Научная статья на тему 'Медиакультура в процессах социального взаимодействия современного мира: системный подход'

Медиакультура в процессах социального взаимодействия современного мира: системный подход Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
230
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / MEDIA CULTURE / COMMUNICATION SPACE / COMMUNICATION PROCESS / SOCIAL SYSTEM / MEDIATION / MEDIACY / SYSTEMATIC APPROACH / SYMBOLIC REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Елена Игоревна

Предлагается рассмотрение медиакультуры с позиций системного подхода как одной из подсистем системы культуры, как коммуницирующой среды, которая, обеспечивая взаимодействие между различными социальными системами, существенным образом трансформирует общественные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CULTURE IN PROCESSES OF MODERN WORLD SOCIAL INTERACTION: SYSTEMATIC APPROACH

The article gives the analysis of the media culture from a position of systematic approach. interaction. The media culture is considered as one of subsystems of the culture system, also as a communication environment, which ensures the interaction between the various social systems, producing new communication models and transforming thereby significantly the social processes.

Текст научной работы на тему «Медиакультура в процессах социального взаимодействия современного мира: системный подход»

Философия. Культурология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 3 (15), с. 67-71 67

УДК 130.2

МЕДИАКУЛЬТУРА В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

© 2009 г. Е.И. Кузнецова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

[email protected]

Поступила в редакцию 22.06.2009

Предлагается рассмотрение медиакультуры с позиций системного подхода - как одной из подсистем системы культуры, как коммуницирующой среды, которая, обеспечивая взаимодействие между различными социальными системами, существенным образом трансформирует общественные процессы.

Ключевые слова: медиакультура, коммуникативное пространство, коммуникативный процесс, социальная система, медиация, медиальность, системный подход, символическая реальность.

В последние два десятилетия в исследованиях социальной коммуникации все более актуальной становится проблематизация медиакультуры, при этом утверждается подход к медиа-культуре как к культуре постиндустриального общества. В такой постановке вопроса рассматриваемый феномен либо редуцируется к технико-технологической составляющей, что приводит к трансмиссионному подходу, индифферентному к социальным смыслам, либо культурные формы, прошедшие долгий путь исторического развития - миф, театр, книга, газета, комикс - получают новый «статус» и становятся своеобразными объектами «ускоренной модернизации» медиакультурных концепций. При этом остаются за гранью вопрошания, к примеру, роль языковых форм в ансамбле новых информационно-коммуникативных средств или проблемы генезиса медиакультуры, где хронологические рамки «перешагивают» современную эпоху и вбирают в себя все пространство человеческой культуры. Думается, эти вопросы требуют своего уточнения. Предложим некоторые соображения в рамках данной проблематики.

Содержательная сторона термина медиа-культура этимологически указывает, с одной стороны, на культурную природу исследуемого феномена, с другой - на опосредованность, ме-диальность как ее атрибутивное свойство. При этом в данном исследовательском контексте речь идет не столько о том, чтобы дать строгую дефиницию понятия медиа, как это происходит, например, в современных европейских дебатах о понятийном фундаменте медианауки [1], сколько об обосновании собственно принципа опосредования как элемента, носящего систем-

ный характер, в исследованиях, предметом которых является медиакультура.

Проблема опосредования - это проблема истинности нашего знания о мире. И в этой связи вопрос о роли структур опосредования, участвующих в этом процессе, находится в ряду с попытками рефлексии природы познания, начиная с эпохи античности, средних веков, нововременной культуры, заканчивая способами понимания и видения гносеологических проблем, которые существуют в неклассической и постнеклассической традициях. Метафора зеркала и базирующаяся на ней теория репрезентации классической философии в ХХ веке подверглась сомнению: в процессе познания язык, миф, искусство предстают не просто зеркалами, отражающими данное бытие, внешнее или внутреннее, таким, какое оно есть; «они - не индифферентные опосредования, а скорее источники света, условия видения и начала всякого формообразования» [2].

