УДК: 070:81'27
ББК: 80
Марзан М.А.
МЕДИАНАСИЛИЕ КАК МАССОВОЕ ЯВЛЕНИЕ
Marzan M.A.
MEDIA VIOLENCE AS THE MASS PHENOMENON
Ключевые слова: медианасилие, массовизация, медиатекст, средства массовой информации, медиа, медиасфера, медиапространство, аудитория, конвергенция, актуальные практики, дискурс.
Keywords: media violence, massovization, media text, mass media, media, media sphere, media space, audience, convergence, relevant practicians, discourse.
Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что проблема медианасилия приобрела массовый характер в современном медиапространстве, а именно - активно идет процесс массовизации медианасилия. Он выражается в том, что ме-дианасилие сделалось количественно-качественной характеристикой медиасферы в целом. Весьма важной тенденцией является и конвергенция форматов СМИ и других медиа. В результате этого процесса в одном информационном поле стали функционировать различные «конвергированные и омассовленные» тексты о насилии.
Цель статьи заключается в определении критериев по выявлению медианасилия в гибридных текстах массовой коммуникации. Определяются факторы массовизации медианаси-лия, которое не только стало частью медиасферы, но и приобрело характер дискурсивной практики.
В оценке явления медианасилия мы исходим из ценностей социокультурной политики, ориентированной на человека, его нужды и информационную безопасность. Ведущий метод исследования текстов массовой коммуникации - метод, основанный на трех проекциях эффективного масс-медийного текста, выявленных И.М. Дзялошинским.
Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу медиасферы, дискурсивных актуальных практик и медиадискурса, а также в деятельности СМИ.
Abstract: the relevance of the problem stated in article is caused by the fact that the problem of media violence has gained mass character in modern media space, namely - actively there is a process of a massovization of media violence. It says that media violence has become the quantitative and qualitative characteristic of the media sphere in general. Very important tendency is also convergence offormats of media and other media. As a result of this process in one information field "converged and omassovlenny" texts about violence began to function various.
The purpose of article consists in determination of criteria on identification of media violence in hybrid texts of mass communication to show totality of a massovization of media violence which not only became a part of the media sphere, but also has gained the nature of diskursivny practice.
The leading method put in a basis of a solution - the method of cultural and information policy in general allowing to define, how exactly it is necessary to light materials about violence and what role of the journalist in this lighting.
Results of a research can be applied in the theoretical researches devoted to the analysis of the media sphere, the diskursivnykh relevant the practician and a media discourse and also in activity of media.
В настоящее время радио, телевидение, видеофильмы, компьютерные игры, Интернет оказались на передовой. По мнению
М. Маклюэна, различные масс-медиа создают новую коммуникативную связь высокого
участия и вовлечения1. Благодаря этому массовая информация включает в себя все, в чем проявляется массовый человек и массовая аудитория: от социальных сетей и блогосфе-ры - до газетной периодики, от кинематографа, кинотрейлеров и мультипликации -до телевизионной журналистики.
Оборотной стороной развития медиа стало то, что тексты массовой коммуникации изобилуют негативным контентом, а именно - медианасилием. Медианасилие есть массовое явление в медиапространстве. Один из подходов к обоснованию процесса массови-зации медианасилия заключается в том, что оно сделалось количественно-качественной характеристикой медиасферы в целом, а не отдельных локальных актуальных практик. При этом очевидно, что подобная «медиа-диета» оказывает огромное влияние на взрослую и детскую аудиторию и увеличивает у них риск насильственного поведения в реальном мире2. Как справедливо считает С.Г. Кара-Мурза: «Телевидение же вводит зрелище смерти в дом каждой семьи вне всяких норм, в огромных количествах и в самом неприглядном виде. С утра до вечера на нас обрушивают поток образов смерти - катастрофы, похороны, убийства, морги. И нормальный человек погружается в состояние
3
непрерывного шока» .
