и в учебном процессе - при подготовке педагогов и редакторов. Раздел содержит методически грамотный
практический материал для медиапедагогов, учителей, родителей и редакторов, которые в своей работе сталкиваются с использованием комиксов в новых условиях информационного общества.
Цель исследования Натальи Литвин (Кривонос) - обоснование эффективности технологии формирования профессиональной компетентности редакторов средствами медиапсихологии
[Медiакомпетентнiсть..., с. 133-179]. Роль медиапсихологии в формировании профессиональных качеств редактора не была предметом научных исследований ни украинских, ни зарубежных ученых. Многие аспекты этого исследования можно определить как новое, актуальное и пока недостаточно исследованное. Работа молодой исследовательницы - значительный вклад в развитие медиаобразования и медиапсихологии. Н.Литвин впервые в мировой практике рассмотрела роль медиапсихологии в формировании профессиональных качеств редактора; предложила собственные определения понятий медиапсихология редактора, критическое мышление редактора и выяснила, какие именно медиапсихологические знания необходимы современному редактору. Раздел содержит практический материал для специалистов по социальным коммуникациям, которые в профессиональной деятельности сталкиваются с использованием медиапсихологических факторов.
Иной пример подключения этих факторов к профессиональной деятельности редактора представлен в разделе Иванны Костюхиной [Медiакомпетентнiсть..., с. 180 - 221], где говорится о медиапсихологии как средстве выявления механизма воздействия на эмоции зрителя развлекательных телепередач.
Жанр развлекательных программ приобрел значительную популярность в современном телевизионном пространстве, следовательно, основы их создания и специфика влияния на зрительскую аудиторию -актуальная проблема для исследований функционирования нынешнего телевидения. В разделе Иванны Костюхиной прослеживается стремление обнаружить в одной из самых популярных развлекательных программ украинского телеканала СТБ «Х-фактор» механизмы и результаты воздействия ее контента на эмоции зрителя, определить роль редактора в процессе создания таких программ, поскольку от квалифицированной работы редактора в значительной степени зависит успех финального продукта.
Новизна исследования И.Костюхиной заключается в том, что в нем впервые говорится о медиапсихологии как средстве выявления механизмов влияния на эмоции зрителя развлекательных телепередач. С этой целью рассмотрены классификации развлекательных программ, определены их недостатки и предложена своя типология по актуальным критериям.
Например, по критерию социальной значимости исследовательница разделяет их на: чисто развлекательные; развлекательные с элементами проблемности; проблемные с элементами развлекательности; чисто проблемные. В исследовании доказано, что развлекательные программы пользуются механизмами влияния на телезрителя, и на примере шоу «Х-фактор» рассмотрены эти механизмы. Значительное внимание при этом уделено роли редактора в создании развлекательных программ, важности такого профессионального качества, как критическое мышление.
В определении механизмов влияния, по мнению исследовательницы, важную роль играет медиапсихология. Иванна Костюхина предлагает собственное определение этого понятия: "Медиапсихология - это отрасль науки, которая исследует и определяет возможное влияние средств массовой информации на психику реципиента и на основе выявленных механизмов предлагает пути для его уменьшения". Ее работа - значительный вклад и в развитие критического мышления, когда анализ медиапродукта ориентирован на понимание скрытой составляющей сообщения и приводит к трем возможным результатам - интерпретации скрытого, оценке скрытого и принятию позиции по скрытому. Этот процесс носит личностный и творческий характер.
Не останавливаемся на подробном анализе разделов монографии - они интересны и самобытны. Отметим только, что отдельные положения студенческий исследований были предметом обсуждения на международных круглых столах и международных научно-практических конференциях. По результатам исследований авторами-студентами опубликовано несколько статей.
Современное медиаобразование - широкий простор для разработки новых теорий и концепций, апробации уникальных образовательных технологий, что и иллюстрирует издание. Монография прекрасно представляет возможности профессионально-ориентированного
медаобразвания на примере подготовки будущих специалистов редакторского дела. Опыт подготовки к изданию комплексного исследования, объединенного одной идеей - профессионально-ориентированное медиаобразование - и выполненного под руководством одного руководителя, может стать хорошим примером для многих кафедр, которые готовят к самостоятельной деятельности специалистов XXI века.
