Научная статья на тему 'Медиаобразование в контексте гуманитаризации высшего коммуникативного образования'

Медиаобразование в контексте гуманитаризации высшего коммуникативного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ВУЗЫ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева М. Е.

Глобальные перемены, происходящие в мире в целом и в России в частности, предъявляют новые, серьёзные требования к подготовке специалиста с высшим образованием. Профессионализм в современном мире предполагает не только владение на высоком уровне профессиональными технологиями, но глубокое осознание ответственности за свою деятельность, способность к прогнозированию последствий, которые она может за собой повлечь, предполагает взгляд на человека как цель любой деятельности и меру всех вещей, причастность к ключевым проблемам человечества. Специалист с высшим образованием, представляя собой в лучшем смысле слова культурную элиту общества, должен отдавать себе полный отчёт в назначении своей деятельности, её социальной ценности и целях. В этом по большому счёту и состоит суть гуманитаризации высшего образования, которая предполагает воспитание у студента культуры научного и практического мышления, критического отношения к окружающим его многочисленным текстам культуры, в том числе и медиатекстам, преобразующего созидательного отношения к миру на основе глубокого усвоения им ценностей мировой и отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в контексте гуманитаризации высшего коммуникативного образования»

Практика медиаобразования

Медиаобразование в контексте гуманитаризации высшего коммуникативного образования

М. Е. Кудрявцева, кандидат педагогических наук, доцент

Глобальные перемены, происходящие в мире в целом и в России в частности, предъявляют новые, серьёзные требования к подготовке специалиста с высшим образованием. Профессионализм в современном мире предполагает не только владение на высоком уровне профессиональными технологиями, но глубокое осознание ответственности за свою деятельность, способность к прогнозированию последствий, которые она может за собой повлечь, предполагает взгляд на человека как цель любой деятельности и меру всех вещей, причастность к ключевым проблемам человечества. Специалист с высшим образованием, представляя собой в лучшем смысле слова культурную элиту общества, должен отдавать себе полный отчёт в назначении своей деятельности, её социальной ценности и целях. В этом по большому счёту и состоит суть гуманитаризации высшего образования, которая предполагает воспитание у студента культуры научного и практического мышления, критического отношения к окружающим его многочисленным текстам культуры, в том числе и медиатекстам, преобразующего созидательного отношения к миру на основе глубокого усвоения им ценностей мировой и отечественной культуры.

Между тем выпускается большое число специалистов разных профессий, хорошо владеющих средствами решения многочисленных профессиональных проблем, однако не имеющих почти никакого представления о конечном смысле своей деятельности как определённого служения людям. Отсутствие этой ценностной осмысленности не только делает для человека невозможным полноценное выполнение своих профессиональных функций, но и наносит вред ему самому, препятствуя личностному развитию. Развивается профессиональная деформация личности, влекущая за собой различные нарушения этики профессионального поведения.

Гуманитаризация высшего образования чрезвычайно актуальна, когда речь идёт о технических вузах, о подготовке инженеров различного профиля, и в психолого-педагогической литературе это нашло своё отражение. Однако, как ни странно это звучит, не менее важна гуманитаризация и самого гуманитарного образования, когда речь идёт подготовке специалистов в области коммуникации - менеджеров, маркетологов, специалистов по связям с общественностью.

Подготовка специалистов-выпускников гуманитарных факультетов по своей природе предполагает опору на фундаментальные науки - науки о мире и человеке, поскольку специалисты-гуманитарии - педагоги, работники науки,

культуры и искусства - традиционно ориентированы на творческое отношение к окружающему миру, на трансляцию общечеловеческих и культурных ценностей. Появившиеся же в последнее время, чрезвычайно востребованные гуманитарные специальности, такие как менеджмент, маркетинг, связи с общественностью, в своей подготовке ориентируют, скорее, на достижение успеха в политике и бизнесе, при этом общечеловеческие и культурные ценности, формально декларируемые, отодвигаются на второй план и становятся чем-то вроде средства, обеспечивающего успех деловой коммуникации. В результате выпускаются специалисты, прекрасно владеющие своими профессиональными технологиями, однако не выполняющие свою важнейшую, творческую, общегуманитарную функцию. Такое положение вещей, как представляется, не может считаться нормальным, вот почему вопрос о гуманитаризации такого образования продолжает оставаться актуальным.