Данная работа ставит перед собой задачу - рассмотреть вопросы, связанные с массовизацией медианасилия в современном медиапространстве. Мы исходим из того, что медианасилие является тотальным явлением. В то же время оно, как характеристика тональности определенного текста, проявляется в каждом формате СМИ и других медиа по-разному. Причем в результате конвергенции журналистский текст вобрал в себя признаки других медиатекстов и возможность разного представления контекстного содержания. Нам необходимо определиться, как
1 Маклюэн ГМ. Понимание медиа: Внешние расширения человека / ГМ. Маклюэн; пер. с англ.
B.Николаева; - 4-е изд - М.: Кучково-поле, 2014. С. 221.
2 Гаязова С.Р. Сущность и специфика медиа-насилия как проявления «нового варварства» в ме-диакультуре. URL: file:///C:/Users/K/Downloads/ suschnost-i-spetsifika-medianasiliya-kak-proyavlenie-novogo-varvarstva-v-mediakulture%20(9).pdf
3 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием /
C. Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2010. С. 693.
проявляет себя журналистика в различных конвергентных текстах с медианасилием. В этой связи цель данной статьи - определить ряд критериев по выявлению медиана-силия в гибридных текстах массовой коммуникации.
Массовизация аудитории как фактор массовизации медианасилия
Основные тенденции информационно-коммуникативных процессов, связанные с массовизацией аудитории, позволяют говорить о том, что мы имеем дело с массой мирового масштаба. Последняя в контексте исследований СМИ означает прежде всего аудиторию, состоящую из потребителей продуктов культуры, которая относительно велика и недифференцирована по месту проживания и социальному классу4. Масса является ключевым понятием в доктрине массового общества. Так социологи характеризуют общество, в котором господствуют социальная психология масс, массовое сознание, массовое производство и потребление, массовая коммуникация и массовая культура, а также формируются массовые ценности .
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в своей классической работе «Восстание масс» пишет о новой единице общества, которую называет «человеком массы»: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - это совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Таким образом, чисто количественное определение - многие -переходит в качественное». По мнению Ор-тега-и-Гассета, человек массы со своими сниженными эстетическими запросами создает такую же, как и он сам, заурядную культуру, которая не дополняет «высокую» культуру, а вытесняет ее на периферию, стремится занять лидирующую позицию6.
При этом следует иметь в виду, что коммерциализация всех общественных отношений привела к возникновению массовой
4 Фомичева И.Д. Социология СМИ. URL: https ://studfiles .net/preview/5021305/
5 Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И., Луков В.А. Социальный контроль масс. URL: http://www.plam.ru/ nauchlit/socialnyi_kontrol_mass/indexphp
6 "Человек массы" как основной потребитель массовой культуры. URL: http://studbooks.net/ 661654/kulturologiya/ massy_osnovnoy_potrebitel_mass ovoy_kultury
культуры и феномена, который немецкий философ Т.В. Адорно назвал «культуринду-стрией». Она, как и любая промышленная отрасль, стремится произвести востребованный товар, максимально соответствующий запросам потенциальных покупателей. Поэтому массовая культура формируется, исходя из потребностей массовой аудитории. Иными словами, прочно обосновавшаяся массовая культура оказывает сильное влияние на потребителей, которых она направляет и чьи потребности создает. В целом, массовая культура является мощным инструментом манипулирования человеческой психикой1.
На эти действия накладываются технические и технологические новшества средств массовой коммуникации, которые влекут за собой изменения в характере информации и восприятии мира. Как пишет М. Маклюэн, в развитии цивилизации выделяется три этапа: первобытная дописьменная культура, культура письменно-печатная и современный. На последнем этапе электронные средства массовой информации вновь возвращают нас к первому этапу развития цивилизации, основанному на слуховизуальном восприятии реальности. Опираясь на эту концепцию он делает вывод, что сейчас идет возрождение первобытной культуры, чьи мифы формируются средствами массовой информации, которые сужают пространство, превращают мир в «глобальную деревню» и создают «нового племенного человека»2.