Не останавливаемся на особенностях подготовки будущих медиаработников - не будем забирать хлеб у педагогов, готовящих специалистов для медиасферы, но обратим внимание на перспективы развития предметного медиаобразования.
К сожалению, в Украине нет таких прекрасных примеров внедрения медиаобразования в школьную программу, которые представлены в монографии А.В.Федорова, А.А.Новиковой и др. [Федоров и др., 2007]. Здесь в разделе «Медиаобразвоание в Великобритании» говорится об использовании медиаобразовательных технологий «в рамках предмета». Среди обозначенных предметов - граждановедение, музыка, искусство и проектирование, география, современный иностранный язык, дизайн и технологии, история и др.
В качестве примера предметного медиаобразования рассмотрим медиаобразовательные технологии на примере школьной дисциплины „География" [Федоров и др., с.209 - 213].
Среди обучающих целей на занятиях по географии учащиеся должны узнать, что:
- выпуски могут быть представлены различными видами медиатекстов, такими как новости, документальный фильм, дискуссия, трагедия, полнометражный фильм, образовательные программы;
- различные виды медиатекста могут содержать различный смысл и ограничения как источники наглядности для выпусков или презентации местности:
- медиатексты варьируются, описывая различные местоположения;
- толкование может видоизменяться в зависимости от восприятия окружающих;
- различные виды медиатекстов оказывают влияние на способ восприятия нами людей из этих мест;
- понимание цели и аудитории является жизненно важным в оценке медиатекста;
- учащиеся должны быть способны определить, где мнение основано на очевидном факте, а где - нет.
При этом акцентируется внимание на видах деятельности учащихся. Они должны просмотреть два или три отрывка из совершенно противоположных источников (таких как, ВВС 2000 или Channel 4 Geographical Eye серии из цикла Географический взгляд, программы о местах проведения отпусков, полнометражные фильмы, новости или документальные фильмы); пронаблюдать, как «изображение» страны представлено в каждом отрывке, отмечая, является ли общее представление позитивным, негативным или пропорциональным; выполнить в классе упражнения по имитации, где учащимся предоставлены различные роли продюсера или директора и побудить создать фильм о стране, такой как Бразилия (например, одна группа уполномочена в качестве благотворительной организации для бездомных людей, нуждающихся в
сборе денег; другие создают программу о месте проведения отпуска, программу для исторического канала о природе, организации по правам человека, о благотворительной организации по защите окружающей среды об ассоциации городского развития. Результаты объединяются, и послесловием служит дискуссия о том, как восприятие учащихся изменилось в результате воспроизведения).
Виды деятельности могут быть и другими. Например, преподаватель предлагает обратить внимание на выпуски, где речь идет о туристах в Национальном парке в Великобритании, обращаясь к серии на канале ВВС Investigating Britain ("Исследуя Британию»). Учащиеся сначала делятся общим впечатлением о фильме, затем - используя технологии «замораживание кадра» и «место кадров» - отслеживают примеры убедительных аргументов, подтверждая или опровергая высказанные мнения. Завершением служит написание произведения в жанре дискуссии для журнала.
В результате учащиеся смогут воспроизвести: настоящую или мультимедийную презентацию о стране (например, Японии, Америке, Франции, Италии, Кении или Бразилии, показывая, как страна представлена в различных жанрах телевизионных программ); предложить раскадровку для фильма о Бразилии, который иллюстрировал бы места для благотворительных организаций с аудиторией и целями для рассмотрения; представить письменное отображение влияния данного упражнения на собственное восприятие учащихся Бразилии и воздействие медиа на их восприятие. Письменный анализ очевидного факта и ситуации для выпуска должен доступно и наглядно представлять обе стороны аргумента и обобщить заключения, основанные на наглядном материале.
При этом используются такие основные технологии: замораживание кадра (Freeze Frame), Звук и изображение (Sound and Image); Начало и конец (Top the Tail); Сравнение медиатекстов (Cross-media Comparisons); Имитация (Simulation).
