Научная статья на тему 'Медиакультура как фактор социокультурной модернизации России'

Медиакультура как фактор социокультурной модернизации России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
894
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАСРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / MEDIA CULTURE / MEDIA ENVIRONMENT / INFORMATION SOCIETY / SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лизунова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются медиакультура как средство формирования и развития информационного общества. Приводятся различные толкования определения понятия медиакультура. Делается вывод о том, что медиакультура является основным фактором социокультурной модернизации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CULTURE AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION OF RUSSIA

The article considers media culture as a means of formation and development of the information society. Various interpretations of the definition of media culture are given. It is concluded that media culture is the main factor of socio-cultural modernization in Russia.

Текст научной работы на тему «Медиакультура как фактор социокультурной модернизации России»

УДК 008

МЕДИАКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Ирина Владимировна Лизунова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются медиакультура как средство формирования и развития информационного общества. Приводятся различные толкования определения понятия медиа-культура. Делается вывод о том, что медиакультура является основным фактором социокультурной модернизации в России.

Ключевые слова: медиакультура, медиасреда, информационное общество, социокультурная модернизация.

MEDIA CULTURE AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION OF RUSSIA

Irina V. Lizunova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., Professor of the Department of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

The article considers media culture as a means of formation and development of the information society. Various interpretations of the definition of media culture are given. It is concluded that media culture is the main factor of socio-cultural modernization in Russia.

Key words: media culture, media environment, information society, socio-cultural modernization.

Стремительное включение преобразованных российских средств массовой коммуникации в глобализационные информационные и социокультурные процессы, расширение межкультурного диалога, свидетельствует о возрастание роли и влияния медиа на общество, в целом, и на отдельного человека, в частности. Быстро меняющийся мир, по-разному называемый учеными, теоретиками средств массовых коммуникаций, философами, социологами, экономистами: «цивилизацией третьей волны» (Э. Тоффлер), «постиндустриальным обществом» (Д. Белл), «справедливым обществом» (Дж. Гэлбрейт), «информационным обществом» (Й. Масуда, П. Друкер), «обществом сетевых структур» (М. Кастельс), «глобальной деревней» (М. Маклюэн), «миром медиа» (А. Черных) демонстрирует очередную волну современных модернизационных процессов: технологических, институциональных и социокультурных.

Начавшаяся в России технологическая модернизация базируется на информационно-коммуникационных новациях, появлении и скором внедрении компьютерных, телефонных сетей, спутниковой и сотовой связи, кабельного телевидения, мобильных технологий, системы цифровой кодировки и мн. др.

Институциональная модернизация представляет радикальные изменения имеющейся и основание новой инфраструктуры создания, распространения и потребления медиаконтента. А движущей силой социокультурной модернизации рубежа эпох XX-XXI вв. является формирующаяся медиакультура информационного общества.

Кардинальные преобразования 1990-х гг. в России, социокультурные перемены, трансформация медиасреды, модернизационные процессы рубежа XX-XXI вв. продемонстрировали «возрастание роли медиакультуры как катализатора многих социальных процессов, повлиявших на политическое или экономическое развитие страны»[1, с. 5]. Значимость медиакультуры для формирования всего социума и каждого гражданина страны в отдельности в XXI в. продолжает возрастать.

Медиакультура присутствует во все аспектах жизни социума, не имея при этом ни территориальных, ни временных границ.

Необходимость теоретического осмысления состояния и перспектив развития медиакультуры как фактора социокультурной модернизации в России обуславливает появление научных парадигм, желание выявить природу, сущность и характерные черты изучаемого явления.

В узком смысле слова, под медиакультурой понимается культура взаимодействия индивида со средствами массовой информации, как социально-активная целенаправленная человеческая деятельность в медиапространстве. Освоение медиакультуры человеком подразумевает овладение способностью взаимодействия с информационным обществом, с массмедиа.

В более широком смысле, медиакультура трактуется как проявление собственно культуры, всеобщая доступность к которой для человека возможна лишь посредством потребления продукции средств массовой информации. Ме-диакультура относится к особому типу культуры информационного общества.

Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В. Федоров дает определение медиакультуры как совокупности материальных и духовных ценностей в области медиа; как исторически определенной системы воспроизводства и функционирования медиа в обществе; а по отношению к аудитории - как «системы уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься меди-атворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [2, с. 35]. Данное определение медиакультуры включает материально-духовное наследие народа, отображаемое и транслируемое массмедиа в медиасреду. Общество и его индивиды являются не просто непосредственными участниками последней, они обладают огромными возможностями по созданию, распространению и использованию медиаресурсов, возможностями для развития собственного потенциала.

Известный культуролог Н.Б. Кириллова под медиакультурой понимает «совокупность информационно-коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности»[1, с. 7]. При этом одними из основных

составляющих медиакультуры становятся не только культура передачи информации и культура ее восприятия, но и показатели медиаграмотности человека. Сегодня огромную роль приобретают умения ориентироваться в потоке информации, грамотно формулировать свои информационные запросы, формировать свою личную медийную компетентность, и тем самым совершенствовать медиакультуру.

Понимание медиакультуры как исторически меняющегося явления среди теоретиков и практиков на сегодняшний день неоднозначно. Одни исследователи придерживаются мнения, что медиакультура и информационное общество явления взаимосвязанные и взаимозависимые. Другие считают, что медиакультура существует с момента появления медиа - средств общения, коммуникации, создания, сохранения и передачи информации. Однако именно в информационном обществе медиакультура выходит на приоритетные позиции, ибо «на новом этапе цивилизационного развития возрастает значение обслуживающего сектора <...>, усиливается роль сервиса информационного, осуществляемого средствами массовой информации как компонентами медиакультуры» [3].

Соглашаясь с последней точкой зрения, акцентируем внимание на понимании медиакультуры как инструменте взаимодействия человека с информационным обществом. Определяющим здесь является именно диалоговый способ взаимодействия личности с современным миром. Возможность и направленность к диалогу становится одной из основных характеристик медиакультуры, отражает ее динамическую сторону, взаимозависимость человека и медиа.

Относительно российской истории медиакультуры необходимо отметить, что особый импульс в ее развитии придал закон РФ 1991 г. «О средствах массовой информации», не просто провозгласивший свободу печати и недопустимость цензуру, а по сути, ознаменовавший собой начало новой эпохи - эпохи становления и оформления информационного общества в России. Эту данность подтвердили важнейшие государственные документы конца 1990-х гг.: Указ Президента РФ «О переходе России к информационному обществу» (1997), «Концепция государственной информационной политики», «Концепция формирования информационного общества в России» (1999). Они сформулировали политические, экономические, социокультурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода; определили первостепенные задачи по развитию информационного общества в России: от компьютеризации библиотек, архивов, музеев, создания широкой региональной сети культурно-информационных центров и баз медиаресурсов - до развития русскоязычного Интернета и обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства; обосновали специфику российского пути к информационному обществу [4, с. 15].

В принятой Правительством РФ в 2010 г. Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)» подчеркивалось, что для сохранения набранных темпов формирования информационного общества необходимо устранить целый ряд существующих барьеров, среди которых, в числе ос-

новополагающих называлась необходимость формирования среди населения высокого уровня медиакультуры, расширения и доступности обществу ме-диаобразования.

Подводя итоги, отметим, что постсоветские четверть века для России стали временем кардинальных перемен, эпохой всеобъемлющей модернизации общества. Медиакультуре при этом была отведена основополагающая роль. Она не просто проникла во все сферы общественной жизни, стала основным фактором социокультурной модернизации, интегратором социальных институтов, культуры, основным средством формирования и перехода к информационному обществу. Причем в перспективе в условиях информатизации и дальнейшей медитизации российского общества роль медиакультуры для социума и личности будет только возрастать. Это подтверждает необходимость ее дальнейшего изучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005. 400 с.

2. Федотов А. В. Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов // Медиа-тека. - 2006. - № 2. С. 33-37.

3. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. СПб., 2007. 21 с.

4. Булатова С.Н. Современная медиакультура. Иркутск, 2014. - 168 с.

© И. В. Лизунова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.