На самом деле ситуация значительно сложнее. Дело не только в том, что процесс становления массового человека рассматривается, во-первых, как количественно-качественная «подгонка» личности под массовый стандарт, когда мышление и сознание личности, ее поведенческие стереотипы перестраиваются под образцы, заданные массой и обществом, а во-вторых, как возвращение общества в первобытное состояние, при котором у «нового племенного челове-
1 Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Т. Адорно, М. Хоркхаймер. М.; СПб., 1997. URL: http:// bookmate.com/r#d=f8TKQwa5
2 Маклюэн r.M. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / Г.М. Маклюэн: пер. с англ. и прим.: А. Юдин. - М., 2003 // Центр гуманитарных технологий. URL: http:// gtmar-ket .ru/laboratory/b as is/3568
ка» возрождается естественное слуховизу-альное многомерное восприятие мира и коллективности.
Дело еще и в том, что с точки зрения процесса массовизации аудитории, массови-зация медианасилия рассматривается как особая форма массового состояния и масштабного воздействия на структуру всего медиаполя. В этих условиях «омассовлен-ное» медианасилие стало частью медиасфе-ры и приобрело характер дискурсивной практики.
Конвергенция медиаформатов как фактор массовизации медианасилия
Современные исследователи массовых коммуникаций акцентируют свое внимание на изменениях в способе освоения человеком реальности. Они связаны с тем, что на смену классицизму в картине мира XVI - XVIII вв. и реализму в картине мира XIX в. - первой половины XX в. пришел «импрессионистский кубизм» наших дней. В результате появился отчужденный от человека «мультимедийный» информационный продукт. Последний активно вовлекается во фрагменти-рованную картину мира, которая предстает как «сцена-зрительный зал» постоянно меняющейся реальности-трансформера3. Эти изменения составляют основу конвергенции жанров и форм, которая означает, что сочленение различных медиаплатформ приводит к прониканию и ассимиляции жанров одной медиплатформы с жанрами другой4.
По мнению Марии Филь, «нет ничего условнее, чем широко известное разделение «традиционных» (телевидение, радио, газеты, журналы) и «новых» (например, социальные сети, блогосфера) СМИ». Газеты и телепередачи моментально появляются и распространяются в Интернете. В свою очередь, их обсуждают пользователи всемирной паутины. Следовательно, «очень сложно провести четкий водораздел между различными типами источников информации»: все они существуют в одном «бурлящем информационном поле». На вопрос, каким основ-
3 Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы. В помощь преподавателю журналистики: учеб. пособие / под ред. С.К. Шайхитди-новой. - Казань: Казан. ун-т, 2012. С. 4.
4 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г Качкаевой. М., 2010. С. 69.
ным принципом функционирования они объединяются, дается следующий ответ: «в центре внимания находятся самые важные и значимые события. Только применительно к «традиционным» СМИ эти события отражают актуальные практики, в значимость которых вовлечены относительно большие группы людей, а применительно к «новым» СМИ факты могут содержать актуальные практики, имеющие значение для определенного круга людей или только для конкретного человека»1.
Разумеется, значительную роль в обеспечении деятельности СМИ как площадки для организации обсуждений, многостороннего обмена мнениями играет функция форума, или канала социального участия. Как пишет И.Д. Фомичева, в современном мире СМИ являются составляющими публичной сферы, о которой говорят как о пространстве, где взаимодействия основных социальных субъектов - общества, власти, бизнеса при участии журналистов переходят в дискурсивные актуальные практики. При этом ресурсы Интернета способствуют умножению площадок для обсуждения и распространения информации. Не менее важным фактором для организации эффективного участия государства, бизнеса и общественности в коммуникации является мера включенности их в общий контекст информационного пространства, степень разработанности социальных технологий и объединение усилий традиционных и Интернет-СМИ. Наконец, журналисты сами должны быть готовы организовывать и стимулировать информационное участие этих трех секторов через СМИ2.
