Revyakina Karina E.
Altai State University
COMMUNICATIVE MODEL OF THE FAMILY CENTER AND CHILDREN OF THE YMCA (G. BARNAUL)
Abstract
The article contains the results of a study of the communicative activities of the YMCA (Family and Childhood Center). The characteristics of competing organizations in the market of pre-school services in Barnaul are presented. Particular attention is paid to the description of the means of communication of the research organization.
Keywords : communication, competitive analysis, family and childhood center, marketing activities, market, target segments.
Н.А. Андрюшкова А.А. Неволина
Череповецкий государственный университет natali. malo va. 94@mail. ru
МЕДИАОБРАЗ ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ)
Аннотация
Одной из самых интересных и изучаемых PR-технологий в последние годы становится формирование имиджа с помощью медиаоб-разов в различных сферах жизни общества. Именно они оказывают влияние на массовое сознание путем создания представления о человеке или событии. Новая информационная война создала обширное поле для создания медиаобразов, используемых в качестве метода пропаганды и искажения облика противоборствующей стороны. Использование нескольких категорий материалов для усиления влияния на имидж политического лидера или события дает возможность для обширного анализа и сравнения двух, казалось, отдаленных друг от друга сторон жизни общества. Медиаобраз государства на внешнеполитической арене напрямую зависит от образов его политической эли-
ты и наиболее успешных представителей отстаивающих честь своего государства в спортивных состязаниях.
Ключевые слова: медиаобразы, политический имидж, образ государства, массмедиа, Олимпийские игры, выборы президента, массовое сознание.
Современные средства массовой информации являются основным источником информации о политических лидерах, государствах и ключевых событиях в международных отношениях. Именно СМИ играют ведущую роль в массовой коммуникации. Журналисты, эксперты и обозреватели становятся ключевыми фигурами в формировании медиаобраза «Другого» государства.
На сегодняшний день многие исследователи сходятся во мнении, что массовое сознание формируется не посредством социальных институтов и норм, а через СМИ. Они формируют представление, интерпретируют и ранжируют политические явления. Массмедиа не только продвигают отдельную личность, но и формируют мнение у аудитории с помощью качественно сконструированных образов отдельных событий, которые отражены в медиапространстве. Такое явление получило название медиаментальности, основой которого являются медиаобразы.
Медиаобраз - это создаваемый в сознании реципиентов образ при участии СМИ, который впоследствии отражает комплекс представлений участников информационного сообщества по конкретному вопросу» [3].
Особый интерес вызывает технология конструирования и восприятия образов стран и территорий в мировом политическом пространстве, на которые оказывают влияние материалы СМИ несущие в себе определенные сообщения. В исследованиях для обозначения образа России используется понятие «Медиаобраз».
«Медиаобразы задают и формируют определенное видение политических реалий, придают имиджевый характер политическим объектам. Другими словами медиаобразы, вступая в пространство политики, выступают репрезентантами политических имиджей» [6].
Современное поле политики постепенно переносится в массме-дийное пространство, из которого и вытекают определенные образы, в этом и заключается суть информационной войны. Новая информаци-
онная война нашла отражение не только в текстах, отражающих сугубо политические вопросы, но и, как казалось обычному обывателю, довольно отдаленных от политики материалах на спортивную тему, которые стали популярны в связи со скандалами с допинг-пробами российских спортсменов и довольно быстро обрели политизированный подтекст, отражая не только отношение к ситуации, но к российской политической элите и государству в целом.
Данные категории «Управления» и «Спортивных достижений» выбраны неслучайно, они являются составляющими «стоимости бренда». Данную теорию сформулировал Симон Анхолт - специалист в области международных брендов. Согласно ей все брендовые политические послания обладают ярко выраженным оценочным характером и в совокупности определяют популярность бренда и его имидж [1].
«Политическая репутация страны определяется ее способностью управлять информационными процессами. Информационные и маркетинговые ресурсы власти находятся в тесном взаимодействии в пол и-тическом пространстве. Образы и бренды политических субъектов формируются массмедийными коммуникациями, а информационные сети массмедиа контролируются и управляются политическими субъектами, среди которых государство является самым ресурсообеспе-ченным и медийно-влиятельным политическим субъектом» [6].