Предлагается и „возможная обучающая деятельность" Так, при технологии „замораживание кадра", просматривая отрывок из фильма с отчетливо выраженным сценарием (например, Theima and Louse для изображения пейзажей северо-западной Америки), учащиеся записывают прилагательные, на которых будет основано письменное описание, классифицируя их по цвету, размеру, модели и текстуре. Учащиеся могут продолжить свою деятельность, создав набросок с помощью технологии «замораживание кадра» и «словарной основы», описывая пейзаж.
При этом преследуются такие обучающие цели:
- Кинорежиссеры выбирают положение камеры, угол и движение, чтобы создать особое впечатление от ландшафта, погодных условий или человеческой деятельности.
- Кинофильм может быть коротким, чтобы описать местоположение. Сравнить огромный размах панорам с сугубо внутренними деталями, такими, например, как разбросанные овощи.
При технологии «звук и изображение», просматривая отрывок из кинофильма, без звука, учащиеся выдвигают гипотезу о звуках (или запахах), предлагают в предполагаемую наглядность. С другой частью видео и третьей или четвертой частями, наполненными музыкальными или звуковыми эффектами, учащиеся работают в парах, чтобы оценить влияние музыки на изображение места. Учащиеся могут выбрать и объяснить фрагмент выбранной музыкальной заставки.
К обучающим целям при этом относится знание того, что звук также оказывает влияние - как картинка в создании изображения места; изображение места, представленное в кадрах кинофильма, также воздействует на характер звукового оформления; атмосфера места передается выбором музыки.
При технологии «начало и конец» учащиеся получают распечатку из разного спектра фильмов о тропическом лесе или другой проблемы человеческого воздействия на окружающую среду (например, исторический документальный фильм о природе, приключенческо-фантастический фильм, призыв к благотворительной организации и т.д.). Учащимся предъявлены отрывки программ, включая первые несколько минут фильма, и им необходимо отобрать фрагменты, оправдывая целесообразность своего выбора.
Среди обучающих целей - знание о том, что понятие полезности и отношение к отображаемому режиссеров, спонсоров и компаний-производителей могут отличаться друг от друга, что эти отличия зачастую явно прослеживаются в их программах или фильмах, что медиатексты, нацеленные на различную аудиторию, могут обладать разным ракурсом относительно предмета.
Технология «сравнение медиатекстов» способствует оценке изображения. Реальность и фантастика при этой технологии предоставляют различные виды действительности о феноменах природы: фантастика может передавать эмоциональную вовлеченность, но в действительности быть недостоверными; документальному фильму может не доставать причастности с непосредственным событием. И донесение знаний об этом -также одна из целей обучения. Сравнивая, например, кадры землетрясения (или извержения вулкана) в интерпретации научно-фантастического фильма
с документальным фильмом ВВС Horizon и/или вещательной компании Ай-Ти-Ви (ITV) Savage Earth (об извержении на горе Святой Елены), учащиеся вырабатывают собственное отношение к действительности и тому, как она отражается медиасредствами.
Обучающая цель технологии «имитация»: реальность, используемая в фильме, всегда ограничена и может быть частичной; различные интерпретации зависят от аудитории и цели или от отношения продюсера и стоимости; комбинация медиаизображения и комментария является мастерским процессом.
Для достижения этой цели учащимся выдается газета и веб-сайты, основанные на местном или национальном выпуске (такие как пробки на дорогах, загрязнение окружающей среды или закрытие завода). Каждому определены различные роли, при этом некоторые учащиеся представляют интересы группы, а другие - более «уравновешенных» репортеров. Представители групп рассматривают, как лучше всего создать фильм, чтобы передать свои аргументы аудитории. Это может изображаться как раскадровка (например, используя возможности программы PowerPoint-презентация) или это можно представить в виде фильма или специального выпуска.
Как видим, „предметное медиаобразование" значительно расширяет зону культурной памяти учащихся, дает знания не только о предмете, но и о медиа, учит понимать и использовать их.