Таким образом, в результате медиакон-вергенции произошло сближение «традиционных» и «новых» СМИ. Журнализм проник в нежурналистские тексты, но в то же время журналистские тексты вобрали в себя признаки других медиатекстов. Это привело к тому, что мы имеем общий медиапоток. Именно в это медиапространство конвер-
1 Филь М. Социальные сети: новые технологии управления миром / Мария Филь - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. С. 109-110.
2 Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ. URL:http://www.joum.msu.ru/study/handouts/texts/ soc_int.pdf
гентно и дискурсивно вписаны различные актуальные практики и вовлечены не только журналисты, но и государство, бизнес, общественность.
Данная теория, безусловно, описывает некоторые закономерности функционирования различных текстов массовой коммуникации, в том числе и массовизации медиана-силия. Важно, что все тексты о насилии отражают актуальные практики и в своей основе содержат страх.
Массовизация медиатекстов о насилии
Анализ текстов СМИ и других медиа, содержащих медианасилие, будет произведен с опорой на три проекции эффективного масс-медийного текста, выявленные И.М. Дзялошинским. По его мнению, первая проекция высвечивает событийную сторону текста; вторая проекция указывает на смысл, оценки, объяснения и предложения; третья проекция связана с выразительными ресурсами: язык, факты, образы и постулаты .
В рамках третьей проекции текста нами будет использована лингвистическая диагностика языковой агрессии на уровне классификации вербальной инвективы как средства выражения негативно оценочных лексем. Согласно диагностики, предложенной А.А. Леонтьевым, В.Н. Базылевым, Ю.А. Бельчиковым, Ю.А. Сорокиным, ин-вективная лексика делится на две группы: литературная (вполне соответствует литературным нормам) и внелитературная (жаргонная лексика, просторечия, диалектные слова, обсценная лексика или мат)4. Более того, внутри литературной инвективной лексики выделяют восемь разрядов слов и выражений: 1) обозначают деятельность антисоциального характера; 2) имеют ярко выраженную негативную окраску; 3) называют профессии, которые в переносном значении приобретают негативную оценку; 4) отсылают к названиям животных; 5) глаголы с «осуждающим» значением; 6) содержат негативную и экспрессивную оценку чьей - либо
3 Дзялошинский И.М. Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ. URL: http://www.dzyalosh.ru/ 01-co mm/statii/dzyalosh-01/kom-harakt.html
4 Типология оскорбительной (инвективной) лексики. URL: http://studopedia.ru/2_42805_tipologiya-oskorbitelnoy-invektivnoy-leksiki.html
личности; 7) эвфемизмы для слов 1-го разряда, сохраняющие их негативный характер; 8) построены на игре слов, каламбурах, чтобы оскорбить адресата1. Факты будут оцениваются нами с позиции, насколько они осмыслены и переработаны авторами, насколько доказывают, объясняют и оценивают событие. Под образами Дзялошинский понимает «некие слова и словосочетания, которые несут опыт оценки или объяснений чего-то», а под постулатами - вечные истины: аксиомы, пословицы, поговорки, народная мудрость, цитаты и другое.
В то же время в исследовании текстов СМИ и других медиа мы будем иметь в виду сформулированные Е.П. Прохоровым требования к журналистскому тексту, необходимые для того, чтобы текст не только был воспринят, но и вызвал эффекты, оказал воздействие на аудиторию: материал должен содержать проблему; проблема должна быть актуальной; изложение проблемы должно соответствовать уровню аудитории и уровню достигнутых в этой области знаний; должен быть драматизм повествования, чтобы вызвать отклик у читателей; материал должен заинтересовать читателя.