Использование инструментов конструирования имиджа России находит свое отражение в формировании негативного образа нашего государства в европейских и американских СМИ. Это отождествление проблем в отношениях государств с образами российской политической элиты, возвращение образа противника, несущего в себе угрозу для мирового порядка.
В рамках нашего исследования внимание обращено на медиатек-сты зарубежных СМИ. Медиатексты являются сегодня одной из самых распространенных форм современного бытового языка, и их корпус продолжает постоянно увеличиваться [4].Текст является одним из этапов в процессе медиасознания и медиавосприятия, которые в свою очередь являются элементами медиаобразов. С помощью таких материалов формируется программируемый образ для реципиента, который чаще всего не совпадает с действительностью, либо умышленно искажается журналистом в процессе создания текста.
Также важно проанализировать влияние медиаобразов на имидж государства при помощи двух тематических групп текстовых материалов. Под имиджем подразумевается создаваемый искусственно образ, формируемый в массовом сознании средствами массовой коммуникации. Он может сочетать в себе реальные и мифологизированные (приписываемые) характеристики.
При проведении исследования были рассмотрены тексты европейских и американских изданий за период с 1 сентября по 5 ноября 2017 года на тему допинг-скандала с участием России и предстоящих выборов Президента РФ. [5].
Тематическая группа «Управление» включает в себя образ российской политической элиты, в том числе кандидатов на пост президента на грядущих выборах в 2018 году. Интерес к данным событиям со стороны зарубежных СМИ не случаен. В 2016 году весь мир наблюдал за выборами президента США, в материалах мировых СМИ активно муссировалась тема вмешательства России в данное событие и влияние на итог президентской гонки Сейчас же Россия сама стоит на пороге выборов, где помимо яркого медиаобраза В. В. Путина есть еще несколько фигур, которым уделяется внимание в материалах. Они, безусловно, являются компонентами формирования медиаобраза не только президентской гонки в РФ, но и будущего России, а значит и возможного изменения её медиаобраза и положения в современных международных отношениях.
Так в фокусе статей данной категории - действующий президент РФ Владимир Путин, Ксения Собчак, недавно объявившая о своём намерении принимать участие в выборах в противовес нынешней власти, а также оппозиционер Алексей Навальный. Что касается последнего, в рассматриваемый нами период его фигура представлена не так ярко и является не слишком популярной для обсуждений в зарубежных СМИ. Издания ограничиваются тем, что описывают его как ха-ризматичного блоггера, лидера оппозиции, осуждённого за мнимое хищение на предприятии и вследствие лишённого права баллотироваться, но получающего поддержку определённой части населения по всей стране.
Гораздо больший интерес зарубежных изданий вызывает ещё одна представительница оппозиции - Ксения Собчак - последние два месяца её личность в публикуемых текстах данной тематики упомина-
ется почти также часто, как имя действующего президента. В статьях формируется её противоречивый образ - яркая, умная, образованная женщина с прогрессивными для России взглядами с одной стороны и телеведущая реалити-шоу «с имиджем девушки лёгкого поведения», несерьёзный кандидат, вызывающий раздражение населения - с другой. Вспоминая о её родственных связях, Собчак называют «звёздной дочерью» и с недоверием пишут о выдвижении её кандидатуры на пост президента, высказывая подозрения в том, что это очередной ход Кремля для создания видимости здоровой конкуренции и ослабления реальной оппозиции в лице Алексея Навального.
Наконец, самая популярная обсуждаемая личность - Владимир Путин - предстаёт в качестве самодержца, сильного лидера с жёстким стилем руководства, «царя, завоевавшего Крым». Источники упоминают, что Путин до сих пор не объявил о своём участии в выборах, однако не сомневаются, что его переизбрание состоится. «Но что если (давайте на секунду представим себе то, что представить невозможно) он решит не принимать участие в выборах? Что же будет тогда?» -иронично задаёт риторический вопрос британское издание The Guardian, тут же давая ответ - за этим последует оцепенение как внутри страны, так и за рубежом, поэтому о таком исходе невозможно даже думать. Большинство изданий пишут, что в России интерес народа к выборам «удручающе низкий», хотя некоторые упоминают волны митингов в разных городах и опросы, результаты которых показывают, что население ждёт перемен В целом предстоящие выборы в зарубежных СМИ представляются как «сцена, за кулисами которой ведутся грязные игры» и «схватка бульдогов под кремлёвским ковром» -речь идёт о непрозрачности и в то же время опасном характере политических процессов в стране. Многие статьи содержат утверждения о стагнации или упадке внутри России, причинами которых являются её разногласия с Западом и США, санкции, а также несменяемые на протяжении многих лет представители власти. В некоторых публикациях Владимира Путина представляют как уставшего, стареющего президента, у которого только глобальные проблемы всё ещё вызывают интерес. «Если Россия хочет выбраться из тупика, то выход у неё, помимо масштабных военных действий, - один. Это смена руководства».