Нельзя не принять в расчет того положения, что любой процесс наблюдения опосредуется средой, пространством и временем, и когда мы говорим о восприятии, мы понимаем его как процесс комплексного опосредования. Но здесь можно либо принять ту точку зрения, что выделение реального объекта во всех случаях предполагает использование - обычно бессознательное - целого ряда допущений относительно поведения предмета-посредника [3], либо изучать сам сложный процесс опосредования на уровне так называемых мидин восприятия, где пространство и время становятся объектами исследования в контексте анализа проблемы опосредования [4]. Разумеется, чаще всего в исследовательских целях приходится абстраги-

роваться от подобного рода факторов, однако не в том случае, когда мы пытаемся выяснить сущность медиакультуры.

Соглашаясь с утверждением о своеобразии духовных процессов, к которым относится и сфера медиакультуры, все же подчеркнем: для того, чтобы не только признать медиакультуру системным объектом, но понять ее природу как системы, представить ее с точки зрения внутреннего строения, необходимо выявить предельные основания этой системности, начать анализ с уровня элементов как основополагающего для анализа более высоких уровней. По сути дела мы встаем перед необходимостью «препарировать» собственно «культуротворя-щий способ существования человечества» [5].

Культура как способ деятельности представляет собой процесс информационный. В этом случае фундаментом, нижней границей системности должны стать те элементы в становлении культурных форм, которые выступают посредниками в опытном мышлении и участвуют в информационном обмене социальным духовным опытом. В самом процессе познания всегда происходит взаимопроникновение «телесного» и «духовного», что представляет собой то условие, при котором развиваются процессы взаимодействия субъекта и внешней среды. И в этой связи представляется значимым вопрос о новом типе «открытой рациональности», при котором конкретная субъективность, эмпирический субъект не элиминирован из процесса познания, но, напротив, признается человеком познающим [6]. Представляется, что с позиций открытой рациональности можно более полно раскрыть ту многоуровневую систему медиации, которая и составляет сущность медиакультуры. В процессах познания и информационно-коммуникативного обмена социальной реальности как объекту направленности человеческого сознания противостоит «субъективная реальность», «духовный мир», «ментальное» - то, что определяет формы взаимоотношения познающего субъекта с окружающим миром. При этом субъективная реальность в многообразии своих процессов может быть названа системой, где уже существует многоуровневое опосредование. Можно утверждать, что элемент медиакультуры принадлежит процессам, происходящим в когнитивной системе, и представляет собой результат внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих на сенсорном уровне объекты внешнего мира, свидетельствующих о конструктивности восприятия. Думается, что в качестве такого элемента медиакультуры можно рассмотреть когнитивный механизм ко-

дирования-декодирования информации (оговоримся при этом, что согласно общей теории систем любой элемент может быть рассмотрен как система на другом уровне). Таким образом, мы видим, что с позиций системного подхода медиакультура может быть нами рассмотрена как множество, образованное когнитивными механизмами кодирования-декодирования, участвующее во всех процессах культурного опыта и самовыражения.

Реализацию конкретных знаковых комбинаций в конкретном коммуникативном акте будут обеспечивать семиотические и технические механизмы, возможности которых она синтезирует, - особые искусственно созданные объекты [7], символические проводники [8], десигнато-ры [9], вторичные моделирующие системы [10]. Если свойством элементов медиакультуры рассмотреть «способность к образованию и трансляции социальных смыслов», то все элементы, обладающие этим свойством, образуют множество символических проводников-посредников, которые включаются в познавательную и информационно-коммуникативную деятельность. Свойства каждого из элементов системы медиакультуры выражаются в свойствах медиальных форм, то есть в означивании познаваемых объектов, которые формируют целостные свойства медиакультуры как коммуникативной системы. Синтез медиальных форм, отмеченных индексом модальности, создает символические формы как подмножества системы медиакультуры, на котором в дальнейшем строятся различные уровни системы.

Субъективная реальность может быть рассмотрена как уровень медиальных форм. С позиций когнитивного подхода любой процесс обработки информации опосредован системой категорий или понятий, являющихся моделью мира. Структура знаний и понятий человека или любой другой информационной системы опосредует все процессы получения, восприятия и передачи информации; любые процессы обработки информации должны рассматриваться в терминах знаний, понятий и категорий, которыми обладает индивидуум или информационная система [11]. В результате формируется модель мира, которая «выполняет функции организации коммуникативного единства сообщества и манифестирует достигнутую степень абстрактно-смысловой всеобщности в духовно-практическом освоении реальности, то есть уровень абстрактно-теоретического мышления, возможный для данного общества [12].