Рассмотрим, как представлено единство этих трех проекций в разных текстах СМИ, в которых сообщается об одном и том же актуальном «кейсе»: 11 декабря 2017 года в подмосковном Серпухове 26-летний Дмитрий Грачев, заподозрив 25-летнюю жену Маргариту в измене, отрубил ей кисти рук. Так, например, в электронной версии ежедневного государственного издания «Российская газета», в выпуске от 12 декабря 2017 года в публикации «В Подмосковье мужчина отрубил жене руки», опубликованной в рубрике «Происшествия», первая проекция выражена событием, кратко отразившемся в первом абзаце. Данный текст содержит актуальную проблему - домашнее насилие над женщинами. В текст включен абзац с драматичным образным описанием произошедшей «кошмарной семейной драмы». Вторая проекция выражена не полностью: выявлена только оценка ситуации, представленная в комментариях экспертов -сообщениях официального представителя
1 Шевчук Д.А. Экономическая журналистика. М., 2008. - 309 с.
ГУ МВД по Московской области Татьяны Петровой и главного врача Александра Мяс-никова. Третья проекция проявляется в тенденции к инвективности слов на уровне употребления лексических единиц агрессивной семантики (литературной инвективной лексики): «отрубил обе кисти» (5-й разряд), «агрессор» (2-й разряд), «муж-ревнивец» (2-й разряд). Кроме того, в тексте краткая фактологическая база; образы и постулаты отсутствуют. Комментарии читателей отсутствуют .
Другой пример журналистского текста с данным «кейсом» - «Отелло с топором» возьмем из электронной версии газеты «Жизнь», опубликованного в номере от 21 декабря 2017 года, в рубрике «Криминал», и разберем его в соответствии с тремя проекциями. Первая проекция: в тексте повествуется о происшествии. Оценка действиям задержанного выражается в комментариях эксперта (психиатра-криминалиста Михаила Виноградова), который считает, что этого «безумца нужно немедленно изолировать», а также в словах тещи, которая называет его «психом». Вторая проекция представлена не полностью: объяснения и предложения отсутствуют. В рамках третьей проекции, как и в первом тексте, выявлена литературная инвективная лексика: «задушил» (5-й разряд), «отрубил кисти рук» (5-й разряд), «садист» (2-й разряд), «изувечил» (5-й разряд), «муж-изверг» (2-й разряд), «избил, ножом угрожал» (5-й разряд). В текст введен образ похожего происшествия. В целом благодаря образности текст содержательно напоминает сцену из фильмов ужасов и страшную историю. В то же время он имеет недостаточную фактологическую основу. Постулаты и комментарии читателей отсутству-ют3.
Проанализируем также аудиовизуальный журналистский текст о данном происшествии. К примеру, в общественном ток-шоу «Прямой эфир» об этом заговорили в выпуске от 20 декабря 2017 года - «Девушка, которой муж отрубил кисти, пошевелила
2 Бабкин С. В Подмосковье мужчина отрубил жене руки. URL: https://rg.ru/2017/12/12/reg-cfo/v-podmoskove-muzhchina-otrubil-zhene-ruki.html
3 Отелло с топором. URL: http://zhizn.ru/ posts/4557
пальцами пришитой руки». В рамках первой проекции ведущий ток-шоу Андрей Малахов рассказывает о случившемся и вводит зрителей в суть проблемы, которая заключается в освещении не только темы домашнего насилия, но и основного вопроса: «Должны ли родители отвечать за жестокое преступление своего сына?». Изложение проблемы - доступное и понятное, дополняется кадрами из семейного архива, указывающими на то, что в семье не было замечено разногласий. Кроме того, в выпуск включено интервью с директором школы, в которой учился Дмитрий Грачев. Она дает положительную характеристику задержанному: «Он не отвечал грубостью или какими-то злыми нехорошими словами». Участники программы выступают со своими оценками, объяснениями и предложениями по поводу того, как следует решать проблему. Так, вторая проекция полностью выражена. В речи участников была замечена небольшая агрессия: «скот» (2-й разряд), «урод» (2-й разряд), «садист и извращенец» (2-й разряд). Фактологическая база расширенная: сообщаются детали произошедшего и возможные причины, повлекшие случившееся, а также с помощью фотографий, архивных кадров и отрывков из видео с участием пострадавшей девушки создается образность. Более того, в ток-шоу «Прямой эфир» используется визуализация текста, который выражен в том, что на экране, наподобие облака тегов, 5 раз за выпуск появляются слова, сопровождающие речь матери Дмитрия Грачева: «Мать мужа, отрубившего руки жене, хочет вымолить у нее прощение». Постулаты отсутствуют1.
