Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗ ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ)'

МЕДИАОБРАЗ ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА / МАСС-МЕДИА / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрюшкова Наталья Алексеевна, Неволина Анна Александровна

Одной из самых интересных и изучаемых PR-технологий в последние годы становится формирование имиджа с помощью медиаобразов в различных сферах жизни общества. Именно они оказывают влияние на массовое сознание путем создания представления о человеке или событии. Новая информационная война создала обширное поле для создания медиаобразов, используемых в качестве метода пропаганды и искажения облика противоборствующей стороны. Использование нескольких категорий материалов для усиления влияния на имидж политического лидера или события дает возможность для обширного анализа и сравнения двух, казалось, отдаленных друг от друга сторон жизни общества. Медиаобраз государства на внешнеполитической арене напрямую зависит от образов его политической элиты и наиболее успешных представителей отстаивающих честь своего государства в спортивных состязаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF A STATE: POLITICAL IMAGE (BY THE EXAMPLE OF FOREIGN MEDIA PUBLICATIONS)

Creating of a media image in different areas of social life is one of the most interesting PR technologies in recent years. Media images influence the mass consciousness by creating a vision of a person or an event. The informational war offers the great amount of opportunities to create media images using as propaganda or misrepresentation of a warring party. Using different thematic categories for heavier influence on political leader or event allows us to analyze and compare two diverse areas of social life. Media image of a state depends on its political elite and the most successful sportsmen images.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗ ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ)»

Revyakina Karina E.

Altai State University

COMMUNICATIVE MODEL OF THE FAMILY CENTER AND CHILDREN OF THE YMCA (G. BARNAUL)

Abstract

The article contains the results of a study of the communicative activities of the YMCA (Family and Childhood Center). The characteristics of competing organizations in the market of pre-school services in Barnaul are presented. Particular attention is paid to the description of the means of communication of the research organization.

Keywords : communication, competitive analysis, family and childhood center, marketing activities, market, target segments.

Н.А. Андрюшкова А.А. Неволина

Череповецкий государственный университет natali. malo va. 94@mail. ru

МЕДИАОБРАЗ ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ)

Аннотация

Одной из самых интересных и изучаемых PR-технологий в последние годы становится формирование имиджа с помощью медиаоб-разов в различных сферах жизни общества. Именно они оказывают влияние на массовое сознание путем создания представления о человеке или событии. Новая информационная война создала обширное поле для создания медиаобразов, используемых в качестве метода пропаганды и искажения облика противоборствующей стороны. Использование нескольких категорий материалов для усиления влияния на имидж политического лидера или события дает возможность для обширного анализа и сравнения двух, казалось, отдаленных друг от друга сторон жизни общества. Медиаобраз государства на внешнеполитической арене напрямую зависит от образов его политической эли-

ты и наиболее успешных представителей отстаивающих честь своего государства в спортивных состязаниях.

Ключевые слова: медиаобразы, политический имидж, образ государства, массмедиа, Олимпийские игры, выборы президента, массовое сознание.

Современные средства массовой информации являются основным источником информации о политических лидерах, государствах и ключевых событиях в международных отношениях. Именно СМИ играют ведущую роль в массовой коммуникации. Журналисты, эксперты и обозреватели становятся ключевыми фигурами в формировании медиаобраза «Другого» государства.

На сегодняшний день многие исследователи сходятся во мнении, что массовое сознание формируется не посредством социальных институтов и норм, а через СМИ. Они формируют представление, интерпретируют и ранжируют политические явления. Массмедиа не только продвигают отдельную личность, но и формируют мнение у аудитории с помощью качественно сконструированных образов отдельных событий, которые отражены в медиапространстве. Такое явление получило название медиаментальности, основой которого являются медиаобразы.

Медиаобраз - это создаваемый в сознании реципиентов образ при участии СМИ, который впоследствии отражает комплекс представлений участников информационного сообщества по конкретному вопросу» [3].

Особый интерес вызывает технология конструирования и восприятия образов стран и территорий в мировом политическом пространстве, на которые оказывают влияние материалы СМИ несущие в себе определенные сообщения. В исследованиях для обозначения образа России используется понятие «Медиаобраз».

«Медиаобразы задают и формируют определенное видение политических реалий, придают имиджевый характер политическим объектам. Другими словами медиаобразы, вступая в пространство политики, выступают репрезентантами политических имиджей» [6].

Современное поле политики постепенно переносится в массме-дийное пространство, из которого и вытекают определенные образы, в этом и заключается суть информационной войны. Новая информаци-

онная война нашла отражение не только в текстах, отражающих сугубо политические вопросы, но и, как казалось обычному обывателю, довольно отдаленных от политики материалах на спортивную тему, которые стали популярны в связи со скандалами с допинг-пробами российских спортсменов и довольно быстро обрели политизированный подтекст, отражая не только отношение к ситуации, но к российской политической элите и государству в целом.