С точки зрения исследования структуры ме-диакультуры ее уровни имеют характер искус-

Медиакультура в процессах социального взаимодействия современного мира: системный подход

69

ственной реальности. Первичной формой объективации мысли, выражаемой в знаковых и символических, устных и письменных, однозначных и многозначных формах, является язык, который будет представлять собой уровень медиального в том смысле, что все другие формы - миф, ритуал, обряд - будут иметь его своей основой. Несмотря на то что медиаль-ность языка проявляется в самом акте означивания, язык не рассматривается как медиум в тех концептуальных подходах, которые понимают посредническую функцию в процессах познания и информационно-коммуникативных процессах лишь на уровне технического опосредования и считают своим объектом лишь технические средства, такие как печатный станок, телеграф, телефон, радио, телевидение. (Именно на этом рубеже, на наш взгляд, возникает расхождение в толковании такого понятия, как медиакультура.) Уровень технически опосредованных символических форм создает различные модификации символической реальности (медиареальность, эстетическая реальность, виртуальная реальность).

Не менее сложной задачей является поиск критериев для описания верхней границы системности, поскольку высокая проницаемость информационно-коммуникативных связей выводит нас в область различных видов социальных систем. Тем не менее в определении контуров конфигурации медиакультуры в широком смысле необходимо исходить из методологического критерия приписывания тому или другому объекту свойств системы. Медиакультура - это подсистема культуры как одной из систем социальной среды. Социальная среда многофункциональна, и медиа-культура наделена не всеми функциями среды, а лишь теми, которые позволяют определить ее как коммуницирующую среду. Следовательно, до того порога, пока мы рассматриваем свойствами того или иного объекта свойства, характеризующие его коммуникативную активность, мы будем рассматривать его как объект, находящийся в среде медиа-культуры, понимая всю условность такого определения. По сути дела медиакультура -это своеобразная теоретическая рамка рассмотрения коммуницирующих социокультурных систем, задающая такие условия их изучения, которые не могут элиминировать многоуровневые процессы медиации в функционировании данных систем.

Под медиакультурой, таким образом, мы будем понимать актуально коммуницирующую социальную среду, обеспечивающую посредст-

вом механизмов символического обмена взаимодействие между различными подсистемами культуры (власть, влияние, деньги), а также отдельными элементами социальной подсистемы (взаимодействие в политической, экономической, научной системах). Рассматриваемая как социальная система, медиакультура - интегральная общность разнообразных системных и несистемных социальных образований, функционирующая в сложных средах, в постоянном взаимодействии и взаимообмене с другими системами. Если принять во внимание, что в основе всех социальных систем лежат процессы коммуникации, то медиакультура выступает своеобразной метасистемой по отношению к исторически сложившимся коммуникативным системам, какими являются система политических коммуникаций, философия, образовательная система, наука, искусство, пресса и т.п. Функция медиакультуры состоит в обеспечении процесса информационно-коммуникативного обмена между всеми подсистемами этой среды. Именно по характеру познающего субъекта, по типу его активности, механизмам кодирования-декодирования в медиакультуре как коммуни-цирующей среде происходит селекция коммуникаций различных социальных систем, таких как философия, наука, искусство, религия, системы общественного информирования, в том числе и система средств массовой коммуникации. Если учесть общее положение о том, что совокупность отношений между элементами системы образует ее структуру, то структурой медиасистемы будет выступать семиотическая «решетка», узлами которой являются символические социокультурные коды.

Изучение медиакультуры как системы предполагает и выявление ее среды, что способствует более полному пониманию системности ме-диакультуры. Проблема среды системы - это проблема выделения существенных связей системы с окружающим миром [13]. Представляется возможным рассмотреть в качестве среды системы медиакультуры социокультурное измерение социального взаимодействия, каким выступает коммуникативное пространство, являющее собой пространственно-временную организацию социальных связей и отношений, пространство публичной и частной жизни, универсальный исторически сложившийся контекст символического взаимодействия.