Рассмотрим текст других медиа, а именно - онлайн-дневника одного из пользователей блог-плотформы LiveJournal, опубликованный 23 декабря 2017 года - «Христианское смирение или потакание психопату?». Данный текст поднимает актуальную проблему - домашнее насилие над женщинами. Причем позиция автора заключается в том, что «у насильников, психопатов, переверз-ных нарциссов, манипуляторов, абьюзеров,
1 Девушка, которой муж отрубил кисти, пошевелила пальцами пришитой руки. URL: http://pryamoj-efir.ru/pryamoj-efir-20-12-2017-devushka-kotoroj-muzh-otrubil-kisti-poshevelila-paltsami-prishitoj -ruki/
газлайтеров, мизогинов и прочей нечисти больше защитников и поддерживающих, чем у любой жертвы, даже самой беспомощной». Изложение проблемы - доступное и понятное. Вторая проекция ярко выражена в авторских оценочных суждениях и объяснениях. В тексте обозначены три ссылки на мнения экспертов, но они лишь подтверждают мнение самого автора. Решение проблемы озвучено в одном предложении: «Надеюсь, что наступит день, когда, наконец, общество осознает, что дело не в жертве, которая "довела мужика", и за физические и моральные издевательства психопатов начнут изолировать от общества». В целом вторая проекция представлена не в полной мере и, кроме того, она субъективного характера. Автор текста использует следующую речевую агрессию: «насильник» (2-й разряд), «дура» (2-й разряд), «алкоголик» (6-й разряд), пьяница» (6-й разряд), «тиран» (6-й разряд). Текст содержит в себе такие признаки, как образность, драматичность. Фактологическая база недостаточная. Постулаты: «Иногда человек, за которого ты бы приняла пулю, становится тем единственным, кто спускает курок» (ак-сиома)2.
Результаты исследования текстов с ме-дианасилием показали, как представлено единство трех проекций И.М. Дзялошинско-го в текстах СМИ и других медиа. Так, в текстах журналистского формата оценка, объяснения проблемы и предложения, как ее решать, замечены только в речи экспертов и общественности. При этом автор не анализирует ситуацию. В то время как в текстах других медиа оценки, объяснения и предложения содержатся в авторских рассуждениях. Здесь сам автор представляет общественность. Речевая агрессия, образность, экспрессивность наблюдаются и в текстах СМИ, и в текстах других медиа. В последние добавляются постулаты. Таким образом, фактологичность без авторского анализа присуща только журналистскому тексту. Однако в нем описываемую ситуацию анализируют эксперты и общественность. Авторские субъективность и анализ представлены в последнем тексте. Во всех текстах
2 Христианское смирение или потакание психопату? URL: https://matusenka.livejournal.com/ 205 945.html
замечено широкое использование выразительных средств, что делает тексты о насилии более эмоциональными, драматичными, экспрессивными, а следовательно, это способствует воздействию на аудиторию, повышает уровень ужаса в текстах подобного содержания, тревожность и страх у индивидов.
Как видим, журнализм проявляет себя не только в текстах СМИ, но и в текстах других медиа. Последние могут быть созданы любым представителем общественности. Более того, журналистские тексты вобрали в себя признаки других медиатекстов, а вместе с этим и возможность разного представления информации. Это позволяет говорить о тотальности массовизации медианасилия, ко-
торое не только стало частью медиасферы, но и приобрело характер дискурсивной практики.