Данные категории «Управления» и «Спортивных достижений» выбраны неслучайно, они являются составляющими «стоимости бренда». Данную теорию сформулировал Симон Анхолт - специалист в области международных брендов. Согласно ей все брендовые политические послания обладают ярко выраженным оценочным характером и в совокупности определяют популярность бренда и его имидж [1].

«Политическая репутация страны определяется ее способностью управлять информационными процессами. Информационные и маркетинговые ресурсы власти находятся в тесном взаимодействии в пол и-тическом пространстве. Образы и бренды политических субъектов формируются массмедийными коммуникациями, а информационные сети массмедиа контролируются и управляются политическими субъектами, среди которых государство является самым ресурсообеспе-ченным и медийно-влиятельным политическим субъектом» [6].

Использование инструментов конструирования имиджа России находит свое отражение в формировании негативного образа нашего государства в европейских и американских СМИ. Это отождествление проблем в отношениях государств с образами российской политической элиты, возвращение образа противника, несущего в себе угрозу для мирового порядка.

В рамках нашего исследования внимание обращено на медиатек-сты зарубежных СМИ. Медиатексты являются сегодня одной из самых распространенных форм современного бытового языка, и их корпус продолжает постоянно увеличиваться [4].Текст является одним из этапов в процессе медиасознания и медиавосприятия, которые в свою очередь являются элементами медиаобразов. С помощью таких материалов формируется программируемый образ для реципиента, который чаще всего не совпадает с действительностью, либо умышленно искажается журналистом в процессе создания текста.

Также важно проанализировать влияние медиаобразов на имидж государства при помощи двух тематических групп текстовых материалов. Под имиджем подразумевается создаваемый искусственно образ, формируемый в массовом сознании средствами массовой коммуникации. Он может сочетать в себе реальные и мифологизированные (приписываемые) характеристики.

При проведении исследования были рассмотрены тексты европейских и американских изданий за период с 1 сентября по 5 ноября 2017 года на тему допинг-скандала с участием России и предстоящих выборов Президента РФ. [5].

Тематическая группа «Управление» включает в себя образ российской политической элиты, в том числе кандидатов на пост президента на грядущих выборах в 2018 году. Интерес к данным событиям со стороны зарубежных СМИ не случаен. В 2016 году весь мир наблюдал за выборами президента США, в материалах мировых СМИ активно муссировалась тема вмешательства России в данное событие и влияние на итог президентской гонки Сейчас же Россия сама стоит на пороге выборов, где помимо яркого медиаобраза В. В. Путина есть еще несколько фигур, которым уделяется внимание в материалах. Они, безусловно, являются компонентами формирования медиаобраза не только президентской гонки в РФ, но и будущего России, а значит и возможного изменения её медиаобраза и положения в современных международных отношениях.

Так в фокусе статей данной категории - действующий президент РФ Владимир Путин, Ксения Собчак, недавно объявившая о своём намерении принимать участие в выборах в противовес нынешней власти, а также оппозиционер Алексей Навальный. Что касается последнего, в рассматриваемый нами период его фигура представлена не так ярко и является не слишком популярной для обсуждений в зарубежных СМИ. Издания ограничиваются тем, что описывают его как ха-ризматичного блоггера, лидера оппозиции, осуждённого за мнимое хищение на предприятии и вследствие лишённого права баллотироваться, но получающего поддержку определённой части населения по всей стране.

Гораздо больший интерес зарубежных изданий вызывает ещё одна представительница оппозиции - Ксения Собчак - последние два месяца её личность в публикуемых текстах данной тематики упомина-

ется почти также часто, как имя действующего президента. В статьях формируется её противоречивый образ - яркая, умная, образованная женщина с прогрессивными для России взглядами с одной стороны и телеведущая реалити-шоу «с имиджем девушки лёгкого поведения», несерьёзный кандидат, вызывающий раздражение населения - с другой. Вспоминая о её родственных связях, Собчак называют «звёздной дочерью» и с недоверием пишут о выдвижении её кандидатуры на пост президента, высказывая подозрения в том, что это очередной ход Кремля для создания видимости здоровой конкуренции и ослабления реальной оппозиции в лице Алексея Навального.