Медиакультура в современном мире предстает формой культурной универсализации, воздействующей на все социальные процессы. Коммуникативные возможности, которые создают новые телетехномедиумы в развитии по-

литической коммуникации, виртуализация политического коммуникативного пространства, разрушение основ рациональной социальной ориентации вследствие смешения реальности и ее симулятивных образов, приводят к тому, что «национальные политические культуры как реально сложившиеся ценностные иерархии, уплотненные опытом поколений смыслы не могут оставаться "безучастными" к интеграции в их "тело" новых методов и технологий речемысли-тельной и поведенческой активности, к использованию человеком новых форм трансляции группового и мирового опыта, обработки и перемещения информации», при этом выявляются различные реакции культур: «от активного неприятия инноваций до постепенной трансформации и адаптации собственных моделей мышления и поведения или даже исходных, рационально выстроенных базовых ориентаций и предпочтений» [14].

Медиакультурный фактор обусловил значимые трансформации в экономической сфере. Новые технологии способствовали серьезным изменениям в организации и управлении экономической деятельностью, модифицировали формы функционирования рыночного механизма; новые организационно-управленческие структуры вызвали трансформацию пространственной и временной координат социального взаимодействия, в том числе и глобализацион-ные процессы в коммуникативном пространстве. Финансовые рынки, международная торговля, сферы транснационального производства -современное мировое хозяйство на всех уровнях пронизывают новейшие технологии, придавая ему сложный, асимметричный характер. Современные технически опосредованные формы медиакультуры способствуют быстрому развитию электронного бизнеса, а вместе с ним стимулируют новые формы рекламных и маркетинговых коммуникаций, создают «наднациональные мосты», благодаря которым происходит взаимоприспособление макроэкономической политики разных государств [15].

Вместе с тем нельзя абсолютизировать технологический фактор в развитии медиакульту-ры и нельзя рассматривать современное высо-котехнологизированное коммуникативное пространство в отрыве от мира человеческих эмоций. Сегодня значимым фактором в понимании взаимодействия человека со сложными коммуникативными средами становится новый тип сложности, связанный с человеческой интуицией и человеческими эмоциями, поскольку «старые идеалы рациональности, абстрагированные от этих существенных составляющих человече-

ской жизни, полностью игнорируют мир человека» [16]. Представляется, что в контексте размышлений о проблемах социального взаимодействия в современном мире необходимо еще раз акцентировать ту мысль, что, несмотря на многоликий символический контекст современных коммуникативных процессов, на то, что символическая среда делает «виртуальность нашей реальностью» [17], сфера медиакультуры не замыкается в границах мультимедийных систем и включает сложный комплекс нетехнических уровней символической реальности, в котором отражается все богатство культурных коммуникативных систем, сложившихся в истории цивилизации.

Список литературы

1. Sandbothe M. Medien - Kommunikation - Kultur: Grundlagen einer pragmatischen Kulturwissenschaft // Matthias Karmasin/Carsten Winter (Hrsg.): Kulturwissenschaft als Kommunikationswissenschaft: Projekte, Probleme, Perspektiven. Opladen, Westdeutscher Verlag, 2003. S. 257.

2. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. I. Язык. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. С. 28.

3. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. С. 183-184.

4. Systematische Medienphilosophie. Sonderband 7 / Hg. M. Sandbothe, L. Nagl Berlin, Akademieverlag GmbH, 2005.

5. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Философия как строгая наука. Новосибирск, 1994. С. 110.

6. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 71.

7. Лекторский В.А. Указ. соч.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

9. Кассирер Э. Указ. соч.

10. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство СПб., 2001.

11. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 118.

12. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев, 1988. C. 76.

13. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. С. 211.

14. Соловьев А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // Полис. 2002. № 6.

15. Шишков Ю.В. Глобализация экономики -продукт индустриализации и информатизации социума // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 152.

16. Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 56.

17. Кастельс М. Информационная эра: экономика, общество и культура. М., 2000. C. 349-350.

MeduaKynbmypa e npoqeœax mцuаnbного e3auModeùcmeun соeременного Mupa: cucmeMHUù nodxod

71

MEDIA CULTURE IN PROCESSES OF MODERN WORLD SOCIAL INTERACTION:

SYSTEMATIC APPROACH

E.I. Kuznetsova

The article gives the analysis of the media culture from a position of systematic approach. interaction. The media culture is considered as one of subsystems of the culture system, also as a communication environment, which ensures the interaction between the various social systems, producing new communication models and transforming thereby significantly the social processes.

Keywords: media culture, communication space, communication process, social system, mediation, mediacy, systematic approach, symbolic reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.