Полагаем, что формирование культурно-информационной политики в целом представляет собой критерий качественности текстов СМИ и других медиа. Именно он позволит определить, как именно нужно сообщать о произошедшем насилии (открыто и в деталях либо в дозированном виде) и какова роль журналиста в этом освещении (должна ли существовать утвержденная цензура или достаточно журналистской самоцензуры). В любом случае каждый журналист должен ясно осознавать силу воздействия на аудиторию «вброшенной» им информации в медиапространство.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адорно, Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Т. Адорно, М. Хорк-хаймер. - М.; СПб., 1997 Рлектронный ресурс]. - Режим доступа: http:// bookmate.com/r#d=f8TKQwa5. (дата обращения: 30.01.2018).
2. Бабкин, С. В Подмосковье мужчина отрубил жене руки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/12/reg-cfo/v-podmoskove-muzhchina-otrubil-zhene-ruki.html. (дата обращения: 30.01.2018).
3. Гаязова, С.Р. Сущность и специфика медианасилия как проявления «нового варварства» в медиакультуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file ///C:/Users/к/Downloads/suschnost-i-spetsifíka-medianasiliya-kak-proyavlenie-novogo-varvarstva-v-mediakulture%20(9).pdf (дата обращения: 30.01.2018).
4. Девушка, которой муж отрубил кисти, пошевелила пальцами пришитой руки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pryamoj-efir.ru/pryamoj-efir-20-12-2017-devushka-kotoroj-muzh-otrubil-kisti-poshevelila-paltsami-prishitoj-ruki/. (дата обращения: 30.01.2018).
5. Дзялошинский, И.М. Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www. dzyalosh.ru/01-comm/statii/dzyalosh-01/kom-harakt.html. (дата обращения: 30.01.2018).
6. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г Качкаевой. - М., 2010. - С. 69-79.
7. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2010. - С.
693.
8. Макаревич, Э.Ф., Карпухин, О.И., Луков, В.А. Социальный контроль масс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plam.ru/nauchlit/socialnyi_kontrol_mass/index.php (дата обращения: 30.01.2018).
9. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Г.М.Маклюэн; пер. с англ. В.Николаева. - 4-е изд. - М.: Кучково-поле, 2014. С. 212-229.
10. Маклюэн, Г. M. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / Г.М. Маклюэн: пер. с англ. и прим. А. Юдин. — М., 2003 // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// gtmarket.ru/laboratory/basis/3568 (дата обращения: 30.01.2018).
11. Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы. В помощь преподавателю журналистики: учеб. пособие / под ред. С.К. Шайхитдиновой. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - С. 4 -9.
12. Отелло с топором [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhizn.ru/posts/4557.
(дата обращения: 30.01.2018).
13. Типология оскорбительной (инвективной) лексики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/2_42805_tipologiya-oskorbitelnoy-invektivnoy-leksiki.html (дата обращения: 30.01.2018).
14. Филь, М. Социальные сети: новые технологии управления миром / Мария Филь. -М.: Московский финансово- промышленный университет «Синергия», 2016. - С. 109-116.
15. Фомичева, И.Д. Социология СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5021305/ (дата обращения: 30.01.2018).
16. Фомичева, И.Д. Социология Интернет-СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/soc_int.pdf (дата обращения: 30.01.2018).
17. Христианское смирение или потакание психопату? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://matusenka.livejournal.com/205945.html. (дата обращения: 30.01.2018).
18. "Человек массы" как основной потребитель массовой культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studbooks.net/661654/kulturologiya/massy_osnovnoy_ potrebi-tel_massovoy_kultury (дата обращения: 30.01.2018).
19. Шевчук, Д.А. Экономическая журналистика. - М., 2008. - 309 с.
УДК: 070