Тематическая группа «Спортивные достижения» становится сейчас не менее актуальной, чем выборы - публикуются новые аспекты
скандалов с российской олимпийской сборной, сейчас это тема становится особенно острой, в то время как ставится вопрос об исключении всей нашей сборной из олимпийской гонки.
В отличие от публикаций сугубо политического характера на тему выборов, где образы передаются в большинстве случаев более нейтральными выражениями, тексты об участии России в допинг-скандале отличаются экспрессией и яркими образами. В статьях мошеннические действия российских спортсменов объясняются характером всего государства и целой нации. Решения МОК о проверке расследований и возможном допуске сборной к участию в Олимпиаде безоговорочно осуждают и называют проявлением бесхребетности. Образ российских спортсменов приравнивается к образу преступников и обманщиков в «грязном мире допингового жульничества». Издания пишут, что Кремль не скупится и пойдёт на всё ради престижа, а Владимир Путин поверхностно относится к проблеме допинга в российском спорте. Здесь же формируется и образ России, находящейся в упадке, а также показной характер подготовки к международным спортивным мероприятиям, которые проводятся в стране - на примере роскошного современного стадиона в Волгограде, дорога к которому «идёт по разбитым улицам, мимо советских дворцов культуры с отваливающейся штукатуркой, мимо ржавеющих фабрик». Здесь же указывают и на опасность нахождения в России, используя ироничное противопоставление: «Насчёт безопасности иностранцы могут не беспокоиться. Волгоград находится вблизи неспокойного Кавказского региона, и четыре года тому назад террористы-смертники уничтожали здесь десятки мирных жителей». Наряду с угрозой террористов упоминается угроза агрессивных русских болельщиков, «которые в прошлом году в Марселе убили одного человека».
Тексты СМИ политического характера наряду с текстами на сторонние популярные темы, такие как спорт, обладают большим потенциалом формирования медиаобраза страны в сознании аудитории С учётом условий информационной войны целью зарубежных изданий является создание негативного образа российских политических лидеров, спортсменов и государства в целом. На примере европейских и американских статей можно проследить попытки представить русских как вражескую и преступную нацию, президента России в качестве жесткого диктатора и Россию как страну, находящуюся в упадке.
Многократное использование подобных образов навязывает читателям искажённое видение реальности и позволяет оказывать влияние на их политические взгляды.
Литература
1. Анхолт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. М., 2004. С. 186-210 и др.
2. Виноградова Н. С. Политико-психологический анализ образа России в англо-американских печатных СМИ (исследование 20082009 гг.) : дис. ... канд. полит. наук: 19.00.12. М., 2010.
3. Всеволодова А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2.
4. Гончаренко А.Б. Медиатекст как инструмент PR в туризме // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2014. №12.
5. ИноСМИ.ру [Электронный ресурс]. URL:http://inosmi.ru/
6. Современная политическая философия : учеб. пособие / Русакова О. Ф. Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2010.
Andryushkova Natalia A.
Nevolina Anna A.
Cherepovets State University
IMAGE OF A STATE: POLITICAL IMAGE (BY THE EXAMPLE OF FOREIGN MEDIA PUBLICATIONS)
Abstract
Creating of a media image in different areas of social life is one of the most interesting PR technologies in recent years. Media images influence the mass consciousness by creating a vision of a person or an event. The informational war offers the great amount of opportunities to create media images using as propaganda or misrepresentation of a warring party. Using different thematic categories for heavier influence on political leader or event allows us to analyze and compare two diverse areas of social life. Media image of a state depends on its political elite and the most successful sportsmen images.
Key words: political image, image of state, mass media, the Olympic Games, presidential election, mass consciousness.