В Украине в подобном „сквозном" использовании медиа на занятиях по предмету, пожалуй, наиболее солидные наработки у преподавателей информатики, успешно разрабатывающих информационно-коммункационные технологии (ИКТ) в учебном процессе. Популярны и интегрированные (бинарные) уроки с их участием. В последнее время появляются разработки уроков по курсу „Медиакультура" [Практична...]
Можем спрогнозировать, что в ближайшее время именно предметное медиаобразование (в первую очередь - в школе) и профессионально-оориентированное медиаобразование (в первую очередь - в вузе) найдут себе немало сторонников и будут успешно развиваться.
Литература
Аладьина Г.В. Профессионально ориентированное медиаобразование // Медиаобразование 2014. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. С. 346-350. Аладьина Г.В. Профессионально ориентированное медиаобразование // Профессионально ориентированное медиаобразование. http://mim.org.ru/uchastiniki-me-14;
Литвин Н.О. Профессионально ориентированная медиапсихология в медиаподготовке будущих редакторов // Медиаобразование 2013. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. С. 294 -303.
Онкович А.В. Медиадидактика высшей школы // Медиа. Информация. Коммуникация.
2013. № 5. http://mic.org.ru/index.php/5-nomer-2013/184-mediadidaktika-vysshei-shkoly Онкович А.В. Медиадидактика высшей школы: профессионально-ориентированное медиаобразование // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). 322 с. С.86-91.
Онкович Г.В. Використання штегрованого простору знань у навчальному процесы засобами медiаосвiти // Вища освгга Украши, 2009. № 2, д. 1. Тематичний випуск «Наука i вища освгга Украши: мiра штеграцп». С. 166-172.
Онкович Г.В. Професшно-орГентована медГаосвгга у вищш школГ // Вища освгга Украши,
2014. № 2. С.80-88.
Онкович Г.В., Горун Ю.М., Литвин Н.О., Нагорна К.А. и др. МедГакомпетентнють фахГвця / ред. Г.В. Онкович Г.В. К.: Логос, 2013. 260 с.
Онкович Г.В., Духанша Н.М., Сахневич 1.А., Гуршенко 1.А., Янишин О.К., Онкович А.Д., Балабанова К.Е. МедГадидактика вищо! школи: програми спецкурав / ред. Г.В.Онкович. Киев: Логос, 2013. 196 с.
Практична медГаосвгга: авторсью уроки / ред. В.Ф.1ванов, О.В.Волошенюк. Кшв: АкадемГя украшсько! преси, Центр вшьно! преси, 2013. 447 с.
Федоров А.В. , Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А.Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 с.
References
Aladiina, G.V. Profession oriented media education //
Profession oriented media education //http://mim.org.ru/uchastiniki-me-14
Aladiina, G.V. Profession oriented media education // Media education 2014. Moscow, 2014. p.-
346-350.
Fedorov, A.V., Novikova, A.A at all. Media education in the USA, Canada and UK. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2007. 256 p.
Ivanov, V.F. at all. Practical Media Education: Author's Lessons. Kiev: Ukrainian Press Academy, Free Centre Press, 2013. 447 p.
Lytvyn, N.O. Profession oriented media psychology in media training of future editors // Media education 2013, pp. 294 - 303.
Onkovych, G.V. at all. Media competence of a specialist. Kiev: Logos, 2013. 260 p. Onkovych, G.V. at all. Media didactics for high school: program for special courses. Kiev: Logos, 2013. 196 p.
Onkovych, G.V. Media didactics for high school // Media. Information. Communication. 2013. № 5. http://mic.org.ru/index.php/5-nomer-2013/184-mediadidaktika-vysshej-shkoly Onkovych, G.V. Media didactics for high school: profession oriented media education // Bulletin of Cheliabinsk State University. 2013. № 22 (313), pp. 86-91.
Onkovych, G.V. Profession oriented media education in high school // Higher Education of Ukraine. 2014. № 2, pp.80-88.
Onkovych, G.V. Use of the integrated knowledge area in the learning process by means of media education // Higher Education of Ukraine, 2009. № 2, Ap. 1. Topical Issue "Science and Higher Education in Ukraine: the degree of integration", pp. 166-172.