Данную проблему можно рассмотреть на примере подготовки выпускников гуманитарных факультетов по специальности «Связи с общественностью». В соответствии с государственным стандартом 2000 года важное место в подготовке студентов занимает блок коммуникативных дисциплин, и это является вполне оправданным с точки зрения специфики данной профессии. На первом и втором курсах студентам читается блок фундаментальных и гуманитарных дисциплин, таких как история, культурология, концепции современного естествознания, философия, математика, информатика, психология и педагогика, мировая литература, русский язык и культура речи. Это фундаментальные дисциплины базового уровня, поскольку они призваны сформировать у будущих специалистов определённое мировоззрение, опирающееся на научную картину мира, а также представление о человеке как о субъекте культуры. Кроме того, они выполняют и методологическую функцию, поскольку являются научной основой для дисциплин других уровней.

Фундаментальной дисциплиной следующего уровня является теория социальной коммуникации, так как преимущественно на этой базе строятся все информационно-коммуникативные курсы. В качестве центральной специальной дисциплины изучается курс «Теория и практика связей с общественностью» (или «технологии связей с общественностью»), другие специальные дисциплины могут несколько варьироваться в зависимости от учебного заведения, но, так или иначе, сохраняют свою информационно-коммуникативную ориентацию. На последнем курсе студенты слушают интегративный курс «организация и проведение РЯ-кампаний», пишут и защищают курсовую работу, которая мобилизует все полученные за время обучения знания, умения и навыки. Работа над этой курсовой является генеральной репетицией перед проведением и написанием дипломного исследования. Таким образом, цикл РЯ-образования, казалось бы, получает своё завершение. Однако «на выходе» теряется связь с фундаментальными дисциплинами базового уровня, которые, отодвигаясь всё дальше и дальше в

прошлое, рассматриваются студентами, как что-то хотя и интересное, но совсем необязательное для будущей профессиональной деятельности. Совершенствование профессионального мастерства рассматривается исключительно как овладение всё большим числом профессиональных технологий. Понимание своей профессии как творческой хотя и присутствует, но лишь в узком, конкретном смысле, предполагающем использование определённых алгоритмов творческой деятельности.

В то же время специалист по связям с общественностью в идеале является своего рода посредником, призванным гармонизировать отношения между различными группами общественности, препятствовать манипулятивным методам воздействия, часто используемым маркетингом и рекламой, содействовать личностному развитию человека, вне зависимости от экономической или какой-либо другой необходимости. С этими целями связано и творчество специалиста по связям с общественностью, которое предполагает установление всё более глубоких межсубъектных связей между людьми и группами людей и выведение их на качественно новый уровень.

Одна из центральных ролей в подготовке такого специалиста принадлежит медиаобразованию, поскольку именно медиатексты, преломляя под определённым углом зрения многочисленные тексты культуры, формируют ценностное отношение к ним. Деятельность профессионального коммуникатора во многом связана с производством и распространением разнообразных медиатекстов - информационных статей, пресс-релизов, рекламных текстов, устных публичных выступлений и т. п. Для того чтобы в полной мере осознать свою ответственность за оставляемые им в культуре тексты, специалист по связям с общественностью должен быть способен дать правовую, этическую и эстетическую оценку уже существующим текстам.

Такая способность воспитывается в течение всего обучения человека данной профессии (по большому счёту также и в течение всей его профессиональной деятельности). Однако, как представляется, в системе подготовки профессионального коммуникатора должны быть предусмотрены специальные дисциплины, основное назначение которых состояло бы в гуманитаризации уже полученного образования, во включении его в ценностный контекст отечественной культуры. В идеале это должны быть интегративные, завершающие образование дисциплины, но могут быть факультативные курсы, в которых творческие, этические и эстетические аспекты профессиональной деятельности являются приоритетными.

В качестве инструментов, используемых для достижения целей таких дисциплин, может выступать этический и эстетический анализ разнообразных медиатекстов, помогающий молодому человеку сориентироваться как в своей будущей профессии, так и в жизни в целом. О том, что необходимость включения таких дисциплин в образовательную программу подготовки профессиональных коммуникаторов назрела, свидетельствует появление ряда подобных дисциплин в различных вузах России. Это, в частности, такие курсы, как «Человек в социокультурном пространстве постиндустриальной эпохи»,

читающийся будущим РЯ-специалистам в Южном федеральном университете; «Основы культуры и нравственности» в Таганрогском институте управления и экономики; «Творчество в деятельности по связям с общественностью» в Новосибирском государственном педагогическом университете; «Психология творческой деятельности» и «Этика профессиональной деятельности», читающиеся будущим РЯ-специалистам в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ». Как видно из названий, в качестве системообразующих звеньев в вышеназванных курсах выступают различные категории, такие как культура, человек, творчество, нравственность, однако, будучи тесно связанными и предполагающими друг друга, они способны создать целостное представление о смысле и назначении любой человеческой деятельности. Поэтому включение в перспективе такого рода дисциплин в образовательные стандарты подготовки специалистов различных коммуникативных профессий представляется отвечающим запросам современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.