Наконец, самая популярная обсуждаемая личность - Владимир Путин - предстаёт в качестве самодержца, сильного лидера с жёстким стилем руководства, «царя, завоевавшего Крым». Источники упоминают, что Путин до сих пор не объявил о своём участии в выборах, однако не сомневаются, что его переизбрание состоится. «Но что если (давайте на секунду представим себе то, что представить невозможно) он решит не принимать участие в выборах? Что же будет тогда?» -иронично задаёт риторический вопрос британское издание The Guardian, тут же давая ответ - за этим последует оцепенение как внутри страны, так и за рубежом, поэтому о таком исходе невозможно даже думать. Большинство изданий пишут, что в России интерес народа к выборам «удручающе низкий», хотя некоторые упоминают волны митингов в разных городах и опросы, результаты которых показывают, что население ждёт перемен В целом предстоящие выборы в зарубежных СМИ представляются как «сцена, за кулисами которой ведутся грязные игры» и «схватка бульдогов под кремлёвским ковром» -речь идёт о непрозрачности и в то же время опасном характере политических процессов в стране. Многие статьи содержат утверждения о стагнации или упадке внутри России, причинами которых являются её разногласия с Западом и США, санкции, а также несменяемые на протяжении многих лет представители власти. В некоторых публикациях Владимира Путина представляют как уставшего, стареющего президента, у которого только глобальные проблемы всё ещё вызывают интерес. «Если Россия хочет выбраться из тупика, то выход у неё, помимо масштабных военных действий, - один. Это смена руководства».

Тематическая группа «Спортивные достижения» становится сейчас не менее актуальной, чем выборы - публикуются новые аспекты

скандалов с российской олимпийской сборной, сейчас это тема становится особенно острой, в то время как ставится вопрос об исключении всей нашей сборной из олимпийской гонки.

В отличие от публикаций сугубо политического характера на тему выборов, где образы передаются в большинстве случаев более нейтральными выражениями, тексты об участии России в допинг-скандале отличаются экспрессией и яркими образами. В статьях мошеннические действия российских спортсменов объясняются характером всего государства и целой нации. Решения МОК о проверке расследований и возможном допуске сборной к участию в Олимпиаде безоговорочно осуждают и называют проявлением бесхребетности. Образ российских спортсменов приравнивается к образу преступников и обманщиков в «грязном мире допингового жульничества». Издания пишут, что Кремль не скупится и пойдёт на всё ради престижа, а Владимир Путин поверхностно относится к проблеме допинга в российском спорте. Здесь же формируется и образ России, находящейся в упадке, а также показной характер подготовки к международным спортивным мероприятиям, которые проводятся в стране - на примере роскошного современного стадиона в Волгограде, дорога к которому «идёт по разбитым улицам, мимо советских дворцов культуры с отваливающейся штукатуркой, мимо ржавеющих фабрик». Здесь же указывают и на опасность нахождения в России, используя ироничное противопоставление: «Насчёт безопасности иностранцы могут не беспокоиться. Волгоград находится вблизи неспокойного Кавказского региона, и четыре года тому назад террористы-смертники уничтожали здесь десятки мирных жителей». Наряду с угрозой террористов упоминается угроза агрессивных русских болельщиков, «которые в прошлом году в Марселе убили одного человека».

Тексты СМИ политического характера наряду с текстами на сторонние популярные темы, такие как спорт, обладают большим потенциалом формирования медиаобраза страны в сознании аудитории С учётом условий информационной войны целью зарубежных изданий является создание негативного образа российских политических лидеров, спортсменов и государства в целом. На примере европейских и американских статей можно проследить попытки представить русских как вражескую и преступную нацию, президента России в качестве жесткого диктатора и Россию как страну, находящуюся в упадке.

Многократное использование подобных образов навязывает читателям искажённое видение реальности и позволяет оказывать влияние на их политические взгляды.

Литература

1. Анхолт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. М., 2004. С. 186-210 и др.

2. Виноградова Н. С. Политико-психологический анализ образа России в англо-американских печатных СМИ (исследование 20082009 гг.) : дис. ... канд. полит. наук: 19.00.12. М., 2010.

3. Всеволодова А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2.

4. Гончаренко А.Б. Медиатекст как инструмент PR в туризме // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2014. №12.

5. ИноСМИ.ру [Электронный ресурс]. URL:http://inosmi.ru/

6. Современная политическая философия : учеб. пособие / Русакова О. Ф. Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2010.

Andryushkova Natalia A.

Nevolina Anna A.

Cherepovets State University

IMAGE OF A STATE: POLITICAL IMAGE (BY THE EXAMPLE OF FOREIGN MEDIA PUBLICATIONS)

Abstract

Creating of a media image in different areas of social life is one of the most interesting PR technologies in recent years. Media images influence the mass consciousness by creating a vision of a person or an event. The informational war offers the great amount of opportunities to create media images using as propaganda or misrepresentation of a warring party. Using different thematic categories for heavier influence on political leader or event allows us to analyze and compare two diverse areas of social life. Media image of a state depends on its political elite and the most successful sportsmen images.

Key words: political image, image of state, mass media, the Olympic Games, presidential election, mass consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.